Данное произведение Пастернак писал, будучи уже в весьма зрелом возрасте. Полностью завершено оно было после войны, в 1946 году. Произведение открывает цикл стихов, написанных героем романа «Доктор Живаго».
Пастернак работал над своим творением с огромным увлечением. Первые две главы писатель создал практически на одном дыхании, но после этого он был вынужден «заморозить» процесс написания в силу материальных трудностей. В стихотворении «Гамлет» ярко отразилась лёгкость пера и упоение идей созидания настоящего шедевра, который вошёл в историю мировой литературы.
После окончания написания романа началась настоящая травля Пастернака, как со стороны власти, так и других писателей. В день присуждения премии, 23 октября 1958 года, Президиум ЦК КПСС принял постановление «О клеветническом романе Б. Пастернака», которое признало решение Нобелевского комитета очередной попыткой втягивания в холодную войну. На Западе его произведение яро критиковал В. В. Набоков. Стихотворение «Гамлет» служит неким отражением отношения Пастернака к окружающему миру, который кишит лжецами и лицемерами, а жизнь преисполнена преградами и трудностями.
Жанр, направление, размер
Направление, в котором писал Пастернак — это футуризм, одна из основных черт данного литературного течения нашла своё отражение в стихотворении «Гамлет», а именно — стремление к переменам и жажда увидеть своё будущее. Как известно, он входил в футуристическое литературное объединение «Центрифуга». Свои юные годы писатель посветил занятиям музыкой (с 13 до 18 лет), попав под влияние творчества Скрябина, мечтал стать композитором, но после 6-ти лет обучения это желание растаяло, подобно миражу. Зато музыкальность, привитая ему с детства, нашла себе применение в ри — яркое тому подтверждение.
Жанр произведения — философская лирика, раскрывающая глубину и эстетику творчества. Стихотворение имеет размер пятистопного хорея и перекрёстную рифму мужскую и женскую.
Образы и символы
Центральным образом стихотворения является новый Человек. Это уникальный, возвышенный, сильный духовно образ, который готов вести борьбу за свою свободу, справедливость и будущее, являясь по-настоящему одиноким. Лирический герой выходит из своей «крепости» лишь ночью, предаваясь философским рассуждениям о будущем, ведь днём он глохнет в страшном гуле бурлящей, жестокой и неидеальной реальности.
В произведении присутствует библейский мотив, вычлененный из Евангелия. Это фраза была произнесена Иисусом, когда он усомнился в своих делах: «Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси». Лирический герой отказывается от привычной ему социальной роли и не желает более жить как все, смерившись с устоями и хаотичностью всего сущего. Он осознаёт, что его судьба будет очень сложной, ведь всё вокруг погрязло во лжи, и лишь только он один является противопоставлением этому: «Я один, все тонет в фарисействе».
Проблемы интерпретации трагедии У. Шекспира «Гамлет»
... I . Сюжет и история создания трагедии В. Шекспира «Гамлет» «Гамлет» стоит особняком даже в гениальном наследии Шекспира. Главный герой пьесы – человек ... произведении. Сочетание историко-литературного и теоретико-мифологического подходов позволяет внести коррективы в описание картины развития взглядов на трагедию, уточнить специфику трагедии, наметить основные тенденции в истории изучения «Гамлета». ...
Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Гамлет»
Стихотворение «Гамлет» было написано в 1946 году. Оно входит в состав последней, семнадцатой части романа «Доктор Живаго» — «Стихотворения Юрия Живаго». «Гамлет» — многоаспектное стихотворение. Оно о герое Шекспира, принце Датском, который поднялся на борьбу со всем мировым злом и погиб в этой безнадежной борьбе; о гениальном актере, играющем роль Гамлета в театре, глубоко эту роль постигшем; об Иисусе Христе, пришедшем на землю, чтобы пройти путь страданий и своими страданиями искупить все грехи человечества; о герое романа Юрия Живаго; наконец, об авторе романа Борисе Пастернаке.
Гамлет имел прямое отношение к театру и даже выступал в роли режиссера трагедии «Убийство Гонзаго», представленной труппой бродячих актеров. Так что пребывание на сценических подмостках для него естественно:
Гул затих. Я вышел на подмостки.
