«Весенний дождь» анализ стихотворения Фета по плану кратко – эпитеты, метафоры, история создания

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенний дождь.

История создания, Тема стихотворения, Композиция

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер

Эпитеты – “золотая пыль”, “душистый мед”.

Метафоры – “солнце блещет”, “качаясь, движется завеса”, “что-то подошло и барабанит”.

Олицетворение

Анализ стихотворения Весенний дождь

Анализ стихотворения Фета Весенний дождь по плану

1. История создания

2. Жанр произведения

3. Основная тема

Первым свидетельством начавшегося дождь становятся «две капли», ударившие «в стекло». К зрительным и слуховым ощущениям добавляются запахи: «от лип душистым медом тянет». Для придания всей атмосфере таинственности автор даже не упоминает слово «дождь»: «что-то к саду подошло». Это природное явление — неизменный спутник весны. Пробужденная от зимней спячки природа нуждается в животворящей влаге. Даже одно предчувствие дождя преображает пейзаж, усиливает и подчеркивает все цвета и запахи.

4. Композиция произведения

5. Размер произведения

6. Средства выразительности.

7. Главная мысль

В стихотворении «Весенний дождь» присутствие лирического героя только угадывается, но пейзаж описан через его ощущения. Невероятное разнообразие цветов, запахов и звуков самым благотворным образом воздействует на человека. Произведение «Весенний дождь» позволяет читателю самому почувствовать весеннюю легкость.

Обновление природы — самая радостная и прекрасная пора. Весной каждый человек чувствует в себе пробуждение новых сил и надежд. Особый восторг может доставить наблюдение за едва заметными изменениями в природе. Фет отличался большим мастерством в умении увидеть и выделить эти изменения.

История создания

Фет всегда уделял много внимания природным явлениям – пейзажная лирика является значительной частью его творческого наследия. Поэт очень любил наблюдать за изменениями, которые происходят в природе – это всегда вдохновляло его на создание прекрасных стихов. Стихотворение “Весенний дождь”, созданное с просто невероятным мастерством, исключением не стало – в 1857 году Фет написал его благодаря наблюдениям за природой накануне дождя, с чем и связана история создания поэтических строк.

Широкая публика увидела это произведение спустя два года – с 1859-м стихотворение зрелого уже мастера “словесного пейзажа” появилось в журнале “Русское слово”. Оно сразу же приобрело признание и у критиков, и у читателей.

5 стр., 2224 слов

«Некрасивая девочка» анализ стихотворения Заболоцкого по плану ...

... 1. История создания Пережитые испытания заставили его обратиться к размышлениям на самые главные философские вопросы. В 1955 г. он написал стихотворение «Некрасивая девочка», в котором рассуждает над сущностью красоты. 2. Жанр произведения ...

Композиция

Рисуя картину весенней природы, Фет использует одночастную композицию: все три строфы последовательно раскрывают одну тему.

Все начинается с повседневной, будничной картины, которую поэт описывает широкими мазками: первая строфа стихотворения создает фон и задает тон произведения. Кажется, что о предстоящем дожде ничего не напоминает – даже солнце не успело спрятаться за тучами. При этом поэт использует народную примету, показывая купающегося в пыли воробья, который, как известно, предвещает осадки.

Далее композиция продолжается картиной изменившегося мира – становится очевидно, что дождь идет буквально стеной, так что наблюдатель видит необычную картину – сотканную из воды и солнечного света “завесу”, которая полупрозрачной ширмой отделяет виднеющеюся вдали лесную опушку.

Наконец, третья строфа, которая должна была бы получиться прозаической и неприметной, поскольку дождь уже начался и на землю спустилась серая пелена, по мановению волшебного слова поэта окрашивается в весенние тона и кажется теплой и радостной. Капли умиротворенно барабанят по свежим листьям – действительно прекрасная картина.

СТИХИ ПРО ДОЖДЬ

Стихи про дождь

***

Афанасий Фет – Весенний дождь

Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит.

***

Афанасий Фет – Нежданный дождь

Всё тучки, тучки, а кругом Всё сожжено, всё умирает. Какой архангел их крылом Ко мне на нивы навевает?

Повиснул дождь, как легкий дым, Напрасно степь кругом алкала, И надо мною лишь одним Зарею радуга стояла.

Смирись, мятущийся поэт, — С небес нисходит жизнь влага, Чего ты ждешь, того и нет, Лишь незаслуженное — благо.

Я — ничего я не могу; Один лишь может, кто, могучий, Воздвиг прозрачную дугу И живоносные шлет тучи.

***

Афанасий Фет — Дождливое лето

Ни тучки нет на небосклоне, Но крик петуший — бури весть, И в дальном колокольном звоне Как будто слезы неба есть.

Покрыты слегшими травами, Не зыблют колоса поля, И, пресыщенная дождями, Не верит солнышку земля.

Под кровлей влажной и раскрытой Печально праздное житье. Серпа с косой, давно отбитой, В углу тускнеет лезвие.

***

Расул Гамзатов — Дождик за окном

Дождик за окном — о тебе я думаю, Снег в саду ночном — о тебе я думаю. Ясно на заре — о тебе я думаю, Лето на дворе — о тебе я думаю. Птицы прилетят — о тебе я думаю, Улетят назад — о тебе я думаю. Зелены кусты, скрыты ли порошею, — Ни о чем невмочь, — о тебе я думаю. Уж, наверно, ты девушка хорошая, Если день и ночь о тебе я думаю.

22 стр., 10585 слов

Сравнение философской лирики тютчева и фета. Изображение времен ...

