По рассказу Чехова О любви рассуждение

Произведение было написано в 1898 году, однако его истоки берут начало из молодости писателя, который в ту пору был страстно влюблен. Биографам не составило труда выяснить, что прототипом Анны Алексеевны была Лидия Александровна Авилова. Русская писательница и мемуаристка познакомилась с Чеховым на приеме у издателя «Петербургской газеты» Худякова Сергея Николаевича. Как впоследствии призналась сама Авилова, к тому времени она была очарована творчеством Антона Павловича, и знала наизусть все его произведения.

Знакомство Чехова и Авиловой стало судьбоносным. Лидия Александровна тонко чувствовала и любила литературу, однако ее супруг не разделял увлечение жены литературой. Со стороны Авиловой также не было нежных чувств к мужу – замуж она выходила не по любви, а по расчету. Впрочем, женщина не скрывала от него своей платонической связи с Чеховым, и даже давала ему читать некоторые письма из переписки с писателем. В Антоне Павловиче Авилова нашла верного друга, единомышленника, рецензента и персонального критика, который всячески помогал ей в публикации работ. Теплая, полная душевной привязанности переписка лишь изредка прерывалась личными встречами. Эта связь многое значила как для Авиловой, так и для Чехова. С большой теплотой Авилова отзывалась о ней в своих мемуарах «А. П. Чехов в моей жизни», которые были опубликованы лишь в 1940 году. Со своей стороны, Антон Павлович выразил свою трогательную привязанность к Лидии Александровне Авиловой в рассказе «О любви».

Сочинение ЭССЕ по рассказу А.П.Чехова «О любви».

Сочинение ЭССЕ на тему:

Рассказ А.П.Чехова «О любви».

Антон Павлович Чехов — мастер коротких рассказов. Он искусно передает все чувства, заботы «маленького человека» в большом мире. «Человеческая жизнь в своей будничности, нет ничего хуже», — именно так считает Антон Павлович. Творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Чехов не проповедует, не учит жить, он просто показывает бытие отдельных человеческих душ, их бездействие в мире будничности и одиночества. «Чехов – это и душой, и телом вольный казак. Мы же все в рутине скованы, не вырвемся из ига»,- так говорил Максим Горький о писателе. Действительно, в его рассказах мы видим его самого, он не разъясняет, не ругает, не навязывает своего мнения, он доверяет читателю, дает возможность самому понять смысл произведения и добавить недостающие элементы, его рассказы заставляют думать и размышлять. Прочитав его произведения, мы закрываем глаза и представляем всю картину происшедшего до мелочей. Он умеет коротко говорить о длинных предметах, точно подмечать главное.

5 стр., 2237 слов

Чехов о любви краткое

... нельзя. Но, это мнение сугубо персонажа Антона Павловича. Сам автор оставляет вопрос о любви открытым. Также читают: Картинка к сочинению Сочинение по рассказу Чехова О любви , Популярные сегодня темы Произведение В. Драгунского ... Чехова, имела к нему чувства, но она уже была замужем. Чехов и Авилова не могли быть вместе, тогда Чехов представил всю свою печаль и тоску в произведении «О любви». ...

Автор изображает мир скучных людей, жизнь которых тиха, печальна, молчалива. Чехов описывает мелкие проблемы человечества в трилогии, посвященной этой теме. В трилогию вошли рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви».

В рассказе «О любви» нежную любовь губят сами влюбленные. Так почему это происходит?

Он городской по характеру человек, но живет в деревне, занимается сельским хозяйством и совсем не имеет личного времени.

Она – типичный «человек в футляре», у нее есть муж, дети, дом, но ей очень не хватает любви, тепла и нежности.

Что же мешает им быть вместе? По мнению автора, будничность, боязнь осуждения обществом. Только предстоящая разлука заставляет признаться в чувствах, но делают они это только из-за понимания того, что ничего не смогут изменить. Чувствами людей руководит лень. Он не может заставить себя сделать жизнь любимой лучше. «Она пошла бы за мной, но куда? Куда бы я мог увести ее? Другое дело, если бы у меня была интересная, красивая жизнь, если б я, например, был художником, а то ведь из одной обычной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную». Друг в друге они увидели близкие и родственные души не потому что полюбили настолько сильно, а потому что хотели изменить свою жизнь, но в решающий момент они замыкаются в своем «футляре». Почему? Потому что проще жить

по-прежнему, чем начать все сначала, с чистого листа, посвятить жизнь новому человеку. Можно сделать вывод, что они совсем не любили друг друга, ведь любовь- это желание сделать любимого человека счастливым, а героям оставалось только жалеть о несостоявшемся счастье… .

