Анализ произведения молодежной прозы. Повесть В. П. Астафьева «Звездопад»

Сочинение на тему «Анализ произведения молодежной прозы. Повесть В. П. Астафьева «Звездопад»»

Анализ произведения молодежной прозы. Повесть В. П. Астафьева «Звездопад»

1. Особенности конфликта, стиля, художественных средств в произведениях молодежной прозы.

2. Автор и герой.

3. Повесть В. П. Астафьева «Звездопад».

В середине 20-го столетия в советской литературе все заметнее набирает силу стремление к правдивому воссозданию жизни, писатели уделяют все больше внимания проблемам гуманизма, нравственности. Но это вовсе не означает, что авторы лишь скрупулезно отображали жизнь во всех ее проявлениях, напротив, именно для этого периода характерен расцвет лирической прозы.

Мы можем вспомнить целый ряд замечательных произведений писателей-фронтовиков, проникнутых особенной лирической интонацией: «Батальоны просят огня» (1957 г.), «Последние залпы» (1959 г.) Ю. Бондарева, «Девять дней (Южнее главного удара)» (1958 г.), «Пядь земли» (1959 г.) Г. Бакланова, «Третья ракета» (1962 г.), «Фронтовая страница» (1963 г.) В. Быкова и др.

Что общего между всеми этими произведениями? На мой взгляд, роднит романы и повести писателей — представителей молодежной прозы — то, что главные герои являли собой воплощение авторского опыта, часто образ автора явственно проглядывался сквозь образ персонажа. Война в описании представителей молодежной прозы описана без малейших прикрас, со множеством жестоких подробностей. Но, возможно, в силу молодости авторов, военные картины все же овеяны некоей романтикой.

В моей работе я хотел бы остановиться на анализе повести Виктора Петровича Астафьева «Звездопад», написанной им в 1960 году. Это небольшое по объему произведение представляется очень емким, оно показывает читателю целую эпоху в жизни девятнадцатилетнего юноши. Те несколько месяцев, что он провел в краснодарском госпитале, отпечатались в его душе и памяти на всю жизнь.

В повести нет ни одного описания военных действий. Написанное спустя пятнадцать лет после войны, произведение, на мой взгляд, представляет собой некий итог размышлений автора о тех событиях. Астафьев здесь воздерживается от рассказов о боях, героических подвигах, великих бедствиях народа. История как будто совершенно будничная.

3 стр., 1301 слов

Тема русской деревни в современной прозе (по повести В.Распутина ...

... Землю – родную землю, Родину – освобождают, территорию захватывают… Кто мы на этой земле – хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?" – обращается к своим читателям В. Распутин. И его повесть ... бы человеческого в человеке. В силах людей сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на ней не временным жильцом, а вечным её ...

Мы читаем о далеком от комфорта, но все же не лишенном приятных моментов быте обитателей госпиталя, о том, как они стараются «урвать», «ухватить» все возможные преимущества пребывания в больнице. Однако автор не позволяет нам ни на секунду усомниться в готовности этих солдат встать под ружье, как только это станет для них возможно.

В этой повести много автобиографического. Главный герой «Звездопада» Михаил тоже сибиряк, воспитывался в детском доме, учился на составителя поездов, как и сам Виктор Петрович Астафьев. Читая это произведение, невольно проникаешься убеждением, что и эта романтическая история произошла с самим автором повести.

«Звездопад» — произведение, пронизанное глубоким лиризмом. Тема любви начинает звучать в провести с самых первых строк. Едва юноша открывает глаза, придя в себя после тяжелой операции, его взору предстает молодая медсестра, в которую солдатик влюбляется с первого взгляда. Автор далек от романтизма.

Где-то между строк мы можем понять, что эта любовь вовсе не нечто уникальное, неземное. Девятнадцатилетний детдомовец Михаил ни разу не встречался с девушкой до той поры. Побывав на грани жизни и смерти, подсознательно Миша приходит к потребности встретить свою любовь.

И первая увиденная им девушка — миловидная обаятельная медсестра Лидочка сразу покоряет его сердце.

