По произведению Детство Толстого (7 класс)

Сочинение по произведению Детство Толстого

Главным героем в этом произведении является десятилетний мальчик, которого зовут Николенька. Он выходец из дворянской семьи, общается с ребятами из таких же семейств. Мальчик был очень наблюдательным, он словно видел каждого человека насквозь. Мальчик очень строг к своим поступкам и действиям, он старается быть справедливым во всем. Он рос в обычной семье. Растет мальчик в спокойной доброй обстановке, поэтому у мальчика много положительных черт. Дома создан домашний уют и тепло, его все любят.

Николенька очень любит свою семью, гордится ей. Особенно он любит свою маму, она для него была ангелом. Он обожал ее улыбку, считал ее самой красивой на планете. Отец же был серьезным строгим мужчиной. Также у мальчика имелась няня. Однажды он поссорился с ней, она наказала его, за то, что тот испачкал скатерть. Мальчика это разозлило, он даже хотел ей отомстить. Но позже няня пришла к нему мириться и принесла гостинцев, мальчику стало стыдно и он очень раскаялся, даже мог заплакать в таких ситуациях. Николенька всегда осознавал, где он был не прав, в чем виноват. Мальчик сделал вывод из всего, что присутствовало в его жизни. Он хорошо осознавал, что на добро люди отвечают тем же. Мальчик всегда стремился к любви, красоте.

Когда мальчик приехал в столицу, то очень опечалился, ведь это привело к тому, что он расстался с мамой. Вскоре он узнал о таком светлом чувстве, как любовь, по началу это было для него чем-то непонятным, потому что новое чувство. Мальчик был очень чист и искренен перед этим чувством.

Когда умерла его мать, он узнал об этом страшном событии из письма, то он потерял всякий смысл в жизни, и это светло чувство любви не имело для Николеньки никакого значения. Мир словно пал перед ним. Он не понимал и не осознавал, что происходит с его жизнью. Увидев свою любимую и самую красивую маму в гробу, он долго не мог прийти в себя, мальчик был в отчаянии. После этого дня, детство у мальчика Николеньки закончилось.

Автор произведения хотел описать детство, каким он его видит. Также хочет донести до читателей, что является детством глазами детей.

Для Толстого самым важным событием были именно моменты в детстве, когда рядом была мама. От нее чувствовались большая искренняя любовь и доверие. Для мальчика из книги мир не был таким безупречным, и он оказался один без самого важного человека на земле. Именно на этом моменте у него случился переход в другую жизнь.

12 стр., 5746 слов

Привычки николеньки из повести детство. : николенька иртеньев в повести л

... Сочинение Николенька Иртеньев История Николеньки в повести "Детство" начинается тем, что мальчик ... считает девочками привлекательными и ... Николеньку. Он начинает любознательно выяснять, почему ... нем позаботиться. Мама для ... Николеньку Иртеньева, в разные периоды его жизни. Это детство, отрочество и юность. Толстой выбрал эти периоды потому, что они самые важные в жизни человека. В детстве ребенок осознает ...

Другие сочинения: ← Дружба Жилина и Дины в рассказе Кавказский пленник↑ Толстой Л. Н.Главные герои рассказа Кавказский пленник →

Ощущение детства

Николенька стремится поскорее вырасти. Из-за этого он теряет ощущение ценности такой поры, как детский возраст. Стремясь показаться взрослее, чем он есть, Николенька может врать, скрывать свои настоящие эмоции, обижаться, обжигаться. Но при всем этом Николенька остается добрым и открытым мальчиком, который имеет правильные ориентиры на жизнь, ценит положительные качества и соответствует своему положению: дворянина и ребенка. Противоречивые чувства, реакция на шутки, стремление скорее вырасти делают из Николеньки настоящего ребенка, но именно в этом вся прелесть детства. Стремясь стать поскорее взрослыми, мы начинаем понимать многие вещи, ощущать, что жизнь не так легка, и что взрослый мир – не такой радужный, как детский.

Сочинение по произведению Толстого «Детство»

Повесть Л. Н. Толстого «Детство» является первым завершенным его произведением. Писатель работал над ним с 1850/51 по 1852 год. В том же году повесть была издана в журнале «Современник» по названием «История моего детства». Толстой задумал большой роман, состоящий из четырех частей: «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Молодость», но до конца его так и не дописал. На сегодняшний день существует трилогия, но тоже незаконченная.

