«Итоговое сочинение — 2019. Направление «Гордость и смирение»»
ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ: ОПИСАНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ. КОММЕНТАРИИ. ЦИТАТЫ. АРГУМЕНТЫ. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ., ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ, Комментарий от ФИПИ:
Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.
ГОРДОСТЬ – нравственное качество личности, проявляющееся:
1) С одной стороны, как чувство собственного достоинства, независимости личности, самоуважения, отражающее высокую оценку человеком своих или чужих (другого человека, группы, страны и т. д.) достижений и заслуг, осознание их соответствия высоким нравственным ценностям и образцам.
Это форма проявления самосознания человеческой личности. Как и чувство достоинства, гордость определенным образом направляет и регулирует поведение людей; требует от человека таких поступков, которые отвечают его представлению о самом себе, и не позволяет ему делать то, что могло бы умалить его достоинство, его уважение к себе. Чувство гордости обычно связано с личными заслугами, с принадлежностью к особой социальной группе (напр. профессии), с обладанием определенной собственностью и т. д Предмет гордости очень хорошо раскрывает моральный облик человека (или группы лиц) и предопределяет характер его поведения.
Гордость своей родиной, представляющая собой один из важнейших моментов национального самосознания народа, побуждает людей к патриотическим действиям.
В таком значении гордость выступает одним из результатов самосовершенствования личности.
2) С другой стороны, как следствие переоценки заслуг человека в коллективе и недостаточного уровня развития его собственного самосознания могут возникать отрицательные формы проявления гордости (чванливость, хвастливость, нетребовательность к себе).
Власть должна находить опору в мыслях и чувствах людей (Б. Н. Чичерин)
... Власть – это возможность и способность навязать свою волю другим людям. Проблема конфликта человека и власти актуальна во все времена. Сочинения Солженицын А.И. – один из писателей прошлого века, который ... но и имеет обширный перечень собственных прав, свобод и гарантий, которые защищаются государственными структурами. Также одним из принципов демократии является принадлежность власти большинству. ...
В таком значении гордость может выражаться как надменность, высокомерие, чванство, зазнайство, самодовольство. . Гордость может сочетаться с упрямством, самоуверенностью, самодурством, презрением к кому-, чему-либо.
Чрезмерная гордость может быть причиной межличностных конфликтов.
«гордости»
СМИРЕНИЕ – (первоначально «смерение», одного корня с «мера», и означало «сдержанность, умеренность») – нравственное качество, противоположное гордости.
Проникнутая смирением любовь к ближним распространяется на всех людей — без различия национальности, религиозных убеждений, поведения; подобное настроение связано также с жалостью не только ко всем людям, но и ко всему живому.
Как добродетель смирение не является пассивным состоянием человека, оно характеризуется полным напряжением всех его сил, связанным с его устремлённостью к нравственному идеалу- жизни на основе любви.
ГОРДОСТЬ: СИНОНИМЫ, СОЧЕТАЕМОСТЬ, ЭПИТЕТЫ, Синонимы:
гордыня, честолюбие, заносчивость, себялюбие, тщеславие, самомнение, хвастовство, самолюбие, высокомерие, надменность, гордыня, самоуверенность, достоинство,
Глагольная сочетаемость и выражения:
Гордость мешает, требовала, говорила, взыграла, распирала, взяла, пересилила, исчезла, предшествует, удержала; испытывать гордость, почувствовать гордость, забыть о гордости, раздуваться от гордости, наполнять кого-либо гордостью, ощутить гордость, наполниться гордостью, переступить через свою гордость, сохранить остатки гордости, смирить свою гордость, преисполниться гордости, наплевать на гордость, не скрывать гордости.
Эпитеты:
нескрываемая, непомерная, патриотическая, удовлетворённая, сдержанная, затаённая, отцовская, национальная, отеческая, мальчишеская, ложная, неуместная, заслуженная, профессиональная, простодушная, упрямая, неподдельная, безмерная, надменная, высокомерная, родовая, родительская, чрезмерная, раненая, материнская, неукротимая, дворянская, врождённая, неприкрытая, вызывающая, извращённая, справедливая, глупая, неописуемая, особая, тайная, благородная, болезненная, проклятая, непонятная, немалая, излишняя, семейная, искренняя, народная, нелепая, воинская, собственная, безумная, невероятная, спокойная, великая, горькая, прежняя, королевская, личная, истинная, человеческая.
