Пащук Нелли | | Журнал «Литература» №

В части С1 КИМов по русскому языку предлагается написать сочинение по прочитанному тексту: сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста, выявить позицию автора, согласиться или не согласиться с его точкой зрения, а также привести не менее двух-трёх аргументов. Задача, право, не из лёгких: по сути, работа ученика должна состоять из двух частей: первая — анализ текста; вторая — собственное сочинение-рассуждение по проблемам текста.

Приступая к выполнению работы, важно помнить, что сочинение не монолог, а диалог ученика с автором текста. Встреча автора и ученика будет интересной только тогда, когда второй научится понимать строение текста, его смысл, прочувствует каждое слово, фразу, интонацию автора.

Следует ли напоминать, что диалог должен вестись в корректной форме? Думаю, да, в противном случае не избежать “наказания” — вызвать негативную оценку экзаменатора и потерять баллы. К работе выпускника предъявляются серьёзные требования — она должна показать:

  • насколько глубоко и полно понят смысл текста;
  • способен ли старшеклассник зрело судить о проблемах, затронутых в тексте;
  • может ли он ясно и убедительно, вежливо и корректно изложить свою позицию, даже если она расходится с авторской;
  • умеет ли грамотно излагать свои мысли, не нарушая норм литературного языка;
  • выразительна ли его речь: эмоциональна, богата художественными средствами.

Предвижу и сомнения по поводу того, что невозможно соответствовать всем этим требованиям в рекомендованном объёме сочинения — 150 слов. Но ведь это всего лишь рекомендации: можно и увеличить объём до 200–250 слов, тогда работа будет более полновесной и качественной. Вспомним русскую пословицу “Глаза боятся, а руки делают”; в нашем случае — “руки пишут”.

Занятие № 1

Анализ публицистического текста

Публицистический стиль. — Теоретические основы анализа текста. — Практикум по анализу текста., Публицистика, Публицистический стиль

Функциональная особенность : информативная и воздействующая функции.

Цель публицистического текста : информировать читателя о событиях в стране и мире, формировать общественное мнение.

9 стр., 4021 слов

Разработка по русскому языку в 11 классе «От анализа текста ...

... сочинения. Мы можем в качестве аргументов сделать ссылку на эти письма. V. Работа с текстом. К записям в тетрадях мы ещё вернёмся, а сейчас я попрошу вас провести анализ ... отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее : пересказывая , мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том , что делает автор. - Я ...

Стилевые черты

Лексические:

  • чередование книжных слов с экспрессивными;
  • использование оценочной лексики;

иметь значение, играть роль, главное событие

  • фактографичность, документализм;
  • использование неологизмов, окказионализмов (собственно авторские выражения);
  • использование в экспрессивных целях заголовков, вводных эпизодов, тропов, цитат, элементов других стилей (разговорного, художественного, научного).

Морфологические:

  • ость, -ство, -ние
  • изм, -ист, -ция, анти-, контр-, де-

общественно-политический,

ознаменован, изготовлен.

Синтаксические:

  • использование эллиптических конструкций;
  • номинативных предложений;
  • присоединительных и парцеллированных
  • сегментированных конструкций.

Теоретические основы анализа текста

По первым трём критериям (К1–К3) оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом (часть С1) проверяются умения ученика анализировать текст: 1) определять тему текста, формулировать проблему; 2) комментировать её; 3) выявлять позицию автора. Следующий критерий (К4) позволяет проверить умение ученика создавать свой собственный текст. Рассмотрим каждый элемент подробно.

Тема

Тема — 1) предмет повествования, круг жизненных явлений, осмысляемых автором; 2) круг событий, служащий для постановки философских, социальных, этических, идеологических проблем.

Формулировка проблемы

Проблема сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.

Перечислим несколько способов формулировки проблемы:

1) в вопросно-ответной форме;

2) в виде предложения-тезиса, требующего пояснения;

3) в виде номинации (названия) темы;

4) с использованием лексических и синтаксических средств выразительности: лексического повтора, ключевых повторяющихся выражений (однотемной лексики), риторических вопросов, градации и др.;

5) в виде предложения-цитаты, отражающего основную мысль текста.

Комментарий проблемы

Комментировать

1) “Я иду вслед за автором” (аналитический пересказ текста).

2) “Свободный” комментарий, основанный на откликах, ассоциациях читателя.

Порекомендуем ученикам:

  • не пересказывать весь текст;
  • не комментировать несформулированную проблему;
  • не увлекаться чрезмерным цитированием текста.