В буквальном, прямом понимании — это слова актера, который вышел на сцену. Метафорически эти слова очень естественно могут быть приписаны Гамлету, который говорил, что жизнь — это театр и люди в нем — актеры. Во второй строфе образ героя еще больше усложняется, поскольку Пастернак вводит ассоциацию с евангельской историей о молении о чаше:
Если только можно, Авва Отче,, Чашу эту мимо пронеси.
Эти стихи близко передают молитву Христа в Гефсиманском саду: «Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо меня» (Авва Отче — обращение к Богу-Отцу).
Таким образом, герой стихотворения ассоциируется с Иисусом Христом.
Я люблю Твой замысел упрямый, И играть согласен эту роль., Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
В этой строфе переданы колебания и Христа, переданные в Евангелии, и Гамлета, и метания Юрия Живаго, и самого Пастернака. В следующей, заключительной строфе пастернаковский герой принимает все испытания судьбы, какими бы они ни были:
Но продуман распорядок действий,, И неотвратим конец пути., Я один, все тонет в фарисействе., Жизнь прожить — не поле перейти.
Фарисеи отвергали учение Христа, обличение их лицемерия и ханжества многократно звучит в речах Христа, переданных в Евангелии. Фарисейским — лживым, лицемерным — был двор короля Клавдия в Эльсиноре. Лицемерие и ханжество своего времени не раз обличал Пастернак, в том числе в «Докторе Живаго». В последней строке евангельские образы, высокий библейский слог соединяются с народной пословицей, содержащей простую, но очень глубокую мысль. Такая концовка придает естественность, достоверность всему стихотворению.
Темы и проблемы
- Основная проблема данного стихотворения это — нравственный выбор человека. Лирический герой избрал для себя идеалистическую высокодуховную позицию, лишённую лжи, изобилующую жизненными трудностями, непониманием со стороны общества и извечную травлю. Это отражает судьбу самого Пастернака.
- Основная тема — безвременность процесса творчества. Здесь же присутствует мотив будущего – поэт с помощью феноменальной чуткости ловит на тонкий слух, что же случится с ним дальше. Эту возможность дает ему именно творчество, ведь оно формируется вне времени, и для него такой скачок – обычное дело.
- Также автор сравнивает жизнь с игрой на сцене, это отсылка к Шекспиру и его «Гамлету». Тема фальши прослеживается и в его образе, ведь он «играет роль». Кто же режиссер этой драмы, чуждой ему? Бог, история или провидение – не важно, ведь главное, что он принял условия игры. По сюжету романа, Юрий Живаго – тоже маленький человек, который принимает обстоятельства и не бунтует против них. Таким образом, в стихотворении прослеживается тема всей книги – смирение.
Гамлет. Анализ стихотворения Пастернака
4.1
Историческая личность : Борис Пастернак
... выпустило монографию В. Альфонсова “Поэзия Бориса Пастернака” (Ленинград, 1990 год). Это литературно-критический разбор творчества Б. Пастернака от первых сборников до стихотворений последних лет. Появление многих изданий ... ситуация начинает изменяться. В 1982 году вышел сборник прозы Бориса Пастернака “Воздушные пути” (конечно, без “Доктора Живаго”, еще запрещенного), а в 1983 году вышло второе ...
(23)
Гамлет. Анализ стихотворения Пастернака
«Гамлет» (1946) открывает цикл стихотворений Юрия Живаго к роману «Доктор Живаго». Этому произведению Пастернак придавал особого значения. Герой романа Юрий Живаго умирает, но стихотворение, написанное якобы от его лица, утверждает бессмертие духа и свободы человека.
Тема. Выбор нравственной позиции человека в мире зла и насилия.
Идея. Лирический герой осознает трагедию истории, в которой он живет, понимает, что он, возможно, один-единственный пытается бороться с ложью, но все же до конца готов идти своей трудной дорогой.
Композиция. Стихотворение — это логические размышления лирического героя. Начало (зачин) сразу знакомит читателя с человеком, попала на перекресток судьбы.