Толстой считал, что каждый этап жизни человека уникален, он хотел запечатлеть характерные

черты этих этапов, особенности развития человека, постичь его в становлении, взаимодействии с обществом, а также показать влияние этого общества на убеждения человека.

Главный герой повести Толстого — Николенька Иртеньев. Ему всего десять лет. Он очень наблюдателен, ничего не скрывается от глаз его, он видит и внешние и внутренние изменения в поведении окружающих. Он человек думающий, рассуждающий, анализирующий и оценивающий себя, людей и события. Очень критично относится к своим поступкам, старается жить по совести. Присущий ему дар сердечности заставляет его стремиться быть лучше, чище, справедливее, уметь видеть слабые и дурные стороны своей натуры и безжалостно судить себя за каждый проступок. Николенька смотрит на старших и пытается понять, почему они поступают именно так. Он разглядывает их лица, и ему нравится угадывать настроение по улыбке и выражению глаз. Любование родителями приводим его к мысли: «А за что можно полюбить меня?».

Когда Николенька едет в Москву, он испытывает чувство горечи расставания с усадьбой, с дворовыми людьми, к которым так привык, при расставании с матерью даже плачет. Но вскоре им овладевает новое чувство — первая влюбленность, и искренние переживания героя говорят нам о чистоте его помыслов. После смерти родного человека, матери, Николенька ощущает вселенское горе, и весь его счастливый мир рушится от несправедливости и непонимания происходящего.

Николенька обладает чертами характера, которые имел сам Толстой, когда был ребенком, да и другие персонажи тоже похожи на реальных друзей или родственников писателя. Но все же целью Толстого было не рассказать о том, как прошло его детство, а раскрыть смысл этого этапа в развитии человека. Он хотел показать, каков он — мир детства, чем живет ребенок, о чем мечтает, что чувствует, каким видит мир и людей вокруг себя.

8 стр., 3542 слов

Характеристика главных героев произведения детство толстой. Отношение к maman

... «Детство» Толстого? В содержании произведения нет последовательного описания жизни героев. Скорее, это повествование о нескольких значительных эпизодах. В «Детстве» можно выделить три важных момента из жизни Николеньки. Первые ... домом, переезд в Москву, знакомство с новыми людьми. Третий, самый горький, момент жизни главного героя повести Л. Н. Толстого «Детство», — письмо из деревни, смерть матери, ...

Особенно важен писателю момент счастья детства, ведь для ребенка это искренняя любовь, доверчивость, непосредственность, чистота и, конечно, мама. Но не все так безоблачно бывает в детстве. Николенька сталкивается с пока непостижимой для его сердца стороной жизни — смертью матери. Трепетное отношение к самому близкому человеку на земле естественно и безмерно. Он вдруг понял, что все вокруг не так уж радостно, ведь раньше его оберегала от всех бед любовь матери. Ему открылась еще одна истина — близкие люди могут лицемерить, и горе для одного может быть безразлично другому.

Толстой любил свое первое произведение. «Когда я писал «Детство», — говорил он в 1908 году, — то мне казалось, что до меня никто еще так не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства».

Конспект урока по литературе , Урок литературы в 7 классе по повести Л.Н. Толстого «Детство»

«Уроки любви, доброты и сострадания в жизни Николеньки Иртеньева»

Учитель МКОУ «Охочевская средняя общеобразовательная школа» Щигровского района Курской области Федосова Галина Ивановна.

7 класс. Литература. Урок № 66.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/urok-klasspovest-detstvo-tolstoy/

Тема:

Классное сочинение по повести Л.Н. Толстого «Детство».

Уроки любви, доброты и сострадания в жизни Николеньки Иртеньева.

Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!

Цели урока:

1) помочь семиклассникам понять сложный мир взрослых; прочесть книгу так, чтобы она заставила заглянуть в себя;

2) учить школьников чувствовать настроение в подтексте;

3) заставить учащихся задуматься над вопросами: что такое любовь в жизни человека, что есть добро? Что есть зло? Неизбежно ли оно в жизни человека? Что есть страдание и можно ли прожить без страдания? Что есть счастье?

