Текст книги » перед единым государственным экзаменом»

Сочинение

I. Введение. Формулирование основного тезиса своего сочинения: указание кратко тех аспектов, которые будут раскрыты затем в основной части сочинения:

  • дом как базовая ценность личности;
  • дом как точка опоры;
  • дом как место, где тебя понимают;
  • дом как малая родина.

II. Основная часть. Доказательства тех четырех тезисов, которые указаны во введении:

  • объяснение, почему дом является базовой ценностью личности (обращение к роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»);
  • наблюдение за тем, как дом является точкой опоры (обращение к повестям «Детство» Л.

Н. Толстого, «Детство» М. Горького);

  • рассказ о доме как о месте, где тебя понимают (обращение к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»);
  • характеристика дома как малой родины (обращение к рассказам М.

Пришвина, К. Паустовского).

III. Заключение. Подведение итогов своего размышления. Выражение собственного отношения к тому, может ли человек прожить без дома.

Тема: «Что вас волнует больше: красота интерьера или внутренняя атмосфера, созданная в доме?»

План сочинения.

I. Введение. Формулирование двух основных тезисов сочинения:

  • красота интерьера (что подразумевается под этим выражением);
  • внутренняя атмосфера, созданная в доме (что подразумевается под данным выражением).

II. Основная часть. Раскрытие двух основных тезисов сочинения:

  • с одной стороны: красота интерьера (комната в доме Онегина из одноименного романа А. С. Пушкина, интерьер в доме семьи Троекуровых из романа А. С. Пушкина «Дубровский»);
  • с другой: внутренняя атмосфера, созданная в доме (дом семьи Гриневых из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», дом семьи Ростовых из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»).

III. Заключение. Подведение итогов своего размышления. Выражение собственной позиции: что ближе лично вам: красота интерьера или внутренняя атмосфера, созданная в доме.

Тема: «Что в доме самое главное?»

План сочинения.

I. Введение. Обоснование обращения к данной теме:

1) собственное понимание слова дом ;

2) указание произведений русской или мировой литературы, раскрывающих образы дома.

II. Основная часть. Объяснение причин обращения писателей к образу дома с опорой на произведения художественной литературы:

6 стр., 2658 слов

Сочинение по тексту уродина красота

... демоверсии текущего года, Сочинение на тему «Что такое красота?» по тексту П.Васильева «Уродина». Уродина (1) Я живу на новостройке. (2) За моим домом начинается картофельное поле. (3) Наш дом еще не телефонизировали. ... походом с отцом на тетеревиный ток. Непринужденность, определенный лиризм придают речи обращения. Мы можем это наблюдать в предложении № 3 («Всю красоту проспишь, соня»). В ...

1) дом как место, где тебя понимают (дом Ростовых в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»);

2) дом как место, в котором ты можешь погибнуть (дом А. Пшеницыной из романа А. И. Гончарова «Обломов»);

3) дом как малая и большая родина (дом Мелеховых в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»).

III. Заключение. Выражение собственного отношения к образу дома, созданного на страницах художественных произведений.

Примеры сочинений

Тема: «Дом – это место или люди?»

Сочинение на предложенную тему я хочу раскрыть, опираясь на творчество поэтессы Серебряного века Зинаиды Гиппиус. Дом – это не столько место проживания человека, но и то внутреннее пространство души, где человеку уютно, тепло. Для поэтессы таким домом был Петербург: это и место, с которым связаны самые важные события в ее жизни, и люди, с которыми она встречалась там, которые оказали огромное влияние на ее жизнь и творчество.

Зинаиду Николаевну Гиппиус по праву можно считать законодательницей петербургских салонов начала ХХ века. Первые стихи поэтессы появились именно здесь, в городе на Неве, в журнале «Северный вестник». Особый интерес в этот период Гиппиус проявляла к жанру дневников и мемуаров. В них Гиппиус описывает близких ей людей: мужа – поэта Д. Мережковского, друга – драматурга Немировича-Данченко, всех тех, кто наполнял душу поэтессы теплом. Наибольшей известностью пользуются «Петербургские дневники» (1914–1919), которые издаются сначала под названием «Синяя книга». «Петербургские дневники» писались, по признанию Гиппиус, «около решетки Таврического дворца», поскольку поэтесса жила недалеко (Сергиевская ул., 83).

