«Русский пейзаж. Поэзия природы» — описание

«Тема: «Русский пейзаж. Поэзия природы»Сочинение — описание»

Тема: «Русский пейзаж. Поэзия природы». Сочинение — описание

Цели урока: научиться видеть красоту природы, слышать природу, научиться доброте и чуткости ко всему, что нас окружает; научиться передавать красоту русского пейзажа через слово.

Задачи:

Образовательная:, Развивающая:

  • развитие творческих и интеллектуальных способностей, логического мышления и речи обучающихся;

  • развитие навыков отбора материала и систематизации прочитанного;

  • развитие коммуникативной компетентности обучающихся;

  • развитие умения и навыка работы в группе;

  • развитие элементов творческой деятельности;

  • развитие эстетических представлений и художественного вкуса обучающихся.

Воспитательная:

  • воспитание читательской культуры обучающихся, уважительного отношения к русской литературе, стремления передавать в своей речи богатство русского языка: красоту, точность, образность;

  • воспитание творчески активной личности, раскрытие новых способностей и талантов детей;

  • воспитание уважительного отношения к родной природе, к окружающему миру через поэтическое слово.

Оформление урока:

  • репродукции картин русских художников-пейзажистов;

  • выставка рисунков и творческих работ учащихся;

  • мультимедийные презентации;

  • музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский “Времена года”, Э. Григ “Утро”).

Ход урока

  1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Сейчас я предлагаю вам сейчас закрыть глаза и представить себя в самом живописном уголке природы. Мы так высоко стоим, что, кажется, можем достать рукой до облаков. Еще вчера стояла ужасная погода, даже в душу закралась тоска: небо хмурое, покрыто свинцовыми облаками, пронизывающий ветер. Ничто не предвещало улучшения погоды и настроения. Но мы с вами перенесёмся на несколько месяцев вперёд и представим себе, что на улице уже весна. Природа будто бы мгновенно пробудилась: лазурное небо, ослепительное солнце, щебет птиц. Мы вдыхаем в себя воздух, наполненный весенними ароматами. И вдруг нашему взору открывается чудо. Природа, еще дремавшая несколько месяцев назад, сегодня пробудилась и показалась нам во всей своей красе. Казалось, каждый цветочек призывает всех: полюбуйтесь мною, разве я не хорош?

46 стр., 22527 слов

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ...

... коммуникативных качеств. Коммуникативная В коммуникативную культуру входят: - - - культура речи. Эмоциональная культура – это Культура мышления - это высокий уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности ... эстетической, информационной и др. В данной работе мы будем рассматривать коммуникативную культуру как коммуникации, т.к. отсутствие необходимых навыков владения ...

На фоне музыки учитель читает стихотворение Н.Рыленкова «Всё в тающей дымке».

Все в тающей дымке

  • Холмы, перелески…

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озера,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Бездонные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

  • Стихотворение, которое я прочитала, написал Николай Рыленков.

После прочтения спросим учащихся:

  • Как вы думаете, почему поэт говорит, что русскую природу «мало видеть, здесь нужно всмотреться, здесь мало слышать, здесь вслушаться нужно».

(Рассуждения учащихся)

Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь?

Правильно, о природе.

Русская природа сама по себе неброская, неяркая, не поражает взгляд чем-то неожиданным: в ней нет ни эффектных горных вершин в снежных шапках, ни экзотических ярких растений, ни бирюзовых водоёмов, ни кипящих горячих ключей, ни крикливых красок. Все краски и звуки как бы приглушены, но таится в них скрытая могучая сила, которую может почувствовать только чуткое любящее сердце. Попытавшись услышать, о чём говорят деревья или звёзды, вы поймёте, что каждый постигает их голоса по-своему. Поэзия начинается с умения заново увидеть мир, не так, как его видели до тебя. А для этого надо быть человеком, глубоко чувствующим и зорко видящим, свободно мыслящим и преданно любящим.

Поэтому сегодня на уроке мы с вами будем учиться видеть красоту природы, слышать природу, будем учиться доброте и чуткости ко всему, что нас окружает; будем пробовать создавать свою красоту – красоту русского пейзажа, а орудием нашим будет — слово, и помогать нам в этом будут русские художники, поэты и музыканты.

