Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль», написанный осенью 1884 года, впервые был напечатан в «Самарской газете» спустя год, частями, в 80, 86 и 89 номерах. Он является одним из ранних романтических произведений Горького, в которых впервые стал виден его незаурядный писательский талант.
Рассказ построен в форме диалога автора и старой женщины, прожившей бурную жизнь и знающей много разных историй. Композиционно рассказ можно разделить на три части: о Ларре, о самой старухе Изергиль и о Данко, это как бы три рассказа внутри одного, посвящённые одной цели: выяснить, в чем же смысл человеческой жизни.
На примере себялюбца Ларры, жившего так, как он сам захотел; своей бурной беспорядочной жизни, посвящённой поиску удовольствий, частой смене любовников и «окончившейся» где-то в сорокалетнем возрасте; а также яркой жизни-подвига Данко, осветившего путь людям своим сердцем, Изергиль пытается показать, что свобода человека – в его правильном выборе. Ларра и она сделали неправильный, она теперь, в конце жизни, это осознала.
Ларра – гордец, сын человеческой женщины и орла, незнакомый с понятиями любви и самопожертвования, эгоистичный наглец, не признающий уважения к другим, готовый только получать, ничего не давая взамен. Для него легко убить женщину, отвергнувшую его, но свое одиночество он осознает вопреки своей неуязвимости, смелости и превосходству, которое он ощущает над другими. Это орел может летать в вышине и чувствовать счастье от полёта, не желая делить его ни с кем. Ларра же – наполовину человек. А люди не смогут перенести одиночества, это разбивает их сердца, какими бы каменными они не казались.
Старуха Изергиль в молодости так же считала себя выше других, наделённая красотой, эгоистичная и безрассудная. Она, в отличие от Ларры, вообще не испытывавшего чувств, испытала их, будучи молодой, даже в избытке, получая то, что хотела – и тут же забывая об этом. Пока она была молода, и мужчины влюблялись в нее, она не замечала ценности своей молодости. Они оставались для нее тенями, её полузабытые возлюбленные, для многих из которых её любовь была роковой. Когда же она влюбилась сама, её ждало разочарование – её бросили и посмеялись над ней. Но чувства всегда руководили Изергиль.
Она спасла неблагодарного любовника и отказалась, чтобы её любили в благодарность за спасение. Человеческая гордость заставляет человека балансировать на краю. Это было последнее любовное воспоминание старухи. Дальше она уже просто пыталась существовать. Когда она любила и была любима – она жила. И теперь ей остались одни сказки и истории, которые она рассказывает молодым, желая ещё раз увидеть блеск в глазах и попытаться ощутить те чувства, что всегда руководили её жизнью.
Образ старухи Изергиль в рассказе Горького «Старуха Изергиль»
... являясь при этом не героем легенды, а реальной личностью. В этом заключена роль образа старухи Изергиль в рассказе М. Горького. Понравилось сочинение? ... окружающих. Ее рассказ – восхваление молодости. Образ старухи противоречив. Страсти молодости сменились на спокойную жизнь в старости. Изергиль имеет общие черты и с Ларрой, и Данко, ...
Данко – третий молодой «гордец», о котором рассказывает Изергиль, он так же, как Изергиль, смел и безрассуден. Вера в то, что именно он спасёт людей, заставляет его вести их через болота, к цели, которой может и не быть. В момент их отчаяния и готовности броситься на него, он рискует собой ради этой веры, разрывая руками грудь и освещая непроглядную тьму своими сердцем. Ему удалось совершить то, чего не смогли Ларра и Изергиль – умереть. Он смог погибнуть не только в расцвете сил, но не бесполезно, во имя будущих человеческих жизней. Старуха Изергиль, безусловно, втайне завидует ему: он смог умереть молодым, и умереть ярко.
Хотя подвиг его продолжает жить в памяти народа, превратившись в сказку, старуха Изергиль говорит о человеческой неблагодарности – неблагодарен был Ларра, принятый в племени матери, красавец-поляк, решивший, в конце концов, сделать одолжение Изергиль: «Теперь я буду тебя любить», а так же «осторожный человек», затушивший сердце Данко, и люди, которые, обретя свободу, тут же забыли о спасителе.
Человеческая натура способна на величайшие подвиги и нижайшие преступления. Но не всякий сможет жить одним днём, это выбор избранных. Главное, суметь совершить свой подвиг. Старуха Изергиль, осознав, что постарела и уже не будет тех жарких чувств, которые всегда кипели в ней, совершает свой, маленький, – спасает любимого, даже пойдя ради него на убийство. Она с презрением отказывается от любви Аркадэка, которую он предлагает как оплату за спасение. И пусть её сердце разрывается в этот миг, она гордо смотрит, как он с другими пленниками уходит. Подвиг Данко, как и её самопожертвование, остались без награды. Но она считает, что уж лучше так, и воспоминания – это все, то ей осталось на её веку.
Романтические герои в этом рассказе сильны, храбры, безрассудны – наделены всеми качествами, которые присущи молодости. Чувства обострены, кажется, что впереди много счастливых лет. Но рассказ назван именно «Старуха Изергиль», о Ларре и Данко в названии упоминания нет.
Возможно, Горький хотел сказать названием рассказа, что молодость не вечна, что итог жизни подводится сообразно поступкам? Все, совершенное в молодости, будешь помнить старым. И именно человек выбирает, как он проживёт свою жизнь – будут ли о нем рассказывать сказки, либо его судьба – бродить по свету безвестной тенью, желающей умереть.
У каждого есть право совершить свой подвиг, выбор только за ним.
* «Опыт – самый лучший учитель, только плата за обучение слишком высока» Т.Карлейль Скачать
Список произведений маленького объема, в большинстве это программные произведения, которые можно быстро перечитать и вспомнить. Скачать
Список литературы для написания итогового сочинения 2016-17 г.
Разум и чувство
- И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
- Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
- И.А. Бунин «Чистый понедельник»,
- А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
- И. С. Тургенев «Ася»
- А. И. Куприн «Олеся»
- И. А. Бунин «Тёмные аллеи» , «Натали», «Солнечный удар», «Лёгкое дыхание»
- М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- Шекспир «Гамлет»
- М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»
- А.Н. Островский «Гроза»
- Ф.И. Тютчев «О, как убийственно мы любим…»
- Л.Н. Толстой «После бала»
- А.П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре»
- М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
- Дж. Остин «Разум и чувства» (разум Элинор и чувства Марианны);
- А.С.
1 стр., 405 слов
Образ и характеристика данко в рассказе “старуха изергиль” горького, ...
... главного героя произведения, и тогда наш земля станет только лучше! Данко в рассказе Старуха Изергиль Горького ... имело место ни капли раскаяния, сожаления о содеянном. Принцип жизни Данко – самопожертвование. Подвиг, воплощенный в образе храброго юноши вызывает только лишь восторг, восхищение, ... Кроме того, герой рассказа человек, характерными чертами характера которого являются сострадание и ...
