В 1860-1880-е годы русское общество волновали вопросы о морали, добре и зле, о несовершенстве природы человека, вариантах перерождения человека в этом мире. Всё это было выражено в литературе и живописи. Эти вопросы Ге поставил в своём евангельском цикле настолько остро, что его картины или вызывали полное неприятие или восторг некоторых ценителей живописи. Его картины запрещалось показывать в частных собраниях и на выставках.
Общество в первую очередь шокировал образ Христа. У Ге он не богочеловек, а обычный человек со всеми противоречивыми стремлениями души.
В произведении «Что есть истина? (Христос и Пилат)» Ге в самом названии обозначает главный вопрос эпохи. Композиция строится на противопоставлении двух противоположных мировоззрений. Пилат, проходящий мимо Христа, не намерен вести длительный спор, так как решение им уже принято. Пилат размещён на переднем плане в залитом солнечным светом пространстве. Художник изображает его со спины, благодаря складкам его одежд фигура напоминает античную колонну. Христос же напротив, изображён в тени. Он словно загнан в угол, но выражение его лица говорит о готовности противостоять злу. Христос далёк от смирения и верит в свою истину. Но его истина для Пилата расположена во тьме, где он её не видит. Прокуратор поднял руку в вопрошающем жесте, который словно разделяет пространство между двумя героями.
Целью художника было создать такое произведение, которое способно пробудить душу к размышлениям и заставить задуматься о проблемах бытия.
Текст 2
На полотне «Что есть истина?» Христос и Пилат» (1890) Ге представляет зрителю конфликт двух личностей, двух мировоззрений – Пятого прокуратора Иудеи Пилата и осужденного им на смерть Иисуса Христа. Противостояние этих людей решается художником через контраст образов. Пилату, сильному, волевому и решительному, облаченному властью и богатством, противопоставляется Христос – спокойный и уставший. Он невозмутимо встречает решительный, даже где-то резкий и насмешливый вызов – вопрос прокуратора: «Что есть истина?». Желая придать изображенному конфликту оттенок вневременности, Ге намеренно не показывает богатых интерьеров дворца Пилата, а переносит действие в уединенный уголок.
«Величайшие истины — самые простые». Л. Н. Толстой
... Простота не делает их «недостаточными» или ограниченно действующими. Простота делает их бессмертными. Такие истины будут действовать и влиять на общество всегда. Говоря о величии простых истин, Лев Николаевич Толстой ... И понятно, что Никите не сдобровать: все важные, надутые, а тут какой-то Никита что-то не сделал. Ату его! Большой начальник расцвёл в предвкушении: «Ну что ...
Сцена разворачивается на фоне простой, практически ничем не декорированной стены. Благодаря этому композиционному решению полотно приобретает вселенское значение и масштаб.
Текст 3
«Что есть истина?» Н. Ге — картина из Евангельского цикла, которая стала одной из самых скандально известных работ по причине натуралистической правдивости в изображении Христа перед прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. Это своеобразная иллюстрация на Евангелие от Иоанна:
«33. Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? […]
36. Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
37. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
38. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем». (Ин. 18: 33, 36—38)
Сам Христос о себе говорил: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6).
Картина была впервые представлена публике на выставке Товарищества передвижников в 1890 году. Картина вызвала неоднозначную реакцию общественности и по распоряжению Священного синода была снята с экспозиции.
Лев Толстой в письме к Николаю Ге так характеризует эту работу: «… она правдива (реалистична, как говорят теперь) в самом настоящем значении этого слова. Христос… такой, каким должен быть человек, которого мучили целую ночь и ведут мучать. И Пилат такой, каким должен быть губернатор… Ге… нашел в жизни Христа такой момент, который… важен теперь для всех нас и повторяется везде во всем мире». (Л.Н. Толстой и Н.Н. Ге. Переписка. М.-Л., 1933, с. 30-31)
Граф Лев Николаевич Толстой в письме Павлу Михайловичу Третьякову о картине Н.Н. Ге «Что есть истина?»: «…Выйдет поразительная вещь: вы посвятили жизнь на собирание предметов искусства, живописи и собрали подряд все для того, чтобы не пропустить в тысяче ничтожных полотен то, во имя которого стоило собирать все остальные. Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину. И когда прямо среди навоза лежит очевидная жемчужина, вы забираете всё, только не её. Для меня это просто непостижимо, простите меня, если оскорбил вас, и постарайтесь поправить свою ошибку, если вы видите её, чтобы не погубить всё своё многолетнее дело». Уважая мнение Толстого, Третьяков всё-таки купил произведение Ге.
Текст 4
«Ге нашел в жизни Христа такой момент, который важен теперь для всех нас и повторяется везде во всем мире, в борьбе нравственного, разумного сознания человека, проявляющегося в неблестящих сферах жизни с преданиями утонченного и добродушного, самоуверенного насилия, подавляющего это сознание. А Иисусу жалко человека и страшно за ту пучину лжи, которая отделяет Пилата и таких людей от истины, и это выражено в его лице» (Л. Толстой)
Мастер и маргарита казнь анализ. Анализ эпизода Понтий Пилат ...
... и кончилось, и я этому несказанно рад,- благожелательно поглядывая на П. Пилата, заключил арестованный. -Но есть еще и другая истина, о которой я говорил в толпе на базаре,– продолжал Иешуа. ... подобным действиям, повторяю." Так поклянись своей жизнью, что этого не было, - сказал прокуратор и улыбнулся какой–то страшной улыбкой. "–Ею клясться самое время, так как она ...
Текст 5
Святитель
Искать истину – значит искать предмет любви. Если ищешь Истину с любовью и ради любви, Она откроет тебе свет лица Своего настолько, насколько ты сможешь его вынести, не сгорев. В придачу Она принесет тебе все, но ты поймешь, что тебе не нужно ничего больше, кроме Ее сияющего и сладчайшего лика.
Христос – воплощённая Истина