СМИРЕНИЕ: СИНОНИМЫ, СОЧЕТАЕМОСТЬ, ЭПИТЕТЫ, Синонимы:
Кротость, незлобие, всепрощение, смиренность, добродушие, скромность, безропотность, покорность, терпеливость, уступчивость, миролюбие.
Глагольная сочетаемость и выражения:
Проявить смирение, иметь смирение, выражать смирение, изображать смирение, призывать к смирению, говорить о смирении, демонстрировать смирение, требует смирения, приводить к смирению, принимать со смирением, смениться смирением, отличаться смирением, обрести смирение.
Эпитеты:
показное, христианское, покорное, притворное, напускное, стоическое, терпеливое, кроткое, ангельское, ложное, трогательное, деланное, благоговейное, должное, вынужденное, истинное, подлинное, безнадёжное, глубокое, печальное, великое, искреннее, совершенное, крайнее, абсолютное, бесконечное, внешнее, тихое, спокойное, полное, духовное, внутреннее, большое, настоящее, собственное, лицемерное, безропотное, благочестивое.
Синонимы, их место и роль в лексико-семантической системе
... лингвистической абстракцией, а с живым и реальным языком, с тем языком, который фактически существует в истории, является просто-напросто фикцией. Синоним является синонимом ... сочетаемости, а следовательно, занимает свое место в лексико-семантической системе литературного общенационального языка» (А.П. Евгеньева. Словарь синонимов ... факт синонимичности устанавливается на основе семантического сходства ...
Список книг по направлению «Гордость и смирение» в русской литературе
1, А.С. Пушкин «Евгений Онегин », «Капитанская дочка», «Дубровский», «Медный всадник», «Моцарт и Сальери», «Повести Белкина».
2. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад», «Песня про купца Калашникова..», « Мцыри »
3. Н.В. Гоголь « Тарас Бульба », «Шинель»
4. А.П. Платонов « Юшка »
5. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Игрок», «Кроткая»
6. И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Записки охотника»
7. Л.Н. Толстой «Война и мир», « Анна Каренина »
8. А.П. Чехов « Ионыч », «Вишневый сад», «Попрыгунья »
9. М.А. Булгаков « Мастер и Маргарита »
10. М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»
11. А.С. Грибоедов «Горе от ума»
12. В.М. Шукшин « Обида »
13. М.А. Шолохов «Тихий Дон»
14. Л.Е. Улицкая «Бедные родственники»
15. Ф. Абрамов «Собачья гордость»
16. А.и Б. Стругацкие «Трудно быть богом»
17. А. Толстой «Петр Первый»
18. Г. Горин «Забыть Герострата»
19. А.Н. Островский «Бешеные деньги», «Бедность не порок»
20. А.И. Солженицын «Матренин двор»
21. И.А. Гончаров «Обрыв»
АРГУМЕНТЫ, Гордость и смирение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Например, в романе Ф.М. Достоевского главный герой Родион Раскольников ставит перед собой вопрос: «тварь я дрожащая или право имею»? Родион видит нищету и беды окружающих его людей, оттого и решает убить старуху-процентщицу, думая, что ее деньги помогут тысячам страдающих девушек и юношей. На протяжении всего повествования герой пытается проверить свою теорию о сверхчеловеке, оправдывая себя тем, что великие полководцы и властители не ставили перед собой преграды в виде нравственности на пути к великим целям. Родион оказывается человеком, неспособным жить с осознание деяния, которое он совершил, потому признает свою вину. Спустя некоторое время Раскольников понимает, что гордость ума ведёт к гибели, тем самым опровергая свою теорию о «сверхчеловеке». Он видит сон, в котором фанатики, уверенные в своей правоте, убивали других, не принимая их истины. «Люди убивали друг друга… в бессмысленной злобе, пока не уничтожили род людской, кроме нескольких «избранных». Судьба этого героя показывает нам, что даже благие намерения не оправдывают бесчеловечных методов.
О Наталье Коршуновой из «Тихого Дона»
Беспредельно отчаяние Натальи. Жизнь без верности и любви Григория потеряла для нее всякий смысл и ценность.