Тип урока:

развитие речи.

Оборудование:

текст повести, тетради, иллюстрации.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Закончено чтение повести. Перед нами прошли несколько дней из жизни 10-летнего мальчика.

Что такое любовь в жизни человека? Что есть добро? Что есть зло? Неизбежно ли оно в жизни? Каким должен быть человек, чтобы прожить жизнь счастливо и достойно?

Все эти сложнейшие вопросы ставит перед собой (и нами) в повести 24-летний Л.Н. Толстой.

II. Беседа. Комментированное чтение. Реализация индивидуальных и групповых заданий.

Уже в 1 главе мы узнаём о Николеньке, что он живой, наблюдательный ребёнок, чуткий ко всякому проявлению несправедливости, ранимый, может легко обидеться, но и отходит быстро, не помнит зла.

  • В какой атмосфере жил Николенька, как к нему относились окружающие?

Это атмосфера любви, радости, счастья. Николеньку любили все: мать, отец, Карл Иванович, Наталья Савишна.

  • Дома в качестве домашнего задания вы составили распорядок дня Николеньки. Прочитайте его.

Мальчик окружён любовью, живёт в доброй, хорошей семье. ( Все сложности взрослой жизни откроются ему через годы)

2 стр., 847 слов

Почему Алеша Пешков сохранил доброе сердце в суровых условиях ...

... что Алеше нужно идти «в люди». Но ребенок есть ребенок, он везде может найти радость и счастье, потому что это в его природе: «Не только тем изумительна жизнь наша, что в ... постоянно воевали из-за наследства его матери, дети жестоко издевались над более слабыми. Смерть и горе преследовали Алешу с самого рождения. На его глазах умирали близкие: отец, ...

Утро в семье Иртеньевых

— Какие события больше интересуют Толстого: внешние, те, что происходят в окружающем мире, или отзвук на них в душе человека?

Внимание автора направлено на мысли, сомнения, переживания героя.

  • Какие события происходят в главе «Маман»?

Их почти нет: дети утром здороваются с матерью и идут с этим к отцу.

  • Но как много сказано о матери! Какой мы её видим здесь? (Она грустна и задумчива. Вода льётся из самовара, а она этого не замечает. Не замечает и детей, погружённая в свои мысли)
  • Почему?

Она знает о разлуке с детьми и с мужем и страдает от этого.

  • Какой её видит Николенька? (Зачитать в тексте)

А какая чуткость: сразу увидела, что Николенька плакал (поцелуй в глаза).

  • Какое общее впечатление от матери остаётся в этой главе?
  • А почему Л.Н. Толстой не даёт ясного портрета матери?

Она умерла, когда ему было 1,5 года, у него, как и у Лермонтова, осталось в памяти только общее впечатление чего-то очень доброго и ласкового.

Когда Толстому было 80 лет, он записал в дневнике: «Нынче утром обхожу сад и как всегда вспоминаю о матери, о «маменьке», которую я совсем не помню, но которая для меня осталась светлым идеалом».

  • Третья глава называется «Папа». Что важное узнаёт Николенька? (Он с братом едет учиться в Москву.)

Это первое большое горе в его жизни., Кого жалко Николеньке?

Матушку, Карла Иваныча, даже любимую борзую отца Милку.

Ребёнку жалко всех, детское сердце вмещает любовь ко всем. (глава «Разлука»)

  • Что об отце узнаёт мальчик? (глава 10) Как относится к людям?
  • Любили ли его окружающие? Удалось ли ему сделать карьеру?

( У него нет дела, которое бы его занимало, ни серьёзных увлечений, ни цели в жизни, не сделал он военной карьеры.Он живёт для себя, для своих удовольствий.)

  • В повести описываются занятия в кабинете и гостиной (гл.11).

    С какой сцены начинается глава?

Мирный вечер, вся семья в сборе, как спокойно и хорошо!

  • Вся ли глава выдержана в этом ключе?

Дети сразу замечают тревогу, печаль: мать играет на рояле концерт Фильда и Патетическую сонату Бетховена.

Почему она так часто их играла?, Прослушивание «Патетической» сонаты Бетховена., Чувствуем разницу во вкусах и потребностях души!)

Важное событие этой главы – благоразумное решение отца взять Карла Иваныча в Москву.

