Произведение Михаила Юрьевича «И скучно и грустно…» появилось в 1840 году. Главной целью этой работы было показать настроение и жизнь людей в тридцатых годах и время, когда царил общественный застой, а так же кризис ценностей.
Темой произведения является то, что размышлял о времени, о своей личности, о будущем и нынешнем поколении и отношении к жизни. По тематике данное стихотворение можно смело отнести к философской, а также гражданской лирике. В произведении мы видим лирический монолог, а также героя, которого Лермонтов преподносит от лица всего поколения. Образ главного героя уже не наполнен романтикой, а скорее наоборот, он выражается скорее реалистом, со скептическим взглядом на окружающий его мир и людей. Главным мотивом произведения стало недоверие, тяжесть души и разочарование в жизни. Поэтому, можно смело сказать, что эта работа описывает суд между собой и своей жизнью.
Основные художественные средства это- эпитеты, метафора, риторический вопрос, лексический повтор. Лермонтов в своем стихотворении говорил от имени целого поколения.
Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно и грустно…» — лучшее сочинение
Если А.С. Пушкина называют солнцем русской поэзии, то Лермонтов заслуженно носит звание луны. Это связано с тем, что лирика этого поэта проникнута мотивами одиночества и пессимизма. Дополняет ряд стихотворении этой тематики и известное произведение «И скучно и грустно».
Можно с уверенностью говорить о том, что «И скучно и грустно…-» является итоговым в творчестве Лермонтова. Написанное в 1840 году, оно становится предвестником окончания жизненного пути поэта. Щемящая боль автора посредством стихотворных строк передается и читателю. Литературный герой не просто одинок, он взывает к пустоте, пытается найти ответы на вопросы, но не слышит ничего. Поэтому приходит к неутешительным выводам сам. «Любить…- но кого же?». «Что пользы напрасно и вечно желать?». «Что страсти?».
Несмотря на то, что в тексте присутствуют риторические вопросы, полностью называть их такими мы не можем, так как Лермонтов пытается найти ответы. Метафорические образы помогают еще глубже понять одиночество лирического героя: годы проходят, слово рассудка.
В чем видят герои произведения ‘Война и мир’ Л.Н. ...
... и благополучия, отрешенность от жизни за пределами балов и увеселительных мероприятий…Скучно, грустно, вяло… Обыденный, ничем не ... в кругах просветителей. Л.Н. Толстой в произведении « Война и мир» предоставил нам на суд истории совершенно разный и лишь изредка похожих людей. Более пятисот героев ... издевательства и упреки за ее некрасивость. В чем виноват бедный ребенок? В том, что не поддерживает чьи- ...
Эпитеты насыщают текст образностью: пустая шутка, холодное вниманье, сладкий недуг. Патетику лирического произведения помогают создать знаки вопроса и восклицательные знаки, в обилии присутствующие в тексте. Особенным это стихотворение делает стихотворный размер: разностопный амфибрахий, рифмовка перекрестная. В тексте присутствует повторение: «и скучно и грустно, и некому руку подать», «и радость, и муки, и всё там ничтожно».
Герой разочарован в жизни, он не видит смысла продолжения своего существования. Его не радуют окружающие, не приносит удовлетворения собственные мысли. Поэтому герой делает вывод о том, что жизнь — «глупая шутка». Ощущение бесполезности существования, быстротечности всего происходящего, смертельная скука свойственны не только лирическому герою, но и самому Лермонтову.
Поэтому тема одиночества и разочарованности в жизни является основной в его творчестве. Погруженность в себя не дает автору вырваться из замкнутого круга. Поэтому одиночество Лермонтова в этом стихотворении достигает вселенского масштаба.
Анализ Стихотворения Лермонтова «И скучно и грустно…»
Стихотворение «И скучно и грустно…».
Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «И скучно и грустно…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году. В этом произведении поэт выразил настроение передовых, мыслящих людей эпохи тридцатых годов, живших в атмосфере трагических противоречий, безвременья, общественного застоя, кризиса вечных ценностей.