Герои Чехова вызывают двойное чувство: жалости и негодования. Антон Павлович показывает человека со всех его сторон, во всех жизненных аспектах, не может автор разделить своих персонажей на «хороших» и «плохих», не может проявлять симпатию к одним и отвергать других. В этом проявляется его умение, талант, качества настоящего писателя. До сих пор его рассказы популярны, ведь по сей день многие из нас прячутся в своем «футляре» и редко пытаются что-то изменить в своей унылой жизни.

Возможно, прочитав один из рассказов Антона Павловича Чехова, многие из нас задумаются: правильно ли мы живем и действительно ли нам нужна такая жизнь… .

Жанр и направление

Любимым жанром Антона Павловича был короткий рассказ, который по своему содержанию можно сопоставить с романом — настолько он был наполнен красками, образами, глубокой жизненной философией. Особенность работ Чехова такова, что в них без труда отслеживается направление реализма – именно оно было максимально близко по духу писателю. Важнейшим элементом всех произведений Антона Павловича является деталь, которой он уделял особое внимание. Незначительный, на первый взгляд, штрих, описание персонажа способно было максимально раскрыть образ. Возможно, именно благодаря этой особенности рассказы Чехова никого не оставляют равнодушными, ведь в них гармонично переплетена малая литературная форма и глубокое реалистичное содержание.

Рассказ «О любви» является завершающим произведением цикла «Маленькая трилогия». Название цикла не является авторским, оно позже было дано исследователями творчества Чехова. Все произведения, вошедшие в цикл «Маленькая трилогия», объединены общей темой «человека в футляре», которая была особенно любима писателем.

11 стр., 5101 слов

Футлярные» люди в рассказе Чехова «Человек в футляре

... в своеобразную скорлупу, так и проживая свои дни. Однако, такой образ жизни неверен, что и хочет нам донести А.П. Чехов через свои рассказы. Сочинение Образы футлярных людей Чехова ... жалкой «футлярной жизни» противопоставлена в рассказе другая жизнь, вольная, наполненная движением и смехом. Эту жизнь олицетво­ряет в рассказе Варенька Коваленко. Любовь также может являться своеобразным футляром, как, ...

Суть

Название произведения весьма красноречиво, и прямо указывает на то, что основной линией в нем является любовная тема. Главный герой рассказа – помещик, средних лет дворянин по имени Павел Константинович Алехин. Он учился в университете, но после смерти батюшки был вынужден вернуться в родительское имение и заняться делами, чтобы погасить отцовские долги. Молодому человеку, прекрасно образованному и привыкшему к культурному обществу, поначалу было тяжело привыкнуть к новому образу жизни. Его откровенно тяготила работа на земле, общение с крестьянами. Но со временем Алехин сам не заметил, как отказался от изящных привычек, которые придавали его жизни очарование и едва уловимый флер роскоши.

Спустя некоторое время Павел Константинович был произведен в мировые судьи. Во время одного из заседаний он познакомился с Дмитрием Лугановичем – приятным в общении, простодушным человеком, и тот пригласил Алехина на обед. В доме своего нового приятеля Алехин познакомился с его женой – Анной Алексеевной. Молодая, красивая женщина поразила воображение Павла Константиновича, который все чаще стал бывать у Лугановичей. Общение с тонкой, умной, образованной женщиной доставляло огромное удовольствие главному герою, который влюбился в нее со всей страстью своего сердца. Вскоре он понял, что его чувство взаимно, и это понимание одновременно и обрадовало, и смутило Алехина. Будучи глубоко порядочным человеком, он страдал от чувства вины перед открытым и доброжелательным Луановичем, который искренне считал его своим другом. Впрочем, Анна Алексеевна ничем не выдавала себя, и герои любили друг друга, не смея открыто признаться в своих чувствах.