Возвращаясь домой, Наталья повинилась перед Ильиничной, но твердо решила: «Буду я с Григорием жить или нет, пока неизвестно, но родить от него больше не хочу. А я беременная зараз, маманя…»
Гордая, оскорбленная, она не захотела больше иметь детей от неверного мужа. После неудачного аборта, сделанного деревенской бабкой, Наталья умирает.
Описание последних минут жизни Натальи доведено в романе до глубочайшего трагического напряжения. Жизнь тихо отходила от нее, уже покорной и страдающей. Она оставляла все самое дорогое, что было для нее в этом мире: детей, «единственного» Григория. Перед смертью она простила ему все и по-прежнему вспоминала и любила его. «Маманя, вы меня оденьте в зеленую юбку, в энту, какая с прошивкой на оборке… Гриша любил, как я ее надевала… и в поплиновую кофточку…»
Должен ли разумный человек жить чувствами?
... может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни». Написать сочинение по на тему: должен ли разумный человек жить чувствами? для современного человека важен, прежде всего, разум. именно на него мы ... ли наше существование было бы полноценным, если бы мы время от времени не отдавались во власть разнообразных чувств: любви и ненависти, дружбы и враждебности, радости и горя, гордости ...
Прощаясь с детьми, она наказывает Мишатке: «Придет отец – поцелуй его за меня и скажи ему, чтоб он жалел вас…»
Одному Григорию отдала Наталья свое верное сердце. Мир семейного счастья, который она создавала с таким трудом, который был единственным смыслом всей ее жизни, – разрушился, и она погибла.
Л. Улицкая «Бедные родственники»
Людмила Улицкая вспоминает, что бабушка её очень часто, прежде чем что-либо рассказать ей, подзывала внучку на середину комнаты, потому что боялась того, что соседи могут донести. Название «Бедные родственники», как нельзя лучше, передаёт климат в семьях пятидесятых годов. В то время, как одни строят планы на будущее, пытаясь как-то обустроить свою жизнь, другие просто любят друг друга, живя одним днём и полностью отдаваясь своей страсти, как это видно на примерах Броньки и Ирочки (Улицкая Л.Е. Бедные родственники. – Спб.: Мозаика, 2001. – 181 с.).
Первая познала тайну греха, прошла через унижения, но была счастлива тому, что её любили, что у неё были дети. Вторая же прожила абсолютно правильную жизнь — всё как у всех, но почему-то уходя от Броньки, она понимает, что что-то в своей жизни она пропустила. Тщеславие Улицкая преподносит нам на примере Симки, которая любит похвалить каждую свою вещь. Для Симки нет в мире тряпки лучше, чем её собственная, нет в мире человека лучше, чем её покойный муж. Она окружает себя стеной самолюбия, но при этом вся её гордость разбивается в одну минуту и превращается в ненависть к своей дочери.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
С родителями любого человека связывают важнейшие нити. Отношение к отцу и матери – та лакмусовая бумажка, с помощью которой определяется нравственность человека. Считая любовь физиологией, Базаров и в родительской любви видит лишь инстинкт, животное чувство. Потому так томится он в отчем доме, потому и не находит общего языка с родителями.
Перечитаем трагическую сцену прощания Василия Ивановича и Арины Власьевны с Евгением. Пробыв три дня, он наскучил их обществом. Как одухотворена любовь стариков к Енюше! Как старались они получше его принять, не раздражать излишней заботой! И какое чувство собственного достоинства звучит в словах матери, оскорбленной предательством сына, как требует она той же гордости, того же мужества и от мужа. Как утешила она его в печали!
О Генри «Дары волхвов»
Делла и Джим оказались в сложной жизненной ситуации: в канун Рождества у них не нашлось денег, чтобы сделать друг другу подарки. Но каждый из героев поставил перед собой цель: во что бы то ни стало порадовать свою вторую половинку. Поэтому Делла продала свои волосы, чтобы купить цепочку для часов мужу, а Джим продал свои часы, чтобы купить гребень. «У четы Джеймс Диллингем Юнг было два сокровища, составлявших предмет их гордости. Одно — золотые часы Джима, принадлежавшие его отцу и деду, другое — волосы Деллы». Герои рассказа пожертвовали самыми важными вещами, чтобы добиться главной цели – порадовать любимого человека.
Может ли любовь пагубно влиять на человека и почему? по повести ...