Пушкин «Евгений Онегин» (разум Онегина и чувства Татьяны),
- А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (всё в Принце — и разум, и чувства);
- В. Закруткин «Матерь человеческая» (чувства, которые побеждали разум);
- А. и Б. Стругацкие «Пикник на обочине» (работа и отношения Рэдрика Шухарта)
- Ф. Искандер «Сон о Боге и дьяволе»
- Л. Улицкая «Дочь Бухары» (Бухара, разум и чувства вместе, чувства, которые движут разумом)
- Дж. Мойес «До встречи с тобой» (разум Уилла и чувства Луизы)
Честь и бесчестие
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
- Джек Лондон «Белый клык»,
- Л.Н. Толстой «Война и мир»,
- В.В. Быков «Сотников»
- Антон Павлович Чехов «Студент»
- Валентин Григорьевич Распутин «Уроки французского», «Пожар», «Женский разговор», «Дочь Ивана, мать Ивана»
- Виктор Петрович Астафьев «Печальный детектив»
- Олег Олегович Павлов «Конец века»
- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Победа и поражение
- Э. Хемингуэй «Старик и море»,
- Б.Л. Васильев «В списках не значился»,
- Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,
- В.П. Астафьев «Царь-рыба»
- Борис Львович Васильев «А зори здесь тихие»
- Михаил Афанасьевич Булгаков «Белая гвардия»
- «Слово о полку Игореве»
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- М.Ю. Лермонтов «Бородино»
- М.А. Шолохов «Судьба человека»
Опыт и ошибки
- Джек Лондон «Мартин Иден»,
- А.П. Чехов «Ионыч»,
- М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
- Генри Марш «Не навреди»
- Иван Алексеевич Бунин «Господин из Сан-Франциско»
- Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон»
- Александр Сергеевич Грибоедов «Горе от ума»
- М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»
- И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Дружба и вражда
Конкурсные задания 1.Устное . Выступление на заданную тему с ...
... 1. Устное эссе. Выступление на заданную тему с элементом творчества. Цель: ... демонстрировать фрагмент внеурочного занятия. Модуль С. «Взаимодействие с ... Продемонстрировать умение творчески представить свои профессиональные интересы, увлечения, достижения, планы и перспективы личного роста. Описание объекта: самопрезентация Лимит времени на выполнение задания: 15 минут ...
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
- Э.М. Ремарк «Три товарища»,
- Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,
- В.А. Каверин «Два капитана»
- Надежда Борисовна Васильева «Гагара»
- Иван Александрович Гончаров «Обломов»
- Лев Николаевич Толстой «Война и мир»
- Александр Александрович Фадеев «Разгром»
- Иван Сергеевич Тургенев «Отцы и дети»
- Даниэль Пеннак «Глаз волка»
- Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени»
- Александр Сергеевич Пушкин «Евгений Онегин»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Аргументы из маленьких рассказов для сочинения
Направление «ОПЫТ И ОШИБКИ»
В.Осеева. Бабка (в сокращении, читается за 10 минут).
Н.Д.Телешов. Белая цапля (в сокращении, читается за 7 минут).
В. Осеева. Почему? (читается за 6 минут)
Б.Екимов. Говори, мама, говори. (в сокращении, читается за 5 минут).
Р. Бредбери. Каникулы на Марсе. Октябрь 2026 (в сокращении, читается за 3 минуты).
И.Дик. Красные яблоки (читается за 5 минут).
К. Симонов. Майор привез мальчишку на лафете…(читается за 3 минуты).
М.А.Шолохов. Родинка (в сокращении, читается за 4 минуты).
В.Осеева. Рыжий кот (в сокращении, читается за 10 минут).
К.Г.Паустовский. Телеграмма (в сокращении, читается за 8 минут).
Р. Бредбери. Вельд. (в сокращении, читается за 10 минут).
В. Осеева. Волшебное слово. (читается за 3 минуты).
Ю. Друнина. Зинка (читается за 3 минуты).
А.Алексин. А тем временем где-то (в сокращении, читается за 10 м
А.Масс. Ловушка (в сокращении, читается за 8 минут).
Б.Екимов. Ночь исцеления (в сокращении, читается за 4 минуты).
А.Масс. Трудный экзамен (в сокращении, читается за 3 минуты).
В.Распутин. Уроки французского (в сокращении, читается за 8 минут).
В.П. Аксёнов. Завтраки сорок третьего года (в сокращении, читается за 6 минут).
М.А. Шолохов. Судьба человека (в сокращении, читается за 5 минут).
Направление «РАЗУМ И ЧУВСТВО»
А.С.Пушкин. Евгений Онегин (фрагмент, читается за 3 минуты).
А.Алексин. А тем временем где-то (фрагмент, читается за 10 минут).
Органы чувств человека
... усиливая их. Слуховые косточки — как самые маленькие фрагменты скелета человека, представляют цепочку, передающую колебания. Рукоятка молоточка тесно срослась ... Язык — это мышечный орган, образованный поперечнополосатой мышечной тканью и покрыт слизистой оболочкой. При сокращении мышц его форма ... дуть в зажатый нос. Внутреннее ухо является самым сложным из этих трех отделов органа слуха. Из-за ...
А.Масс. Ловушка (фрагмент, читается за 8 минут).
Б.Екимов. Ночь исцеления (фрагмент, читается за 4 минуты).
А.Масс. Трудный экзамен (фрагмент, читается за 3 минуты).
Н.В.Гоголь. Тарас Бульба (фрагмент, читается за 8 минут).
А.Лиханов. Лабиринт (фрагмент, читается за 5 минут).
В.Распутин. Уроки французского (фрагмент, читается за 8 минут).
А.П.Чехов. В аптеке (фрагмент, читается за 4 минуты).
Направление «ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ»
В.П. Аксёнов. Завтраки сорок третьего года (фрагмент, читается за 6 минут).
А.С.Пушкин. Капитанская дочка (фрагменты, читаются за 12 минут).
В.Быков. Сотников (фрагмент, читается за 7 минут).
М.Ю.Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент, читается за 5 минут).
М.А. Шолохов. Судьба человека (фрагмент, читается за 5 минут).
А.Лиханов. Чистые камушки (фрагмент, читается за 10 минут).
Направление «Дружба и вражда»
В.Г. Короленко «Дети подземелья»
Рассказ Валентина Петровича Распутина «Я забыл спросить у Лёшки…»
ПРИМЕРЫ АРГУМЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ 2016
«Разум и чувство»
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Катерина Измайлова, жена богатого купца, полюбила работника Сергея и ждала от него ребенка. Боясь разоблачения и разлуки с любимым, она убивает с его помощью свекра и мужа, а затем и маленького Федю, родственника мужа.
Б. Екимов «Ночь исцеления», А. Куприн «Гранатовый браслет»
Герои: Родион Раскольников
Литературный пример: Либо поступок совершает человек, ведомый чувством, либо поступок совершается под влиянием разума персонажа. Поступки, совершенные Раскольниковым, обычно великодушны и благородны, тогда как под влиянием разума герой совершает преступление (Раскольников оказался под влиянием рациональной идеи и захотел проверить ее на практике).
Раскольников инстинктивно оставил деньги на подоконнике Мармеладовых, но потом пожалел об этом. Противопоставление чувств и рациональных сфер очень важно для автора, который понимал личность как соединение добра и зла.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто. Так, например, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой — надменная и расчетливая Элен Курагина и ее брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером того, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с Наташей, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелегким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала.
Элен воплощение внешней красоты и внутренней пустоты
... войне. В ожидании ответа от Пьера, Элен праздно проводила время. Она по-прежнему блистала в свете, принимала ухаживания молодых людей, ... несомненную и слишком сильно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действия этой красоты". Элен олицетворяет безнравственность и порочность. ... что бы сделал Пьер в эту минуту, ежели бы Элен не выбежала из комнаты. Через неделю Пьер выдал жене ...
Герои: Мастер, Маргарита
Литературный пример: Любовь между Мастером и Маргаритой вспыхнула, как только они увидели друг друга: «Так поражает молния! Так поражает финский нож!». Героиня любит мастера всем своим сердцем, вдыхает жизнь в его квартирку. Свою внутреннюю силу и энергию она отдает роману своего возлюбленного. Герои очень разные. Мастер спокоен, задумчив. Маргарита же сильная и резкая. Мастер воплощает в себе раздумье, мысль, Маргарита – действие. Они настолько близки духовно, что просто не могут существовать раздельно. Будучи безумно одинокими до своей встречи, герои обретают понимание, поддержку, искренность и тепло.