Со временем невысказанная любовь, словно птица, запертая в клетку, стала тяготить Анну Алексеевну. Женщина стала нервной, возбудимой, и легко раздражалась от малейшего пустяка. Она даже вынуждена была лечиться от нервного расстройства.

Когда Луганович получил повышение по службе, семье предстоял переезд в другой город. Павел Константинович с ужасом осознал, что навсегда расстанется с женщиной, которую он так страстно и нежно любил все эти годы. В последний момент он влетел в купе поезда, где находилась Анна Алексеевна. Между влюбленными произошла трогательная сцена, ставшая завершающим аккордом их отношений. Глядя вслед уходящему поезду, Алехин с тоской понял, что добровольно отказался от собственного счастья…

«О любви», анализ рассказа Чехова

Рассказ А.П.Чехова был написан в 1898 году, является важной и завершающей частью «Маленькой трилогии». Опубликован в журнале «Русская мысль».

Жанр рассказа предполагает кратковременность изображаемых событий и малое число действующих лиц. Антон Павлович Чехов не зря выбрал данный способ изложения сложных перипетий жизни своих героев и описания их душевного состояния. Ведь особенностями рассказа являются также глубина подтекста и емкость детали. Последний нюанс очень хорошо прослеживается во всех малых произведениях автора.

В основу «Маленькой трилогии», созданную А.П.Чеховым, легли три истории, рассказанные друзьями друг другу на охоте. Это Буркин, Чимша-Гималайский и Алёхин — небогатый помещик, который поведал друзьям несчастливую историю своей любви.

13 стр., 6465 слов

Тема любви в рассказах чехова (в творчестве)

... которая ждет, чтоб ей бросили кусок ветчины». Тема женского счастья и любви в творчестве Чехова Темой женского счастья и любви В романном содержании рассказа «Попрыгунья» (1899) поставлены и решаются ... жизни, в которой угадывается далеко не последняя роль любви, и своеобразная ситуация ухода из жизни обыкновенной в мир, пока еще зыбко наметившийся в мечтах, реализовались в рассказах «Невеста», «В ...

Так случилось, что отец героя много задолжал, в частности, чтобы заплатить за обучение сына. Алехин, вернувшись на родину, решил частично вернуть долг. Для этого ему пришлось много работать, но усилия не пропали даром. В первый же год он был выбран на место почетного мирового судьи. Алехина ждало немало встреч и знакомств, среди которых особое место в его жизни заняло знакомство с председателем окружного суда по фамилии Луганович. В тот же день Алехин знакомится с его женой, Анной Алексеевной, в которую влюбляется с первого взгляда.

Алехин стал постоянным гостем в семье Лугановичей. Но, несмотря на это, при каждой новой встрече Анна Алексеевна и Алехин терялись, робели друг перед другом и холодно прощались. Герой чувствовал невероятную близость чувств, но боялся признаться.

Но всему приходит конец. Однажды Анна Алексеевна уезжала лечиться в Крым, и герой понял, что, возможно, это их последняя встреча. Он решил признаться, но было слишком поздно. Влюбленные расстались навсегда.

Как и в предыдущих рассказах трилогии, основная мысль рассказа «О любви» заключается в том, что герои произведений закрылись от своих настоящих чувств, вместо того, чтобы дать волю эмоциям, ничего не страшась. «Футлярность» каждого из них загубила их жизни и возможность счастливо и бескорыстно любить. Они своими же руками убили любовь, опустили ее до низменных чувств и потребностей, навеки сделав самих себя несчастными.

Рассказ «О любви» можно назвать вершиной эволюции человека, изображенного во всех трех произведениях трилогии. Это герой, который далеко не стар, он не умер, он просто осознал свою ошибку и идет дальше. Не опускает руки, а шагает, пусть еще не знает куда, но все же не стоит на месте.

Вся «Маленькая трилогия» автора пронизана драматизмом и надеждой на то, что у героев, настоящих или выдуманных все еще есть шанс спасти свою душу.