... Тараса Бульбы была гордость - его сыновья Остап и Андрий. Как и все братья, они были похожи характером и внешностью - "Два дюжих молодца", "С крепкими, здоровыми лицами", "Воспитанные на ... не только свою, но и подвергает измениям жизнь окружающих. Любовь дурманит голову, но верность Родине должна быть сильнее. Две ... помнить - наша судьба а наших руках. /надеюсь сочинение сойдет на уровень 8 класса/
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное; это – и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. Вот почему преподавание истории в школе должно быть конкретным – на памятниках истории, культуры, революционного прошлого своей местности.
К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать – воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость. А для всего этого необходимо развивать науку культурной экологии. Не только природная среда, но и культурная среда, среда памятников культуры и ее воздействие на человека должны подвергаться тщательному научному изучению.
Не будет корней в родной местности, в родной стране – будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле.
«Евгений Онегин» А.С. Пушкин
Вновь перед читателем Татьяна предстает уже в облике светской дамы, сопровождаемой тем самым генералом — он явно гордится своей супругой.
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Все тихо, просто было в ней,
Она казалась верный снимок
Du comme il faut…1
Татьяна Евгению:
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
- Я буду век ему верна.
«Дубровский» А.С. Пушкин
В своём поместье Покровское живёт богатый и знатный барин Кирила Петрович Троекуров. Зная его крутой нрав, его боятся все соседи, кроме бедного помещика Андрея Гавриловича Дубровского, отставного поручика гвардии и бывшего сослуживца Троекурова. Оба они вдовцы. Дубровский имеет сына Владимира, служащего в Петербурге, а у Троекурова есть дочь Маша, живущая с отцом, и Троекуров часто заговаривает о своём желании женить детей.
Неожиданная размолвка ссорит друзей, а гордое и независимое поведение Дубровского отдаляет их друг от друга ещё сильнее. Самовластный и всесильный Троекуров, чтобы выместить раздражение, решает лишить Дубровского имения и приказывает заседателю Шабашкину отыскать «законный» путь к этому беззаконию. Судейские крючкотворы исполняют желание Троекурова, и Дубровского вызывают к земскому судье для решения дела.
Примеры смирения в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского
Лизавета, сводная сестра старухи-процентщицы, — полная противоположность Алене Ивановне. Это человек необычайно кроткий, смиренный, чрезвычайно набожный, хотя и не без греха. Кроткая Лизавета — двойник Сони Мармеладовой. Став безвинной жертвой Раскольникова, она становится немым укором герою с его бесчеловечной теорией.
Прасковья Павловна Зарницына, квартирная хозяйка Раскольникова, олицетворяет собой добродушие и душевную теплоту.
Наталья, ее покойная дочь, невеста Раскольникова, как и Соня, олицетворяет собой смирение, кротость, душевную теплоту, выявляя светлые стороны личности главного героя.
Сама Соня считает себя «великой грешницей». «Приниженная, убитая, расфранченная и стыдящаяся», смиренно ожидает она своей очереди проститься с умирающим отцом; боится сесть в присутствии «дам»; не смеет даже и взглянуть на Дуню. Мысль о «бесчестном и позорном ее положении» давно истерзала Соню до «чудовищной боли». Робкая от природы, она знает, что «ее легче погубить, чем кого бы то ни было», что обидеть ее может всякий «почти безнаказанно». И поэтому кротостью, покорностью «перед всем и каждым» всегда старается избежать «беды». Поступок Лужина, подло представившего ее «воровкой», заставляет Соню ощутить мучительное чувство беспомощности — ей становится «уж слишком тяжело». Тем не менее на вопрос Раскольникова: «Лужину ли жить и делать мерзости или умирать Катерине Ивановне?» — она отвечает: «Да ведь я Божьего Промысла знать не могу… И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?» Любой человек для нее — не «вошь».
Тема «маленького человека» в творчестве А. П. Чехова материал
... творчество А. П. Чехова, в частности рассказы. Предмет исследования – тип «маленького человека» в произведениях А. П. Чехова. Цель исследовательской работы заключается в изучении темы, образа и типа «маленького человека» в творчестве А. П. Чехова. Сформулированная цель ...
Имя Р. приобретает символическое значение: раскол означает раздвоение, понимаемое в широком смысле. Здесь и этическое раздвоение Р. (убийство — любовь к ближним, преступление — муки совести, теория — жизнь), и раздвоение непосредственного переживания и самонаблюдения — рефлексия (С.Аскольдов).