... миру. Рассмотрим, как в лирике Тютчева и Фета при общности тематики по-своему отразилось их художественное мироощущение. Любовная лирика обоих великих поэтов пронизана мощным драматичным, ... сочинения. Прежде всего внимательно вчитаемся в формулировки тем и постараемся выявить их сходство и различие. Для этого нужно уточнить, "расшифровать" их содержание. Основными темами творчества Тютчева и Фета ...

***

Рабиндранат Тагор — Дожди иссякли, зазвучал разлуки голос одинокий

Дожди иссякли, зазвучал разлуки голос одинокий. Собрать напевы срок настал,— перед тобою путь далекий. Отгрохотал последний гром, причалил к берегу паром,— Явился бхадро, не нарушив сроки. В кадамбовом лесу желтеет пыльцы цветочной легкий слой. Соцветья кетоки забыты неугомонною пчелой. Объяты тишиной леса, таится в воздухе роса, И на свету от всех дождей — лишь блики, отблески, намеки.

***

Федерико Гарсиа Лорка — Дождь

Есть в дожде откровенье — потаенная нежность. И старинная сладость примиренной дремоты, пробуждается с ним безыскусная песня, и трепещет душа усыпленной природы.

Это землю лобзают поцелуем лазурным, первобытное снова оживает поверье. Сочетаются Небо и Земля, как впервые, и великая кротость разлита в предвечерье.

Дождь — заря для плодов. Он приносит цветы нам, овевает священным дуновением моря, вызывает внезапно бытие на погостах, а в душе сожаленье о немыслимых зорях,

роковое томленье по загубленной жизни, неотступную думу: «Все напрасно, все поздно!» Или призрак тревожный невозможного утра и страдание плоти, где таится угроза.

В этом сером звучанье пробуждается нежность, небо нашего сердца просияет глубоко, но надежды невольно обращаются в скорби, созерцая погибель этих капель на стеклах.

Эти капли — глаза бесконечности — смотрят в бесконечность родную, в материнское око.

И за каплею капля на стекле замутненном, трепеща, остается, как алмазная рана. Но, поэты воды, эти капли провидят то, что толпы потоков не узнают в туманах.

О мой дождь молчаливый, без ветров, без ненастья, дождь спокойный и кроткий, колокольчик убогий, дождь хороший и мирный, только ты — настоящий, ты с любовью и скорбью окропляешь дороги!

О мой дождь францисканский, ты хранишь в своих каплях души светлых ручьев, незаметные росы. Нисходя на равнины, ты медлительным звоном открываешь в груди сокровенные розы.

Тишине ты лепечешь первобытную песню и листве повторяешь золотое преданье, а пустынное сердце постигает их горько в безысходной и черной пентаграмме страданья.

В сердце те же печали, что в дожде просветленном, примиренная скорбь о несбыточном часе. Для меня в небесах возникает созвездье, но мешает мне сердце созерцать это счастье.

О мой дождь молчаливый, ты любимец растений, ты на клавишах звучных — утешение в боли, и душе человека ты даришь тот же отзвук, ту же мглу, что душе усыпленного поля!

***

Борис Пастернак — После дождя

За окнами давка, толпится листва, И палое небо с дорог не подобрано. Все стихло. Но что это было сперва! Теперь разговор уж не тот и по-доброму.

Сначала все опрометью, вразноряд Ввалилось в ограду деревья развенчивать, И попранным парком из ливня — под град, Потом от сараев — к террасе бревенчатой.

Теперь не надышишься крепью густой. А то, что у тополя жилы полопались,- Так воздух садовый, как соды настой, Шипучкой играет от горечи тополя.

7 стр., 3077 слов

По литературе. Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь

... трудиться, Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться, И день и ночь, и день и ночь!.. Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑ На этой странице материал по темам: эссе на тему душа обязана трудиться душа должна трудиться и день и ночь и день и ночь душа обязана трудиться и день и ночь и день и ночь.. душа обязана трудиться и день и ночь и день и ночь песня сочинение труд души ...

Со стекол балконных, как с бедер и спин Озябших купальщиц,- ручьями испарина. Сверкает клубники мороженый клин, И градинки стелются солью поваренной.

Вот луч, покатясь с паутины, залег В крапиве, но, кажется, это ненадолго, И миг недалек, как его уголек В кустах разожжется и выдует радугу.

***

Борис Пастернак — Весенний дождь

Усмехнулся черемухе, всхлипнул, смочил Лак экипажей, деревьев трепет. Под луною на выкате гуськом скрипачи Пробираются к театру. Граждане, в цепи!

Лужи на камне. Как полное слез Горло — глубокие розы, в жгучих, Влажных алмазах. Мокрый нахлест Счастья — на них, на ресницах, на тучах.

Впервые луна эти цепи и трепет Платьев и власть восхищенных уст Гипсовою эпопеею лепит, Лепит никем не лепленный бюст.

В чьем это сердце вся кровь его быстро Хлынула к славе, схлынув со щек? Вон она бьется: руки министра Рты и аорты сжали в пучок.

Это не ночь, не дождь и не хором Рвущееся: «Керенский, ура!», Это слепящий выход на форум Из катакомб, безысходных вчера.

Это не розы, не рты, не ропот Толп, это здесь, пред театром — прибой Заколебавшейся ночи Европы, Гордой на наших асфальтах собой.

***

Сергей Михалков — Ливень

Тяжелые росли сады И в зной вынашивали сливы, Когда ворвался в полдень ливень, Со всей стремительностью молний, В паденье грома и воды.

Беря начало у горы, Он шел, перекосив пространства, Рос и свое непостоянство, Перечеркнув стволы деревьям, Нес над плетнями во дворы.