Основная тема произведения — размышления о времени и о себе, своем поколении и об отношении к жизни. Стихотворение мы можем отнести к гражданской и философской лирике. Оно построено в виде лирического монолога, напоминающего нам элегию, хотя В.Г. Белинский называл «И скучно и грустно…» сатирой, считая, что это стихотворение стоит в одном ряду с «Думой».
В этом произведении поэт вновь создает образ «героя своего времени», выступая от лица целого поколения. Лирический герой Лермонтова уже не является романтиком, противопоставившим свой внутренний мир и свои жизненные ценности пошлым интересам толпы. Теперь этот герой — реалист, беспощадно анализирующий состояние собственной души, это фигура, отличающаяся скептическим взглядом на мир и на человека в целом. В этом стихотворении звучит мотив безверия, душевной усталости, разочарования человека в жизни.
В первой строфе герой говорит о своем одиночестве, бесполезно прожитой жизни:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды….
Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят — все лучшие годы!
Затем он размышляет о любви и понимает обреченность ее: «вечно любить невозможно». В себе же он не находит ни любви, ни радости, ни мук. Все желания его мелки, ничтожны, никчемны. Страсти сгорают, побежденные силой холодного рассудка. В финале стихотворен ия разочарование лирического героя в жизни достигает своего апогея: сама жизнь оказывается «пустой и глупой шуткой». Совмещение бытового плана и философских раздумий достигается в произведении использованием и разговорной, и высокой лексики: «И некому руку подать», «что пользы…», «там прошлого нет и следа»; «В минуту душевной невзгоды», «сладкий недуг».
Детство и крестьянская жизнь в стихотворениях И. Никитина
... народный поэт, творящий по законам коллективного творчества. Никитин не только обходит эстетическое противостояние «чистого искусства» «некрасовской школе», но ... в 1849, спустя 10 лет после начала творческой деятельности, Никитин послал три стихотворения на суд в « ... года. Первая публикация стихов Никитина появилась, когда ему стукнуло без малого 30 лет. За плечами была трудная школа жизни и 14 лет ...
Таким образом, это стихотворение — беспощадный суд героя над самим собой и собственной жизнью. «Страшен этот глухой, могильный голос подземного страдания, нездешней муки, этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни! От него содрогается человеческая природа, стынет кровь в жилах, и прежний светлый образ жизни представляется отвратительным скелетом… Это не минута духовной дисгармонии, сердечного отчаяния: это похоронная песня всей жизни!
Стихотворение написано сочетанием пятистопного и четырехстопного амфибрахия. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («сладкий недуг», «с холодным вниманьем»), метафору и риторические вопросы («что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка»), риторические восклицания и лексический повтор («А годы проходят — все лучшие годы!»), многосоюзие и ряды однородных членов («И радость, и муки, и все там ничтожно…»).
Таким образом, в этом произведении поэт говорит от лица целого поколения. Это было отмечено В.Г. Белинским, увидевшим в герое этого стихотворения Печорина.
Анализ стихотворения М. Лермонтова «И скучно, и грустно»
Написано это стихотворение было почти за год до смерти. Это своеобразный итог прожитого, но не в форме констатации. Это философские размышления на тему любви и одиночества, дружбы и смысла жизни в целом.
Лирический герой стихотворения чувствует разочарование от того, что прожив практически всю жизнь, у него нет близкого человека, с которым можно было бы поговорить и рассказать о своих переживаниях. Состояние лирического героя можно охарактеризовать как безразличие. Ему безразличны окружающие, он не верит в любовь: «Любить. но кого же. На время — не стоит труда, А вечно любить невозможно». У него нет желаний, стремление к исполнению коих могло бы подвигнуть к какому-то действию и шагу вперед: «Желанья. Что пользы напрасно и вечно желать. А годы проходят — все лучшие годы!».
Помимо абсолютного отсутствия желаний, острого ощущения одиночества и безразличия к жизни, лирический герой испытывает также и некое презрение по отношению к себе, своему прошлому: «В себя ли заглянешь? — Там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и всё там ничтожно. ».