В этой части работы (комментарий проблемы) можно использовать следующие выражения и вводные конструкции: автор (писатель, публицист) заявляет; Ф.И.О делится своим пониманием проблемы; по убеждению автора (публициста, писателя)…; совершенно очевидным, по мнению автора (Ф.И.О, публициста, писателя), является…

Автор. Позиция автора

Позиция автора

Аргументация своего мнения

Ученику необходимо выразить своё отношение к проблеме(ам), поставленной(ым) автором текста, согласившись или не согласившись с ним. Это самая трудная часть работы, потому что надо не только высказать своё мнение, но и привести два-три аргумента. По типу речи эта часть сочинения не что иное, как рассуждение. Следовательно, должен присутствовать тезис (то, что нужно доказать).

11 стр., 5393 слов

Теперь о читательском опыте. Напишите по прочитанному тексту

... проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), ... теме я постараюсь рассказать о том, как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку (часть С) на ... с мнением автора, т.е. формулируете свою позицию по данной проблеме. Опять же достаточно одного-двух предложений. Моя точка ...

Тезисом может послужить точка зрения автора на проблему (позиция автора).

Затем нужно привести аргументы в пользу или против выдвинутого тезиса и сделать вывод, то есть обобщить свои умозаключения. Аргумент —фактическое доказательство, логический довод, служащий основанием для доказательства. К аргументам можно отнести примеры из истории, научных открытий, художественных произведений или фильмов. Это наиболее выигрышные аргументы. Не будем забывать о том, что в тексте может быть несколько проблем. Посоветуем ученикам “не растекаться мыслью по древу” и прокомментировать одну заинтересовавшую его проблему.

Несколько полезных советов ученикам по этой части работы (аргументация собственного мнения):

  • соблюдайте фактологическую точность в приводимых примерах;
  • указывайте точные даты, правильные названия произведений и их авторов, имена героев произведений, исторических лиц;
  • приводите верные факты биографии, не искажайте исторические и культурные реалии;
  • не допускайте этических ошибок: высокомерного или циничного отношения к автору текста;
  • не проявляйте речевую агрессию, не выказывайте свою недоброжелательность, негативные эмоции: грубость, насмешку, употребление сниженной лексики.

Если вы не согласны с мнением автора, можно, например, использовать следующие речевые обороты: пожалуй, наиболее спорной выглядит мысль о том…; позволю себе не согласиться с автором в той части, где он рассуждает о…; на этот счёт у меня сложилось другое мнение…

Мамона Т.Н.

Практикум по анализу текста

Исходный текст (В.П. АСТАФЬЕВ)

1) Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов?

2) Кто портит телефоны-автоматы?

3) Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил?

4) Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая своё эстетическое чувство?

5) Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей?

6) Кто…

7) Но пакостников по сравнению с порядочными людьми всё же не так много.

8) Откуда же такое чувство, что мы порой опутаны ими?

9) Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки?

10) Владимир Даль, опять же он, батюшка, давно и во все времена дающий нам точные ответы, называет пакость скверной, мерзостью, гадостью, злоумышлением, да еще дьявольским, и советует: “Всякую пакость к себе примени… На пакость всякого станет…”

11) Пакость чаще всего творится скрытно.

12) Если бы её “засветили”, если бы видно сделалось, она, быть может, и прекратилась, ибо пакость, хотя и не всегда любит и часто не приемлет зрителя, всё же иногда и при зрителе происходит и для него делается.

13) Если бы пакостить негде было, не рыхлилась бы для неё почва, нечем бы стало ей прикрываться, пришлось бы нам кончать с очень многими дурными наклонностями.

14) Пакость многообразна, границы её бывают размыты житейским морем или сомкнуты с некими нагромождениями, разломами, выносами.

15) Пакость может быть незаметной, но безвредной никогда не была и не будет.

16) Ох, сколько мы слов извели, сколько негодования высказали, сердце изорвали, нервы извели, вывесок больше всех грамотных народов написали, и все с приставкой не- : “не курить!”, “не бросать”, “не переходить”, “не шуметь”, “не распивать”.

17) И что же, пакостник унялся?

18) Притормозил?

19) Засовестился?

20) Да он как пакостил, так и пакостит, причём, по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит под запретными вывесками, потому что написаны они для проформы и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие; ему пакостная жизнь — цель жизни, пакостные дела — благо, пакостный спектакль — наслаждение, и тут не помогут никакие уговоры, никакая мораль, даже самая передовая.

21) Не годится, тут лишь одно средство возможно, оно, это верное средство, мудрым батюшкой Крыловым подсказано более ста лет назад: “Власть употребить!”

22) И силу, добавлю я, всеобщую, народную.

Ключевые выражения, тезисы абзацев

Авторский комментарий

1-й абзац

Кто… (снимает, портит, разрушает, стонет и визжит, врубает…)

2-й абзац

1) Пакостников всё же не так много.