Кроме анализа рассказа «О любви» прочитайте и другие сочинения по произведениям Антона Павловича Чехова:

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова
  • «Крыжовник», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • «Дама с собачкой», анализ рассказа Чехова
  • «Хамелеон», анализ рассказа Чехова
  • «Студент», анализ рассказа Чехова
  • «Злоумышленник», анализ рассказа Чехова
  • «Вишневый сад», анализ пьесы Чехова
  • «Каштанка», анализ рассказа Чехова
  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
  • «Хирургия», анализ рассказа Чехова
  • «Палата №6», анализ повести Чехова
  • «Ванька», анализ рассказа Чехова

По писателю: Чехов Антон Павлович

Композиция

Особенностью композиции большинства чеховских произведений является прием «рассказ в рассказе», благодаря которому писатель мог охватить большой временной промежуток без использования дополнительных литературных средств. Как правило, рассказ начинается с описания некоего случая из жизни героя, которое естественным образом переходит к основному повествованию. В большинстве случаев это монолог главного героя.

19 стр., 9176 слов

Тема «детства» в рассказах Чехова

... исследования:, Объект исследования:, Предмет исследования: Дети появляются уже в самых ранних произведениях Чехова: гимназист-двоечник в рассказах «Папаша» и «Случай с классиком», «Злой мальчик» в одноименном ... подобные попытки были и раньше, но по глубине психологического проникновения они намного уступали своим поздним собратьям. Повести о детстве второй половины XIX века счастливо сочетали ...

Так же и в рассказе «О любви» повествование начинается с упоминания Алехина о странных взаимоотношениях пьянчужки Николая и красавицы Пелагии, безропотно терпевшей от своего возлюбленного побои и оскорбления. Эта история послужила фоном к размышлениям главного героя о превратностях любви, после которого началось основное повествование.

Концовка рассказа является гармоничным и вместе с тем абсолютно логичным обрамлением центральной части произведения. Немаловажное значение играет и погода за окном. Так, в самом начале истории из окна виднелось серое, пасмурное небо, а в конце повествования из-за дождевых туч выглянуло солнце. Подобный прием стал подсказкой к душевному состоянию главного героя – история безнадежной любви вызывала в нем тяжелые эмоции, но ее окончание облегчило душевное состояние, очистило мысли и душу.

Главные герои и их характеристика

Поскольку «О любви» является кратким литературным произведением, в нем присутствует ограниченное число персонажей. Как правило, Чехов выделяет не более двух-трех персонажей, среди которых более полная характеристика дается рассказчику.

  1. Алехин Павел Константинович – главный герой, дворянин около сорока лет, который своим внешним видом напоминал более писателя, ученого или художника, нежели помещика. Он с детства привык к роскоши, красивой жизни, обладал утонченными манерами, умел видеть и ценить красоту. Однако смерть отца и оставшиеся после него долги вынудили героя изменить своим привычкам и начать работать в имении. Павел откровенно тяготился подобным образом жизни, в котором уже не было места его былым увлечениям. Важные качества героя – трудолюбие и целеустремленность, благодаря которым он не только погасил долговые обязательства отца, но и стал мировым судьей. Павел Константинович – человек тонкой душевной организации, порядочный, прекрасно воспитанный, культурный, но вместе с тем нерешительный в проявлении чувств. Именно это и стало причиной его глубокого одиночества.
  2. Луганович Анна Алексеевна – супруга Дмитрия Лугановича, красивая, умная, деликатная, образованная женщина. В ней главный герой увидел идеал женщины, который он только мог представлять в своих мечтах. Он распознал в ней родственную душу, так чутко и тонко понимавшую все, что невозможно было выразить словами. Героиня испытывала нежные чувства к Павлу Константиновичу, однако никогда не давала повода для ревности мужу. Ее любовь к главному герою была платонической, но, тем не менее, оставаясь невыраженной, она съедала Анну изнутри. Женщина не отваживалась на признание, поскольку боялась потерять мужа, детей, стабильное положение в обществе. Ее страх подпитывался нерешительностью Алехина, и лишь в конце рассказа влюбленные смогли открыто признаться в своих чувствах друг к другу.
  3. Луганович Дмитрий – респектабельный, богатый дворянин, доброжелательный, уравновешенный мужчина средних лет. Стал хорошим товарищем для Алехина, который искренне не понимал, как такая красивая и тонкая женщина как Анна Алексеевна смогла выбрать себе в мужья такого откровенно скучного и ничем не примечательного мужчину.