  • Чем оно вызвано? Скорее всего его тронула просьба Карла Иваныча «без жалования служить», лишь бы быть с детьми.
  • Чем наполнена жизнь матери?

(Любовью к детям, мужу, молитвами, заботами о бедных.)

1 стр., 500 слов

Образ Николеньки в повести Толстого «Детство»

... Николенька выливает на своего друга, Сережу Ивина. Он казался мальчику настоящим идеалом человека: красивый, ловкий и независимый. На страницах известной повести Толстого ... представлено в сцене у гроба матери. Какими же еще чертами ... «Детство» показана история переживаний маленького одаренного мальчика, у которого к тому же еще очень сильно развито воображение. Понравилось сочинение? ...

У отца своё: карты, женщины, цыганские песни и романсы.

  • Любят ли они друг друга? Хорошо ли, легко им вместе?

Мать любит отца таким, как он есть, не пытаясь исправить и переделать.

  • Понимает ли Николенька, что его ожидает, когда едет учиться в Москву? (гл. 14) Нет. Зачитать расставание!

15 глава. О любви матери.

Какие чувства рождает в душе Николеньки материнская нежность? (Из глаз слёзы льются ручьями)

Мама – « голубчик», « душечка». Эта горячая детская любовь к матери исторгает из души ребёнка первую, чистую, от сердца молитву о матери и отце: «Спаси, Господи, маменьку и папеньку».

III-Расскажите о жизни Николеньки в доме московской бабушки.

СТИХИ.

Последние главы повести — самые трудные. Самая трагическая глава- 25 «Письмо». Это крик души женщины, которая знает, что умирает.

  • С чего начинается письмо?

( Милые подробности домашней жизни.Мы замечаем важные для нас детали: и то, что мать ответное письмо пишет сразу же – такая у неё привычка, и то, как она его называет в письме: «милый друг», «мой дружок», «мой друг бесценный», и то, что играет с Любочкой в четыре руки на рояле и радуется успехам дочери и приобщает к этой радости мужа. Какое тонкое понимание природы в маленьком описании весны.

И только потом – главное.

  • Что беспокоит Наталью Николаевну?

( Проигрыш мужа, его расстроенные финансовые дела)

  • Как она говорит это мужу? (Очень деликатно, но твёрдо)
  • Какие черты характера героини открываются здесь?

(Глубина страдания, твёрдость характера, умение рассчитывать только на себя, на собственные силы

  • Последние мысли о муже и детях.

Бескорыстная любовь ко всем людям, ангельская доброта, умение не думать о себе, полное самоотречение. Нет жалоб на жизнь, на свою судьбу.

  • А есть ли в ней отрицательные черты? Этого ребёнок не видит, мать для него – высший идеал.

( Сравните с княгиней Корнаковой).

  • Что заставляет Николеньку переживать, мучиться и даже плакать?

А ведь это муки детской совести)

IV— Какие эпизоды своего детства Николеньке стыдно вспоминать?

(Это случай с ИленькойГрапом (глава 19).

Дети откровенно мучили этого слабого, беспомощного мальчика, а Николенька не вступился за него. Николенька мучается от того, что, попав под обаяние Серёжи Ивина, не защитил слабого и обездоленного мальчика.

  • Подытоживая разговор, подумаем, может ли человек прожить жизнь, не совершая дурных поступков?

— Вряд ли, но главное не в том, чтобы не совершать их, а в том, чтобы извлекать из них уроки, перестрадав, стать чище, лучше душой.

В повести, кроме Николеньки, есть ещё дети.

  • Что же отличает его от брата и сестры, друзей-сверстников?

Отличительная черта Николеньки – стремление к самоанализу, строгому суду своих мыслей, побуждений и поступков.

Для Толстого важны не те события, которые происходят вне человека, а то, какие изменения под их влиянием совершаются внутри, в душе человека, что составляет его внутреннюю жизнь.

Юного героя характеризует стремление зафиксировать и осмыслить каждое своё душевное движение, соотнести его с тем, как переживают то же другие дети и взрослые, разобраться самому, что дурно, а что хорошо. Особенно ярко эти свойства личности Николеньки проявляются в его переживаниях после смерти матери (гл. 27-28).