В декабре 1914 года, «патриотически» разгневавшись переименованием «детища Петрова», Гиппиус призывает на помощь «Медного Вождя» и уверена, что «прекрасно-страшный Петербург» восстанет в «белоперистости вешних пург» («Петроград», 1914).

Революционный город стал для поэтессы разрушающимся домом, и именно это вызывало у нее особую тревогу:

Позже Гиппиус с удивлением отметит пророческое совпадение своих последних строк с погодой начала марта 1917 года.

Октябрьскую революцию 1917 года Зинаида Гиппиус встретила крайне враждебно. Уже в октябре 1905 года в письме к Философову (написанному за час до Манифеста), она, размышляя о судьбе России после возможной победы революции, писала: «…весь путь их и вся эта картина так мною неприемлема, противна, отвратительна, страшна, что коснуться к ней… равносильно для меня было бы предательству…»

Город на Неве для Гиппиус – трагический символ былого величия, дом, в котором ей было когда-то так спокойно и надежно. Но изменилось время и трансформировалось само отношение к Петербургу как к родному дому, родному месту. Надежды на лучшее нет, и только восклицание срывается с уст поэтессы:

Стихотворения Зинаиды Гиппиус разных лет, посвященные Северной столице, по праву вписаны в контекст эпохи. Петербург – «герой» многих ее стихов: «Петербург» (1909), «Петроград» (1914), «14 декабря 1917 года» (1917), «Лазарь» (1922) и др.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. ... губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В ... как организо­ванность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жиз­ни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы­ки, ...

В дневниковой прозе Зинаиды Гиппиус образ Петербурга также переживает резкие перемены, выражая тем самым не только движение истории, но и изменение взглядов и настроений автора, ее отношение к Петербургу как к родному дому. С одной стороны, город на Неве – это прекрасный, светлый, ликующий город-дом, с другой – автор показывает мотивы катастрофы, мотив разрушающегося дома.

В декабре 1919 г. Зинаида Гиппиус перешла польскую границу. Около 10 месяцев она прожила в Польше. С 1920 г. поэтесса постоянно жила в Париже. Но и за границу Зинаида Гиппиус принесла особую петербургскую атмосферу, пытаясь в первую очередь восстановить внутреннее ощущение домашнего уюта и спокойствия. К сожалению, наполнить свой дом в Париже близкими людьми, с которыми ей было комфортно в Петербурге, поэтессе было сложно, но она всегда к этому стремилась, так как считала, что дом – это не только место, где ты живешь, но и то внутреннее пространство, где тебе уютно и тепло.

Тема: «Как связаны понятия «дом» и «отечество»?

Понятия «дом» и «отечество» неразрывно связаны между собой. Особую связь этих понятий можно увидеть в поэтических текстах о родине и отчем доме.

Обратимся к стихотворению А. К. Толстого «Край ты мой, родимый край…» (1856), в котором образ родины, родного края, родного дома стал основным. В своем стихотворении поэт прославляет природные красоты своей родины, родной дом. Стихотворение выражает восторженное отношение поэта к красоте своего родного края, поэтому все его строки представляют собой риторические восклицания:

Родимый край ассоциируется в восприятии лирического героя с образами родного дома: с конским бегом на воле, с криком в небе орлиных стай, с волчьим голосом в поле. А. К. Толстой использует назывные предложения, характеризуя художественные образы родины:

В границах двух четверостиший стихотворения заключен полный образ родимого края, родины-дома, возникающий в восприятии лирического героя. Картина родного края наполнена природными звуками, читатель то слышит «конский бег на воле», то «в небе крик орлиных стай», то «волчий голос», то «свист полночный соловья», то гул ветра. Воспевая природу родного края, поэт с упоением и нежностью относится к России, своей родине. Из небольшого текста лирического произведения мы сразу узнаем знакомую всем картину природы средней полосы России, вспоминаем свои собственные ощущения ее звенящих просторов, синевы рек и озер, шелеста лесов, пения птиц.