Ср. «пробу» Р. перед убийством: Р. идет к старухе-процентщице, но одновременно мыслит: «О боже, как все это отвратительно . И неужели такой ужас мог прийти мне в голову…»
Наконец, бунт против мироустройства, богоборчество — и поиски веры, итоговый приход Р. к смирению. Имя и отчество Р. тоже символичны: Р., по наблюдению С.Белова, «раскалывает» породившую (имя Родион) его мать-землю, «раскалывает» родину Романовых (отчество: Романович).
Кроме того, раскольничество Р. идейное, восходящее, во-первых, к церковному расколу и, во-вторых, к губительным реформам Петра, приведшим, по Достоевскому, к расколу между интеллигенцией и народом, что неминуемо привело к параличу русской церкви.
Раскольничество к тому же — одержимость одной идеей, фанатизм. Парадоксально, что вину за преступление нигилиста Р. принимает на себя раскольник Миколка (М.Альтман).
Предательство Р. родины, корней, своего нравственного существа постоянно подчеркивается Достоевским: Р. закладывает старухе-процентщице серебряные часы отца («проба»), тем самым как бы отрекаясь от рода; совершив преступление, он словно «ножницами отрезает» себя от людей, в особенности от матери и сестры. Убийство есть в сущности «матереубийство» (Ю.Карякин).
Бекки Шарп из «Ярмарки Тщеславия» У. Теккерея
Б.Ш.- дитя «артистического» мира, она дочь учителя рисования и французской «канатной плясуньи». Теккерей неоднократно воспроизводит приметы ее внешнего облика (не столь частый прием в романе XIX века): она маленькая, рыженькая, зеленоглазая. В зависимости от поставленной задачи героиня может быть «серенькой мышкой» и обворожительной сердцеедкой — такие превращения для нее так же естественны, как естественна способность при случае — чтобы обнаружить смирение и трогательную некомпетентность — заговорить на ломаном французском, которым она владеет в совершенстве.
Отчасти она сравнима с «волчицей» Глафирой из пьесы А.Н.Островского «Волки и овцы» — их роднит холодная, лицедейская и хищная природа, но в Б.Ш. совсем нет готовности радоваться жизни. Наслаждение ей доставляет только очередное достижение поставленной цели. Поражение и одиночество принимаются героиней мужественно, хотя смиряется она только после отчаянной борьбы. Встречая старых знакомых, не желающих ее узнавать, она понимающе, иронически улыбается.
Евгений Базаров — новый герой или трагическая личность?
... Писарев. Полезный материал по теме: Евгений Базаров-«Новый герой» или трагическая личность? Евгений Базаров – «новый человек» (Образ Базарова) Евгений Базаров – главный герой романа Кто такой Базаров? Его личность и взгляды. Нужны ли Базаровы ... чувства по отношению к этой женщине. Любовь ломает уверенного в своих убеждениях Базарова, однако даже невзаимность Одинцово не лишает героя гордости. ...
ЦИТАТЫ по направлению «Гордость и смирение» к итоговому сочинению по литературе., Гордость свойственна всем людям: разница лишь в том, где и когда они её проявляют.
Ф. Ларошфуко
Гордость — утешительница слабых., Всякое достоинство, всякая сила спокойны — именно потому, что уверены в самих себе.
В. Белинский
Гордость нередко бывает препятствием к истинному величию.
М. Жанлис
Гордец редко бывает благодарным человеком: он всегда убежден, что получает меньше, чем заслуживает.
Г. Бичер.
Берегись, как бы тебе не стать столь смиренным, чтобы смирение твое превратилось в глупость.
Игнатий Лойола
Кротость особенно похвальна тогда, когда причина гнева вполне справедлива.
Плиний Младший
Гордость — это скользкая покатость, внизу которой ожидает нас высокомерие и тщеславие.
А. Декурсель
Смирение нередко оказывается притворной покорностью, цель которой — подчинить себе других; это — уловка гордости, принижающей себя, чтобы возвыситься…
Франсуа де Ларошфуко
Гордость происходит от недостаточного размышления и незнания самого себя. Знание является к нам вместе со скромностью.
Д. Аддисон
Гордись лишь теми победами, какие ты одержал над самим собой.
