Сочинение на тему «Чацкий — декабрист?»
Сочинение на тему «Чацкий — декабрист?» Комедия А С. Грибоедова «Горе от ума» и движение декабристов.
Часто, говоря о связи комедии с декабризмом, ограничиваются констатацией сходства идей Чацкого с идеями, содержащимися в декабристских программах и стихах поэтов-декабристов, и делают вывод об идейной близости Грибоедова декабристскому кругу. Однако более глубокий анализ отношения пьесы к декабризму не должен этим исчерпываться. Необходимо, с одной стороны, рассмотреть общественно-политические и эстетические взгляды Грибоедова, с другой — более внимательно прочесть текст комедии, и станет ясно, что отношение автора к декабризму не столь однозначно и что оно преломляется в комедии гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
В самом деле, первое, что бросается в глаза уже при поверхностном чтении комедии, — значительное сходство идей Чацкого с идеями декабристов. Например, возмущенный наставлениями Фамусова, Чацкий с презрением отзывается о чиновниках, готовых «в раболепстве самом пылком» «вписаться в полк шутов» у «покровителей». В знаменитом монологе «А судьи кто?..» он обращает свой гнев против «отечества отцов» — крепостников, чиновников, «грабительством богатых», поклонников мундира. Эти тирады звучат в унисон с текстом устава «Союза благоденствия», где осуждается «дух раболепства и властолюбия многих сограждан».
То же можно сказать и о проблеме «чужевластья мод»: желание Чацкого истребить «нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья» иностранному образу жизни вполне совпадает со взглядами декабристов.
Ставшая крылатой фраза Чацкого: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» — заставляет вспомнить слова К. Ф. Рылеева, поэта-декабриста: «Служить могут лишь одни подлецы».
Можно приводить еще много примеров таких совпадений, и они свидетельствуют о том, что в России 1820-х гг. всякий прогрессивный и свободомыслящий человек так или иначе был близок к декабристскому образу мыслей (пусть даже не будучи формально членом организации).
Это можно отнести и к Грибоедову, и к его герою: в от ношении к явлениям общественной жизни современной им России их оценки, как положительные, так и отрицательные, совпадают.
Современное звучание комедии горе от ума. Чем современна комедия ...
... звучания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» в наше время §1. "Горе от ума" в литературе XIX века……………………….16-19 §2. Современность комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума» …19-21 Заключение………………...………...……..…….……. ………………..22-23, Список используемой литературы……………………………………...24 Приложение ВВЕДЕНИЕ Комедия Грибоедова «Горе от ума» ...
Изображение этих явлений в пьесе вполне подтверждает оценку, которую дает им Чацкий. В комедии сатирически изображен весь «поврежденный класс полуевропейцев», как называл Грибоедов дворянское общество России. Бюрократизм и равнодушие к человеческим судьбам («Подписано, так с плеч долой»), тупость и невежество («Ученье — вот чума…»), подражание иностранному («Ах! Франция! Нет в мире лучше края!»), угодливость и раболепие перед вышестоящими («Ведь надобно ж зависеть от других») — все это выносится на суд читателя и зрителя с обличительным пафосом, близким декабристскому. Но из всего этого не следует знак равенства между Чацким, Грибоедовым и декабристами. Чацкий — не лирический герой стихотворения, он не отождествляется с автором; он — один из персонажей, в этом смысле ничем не отличающийся от любого другого персонажа комедии. Точно так же, как Фамусов, Скалозуб или Молчалин, изображается, являясь не воплощением авторского «я», а сознательно созданным образом; следовательно, дистанция между автором и героем здесь присутствует почти в той же степени, как между автором и другим персонажем. И если мы говорим, что в комедии показаны разные типы людей: старый московский барин, бюрократ, воспитанная XVIII веком помещица- крепостница, солдафон-тупица и т. д., — то и Чацкий, в свою очередь, воплощает определенный социальный тип — молодого дворянина-декабриста.
Мы уже начали рассматривать, какими средствами Грибоедов достигает типизации. Если проследить разбросанные в пьесе штрихи к биографии Чацкого и сложить в единую картину, станет еще очевиднее, что Грибоедов воспроизводит черты определенного типа, вызывая в сознании читателя ассоциации с образами декабристов, близко знакомых Грибоедову: по всей вероятности, жизнь за границей и, следовательно, знакомство с вольнодумными западными идеями; попытка служить, принося пользу отечеству, затем разочарование в такой возможности; «с министрами… связь, потом разрыв»; «оплошное» управление имением (что в устах Фамусова, вероятно, означает либеральное управление; для сравнения: в романе «Евгений Онегин» о главном герое сказано, что «ярем он барщины старинной оброком легким заменил, и раб судьбу благословил») — это характерные детали биографии многих декабристов. Кроме того, такой сюжетный поворот, как слух о сумасшествии в качестве средства борьбы с человеком свободомыслящим, — тоже имевшее место явление; достаточно вспомнить подобные слухи о Кюхельбекере, Чаадаеве (не участвовавшем в восстании, но духовно близком декабристам), да и о самом Грибоедове.