История написания

Процесс создания произведения, которое было написано автором в 1898 году, берет начало в его биографии. Дело в том, что в персонаже Анны, в которую до беспамятства влюблен Алехин, прослеживается схожесть с русской мемуаристкой Лидией Авиловой. Последнюю с Чеховым познакомил Сергей Худяков — главный редактор «Петербургской газеты». На момент написания мемуаров девушка знала все произведения автора наизусть.

9 стр., 4151 слов

Любовь — претрудная школа жизни!» (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)

... Любовь действительно “претрудная школа жизни”. Обломов не умел жить, поэтому не сумел и пройти испытание любовью. Похожие сочинения: Проблема идеала и действительности в романе И. А. Гончарова «Обломов» Моральная проблематика в романе И.А. Гончарова «Обломов» ...

Когда Лидия познакомилась с писателем, она состояла в браке с Михаилом Федоровичем. Последний не понимал увлечения супруги писательством и литературой. Женщина выбирала спутника жизни «как вещь». Конечно же, она уважала своего избранника, но не испытывала нежных чувств к нему.

Мужчина знал о переписке супруги с Чеховым, даже читал некоторые письма. Писатель помогал Авиловой с публикацией ее творений, был критиком и рецензентом. Теплота в переписке была разбавлена нечастыми встречами. Глубину отношений с Антоном Павловичем женщина отразила в одном из своих произведений. Однако последнее опубликовали лишь в 1940.

Личные переживания писателя также отразились в его работах. Произведение «О любви» — литературное выражение непреодолимого светлого чувства, которое автор испытывал к Лидии.

Темы

Центральной темой рассказа «О любви», безусловно, является любовь, простое человеческое счастье, которое, увы, не всегда бывает возможным. Писатель демонстрирует, как привычка к определенному образу жизни, страх перемен, инфантильность стали преградами к такому сильному и чистому чувству как любовь. Не смотря на то, что оба героя – и Алехин, Анна Алексеевна – были влюблены друг в друга, испытывали родственность душ, они так и не решились на признание. В течение долгого времени герои молча страдали от невозможности быть вместе, но ни один из них не отважился на важные перемены в жизни. Лишь в момент их расставания стало ясно, насколько тяжело далась героям их слабость и неспособность менять жизнь к лучшему. Со временем Алехин пришел к простой мысли – истинная любовь не терпит нерешительности или рационального подхода, она не поддается никаким земным законам и не нуждается в длительном анализе. Почувствовав в душе это великое чувство, нужно незамедлительно действовать, чтобы не упустить синюю птицу счастья. К сожалению, герой слишком поздно осознал эту истину, и на всю жизнь остался несчастным и одиноким человеком.

«Он и она» — все аргументы

Дружба мужчины и женщины в литературе

Вопреки распространенному мнению, дружба между мужчиной и женщиной возможна. Правда, нередко она перерастает в любовь.

Аргументы:

Достоевский Ф.М., роман «Преступление и наказание» (Соня и Родион)

Гончаров И.А., роман «Обломов» (Ольга и Штольц)

Нередко, под маской дружбы может скрываться любовь

Пример из литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/chehov-o-lyubvi/

Чернышевский Н.Г., роман «Что делать» (Вера и Лопухов)

Иногда, остывшая любовь, оставляет приятное послевкусие и превращается в дружеские отношения

Чернышевский Н.Г., роман «Что делать» (Вера и Лопухов)

10 стр., 4939 слов

Рассказ, новелла и повесть

... мрачной атмосферой и описанием ужасов); лирико-романтические (истории о возвышенное и трагическое любви); философские диалоги; рассказы о путешествиях; логические или детективные; научно-фантастические (две последние группы стали основой ... 1838 г. увидел свет его единственный роман "Приключения Артура Гордона Пима", а в 1840 г. была напечатана сборник рассказов "Гротески и арабески", в которую вошло ...