Безусловно, есть в повести немало трагических моментов: умирают люди, и те, кто еще вчера разделяли с ними больничную палату, не сразу смиряются с утратой. Астафьев описывает и разоренный город, с разрушенными домами и развороченными улицами, народ, живущий в постоянной нужде. Но все же, в целом, «Звездопад», по моему мнению, одно из самых оптимистичных произведений Астафьева.

Так много в повести никогда не унывающих героев, такая ощущается солидарность между ними, что невольно проникаешься уверенностью в том, что такой народ, такие люди не могли не выйти победителями из страшной кровопролитной войны. Это в немалой степени обусловлено тем, что мы видим город военных лет, госпиталь, полный раненных, глазами очень молодого человека.

Юношеское жизнелюбие, стремление познать жизнь способны победить боль и ужас войны. И это мы видим не только в молодом солдате, но и в девушке, полюбившей его так глубоко и самоотверженно. Финальные страницы повести полны щемящей боли. И читатель сочувствует оставляемой в тылу девушке едва ли не больше, чем уходящему на фронт солдату. Глубоко трогает сцена прощания Михаила с Лидой.

На память приходят строки из стихотворения Владимира Высоцкого:

…Так случилось — мужчины ушли,

Побросали посевы до срока, —

Вот их больше не видно из окон —

Растворились в дорожной пыли.

Вытекают из колоса зерна —

Эти слезы несжатых полей,

И холодные ветры проворно

Потекли из щелей.

Мы вас ждем — торопите коней!

В добрый час, в добрый час, в добрый час!

Пусть попутные ветры не бьют, а ласкают вам спины…

2 стр., 561 слов

«О чем меня заставила задуматься повесть «Кража?» Астафьев

... захватила и не отпускала. Но, ко всему, какой же мастер Астафьев писать природу! Образно, ярко, свежо, так, что скудный северный ... по одному: отбедовали зиму вместе — и хватит. Вообще, у Астафьева язык яркий, сочный, слова хлесткие, не замусоленные. …лицо ее плоское ... кем, как говорит автор, случилось такое, что и взрослому человеку не всякому было бы по силам вынести. Главное в этой повести – дети (и ...

А потом возвращайтесь скорей:

Ивы плачут по вас,

И без ваших улыбок бледнеют и сохнут рябины…

Повесть Виктора Астафьева «Звездопад» напоминает исповедь. Читателю видится немолодой уже, зрелый человек, который заглянул в свое прошлое и увидел в нем сквозь кровавые военные картины блики первой любви, самой чистой, беззаветной, незабываемой.

Анализ произведения молодежной прозы. Повесть В. П. Астафьева “Звездопад”

Анализ произведения молодежной прозы. Повесть В. П. Астафьева «Звездопад»

1. Особенности конфликта, стиля, художественных средств в произведениях молодежной прозы. 2. Автор и герой. 3. Повесть В. П. Астафьева “Звездопад”.

В середине 20-го столетия в советской литературе все заметнее набирает силу стремление к правдивому воссозданию жизни, писатели уделяют все больше внимания проблемам гуманизма, нравственности. Но это вовсе не означает, что авторы лишь скрупулезно отображали жизнь во всех ее проявлениях, напротив, именно для этого периода характерен расцвет лирической прозы.

Мы можем вспомнить целый ряд замечательных произведений писателей-фронтовиков, проникнутых особенной лирической интонацией: “Батальоны просят огня” (1957 г.), “Последние залпы” (1959 г.) Ю. Бондарева, “Девять дней (Южнее главного удара)” (1958 г.), “Пядь земли” (1959 г.) Г. Бакланова, “Третья ракета” (1962 г.), “Фронтовая страница” (1963 г.) В. Быкова и др.

Что общего между всеми этими произведениями? На мой взгляд, роднит романы и повести писателей – представителей молодежной прозы – то, что главные герои являли собой воплощение авторского опыта, часто образ автора явственно проглядывался сквозь образ персонажа. Война в описании представителей молодежной прозы описана без малейших прикрас, со множеством жестоких подробностей.

Но, возможно, в силу молодости авторов, военные картины все же овеяны некоей романтикой. В моей работе я хотел бы остановиться на анализе повести Виктора Петровича Астафьева “Звездопад”, написанной им в 1960 году.

Это небольшое по объему произведение представляется очень емким, оно показывает читателю целую эпоху в жизни девятнадцатилетнего юноши.

Те несколько месяцев, что он провел в краснодарском госпитале, отпечатались в его душе и памяти на всю жизнь.

В повести нет ни одного описания военных действий. Написанное спустя пятнадцать лет после войны, произведение, на мой взгляд, представляет собой некий итог размышлений автора о тех событиях. Астафьев здесь воздерживается от рассказов о боях, героических подвигах, великих бедствиях народа. История как будто совершенно будничная.

Мы читаем о далеком от комфорта, но все же не лишенном приятных моментов быте обитателей госпиталя, о том, как они стараются “урвать”, “ухватить” все возможные преимущества пребывания в больнице.

Однако автор не позволяет нам ни на секунду усомниться в готовности этих солдат встать под ружье, как только это станет для них возможно.

В этой повести много автобиографического. Главный герой “Звездопада” Михаил тоже сибиряк, воспитывался в детском доме, учился на составителя поездов, как и сам Виктор Петрович Астафьев.

7 стр., 3463 слов

Любовь и война в повести В. П. Астафьева Пастух и пастушка

... земле!» - говорит главный герой повести В. Астафьева «Пастух и пастушка». В этих словах звучит ... повести «Звездопад». В отличие от Астафьева, Кондратьев смотрит на жизнь с большим оптимизмом. Астафьев же исключает всякую надежду на счастливое развитие отношений между людьми в военное время. В произведениях ... В. П. Астафьева в контексте русской прозы 1950-1990-х гг.» разбил творчество В. Астафьева на ...

Читая это произведение, невольно проникаешься “убеждением, что и эта романтическая история произошла с самим автором повести.

“Звездопад” – произведение, пронизанное глубоким лиризмом. Тема любви начинает звучать в провести с самых первых строк. Едва юноша открывает глаза, придя в себя после тяжелой операции, его взору предстает молодая медсестра, в которую солдатик влюбляется с первого взгляда. Автор далек от романтизма.

Где-то между строк мы можем понять, что эта любовь вовсе не нечто уникальное, неземное. Девятнадцатилетний детдомовец Михаил ни разу не встречался с девушкой до той поры. Побывав на грани жизни и смерти, подсознательно Миша приходит к потребности встретить свою любовь.

И первая увиденная им девушка – миловидная обаятельная медсестра Лидочка сразу покоряет его сердце.

Безусловно, есть в повести немало трагических моментов: умирают люди, и те, кто еще вчера разделяли с ними больничную палату, не сразу смиряются с утратой. Астафьев описывает и разоренный город, с разрушенными домами и развороченными улицами, народ, живущий в постоянной нужде.

Но все же, в целом, “Звездопад”, по моему мнению, одно из самых оптимистичных произведений Астафьева.

Так много в повести никогда не унывающих героев, такая ощущается солидарность между ними, что невольно проникаешься уверенностью в том, что такой народ, такие люди не могли не выйти победителями из страшной кровопролитной войны.

Это в немалой степени обусловлено тем, что мы видим город военных лет, госпиталь, полный раненных, глазами очень молодого человека. Юношеское жизнелюбие, стремление познать жизнь способны победить боль и ужас войны. И это мы видим не только в молодом солдате, но и в девушке, полюбившей его так глубоко и самоотверженно.

Финальные страницы повести полны щемящей боли. И читатель сочувствует оставляемой в тылу девушке едва ли не больше, чем уходящему на фронт солдату. Глубоко трогает сцена прощания Михаила с Лидой.

На память приходят строки из стихотворения Владимира Высоцкого: … Так случилось – мужчины ушли, Побросали посевы до срока, – Вот их больше не видно из окон – Растворились в дорожной пыли. Вытекают из колоса зерна – Эти слезы несжатых полей, И холодные ветры проворно Потекли из щелей.

Мы вас ждем – торопите коней! В добрый час, в добрый час, в добрый час! Пусть попутные ветры не бьют, а ласкают вам спины… А потом возвращайтесь скорей: Ивы плачут по вас, И без ваших улыбок бледнеют и сохнут рябины…

Повесть Виктора Астафьева “Звездопад” напоминает исповедь. Читателю видится немолодой уже, зрелый человек, который заглянул в свое прошлое и увидел в нем сквозь кровавые военные картины блики первой любви, самой чистой, беззаветной, незабываемой.

Loading…

Анализ произведения молодежной прозы. Повесть В. П. Астафьева “Звездопад”

Анализ произведения молодежной прозы. Повесть В. П. Астафьева «Звездопад» Анализ произведения молодежной прозы. Повесть В. П. Астафьева «Звездопад» Астафьев В.П

Анализ произведения молодежной прозы. Повесть В. П. Астафьева «Звездопад»

5 стр., 2130 слов

Анализ романа прокляты и убиты астафьева

... хотя он сам считал, что «всю правду о войне знает только Бог, и правда эта неподъёмна». Роман «Прокляты и убиты» не окончен, автор сам заявил о прекращении работы над ... крайнем пессимизме, в нарушении традиции в истолковании войны и т.д. Виктор Астафьев Астафьев выразил в романе сомнение в триумфальном характере победы и был убеждён, что те многочисленные жертвы, которые ...

1. Особенности конфликта, стиля, художественных средств в произведениях молодежной прозы. 2. Автор и герой.

3. Повесть В. П. Астафьева «Звездопад».

В середине 20-го столетия в советской литературе все заметнее набирает силу стремление к правдивому воссозданию жизни, писатели уделяют все больше внимания проблемам гуманизма, нравственности. Но это вовсе не означает, что авторы лишь скрупулезно отображали жизнь во всех ее проявлениях, напротив, именно для этого периода характерен расцвет лирической прозы.

Мы можем вспомнить целый ряд замечательных произведений писателей-фронтовиков, проникнутых особенной лирической интонацией: «Батальоны просят огня» (1957 г. ), «Последние залпы» (1959 г. ) Ю. Бондарева, «Девять дней (Южнее главного удара)» (1958 г. ), «Пядь земли» (1959 г. ) Г. Бакланова, «Третья ракета» (1962 г. ), «Фронтовая страница» (1963 г. ) В. Быкова и др.

Что общего между всеми этими произведениями? На мой взгляд, роднит романы и повести писателей — представителей молодежной прозы — то, что главные герои являли собой воплощение авторского опыта, часто образ автора явственно проглядывался сквозь образ персонажа. Война в описании представителей молодежной прозы описана без малейших прикрас, со множеством жестоких подробностей. Но, возможно, в силу молодости авторов, военные картины все же овеяны некоей романтикой.

В моей работе я хотел бы остановиться на анализе повести Виктора Петровича Астафьева «Звездопад», написанной им в 1960 году. Это небольшое по объему произведение представляется очень емким, оно показывает читателю целую эпоху в жизни девятнадцатилетнего юноши. Те несколько месяцев, что он провел в краснодарском госпитале, отпечатались в его душе и памяти на всю жизнь.

В повести нет ни одного описания военных действий. Написанное спустя пятнадцать лет после войны, произведение, на мой взгляд, представляет собой некий итог размышлений автора о тех событиях. Астафьев здесь воздерживается от рассказов о боях, героических подвигах, великих бедствиях народа. История как будто совершенно будничная.

Мы читаем о далеком от комфорта, но все же не лишенном приятных моментов быте обитателей госпиталя, о том, как они стараются «урвать», «ухватить» все возможные преимущества пребывания в больнице. Однако автор не позволяет нам ни на секунду усомниться в готовности этих солдат встать под ружье, как только это станет для них возможно.

В этой повести много автобиографического. Главный герой «Звездопада» Михаил тоже сибиряк, воспитывался в детском доме, учился на составителя поездов, как и сам Виктор Петрович Астафьев. Читая это произведение, невольно проникаешься “убеждением, что и эта романтическая история произошла с самим автором повести.

«Звездопад» — произведение, пронизанное глубоким лиризмом. Тема любви начинает звучать в провести с самых первых строк. Едва юноша открывает глаза, придя в себя после тяжелой операции, его взору предстает молодая медсестра, в которую солдатик влюбляется с первого взгляда. Автор далек от романтизма.

Где-то между строк мы можем понять, что эта любовь вовсе не нечто уникальное, неземное. Девятнадцатилетний детдомовец Михаил ни разу не встречался с девушкой до той поры. Побывав на грани жизни и смерти, подсознательно Миша приходит к потребности встретить свою любовь.

2 стр., 740 слов

К теме Великая Отечественная война «Любовь и война»

... Она хранительница героического прошлого своих родителей. Говорят, что любовь и война две разные вещи и не могут стоять рядом. Но я теперь твердо ... мая 1945 года. Две судьбы, две жизни и одна большая любовь. Любовь все четыре года жестокой войны. Ни смерть, ни боль, ни горе ... волнения – вот так крепла их любовь. В 1945 году и Тамара и Николай участвовали в войне с Японией. До конца выполнили свой ...

И первая увиденная им девушка — миловидная обаятельная медсестра Лидочка сразу покоряет его сердце.

Безусловно, есть в повести немало трагических моментов: умирают люди, и те, кто еще вчера разделяли с ними больничную палату, не сразу смиряются с утратой. Астафьев описывает и разоренный город, с разрушенными домами и развороченными улицами, народ, живущий в постоянной нужде.

Но все же, в целом, «Звездопад», по моему мнению, одно из самых оптимистичных произведений Астафьева.

Так много в повести никогда не унывающих героев, такая ощущается солидарность между ними, что невольно проникаешься уверенностью в том, что такой народ, такие люди не могли не выйти победителями из страшной кровопролитной войны.

Это в немалой степени обусловлено тем, что мы видим город военных лет, госпиталь, полный раненных, глазами очень молодого человека. Юношеское жизнелюбие, стремление познать жизнь способны победить боль и ужас войны. И это мы видим не только в молодом солдате, но и в девушке, полюбившей его так глубоко и самоотверженно.

К-во 3333

Найти или скачать Анализ произведения молодежной прозы. Повесть В. П. Астафьева «Звездопад»

Война и любовь в повести В.П. Астафьева «Звездопад»

Анализ произведения молодежной прозы. Повесть В. П. Астафьева «Звездопад»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский Институт Железнодорожного Транспорта »

РЕФЕРАТ

Война и любовь в повести В.П. Астафьева «Звездопад»

Выполнил: Д.В. Новиков

Студент группы ЭПС-10-1

Руководитель: Р.Т. Сакова

Красноярск 2012

Оглавление

Введение

Тема войны была важна в годы самой войны, актуальна сегодня, когда мы собираемся отметить 64-летие Великой Победы, и будет звучать, надеюсь, всегда, так как связана с темой подвига и памяти. Ведь это история. Память сердца. Война приносит горе, страдания, слезы, является чрезвычайным и особым испытанием для человека.

Мы благодарны погибшим и ныне живущим солдатам той страшной войны, которые освободили нашу страну, дали ей будущее, жизнь.

В старших классах изучаются произведения В.Быкова, Б.Васильева, В.Астафьева, а также менее известные школьникам авторы: В.Курочкин, К.Воробьев В.Некрасов.

Полина Фрейзина, Галина Мартынова, Елена Ромащенко

Красноярский край, г. Норильск

Повесть В.П. Астафьева «Звездопад»

Я взял для рассмотрения повесть В.П. Астафьева «Звездопад», написанную в 1960 году.

Творчество Астафьева, писателя-фронтовика, хорошо известно читателям. Это и многочисленные рассказы, и повести «Последний поклон», «Пастух и пастушка», и романы «Царь-рыба», «Прокляты и убиты».

Произведения Астафьева для нас — это подлинное открытие настоящей, реальной жизни. Каждая его книга заставляет задуматься о многом: о времени и о себе, о подлинных и мнимых жизненных ценностях, о войне и мире.

10 стр., 4654 слов

Человек мира и войны в прозе В. Астафьева 60-х-70-х годов

... свет повести «Перевал», «Стародуб», «Звездопад», принесшие Астафьеву широкую известность и обозначившие ведущие темы его творчества: детство, природа и человек, война и любовь. Проявилась и принадлежность Астафьева к «лирической прозе» 60-х ... аспект в разработке Астафьевым военной темы. Усилия героев Астафьева, как и персонажей прозы Э. Хемингуэя, Э. М. Ремарка о 1-й мировой войне, Ю. Бондарева, Г. ...

Перед нами повесть Астафьева с лирическим названием «Звездопад». Перелистаем страницы этого произведения. Вот первые строки: «Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказала бабушка. Любовь моя родилась при свете лампы в госпитале. Об этом я расскажу сам».

Повествование ведется от лица главного героя повести Михаила Ерофеева. Он и рассказывает нам, что с ним произошло.

Эта повесть о пребывании героя в краснодарском госпитале, о встрече его с первой любовью: «Она была обыкновенная, эта любовь, и в то же время самая необыкновенная».

Итак, война и любовь, страшное и прекрасное. Война стала проверкой человеческих чувств, не было ни одного из них, которое бы не обнажила война.

Завязка повести в том, что наш герой после операции и наркоза приходит в себя и видит возле лампы девушку в белом халате. «Девушка читала. А я смотрел на нее… Мне было до жалости приятно смотреть на нее и хотелось плакать».

Мы в предчувствии лирического повествования о любви, и мы познакомимся с ним. Вы спросите: «А где же война? Как она показана?» А она — рядом. Хотя в повести нет описания военных действий. Война показана через ощущения и страдания Михаила Ерофеева, получившего в бою ранение, через описания госпиталя.

С.С. Уранова. В госпитале. 1949 г.

Да, война незримо присутствует в госпитале: «В палате спали и бредили раненые солдаты. Некоторые скрежетали зубами, а Рюрик Ветров, бывший командир минометного расчета, все время невнятно командовал…

» Мы видим молодых бойцов, которые совсем юными шагнули в пожарище войны. Таким был и сам Виктор Астафьев, попавший 18-летним в самое пекло сражений.

Потом был госпиталь, была, наверное, и первая юношеская влюбленность, озарившая душу искренним чувством.

О главном герое повести Михаиле Ерофееве можем сказать, что он скромен, неопытен, застенчив.

Астафьев широко пользуется в своей повести прием внутреннего монолога, так как внутренний монолог помогает нам понять и мотивы поведения героя, и его чувства.

Разные люди окружали Михаила в госпитале: скуластый Рюрик, у которого было столько же ран, сколько и годов — 19, культурница Ирочка, контуженый Иван и, конечно, Лида. «Я окидываю взглядом палату. Койки, койки, койки…

Весь спортзал набит ими. Молодые и старые, русские и нерусские, беззаботные и грустные… с руками и без рук, с ногами и без ног Горе людское собралось сюда…

» И на фоне этого горя тем удивительней представляется нам зарождающееся чувство героев.

Кульминацией повести становится паника во время концерта. Но во время паники Михаил не теряет самообладания и пытается спасти медсестру Лиду. «После этой “битвы” отношения между мной и Лидой сделались такими, что мы вовсе перестали избегать друг друга и таиться», — пишет Астафьев.

Трогательная, наивная любовь зарождается в суровые дни, когда «такая жизнь кругом, раны, кровь, смерть». Герои боятся этой любви, хотя инстинктивно движутся навстречу первому чувству. Но не суждено было расцвести этой любви.

3 стр., 1143 слов

По литературе. Тема войны в повести Ю. Бондарева «Батальоны просят огня»

... конца выполняя свой долг и не оставив своего поста. В повести Бондарева “Батальоны просят огня” есть герой — интеллигент, филолог по образованию, Кондратьев. В чем-то он схож с ... солдата, перешедшего на сторону немцев. Женский образ в повести — санитарка Шура. На войне она проходит свое испытание доброты, любви, верности, и, может быть, для нее оно заканчивается ...

Когда Михаил пришел в гости к Лиде, наши герои видят друг друга новыми, неожиданно еще более красивыми людьми.

Во время разговора Михаила с матерью Лиды раскрывается его характер. И оказалось, что Михаил – это душевно открытый, честный человек, способный понять чувства и страдания матери, у которой взрослая дочь.

Любовь героев не состоялась, так как мать девушки просит Михаила, чтобы отношения не зашли далеко. Но главное — война, которая разводит героев.

Читая произведение, мы чувствуем, что разлука близко, хотя сама природа словно благословляет влюбленных и зажигает на небе звезды во время их свидания.

Н. Короткин. «Первая любовь»

Вот описание звездного неба: «Звезд и в самом деле сегодня было очень много.

Ближе других ровно светились солидные, спелые звезды, а за ними мерцали, перемигивались, застенчиво прятались одна за другую звезды, звездочки, звездушки.

И не было им конца и края, невозможно их было перечесть — эти бессонные, добрые звезды». Этот художественный прием, когда чувствам героев созвучно состояние окружающей природы, называется психологическим параллелизмом.

В тексте есть метафорические эпитеты, олицетворения в описании звездного неба. «Перемигивались», «застенчиво прятались», «спелые», «бессонные, добрые звезды».

Судьба героев складывается так, что они вынуждены расстаться. А о своей любви они смогли сказать только перед расставанием.

Перед Михаилом стоит нравственная проблема выбора: остаться с Лидой или, подчиняясь чувству долга, отправиться на фронт.

Меня покорил главный герой своей твердостью, решительностью, пониманием чувства долга. Но что чувствует его сердце? «Я ограбил нашу любовь, но иначе было нельзя».

Совсем в другой тональности рисует автор последнее свидание влюбленных. Чувствуется растерянность, неловкость, нет той открытости и яркости чувств, что раньше. «Я затравленно озирался по сторонам… Я держался из последних сил. Я чувствовал, что если скажу хоть слово, то сейчас же разрыдаюсь…»

Трудно было Лиде разобраться в его противоречивых чувствах. Герой искренне любит девушку, но стесняется себя, остриженного наголо на пересыльном пункте, растерянного, худого, в обмотках. И Михаил просит ее уйти, хотя сердце рвалось на части. «Больше я никогда не видел Лиду наяву, и больше мне нечего рассказывать о своей любви».

Астафьев завершает повесть: «Закружила меня война, бросала из полка в полк, из госпиталя в госпиталь, с пересылки на пересылку. Постепенно присохла боль в душе, рассеялось и чувство задавленности, одиночества, все входило в свои берега.

В сутолоке военной и любовь-то моя вроде бы приутихла и, казалось, истлела вовсе, навсегда». Что же его любовь? Забыл ее герой повести? Прошли годы, и война вспоминается как далекий страшный сон. Но все-таки живет в сердце Михаила надежда на встречу: «А может, встречу. Случается же, случается.

И знаю ведь, ничего уже не воротишь, не вернешь, и все равно думаю, жду, надеюсь…»

Поведение главного героя — пример для сегодняшней молодежи: нужно иметь чувство долга, ответственности перед любимым человеком, быть верным слову, преданным Родине.

6 стр., 2893 слов

Л.Н. Толстой «Война и мир»: цитаты героев и автора романа

... героев, анализа произведения, изучения содержания. Все это, как правило, помогает. Вячеслав Спесивцев, руководитель молодежного театра В. Спесивцева, режиссер спектакля «Война и мир»: У нас на «Войну и мир» очередь. Школы ... известный дуб, сны Пьера, частые упоминания звезд Также в романе четыре главных линии ... письмо, в котором было: «Как я счастлив…, что писать дребедени многословной вроде „Войны“ ...

О чем заставила задуматься судьба главного героя? Последние строки произведения звучат взволнованно, лирично. «Свет звезд все еще идет к нам, все еще сияет нам».

Очень хочется верить, что эта повесть о любви и войне запомнится своей искренностью, пронзительностью, верой и надеждой автора на счастье людей.

Н. Коротин. «Сердца моего боль»

Заключение

Есть нечто, позволяющее объединить самые разные представления о военном прошлом в одно. Это память, понимание своей зависимости от того, что была война, сознание данного обстоятельства в разрезе чрезвычайных, имеющих отношение ко всему и каждому. Война ушла в историю, но не ушла из истории. Память продолжает свой долгий путь.

Суровые военные испытания давно остались позади, но время не может предать забвению те годы, о которых так правдиво, искренне и просто рассказывал нам писатель-фронтовик В.П.Астафьев.

В.П. Астафьев, 1945

В.П. Астафьев, 1986.

Фото Калины Канаевой

Библиография

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/astafevzvezdopad/

  1. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 2. Повести – Красноярск: ПИК «Офсет», 1997 – 496 с.
  2. Тарасова Л.А. Война и любовь // Приложение к журналу «Литература в школе». 2006. № 4.
  3. Тычино М.А. Современная проза о Великой Отечественной войне // Литература в школе. 2005. № 6
  4. Чалмаев В.А. Исповедальное слово Виктора Астафьева // Литература в школе.2005. № 4.