Не верит лирический герой и во власть страстей, поскольку считает их явлением быстропроходящим и ненадежным. Страсти уничтожаются рассудком, то есть, они исчезают, как только наскучат и разум возьмет гору: «Что страсти? — Ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка».
Жизнь лирический герой считает «пустой и глупой шуткой», если смотреть на нее трезвым, объективным взглядом, отбросив лишние иллюзии и надежды. То есть, оценивая строго по факту совершенного и совершившегося.
Интересна и форма, в которой написан стих. Каждая строфа содержит два риторических вопроса, на который дается короткий и циничный ответ. К тому же, размер стиха не одинаковый в каждой строчке, а чередуется через одну. Если первая строчка – это пятистопный анапест. Размер, который предполагает размеренность, плавность прочтения, им принято писать размышления, медитативную лирику. Каждая вторая же строчка – трёхстопный анапест, который звучит резко, категорично, как бы обрывая размышления.
Главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша» ...
... Лермонтова все иначе. С одной стороны, автор «Тамбовской казначейши» одновременно утверждает и отрицает тот факт, что его герой ... Тамбовской казначейши». Список источников [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/referat/tambovskaya-kaznacheysha/ 1. Благой Д. Д. Евгений Онегин // Пушкин А. С. Собрание сочинений: ... апатию, составляет прямое содержание и смысл жизни Гарина: женщины, пиры, брань. Эти ...
В целом, главным мотивом стихотворения выступает одиночество и тщетность жизни, бессмысленность ее. Лирический герой – одинокий человек, который разочаровался в жизни. Стихотворение пронизано экзистенциальными, отчасти нигилистическими настроениями.
«И скучно, и грустно…» М.Лермонтов
«И скучно, и грустно…» Михаил Лермонтов
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят — все лучшие годы!
Любить… но кого же. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка…
Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно, и грустно…»
Последний период творчества Михаила Лермонтова связан с переосмыслением жизненных ценностей и приоритетов. Поэтому из-под пера поэта выходят произведения, в которых он словно бы подводит итог собственной жизни. Безрадостный, по его мнению, и совершенно не отвечающий тем надеждам и мечтам, которые хотелось бы осуществить автору. Не секрет, что Лермонтов был человеком достаточно самокритичным и, к тому же, разочаровавшимся в жизни. Он хотел стать выдающимся полководцем, однако появился на свет в тот период, когда в России уже завершилась война 1812 года. Стремление найти свое призвание в литературе, по мнению Лермонтова, также не принесло значимых результатов. Поэт признавал, что он не стал вторым Пушкиным. Более того, резкие и достаточно критичные стихи Лермонтова снискали ему при жизни дурную славу. От потомственного дворянина отвернулись представители самых лучших и влиятельных сословий Москвы и Петербурга, его не жаловали власти, считая, что творчество поэта вносит смуту и раздор в общество. В итоге свой последний год жизни поэт провел в депрессии. Он не только предчувствовал свою скорую гибель, но и подсознательно стремился к смерти.
В этом произведении автор открыто признается, что страдает от одиночества
Многие молодые люди в его возрасте упивались свободой и любовью, но Лермонтов разочаровался в женщинах, считая, что любить на время не стоит труда, а «вечно любить невозможно».
Пытаясь разобраться в своих мироощущениях, Лермонтов отмечает, что в его душе «прошлого нет и следа», намекая, видимо, на доблесть и отвагу ярких представителей прошлого поколения, к которым он причислял Пушкина. Поэт также отмечает, что даже стать рабом страстей и пороков ему не удалось, так как «их сладкий недуг исчезнет при свете рассудка». В результате сама жизнь представляется поэту «пустой и глупой шуткой», в которой нет ни смысла, ни целей, ни радости.
