Конспект литературы в 8 классе по басне И.А.Крылова «Обоз»

Сочинение

С горшками шел Обоз, И надобно с крутой горы спускаться. Вот, на горе других оставя дожидаться, Хозяин стал сводить легонько первый воз. Конь добрый на крестце почти его понес, Катиться возу не давая; А лошадь сверху, молодая, Ругает бедного коня за каждый шаг: «Ай, конь хваленый, то-то диво! Смотрите: лепится, как рак; Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво! Смелее! Вот толчок опять. А тут бы влево лишь принять. Какой осел! Добро бы было в гору Или в ночную пору,- А то и под гору, и днем! Смотреть, так выйдешь из терпенья! Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья! Гляди-тко нас, как мы махнем! Не бойсь, минуты не потратим, И возик свой мы не свезем, а скатим!» Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь, Тронулася лошадка с возом в путь; Но, только под гору она перевалилась, Воз начал напирать, телега раскатилась; Коня толкает взад, коня кидает вбок; Пустился конь со всех четырех ног На славу; По камням, рытвинам пошли толчки, Скачки, Левей, левей, и с возом — бух в канаву! Прощай, хозяйские горшки!

А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже.

Ответ

Мораль басни И.А. Крылова частично выражена в эпи­логе и заключается в том, что многие люди часто предлагают поспешные и непродуманные решения, не вникнув должным образом в ситуацию. Когда же они сами оказываются перед необходимостью решать сходные задачи, попытка реализовать свои беспредметные амбиции приводит к катастрофе. Прежде чем давать советы, надо сначала увидеть проблему изнутри, а не пытаться найти решение наскоком.

В жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, сходными с той, что описана в басне. Например, часто болельщики ругают спортсменов, совершающих какие-то ошибки, и, сидя на трибунах или перед телевизором, дают им разнообразные советы. Но понятно, что, выпусти их на поле, — у них совсем ничего не получится. Басня учит вдумчивости, умению правильно оценить свои си­лы и распределить их, а также предостерегает от поспешных советов.

В качестве примера можно привести такую историю.

Раньше у нас на лестничной клетке был сосед, которого звали Стёпа. Он был мой ровесник. и когда мы гуляли во дво­ре, он часто играл вместе со всеми. Он был совершенно беза­лаберным хвастуном и терпеть не мог, если кто-либо из ребят рассказывал о каких-то своих успехах. Говорили про Диму. который вместе с отцом ездил в горы на Тянь-Шань, — так Стёпа кривился и обязательно влезал. «Легко!» — это было его любимое словечко. Упомянула Светка о том, как сложно ухаживать за цветами, — Стёпа ухмылялся: «Подумаешь!» Решал Гена, который до прошлого года учился в математиче­ской школе, сложные задачки для старшеклассников, Стёпа продолжал презрительно щуриться. Сам он при этом никуда не ходил, ни во что толком играть не умел, да и учился так се­бе. Однако советы раздавал направо и налево, считая себя са­мым знающим человеком. И вот однажды к Генке пришёл один парень из его школы, но того дома не было, а парень очень торопился. Он был Генкин одноклассник, и учительни­ца по математике его не любила и постоянно спрашивала, хотя он совсем не любил математику, а хорошо знал историю и географию. Кроме этого, он уже несколько лет занимался ка­рате. Так вот, во дворе сидел один Стёпа. Они как-то переки­нулись словечком, и Стёпа в своей манере объяснил.

10 стр., 4579 слов

Жизнь матрены в рассказе “матренин двор” солженицына в цитатах: история матрены

... из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад – просто в Россию”. Матрена Васильевна – одинокая, потерявшая на фронте мужа, похоронившая шестерых детей женщина. Жила она одна ... Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку”. Солженицын стремится предупредить читателя, что праведность уходит из жизни, ... бывшего суженого. История любви, рассказанная Матреной, не оставляет ...