Лирический герой пытается осознать, осмыслить прошлое и настоящее, чтобы определить пути развития будущего. Слово «век» имеет обобщающее значение. Это не только «возраст» героя, но и века, эпоха. Лирический герой, Пастернака стремится найти не только свой собственный смысл жизни, но и смысл бытия всего мира. В основной части стихотворения мы ощущаем напряженную борьбу, которая происходит в душе героя, однако в конце эта борьба заканчивается победой человека над собой, победой внутренней свободы над трагедией реальности, победой духа над мраком смерти.
Литературные ассоциации. Для лучшего понимания стиха следует прежде всего обратиться к библейскому сюжету — моление Христа в Гефсиманском саду. Накануне предательства Иуды Иисус сознательно шел на крест, молился за все человечество. Но в какой-то момент он усомнился, есть ли смысл жертвовать собой ради людей, которые спят беспробудным духовным сном. О сомнениях Христа свидетельствует библейское выражение «Авва Отче! Все возможно пронести мимо меня эту чашу», непосредственно воспроизводится в стихотворении Пастернака. Такие же сомнения — бороться со злом или смириться с судьбой — испытывал шекспировский Гамлет (монолог «Быть или не быть …»), и Юрий Живаго, и сам Борис Пастернак.
Образ лирического героя. Лирический герой стихотворения — не Гамлет, не Христос, не Юрий Живаго и не Пастернак. Это человек в широком культурно-историческом контексте. Писатель показал нам личность, вобравшая в себя духовный опыт предшествующих эпох. Пастернаковского герой — это герой XX века, но который занимается теми же философскими проблемами, что и его предшественники. Это человек, который противостоит «фарисейство» и борется с ним только одним доступным ему способом — силой духа, внутренней свободы и творчества.
«Герой нового времени — капиталистический человек» (Образ Чичикова)
... мог, что настанут времена, когда Чичиковы будут фаворитами общества, без стеснения и страха начнут кичиться собой и своими методами обогащения. Писатель ... все бы закончилось. Гоголь в шутку называет его многосторонним человеком, так как он из-за отсутствия логики в ту ... и получить наличный капитал под эфемерный залог. Умен ли герой? Безусловно, его ум изобретательный и изворотливый, способный из всего ...
В стихотворении чувствуются элементы драматизации. Здесь есть внешний конфликт (героя и общества) и конфликт (героя и общества) и конфликт внутренний психологический, решения которого более важно, по мнению Пастернака, поскольку от того, какой будет душа человека, зависит, каким будет и весь мир.
Поэтический язык. В стихотворении используются различные тропы. Они помогают поэту в символической форме показать духовное состояние человека и мира. Особенно важна метафора «сумерки ночи». Речь идет, конечно, не о ночи, а о мрак зла и насилия, царящих в мире. Все предложения полные. Синтаксические и метрические периоды совпадают, что является признаком сознательного выбора лирического героя, его решимости, моральной стойкости.
Особенности стихосложения. Стихотворение написано пятистопным хореем, широко использовал в своей философской поэзии Лермонтов. Пастернак продолжает классические традиции. Рифмовки перекрестное. Рифмы женские и мужские.
Жанр: лирическое стихотворение (вид лирики — философская).
Эмоциональным толчком к написанию стихотворения послужил перевод трагедии У. Шекспира «Гамлет», которым Б. Л. Пастернак занимался в 1940-х гг.
Таким образом, в стихотворении звучат как бы три голоса: актёра, исполняющего роль Гамлета, Юрия Живаго и самого поэта.
КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
⦁ Лирический герой играет роль на сцене жизни: «Я вышел на подмостки». ⦁ Он предвидит судьбу: «Я ловлю в далёком отголоске, // Что случится на моём веку». ⦁ Поэт встревожен, о чём свидетельствует сравнение ночи с наставленным на человека оружием: «Наставлен сумрак ночи». ⦁ Он не может повлиять на события в спектакле, написанном не им: «Но продуман распорядок действий, / / и неотвратим конец пути».
Поддержки ждать не от кого: «я один, всё тонет в фарисействе … » Фарисейство (от слова «фарисей») — лицемерие, фальшь, ханжество. В Древней Иудее — секта верующих, которые тщательно исполняли многочисленные религиозные обряды, напоказ усердно молились, а в жизни нарушали божественные законы.
ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
⦁ Тема: нравственный выбор. ⦁ Идея: человек пытается бороться со «спящим» миром силой духа, творчества и внутренней свободы, зная, что проиграет в этой схватке: «Жизнь прожить — не поле перейти».
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
⦁ Метафоры: на меня наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси; всё тонет в фарисействе. ⦁ Пословица (как вывод в последней строфе): «Жизнь прожить — не поле перейти».
4.1 / 5. 23
Смысл
Смысл произведения заключается в том, что жизнь человека — это извечный выбор. Не зря Пастернак дал своему творению название, связанное с одноимённой пьесой Уильяма Шекспира «Гамлет», где главный герой, размышляя, задаётся таким философским вопросом «быть или не быть?». На жизненном пути встречается весьма много трудностей, которые могут сломить человека, сбив его с истинного курса. Терпение, наличие собственного мнения и чёткой жизненной позиции — это залог успеха на пути реализации собственных идей, связанных с положительными метаморфозами процесса изменения социума.
Философская насыщенность лирики Б. Пастернака
... Борис Пастернак назначение поэзии в жизни человечества, так понимал он и свое предназначение. Твір на тему: Философская насыщенность лирики Б. Пастернака Related posts: Философская проблематика поэзии Б. Пастернака До ... тут не только в сложности его поэтики. Сочинение на тему Философская проблематика поэзии Б. Пастернака Философская проблематика поэзии Б. Пастернака До сущности протекших дней, До их ...
Однако автор прекрасно понимает, что порой человек проигрывает борьбу с роком. От него пал Гамлет, от него потерпел поражение Юрий Живаго. И предвкушение этого поражения видно как раз-таки в этих строках. Лирический герой принимает роль, данную ему, но не хочет играть в «другой драме». Но чашу не пронесли мимо, и он вынужден выйти на сцену, где его падение предрешено. Так и герой романа понимает, к чему его ведет рок революционных событий, но покорно следует ему.
Анализ стихотворения Пастернака «Гамлет»
Этим многоаспектным стихотворением открывается семнадцатая глава романа Б.Пастернака «Доктор Живаго». Его можно назвать ключевым, потому что при правильном прочтении оно дает ключ к пониманию всего произведения.
Стихотворение можно интерпретировать по-разному, но все его интерпретации не только не противоречат между собой, а напротив друг друга дополняют, проясняя авторский замысел. Оно органично вписано в контекст романа, а сам роман занимает значимое место в мировой литературе.
В стихотворении допустимы следующие прочтения:
Само название произведения отсылает нас к шекспировской трагедии и к внутреннему монологу ее главного героя — датского принца. Параллельно сразу вспоминаются другие произведения русской культуры, в которых тоже упоминается Гамлет, например, Блок («Я Гамлет. Холодеет кровь…») или Тургенев («Гамлет Щигровского уезда»).
Произведение представляет собой монолог актера, который играет Гамлета. Шекспировский Гамлет тоже был близок к театру. Аналогия с шекспировскими образами напоминает читателю его всемирно известную формулировку — «Весь мир — театр, и люди в нем актеры». В этом случае ситуация Гамлета понимается как типовая ситуация любого человека.
Гамлет говорит: «Я люблю твой замысел упрямый», и эта фраза относится не только к режиссеру пьесы, она обращена к самому Создателю. Создатель предначертал каждому свой жизненный путь, этот жизненный путь каждый должен пройти достойно, и при самых тяжелых обстоятельствах соответствовать своему предназначению. «Дверной косяк» здесь символизирует начало жизненного пути.
Во второй строфе образ ещё больше усложняется, дополняясь евангельскими мотивами. Слова героя ассоциируются с молитвой Христа в Гефсиманском саду. И Иисус Христос, и Гамлет, и Юрий Живаго, и сам Пастернак, и вся русская интеллигенция колеблются, мечутся, пытаясь понять свое место среди жизненной неопределенности.
Пастернак увидел в Гамлете духовного брата и решился доверить ему свою тревогу за послевоенные годы, за новый век. В следующей, последней строфе пастернаковский герой готов принять все испытания, вынести все жизненные лишения, какими бы тяжелыми они ни оказались.