Александра Николаевича Островского «Гроза»
«Честь и бесчестие»
Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет в выборе поступка, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять на себя удар или смалодушничать и пойти против своей совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей или даже смерти. Выбор у человека есть всегда и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Бесчестие всегда бывает наказано. Так, видимо, распоряжаются высшие силы.
Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так огромно значение великой русской классической литературы, являющейся нравственным фундаментом и помощником для многих поколений людей. Яркие образы, сотворенные писателями с любовью и жизненной силой как бы обретают материальность. Они живут среди нас и являют собой пример нравственности и чести.
Понятие чести воспитывается в человеке с детства.Так в повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» мы видим, как это происходит и к каким приводит результатам.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
В русской литературе найдется немало великих произведений, способных воспитать человека, сделать его лучше, чище. Читая строки повести Пушкина «Капитанская дочка», мы вместе с Петром Гриневым проходим путь испытаний, ошибок, путь познания истины, постижения мудрости, любви и милосердия. Не случайно автор предваряет повесть эпиграфом: « Береги честь смолоду». Читая великие строки, хочется следовать этому правилу.
«Смерть поэта» М.Ю. Лермонтов.
Не вынесла душа Поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Но «дивный гений» Пушкина озаряет своим лучезарным светом жизнь многих и многих поколений потомков, а «пустое сердце» Дантеса не нашло счастья на земле и доброй памяти после смерти. И как сказал Лермонтов «Свободы, Гения и Славы палачи» не смогут смыть своей «черной кровью Поэта праведную кровь!»
Рассуждение Влияние языка в жизни людей
... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны». И всё же какое влияние на человека оказывает быстро изменяющийся язык? Непосредственное. Язык помогает выражению чувств и мыслей людей ... Толстой, «Считалось в том, чтобы громко, певуче, между отчаянными завываниями и нежным ... об остальных, и как ориентироваться если: « …одновременно существуют «риэлтор», «риелтор», «риэлтер» и «риелтер»…». ...
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Литературный пример: Раскольников решается на преступление ради своих близких, ведомый жаждой мести за всех обездоленных и бедных людей того времени. Им руководит великая идея -помочь всем униженным, обездоленным и поруганным современным обществом. Однако реализовывается это стремление не совсем благородно. Решение проблемы безнравственности и беззакония не было найдено. Раскольников стал частью этого мира с его нарушениями и грязью. ЧЕСТЬ: Соня спасла Раскольникова от душевного падения. Это для автора самое главное. Можно заблудиться и запутаться. Но выйти на правильный путь – дело чести.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Пьер Безухов – сугубо штатский человек, склонный к философским размышлениям, далекий от житейской суеты и распрей. Он совершенно не умел обращаться с оружием. Но он ранит на дуэли Долохова, бесстрашного вояку. Здесь Толстой как бы подтверждает мысль о том, что вершится правосудие и порок должен быть наказан. Поначалу Пьер искренне доверял Долохову, поскольку будучи честным человеком, не мог предполагать бесчестия в других. Он ввел его в свой дом, помог деньгами в память о старой дружбе, а Долохов опозорил Безухова, соблазнив его жену. Пьер Безухов вступился за свою честь, но, понимая, что глупая и жестокая Элен не заслуживает того, чтобы из-за нее произошло убийство, раскаивается в происшедшем. Он благодарит Бога за то, что не убил человека. Он готов раскаяться уже перед дуэлью, но не из страха, а потому, что уверен в виновности Элен.
Честь и бесчестье показывает Толстой, рисуя образы двух полководцев, Кутузова и Наполеона – защитника Отечества и захватчика. Вторгшийся враг не может быть честен. Суть его поступка – захват чужого, ему не принадлежащего, а также убийство. Наполеон изображен в романе эгоистичным и самовлюбленным, надменным и самонадеянным. Он хотел поработить русский народ и претендовал на мировое господство. Противоположна Наполеону фигура Кутузова. Он изображен как вождь справедливой народной войны, связанный с народом тесными духовными узами. В этом заключалась его сила как полководца. Глубокие патриотические чувства Кутузова, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость к солдату отличали в нем человека чести и высокой нравственности.
Толстой видит в народе источник духовности и нравственности, необходимых для всего общества. По мысли Толстого нравственны и честны те дворяне, которые ближе стоят к народу. У них сильнее выражено патриотическое чувство. И наоборот, те дворяне, которые отстраняются от своего народа и гнушаются им, черствы и бездушны.
Честь: Наташа Ростова, Петя Ростов, Пьер Безухое, капитан Тимохин, Василий Денисов, Марья Болконская, Андрей Болконский, Николай Ростов
Бесчетие:
Аргумент: Патриоты готовы сражаться с французами. Они хотят освободить русские земли. К этой цели стремились Андрей Болконский и Пьер Безухов, Василий Денисов и капитан Тимохин. Ради неё отдаёт жизнь юный Петя Ростов. Всей душой желают победы над врагом Наташа Ростова и Марья Болконская. Нет оснований сомневаться в истинности патриотических чувств, владевших и старым князем Болконским, и Николаем Ростовым. В то же время писатель убеждает нас в полном отсутствии патриотизма у таких людей, как князь Василий Курагин и его дети: Ипполит, Анатоль и Элен. Отнюдь не любовью к Родине (у них нет этой любви) руководствуются Борис Друбецкой и Долохов, поступающие в действующую армию. Первый изучает «неписаную субординацию», чтобы сделать карьеру. Второй старается отличиться, чтобы поскорее вернуть себе офицерское звание, а затем получить награды и чины. Военный чиновник Берг в оставленной жителями Москве скупает по дешёвке вещи…
Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе «Война и мир»
... принимает участие «в каждой минуте жизни мужа». Заключение Своё сочинение на тему: «Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе «Война и мир» хочется закончить цитатой: «Радостно осознавать, что люди достойные, которых так долго испытывала ...
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Герои: Воланд, Мастер, Маргарита
Литературный пример. Ложь, страх и бесчестие пронизывают роман насквозь. Все лгут, страшатся и лукавят. Воланд и его свита выводят «на чистую воду» завравшихся горожан, но тут же обманывают всех собравшихся в варьете, мастерски играя на их страстях. Обманывает он и Мастера с Маргаритой, не дав им прожить и дня обещанной счастливой жизнью в подвальчике. Сделка с дьяволом -грандиозный обман, увенчанный гибелью. Оба героя, сослужив службу нечистому и получив от него обещание исполнения желаний, отравлены по его указанию в тот же день, они так и не успели насладиться свободой.
А. Пушкин «Капитанская дочка», М.Шолохов «Судьба человека», М. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени», М. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича…», Н. Гоголь «Тарас Бульба»
6. В.Распутин «Уроки французского». (Мальчик Вова с честью выдерживает все испытания ради того, чтобы получить образование, стать человеком)
А.Пушкин «Капитанская дочка».
«Опыт и ошибки»
А.П. Чехов «Ионыч» Доктор Старцев, в молодости талантливый врач,
постепенно богатея, становится важным и грубым, у него остается в жизни одна страсть — деньги.
Б. Екимов «Говори, мама, говори…»У старушки Катерины дочь живет в городе.
Тяжело матери одной на хуторе, но дочь купила ей мобильный телефон. Многое хотелось Катерине рассказать дочери, однако та, экономя деньги, отделывалась лишь просьбой говорить конкретно о здоровье. Но мелочи в жизни матери, самого близкого человека, тоже важны. К счастью, дочь это вовремя поняла свою ошибку, и Катерина сразу почувствовала, как любит её дочь, как нуждается в общении с ней.
