АКСАКОВ Сергей Тимофеевич (1791 — 1859) — русский прозаик. Аксаков принадлежал к старинной дворянской семье. Отец его — небогатый чиновник земского суда, человек тихий, слабовольный, застенчивый, малообразованный, влюблённый в природу.
Мать — губернская красавица, аристократка, властная, умная, начитанная женщина.
В доме часто возникали конфликты, и это не могло не сказаться на характере ребёнка.
Родился мальчик в Уфе и детские годы провёл в дедушкином имении Ново-Аксакове. Он унаследовал от отца страсть к природе. Лодка, удочка, а вскоре и ружьё начинают заполнять почти всю жизнь Аксакова.
Когда мальчику исполнилось 9 лет, его привезли в Казань и отдали в гимназию пансионером (т. е. он жил в пансионе).
Оторванный от дома, от привольной деревенской жизни, тяжело переживая разлуку с матерью, он заболел острым нервным расстройством. Родные вынуждены были забрать его из пансиона, но через год Аксакова снова зачислили в гимназию, уже в качестве вольноприходящего.
В 14 лет Аксаков поступил в Казанский университет. Гордостью Казани в то время был публичный театр. Юноша увлёкся театром и декламацией. Его последующая жизнь тесно связана с театрально-литературными событиями.
Курс университета Аксаков не закончил; он переехал в Петербург и устроился на государственную службу, которой посвятил с перерывами полтора десятка лет.
Получив от отца наследство, Аксаков попытался заниматься хозяйством, но, убедившись в своей неспособности, уехал в Москву, где стал работать цензором.
Неприятности на работе вынудили его оставить службу и ради заработка взяться за перо. Он пишет о театре, о его «волшебном могуществе». В 1834 г. Аксаков опубликовал очерк «Буран», который явился началом его литературной деятельности.
В 1843 г. писатель купил под Москвой имение Абрамцево, расположенное на живописном берегу Вори. Оно служило Аксакову местом отдыха и труда. Тихая, размеренная, безмятежная жизнь рождала в душе воспоминания о днях далёкого детства, юности, о первых удачах рыболова и охотника. Здесь он начал писать историю трёх поколений семьи Багрова.
А. Блок в Петербурге-Петрограде – жизнь и творчество
... гимназии, освободясь от её нудного распорядка и педантичных предписаний, молодой Блок с удовольствием предался (скорее в воображении, чем в действительности) так называемой светской жизни. ... Аксакова, книги датского сказочника Андерсена и русского писателя Н.Вагнера. В ... сошлись они в данном случае: всего несколько месяцев отделяют ... историко-филологического факультета. “Моя новая деятельность не ...
Наиболее значительны в художественном отношении «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука», основанные на фактическом материале: автор рассказывает в них историю своей семьи. Темой книги «Детские годы Багрова-внука» является сложный процесс формирования детской души. Серёжа Багров — это сам автор — делает для себя важное открытие: в этом мире далеко не всё прекрасно.
Одновременно с созданием этой книги Аксаков работал над сказкой «Аленький цветочек», услышанной в детстве от ключницы Пелагеи. Он «знал её наизусть и рассказывал на потеху всем со всеми прибаутками сказочницы». Содержание этой народной сказки известно во многих вариантах и в России, и на Западе («Пёрышко Финиста, ясна сокола», «Заклятый царевич» и др.).
Однако в остальном Аксаков не разрешал себе писать о том, что выходило за пределы его личного опыта, и у него нет ни одного произведения, которое было бы основано на «чистом» вымысле.
Умер писатель в 1859 г. в Москве.