Он шел, касаясь тополей, На земли предъявляя право, И перед ним ложились травы, И люди отворяли окна. И люди говорили: «Ливень — Необходимый для полей!»

Он шел, качаясь, Перед ним Бежали пыльные дороги, Вставали ведра на пороге, Хозяйка выносила фикус, В пыли казавшийся седым.

Рожденный под косым углом, Он шел как будто в наступленье На мир, На каждое селенье, И каждое его движенье Сопровождал весомый гром.

Давила плотность облаков, Дымились теплые болота, Полями проходила рота, И за спиной красноармейцев Вода стекала со штыков.

Он шел на пастбища, и тут Он вдруг иссяк, и стало слышно, Как с тополей сперва на крыши Созревшие слетают капли, Просвечивая на лету.

И ливня не вернуть назад, И снова на заборах птицы, И только в небе над станицей На фюзеляже самолета Еще не высохла гроза.

***

Самуил Маршак — Апрельский дождь прошел впервые

Апрельский дождь прошел впервые, Но ветер облака унес, Оставив капли огневые На голых веточках берез.

Еще весною не одета В наряд из молодой листвы, Березка капельками света Сверкала с ног до головы.

***

Михаил Лермонтов — Вечер после дождя

Гляжу в окно: уж гаснет небосклон, Прощальный луч на вышине колонн, На куполах, на трубах и крестах Блестит, горит в обманутых очах; И мрачных туч огнистые края Рисуются на небе как змея, И ветерок, по саду пробежав, Волнует стебли омоченных трав… Один меж них приметил я цветок, Как будто перл, покинувший восток, На нем вода блистаючи дрожит, Главу свою склонивши, он стоит, Как девушка в печали роковой: Душа убита, радость над душой; Хоть слезы льет из пламенных очей, Но помнит всё о красоте своей.

9 стр., 4222 слов

По картине А.М. Герасимова “После дождя”

... Сочинение-описание по картине «После дождя» (мокрая терраса) , Вариант 1 После дождя Глядя на картину Герасимова «После дождя», чувствуется запах свежего летнего ливня, слышатся удары капель ... после дождя. Изображение вызывает светлые и радостные чувства. Хочется вдохнуть свежесть после дождя, поднести ладони к влажным веткам сирени, роняющим капли ... после проливного дождя. Перила будто ... Вариант 3 Гроза ...

***

Эдуард Асадов — Под дождем

Солнце и гром отчаянный! Ливень творит такое, Что, того и гляди, нечаянно Всю улицу напрочь смоет!

Кто издали отгадает: То ли идут машины, То ли, фырча, ныряют Сказочные дельфины?

В шуме воды под крыши Спряталось все живое. Лишь в скверике, где афиши, Стоят неподвижно двое.

Сверху потоки льются, Грозя затопить всю улицу. А двое вовсю смеются И, больше того, целуются!

Шофер придержал машину И, сделав глаза большие, Чуть приоткрыл кабину: — Вы что,- говорит,- дурные?

Те, мокрые, но смешливые, Только заулыбались. — Нет,- говорят,- счастливые! — И снова поцеловались.

***

Александр Блок — На улице дождик и слякоть

На улице — дождик и слякоть, Не знаешь, о чем горевать. И скучно, и хочется плакать, И некуда силы девать.

Глухая тоска без причины И дум неотвязный угар. Давай-ка, наколем лучины, Раздуем себе самовар!

Авось, хоть за чайным похмельем Ворчливые речи мои Затеплят случайным весельем Сонливые очи твои.

За верность старинному чину! За то, чтобы жить не спеша! Авось, и распарит кручину Хлебнувшая чаю душа!

***

Осип Мандельштам — Московский дождик

Он подаёт куда как скупо Свой воробьиный холодок — Немного нам, немного купам, Немного вишням на лоток.

И в темноте растёт кипенье — Чаинок лёгкая возня, Как бы воздушный муравейник Пирует в тёмных зеленях.

Из свежих капель виноградник Зашевелился в мураве: Как будто холода рассадник Открылся в лапчатой Москве!

***

Дмитрий Степанов — Дождь

Застелили тучи небо Вдалеке грохочет гром. Эх, успеть до дому мне бы, Чтоб не мокнуть под дождем.

Только попросил у Бога Я отсрочки час другой, Как с небес воды потоки Тут же хлынули рекой…

Льются струи водяные Отмывают белый свет Под раскаты громовые, От угара смутных лет.

Ливень плотной пеленою Перепутал явь и сон. И казалось, что со мною, Говорит сквозь воду Он.

Капли пели словно лиры По нательному кресту. И я чувствовал, как с миром Обретаю чистоту…

***

Белла Ахмадулина — Шел дождь

Шел дождь-это чья-то простая душа пеклась о платане, чернеющем сухо. Я знал о дожде. Но чрезмерность дождя была впечатленьем не тела, а слуха.

Не помнило тело про сырость одежд, но слух оценил этой влаги избыток. Как громко! Как звонко! Как долго! О, где ж спасенье от капель, о землю разбитых!

Я видел: процессии горестный горб влачится, и струи небесные льются, и в сумерках скромных сверкающий гроб взошел, как огромная черная люстра.

Быть может, затем малый шорох земной казался мне грубым и острым предметом, что тот, кто терпел его вместе со мной, теперь не умел мне способствовать в этом.

Не знаю, кто был он, кого он любил, но как же в награду за сходство, за странность, что жил он, со мною дыханье делил, не умер я — с ним разделить бездыханность!

И я не покаран был, а покорен той малостью, что мимолетна на свете. Есть в плаче над горем чужих похорон слеза о родимости собственной смерти.

