Герои-двойники в «Горе от ума» (А.С. Грибоедов): пародия или продолжение личности главного героя? Какова их основная функция в комедии, и сколько их? Кто они такие?
Отвечая на эти вопросы, сначала нужно сказать о том, что двойники в литературе представляют собой художественный прием, помогающий раскрывать личность героя, его внутренний мир, стремления и душевные порывы.
Александр Андреевич Чацкий – главный герой комедии Грибоедова. Это дворянин, молодой образованный человек с широкими взглядами, вольнодумец. Он вырос в доме Фамусова вместе с его дочерью Софьей, и возвращается в этот дом только ради девушки, к которой питал нежные чувства, некогда взаимные. Но приехав, понимает, что все в доме сильно изменилось за время его отсутствия. Да и сам Чацкий уже другой.
Непринятый обществом, он и сам понимает, что ему не место среди этой лживой и лицемерной фамусовщины. А честность и открытость не позволяют ему притворяться.
Для полноты раскрытия образа Чацкого Грибоедов вводит в пьесу двойников.
Платон Михайлович Горич – давний приятель Чацкого, относится к другу с уважением и симпатией. Он не усомнился в здравом уме друга, когда Софья объявила главного героя сумасшедшим. Горич – добрый человек, и, скорее всего, его тяготит роль мужа. Их с Чацким многое объединяло, однако теперь между ними пропасть. Главный герой пытается донести до приятеля, что необходимо заниматься делом: идти на военную службу или уединится для работы и ведения хозяйства в деревне. Но такие занятия не вызывали доверия в московском обществе времен Фамусовых. Обычно такой род деятельности выбирался людьми мыслящими, но общество их не принимало, считая чудаками и опасными, неблагонадежными людьми. Поэтому и Чацкий со своими прогрессивными идеями вызывает недоверие и опасение у супруги Горича. И это неудивительно, ведь он внес смуту в устоявшуюся, размеренную жизнь светского общества. Наталья Дмитриевна с легкостью принимает идею о сумасшествии главного героя, как когда-то считали сумасшедшими умнейших людей.
Платона Михайловича Чацкий называет «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…». Он бы, возможно, и попытался изменить что-то в жизни, но был в полной власти своей жены, и потому обречен на вечную скуку. Не такой Чацкий. Это человек действия и твердых убеждений. Он знает, чего хочет, и остается верен самому себе.
Этот двойник говорит читателю о том, каким может быть будущее Чацкого, ведь когда-то, когда еще Горич не был женат, они с главным героем были очень близки по духу и взглядам.
Два патриотизма: спор Чацкого и Фамусова о Москве (по комедии ...
... и моральных устоев. Патриотизм Чацкого Через героя Грибоедов передал свое мировоззрение. Он не может изменить раболепство русских людей. ... показывает нам двух противоположных персонажей: Фамусова и Чацкого, каждый из ... него клевету и развели сплетни. Сочинение: Чацкий: победитель или ... Москвы с представителем нового времени — Александром Андреевичем Чацким. Ему не безразлично будущее Москвы, ...
Пожалуй, более явный и яркий двойник Чацкого – Репетилов, которого можно считать пародией на главного героя. Уже его фамилия говорит сама за себя и обозначает в переводе с французского «повторять». Но не так проста на самом деле пародийность его образа.
Репетилов появляется внезапно в доме Фамусова почти под конец пьесы. Чацкий с первой встречи видит в нежданном госте самого себя. Появление его – пародия на появление Чацкого в доме, где его никто не ждал. Чацкий восклицает, появившись перед Софьей: «Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног…». Репетилов, падая со всех ног при входе, произносит: «Тьфу! Оплошал. – Ах, мой создатель! Дай протереть глаза; откудова? Приятель!..»
Как Чацкий в порыве высказать свои мысли не обращает внимания на то, что его не слушают, так и Репетилову все равно кто перед ним в качестве собеседника. Как Скалозуб свел монолог Чацкого к мундиру, так и Чацкий сводит речи Репетилова к водевилю. Репетилов, как кривое зеркало, опошляет и отражает в искаженном виде идеи и мысли главного героя. Чацкий в беседе со своим двойником принимает роль Софьи, охлаждая жаркие речи Репетилова колкими замечаниями.
Но задача Репетилова – это не простая пародия на Чацкого. Это возвышало бы главного героя в глазах читателей. Репетилов –напоминание Чацкому о его ненужности обществу Фамусова, о том, что он лишний человек не только в этом доме, а и вообще в стране. Репетилов упрощает образ Чацкого, меняя трагичность на водевильность, о чем говорят и последние сцены комедии.
Репетилов нужен для того, чтобы напомнить Чацкому, каким он может стать, если и дальше будет находиться в обществе Фамусова.
Есть у Чацкого и третий двойник. Но Молчалин, скорее, антипод главного героя. Казалось бы, между ними совершенно нет ничего общего. И в целом это действительно так. Их сходство проявляется в интересе к Софье. Но интерес имеет разную основу. Чувства Чацкого к девушке искренние, настоящие. Молчалину же важно только высокое положение Софьи, женитьба на ней может стать выгодной партией и способствовать его продвижению по службе. И Чацкий, и Молчалин прекрасно знают, как устроено общество, но если Чацкий рвется открыть глаза людям, то Молчалин молчит. Чацкий обличает ложные ценности, Молчалин использует их в своих корыстных целях.
Все три двойника характеризуют главного героя Грибоедова с разных сторон. Но нельзя сказать однозначно, что они выполняют какую-то одну функцию. Горич – это всего лишь возможное будущее Чацкого, от которого, сама того не подозревая, своим отказом спасла его Софья. Молчалин схож с Чацким только лишь пониманием положения, но совершенно противоположен ему в своих целях. Репетилов, хоть и пошлое, все же отражение идей Александра Андреевича, помогающее раскрыть трагизм образа главного героя через комическое. Таким образом, все три двойника в разной степени и пародируют, и продолжают личность Чацкого.