Земельно-имущественные отношения

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Учалинский колледж горной промышленности

Отчет по учебной практики

Земельно-имущественные отношения

Выполнил: студент группы ЗИО-12ДО

Морозова Т.А.

Проверила: Кутлумухаметова Р.Х.

г. Учалы 2015 г.

Управление государственным имуществом

Управление государственным имуществом — установление собственником имущества правил и условий его использования, сдачи в аренду, продажи.

Данная система источников включает в себя как нормативные акты федеральных органов власти, так и нормативные акты субъектов Российской Федерации. В соответствии с конституцией Российской Федерации федеральная государственная собственность и управление ею находятся в ведении Российской Федерации. С другой стороны, вопросы владения, пользования и распоряжения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской. Систему источников правового регулирования образуют как законодательные, так и подзаконные акты. Законодательными актами являются нормативные акты высших органов государственной власти, которые имеют верховенство, то есть большую юридическую силу над подзаконными актами. Законодательные акты имеют свою внутреннюю иерархию. Основным законом, имеющим наивысшую юридическую силу является конституция Российской Федерации. Конституция устанавливает основные принципы правового регулирования. Далее следуют федеральные конституционные законы. Следующими в иерархии являются федеральные законы. Нормативные акты, регулирующие имущественные отношения, изменчивы. Это связано с постоянным изменением рыночных отношений. Необходимость поддержки того или иного направления экономики, выявления новых источников пополнения бюджета становятся причиной постоянного изменения законодательства. Классификация правоотношений. Общественные отношения, возникающие между различными субъектами права при осуществлении государством деятельности по регулированию экономики, управлению государственным имуществом, можно разделить по следующим основаниям. По характеру содержания правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные призваны урегулировать деятельность субъектов. Охранительные правоотношения возникают, направлены на урегулирование отношений, основанием которых является правонарушение, причинение ущерба и прочее. В зависимости от степени конкретизации сторон правоотношения делятся на относительные и абсолютные. В абсолютных указана только правомочная сторона. Относительные правоотношения возникают между определенными субъектами, каждый из которых имеет права и обязанности. В зависимости от вида деятельности, функции, выполняемой государством, правоотношения делятся на нормотворческие, административные, гражданско-правовые, внешнеэкономические и другие. В зависимости от характера участия государства правоотношения делятся на частные и публичные. Если государство участвует как носитель власти — такие правоотношения называются публичными. Если государство участвует как лицо, имеющее одинаковые права и обязанности с другими субъектами правоотношений — такие правоотношения относятся к частным. Субъекты в сфере государственного управления имуществом Во всех правоотношениях, государство действует непосредственно через свои органы, или опосредованно через созданные им юридические лица. Таким образом, государство действует как множество субъектов наделенных своими правами и обязанностями. Органы государственной власти взаимодействуют друг с другом, но каждый наделен своей компетенцией в сфере управления государственным имуществом.

14 стр., 6839 слов

Проблемы формирования, развития и правовой культуры общества ...

... освоению культуры, созданию, и распространению правовых ценно Правовая культура ется в правоотношениях, правовом и правосознании В более смысле правовая связана с правовой ... правовой современного российского , нормы юридически оформляющие процессы и правореализационная практика, а опубликованные научные по теме . Цель исследования - комплексный анализ и прак проблем формирования, и культуры ...

Федеральное собрание Российской Федерации — принимает федеральный закон о федеральном бюджете, то есть утверждает формы образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; утверждает отчет об исполнении бюджета. 2. Президент Российской Федерации — определяет основные направления развития и внутренней политики Российской Федерации. 3. Правительство Российской Федерации — обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; осуществляет управление федеральной собственностью; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг и.т.д. 4. Министерство имущественных отношений и его территориальные органы (в Санкт-Петербурге — Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Птербурга) — является органом, обладающим наибольшим числом полномочий по управлению государственным имуществом. Данный орган государственной власти выполняет следующие функции: А) Аналитическую и подготовительную функции — анализирует процессы, связанные с управлением и распоряжением государственным имуществом и на основе полученных данных формирует предложения по улучшению методов управления и распоряжения с целью повышения эффективности экономики.