Бессмертья желала душа и лгала, хитросплетенья дождя расплетала, и капли, созревшие в колокола, раскачивались и срывались с платана.

***

Роберт Рождественский — Письмо про дождь

Идут обыденные дожди, по собственным лужам скользя. Как будто они поклялись идти,- а клятву нарушить нельзя… Даже смешно — ничего не ждешь. Никакого чуда не ждешь. Засыпаешь — дождь. Просыпаешься — дождь. Выходишь на улицу — дождь. И видишь только пустую мглу, город видишь пустой. Газировщица скрючилась на углу — упорно торгует водой. А воды вокруг! — Столько воды, просто некуда разливать. Это все равно, что идти торговать солнцем — там, где сейчас ты!.. Послушай, а может быть, и у вас такая же чехарда? У подъезда в глине «газик» увяз, на балконе слоем — вода… Если так — значит, в мире какая-то ложь! Так не должно быть! Нет! Потому что нужно: если мне — дождь, то тебе — солнечный свет. Как дочка, солнечный! Как слюда! Как трескучая пляска огня! У тебя не должно быть дождей никогда. Пусть они идут у меня… А они идут — слепые дожди. Ни деревьев нет, ни травы…

4 стр., 1709 слов

А. М. Герасимов «После дождя» описание картины

... воды обычно измеряется в миллиметрах: один миллиметр слоя воды равен одному килограмму капель дождя, выпавшем на одном квадратном метре (показатель интенсивности осадков обычно колеблется от 1,25 ... нужной массы, дающей им возможность преодолеть сопротивление воздуха и пролить на землю капли дождя. Почему дует ветер?106484.361 Если водяные частички находятся в облаках, внутри которых температура ...

Пожалуйста, это письмо порви. И меня за него прости. А впрочем, дело совсем не в нем. Просто, трудно терпеть. Море гудит за моим окном, как поезд, идущий к тебе.

***

Алексей Толстой — Дождя отшумевшего капли

Дождя отшумевшего капли Тихонько по листьям текли, Тихонько шептались деревья, Кукушка кричала вдали.

Луна на меня из-за тучи Смотрела, как будто в слезах; Сидел я под кленом и думал, И думал о прежних годах.

Не знаю, была ли в те годы Душа непорочна моя? Но многому б я не поверил, Не сделал бы многого я.

Теперь же мне стали понятны Обман, и коварство, и зло, И многие светлые мысли Одну за другой унесло.

Так думал о днях я минувших, О днях, когда был я добрей; А в листьях высокого клёна Сидел надо мной соловей,

И пел он так нежно и страстно, Как будто хотел он сказать: «Утешься, не сетуй напрасно — То время вернется опять!»

***

Арсений Тарковский — Ночной дождь

То были капли дождевые, Летящие из света в тень. По воле случая впервые Мы встретились в ненастный день.

И только радуги в тумане Вокруг неярких фонарей Поведали тебе заране О близости любви моей,

О том, что лето миновало, Что жизнь тревожна и светла, И как ты ни жила, но мало, Так мало на земле жила.

Как слёзы, капли дождевые Светились на лице твоём, А я ещё не знал, какие Безумства мы переживём.

Я голос твой далёкий слышу, Друг другу нам нельзя помочь, И дождь всю ночь стучит о крышу, Как и тогда стучал всю ночь.

***

Татьяна Ровицкая — Слепой дождь

Дожди бывают разные, как люди. Тот сильный, потому так и гремит, Тот слабый и задумчивый, тот грубый Сбивает ветки, яростно шумит. Тот, ничему не веря, равнодушен, Весь день, как заведенный, моросит. Тот ветру налетевшему послушен, То вдруг зашепчет, то вдруг замолчит.

А я всегда люблю дожди слепые, Их синие весенние глаза, Их капли, словно струны золотые. Их облаков цветные паруса.

Пусть все не так, как надо, обернется И я спрошу, а кто-то промолчит. Мой дождь слепой когда-нибудь вернется И радостно по окнам застучит!

***

Вадим Шефнер — Весенний дождь

Дождя серебряные молоточки Весеннюю выстукивают землю, Как миллион веселых докторов.

И мир им отвечают: «Я здоров!»

***

Николай Тихонов — Дождь

Работал дождь. Он стены сек, Как сосны с пылу дровосек, Сквозь меховую тишину, Сквозь простоту уснувших рек На город гнал весну.

14 стр., 6542 слов

Сочинение летний дождь

... как брат главной героини. Его образ необходим для понимания и всестороннего рассмотрения Сочинение на тему Летняя ночь 4 классЛето – это отличное время года. Летом очень тепло, нет необходимости надевать ... не предоставили нам спасения в такой ситуации. Дождь был настолько сильным, что пробивался сквозь любые листья и своими холодными каплями покрывал наши тела. В то время нас ...

Свисал и падал он точней, Чем шаг под барабан, Ворча ночною воркотней, Светясь на стеклах, в желобах, Прохладных капель беготней.

Он вымыл крыши, как полы, И в каждой свежесть занозил, Тут огляделся — мир дремал, Был город сделан мастерски: Утесы впаяны в дома.

Пространства поворот Блестел бескрайнею дугой. Земля, как с Ноя, как сначала, Лежала спящей мастерской, Турбиной, вдвинутой в молчанье.

***

Владимир Солоухин — Дождь в степи

С жадностью всосаны В травы и злаки Последние капельки Почвенной влаги.

Полдень за полднем Проходят над степью, А влаге тянуться В горячие стебли.

Ветер за ветром Туч не приносят, А ей не добраться До тощих колосьев.