Итак, откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока « Русский пейзаж. Поэзия природы».

Каким одним словом мы можем назвать музыку, живопись, литературу, кино, театр? (ответы ребят).

Верно, искусство. А зачем нужно искусство человеку, какую роль оно играет в его жизни? (ответы учащихся)

  • Посмотрите, как на этот вопрос ответил Рамис да Пареха: « Искусство оказывает величайшее влияние на душу человека».

(«оказывает влияние на душу человека»)

  • А что значит «оказывает влияние на душу человека»?

В нашем классе, который превращается в художественную лабораторию, будет работать художник.

У него будет такое задание: к концу урока наш художник должен будет нарисовать на мольберте картину природы, которая возникнет в её воображении после прослушивания музыкального произведения Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года». А мы с вами должны будем к концу урока сказать: какое же время года изобразил наш художник.

Итак, завеса тайны приоткрыта. Добро пожаловать в мир чудес.

(Звучит тихая мелодия.)

Художник Исаак Левитан очень любил русскую весну. Своему другу из-за границы он писал: «Воображаю, какая прелесть теперь у вас в России, реки разлились, оживает всё… Нет лучше страны, чем Россия!».

Ребята, всмотритесь в картину Исаака Левитана «Март» и напишите, что же любит

(учащиеся работают 5-7 минут и после этого зачитывают свои предложения).

Учитель: Молодцы, ребята. Вы точно подметили, как ярко светит солнце, мир залит светом, синие тени на снегу подчёркивают нежную золотистость этого света. Простор синего неба и яркость золотого света, не знающие границ, создают ощущение праздника весны. Деревья у художника как будто радостно танцуют или летят к небу.

Весна в представлении Левитана – это мир без границ, и он ликует радостно. Всё просто, даже застенчиво. Такой увидел весну художник Исаак Левитан.

А теперь прочитайте стихотворение Бориса Пастернака «Март» (тексты распечатаны для всех учащихся) и напишите, чем интересна весна поэту.

МАРТ.

Солнце греет до седьмого пота,

И бушует, одурев, овраг,

Как у дюжей скотницы работа,

Дело у весны кипит в руках.

Чахнет снег и болен малокровьем

В веточках бессильно синих жил.

Но дымится жизнь в хлеву коровьем,

И здоровьем пышут зубья вил.

Эти ночи, эти дни и ночи!

Дробь капелей к середине дня,

Кровельных сосулек худосочье,

Ручейков бессонных болтовня!

Настежь все, конюшня и коровник.

Голуби в снегу клюют овёс,

И, всего живитель и виновник, —

Пахнет свежим воздухом навоз.

Итак, что же значит весна для Пастернака? (Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года», учащиеся работают 5-7 минут, затем зачитывают работы).

Попробуйте дать сосулькам и ручейкам свои определения, не такие, как у Бориса Пастернака.

Сосульки…………….., ………………….,

Ручейки………………….., ……………………..,

(Учащиеся зачитывают определения.)

Учитель: Молодцы, ребята! Вы очень внимательны, точны и творчески выполняете задания.

Работа над собственными ассоциациями.

  • Скажите мне, а как мы смотрим на мир, который находится вокруг нас?

(ответы учащихся).

(5 минут учащиеся работают в тетради, затем схема проверяется.)

Объект наблюдений

Эпитеты

Глаголы

небо

лазурное, голубое, высокое, чистое

отражается

вода

синяя, холодная

бурлит

деревья

мокрые, сырые, одинокие, высокие, пустые

качаются, шумят

тени

черные, стрельчатые

упали, вытянулись

облака

прозрачные, хрустальные

сверкают, переливаются, искрятся

Обращение к картине Исаака Левитана «Весна. Большая вода».

  • А теперь давайте рассмотрим ещё одну картину Исаака Левитана. Называется она «Весна. Большая весна».
  • Что же увидели мы?

(Продолжение работы над схемой).

вода

сизая гладь

застыла

деревья

обнаженные

тянутся

тени

черно-коричневые на песке и дымчато-голубые на воде

облака

прозрачные

плывут

(Конец апреля.)

— Какие композиционные детали об этом говорят? (Нет уже снега. На реках растаял лед. Много воды. «Большая вода» – живая вода, питающая землю. Деревья окутаны зеленой дымкой (от набухших зеленых почек).