Ж. Вольфрам
Исполнимся смирения за весь род человеческий, чтобы иметь возможность гордиться человеком.
Жан Жак Руссо
Тайная и ужасающая мудрость, определяющая судьбы человечества, стремится унизить кроткого, доброго и мудрого и возвысить себялюбца, дурака и злодея. О, будь смиренным, брат мой, когда судьба благоволит к тебе! Будь ласков с теми, кому меньше посчастливилось, чем тебе, несмотря на то, что они заслуживают того же, что и ты.
Уильям Мейкпис Теккерей
Гордость людей низких состоит в том, чтобы постоянно говорить о самом себе, людей же высших — чтобы вовсе о себе не говорить.
Вольтер
Гордость — благородная страсть — не слепа по отношению к собственным недостаткам. Этим отличается надменность.
Г. Лихтенберг
Откровенно говоря, я не вижу особого смысла превозносить смиренных и кротких. Когда их превозносят, они перестают быть смиренными и кроткими.
Сэмюэл Батлер
Если кричит гордость, значит, любовь молчит.
Ф. Жерфо
Гордость свойственна всем людям: разница лишь в том, где и когда они её проявляют.
Ф. Ларошфуко
Гордый человек точно обрастает ледяной корой. Сквозь кору эту нет хода никакому другому чувству.
Л. Толстой
Гордость лишена лучшего качества пороков — она неспособна скрываться.
Ф. Бэкон
Всем можно гордиться, даже отсутствием гордости.
В. Ключевский
Гордость часто разжигает в нас зависть, и та же самая гордость нередко помогает нам с ней справиться.
Ф. Ларошфуко
Больше всего мы гордимся тем, чего у нас нет.
Акутагава Рюноскэ
Наша гордость часто возрастает за счет недостатков, которые нам удалось преодолеть.
Ф. Ларошфуко
Окружение Печорина в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)
... приходит в жизни героев романа и невольно рушит их. Сочинение: Окружение Печорина в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов) (726 слов) М.Ю. Лермонтов написал роман в 1838 г., когда в его памяти были свежи кавказские впечатления. «Герой нашего времени» вышел в свет в 1840г. и ...
Гордость — это своего рода презрение ко всем другим, кроме самого себя.
Теофраст
Если бы нас не одолевала гордость, мы не жаловались бы на гордость других.
Ф. Ларошфуко
Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость.
Вольтер
Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издает шума.
М. Монтень
Гордеи ненавидит гордость у других.
Б. Франклин
Гордость есть исходящее изнутри, стало быть, прямое высокопочитание самого себя; напротив, тщеславие есть стремление достигнуть такого высокопочитания извне…
А. Шопенгауэр
Есть три разряда людей: высокомерные, гордые и другие. Других я еще никогда не встречал.
Огюст Детёф
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ
ТЕМА 1. Чем отличается гордость от гордыни?
ТЕМА 2. Согласны ли вы с тем, что гордость без смирения — тщеславие; смирение без гордости — униженность?
ТЕМА 3. Гордость — это положительное или отрицательное чувство?
ТЕМА 4. Согласны ли вы с утверждением Вольтера: «Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость»?
ТЕМА 5. Согласны ли вы с утверждением: «Смирение — вот противоядие от стыда»?
ТЕМА 6. Можно ли утверждать, что нет смысла превозносить смиренных и кротких, потому что, когда их превозносят, они перестают быть смиренными и кроткими?
ТЕМА 7. Как вы понимаете смысл высказывания «Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье»?
ТЕМА 8. Как вы понимаете значение высказывания «Кротость особенно похвальна тогда, когда причина гнева вполне справедлива»
ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ, Чем отличается гордость от гордыни?
Из многих личностных качеств, встречающихся в человеке, существуют такие как гордость и гордыня. Часто люди путают эти понятия, считая их синонимами, что на самом деле таковым не является. Первое из них обозначает высокую оценку своих или же чужих заслуг и достижений, а также выражает стремление сохранять чувство собственного достоинства, свою самооценку. Гордыня же отражает завышенную, порой даже чрезмерно завышенную, оценку самого себя и своих личностных качеств. Показать отличия этих двух понятий можно при помощи художественных произведений.