12 стр., 5583 слов

«письмо льву николаевичу толстому». Характеристика ...

... немец, учитель, гувернер. Появляется в самом начале повести «Детство» хлопающим мух над головой спящего Николеньки Иртеньева, чем вызывает недовольство разбуженного воспитанника. Толстой подчеркивает чудаковатость К. И. и его доброту, ... эти задания мы с вами будем выполнять. В повести “Детство” перед нами прошли несколько дней из жизни мальчика. Нарисован мир дворянской семьи XIX века.. Какие ...

Ему казалось , что окружающие люди и он сам неискренни в своих страданиях и он тоже недостаточно переживает.

Итак, самоуглубление, самонаблюдение, стремление понять себя и людей – характерная черта героя, диалектика души.

Это путь к познанию себя, людей, человечества.

Повесть заканчивается размышлениями взрослого уже героя над могилами дорогих людей – матери и Натальи Савишны. Это они учили его не уча, а просто образом собственной жизни, одному: жить не для себя, а для людей, отдавать себя людям, не требуя благодарности, любить людей такими, какие они есть, в каждом видеть хорошее, защищать слабых и униженных.

  • Каждый ли ребёнок способен эти уроки доброты и любви к людям увидеть, вобрать в себя и претворить в жизнь?
  • Мог ли так тонко чувствовать Володя или Серёжа Ивин?

Мы оставили Николеньку на пороге трудной жизни: нет больше любимой матери, умирает няня, Карл Иваныч стар, отец занят своей жизнью.

Сумеет ли мальчик устоять во взрослой жизни, сохранить лучшее, что дали ему близкие люди? Жизнь даёт нам много хорошего, и от нас зависит, сумеем ли мы сохранить, уберечь, не растерять нравственные уроки детства.

V. Выставление отметок. Задание на дом. Темы сочинений по выбору: «Это не человек был, а ангел небесный»(Образ матери в повести).

«Вся жизнь её была любовь и самопожертвование» (Жизнь и смерть Натальи Савишны).

Две матери (Н.Н. Иртеньева и княгиня Корнакова).

Представления Толстого о настоящей семье (по повести «Детство»).

Сочинение на тему «Детство» повести Л.Н.Толстого «Детство»

Детство – автобиографическая повесть Л.Н.Толстого. В ней писатель рассказывает о своем детстве, окружавших его людях, тех условиях, в которых он воспитывался. Писатель считал детство одним из самых важных этапов в жизни человека, когда он познает окружающий мир, учится любить и ненавидеть, решает, что лучше – добро или зло. В детстве, по мнению Толстого, закладывается характер ребенка, поэтому так важно, чтобы это время было счастливым. Именно о счастливом детстве рассказывает нам в своей повести Толстой. Повествование ведется от первого лица, от имени Николеньки Иртеньева, маленького мальчика, рассказывающего о собственных поступках, личностном восприятии жизни. Впервые в русской художественной литературе картина детства была описана глазами ребенка. Главного героя Николеньку окружают любящие его люди – маменька, отец, бабушка, братья и сестры, гувернер Карл Иванович, няня.Все они заботятся о мальчике, стремятся сделать все, чтобы он вырос образованным, здоровым и счастливым. Но, в жизни Николеньки случаются и огорчения, неудачи, разочарования. Однако из них он делает правильные выводы.

Это и мысль о том, что не нужно обижать тех, кто тебя любит (эпизод с Карлом Ивановичем) или кто слабее тебя (эпизод с Иленькой Грапом).

Это и мысль, что ценность человека измеряется его душевными качествами, а не социальным положением (эпизод с няней Натальей Савишной).

15 стр., 7281 слов

Тема детства в повести П Санаева Похороните меня за плинтусом

... Новая азбука», «Книги для чтения» и повесть «Кавказский пленник». Толстому первому принадлежит попытка выработки универсального языка ... накануне важнейшего события в жизни Сережи – поступления в гимназию. Детство кончилось. Выйдя в свет, ... к числу господ и что тогда меня будут слушаться…» [1, 192]. Преимущественный ... С пристальным вниманием следит он за возникновением и развитием душевных движений, ...