Мужчина и женщина могут быть одновременно друзьями и супругами

Чернышевский Н.Г., роман «Что делать» (Вера и Кирсанов)

Куприн А.И., повесть «Гранатовый браслет» (Вера Шеина и её муж)

Чехов А.П., рассказ «О любви» (Анна Алексеевна и её муж)

Влюблённость в литературных произведениях , Отличается от любви тем, что быстро остывает

Аргументы:

Лермонтов М.Ю., роман «Герой нашего времени» (Печорин и Бэла)

Чехов А.П., рассказ «Ионыч» (Дмитрий Старцев)

Влюблённый человек легко жертвует отношениями

Карамзин Н.М., повесть «Бедная Лиза» (Эраст)

Если любовь была ненастоящей, человек быстро мирится даже с потерей своей половинки

Пушкин А.С., роман «Евгений Онегин» (Ольга Ларина)

Искренняя любовь , Одна и на всю жизнь, наполняет жизнь смыслом

Аргументы:

Куприн А.И., повесть «Гранатовый браслет» (Желтков)

Карамзин Н.М., повесть «Бедная Лиза» (Лиза)

Ради неё человек готов на всё

Аргументы:

Джек Лондон, роман «Мартин Иден» (Мартин разбогател ради любимой)

Пушкин А.С., повесть «Капитанская дочка» (Гринёв просил врага о помощи)

Искренняя любовь проявляется в способности принимать все недостатки избранника

Пример из литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/chehov-o-lyubvi/

Чехов А.П., рассказ «Он и она»

Мнимая любовь

Порой человек только думает, что нашел вторую половинку, но на самом деле это не так

Аргументы:

Чехов А.П., рассказ «Ионыч»

Карамзин Н.М., повесть «Бедная Лиза»

Любовь или деньги?

Людям нередко приходится сталкиваться с таким выбором, но решение каждый принимает сам.

Аргументы:

Чехов А.П., рассказ «Который из трех?» (Надя и Барон предпочитали деньги чувствам)

Чернышевский Н.Г., роман «Что делать?» (Веру не интересовали деньги, она не могла выйти замуж за человека, только потому, что он богат)

Притворная любовь

Преследуя корыстные цели, люди делают вид, что любят

Аргументы:

Чехов А.П., рассказ «Который из трех?» (Надя и Барон)

Лесков Н.С., повесть «Леди Макбет Мценского уезда» (работник Сергей)

Слепая любовь

Утонув в чувствах, люди не замечают, что за маской «второй половинке» скрывает эгоистичное чудовище

Аргументы:

Лесков Н.С., повесть «Леди Макбет Мценского уезда» (Катерина)

Чехов А.П., рассказ «Попрыгунья» (Дымов)

Неоцененная/неосознанная любовь

Нередко люди не могут оценить по достоинству чужие чувства и осознать свои собственные

Аргументы:

Чехов А.П., рассказ «Попрыгунья» (Ольга поздно поняла, что её муж заслуживал другого отношения к себе)

Куприн А.И., повесть «Гранатовый браслет» (Вера поздно осознала, что ей посчастливилось встретиться с любовью, о которой мечтает каждая женщина)

Лермонтов М.Ю., роман «Герой нашего времени» (Печорин поздно осознал, что Вера нужна ему)

Безответная любовь

Делает человека несчастным, лишает смысла жизни

Аргументы

Бунин И.А., рассказ «Солнечный удар»

19 стр., 9026 слов

Тема : . Ч.Айтматов. Социально-философская направленность произведений ...

... жизни и творчестве Ч.Айтматова. III. О повести «Джамиля». Выход на тему урока. Слово учителя Эта повесть одной темы – темы любви, но ей в высшей степени свойственна многолинейность. Перед читателем ... Ход урока I Организационный момент. II Анализ сочинений по теме «Роль заповедников в сохранении животных». Чтение учащимися лучших сочинений. Комментирование, замечания учителя. III Актуализация знаний ...

Куприн А.И., повесть «Гранатовый браслет» (Желтков)

Взаимная любовь

Не всегда приносит счастье, ведь на пути влюбленных нередко возникают преграды

Аргументы:

Чехов А.П., рассказ «О любви» (Алёхин и замужняя Анна Алексеевна)

Джек Лондон, роман «Мартин Иден» (Родители запретили Руфи общаться с Мартином)

Борьба за любовь

И все же нередко счастье в любленных зависит от них самих

Аргументы:

Пушкин А.С., повесть «Капитанская дочка» (Гринёв не оставил любимую, несмотря на требования отца)

Джек Лондон, роман «Мартин Иден» (Руфь пошла на поводу у родителей)

Чехов А.П., рассказ «О любви» (Алёхин не смел разрушать брак)

Чернышевский Н.Г., роман «Что делать?» (Кирсанов признался другу, что влюблен в его жену, и вскоре женился на Вере)

Читать вторую часть

Оцените статью:

«Он и она» — темы, тезисы и аргументы. Часть 2.