Горячее солнце Палит все упорней, В горячей пыли Задыхаются корни.

Сохнут поля, Стонут поля, Ливнями бредит Сухая земля.

Я проходил Этой выжженной степью, Трогал руками Бескровные стебли.

И были колючие Листья растений Рады моей Кратковременной тени.

О, если б дождем Мне пролиться на жито, Я жизнь не считал бы Бесцельно прожитой!

Дождем отсверкать Благодатным и плавным — Я гибель такую Не счел бы бесславной!

Но стали бы плотью И кровью моей Тяжелые зерна Пшеничных полей!

А ночью однажды Сквозь сон я услышу: Тяжелые капли Ударили в крышу.

О нет, то не капли Стучатся упорно, То бьют о железо Спелые зерна.

И мне в эту ночь До утра будут сниться Зерна пшеницы… Зерна пшеницы…

***

Владимир Солоухин — Звездные дожди

Бездонна глубь небес над нами. Постой пред нею, подожди… Над августовскими хлебами Сверкают звездные дожди.

Не зная правильной орбиты, Вразброд, поодиночке, зря Летят из тьмы метеориты И круто падают, горя.

Куски тяжелого металла, Откуда их приносит к нам? Какая сила разметала Их по космическим углам?

На островок земли туманный, Где мирно пашутся поля, Не так ли бездна океана Выносит щепки корабля?

А вдруг уже была планета Земле-красавице под стать, Где и закаты, и рассветы, И трав душистых благодать?

И те же войны и солдаты. И те же коршуны во мгле, И, наконец, разбужен атом, Как он разбужен на земле?

Им надо б все обдумать трезво, А не играть со смертью зря. Летят из тьмы куски железа И круто падают, горя.

То нам примером быть могло бы, Чтобы, подхваченный волной, Как голубой стеклянный глобус, Не раскололся шар земной.

Погаснет солнце на рассвете, И нет просвета впереди… А на какой-нибудь планете Начнутся звездные дожди.

***

Владимир Солоухин — Наверное, дождик прийти помешал

Наверное, дождик прийти помешал. А я у пустого сквера Тебя до двенадцати ночи ждал И ждал терпеливо в первом. Я все оправданий тебе искал: «Вот если бы дождик не был!» И если была какая тоска — Тоска по чистому небу.

Сегодня тебе никто не мешал. А я у того же сквера Опять до двенадцати ночи ждал, Но с горечью понял в первом: Теперь оправданий нельзя искать — И звезды и небо чисто. И если крепка по тебе тоска, Тоска по дождю — неистова!

***

Владимир Солоухин — Не прячьтесь от дождя

Не прячьтесь от дождя! Вам что, рубашка Дороже, что ли, свежести земной? В рубашке вас схоронят. Належитесь. А вот такого ярого сверканья Прохладных струй, что льются с неба (с неба!), Прозрачных струй, в себе дробящих солнце, И пыль с травы смывающих, И листья Полощущих направо и налево, Их вам увидеть будет не дано.

3 стр., 1082 слов

На английском языке Место, где я живу/ The Place Where I Live ...

... домики вдоль улиц. А главное, что здесь живут близкие и родные мне люди. Сочинение 2 У каждого человека есть свое родное место. ... все больше разрастается и благоустраивается, и если меня спросят, где я хочу жить, то с уверенностью отвечу, только в своем городе. Всегда ... и разрушенная больница, в которой как многие говорят живут призраки, а по ночам можно услышать вблизи ее, стоны и крики. Мой ...

Смотреть на дождь? Какая ерунда! Сто раз я видел море на картинах, А толку ни на грош. Где запах моря? Где бархатная ласковость его? Где мощь его, когда волну прибоя, Сто тысяч тонн дрожащей синевы, Она поднимет кверху, как в ладонях, И понесет, И выплеснет на берег, И с ног сшибет, и в пене погребет… Где соль его?

Итак, долой картины! Долой На дождь гляденье из окна! Жить надо всем. Глазами жить — убого. Жить надо кожей, ртом, и нервом каждым, И каждой клеткой, что пока жива, Пока способна слышать влагу моря.

Жить надо всем. Уже дождя мне мало. Я в сад бегу, и тонкие деревья — Рябину, Вишенье, Цветущую сирень — Стряхаю на себя, усиливая дождь.

Деревьев мало мне! Пульсируя упруго, То льющаяся в звонкое ведерко, То ветром относимая капель Мне рушится на голову и плечи. Капель, даешь капель! Она мне заливает Глаза, и нос, и рот, Глаза, и нос, и рот…

Но сквозь капель я все-таки хватаю, Вдыхаю, как могу лишь, глубоко Дождем промытый, пахнущий сиренью И чуточку железом ржавой крыши (Ведь все же с крыши падает капель) Большой Земного воздуха глоток.

***

Юрий Визбор — Осенние дожди

Видно, нечего нам больше скрывать, Всё нам вспомнится на Страшном суде. Эта ночь легла, как тот перевал, За которым — исполненье надежд. Видно, прожитое — прожито зря, Но не в этом, понимаешь ли, соль. Видишь, падают дожди октября, Видишь, старый дом стоит средь лесов.

Мы затопим в доме печь, в доме печь, Мы гитару позовём со стены, Всё, что было, мы не будем беречь, Ведь за нами все мосты сожжены, Все мосты, все перекрёстки дорог, Все прошёптанные клятвы в ночи. Каждый предал всё, что мог, всё, что мог, — Мы немножечко о том помолчим.