Надо сказать, что помимо идей, содержащихся в репликах и монологах Чацкого и совпадающих с высказываниями декабристов, обращает на себя внимание и сама форма высказывания: ораторская интонация, обличительная патетика, т. е. весь стиль речи, да и ситуация в целом — произнесение такой речи, содержащей некоторый «агитационный» пафос, в светской гостиной — напоминает поведение декабристов в дворянском обществе 1820-х гг.
Итак, Грибоедов с помощью сюжетных деталей, речевых и поведенческих характеристик создает некоторый образ, весьма напоминающий образ декабриста, сам при этом ничуть не сливаясь с ним. Эту дистанцию более всего подчеркивает ироническое отношение автора к герою. Само название, обобщенно характеризующее ситуацию героя, звучит вполне комедийно. Чацкий неоднократно попадает в откровенно комические ситуаций, что снижает его романтический пафос, и в одной из самых напряженных сцен, после монолога «В той комнате незначущая встреча…», он обнаруживает себя посреди залы, где «все в вальсе кружатся с величайшим усердием». Здесь сходятся трагическое и комическое начала в пьесе, это «смех сквозь слезы». Трагикомическое положение «одного здравомыслящего человека на двадцать пять глупцов» (Грибоедов, письмо к Катенину: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека») — воплощенная в комедии фраза Грибоедова о ста прапорщиках, собирающихся перевернуть «весь государственный быт России» (другое известное высказывание Грибоедова о декабристах: «Я сказал им, что они дураки», — содержит ироническую инвективу, заставляющую вспомнить о неоднозначности темы ума и глупости в комедии).
Комедией или драмой является пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума»
... Горе от ума» пьесой, комедией, драмой, поэмой. Не менее обоснованным будет и заявление, что это сатирическая комедия или даже трагикомедия. Всё дело в том, что Грибоедов совершенно осознанно отказался от ... комедия получила множество восторженных откликов от прогрессивно настроенных дворян, особенно от декабристов. Стоит учесть и время, когда Грибоедов создавал эту пьесу: ... отказ от приглашения Чацкого к ...
Таким образом, расстановка сил в комедии не случайна: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей», — эти слова Гончарова о развязке конфликта в пьесе вполне можно отнести и к исходу декабристского восстания.
Можно было бы подробнее остановиться на комической стороне образа Чацкого, вспомнив его «двойников», из которых в контексте данной темы особенно значим Репетилов, поскольку с ним связан момент чисто пародийный в отношении «обществ» и «тайных собраний». Можно было бы подробно показать, как неожиданно перекликаются высказывания и детали поведения Чацкого и презираемых им персонажей. Можно было бы проанализировать более детально комические несообразности поведения Чацкого, о котором Пушкин, как известно, сказал, что это не Грибоедов, а просто добрый малый, даже и не очень умный, а только вдоволь пообщавшийся с Грибоедовым.
Несомненно одно: Грибоедов гораздо более трезв в своих общественно-политических воззрениях, гораздо реальнее и мудрее смотрит на действительность, чем Чацкий и чем подобные ему романтики-декабристы. Соглашаясь с критической стороной их воззрений, он видит слабые стороны их движения: отсутствие четких целей борьбы, разрыв романтической мечты и реальности, склонность к произнесению громких фраз, даже в неподобающей обстановке (можно сравнить это с репетиловским: «Шумим, братец, шумим…»).
Отсюда — этот взгляд со стороны, не допускающий отождествления Грибоедова и объекта его изображения (даже при самом положительном отношении автора к этому объекту), взгляд объективный и трезвый, часто иронический. Превзойдя стиль декабристского мышления — в том числе и художественного, — Грибоедов ступил на путь реализма. Он одним из первых среди русских писателей сделал шаг в направлении, которым несколько десятилетий спустя пойдет русская литература. И может быть, это одна из причин художественной зрелости комедии, до сих пор вызывающей интерес читателей, зрителей и литературоведов.
Идеи декабристов в комедии Грибоедова
Великий и талантливый писатель, основоположник русского реализма, Александр Сергеевич Грибоедов, жил и творил в тяжелый период русской истории.
Над своей комедией «Горе от ума» Грибоедов работал в конце 10 — начале 20 годов XIX столетия. Это были знаменательные годы в истории России. Только что закончилась победой Отечественная война 1812 года.
Я думаю, эта победа подтвердила волю русского народа к свободе и независимости, его горячую любовь к Родине.
Чацкий – передовой человек своего времени (по пьесе Горе от ума)
... Чацкого» (Гончаров). Вот почему он никогда не состарится и каждое время сможет назвать его своим героем. А. С. Грибоедов ... и трудности. Подобное мировоззрение родилось вместе с Чацким и стало началом освободительного и правозащитного движения в России. Чацкий-передовой человек своего времени по комедии ... единомышленником, а часто и советчиком наших современников. Чацкий представляет передовую молодежь ...