Это и самое горькое открытие Николеньки, что близкие люди не всегда будут с тобой, что они смертны (смерть горячо любимой маменьки).С помощью этих эпизодов Толстой раскрывает внутренний мир ребенка, передаёт его переживания, показывает, что влияет на формирование характера маленького человека. Автор призывает к гуманному отношению к детям, к проявлению внимания, заботы, любви. Именно поэтому, его повесть «Детство» стоит в ряду лучших детских произведений отечественной и мировой литературы.

Сочинение 6 класс. Формирование характера Николеньки Иртеньева (по повести Л.Н. Толстого «Детство»)

1 вариант сочинения

Имя гениального русского писателя Л. Н. Толстого известно читателям всего мира. Его великий талант и неиссякаемый интерес к движениям человеческой души раскрылись в полной мере в повести «Детство». Главный герой произведения — Николенька Иртеньев. Это маленький десятилетний мальчик с добрым, чутким сердцем, живой и впечатлительной душой.

Становление характера Николеньки проходит среди различных, близких ему людей: родителей, братьев и сестер, учителей, дворовых. Отношения с каждым из них оставляют в сердце мальчика неповторимый след, оказывающий влияние на душевное состояние, мысли и чувства Николеньки. Отзывчивый и впечатлительный ребенок внимательно наблюдает не только за событиями, происходящими в мире внешнем, но и за изменениями в своем внутреннем мире. Эта внимательность ко всем движениям собственной души помогает Николеньке справляться со многими проблемами, делать верные выводы.

Мне кажется, что в будущем из Николеньки вырастет добрый, наблюдательный, отзывчивый и честный человек.

2 вариант сочинения

Литературная деятельность Льва Николаевича Толстого началась в 1852 году, когда в передовом журнале той эпохи — «Современнике» — появилась его повесть «Детство», в которой он изобразил сложный процесс формирования духовного мира ребенка.

Николенька Иртеньев — мальчик из дворянской семьи, он живет и воспитывается по установленным правилам, дружит с детьми из таких же семей. Он любит своих родителей и гордится ими. Но детские годы Николеньки были беспокойными. Он испытал немало разочарований в окружающих его людях, в том числе и в самых близких для него.

В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку». Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно», и он начинал мечтать о том, «чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны…».

Большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая русская женщина — Наталья Саввишна. «Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение», она привила Николеньке представление о том, что доброта — одно из главных качеств в жизни человека.

Николенька остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. Однажды он написал стихи ко дню рождения бабушки, в которых была строка, говорящая, что он любит бабушку, как родную мать. Мать его к тому времени уже умерла, и Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя — значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему — значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. Мальчик очень терзается этим.

9 стр., 4032 слов

Образ Николеньки в повести «Детство» (Л.Н. Толстой)

... дворянского образа жизни того времени. Сочинение «Формирование характера Николеньки Иртеньева». Сочинение по произведению на тему: Формирование характера Николеньки Иртеньева (по повести Л. Н. Толстого «Детство»)» Литературная деятельность Льва Николаевича Толстого началась в 1852 году, когда ...

Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает Толстого. Но автор в то же время показывает, как мир больших, мир взрослых людей разрушает это чувство. Николенька был привязан к мальчику Сереже Ивину, но не решался сказать ему о своей привязанности, не смел взять его за руку, сказать, как рад его видеть, «не смел даже называть его Сережа, а непременно Сергей», потому что «каждое выражение чувствительности доказывало ребячество и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка». Повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, «не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях», он лишал себя «чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим».

Отношение Николеньки к Илиньке Грапу раскрывает еще одну черту в его характере, тоже отражающую дурное влияние на него мира «больших». Илинька Грап был из небогатой семьи, он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева, и Николенька тоже участвовал в этом. Но тут же, как всегда, испытывал чувство стыда и раскаяния. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.

Повесть Л. Н. Толстого «Детство» нравится нам потому, что в ней мы наблюдаем за взрослением мальчика, вместе с ним анализируем поступки свои и окружающих, учимся побеждать неправду и не бояться принимать настоящую жизнь такой, какая она есть. «Никто с такой наглядностью и проникновенностью не изобразил сложного процесса формирования духовного мира у ребенка, как это сделал Толстой, — отмечал Б. Бурсов в статье, посвященной автобиографической трилогии Л. Н. Толстого, — в этом бессмертие и художественное величие его повести».