И слуга войдёт с оплывшей свечой, Стукнет ставня на ветру, на ветру. О, как я тебя люблю горячо — Это годы не сотрут, не сотрут. Всех друзей мы позовём, позовём, Мы набьём картошкой старый рюкзак. Спросят люди: «Что за шум, что за гром?» Мы ответим: «Просто так, просто так!».

Просто нечего нам больше скрывать, Всё нам вспомнится на Страшном суде. Эта ночь легла, как тот перевал, За которым — исполненье надежд. Видно, прожитое — прожито зря, Но не в этом, понимаешь ли, соль. Видишь, падают дожди октября, Видишь, старый дом стоит средь лесов.

***

Александр Галич — Шел дождь, скрипело мироздание

Шёл дождь, скрипело мироздание, В дожде светало на Руси, Но ровно в семь — без опоздания — За ним приехало такси.

И он в сердцах подумал: «Вымокну!» — И усмехнулся, и достал Блокнот, чтоб снова сделать вымарку, И тот блокнот перелистал.

О, номера поминовения Друзей и близких — А да Я! О, номеров исчезновение, Его печаль — от А до Я:

От А трусливого молчания До Я лукавой похвалы, И от надежды до отчаянья, И от Ачана до Яйлы.

Здесь всё, что им навек просрочено, Здесь номера — как имена, И Знак Почёта — как пощёчина, И Шестидневная война.

И облизнул он губы синие, И сел он, наконец, в такси… Давно вперёд по красной линии Промчались пасынки тоски.

Им не нужна его отметина — Он им и так давно знаком, — В аэропорте «Шереметьево» Он — как в Бутырках под замком.

От контражура заоконного Ещё темней, чем от стыда. Его случайная знакомая Прошла наверх и — в никуда.

5 стр., 2009 слов

Многообразие крестьянских типов в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо

... И за то тебе вечно маяться! Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» тем и замечательна, что показывает реальную жизнь — многообразие крестьянских типов, два пути «средь мира дольного». И рядом с «дорогой ... — и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям А все вином кончается. Яким Нагой стоит в самом начале пути, ведущего к осознанию собственного достоинства, своей ...

Ведь погорельцем на пожарище, Для всех чужой, и всем ничей, Стоял последний провожающий В кругу безсменных стукачей.

***

Евгений Евтушенко — Дорога в дождь

Дорога в дождь — она не сладость. Дорога в дождь — она беда. И надо же — какая слякоть, какая долгая вода!

Все затемненно — поле, струи, и мост, и силуэт креста, и мокрое мерцанье сбруи, и всплески белые хвоста.

Еще недавно в чьем-то доме, куда под праздник занесло, я мандариновые дольки глотал непризнанно и зло.

Все оставляло злым, голодным — хозяйка пышная в песце и споры о романе модном и о приехавшем певце.

А нынче — поле с мокрой рожью, дорога, дед в дождевике, и тяжелы сырые вожжи в его медлительной руке.

Ему б в тепло, и дела мало! Ему бы водки да пивца! Не знает этого романа, не слышал этого певца.

Промокла кляча, одурела. Тоскливо хлюпают следы. Зевает возчик. Надоело дождь вытряхать из бороды.

***

Михаил Дудин — Всю ночь шел дождь

Всю ночь шел дождь. В сверканье белых молний Он бился в стекла, брызгами пыля. И, запахом всю комнату заполнив, Отряхивали крылья тополя.

А ты спала, как сказочная птица, Прозрачная и легкая, как пух. Какие сны могли тебе присниться, Какие песни радовали слух?

Был сладок сон. И были, словно листья, Закрыты полукружия ресниц. Но утро шло все в щебете и свисте, Все в щелканье невыдуманных птиц.

Казалось, мир в том щебете затонет, Его затопит этот звонкий гам. И мне хотелось взять тебя в ладони И, словно птицу, поднести к губам.

***

Белла Ахмадулина — Дождь в лицо и ключицы

Дождь в лицо и ключицы, и над мачтами гром. Ты со мной приключился, словно шторм с кораблем.

То ли будет, другое… Я и знать не хочу — разобьюсь ли о горе, или в счастье влечу.

Мне и страшно, и весело, как тому кораблю…

Не жалею, что встретила. Не боюсь, что люблю.

***

Белла Ахмадулина — Сказка о дожде

1

Со мной с утра не расставался Дождь. — О, отвяжись! — я говорила грубо. Он отступал, но преданно и грустно вновь шел за мной, как маленькая дочь.

Дождь, как крыло, прирос к моей спине. Его корила я: — Стыдись, негодник! К тебе в слезах взывает огородник! Иди к цветам! Что ты нашел во мне?

Меж тем вокруг стоял суровый зной. Дождь был со мной, забыв про все на свете. Вокруг меня приплясывали дети, как около машины поливной.

Я, с хитростью в душе, вошла в кафе. Я спряталась за стол, укрытый нишей. Дождь за окном пристроился, как нищий, и сквозь стекло желал пройти ко мне.

Я вышла. И была моя щека наказана пощечиною влаги, но тут же Дождь, в печали и отваге, омыл мне губы запахом щенка.

Я думаю, что вид мой стал смешон. Сырым платком я шею обвязала. Дождь на моем плече, как обезьяна, сидел. И город этим был смущен.

Обрадованный слабостью моей, он детским пальцем щекотал мне ухо. Сгущалась засуха. Все было сухо. И только я промокла до костей.

2

Но я была в тот дом приглашена, где строго ждали моего привета, где над янтарным озером паркета всходила люстры чистая луна.

Я думала: что делать мне с Дождем? Ведь он со мной расстаться не захочет. Он наследит там. Он ковры замочит. Да с ним меня вообще не пустят в дом.