Все аргументы и темы для итогового сочинения по направлению «Он и она». Списк литературы плюс подробны разбор направления.

Проблемы

Как было сказано выше, рассказ «О любви» является отражением любимой чеховской темы «человека в футляре». Главные герои произведения, так или иначе, являются носителями этого столь многогранного образа.

  1. Павел Алехин – молодой, образованный дворянин, полный радужных надежд. Однако ему не суждено было в полной мере раскрыть все свои способности и таланты. Он был вынужден прожить чужую жизнь, занимаясь хозяйством, чтобы иметь средства к существованию. Жизнь в деревне, среди крестьян и малообразованных мещан постепенно изменила характер героя. Он привык к своей скромной холостой жизни, в которой не было радости и счастья, но вместе с тем не было и проблем. Даже влюбившись в Анну Алексеевну, Алехин не смог изменить устоявшимся привычкам. Он не рискнул привычной жизнью ради светлого и яркого чувства, которое требовало от него решительных поступков и большой ответственности. Спрятавшись в своем футляре, он попросту дождался логической развязки столь мучительных для него отношений.
  2. Воплотила в себе черты «человека в футляре» и Анна Алексеевна. Несмотря на все свои положительные качества, героиня не обладала той решительностью и настойчивостью, с которой люди добиваются счастья в личной жизни. Молодая женщина не собиралась жертвовать привычным образом жизнью ради любви к Алехину. Брак с Лугановичем был скучным и обыденным, но столь понятным и привычным, что героиня не хотела рисковать им ради призрачного счастья со своим избранником. Новая жизнь пугала ее своей неизвестностью, и Анне не хватало сил и смелости, чтобы пойти ей навстречу. Так и невысказанная любовь к Алехину вылилась у нее в неврозы и скрытые упреки, которые она постоянно выказывала своему возлюбленному. Анна Алексеевна добровольно отказалась от счастья, о чем сожалела всю жизнь.
  3. Еще один прообраз «человека в футляре» — Дмитрий Луганович, супруг Анны Алексеевны. Его закрытость заключалась, прежде всего, в том, что он не воспринимал духовное и личное развитие, был безучастен ко всему, что олицетворяло собой интеллигентное общество. Будучи успешным дельцом, он был слеп и глух ко всему, что не интересовало его практичный ум. Луганович легко и неспешно плыл по течению жизни, не предпринимая никаких шагов к личностному росту и развитию.

Анализируя проблематику произведения, можно сделать вывод, что Антон Павлович не отступил от своей любимой темы, в очередной раз раскрыв новую грань «человека в футляре». Все герои рассказа, несмотря на всю разность их характеров, объединяет нерешительность и нежелание трудиться ради собственного счастья.

1 стр., 365 слов

Рассуждение «Что нужно человеку для счастья?», по тексту ...

... творческих способностей, которыми в той или иной сфере наделен каждый человек. Счастье – это возможность помогать близким людям, искренно и бескорыстно, следуя порывам своей души. Но истинно счастлив ... реальность своими руками? Так что же нужно человеку для счастья? Наверное, умение видеть его в самых мельчайших проявлениях, способность собирать счастье по песчинкам, ведь из капли соткан океан!

Сочинение по рассказу О любви Чехова

Рассказ Чехова «О любви» получил высокую оценку среди критиков. Главным достоинством произведения является то, что автор не стал навязывать собственную точку зрения на сложный вопрос о любви. Как следует относиться к любви, если человек, который стал любим, принадлежит другому? Имеет ли право другой вмешиваться в его жизнь и ломать все, что было создано до него?

Герои рассказа — Анна Алексеевна Луганская и Павел Константинович Алехин полюбили друг друга, но она — замужняя женщина. Муж ее любит и бережет, у них есть дети и появление вначале Алехина, помещика, пытающегося восстановить родовое имение, кажется ничем им не грозит.