Так же, как и А. К. Толстой, неразрывную связь дома и отечества подчеркивал в своей лирике С. А. Есенин. Обратимся к стихотворению поэта «Топи да болота» (1914), основная тема которого – любовь к родному краю как к отчему дому. Поэт называл своей малой родиной село Константиново Рязанской губернии, где он родился и вырос, где прошли юношеские годы, где произошло его взросление и творческое становление. Ключевыми словами анализируемого лирического произведения являются последние строки, которые своего рода обобщили созданную Есениным художественную картину:

1 стр., 462 слов

«Красота родного края»

... жизненного пути. Мы должны сберечь богатство и красоту природы. Только при этом условии возможно и ... нам земля-матушка. Нет ничего ближе и дороже родного края- места, которое взрастило тебя, выпустило в ... наслаждение наблюдать за осенним листопадом, покрывающим наш край золотом! Зимой покататься с горки на ... которое освещает и обогревает. Всё, что окружает: дома, одежда, еда – это все благодаря ей. ...

Поэт описывает природу средней полосы России: топи да болота, синее небо, хвойный зеленый лес. Природа полна жизни, гармонична, и лирический герой упивается открывающимся перед ним пейзажем. Стихотворение богато образными народными выражениями, которые делают лирическое произведение максимально понятным читателю: «плат небес», «тенькает синица», «гомон косарей», «слухают ракиты». Читатель слышит, как «хвойной позолотой взвенивает лес», «по лугу со скрипом тянется обоз», «посвист ветряной»; видит топи, болота, синее небо над головой, небольшой обоз; чувствует запах хвои, как «суховатой липой пахнет от колес». Родная сторона прекрасна, и хотя нет здесь у поэта описания бескрайних просторов, огромных морей, непроходимых лесов, зато есть самое дорогое – приметы отчего дома – родного края.

В небольшом лирическом стихотворении «Родина» (1896) Иван Алексеевич Бунин также воспевает родной, отчий дом. Поэтическая миниатюра поэта напоминает живописную зарисовку. И. А. Бунин мастерски использует цветовые эпитеты, которые помогают увидеть читателю изображаемую картину: небо мертвенно-свинцовое, туман молочно-синий, даль сумрачную, пустыню снежную. В созданной поэтом лирической картине угадываются русские просторы, необъятность родимых ландшафтов, отчего дома:

Туман ассоциируется в восприятии лирического героя с кроткой печалью:

О чем печалится лирический герой? Может быть, о том, что наступает вечер, идет время, взрослея, человек все больше отрывается от родного края, отчего дома.

Русские поэты показывали в своем творчестве неразрывную связь понятий «дом» и «отечество».

Тема: «Теряется ли связь человека с домом, когда он отправляется в странствия?»

Многие люди любят путешествовать. Утрачивается ли их связь с родным домом, если они много времени проводят в странствиях? Ответить на этот вопрос я хочу, обратившись к поэзии Николая Степановича Гумилева, к его теме дальних странствий. Я постараюсь объяснить, что так привлекало Гумилева в экзотических ландшафтах, и почему при этом он каждый раз возвращался домой, в Россию.

Н. С. Гумилев любил путешествовать. За свою жизнь он совершил четыре путешествия в Африку: в 1908 году, на стыке 1909 и 1910-го, зимой 1911 г. и в 1913 году по заданию Музея антропологии и этнографии Академии наук побывал в последней экспедиции. Результатом поездки в 1908 году в Африку стала книга стихов «Романтические цветы», поражающая читателей многообразием красот, необычностью образов, картинами различных экзотических стран. В стихотворении «Жираф» (1908) дан грациозный, неописуемо красивый образ экзотического животного:

Описывая жирафа, поэт использует яркие метафоры, эпитеты: «изысканный», «бродит»; сравнивает облик животного с «цветными парусами кораблей», а его бег с «радостным птичьим полетом». Также в сборник «Романтические цветы» вошло известное стихотворение Н. Гумилева о гиене – «преступной, но пленительной царице»:

Со временем в лирику Гумилева входят образы моря, кораблей, мотив пути. Основной темой всей его поэзии становится тема «дальних странствий», скитаний. Путешествуя по свету, Гумилев занят поиском истины, стремится обрести смысл жизни. Молодого поэта привлекают неизведанные места, непознанные города, экзотические страны.