В. Тендряков «Находка»
Угрюмый, суровый инспектор рыбнадзора Трофим Русанов нашел брошенного, новорожденного ребенка в глухой лесной избушке. Инспектору не удалось спасти малышку, но этот случай и последующие события заставили его пересмотреть свое отношение к людям, сочувствовать им.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Герои: Родион Раскольников
Литературный пример: Теория Раскольникова является античеловеческой по своей сути. Герой размышляет не столько о возможности убийства как такового, сколько об относительности нравственных законов; но не учитывает того, что «заурядный» не способен стать «сверхчеловеком». Таким образом, Родион Раскольников становится жертвой собственной теории. Идея вседозволенности, приводит к разрушению человеческой личности или к порождению чудовищ.. Обнажается ошибочность теории, что составляет сущность конфликта романа Достоевского.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Аргумент: Во время проживания во Франции Пьер проникся идеями масонства, Пьеру казалось, что он нашел единомышленников, что с их помощью он сможет изменить мир к лучшему. Но вскоре он все же разочаровался в масонстве.
Пути исканий смысла жизни главными героями романа Л.Н.Толстого ...
... Толстой невероятно тонко и верно показал страдания, духовные метания и нравственные поиски своих любимых героев. Тем самым он подчеркнул, что мыслящий человек не должен стоять на месте, оставаться в ... смысл жизни. 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. ... бесконечному небу. Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как ...
Пьер Безухов ещё очень молод и неопытен, он ищет цель своей жизни, но приходит к выводу, что ничего нельзя изменить этом мире и попадает под дурное влияние Курагина и Долохова. Пьер начинает «прожигать жизнь», тратит свое время на балы и светские вечера. Курагин женит его на Элен. Безухов был окрылен страстью к Элен Курагиной, он радовался счастью жениться на ней. Но спустя некоторое время Пьер заметил, что Элен всего-навсего красивая кукла с ледяным сердцем. Брак с Элен Курагиной принес Пьеру Безухову только боль и разочарование в женском поле. Устав от разгульной жизни, Пьер рвется к работе. Он начинает проводить в своих землях реформы.
Пьер обрел свое счастье в браке с Наташей Ростовой. Долгий путь скитаний, иногда ошибочных, иногда смешных и нелепых, все же привел Пьера Безухова к истине.Можно сказать,что конец жизненных исканий Пьера хороший, ведь он достиг той цели, которую преследовал изначально. Он попытался изменить этот мир к лучшему.
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Герои: Понтий Пилат
Литературный пример: Пилат не смеет пойти против воли Синедриона, с ощущением совершения непоправимой ошибки он объявляет свое решение толпе. После этого рокового поступка в голове игемона проносятся страшные мысли: «Бессмертие… Пришло бессмертие… Чье бессмертие пришло?» Героя обрекли на вечные страдания. После казни ни в чем не повинного Иешуа Пилат мучается страшными угрызениями совести. Он ясно чувствует свою ошибку, но уже не в силах что-либо исправить: «Ему ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями».
«Победа и поражение»
В.Г. Короленко «Парадокс» (победа над собой)
Ян Залуский- калека, но он считает, что «человек создан для счастья, как птица для полета». Врожденное несчастье героя заставило его научиться мастерски, парадоксально владеть своим телом, удивляя окружающих и заставляя их поверить в то, что каждый человек — творец своего счастья.
А.П. Чехов «Попрыгунья», Б. Васильев «А зори здесь тихие»
У войны не женское лицо — это лейтмотив повести Б.Васильева «А здесь тихие». Женщина, чьё природное предназначение давать жизнь, быть хранительницей семейного очага, олицетворять нежность, любовь, — надевает солдатские сапоги, форму, берёт в руки оружие и идёт убивать. Что может быть страшнее?
Пять девушек — Женя Комелькова, Рита Осянина, Галина Четвертак, Соня Гурвич, Лиза Бричкина- погибли на войне с фашистами. У каждого были свои мечты, каждая хотела любви, да и просто жизни.(« …все девятнадцать лет прожила в ощущении завтрашнего дня.»)
Но всё это отняла у них война.(«Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет.»)
По -разному гибнут героини. Так, Женя Комелькова совершает истинный подвиг, уводя немцев от товарищей, а Галя Четвертак- просто испугавшись немцев, в ужасе кричит и бежит от них. Но мы понимаем каждую из них. Война — страшное дело, и то, что они пошли на фронт, добровольно, зная, что их может ожидать смерть, это уже подвиг этих молоденьких, хрупких, нежных девушек.
Да, девушки погибли, оборвалась жизнь пятерых людей — это, конечно, поражение. Не случайно Васьков, этот закалённый в боях мужчина, плачет, не случайно его ужасное, переполненное ненавистью лицо вызывает ужас у фашистов. Он, один, взял в плен несколько человек! Но всё же это и победа- победа нравственного духа советских людей, их непоколебимой веры, их стойкости и героизма. А сын Риты Осяниной, который стал офицером,– это продолжение жизни. А если жизнь продолжается- это уже победа – победа над смертью!
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
только благодаря своей воле и мужеству выжил даже после того, как ему ампутировали обмороженные ноги, когда он полз к нашим по тылам врага. Герой впоследствии вновь вернулся в свою эскадрилью, доказав всем, что он властен над своей судьбой.
Э. Хемингуэй «Непобежденный», Э. Хемингуэй «Старик и море», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Герои: Родион Раскольников, Соня Мармеладова
Литературный пример: В романе Достоевский оставляет победу не за сильным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, покорности. «Преступление и наказание» содержит глубокую правду о невыносимости жизни в капиталистическом обществе, где побеждают Лужины и Свидригайловы с их лицемерием, подлостью, эгоизмом, а также правду, вызывающую не чувство безысходности, а непримиримую ненависть к миру лицемерия.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Победа: Шенграбенское сражение. Французская армия превосходила русскую по численности. Сто тысяч против тридцати пяти. Русская армия во главе с Кутузовым одержала небольшую победу под Кремсом и должна была двигаться в Цнайм, чтобы спастись. Союзникам Кутузов уже не доверял. Австрийская армия, не дождавшись подкрепления русских войск, начала атаку на французов, но увидев их превосходство, капитулировала. Кутузову же пришлось отступать, потому, как неравность сил не предвещала ничего хорошего. Единственным спасением было — добраться до Цнайма раньше французов. Но дорога русских была длиннее и труднее. Тогда Кутузов решает отправить авангард Багратиона наперерез врагу, что тот, как смог задержал противника. И здесь случай спас русских. Французский парламентер Мюрат, увидев отряд Багратиона, решил, что это вся русская армия, и предложил перемирие на три дня. Кутузов воспользовался этим «отдыхом». Конечно, Наполеон, сразу понял обман, но пока его посыльный ехал до армии, Кутузов уже успел добраться до Цнайма. Когда авангард Багратиона пошел в отступление, маленькая батарея Тушина, стоявшая у деревни Шенграбен, была забыта и оставлена русскими.
Поражение: Аустерлицкое сражение. Основную роль в ведении этой войны взяли на себя австрийские военачальники, тем более что бои велись на территории Австрии. И сражение возле городка Аустерлиц в романе «Война и мир» тоже было продумано и спланировано австрийским генералом Вейротером. Принять в расчет мнение Кутузова или кого-нибудь еще, Вейротер не считал нужным.