2) Пакость — “скверна, мерзость, гадость, злоумышление” (В.И. Даль).

3-й абзац

Пакость творится скрытно, но всё же нуждается в зрителе…

4-й абзац

Пакость многообразна…

5-й абзац

1) Несмотря на запреты, пакостник как пакостил, так и пакостит.

2) Пакость — “цель жизни, пакостные дела — благо, пакостный спектакль — наслаждение”.

1-й абзац

Кто эти люди?

2-й абзац

1) Мы примирились с ними, опустили руки.

2) “Всякую пакость к себе примени… На пакость всякого станет…” (В.И. Даль).

3-й абзац

Если бы не было почвы для неё, то и не распространялась бы она.

4-й абзац

Безвредной не бывает.

5-й абзац

1) Никакая мораль, никакие уговоры не помогут.

2) “Власть употребить!” (И.А. Крылов).

“Силу всеобщую, народную!” (В.П. Астафьев).

Вопросы и задания

1. Определите тему текста.

2. Выпишите из каждого абзаца ключевые выражения. Как автор их комментирует? Можно воспользоваться опорным конспектом.

3. Выберите три-четыре тезиса, которые помогут определить тему авторского высказывания и сформулировать проблемы текста.

1) Пакость и пакостники…

2) Пакость — “скверна, мерзость, гадость, злоумышление” (В.И. Даль).

3) Пакостников немного, но мы с ними примирились.

4) Несмотря на запреты, пакостник как пакостил, так и пакостит, ибо “пакость — цель жизни, пакостные дела — благо, пакостный спектакль — наслаждение”.

4. Какие проблемы рассматривает писатель?

1) Проявление грубости, хамства, бескультурья в повседневной жизни.

2) Равнодушное отношение людей к проявлению грубости и хамства.

5. Сформулируйте проблемы. Заполните таблицу.

6. Запишите в один абзац сформулированные проблемы (можно использовать несколько вариантов формулировки проблемы).

А) Пакостники — кто они? Почему в повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проявлением невежества и хамства, грубости и скверно­словия? И почему мы свыклись с этим явлением? Может быть, потому, что перестали уважать себя и других. Этими вопросами задаётся автор текста В.П. Астафьев, поднимая проблему бескультурья в современном нам обществе.

Б) В.П. Астафьев рассматривает проблему бескультурья в повседневной жизни: он пишет о “пакости и пакостниках”. Невежество, сквернословие, хамство стало привычным явлением в нашем обществе, а мы как будто живём в другом мире, мире, где нас это всё не касается. “Пакость — скверна, мерзость, гадость, злоумышление”, — говорит В.И. Даль и советует нам: “Всякую пакость к себе примени”.

7. Прокомментируйте обе проблемы, взяв за основу вышеизложенные тезисы (см. опорный кон­спект).

Покажем способы комментирования сформулированных проблем.

А) “Пакостники — кто они? Почему в повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проявлением невежества и хамства, грубости и сквернословия? Этими вопросами задаётся автор текста В.П. Астафьев, поднимая проблему бескультурья. Писатель, размышляя о пакости и пакостниках, цитирует В.И. Даля: “Пакость — скверна, мерзость, гадость, злоумышление” (1-й тезис).

Однако, несмотря на это, пакость окружает нас всюду, и мы смирились с ней. Хотя и действуют пакостники скрытно, но всё же иногда нуждаются в зрителе, пишет далее В.П. Астафьев (2-й тезис).

Никакие запреты, по его мнению, не могут воздействовать на них, ибо “написаны они для проформы” (3-й тезис).

Для пакостника “пакость — цель жизни, пакостные дела — благо, пакостный спектакль — наслаждение” (3-й тезис).

Таким образом, мы исследовали проблему, “шагая вслед за автором”. Это первый способ комментария. Второй, как мы уже отметили, “свободный”, но и он будет основываться на тех же самых авторских тезисах.

Способы формулировки проблемы

Формулировка проблемы
1. В виде вопроса и ответа. Пакостникикто они? Почему в повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проявлением невежества и хам­ства, грубости и сквернословия? Возможно, потому, что не научились уважать себя.
2. В виде предложения-тезиса, требующего пояснения. А) В.П. Астафьев рассматривает проблему бескультурья в повседневной жизни, а именно: он пишет о пакости и пакостниках.

Б) Невежество, бескультурье, сквернословие — проблемы, к сожалению, актуальные в наше время.