Я строго объяснила: — Доброта во мне сильна, но все ж не безгранична. Тебе ходить со мною неприлично. — Дождь на меня смотрел, как сирота.

  • Ну, черт с тобой, — решила я, — иди! Какой любовью на меня ты пролит? Ах, этот странный климат, будь он проклят! — Прощенный Дождь запрыгал впереди.

3

Хозяин дома оказал мне честь, которой я не стоила. Однако, промокшая всей шкурой, как ондатра, я у дверей звонила ровно в шесть.

Дождь, притаившись за моей спиной, дышал в затылок жалко и щекотно. Шаги — глазок — молчание — щеколда. Я извинилась: — Этот Дождь со мной.

Позвольте, он побудет на крыльце? Он слишком влажный, слишком удлиненный для комнат. — Вот как? — молвил удивленный хозяин, изменившийся в лице.

4

Признаться, я любила этот дом. В нем свой балет всегда вершила легкость. О, здесь углы не ушибают локоть, здесь палец не порежется ножом.

Любила все: как медленно хрустят шелка хозяйки, затененной шарфом, и, более всего, плененный шкафом — мою царевну спящую — хрусталь.

Тот, в семь румянцев розовевший спектр, в гробу стеклянном, мертвый и прелестный. Но я очнулась. Ритуал приветствий, как опера, станцован был и спет.

5

Хозяйка дома, честно говоря, меня бы не любила непременно, но робость поступить несовременно чуть-чуть мешала ей, что было зря.

  • Как поживаете? (О блеск грозы, смиренный в тонком горлышке гордячки!) -Благодарю, — сказала я, — в горячке я провалялась, как свинья в грязи.

(Со мной творилось что-то в этот раз. Ведь я хотела, поклонившись слабо, сказать: — Живу хоть суетно, но славно, тем более, что снова вижу вас.)

Она произнесла: — Я вас браню. Помилуйте, такая одаренность! Сквозь дождь! И расстоянья отдаленность! — Вскричали все: — К огню ее, к огню!

  • Когда-нибудь, во времени другом, на площади, средь музыки и брани, мы б свидеться могли при барабане, вскричали б вы: — В огонь ее, в огонь!

За все! За дождь! За после! За тогда! За чернокнижье двух зрачков чернейших, за звуки, с губ, как косточки черешни, летящие без всякого труда!

Привет тебе! Нацель в меня прыжок. Огонь, мой брат, мой пес многоязыкий! Лижи мне руки в нежности великой! Ты — тоже Дождь! Как влажен твой ожог!

  • Ваш несколько причудлив монолог, — проговорил хозяин уязвленный. — Но, впрочем, слава поросли зеленой! Есть прелесть в поколенье молодом.
  • Не слушайте меня! Ведь я в бреду! — просила я.

— Все это Дождь наделал. Он целый день меня казнил, как демон. Да, это Дождь вовлек меня в беду.

И вдруг я увидала — там, в окне, мой верный Дождь один стоял и плакал. В моих глазах двумя слезами плавал лишь след его, оставшийся во мне.

6

Одна из гостий, протянув бокал, туманная, как голубь над карнизом, спросила с неприязнью и капризом: — Скажите, правда, что ваш муж богат?

  • Богат ли он? Не знаю. Не вполне. Но он богат. Ему легка работа. Хотите знать один секрет? — Есть что-то неизлечимо нищее во мне.

Его я научила колдовству — во мне была такая откровенность- он разом обратит любую ценность в круг на воде, в зверька или траву.

Я докажу вам! Дайте мне кольцо. Спасем звезду из тесноты колечка! — Она кольца мне не дала, конечно, в недоуменье отстранив лицо.

  • И, знаете, еще одна деталь- меня влечет подохнуть под забором. (Язык мой так и воспалялся вздором. О, это Дождь твердил мне свой диктант.)

7

Все, Дождь, тебе припомнится потом! Другая гостья, голосом глубоким, осведомилась: — Одаренных богом кто одаряет? И каким путем?

Как погремушкой, мной гремел озноб: -Приходит бог, преласков и превесел, немножко старомоден, как профессор, и милостью ваш осеняет лоб.

А далее — летите вверх и вниз, в кровь разбивая локти и коленки о снег, о воздух, об углы Кваренги, о простыни гостиницей больниц.

Василия Блаженного, в зубцах, тот острый купол помните? Представьте — всей кожей об него!

  • Да вы присядьте! — она меня одернула в сердцах.

8

Тем временем, для радости гостей, творилось что-то новое, родное: в гостиную впускали кружевное, серебряное облако детей.

Хозяюшка, прости меня, я зла! Я все лгала, я поступала дурно! В тебе, как на губах у стеклодува, явился выдох чистого стекла.

Душой твоей насыщенный сосуд, дитя твое, отлитое так нежно! Как точен контур, обводящий нечто! О том не знала я, не обессудь.

Хозяюшка, звериный гений твой в отчаянье вселенном и всенощном над детищем твоим, о, над сыночком великой поникает головой.

Дождь мои губы звал к ее руке. Я плакала: — Прости меня! Прости же! Глаза твои премудры и пречисты!

9

Тут хор детей возник невдалеке: Наш номер был объявлен. Уста младенцев. Жуть. Мы — яблочки от яблонь. Вот наша месть и суть.

Вниманье! Детский лепет. Мы вас не подведем. Не зря великолепен камин, согревший дом.

В лопатках — холод милый и острия двух крыл. Нам кожу алюминий, как изморозь, покрыл.

Чтоб было жить не скучно, нас трогает порой искусствочко, искусство, ребеночек чужой.

Дождливость есть оплошность пустых небес. Ура! О пошлость, ты не подлость, ты лишь уют ума.