3 стр., 1357 слов

Николай Гумилев — поэт Серебряного века

... Бог. Сочинения по русскому языку и литературе … Сочинение на тему «Николай Гумилев – поэт Серебряного века» 5.00/5 (100.00%) 1 vote Серебряный век в ... бьется в груди моей» Совершенно очевидно, что Гумилев романтизировал подвиг человека. Это был поэт — яркий и ... “мужественно-твердый и ясный взгляд на жизнь”). Главным их достижением Николай Гумилев считал признание “самоценности каждого явления”, ...

Символами скитальческого образа жизни станут корабли и капитаны – «открыватели новых земель».

Тема странствий, поиска высшего пути заявлена поэтом в следующих произведениях: «Потомки Каина» (1909), «В пути» (1908), «Но в мире есть иные области…» (1909), «Избиение женихов» (1909) и др. Поэт пишет о скитальцах, странниках, путниках, пытающихся познать себя, свою душу, а также окружающий внешний мир, стать неотделимой частью целого, Вселенной.

Побывав осенью и зимой 1910 года в Абиссинии, Н. Гумилев знакомится с абиссинскими художниками и поэтами, и с этих пор круг красок и звуков поэта расширяется. Наслаждаясь экзотическими ландшафтами, поэт всегда думает о доме. Почему? Ведь экзотические путешествия привлекают Гумилева? Важно понять, что, странствуя, поэт стремится обрести себя, понять смысл своего существования. Но он не стремится обрести дом, дом у него есть, это Россия. Несмотря на то что в начале ХХ века страна переживает тяжелое время, Россия для Гумилева – единственный дом, куда он обязательно должен вернуться. Именно в России поэту суждено отправиться в свое последнее странствие.

8 августа 1921 года Николая Гумилева арестовывают по подозрению в участии в так называемом «таганцевском заговоре», и через несколько дней русский поэт был расстрелян.

Тематическое направление «Семья»

«Семья» – направление нацелено на размышление о семье как базовой национальной ценности. Семья – нравственная опора в жизни каждого человека. Понятие «семья» включает круг самых близких и дорогих людей. Каждый человек должен стремиться создать свою семью, ощущать свою внутреннюю связь с родными людьми.

Темы сочинений

1. Согласны ли вы с утверждением: « Дерево держится корнями, а человек семьей»?

2. Что семья может рассказать о людях, которые к ней принадлежат?

3. Почему человек заводит семью?

4. В какую семью хочется приходить снова и снова?

5. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?

6. Как связаны понятия «семья» и «воспитание»?

7. Взаимоотношения между близкими людьми.

8. Что значит в жизни человека родительский дом?

9. Что в семье самое главное?

10. Согласны ли вы с утверждением: « Человек без семьи, что дерево без плодов»?

11. Что вас волнует больше: внешняя красота членов семьи или внутренние качества родных людей?

12. Может ли человек прожить без семьи?

Литературные произведения

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/chetyire-podporki-u-cheloveka-v-jizni-dom-s-semey-rabota-lyudi/

Русские народные былины («Три поездки Ильи Муромца», «Садко» и др.).

А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. А. Гончаров, Ф. И. Тютчев, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Н. С. Лесков, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский

А. П. Чехов

8 стр., 3799 слов

Маленького человека в современной жизни. : тema «маленького человека» ...

... современном мире все чаще выбирают последнее. Да, человек создан для счастья, по словам Короленко, как птица для полета. И даже самый «маленький человек». ... одной стороны, это «комплекс неполноценности», «образ маленького человека», «Я-концепция». С другой, - « ... сомнениями, ищем идеал в жизни, разочаровываемся, обращаемся к Богу, ... надеждой, чтобы заново обрести свою семью, дом, родину и даже ...

С. А. Есенин

Б. Л . Пастернак «Доктор Живаго» (1955).

М. А. Булгаков, М. А. Шолохов, В. П. Астафьев, В. Г. Распутин, А. И. Солженицын, М. С. Петросян, Ч. Диккенс

Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца» (1917).

А. де Сент-Экзюпери