3. В виде номинации (названия) темы. Пакость и пакостники…
4. С использованием лексических и синтаксических средств выразительности: лексиче­ского повтора, однотемной лексики, градации, однородных членов предложения и др. Невежество, сквернословие, хамство — характерное явление современного общества.
5. В виде предложения-цитаты, отражающего основную мысль текста. В.П. Астафьев, размышляя о пакости и пакостниках, цитирует В.И. Даля, автора «Толкового словаря живого великорусского языка»: “Пакость — скверна, мерзость, гадость, злоумышление”.

Б) Что чаще всего портит нашу жизнь? Пакость и пакостники. Именно об этом явлении пишет В.П. Астафьев. К сожалению, проблема эта в нашем обществе слишком велика. Шагу не ступишь, чтобы не столкнуться с проявлением пакости: надписи на стенах, грязь на улицах, грубость, хамство, повсеместное бескультурье.

Что же такое пакость? Автор цитирует В.Даля, называющего её “скверной, гадостью, злоумышлением”, да ещё “дьявольским”. А советы составителя «Толкового словаря живого великорусского языка»: “Всякую пакость к себе примени”, — прибавляют вес этой нелестной характеристике. Почему же столь отвратительное явление может иметь и своих сторонников? Их не должно быть много, и писатель это подтверждает, но всё-таки они есть и ждут подходящего момента, чтобы напакостить, да ещё и при свидетелях. Почему же не засовестится злоумышленник от замечаний, если рассчитывает на зрителя? Потому что пакость для него — наслаждение, и наслаждение это столь велико, что остановить повсеместное наступление мерзости может только власть, “сила народная”, то есть мы с вами.

8. Сформулируйте позицию автора.

“Власть употребить и силу, всеобщую, народную”.

Пакостники

В ы выполнили лишь первую часть сочинения — проанализировали текст. Далее нам следует отразить собственную точку зрения на проблему. Как это сделать? Ученики могут, отталкиваясь от тех же аргументов, предложить свой путь искоренения жизненного зла. Возможен другой вариант: ответ на вопрос (позиция автора) станет главным тезисом ученического размышления. Можно начать вторую часть сочинения, как, впрочем, и первую, с рассказа об авторе, тем более что мы знакомы с ним, с его произведениями. Приведём пример сочинения, где сведения об авторе открывают вторую его часть.

Что чаще всего портит нашу жизнь? Пакость и пакостники. Именно об этом явлении пишет В.П. Астафьев. К сожалению, проблема эта в нашем обществе слишком велика. Шагу не ступишь, чтобы не столкнуться с проявлением пакости: надписи на стенах, грязь на улицах, грубость, хамство, повсеместное бескультурье.

Что же такое пакость? Автор цитирует В.Даля, называющего её “скверной, гадостью, злоумышлением”, да ещё “дьявольским”. А советы составителя «Толкового словаря живого великорусского языка»: “Всякую пакость к себе примени” — прибавляют вес этой нелестной характеристике. Почему же столь отвратительное явление может иметь и своих сторонников? Их не может быть много, и писатель это подтверждает, но всё-таки они есть и ждут подходящего момента, чтобы напакостить, да ещё и при зрителях. Почему же не засовестится злоумышленник от замечаний, если рассчитывает на зрителя? Потому что пакость для него — наслаждение, и наслаждение это столь велико, что остановить повсеместное наступление мерзости может только власть, “сила народная”, то есть мы с вами.

В.П. Астафьев, по мнению многих почитателей его таланта, самый совестливый писатель ХХ века, к сожалению, уже ушедший из жизни. Автор ярких романов, повестей «Печальный детектив», «Царь-рыба», «Прокляты и убиты», В.П. Астафьев часто обращался к публицистике, освещая злободневные вопросы современности. Не оставались за пределами его внимания и вечные вопросы: о добре и зле, о любви и ненависти, о дружбе и предательстве, о долге и бесчестии. И это его размышление о нравственной проблеме отсутствия культуры в современном мире, несомненно, вызовет у всех читателей душевный отклик. И всё-таки я рассматриваю решение проблемы в ином ракурсе.

Мне кажется, что главная мысль этого текста не в том, чтобы применить силу народную, а в том, чтобы “не рыхлилась почва” под ногами пакостников. Для этого надо воспитывать людей с детства, и не “прописями”, как это делал отец Чичикова (“вечная пропись на столе: не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердце”), а своими делами, поступками. Что из этих “наставлений” получилось, мы знаем: Чичиков — мошенник. Нужно с детства прививать “дух благородных желаний”, желаний совершать красивые поступки. Какие стремления в ребёнке воспитаешь, такого человека и получишь. Не зря русская пословица гласит: “Того Иван не разумеет, чего Ванюша не выучит”. Таким образом, решение поднятой писателем проблемы мне видится в семейном воспитании, в семейных традициях.