что Ген­ка — это ерунда и он эту математику знает не хуже. Надо сказать, что Стёпа учится на класс старше, и Генкин одно­классник попросил его помочь. «Легко» — самоуверенно со­гласился тот. Оказалось, конечно. все совсем не легко. Но не мог же Степан признаться в этом! «Тут и делать-то нечего!» — ­заявил он, посмотрев на задание. И стал с ходу вписывать решение. Генкин товарищ подвоха не учуял, о чём сильно пожа­лел, потому что в школе сам вызвался к доске изобразить пра­вильное решение домашнего задания, надеясь заработать хо­рошую оценку. Получил он в результате единицу и запись в дневнике, приглашающую в школу родителей в связи с изде­вательским поведением их отпрыска. Учительница-то подума­ла, что ей решили отомстить и сорвать урок такой непотреб­ной глупостью. Был скандал. Как и учительница, Генкин одноклассник был оскорблён в лучших чувствах. Был он па­рень решительный, да ещё к тому же и каратист. Степану пришлось заплатить за всё сполна: Невольно вспомнишь бас­ни Ивана Андреевича Крылова, который писал почти двести лет назад:

  • Как в людях многие имеют слабость ту же: Всё кажется в другом ошибкой нам; А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже.

С горшками шел Обоз, И надобно с крутой горы спускаться. Вот, на горе других оставя дожидаться, Хозяин стал сводить легонько первый воз. Конь добрый на крестце почти его понес, Катиться возу не давая; А лошадь сверху, молодая, Ругает бедного коня за каждый шаг: «Ай, конь хваленый, то-то диво! Смотрите: лепится, как рак; Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво! Смелее! Вот толчок опять. А тут бы влево лишь принять. Какой осел! Добро бы было в гору Или в ночную пору,- А то и под гору, и днем! Смотреть, так выйдешь из терпенья! Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья! Гляди-тко нас, как мы махнем! Не бойсь, минуты не потратим, И возик свой мы не свезем, а скатим!» Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь, Тронулася лошадка с возом в путь; Но, только под гору она перевалилась, Воз начал напирать, телега раскатилась; Коня толкает взад, коня кидает вбок; Пустился конь со всех четырех ног На славу; По камням, рытвинам пошли толчки, Скачки, Левей, левей, и с возом — бух в канаву! Прощай, хозяйские горшки!

Как в людях многие имеют слабость ту же: Всё кажется в другом ошибкой нам; А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже.

8 стр., 3667 слов

Анализ и мораль басни ларчик крылова 6 класс

... мораль басни. 10.Еще одна мораль басни Крылова Ларчик — единственно верного решения не имеет ни одна проблема, каждое дело требует особенного подхода. Басня Ларчик — анализ «Ларчик» — это знаковое для великого баснописца произведение. Анализ басни Крылова Ларчик ... одного столика. Неудивительно, — сказала она, проведя пальцами по тончайшей фанеровке. — Па, это настоящее произведение искусства. ...

Басня Обоз — анализ

Мораль басни Крылова «Обоз» можно выразить знакомой всем нам поговоркой: «у других в глазу видишь соломинку, у себя и бревна не заметишь». С критиками, которые готовы оспорить любое действие окружающих, мы сталкиваемся, чуть ли не ежедневно, но мудрый человек не должен обращать на них внимания. Так поступил Конь – он, хоть и с огрехами, но выполнил свою задачу – довез воз в целости.

Но анализ басни Крылова «Обоз» затрагивает и другую сторону конфликта – молодую Лошадь. Она не является отрицательным персонажем, автор говорит, что «многие имеют слабость ту же» — то есть, в глазах нас всех зачастую действия других людей кажутся нелепыми и лишенными смысла. Но стоит оказаться в их положении – и мы оказываемся еще хуже. Как часто приходится стыдиться собственной критики, когда она оказывается не соответствующей действительности! Отсюда вывод – прежде, чем судить, нужно ставить себя на место другого человека, пытаться представить – а могу ли я сделать лучше, чем он?

Какова мораль басни Крылова «Обоз»? К каким жизненным ситуациям применима?

Мораль однозначная,- не суйся под руку другим с поучениями, критикой и нравоучительством, жизнь показывает, что критиканы, оказавшись в аналогичных ситуациях, расписываются, часто, в собственной несостоятельности — неуменим оказаться наверху…

А, применительно к повседневной действительности (самое распространенное)

quot;критикиquot; сидящие на пассажирских сидениях, поучающие водителей стилю-

методам езды.

На мой взгляд, суть морали этой басни в том, что не надо никого осуждать. Если видишь, что у кого-то что-то не получается — помоги, но не осуждай со стороны. Делать всегда труднее, чем представлять и болтать языком.Очень легко увидеть ошибки со стороны, а вот попробуй сам это же дело сделать хорошо.Только кажется, что легко, а как попробуешь, убедишься, что сложновато.Поэтому никого и никогда не надо осуждать.

quot;У нас давно так повелось, что учат те, кто сами не умеютquot;

  • Да, последняя фраза получилась как в басне Крылова. Как говорится, и стиль и смысл как в этой басне.