В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» проявление гордыни можно заметить в поведении главного героя – Григория Печорина. На протяжении всего романа Печорин оказывается в различных ситуациях, из которых он выходит «победителем», пусть эта «победа» и достигается не всегда правильным и честным способом. Например, герой, добиваясь любви Мери только лишь ради развлечения, показывает свое наплевательское отношение к людям. Он настолько возвышает себя над другими, что, в конечном итоге, ему становятся безразличны и окружающие, и их чувства. Он готов пойти на все, чтобы потешить свое самолюбие.
Следующий пример, по моему мнению, является проявлением настоящей гордости и силы духа в человеке. Герой повести Михаила Шолохова «Судьба человека» попадает на допрос к немцам после отрицательного высказывания в адрес командования лагеря. На допросе главнокомандующий предлагает герою выпить за победу Германии, на что тот отвечает отказом. Несмотря на голод, физическое и моральное истощение, герой остается непреклонен даже перед лицом собственной смерти, показывая тем самым, что врагу все же не удалось сломить его дух.
Маленького человека в современной жизни. : тema «маленького человека» ...
... современном мире все чаще выбирают последнее. Да, человек создан для счастья, по словам Короленко, как птица для полета. И даже самый «маленький человек». ... самореализации. С одной стороны, это «комплекс неполноценности», «образ маленького человека», «Я-концепция». С другой, - «самовлюбленный Нарцисс», ... благообразные чиновники. Они высмеивают высокие чувства Пискарева. Обманутый художник погибает. ...
В заключение можно сказать о том, что определить, гордый человек или горделивый, можно с легкостью по его отношению к окружающим. Если он ставит свое благополучие и интересы выше чужих и если он слепо одержим верой в себя и в свою правоту, то это можно принять за проявление гордыни. Если же он уважает не только себя, но и людей, которые находятся рядом с ним, то сохранение достоинства и стремление жить по высоким стандартам может являться проявлением гордости.
Согласны ли вы с тем, что гордость без смирения — тщеславие; смирение без гордости — униженность.
Смирение и гордость, безусловно, являются признаками благородной и сильной личности. Тем не менее, эти качества не являются положительными сами по себе: истинное смирение и истинная гордость не могут существовать друг без друга.
Характер Элен Курагиной из романа-эпопеи Толстого «Война и мир» — яркий пример дисбаланса между гордостью и смирением. Элен – светская красавица, происходящая из знатного дворянского рода. В обществе ей восхищаются благодаря её обворожительной красоте и безупречным манерам. Именно это рождает в ней такое качество, как гордость: она имеет чувство собственного достоинства и знает себе цену. Однако Элен любят вне зависимости от её поступков, из-за чего в ней нет смирения. Она не может осознать отрицательные черты своего характера и, как следствие, обуздать их. Её самолюбие прослеживается в том, как она ведёт себя с другими людьми. Например, Курагина обманывает Пьера Безухова и выходит за него замуж ради его состояния, совершенно не беспокоясь о том, что он чувствует.
Личность, во многом противоположная Элен, — Акакий Акакиевич Башмачкин, персонаж повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель». Он служит на должности титулярного советника и отказывается от повышения, несмотря на то, что его работа крайне монотонная и низкооплачиваемая. К тому же, Акакий постоянно терпит унижения от коллег, даже не пытаясь на них ответить. Отношение Башмачкина к работе и к коллегам, пожалуй, наилучшим образом характеризует его отношение к самому себе: он совершенно себя не уважает. Из-за отсутствия у него гордости, смирение в нём проявляется, как самоуничижение.
Итак, гордость и смирение в том или ином виде есть в характере каждого человека, но проявляться они могут по-разному. Человек может стать действительно цельной личностью, необходим баланс между этими качествами. Поэтому не может быть гордости без смирения или смирения без гордости.
Гордость — это положительное или отрицательное чувство?
Гордость — это положительное или отрицательное чувство? На мой взгляд, гордость — это чувство, выражающееся в наличии собственного достоинства и самоуважения, однако часто оно перерастает в гордыню. Я считаю, что нельзя сказать, положительное это чувство или отрицательное, ведь когда испытываешь гордость, начинаешь осознавать собственную ценность, а это является огромной мотивацией для любого человека. Однако если оно перерастает в высокомерие, то людей начинает отталкивать тот факт, что кто-то возвышает себя над остальными. Стоит рассмотреть это на примере художественной литературы.