От боли и от гнева ты нас спасешь потом. Целуем, королева, твой бархатный подол!

10

Лень, как болезнь, во мне смыкала круг. Мое плечо вело чужую руку. Я, как птенца, в ладони грела рюмку. Попискивал ее открытый клюв.

Хозяюшка, вы ощущали груда, над мальчиком, заснувшим спозаранку, в уста его, в ту алчущую ранку, отравленную проливая грудь?

Вдруг в нем, как в перламутровом яйце, спала пружина музыки согбенной? Как радуга — в бутоне краски белой? Как тайный мускул красоты — в лице?

Как в Сашеньке — непробужденный Блок? Медведица, вы для какой забавы в детеныше влюбленными зубами выщелкивали бога, словно блох?

11

Хозяйка налила мне коньяка: — Вас лихорадит. Грейтесь у камина. — Прощай, мой Дождь! Как весело, как мило принять мороз на кончик языка!

Как крепко пахнет розой от вина! Вино, лишь ты ни в чем не виновато. Во мне расщеплен атом винограда, во мне горит двух разных роз война.

Вино мое, я твой заблудший князь, привязанный к двум деревам склоненным. Разъединяй! Не бойся же! Со звоном меня со мной пусть разлучает казнь!

Я делаюсь все больше, все добрей! Смотрите — я уже добра, как клоун, вам в ноги опрокинутый поклоном! Уж тесно мне средь окон и дверей!

О господи, какая доброта! Скорей! Жалеть до слез! Пасть на колени! Я вас люблю! Застенчивость калеки бледнит мне щеки и кривит уста.

Что сделать мне для вас хотя бы раз? Обидьте! Не жалейте, обижая! Вот кожа моя — голая, большая: как холст для красок, чист простор для ран!

Я вас люблю без меры и стыда! Как небеса, круглы мои объятья. Мы из одной купели. Все мы братья. Мой мальчик, Дождь! Скорей иди сюда!

12

Прошел по спинам быстрый холодок. В тиши раздался страшный крик хозяйки. И ржавые, оранжевые знаки вдруг выплыли на белый потолок.

И — хлынул Дождь! Его ловили в таз. В него впивались веники и щетки. Он вырывался. Он летел на щеки, прозрачной слепотой вставал у глаз.

Отплясывал нечаянный канкан. Звенел, играя с хрусталем воскресшим. Дом над Дождем уж замыкал свой скрежет, как мышцы обрывающий капкан.

Дождь с выраженьем ласки и тоски, паркет марая, полз ко мне на брюхе. В него мужчины, поднимая брюки, примерившись, вбивали каблуки.

Его скрутили тряпкой половой и выжимали, брезгуя, в уборной. Гортанью, вдруг охрипшей и убогой, кричала я: -Не трогайте! Он мой!

Он был живой, как зверь или дитя. О, вашим детям жить в беде и муке! Слепые, тайн не знающие руки зачем вы окунули в кровь Дождя?

Хозяин дома прошептал: — Учти, еще ответишь ты за эту встречу! — Я засмеялась: — Знаю, что отвечу. Вы безобразны. Дайте мне пройти.

13

Пугал прохожих вид моей беды. Я говорила: — Ничего. Оставьте. Пройдет и это. — На сухом асфальте я целовала пятнышко воды.

Земли перекалялась нагота, и горизонт вкруг города был розов. Повергнутое в страх Бюро прогнозов осадков не сулило никогда.

Жанр

Это пейзажная лирика в чистом виде, когда все три строфы посвящены только теме природы – тому, как яркость солнечного весеннего дня сменяется дождем. Этот любимый Фетом жанр удавался ему лучше всего. Эта поэтическая зарисовка показывает, как тонко поэт мог видеть прекрасное в самых обыденных вещах.

Четырехстопный ямб использован для ее создания с умыслом – этот стихотворный размер помогает автору передать радостное настроение. Перекрестная рифма придает звучанию поэтических строк необходимую плавность.

Жанр, направление и размер

Произведение можно отнести к жанру пейзажной лирики. В нём Афанасий Фет показывает своё мастерство. Он замечает мельчайшие изменения в природе и вдохновляется ими. Увиденное автор выражает с помощью поэтического слова. Он даёт читателю увидеть тот самый пейзаж и прочувствовать красоту природы перед весенним дождём.

Стихотворение является частью направления «чистая лирика»

Стихотворный размер — четырёхстопный ямб с пиррихием, используется перекрёстная рифмовка. Благодаря такому приём Фет придаёт произведению плавность, чтобы прочувствовать атмосферу надвигающегося явления природы.

Средства выразительности

Фет использует простые синтаксические конструкции, и средства выразительности также не отличаются сложностью. Это ярко выделяет произведение в ряду пейзажных зарисовок. Итак, поэт использует:

  • Эпитеты – “золотая пыль”, “душистый мед”.
  • Метафоры – “солнце блещет”, “качаясь, движется завеса”, “что-то подошло и барабанит”.
  • Олицетворение – “воробей купается”, “опушка стоит”.

При этом художественные средства играют скорее вспомогательную роль. Главная отведена глаголам, которые делают повествование динамичным, показываю движение, так что читатель как будто видит нарисованные перед его мысленным взором картинки.

Особую роль в произведении играют наречия. Их всего два, но они очень значимы, ведь “еще” указывает на то, что читатель видит – это временное явления, а “уж” говорит о том, что дождь совсем рядом.

Наконец, благодаря ассонансу и аллитерации поэт передает эмоциональное настроение наблюдателя, показывает, что лирический герой умиротворен и доволен, он ощущает полноту и радость существования.