Приказом Министерства РФ от 10.09.98 № 216 КУГИ Санкт-Петербурга наделен полномочиями территориального агентства. Б) Нормотворческую функцию — разрабатывает проекты законов и иных нормативных правовых актов по вопросам учета, управления, распоряжения, приватизации и контроля за использованием государственного имущества. В) Учетную функцию — осуществляет учет федерального имущества, проводит в пределах своей компетенции инвентаризацию объектов федеральной собственности, ведет реестр договоров доверительного управления аренды и иного обременения федерального имущества. Г) Контрольную функцию — осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков и иного федерального имущества. Д) Непосредственно управленческую деятельность — осуществляет от имени Российской Федерации в установленном порядке управление и распоряжение федеральным имуществом.

62 стр., 30857 слов

Муниципальное управление в сфере культуры и досуга

... ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА 1.1 Муниципальное управление в сфере культуры и досуга Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории. Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также ...

Российский фонд федерального имущества — осуществляет от имени Правительства России функции по продаже федерального имущества.

Отраслевые федеральные органы исполнительной власти — в рамках своей компетенции осуществляют координацию и функциональное регулирование экономики. 7. Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы. Реализует право владения, пользования и распоряжения находящимся в оперативном управлении территориальных органов уголовно-исполнительной системы недвижимым имуществом. Управление и распоряжение объектами нежилого фонда Особенности правового режима объектов нежилого фонда формируются в зависимости от следующих наиболее важных факторов. Принадлежность объектов к государственной Санкт-Петербурга или федеральной собственности.

Застройщик — любое физическое или юридическое лицо, включая органы государственной исполнительной власти и местного самоуправления, или группа лиц, действующих совместно, которые приобретают, строят или реконструируют недвижимое имущество с целью создания кондоминиума и передачи прав собственности на помещения в нем различным домовладельцам. Статья 2. Отношения, регулируемые законодательством о кондоминиумах и товариществах собственников жилья Законодательство о кондоминиумах и товариществах собственников жилья устанавливает: отношения собственности в кондоминиуме; порядок образования, эксплуатации, приращения, отчуждения и передачи прав на недвижимое имущество в кондоминиуме; требования к государственной регистрации недвижимого имущества, являющегося объектом отношений собственности в кондоминиуме; порядок управления недвижимым имуществом в кондоминиуме, создания, регистрации, функционирования и ликвидации товарищества собственников жилья. Статья 3. Законодательство и иные правовые акты о кондоминиумах и товариществах собственников жилья.

инвентаризация населенный оценка имущество

Структура и модели управления имущества

Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ ст. 294, 296.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.

Низкая эффективность управления государственным имуществом, в первую очередь, обусловлена отсутствием практики, как стратегического, так и оперативного планирования на уровне предприятий. В результате государство как собственник (совладелец) предприятия не в состоянии решать задачи управления, так как не обладает необходимой информацией для принятия управленческих решений.

21 стр., 10449 слов

Корпоративная культура управления предприятием

... А.В. Филиппова и многих других. Цель исследования – на основе теоретического и эмпирического изучения корпоративной культуры управления предприятием выявить основные направления оптимизации корпоративной культуры управления предприятием. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих ...

Обязательным условием для эффективного управления является наличие целей. Целями для управления предприятием, как экономическим объектом, являются финансово-экономические показатели, которые могут быть определены в результате прогнозирования будущей деятельности предприятия. Целевые показатели могут быть определены, только в том случае, если предприятие имеет разработанный бизнес-план, из которого следует: как, в какие сроки, и почему определенные финансово-экономические показатели могут быть достигнуты.