Военный совет перед Аустерлицким сражением напоминает не совет, а выставку тщеславий, все споры велись не с целью достигнуть лучшего и правильного решения, а, как пишет Толстой: «…было очевидно, что цель… возражений состояла преимущественно в желании дать почувствовать генералу Вейротеру, столь самоуверенно, как школьникам-ученикам, читавшему свою диспозицию, что он имел дело не с одними дураками, а с людьми, которые могли и его поучить в военном деле». Сделав несколько бесполезных попыток изменить ситуацию, Кутузов проспал все время, пока длился совет. Толстой явственно дает понять, насколько Кутузову претит вся эта напыщенность и самодовольство, старый генерал прекрасно понимает, что сражение будет проиграно.
Вывод: История человечества состоит из побед и поражений в войнах. В романе «Война и мир» Толстой описывает участие России и Австрии в войне против Наполеона. Благодаря российским войскам была выиграна битва при Шенграбене, и это придало сил и воодушевления государям России и Австрии. Ослепленные победами, занятые в основном самолюбованием, проводя военные смотры и балы, эти два человека привели свои армии к поражению при Аустерлице. Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир» Толстой стало решающим в войне «трех императоров». Толстой показывает двух императоров сначала напыщенными и самодовольными, а после поражения растерянными и несчастными людьми. Наполеон сумел обхитрить и разбить русско-австрийскую армию. Императоры бежали с поля боя, а после окончания битвы император Франц решил покориться Наполеону на его условиях.
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Герои: Понтий Пилат
Литературный пример: Во сне прокуратор производит впечатление абсолютно другого человека. Пилат соглашается с мыслью Иешуа о том, что они теперь всегда будут вместе. Прокуратор перестает испытывать отвращение, которое возникало у него по отношению ко всему, что было связано с учением Иисуса.
Стоит человеку обрести богатство, как сразу же он начинает бояться его потерять.
Сон позволяет Пилату сделать то, на что он не мог решиться в жизни. Зачастую литературные критики оценивают сон Пилата, его прогулку по «лунной дороге» как высшую победу человека над самим собой.
«Дружба и вражда»
дружба А. С. Пушкина с лицеистами
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен…)
Дружба Пушкина и Пущина /Анализ стихотворения Пушкина «И. И. Пущину»
Среди своих лицеистских друзей Александр Пушкин особенно выделял Ивана Пущина, с которым поэта связывали очень теплые и доверительные отношения. Последний раз друзья встретились как раз накануне этих трагических событий, зимой 1825 года. Иван Пущин приехал к нему в Михайловское, чтобы скрасить одиночество и отвлечь автора от невеселых раздумий о собственной судьбе. В этот момент лучший друг морально поддержал Пушкина, который находился на грани отчаянья, считая, что его карьера загублена, а жизнь – беспросветна. Поэтому когда Пущин оказался в схожей ситуации, автор посчитал своим долгом направить ему ободряющее стихотворное послание, в котором признался: «Молю святое провиденье». Этим поэт хотел подчеркнуть, что не только беспокоится о судьбе своего друга, но и верит, что его жертва была принесена обществу не напрасно, и будущие поколения смогут оценить этот самоотверженный поступок по достоинству.
Пушкин очень тяжело переживал разлуку с другом, и впоследствии адресовал ему еще несколько стихов. Ч
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба,, Д. Лондон «В далеком краю», «Любовь к жизни»., Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Герои: Родион Раскольников, Дмитрий Прокофьевич Разумихин
Литературный пример: ДРУЖБА: Достоевский вводит в роман образ Дмитрия Прокофьевича Разумихина. Это верный товарищ Родиона по университету, который поддерживает его. Дружба Раскольникова и Разумихина противопоставлена в романе показу разобщенности людей в целом. Разумихин и Раскольников противопоставлены при помощи своих говорящих фамилий («разум» — «раскол») по принципу отношения к жизни. У этих друзей есть и нечто общее, что их и сблизило: они умные, образованные, глубокие, благородные, способные на искренние чувства молодые люди.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Одной из центральных линий романа, одной из величайших ценностей, по мнению Толстого, является, безусловно, дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова. Они оба чужды обществу, в котором оказались. Оба они выше его в своих мыслях и нравственных ценностях, только Пьеру требуется время, чтобы понять это. Андрей же уверен в своём собственном, особом предназначении, а пустая, неменяющаяся жизнь не по нему Он пытается переубедить и Пьера, который является единственным, кого он уважает в том окружении благодаря контрасту с пустой элитой, чтобы тот держался подальше от этой жизни. Но Пьер всё же убеждается в том самостоятельно, на своём опыте. Ему, такому простому и незатейливому, сложно устоять перед соблазном. Дружбу Андрея и Пьера можно считать истинной, прекрасной и бессмертной, потому что почва, на которой она стояла, была самой достойной и благородной. Ни капли поиска корысти не было в этой дружбе, и ни деньги, ни влияние не были ни для кого из них ориентиром ни в их взаимоотношениях, ни в жизни каждого отдельно. Это и должно объединять людей, если они живут в обществе, где все чувства могут быть куплены и проданы так хладнокровно.
К счастью, в романе Толстого эти герои нашли друг друга, тем самым найдя спасение от морального одиночества и найдя достойную почву для развития нравственности и настоящих идей, которые не должны быть утрачены хотя бы меньшинством людей.
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Герои: Мастер, члены МАССОЛИТа
Литературный пример. По вине членов МАССОЛИТа -представителей литературной элиты -роман Мастера не издан. Из-за них он сжег произведение, которое так долго создавал. И именно они виновны в том, что Мастер находится в клинике для душевнобольных. У него после тщетных попыток не осталось ничего. Иван Бездомный является типичным представителем элитного литературного мира. И мир этот ненавистен не только герою романа, но и самому автору. Мастером овладевает апатия, и, ненавидя проявленных врагов, он не стремится противостоять врагам сущностным, он вполне одержим.
Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский
Но однажды в их дружеских отношениях наступила пора раздора и страшнойжестокой вражды. Произошло это, когда Парамошка,слуга помещика, во время осмотра любимой псарни Троекурова оскорбил
Дубровского, унизил его достоинство. «Нечаянный случай всё расстроил и переменил». Покинув Покровское, Андрей Гаврилович потребовал, чтобы слуга явился на суд. Но своенравный богач не захотел серьёзно разобраться в этом, а начал беспощадно мстить Дубровскому, ещё сильнее унижая его. Почему же эта дружба оказалась непрочной? Почему же между бывшими друзьями возникла такая пропасть? Богатство и знатность Троекурова, его надменность и высокомерие не дали ему остановиться и поразмыслить над
всем, что произошло. А вспыльчивость и горячность помещика подлили масла в огонь. И началась убийственная месть…Удовлетворённый жаждой мести, Троекуров понимает, что он натворил. Опомнившись, Троекуров хотел исправить такое положение. Но было поздно. Он довёл друга до сумасшествия и смерти. Читая роман А. С. Пушкина, мы ещё раз убеждаемся в том, что любая вражда не делает добра.
М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени
прощать слабости, уверенный, рассудительный, эгоистичный, язвительный. Он насквозь видит Грушницкого и смеётся над ним. Разве это дружеские отношения? «Я его понял, и он меня за это нелюбит,хотя
наружно мы в дружеских отношениях». И мы ещё раз убеждаемся в том, что дружба очень нуждается в проявлении добрых человеческих чувств и качеств, в искренности. А Грушницкий? Совсем другой человек:
восторженный, мягкотелый, не обладает яркими чертами, завистливый, тщеславный, злобный, многословный. «Говорит он скоро и вычурно». Грушницкий-юнкер, ему двадцать один год. Как мы можем назвать отношения этих героев?