Концовка стихотворения очень органично и естественно сочетает библейский слог и простую народную мудрость.
Ну, во первых, можно выяснить когда, зачем и при каких жизненных обстоятельствах они оба написали эти стихотворения. Сравнить. Это уже можно сказать треть анализа. А если по тексту: По-моему, два совершенно разных стихотворения. Блок пишет о любви. У Пастернака любовью и не пахнет. У Блока — противопоставление Офелии, первой любви и жизни, коварства жизни. Вспоминая замороченность Блока на Прекрасной Даме могу предположить, что Офелия=Прекрасная Дама=всё то, что она олицетворяет. Не помню точно, но что-то там было про Мировую Душу или что-то в этом роде. Такое еретически-религиозное понятие о Душе, которая женского рода. Блок — он же символист. Значит у него нужно в стихотворении искать именно символы. Он не пишет ни о себе, ни о своей первой любви, ни о первой любви вообще — первая любовь и Офелия тут символы чего-то ещё, ещё более. гм. метафизического. Пастернак же пишет именно о себе, по-моему, о своей жизни и своей судьбе. Образ Гамлета у Пастернака менее отвлечённый, более конкретный. Присутствует образ сцены, театра. (У Блока этого нет.) Во! Мысль пришла: Гамлет у Блока — это что-то вроде архетипа, это образ из мировой культуры — именно в этой ипостаси использует Гамлета Блок. А у Пастернака всё не так глобально. Тут Гамлет — роль, персонаж. Это не Гамлет из какого-то мирового культурного контекста, а Гамлет из пьесы. Так вот, вернусь к театру. Пастернак сравнивает свою жизнь. даже не с театром, с актёрством, с игранием роли. Он на сцене — а жизнь в него уставилась биноклями зрителей. Ещё можно о. В этом тоже существенное отличие стихотворений Блока и Пастернака. Для Блока Гамлет вполне приемлем, он часть мира, часть культуры. Для Пастернака — Гамлет диссонирует с миром, нельзя быть Гамлетом, не то время, не та эпоха. Тут, панимаишь , революция, 18 год, или 1905 год (не в курсе, когда стихотворение написано) — какой тут может быть Гамлет? Однако Пастернак (пардон, правильнее говорить — лирический герой Пастернака) не может вырваться из «плена» гамлетообразности (Блок, замечу, и не пытается.) Об этом свидетельствуют строчки «Но продуман распорядок действий/И неотвратим конец пути». И из-за этого вся его жизнь тонет в фарисействе.
«Вечный образ» Гамлета и его интерпретацию в контексте ...
... вечного образа» в литературоведческой науке на примере образа Гамлета; пронаблюдать, как проходило осмысление образа Гамлета ... подготовке публикации полного собрания сочинений Шекспира, вышедшего в издательстве ... Блок, Ф. К. Сологуб, А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, М. И. Цветаева, В. Г. Шершеневич, Б. Л. Пастернак, ... слова приходилось преодолевать последствия этого культа. Во второй ...
ПС: Сочинялось на ходу. Надеюсь, не очень сумбурно
— И ещё: если надо действительно серьёзный анализ, то можно не изобретать велосипед, а почитать критику по Блоку и Пастернаку. Какого-нить авторитетного автора. Правда придётся порыться, пролистать много ненужного, причём явно не в районной библиотеке, потому что они там таких жутких вещей не держат — по крайней мере у нас (в Риге) только в университетской, Национальной или Академической можно что-то толковое найти.
Художественные средства выразительности
Пастернак использует большое количество эпитетов, например: «в далёком отголоске», «замысел упрямый », тем самым подчёркивая шаткость и сложность своего положения.
Так же поэт использует фабульную метафору «сумрак ночи», которая служит олицетворением мирового зла, сгустившегося над лирическим героем, который находится под постоянным тоталитарным контролем. Это отсылка к советской власти.
Пастернак вводит в своё произведение такую старинную пословицу, как «жизнь прожить — не поле перейти», говоря о сложности и неоднозначности бытия.
Автор: Анастасия Некрасова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!