Так что мне кажется, что мораль я неплохо представил выделенной фразой.

Мораль данной басни заключается в том, что не стоит относиться предвзято к тому, как другие выполняют определенную работу. Особенно тогда, когда ты еще сам не выполнял такой работы. Есть большая вероятность того, что ты справишься с задачей хуже (или вообще не справишься, как в этой басне: лошадь слетела в канаву, все хозяйские горшки разбились), оттого будешь выглядеть еще смешнее, чем мог бы.

В басне quot;Обозquot; представлена самая наверное распространенная в жизни ситуация, когда один человек что-то делает, а другой ему дает советы, как сделать лучше. Причем советуют обычно явные дилетанты, которые имеют только поверхностное представление о выполняемой работе и не представляющие себе всех подводных камней. В итоге, когда такой советчик надоедает и ему предлагают сделать работу самому, оказывается, что работа-то ему и не по силам. Так и в басне Крылова старая опытная лошадь аккуратно спускается под гору, понимая, что тяжелый воз может понести и тогда его не остановишь, но молодая, всячески понося мастера, бросается вперед и оказывается в канаве. Мораль: не ругай работу другого, не попробовав сделать ее сам, не суди о работе профессионала будучи любителем и не лезь под горячую руку с советами.

3 стр., 1347 слов

Подготовка к сочинению по басне Крылова «Ворона и Лисица»: аргументы, ...

... даже если это незаслуженно. Главное, не забывать о реальности и не стать жертвой обманщика. Какая аллегория, мораль басни Крылова «Ворона и Лисица»? Басня Крылова «Ворона и лисица» показывает, что автора беспокоит не тот факт, что случился ...

Текст басни quot;Обозquot; И.А. Крылов:

Мораль басни проста, советы давать очень легко, глядя со стороны на работу другого. Критикующих полно, а вот взяться да сделать правильно не всем под силу. Нужны опыт и умения.

Кажется взялся и сделал за пять минут да еще без ошибочно верно. Ан нет. За любое дело нужно браться, сначала подумав. Поспешишь — людей насмешишь. И это еще пол-беды.

В этой басне нет никакого потаенного глубокого смысла, мораль вся на поверхности и заключается в последнем абзаце.

Проще всего стоять и критиковать (или даже, по нынешним временам, сидеть у компьютера и комментарии ехидные отпускать) чужую работу. Поди-ка, сделай сам. Ещ и намного хуже получится.

Вспомнилась Оксана Пушкина в жюри шоу quot;Ледниковый периодquot;. Сама толком кататься не научилась, но других судить (и засуживать, ставя по надуманным причинам заниженную оценку) — хлебом не корми. А как ей станут говорить: quot;Ну давайте, Оксана, выходите на лд, покажите нам, как надо было!quot; — quot;В другой раз…quot; Чтобы все горшки не расколотить, как та лошадь.

Басня И.А. Крылова quot;Обозquot; рисует нам казалось бы простую и житейскую ситуацию — обоз с горшками, который идет вначале в гору, а затем с горы. Из уст молодой лошади слышится критика излишней осторожности хозяина обоза и опытного коня, которые не торопятся в этом деле. Но жизнь (в данном случае — спуск обоза с горы), когда возу и молодой лошади пришлось спускаться с горы, подтвердил правоту хозяина и опытного коня.

Басня quot;Обозquot; — это иносказательная поддержка баснописцем тактики, выбранной полководцем Кутузовым (старым и опытным), которого вовсю критиковали многие молодые горячие головы в верхах и даже сам царь Александр I.

Мораль басни заключена в ее последних четверостишиях:

Она применима к очень многим житейским ситуациям. Наблюдать со стороны всегда легче, кажется, что сам сделаешь подобное легко и быстро. Но, когда доходит до дела, то оказывается, что результат получился намного хуже, чем у того, кого так яростно критиковали.

Это же можно отнести даже к трудным эмоциональным ситуациям, о которых русская пословица говорит:

Со стороны люди часто горазды давать советы и им кажется, что они в подобных обстоятельствах сделают все быстро и правильно, но не то получается, когда дойдет до реального дела.