Их противостояние М.Ю. Лермонтов показывает в главе «Княжна Мери». Пропасть в отношениях молодых людей становится шире, неприязнь возрастает, когда княжна Мери увлеклась Печориным. Дуэль является
развязкой в отношениях. Печорин убивает своего бывшего приятеля. В чём дело? Какова причина такого печального исхода? Никаких рабских отношений в дружбе быть не может. Мы понимаем, что человек прежде всего сам должен быть другом. А у Печорина этого понимания нет, поэтому у него не было настоящих друзей. Только тёплые человеческие отношения укрепляют дружбу, а не превращают её во вражду.
А.И.Приставкин «Ночевала тучка золотая»
Война. Это тяжелейшее испытание для людей, особенно для детей. Именно дети — главные герои произведения А.Приставкина «Ночевала тучка золотая»
Причина любой войны — вражда. Именно она делает людей жестокими, бездушными, и именно на войне часто раскрываются многие нравственные качества человека, красота его души.
Главные герои повести- Кузьмины Колька и Сашка, братья, воспитанники детского дома. Их детский дом переселяют на Северный Кавказ, который был только что освобождён от немцев.Массовое переселение народов проводилось в годы войны, в 1943-1944 годах.
Читатель видит детскими глазами происходящее. Людей дети ценят по тому, отняли у них еду или нет; им непонятно, почему из проходящего мимо вагона дети протягивают руки и о чём- просят, а в их глазах- слёзы. Они не могут осознать того, почему так жестоки люди. Вспомним страшную картину, когда Колька увидел казнённого брата.
Нет для детей деления людей по национальностям. Добрый — значит свой, злой, жестокий- враг. Не случайно друзьями становятся Колька и одиннадцатилетний чеченский мальчик Алхузор. Оба они одиноки и несчастны, нашли душевную близость и поддержку друг у друга. И какое значение имеет то, что один — русский, а другой чеченец. Они стали друзьями. Горе сблизило их. В детприёмнике, где оказались дети, были крымский татарин Муса, и немка Лида Гросс «с большой реки», и ногаец Балбек. Всех их объединяла общая страшная судьба.Они были втянуты в водоворот проблем взрослых, свидетелями истребления народов, вражды между ними, именно они испытали на себе все ужасы этой борьбы взрослых.
Мир вражды страшен. Он разрушает судьбы людей. Необходимо прекратить враждовать, толерантно относиться к людям, не допускать уничтожения собственного народа — к этому призывает автор. «Плохих народов не бывает, бывают лишь плохие люди», — скажет воспитательница Регина Петровна.
Детские души так чисты и невинны, словно « золотые тучки», они способны понимать друг друга. Страшно, если эти «тучки» разобьются о вершину утёса — о равнодушие и жестокость людей.
Взрослые могли бы перенять у детей стремление жить в дружбе, понять, как страшна вражда. «Я думаю, что все люди — братья, — скажет Сашка, и они поплывут далеко-далеко, туда, где горы сходят в море и люди никогда не слышали о войне, где брат убивает брата.
А.М.Горький «Детство»
Алексей Пешков — главный герой повести А.М.Горького «Детство» — рано остался без родителей. Жизнь в доме его деда Каширина была сложной. «Странная жизнь» здесь стала напоминать ему «суровую сказку», «хорошо рассказанную добрым, но мучительно правдивым гением». Постоянная вражда окружала мальчика в доме. «Дом деда наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми».Отношения и между взрослыми — дядьями Алёши- и между их детьми были далеко не родственными и дружескими. Дядья ждали свою долю наследства, вечно ссорились, да и дети не отставали от них. Постоянные жалобы, доносы, желание сделать другому больно, удовольствие, испытываемое от того, что кому-то плохо — вот та обстановка, в которой жил герой. Ни о какой дружбе с двоюродными братьями не было и речи.
Однако и здесь были люди, к которым тянется Алёша. Это и подслеповатый мастер Григорий, которого мальчик искренне жалеет, и подмастерье Цыганок, которому дедушка пророчил большое будущее (погиб Цыганок, когда нёс непосильный крест на могилу жены деда мальчика), и Хорошее Дело, приучивший его к чтению.
Настоящим другом стала для Алёши его бабушка, Акулина Ивановна, женщина добрая, умная, жизнерадостная, несмотря на тяжёлую жизнь, на то, что была вечно бита своим мужем. Её глаза горели «неугасимым, веселым и теплым светом».Он будто до нее спал, «спрятанный в темноте», а она разбудила, вывела на свет, сразу стала на всю жизнь другом, самым близким, понятным и дорогим человеком.
Много вокруг мальчика было вражды. Но много и доброты, понимания. Именно дружеские отношения с людьми не позволили очерстветь его душе. Алёша стал добрым, чутким, сострадающим человеком. Дружба способна помочь человеку в трудные минуты сохранить лучшие нравственные человеческие качества.
Всё начинается с детства. Так важно в этот период, чтобы детей окружали добрые, порядочные люди, ведь во многом от них зависит, каким вырастет ребёнок. К этому выводу подводит автор читателей.
НАПРАВЛЕНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ — 2016- 2017 ГОДА
- «Разум и чувство»,
- «Честь и бесчестие»,
- «Победа и поражение»,
- «Опыт и ошибки»,
- «Дружба и вражда».
1. «Разум и чувство»
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
2. «Честь и бесчестие».
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
3. «Победа и поражение»
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
4. «Опыт и ошибки».
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
5. «Дружба и вражда».
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:
- соответствие открытым тематическим направлениям;
- обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
- обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
- нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
- соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
- ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.
Героями ранних произведений Горького становятся люди гордые, сильные, смелые, которые в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений — рассказ «Старуха Изергиль».
Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ «Старуха Изергиль», которым писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. Данко — герой третьей части рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», пожертвовавший собой и спасший свой народ с помощью «горящего сердца». Кратко перескажу легенду о Данко, ставшую основой сюжета трьковского рассказа: «Жили в старину смелые и сильные люди, но однажды пришли иные племена и прогнали их вглубь леса. Они могли либо вернуться назад и сражаться насмерть с врагами, но тогда с ними умерли бы и их заветы. Могли они и идти вперед вглубь непроходимого леса. Так эти люди сидели и думали. Они ослабли от тоскливых дум, и даже кое-кто предлагал сдаться в рабство врагам. Но тут появился Данко, убедил их попытаться пройти страшный лес насквозь и повел их вперед. Однажды гроза грянула над лесом, стало настолько темно и страшно, что люди разозлились на Данко и захотели убить его. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из нее сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. Данко вывел людей из леса в прекрасную степь. Кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер. Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло… С тех пор в степи перед грозой видны голубые искры от сердца Данко». Исследователи отмечают связь образа Данко с Моисеем, Прометеем и Иисусом Христом. Имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий». Важнейшие слова гордого человека в легенде: «Что сделаю я для людей!?» Данко — настоящий герой, мужественный и бесстрашный, во имя благородной цели — помощи своему народу — он способен на подвиг. Образ Данко воплощает в себе высокий идеал — гуманиста, личность большой духовной красоты, способную к самопожертвованию ради спасения других людей.
Антиподом Данко является другой персонаж рассказа «Старуха Изергиль» — сын женщины и орла, «сверхчеловек» Ларра, презирающий людей («он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего»).
Гордость, по мнению автора, — чудеснейшая черта характера. Она делает раба свободным, слабого — сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит ничего обывательского и «общепринятого». Но гордыня порождает абсолютную свободу, свободу от общества, свободу от всех моральных устоев и принципов, которая в итоге приводит к ужасным последствиям. Именно эта мысль Горького является ключевой в рассказе старухи Изергиль о Ларре, который будучи именно таким — абсолютно свободным — индивидуумом, умирает духовно для всех (и прежде всего для самого себя).
Отличительная черта данного рассказа — резкий контраст, противопоставление хорошего и плохого, доброго и злого, светлого и темного.