Люди ненавидели самодержавие и крепостничество, которое мешало экономическому и культурному развитию страны.
После Отечественной войны в России стали появляться тайные политические общества, членами которых являлись революционно настроенные дворяне, готовые вести борьбу с тиранией и деспотизмом.
В Москве и Петербурге зарождались будущие декабристские общества, политический настрой дворянской молодежи, к которой относился и Грибоедов, несомненно повлиял на его мировоззрение и направление его творчества.
Но столь передовые мысли овладели не всяким, и большинство населения Москвы все еще придерживались старых устоев крепостного строя. Против этого большинства и выступали молодые дворяне — революционеры. Вот такую историческую обстановку в стране и отразил Грибоедов в своей острой и меткой комедии «Горе от ума».
В образе Чацкого воплощены черты, роднящие его с декабристами: глубокая любовь к русскому народу, ненависть к крепостничеству, желание служить делу, «а не лицам», высоко развитое чувство собственного достоинства, истинная культура и просвещенность, нежелание мириться с несправедливыми общественными устоями. Этим обусловлено его решительное и неизбежное столкновение с Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным, олицесворяк5щими крепостничество, корыстный мир барской Москвы.
В конфликте.
Чацкого с лагерем Фамусовых Грибоедов показал борьбу двух противоположных общественных сил: дворянских революционеров и дворян-крепостников, верных устоям старого общества, где действуют «знатные негодяи», мошенники, и подхалимы, доносчики и «зловещие старухи». Они не хотят и не могут мириться с пришедшей новой эпохой. Для них Чацкий, который вольность хочет проповедать» и «властей не признает», — «опасный человек», «безумный по всему и одержимый».
Нужно заметить, что сама биография Чацкого — биография передового гражданина декабристской эпохи.
Чацкий имел свое именье. В детстве он был взят на воспитание в дом Фамусовых. Но вскоре сонная тишина фамусовского дома, где все было построено на притворстве и обмане, очень наскучили ему, и молодой Чацкий отправился в путешествие «ума искать», искать светлые стороны жизни.
Вернувшись, Чацкий видит, что московское общество сильно изменилось по сравнению с тем временем, когда он покинул его три года назад. Теперь фамусовский мир уже не потерпит «вольнодумцев» и «якобинцев», не позволит открыто обличать свои пороки в московских гостиных.
Наблюдая за лживой жизнью этого мира, Чацкий не принимает в ней ни малейшего участия. Ни в одном действии и явлении мы не встретим его танцующим или играющим в карты. Везде он горячий деятель, энтузиаст, стремящийся победить непримиримую вражду к свободной жизни, старающийся доказать необходимость наук и культурных знаний.
«Он верный обличитель лжи», «он требует места и свободы своему веку», «клеймит позором низкопоклонство и шутовство». Он тяготится среди пустой, праздной толпы «мучителей, зловещих старух, вздорных стариков», отказываясь преклоняться перед их моралью, перед их порядками.
Чацкий в доме Фамусова (анализ эпизода комедии А. Грибоедова «Горе от ума») (2)
... в этом состоянии Чацкий был лишен здравого смысла. «Таких пустяков наделал он!» — с горечью восклицает критик. Карету мне, карету Элементы дома А. С. Грибоедов дает довольно обширное описание дома Фамусова. ...
Многие декабристы имели такую жизнь, так же мыслили и так же были отвергнуты реакционным обществом.
Фамусовский мир противопоставляет Чацкому клевету, ложь, а тот борется открыто и прямо; в его пылких и ярких монологах явно звучит вызов грязному миру «низкопоклонников» и «дельцов».
В них широко раскрываются общественные интересы Чацкого: государственная служба, крепостное право, воспитание гражданина, истинное просвещение. Такие речи, наверняка, произносились на заседаниях тайных политических обществ будущих декабристов. И идеи Чацкого совпадают с их идеями и взглядами.
Также в обличительных речах героя нетрудно угадать настроение и самого автора, его авторскую позицию.
Грибоедов непосредственно общался с декабристами при жизни и, как известно, одобрял их цели и идеи. И поэтому, в своем политическом злободневном для того времени произведении он не смог ни отразить историческое движение русского народа вперед, в будущее (что он показал через борьбу Чацкого, нового героя, с миром Фамусовых).
Неизбежность столкновения Чацкого с обществом Фамусова, Скалозуба и Молчалина, конечно же, обусловленна его взглядами, идеями и стремлениями.
Грибоедов, горячо разделяя идеи дворян-декабристов, наделил своего главного героя чертами, роднящими его с декабристами: глубокая любовь к русскому народу, ненависть к крепостничеству, истинная культура и просвещенность, глубокий патриотизм и готовность к борьбе за правду — вот те качества, определяющие яркий образ Чацкого, главного героя бессмертной комедии великого писателя.