Сам Павел Константинович личность интересная и сложная. Он, как и многие интеллигенты того времени, пытается собственным тяжелым трудом искупить грехи отца. Как и обычные крестьяне, он работает с утра до вечера, снискав этим уважение и любовь собственных работников.

Познакомившись с Луганскими, он постепенно входит в их дом уже как в собственный, дети четы Луганских его обожают, супруги материально помогают Алехину, который зачастую попадает в сложные ситуации и так далее.

Однако, Алехин не сразу себе признается, что влюбился в Анну Алексеевну. О ней он говорит лишь восторженными эпитетами. Отдавая отчет в собственных чувствах, Павел Константинович часто размышляет над судьбой, которая свела их вместе. Он не понимает, как такая молодая и интересная женщина смогла выйти замуж за нелюбимого и неинтересного, с его точки зрения, человека и иметь от него детей.

Анна Алексеевна, в свою очередь, чувствует привязанность к Алехину. Как мужчина, он намного интереснее ее супруга. Неудивительно, что и она влюбляется в него. Но оба они не решаются высказать свои чувства. Мораль прочно держит их в узах. Нервы Анны Алексеевны расшатываются, непроизвольно, она начинает испытывать раздражение против Павла Константиновича. Кажется, что конца этому нет, но, как и бывает в жизни, судьба разводит их в разные стороны.

Мужа Анны Алексеевны направляют в другую губернию служить, а она отправляется на отдых в Крым. В поезде происходит прощание Анны Алексеевны и Павла Константиновича. И лишь оставшись наедине, они бросаются в объятия друг к другу и признаются в любви.

Чехов устами Алехина приходит к выводу, что любовь выше всяких предрассудков и скрывать ее нельзя. Но, это мнение сугубо персонажа Антона Павловича. Сам автор оставляет вопрос о любви открытым.

Смысл

В своем произведении Антон Павлович продемонстрировал, как человеческая слабость, банальный страх перед неизвестным способны на корню убить любовь – редкий дар богов, который следует трепетно беречь и хранить. Нежелание жертвовать собственным комфортом, привычной спокойной жизнью, положением в обществе являются мощными внешними факторами, подавляющими волю человека. Однако это не является оправданием для тех, кто добровольно отказывается от настоящего чувства. Герои попросту оказались слабовольными личностями, не решившими оказать сопротивление общепринятой морали.

Идея произведения заключается в том, что человек собственноручно способен уничтожить светлое, высокое чувство, которое могло бы озарить всю его жизнь. Следование общественным законам и нормам, добропорядочность и соблюдение внешних приличий еще не гарантируют счастья, а вот чувство может уйти и уже более никогда не возникнуть в жизни.

В своем рассказе Антон Павлович с критикой отнесся к обществу, в котором люди вынуждены подчиняться неписаным правилам приличия в ущерб личному счастью.

Вывод

Небольшой по своему размеру рассказ включает в себя множество важных тем, заставляет задуматься о смысле жизни. Главные герои весьма противоречивы и неоднозначны, их нельзя отнести к однозначно положительным или отрицательным. Это, прежде всего, живые люди, со своими слабостями, страхами, комплексами. Не до конца выраженной остается и авторская позиция. Писатель как бы дает читателям возможность вынести свою субъективную оценку описанной истории, сделать личные выводы. Для Чехова важным было донести мысль, что любовь неподвластна никаким законам, и нужно относиться к ней с особой бережностью.

Критика

Рассказ «О любви» был высоко оценен современниками писателя. Многие выдающиеся литераторы не оставили без внимания это произведение. Так, А. Скабичевский считал, что виной всех бед главных героев рассказа «О любви» было отсутствие цели в их жизни. Алехин и Анна Алексеевна просто жили, как живется, не имея никаких планов и целей, что и сделало их такими слабыми и безвольными личностями.

В Павле Алехине А. Богданович видел никчемного человека, который не нашел в себе силы изменить собственную жизнь к лучшему. Он прогнулся под внешние обстоятельства, похоронив себя заживо в деревне, а затем добровольно отказался от счастья с любимой женщиной.

В свою очередь, А. Измайлов по достоинству оценил в произведении накал драматизма, столь характерного для поздних работ Антона Павловича. Критик отметил перелом в творчестве писателя, который был отличительной чертой у многих выдающихся авторов 19 века.