Идейный смысл рассказа дополняется обрисовкой образа повествовательницы — старухи Изергиль. Ее воспоминания о своем жизненном пути — тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине. Старуха Изергиль больше всего ценит свободу, она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно».
В рассказе «Старуха Изергиль» Горький рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего. Для него Изергиль, Данко и Ларра, несмотря на крайнюю противоречивость натуры первой, кажущуюся бесполезность подвига второго и бесконечную отдаленность от всего живого третьего, — подлинные герои, люди, несущие в мир идею свободы в разных ее проявлениях. Однако для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно «гореть», недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь главное — цель. Цель, которая оправдывала бы существование человека, потому что «цена человека — дело его».
- < Назад
- Вперёд >
-
-
: «Вечные темы» в лирике М.Ю. Лермонтова
М.Ю. Лермонтов в своем поэтическом творчестве обращается к «вечным темам»: тема любви, природы, христианского смирения, патриотического служения родине, предназначение поэта-творца. Обратимся к отдельным стихотворениям поэта, где раскрывается данная проблематика. Уже в этом раннем стихотворении «Поэт» (1828) Лермонтов размышляет о сущности поэтического творчества: Таков поэт: чуть мысль блеснет, …
-
: «Вечные ценности» в лирике поэтов начала 20 века
В сложное для России время, в период политического перелома, в сложных социально-бытовых условиях русские поэты обращаются в своих художественных произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании. Например, пейзажное стихотворение И.А. Бунина «Вечер» принадлежит к философской лирике. Лирическое произведение написано в форме сонета….
-
«Житие Александра Невского» — великий памятник литературы Древней Руси
«Житие Александра Невского» — один из великих памятников древнерусской литературы. Литература Древней Руси — предшественница классической русской литературы ХУН-ХХ вв. Это одна из самых древних литератур Европы — древнее, чем французская, английская, немецкая. Ее истоки исследователи относят к X веку. В древнерусской литературе, пишет известнейший исследователь культуры и литературы Древней Руси…
-
«Заветная книга» В.П. Астафьева «Последний поклон» и рассказ «Фотография, на которой меня нет»
В.П. Астафьев вошел в историю русской литературы XX века как замечательный писатель — прозаик, автор произведений, ставших классическими уже при жизни автора, — это повести «Кража», «Где-то гремит война», «Печальный детектив», «Так хочется жить», монументальное произведение «Царь-рыба», роман «Прокляты и убиты», многочисленные рассказы. На протяжении многих лет — с 1968 по 1992 год — В….
-
«Записки охотника» И.С. Тургенева как цикл
Сборник И.. Тургенева «Записки охотника» состоит из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсяников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разработанного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную характеристику нескольких героев, картинки быта, пейзаж,…
-
«И милость к падшим призывал…». В.А. Жуковский и декабристы
Василий Андреевич Жуковский — широко известный русский поэт, достойный представитель русской классической литерату- 70 ры, основоположник романтического направления в русской литературе. В свое время он был широко известен и почитаем не только как литератор, автор многих стихотворений, баллад и поэм, по сути, преемник Н.И. Карамзина, но и как крупный общественный деятель, воспитанник…
-
«Крестьянская тема» в лирике Н.А. Некрасова
Н.А. Некрасова с детства волновала судьба народа, простого крестьянина. Первое самостоятельное стихотворение, где Некрасов сразу же заявил о себе как о народном поэте, было напечатано в 1845 году и называлось «В дороге». Стихотворение посвящено раздумьям поэта о народе, народной жизни. Некрасов сделал крестьянина главным героем лирического произведения, изобразив его как человека с…
-
«Москва моя родина» (Н.В. Гоголь).
Москва в жизни писателя
Н.В. Гоголь родился на Украине, детские годы его прошли в Полтавской губернии. Он очень любил свой край, свой язык, историю и культуру, народные украинские песни, сказания, сказки. Но жизнь сложилась так, что, став достаточно взрослым человеком, Гоголь стал жить в России, сначала в Петербурге, а в последние годы жизни — в Москве. Он очень полюбил Москву. «Москва моя родина», — писал он…
-
«Охотничьи рассказы» Ю.М. Нагибина
В творчестве писателя Юрия Марковича Нагибина есть большой цикл рассказов. Связаны рассказы в основном с Мещерским краем, а толчком к их написанию явилось длительное и страстное увлечение писателя охотой. В этих рассказах отразились и детские впечатления писателя, знание им деревенской жизни. За десять лет Ю.М. Нагибиным было написано и издано около двадцати рассказов этого цикла. Как замечает…
-
«Певец во стане русских воинов». Поэт В.А. Жуковский на войне 1812 года
В сентябре 1812 года В.А. Жуковский вступил в ополчение, которое шло от Москвы к Можайску, где Кутузов наметил генеральную схватку с Наполеоном. В.А. Жуковский принимал непосредственное участие в самой кровопролитной и решающей битве — в сражении под Бородино 26 сентября 1812 года. Спустя 25 лет в одном из писем В.А. Жуковский рассказал о том, что произошло утром 26 августа 1812 года, о…
-
В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» противопоставляются равнодушие и отзывчивость. Безразличие к людям выражается в образе сына орла Ларры — гордого, эгоцентричного юноши, который хочет оставаться полностью свободным от людей и обязанностей перед ними. Отзывчивость выражается в образе Данко — это мужественный, сильный, ответственный герой, который решил вывести людей из лесов и болот и указать им путь. Поэтому данное произведение идеально подходит для того, чтобы стать литературным материалом для аргументов к итоговому сочинению.
- Равнодушие никогда не приводит человека к счастью. Например, Ларра, сын орла, презирает людские законы и относится безразлично к человеческим чувствам, которых не испытывает. Он никого не уважает, убивает девушку на глазах у людей из её племени, не отдавая себе полностью отчёта в том, что поступает жестоко: он слышит только себя и свои желания. Но за это он обречён на вечное страдание от одиночества. Из племени его изгнали, а Бог «наградил» героя вечной жизнью, чтобы тот познал бездну отчаяния за свою гордыню. Так, несчастный персонаж стал скитальцем, в глазах которого навеки поселилась тоска, что не утолить ни времени, ни пространству.
- К сожалению, люди далеко не всегда понимают и ценят отзывчивость. Например, благородный Данко приносит себя в жертву интересам племени, а его народ остается равнодушным к подвигу и не осознает его роли в своем спасении. Без храброго юноши они никогда бы не выбрались. Даже находясь в пути к цели, соплеменники начали осуждать и упрекать вождя за то, что он не знает сам, куда их ведёт. Тогда он в порыве человеколюбия вырвал из своей груди пылающее сердце и, осветив им дорогу, вывел толпу на волю, а сам умер. И кто-то даже растоптал его сердце – в этом поступке Горький изобличил черную неблагодарность общества за отзывчивое отношение к себе.
- В легенде о Ларре люди более отзывчивы, нежели в легенде о Данко. Они пытаются разговаривать с убийцей, понять его, объяснить ему правила жизни в человеческом обществе. Но герой — их антагонист, он чёрств, равнодушен и не желает вникать в сущность людей. Он считает их слабыми и ограниченными: куда их свободе до его вседозволенности? Однако именно эта «ограниченность» возвышает племя над сыном орла. Персонажи не решаются лишать преступника жизни, они не дерзнули покуситься на это священное право, хоть Ларра и дал повод для жестокого наказания. Община просто отправила его в изгнание, и более мудрого решения в данном случае не придумать. Если людьми правит отзывчивость, к ним приходит гармония и мудрость, а вот равнодушие сулит лишь разрушения и жестокость.