Лермонтов, жизнь и творчество
... немало помешало его выздоровлению". Уже теперь намечается в Лермонтове распад между миром затаенных грез и миром повседневной жизни. Он чувствует себя отчужденным среди людей и в ... интерес и уважение к "герою дивному" и "мужу рока". По смерти Капэ был взят к дом французский эмигрант Шандро, выведенный потом Лермонтовым в "Сашке" под именем ...
Стихотворение «И скучно, и грустно..» является не только подведением итогов, но и своеобразной рифмованной исповедью поэта, который устал от бренности бытия и бессмысленности собственного существования. Пренебрежительно относясь к своему творчеству, поэт даже не мог предположить, что пройдет несколько десятилетий, и его стихи по значимости будут приравнены к произведениям Пушкина, которого Лермонтов буквально боготворил. Трудно сказать, смог бы поэт изменить свою жизнь, если бы знал, что в будущем ему суждено будет стать классиком русской литературы . Но к тому моменту, когда было написано стихотворение «И скучно, и грустно..», подобные мысли даже не посещали Лермонтова, считавшего себя, по меньшей мере, неудачником. И в этот сложный период жизни не нашлось ни одного настоящего друга, который бы смог переубедить поэта, заставив его взглянуть на собственное творчество менее критично и предвзято. Если бы это произошло, то не исключено, что судьба Лермонтова сложилась бы совсем по-другому, и он не стал бы жертвой бессмысленной дуэли, которая так нелепо оборвала жизнь одного из величайших русских поэтов.
«И скучно, и грустно. », анализ стихотворения Лермонтова
жанр пейзажной миниатюры
основной темой
«И скучно, и грустно. »
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды.
Несмотря на то, что начало представляет из себя безличную конструкцию, нет даже намека на соотнесенность с личностью героя, становится ясно, что параллель с лирическим героем очевидна. Странно читать, когда 26-летний молодой человек, у которого еще все впереди, вкладывает в уста своего героя слова о том, что «годы проходят — все лучшие годы» .
Как будто в отчаянье, герой задает ряд, казалось бы, риторических вопросов, ведь непонятно, кому они адресованы и кто должен на них отвечать. Он вопрошает: «Что пользы напрасно и вечно желать?» . «Любить. но кого же?» . «Что страсти?» . Но на каждый вопрос герой сам же и отвечает, но ответы эти радости не несут. По мнению героя, любить не стоит, потому что «на время — не стоит труда» . «а вечно любить невозможно» .
Если же заглянуть в себя, «там прошлого нет и следа» . ведь «и радость, и муки, и всё там ничтожно» . До какой степени самоуничижения нужно дойти, чтобы так писать о себе, о своем внутреннем мире! Далее герой рассуждает о том, что человеческие страсти тоже не могут помочь забыться, что «рано иль поздно их сладкий недуг» исчезнет, когда в действие вступит сила рассудка.
Конечно, если учесть, что в это время Лермонтов только закончил свой главный жизненный труд — роман «Герой нашего времени», то объяснение такому пессимистическому настроению героя найти можно. Ведь главный герой романа — не просто человек, это тип, воплощающий портрет целого поколения, составленного из пороков общества. По крайней мере, так объяснил это автор в «Предисловии» к роману. Герой, обладающий многими качествами: умом, смелостью, потрясающей интуицией — как будто выпадает из реальности. У него нет определенной жизненной цели, «его грядущее иль пусто, иль темно».
Проблематика романа «Герой нашего времени» Лермонтова – -рассуждение
... В «Герое нашего времени» проблемы романа «высвечиваются» именно в характере Печорина, одновременно отражая и личность самого Лермонтова, и его миропонимание. Нравственные проблемы Любое произведение и художественная литература в ... эти философские проблемы в романе «Герой нашего времени» впервые так ясно, точно были сформулированы поэтом, именно по этой причине сочинение Лермонтова стало первым ...
лирический герой
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка.
нет ничего живого
9 класс.
Слушать стихотворение Лермонтова И скучно и грустно
Темы соседних сочинений , Картинка к сочинению анализ стихотворения И скучно и грустно