В прекрасном произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» главный герой — Григорий Печорин, красивый и статный молодой офицер, осознающий, как он прекрасен. Молодой человек был горд, люди восхищались им, и это отравило его душу. Григорий стал высокомерным, начал причинять боль людям, которые им дорожили: проигнорировал Максима Максимыча, который любил его всем сердцем, ради собственной прихоти лишил Бэлу семьи и будущего, из-за него погиб Грушницкий, а Мери подверглась душевным терзаниям и насмешкам со стороны общества. Гордость переросла в гордыню, и это навредило как самому герою, так и окружавшим его людям. Григорий не был счастлив, его тяготило общество, ведь он считал, что он выше его. И потому гордость в данном случае — отрицательное чувство.
А в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» это чувство является положительным. Главный герой произведения Чацкий отличается от остальных умом, сообразительностью, умением бороться и идти против старых правил. Он осознаёт своё превосходство над другими, однако его гордость является обоснованной. Именно она помогала герою двигаться дальше в борьбе со светским обществом. И хоть его «битва» была проиграна, определённые результаты она принесла: общество осознало, что кроме лести и зависти есть такие понятия, как доброта и самоуважение. В данной ситуации гордость является опорой всех остальных качеств человека, и поэтому это положительное чувство.
На основе примеров из художественной литературы можно сделать вывод, что данное чувство неоднозначно. Всё зависит от того, как дальше оно будет развиваться: станет гордыней и разрушит жизнь человека и окружающих его людей или же будет опорой всех остальных качеств человека. И потому очень важно знать границу между «хорошо» и «плохо», дабы не совершить ошибку.
Согласны ли вы с утверждением Вольтера: «Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость»?
У чувства гордости есть множество оттенков. Можно гордиться, а можно возгордиться. Можно быть гордым, а можно поддаться гордыне. Можно испытывать гордость за победы, а можно гордиться собой без причин. Гордость – многогранное, до конца не поддающееся объяснениям чувство. Именно поэтому его нельзя приписывать кому-то, исходя из его социального положения, успехов или поражений, и именно поэтому мне трудно согласиться с утверждением Вольтера о том, что «бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость».
Каждый «маленький человек» – это своя история. Своя жизнь. Свой характер. Я думаю, что маленькие люди не одинаковы. Если один из них может гордо смотреть на свои несчастья, то другой смиренно опустит голову. Для подтверждения моих слов я обращусь к русской литературе, в которой тема «маленького человека» поднималась множество раз.
Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель», служит одним из красочных примеров «маленького человека». Ничем не примечательный, совсем не заметный для окружающих, бедный чиновник каждый день приходит на службу, где выполняет однообразную работу. Можем ли мы увидеть в герое ту самую «великую гордость», о которой писал Вольтер? Боюсь, что нет. Башмачкин беден не только финансово, но и духовно. Единственная его цель – накопить на шинель, а самая большая трагедия – кража этой шинели. Акакий Акакиевич не только не может, но и не хочет менять свою жизнь. «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь», — повторяет он и начинает сильно волноваться, когда нужно сделать что-то сверх его ежедневных дел. К сожалению, Башмачкин лишен чувства гордости, которое позволило бы ему выжить в жестоких обстоятельствах.
Зачатки гордости мы можем увидеть в другом «маленьком человеке» – Макаре Девушкине, герое романа Федора Михайловича Достоевского «Бедные люди». Да, Макар, как и Башмачкин, занимает незаметное место в обществе. Он лишен уважения сослуживцев и внимания окружающих. Он беден и подавлен. Однако Макар Девушкин, в отличие от героя повести «Шинель», не думает о себе как о недостойном. Он пытается заявить о себе и своих правах, пусть пока только в письмах к возлюбленной. Он убежден: «Я не хуже других, сердцем и мыслями я человек». Таким образом, Макар Девушкин пытается подняться сначала в своих глазах, чтобы потом показать свое чувство собственного достоинства окружающим. У Макара есть гордость, которую суровым реалиям мира не удалось подавить в нем полностью.
Вольтер был прав отчасти. Да, порой «маленький человек» имеет бесконечно великую гордость, которая остается с ним даже в самые трудные времена. Но существует и другой «маленький человек» — герой, который незначителен не только для общества, но и для самого себя.
394 слова
Автор: Татьяна Городецкая