- На способность индивидуума к отзывчивости не влияет социум. Например, в образе Ларры и Данко выражены две противоположных стороны человеческой натуры: равнодушие и отзывчивость. В первой легенде в образах людей в определённой степени присутствуют черты отзывчивого Данко, а в третьей легенде — черты равнодушного Ларры. Образы второстепенных персонажей контрастируют с главными героями обеих легенд. Так автор показывает читателю то, что в каждом человеке одновременно присутствуют качества Ларры и Данко, и они проявятся в независимости от того, как окружение будет относиться к личности.
- Равнодушие приводит человека к одиночеству. Например, старуха Изергиль из одноименного рассказа Горького всю жизнь предавалась легкомысленным увлечениям, не щадя чувств кавалеров. Она нередко разбивала сердца и лишь забавлялась этим процессом. Но ее красота и сила были растрачены попусту, ведь на настоящую любовь их не хватило. Человек, которого она спасла из плена, рискуя погибнуть, мог любить ее лишь в благодарность, а она из гордости не приняла подачку. В результате «роковая красотка» влачила одинокую старость, ведь молодость и успех и мужчин покинули ее. Вот, к чему привело ее безразличие к чувствам других людей. Теперь всем было наплевать на нее.
- Настоящая отзывчивость – это человеколюбие. К примеру, Данко приносит себя в жертву ради народа, и только всепоглощающая любовь к людям могла позволить ему простить упреки и смешки недалекого племени. Он, невзирая на неблагодарное поведение соплеменников и отсутствие поддержки, шел к цели и вел за собой толпу. Любой на его месте сдался бы, видя такое обращение. Однако герой обладал непоколебимым подспорьем для своей отзывчивости – любовью, которая когда-то заставила Христа взойти на Голгофу.Интересно? Сохрани у себя на стенке!
В основе направления «Честь и бесчестие» лежат полярные понятия, связанные с нравственным выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения.
Для вдохновения!
Зависит всё, что в мире есть,
От поднебесной выси.
Но наша честь, но наша честь
От нас одних зависит.
Песня из к/ф «Мушкетёры. 20 лет спустя»
Муз. М. Дунаевского, стихи Леонида Дербенёва
Возможные темы сочинения , Возможные темы сочинений
1. Как вы понимаете смысл пословицы «Честные глаза в бок не глядят»?
2. Как вы понимаете смысл пословицы «Честь идёт по дороге, а бесчестье по сторонке»?
3. Как вы понимаете смысл пословицы «Смерть лучше бесчестья»?
4.Как вы понимаете смысл высказывания Ф.М.Достоевского «Торгуя честью, не разбогатеешь»?5.Произведение о чести и бесчестии, которое вас взволновало…
6.Называться человеком легко, быть человеком труднее (пословица).
7.Чем похожи слова «честь», «честность», «чистота»?
8.Почему честь ценилась во все времена?
9.Уместно ли говорить о чести и совести в наше время?
10.Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
11.Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. (Конфуций)
12.Когда виновный признает свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать, — свою честь (Виктор Гюго)
13.Кто теряет честь, сверх того уже ничего потерять не может. (Публилий Сир)
14.Честь похожа на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает её блеска и отнимает у неё всю её цену. (Пьер Бошен, французский писатель)
15.Верна ли русская пословица: «Береги честь смолоду»?
16.Торгуя честью, не разбогатеешь. (Ф.М.Достоевский, великий русский писатель)
17.Честного человека можно подвергнуть преследованию, но не обесчестить. (Ф.Вольтер)
18.Честь может быть потеряна только однажды. (Э.М.Капиев, дагестанский советский прозаик)
19.Честь нельзя отнять, её можно потерять. (А.П.Чехов)
20. Честь, порядочность, совесть – качества, которыми дорожить нужно (по произведениям русской литературы XIX века)
21. Ваше отношение к актуальности темы чести (Почему тема чести остаётся актуальной и сегодня?)
22. Какого человека можно назвать человеком чести?
23. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
24. Предательство и бесчестие: как связаны эти понятия?
25. Честь и совесть — ведущие понятия, характеризующие человеческую личность
26. Близкое мне по духу понятие чести…
27. Может ли любовь или совесть возродить утраченное ранее понятие чести? (В качестве примера-аргумента: Раскольников и Свидригайлов, герои романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») 28. Можно ли считать человека, победившего на дуэли, человеком чести?
29. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М.Достоевского «Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно»?
30. Что есть истинная честь и что есть мнимая?
31. На что можно пойти ради защиты человеческой чести? 32. Произведение о человеке чести, которое меня потрясло…
33. Что значит идти дорогой чести?
М.А. Шолохов, повесть «Судьба человека»;
- А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума»;
- Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль»;
- А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка»;
- «Слово о полку Игореве»;
- Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо»
М.Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени»
Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»
И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»
Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»
М.А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита»
А.И. Солженицын повесть «Один день Ивана Денисовича»
Н.М. Карамзин, повесть «Бедная Лиза»
А.Н. Островский, драма «Гроза»
А.И. Солженицын, рассказ «Матрёнин двор»
А.И. Куприн, повести «Гранатовый браслет», «Олеся»
М. Горький, рассказ «Старуха Изергиль»
Толстой Л.Н., повесть «Кавказский пленник»
Паустовский К. Г., сказка «Тёплый хлеб»
Стивенсон Р., баллада «Вересковый мёд»
М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…».
Н.В.Гоголь. , повесть «Тарас Бульба»
Ф.Купер, роман «Последний из могикан»
А.П.Платонов., рассказ «Юшка»
В. Скотт. , роман «Айвенго»
Пушкин А.С. ,роман «Дубровский»
Грин А.С. ,феерия «Алые паруса»
Мериме П. ,новелла «Маттео Фальконе»
Л.Н.Андреев, повесть «Иуда Искариот»
Н.С. Лесков, «Тупейный художник», «Очарованный странник»
Г.де Мопассан, «Ожерелье»
Материалы к вступительной части сочинения
Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет личность в выборе поступка, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять удар на себя или смалодушничать и пойти против совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей, возможно, смерти. Выбор у человека есть всегда, и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки даются его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь — жизнь моя, — писал Шекспир, — они срослись в одно, и честь утратить — для меня равно утрате жизни». Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так велико значение великой русской классической литературы, являющейся нравственным фундаментом для многих поколений людей.
Материалы к основной части сочинения , Святое воинство, Совесть, Благородство и Достоинство –, Лик его высок и удивителен.
«Чувство собственного достоинства…»
Белле Ахмадулиной
Чувство собственного достоинства – вот загадочный инструмент:
созидается он столетьями, а утрачивается в момент
под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую ль болтовню,
иссушается, разрушается, сокрушается на корню.
Чувство собственного достоинства – вот загадочная стезя,
на которой разбиться запросто, но обратно свернуть нельзя,
потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой,
растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.
Чувство собственного достоинства – это просто портрет любви.
Я люблю вас, мои товарищи – боль и нежность в моей крови.
Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего
не придумало человечество для спасения своего.
Так не траться, брат, не сворачивай, плюнь на вздорную суету –
потеряешь свой лик божественный, первозданную красоту.
Ну зачем рисковать так попусту? Разве мало других забот?
Поднимайся, иди, служивый, лишь прямехонько, лишь вперед.
Юрий Левитанский
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы —
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе:
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже — как умею.
Ни к кому претензий не имею —
Каждый выбирает для себя.
Настанет день и час пробьет,
Когда уму и чести На всей земле придет черед Стоять на первом месте.
Роберт Бёрнс
Этот замечательный текст из коллекции текстов для сочинения ЕГЭ можно использовать как в основной части, так и во вступлении и в заключении. Прочитайте его, выпишите цитаты, ключевые слова.
(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2)Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. (3)Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь.