“Разум должен победить”. Этими словами заканчивает Е. Замятин “Мы” – яркое, сильное и жестокое произведение. Не особенно большое по объему, это произведение дает обильную пищу для размышлений.
Особенно – на фоне стремительного прогресса современного человечества.
“Мы” написан в форме конспекта некоего Д-503, представителя сверхразвитого государства. Являясь его частью, Д-503 с трудом может называться человеком, потому что на самом деле он – всего лишь “нумер”, крохотная деталька в государственной машине,
в механизме, чья отлаженность кажется совершенно безупречной. Записи героя из-за отрывочности их построения являются именно тем, что представляют на самом деле – изложением стремительных, немного путаных, а порою даже не всегда понятных мыслей.
Мыслей, за которыми очень нелегко уследить, но которые погружают читателя в довольно чуждую психологию представителя грядущего общественного строя.
Единое Государство – это больше, чем просто страна, разросшаяся на всю планету. Оно эволюционировало и достигло ступени единого организма, огромного многоклеточного, вобравшего в себя множество единичек,
слепившего из таких ячеек свое тело. Такое единство практически неизбежно рождает систему подчинения.
И “нумера” Государства с радостью отдаются под “благодетельное иго разума”. А свобода уже на первой странице объявляется “диким” состоянием.
Разумеется, иного пути нет: многоклеточное существо не только не представляет своим составляющим – клеткам самостоятельности, но даже не допускает помыслов о том, что мир может быть устроен как – то иначе. В разряд крамолы зачисляются и фантазия, и творчество, а неправильные мысли о Едином Государстве, особенно если они будут как-то озвучены и обнародованы, неизбежно приведут к гибели. И гибель будет обставлена как торжество над “примитивной”, “убийственной” индивидуальностью. В Едином Государстве не должно существовать понятия “Я” – есть только всеобъемлющее и всепоглощающее “мы”, быть частью которого – наивысшее счастье.
И иначе быть не может – во всяком случае эта мысль вдалбливается в “нумеров”, каленым железом выжигается в их душах и сердцах. Символом наивысшего развития считается даже Газовый Колокол – чудовищное приспособление, усовершенствованный прибор, который каждый из нас может встретить в обыкновенном кабинете химии обыкновенной школы. На таком фоне случай на испытаниях “Интеграла” и отношение к нему главного героя выглядят совсем естественно: “При первом ходе (выстреле) под дулом двигателя оказался с десяток зазевавшихся нумеров из нашего эллинга – от них ровно ничего не осталось, кроме каких-то крошек и сажи. С гордостью записываю здесь, что ритм нашей работы не споткнулся от этого ни на секунду, никто не вздрогнул…
О человеке и государстве по роману Замятина
... память, совесть, красота, любовь. Для соответствия моральным стандартам Единого Государства человек обязан перестать быть человеком. Власть контролирует Жизнь своих граждан, решительно и жестоко пресекая любые идейные шатания. В романе ... с D-503 по улицам, видим, что “нумера”, они же граждане государства, живут в прозрачных клетках, без тайн, секретов и личной жизни. Все, как один! А в ...
Арифметически-безграмотную жалость знали только древние: нам она смешна”. Для единого организма утрата случайных нескольких клеток незаметна и безразлична.
Единое Государство строится на основе математической логики. На страницах романа мы встречаем упоминание о “восхитительном памятнике древней литературы” – железнодорожном расписании. Рядом – настоящая ода Часовой Скрижали – некоему уставу, который регламентирует почти все. Почти – потому что два часа в сутки клеточкам все-таки живого существа Единого Государства позволяется побыть как бы наедине с собой.
Абсолютное одиночество невозможно на столь краткий срок: здесь живут в стеклянных, открытых любому взгляду комнатах. Шторы позволяется опускать только во время близости женщины и мужчины. Единое Государство говорит: “нумерам” нечего скрывать друг от друга.
Письма прочитываются, телефонные разговоры прослушиваются. Каждый сознательный “нумер” обязан доложить о любых проявлениях чужого вольнодумства в Бюро Хранителей. Ну, а там уже позаботятся, чтобы для нарушителя осталась только одна дорога – к машине для совершения казней.
Кстати, и этому бесчеловечному орудию здесь поклоняются.
Хранители – это фагоциты, подобные тем, которых изучает биология. Их задача – спасать организм от заражения, каким бы оно ни было: внутренним или внешним. И Хранители стараются вовсю, потому что так заведено – при гибели организма первыми гибнут его защитники.