Солнечно. Небо светло-голубое, апрельское. На небе легкие белые облачка.)

  • Палитра? (Левитан рисует нежный весенний наряд земли. Теплые тона: голубой, светло-желтый, розовый, цвет молодой зелени, приглушенный коричневый.)
  • Какие чувства охватывают при взгляде на картину? (Светлые, добрые: приближаются теплые майские деньки, хорошие перемены. Но есть и грусть – от холода прозрачного неба, от лодки, одиноко стоящей у берега.)
  • Полотна Левитана часто вызывают тоскливые чувства, чувство одиночества, печали. Сам художник так говорил об этом: «Эта тоска во мне, она внутри меня, но…она разлита в природе… Я бы хотел выразить грусть, безысходность, умиротворенность».

(Звучит тихое, медленное музыкальное произведение на усмотрение учителя. Можно использовать русскую народную песню. На её фоне несколько учениц в костюмах, стилизованных под русскую берёзку, исполняют танец.

На этом фоне подготовленный ученик читает текст.)

«Я сидел в берёзовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то всё заволакивалось рыхлыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. Я сидел и глядел кругом, и слушал. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно менялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаком… Тонкие стволы не слишком частых берёз внезапно принимали нежный отблеск белого шёлка, лежавшие на земле мелкие листья вдруг пестрели червонным золотом. Листва на берёзах была ещё почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна, молоденькая, вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце, когда его лучи внезапно пробивались», — писал Иван Сергеевич Тургенев.

Учитель : Ребята, наверное, вы почувствовали, что у каждого дерева свой облик, своя жизнь, своя душа.

Попробуйте описать своё любимое дерево в любое время года.

(учащиеся работают и зачитывают свои предложения 5-7 минут)

Учитель (на фоне музыки): Художники – искатели природы. Они умеют увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаёмся равнодушны. Они помогают нам понять прелесть природы. Ведь каждый из них находит для неё свои краски.

Осень! Как она разнообразна: осень красок, осень ветров и осень дождей.

Ученик: Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера….

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде –

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной бороде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь, —

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

Учитель: Ребята, напишите, чем близки картины художников, изображающих осень, и стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева и что отличает их по настроению и образам.

(Учащиеся работают, читают свои предложения)

А сейчас я хочу обратиться к музыке.

Музыкальный цикл «Времена года», написанный в 1876 году Петром Ильичом Чайковским, стал настоящим шедевром мировой музыки. Пьесы цикла – это русские пейзажи в разное время года. Лирическая музыка выражает жизнь природы, которая тесно связана с жизнью людей.

Давайте послушаем отрывок из музыкального произведения П.И. Чайковского «Времена года.

(слушаем музыку)

(Музыкальная пьеса Чайковского «Подснежник» наполнена светлым лирическим чувством.

Композитор передаёт волнующе радостное, трепетное настроение, устремлённое навстречу солнцу, надеждам, счастью, упоение расцветающей природой.)

О каком времени года мы сейчас слушали в музыке? (ответы учащихся)

А теперь давайте же посмотрим, что же получилось у нашего художника.

Как вы думайте, какое же время года изобразил наш художник?

Молодцы!

А сейчас, я бы хотела, чтобы вы послушали ещё одно стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева.

(Ученик читает стихотворение Ф.И.Тютчева «Не то, что мните вы, природа»).

Слово учителя .

  • Как строит душу ребёнка народная сказка, как обновляет землю первый дождь, так в наше страшное ожесточением, бездуховностью время поэзия способна пробудить, очистить нас, вернуть данное нам природой чувство прекрасного.

Пусть сегодняшний урок будет подарком для вас и посеет в каждом из вас доброе зёрнышко.

Рефлексия.

Метод незаконченного предложения (тезиса).

А теперь возьмите маленький листочек и ответьте мне, пожалуйста, на следующие вопросы:

  • На сегодняшнем уроке я понял, что …
  • Мне понравилось …
  • Я научился …
  • Особенно мне запомнилось на уроке …( 2 минуты)

А теперь откройте дневники.

Домашнее задание будет не таким, как всегда, вам нужно будет дома словами нарисовать эмблему любого времени года, можно в стихах.