С горшками шел Обоз, И надобно с крутой горы спускаться. Вот, на горе других оставя дожидаться, Хозяин стал сводить легонько первый воз. Конь добрый на крестце почти его понес, Катиться возу не давая; А лошадь сверху, молодая, Ругает бедного коня за каждый шаг: «Ай, конь хваленый, то-то диво! Смотрите: лепится, как рак; Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво! Смелее! Вот толчок опять. А тут бы влево лишь принять. Какой осел! Добро бы было в гору Или в ночную пору,- А то и под гору, и днем! Смотреть, так выйдешь из терпенья! Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья! Гляди-тко нас, как мы махнем! Не бойсь, минуты не потратим, И возик свой мы не свезем, а скатим!» Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь, Тронулася лошадка с возом в путь; Но, только под гору она перевалилась, Воз начал напирать, телега раскатилась; Коня толкает взад, коня кидает вбок; Пустился конь со всех четырех ног На славу; По камням, рытвинам пошли толчки, Скачки, Левей, левей, и с возом — бух в канаву! Прощай, хозяйские горшки!

31 стр., 15296 слов

Русская басня, ее истоки и роль в формировании нравственного ...

... и в тесной связи с эволюцией басенного жанра в русской литературе. I. Истоки русской басни. Жанр басни имеет древнюю и богатую историю. В истории басни на первый план выдвигались то рассказ, ... форме мысли, идеи. Афористически сформулированный вывод, нравоучение, мораль чаще всего даются в конце или начале басни. Баснописец рассказывает басню с тем, чтобы довести до нас какую-нибудь значительную ...

Как в людях многие имеют слабость ту же: Всё кажется в другом ошибкой нам; А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже.

Сочинение по басне Крылова «Обоз»

В басне нарисована ситуация, которая действительно мог­ла случиться в жизни: с крутой горы спускались две лошади с телегами, груженными горшками. Первого коня вел опытный хозяин, он не торопился, продумывал каждый шаг. При этом благополучно свез горшки. А вторая, молодая лошадь, стоя на­верху, изругала бедного коня за медлительность, думая, что справится с делом быстрее и лучше. Но, поторопившись, она разбила все горшки. Одновременно с этим басня имеет аллего­рический смысл, на что имеется указание в заключительной части, где выражена мораль

всего произведения.

Басню действительно можно соотнести с историческими событиями 1805-1807 года, когда русская армия воевала в каче­стве союзнической армии с австрийцами против Наполеона. Известно, что позиция Кутузова, назначенного главнокоман­дующим, не совпадала с позицией бюрократической верхуш­ки. Кутузов любил и жалел русскую армию, не считал, что она готова к решительным действиям, выбирал, где мог, тактику отступления. Но Александр I принудил его принять диспози­цию (план сражения) австрийского главнокомандующего Вей — ротера, которую Кутузов сразу оценил как проигрышную. Это было сражение под Аустерлицем,

которое было проиграно рус­скими и австрийцами.

Намек на Аустсрлицкое сражение содержится в той части басни, где молодая лошадь критикует опытного коня, говорит, что всё сделает быстрее и лучше. При этом она принижает дей­ствия коня, а её бурная, торопливая деятельность заканчивает­ся тем, что она свалилась в канаву. Тем самым автор отдает яв­ное предпочтение деятельности и позиции Кутузова.

Мораль этой басни заключена в последних четырех стро­ках. Она очень ясно выражена: нам часто кажется, что мы ка­кое-то дело делаем (или сделаем) лучше всех, и уж точно лучше тех, чью деятельность мы наблюдаем в данный момент. Мы склонны давать непродуманные советы, не представляя себе, какие последствия они могут иметь. Так часто бывает в жизни. Примером может послужить такая история.

«Мы выпускали школьную газету. Как любое печатное изда­ние, оно подвергалось критике. Особенно старалась Наташа. Она ругала все подряд: и внешнее оформление, и иллюстрации, и подбор материалов, даже название газеты “Школьная пора” ей не нравилось.

Досталось от неё всем: и корреспондентам, и художникам. А больше всех главному редактору Паше. “Это он не умеет ниче­го организовывать! — едко произносила она после каждого вы­пуска. — Полная ерунда!”

Однажды у ребят лопнуло терпение. “А давай дежурным ре­дактором нового номера будешь ты!” — предложили они Ната­ше Та легкомысленно согласилась. И…

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Корреспонденты протянули с написанием статей, иллюст­ратор потерял рабочие материалы, компьютерная верстка «по­терялась» из-за того, что не вовремя погас свет. В обшем, газета к сроку не появилась.