В однообразной, податливой, как пластилин, среде “нумеров” стражам есть где развернуться, потому что любое, даже самое ничтожное сопротивление контролирующему взгляду служит сигналом, громкой и внятной командой к нападению.
Всеобщая открытость порождает непонимание: как можно жить среди непрозрачных стен? Как можно позволить себе такой непростительный индивидуализм – отдельное, изолированное жилье. “Мой дом – моя крепость” – для члена Единого Государства этот нехитрый и естественный лозунг совершенно неприемлем! И когда герой впервые вместе с читателем попадает в Древний Дом, то его возмущению нет предела. “Я открыл тяжелую, скрипучую, непрозрачную дверь – и мы в мрачном, беспорядочном помещении (это называлось у них “квартира”).
Тот, самый странный, “королевский” музыкальный инструмент – и дикая, неорганизованная, сумасшедшая – как тогдашняя музыка – пестрота красок и форм. Белая плоскость – вверху; темно-синие стены; красные, зеленые, оранжевые переплеты древних книг; желтая бронза – канделябры; статуя Будды; исковерканные эпилепсией, не укладывающиеся ни в какие уравнения – линии мебели… я с трудом выносил этот хаос”. Унифицированность, подчиненность жизни в Едином Государстве порождает психологическое неприятие любого разнообразия, начиная от интерьера и заканчивая внешностью. Главный герой Д-503 очень страдает по поводу своих атавистично-волосатых рук.
Мечты же его идут далеко вперед – в те “благословенные” времена, когда и внешность также станет создаваться искусственно.
Однако у открытости есть свой предел – Зеленая Стена, отсекающая от остального мира обжитое пространство. По идее, Стена нужна для того, чтобы защищать “нумеров” от напастей внешнего мира. И в какой-то мере это правильно. Ведь внешний мир не упорядочен, скорее, напротив.
Образование единого российского государства
... Москвы за роль руководителя и политического центра формирования единого Русского государства. Экономический фактор С начала IV в. дробление ... Преемник Петра Феогност уже не хотел жить во Владимире и поселился на новом митрополичьем подворье в Москве. ... тем само по себе экономическое и социальное развитие страны в XIV -XVI вв. еще не смогло бы привести к образованию централизованного государства. ...
И для математически-правильных людей-клеточек хаотичность за Зеленой Стеной должна быть губительной. По большому счету, так оно и есть: главный герой, попав за Стену, оказывается на грани умопомешательства. Так бывает всегда, когда из привычной среды обитания человек переносится в те или иные условия, которые можно назвать экстремальными.
Не будет беспочвенным предположение, что Д-503 вне Зеленой Стены оказался бы бесполезным. Он даже не знал бы, что можно употреблять в пищу: в Едином Государстве “нумера” давным-давно перешли на нефтяную еду.
Цивилизация в романе “Мы” достигла такой степени развития, что превратилась в нечто абсурдное. Как говорят, невооруженным глазом видна гротескность ее форм, полное торжество логики над душой, а это привело к тому, что человеческие чувства в их нормальном понимании просто не могут существовать в Едином Государстве. Точнее, могли бы, но Государство не разрешает. И считает себя безоговорочно правым.
Настолько, что совершенно серьезно готово “проинтегрировать бесконечное уравнение Вселенной” и даже передать свои идеи жителям иных планет. “Если они не поймут, что мы несем им математически-безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми”. Разумеется, для достижения цели хороши любые средства. Единое Государство готово силой оружия устанавливать благоденствие в других мирах.
Психология героя романа Д-503, одного из математиков Единого Государства, изначально является психологией идеального “нумера”, способного выполнять любой его приказ, готового на все во имя идеи. Ему очень легко и просто жить в обществе. Он – математик, а его окружение подобно огромной и безумно сложной формуле, которая кажется простой и рациональной, словно таблица умножения, потому что регламент Часовой Скрижали возвел в абсолют систематизацию, упорядоченность и логичность жизни. Единому Государству хочется, чтобы жизнь была простой.
Двойка, помноженная на двойку, должна в итоге давать только четыре, и никак иначе.
Именно из такой упорядоченности вытекает восхищение Д-503 своей жизнью. В каком-то смысле ему в самом деле было легко: он до определенного момента просто не знал, что такое неуверенность в завтрашнем дне. Можно было спокойно спрашивать, что ждет его, например, через месяц в четырнадцать часов тридцать минут. Д-503 ни о чем не задумывался – расписание, распорядок пропитали его до мозга костей.
А вместе с ними уверенность: иначе жить нельзя.