Безусловно, создание системы тотального планирования, наподобие ГОСПЛАНА СССР — это утопия. Однако, требование к обязательному планированию на предприятиях, полностью или частично принадлежащих государству, совершенно обосновано. Кстати, владелец любого предприятия в состоянии оценивать насколько эффективно используется его собственность, только сравнивая планируемые показатели с достигнутыми. К сожалению, за последние 10 лет государством не было сделано никаких практических шагов к тому, чтобы создать более ли менее работоспособную систему планирования в реальном секторе экономики. Причины назывались разные. В начале реформ многие говорили: «Мы теперь в рыночной экономике и в условиях неопределенности, а это значит — забудьте о планах». Позднее, многие открыли для себя, что, оказывается, все ведущие западные корпорации обязательно имеют и стратегические и оперативные планы развития. Но все-таки, настойчиво навязывалось мнение, что заставить планировать наши предприятия невозможно (недостаточная квалификация кадров, отсутствие опыта и т.п.).

Но никто не говорил о главном, а возможно ли вообще какое-либо управление, если отсутствует необходимая информация на основе которой можно управлять! Чудес не бывает! Можно создать какое угодно количество органов, занятых управлением государственным имуществом, но управлять без четких целей и качественной информации невозможно. Нет планов — не будет конструктивных и последовательных действий, направленных на достижение определенных целей.

Неспособность руководства предприятия представить бизнес-план является первым и наиболее существенным признаком профессиональной несостоятельности высшего руководства предприятия и не может быть оправдана ничем, кроме нежелания руководства раскрывать финансовую информацию. Российские руководители предприятий зачастую не представляют себе, что главными задачами высшего руководства является обеспечение планирования, а также контроль за исполнением разработанных планов.

Уже давно пришло время, чтобы государство, как собственник, недвусмысленно напомнило им об этом. Наш более, чем 10-летний опыт консультирования и обучения специалистов в области бизнес-планирования показывает, что никаких серьезных технических или методических проблем для постановки на предприятиях процессов бизнес-планирования, в кратчайшие сроки и с минимальными затратами, не существует. Исторически сложившийся высокий базовый уровень образования в России обеспечивает возможность быстрого и эффективного обучения специалистов предприятий методам планирования. На каждом предприятии есть специалисты, интеллектуальный и образовательный уровень которых позволяет без особых усилий освоить методы и технологии бизнес-планирования.

21 стр., 10339 слов

Учет материалов на примере ООО ‘Стимул’

... необходимым предприятиям, ведущим свою деятельность. Предметом курсовой работы является учет материалов. Целью моей работы является рассмотрение организации учета материалов на примере ООО «Стимул». Задачами этой работы являются: Рассмотрение материально-производственных запасов, как объекта учета и контроля, ...

Необходимо также принимать во внимание, что сотни российских и иностранных консультационных фирм оказывают сегодня услуги предприятиям по бизнес-планированию. При этом следует учитывать, что мы живем в XXI веке — веке информационных технологий. За прошедшие годы реформ, в России созданы специализированные программные продукты, которые сегодня получили высокую оценку профессионалов не только в России, но и за рубежом, переведены на многие иностранные языки и рекомендованы к использованию ведущими международными финансовыми институтами и организациями.

Организация и порядок выполнения работ по инвентаризации земель

Организация инвентаризации ценностей на предприятии.

Инвентаризация (от лат. inventarium — нахожу, обнаруживаю) — один из обязательных приемов бухгалтерского учета, проведение которого в России регламентируется Федеральным законом о бухгалтерском учете № 129-ФЗ, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Роль инвентаризации менялась во времени. В эпоху Древнего Рима инвентаризация применялась при оценке наследуемого имущества (по цене возможной продажи) для закрепления его за новым владельцем (наследником) и определения размера налогов (на наследство, а впоследствии — на имущество).

Почти (а может быть, и более чем) пятисотлетняя практика статического бухгалтерского учета выделяла на первый план физическую инвентаризацию имущества и долговых обязательств как основной этап выявления имущественного положения собственников, т. е. построения баланса фиктивной или реальной ликвидации. Идеи Жака Савари о контрольной функции инвентаризации (обеспечение сохранности имущества собственника через обеспечение соответствия фактически наличного имущества данным бухгалтерского учета), изложенные в 1673 г., нашли преломление спустя многие годы в период динамической бухгалтерской практики, когда одновременно со сплошной перманентной инвентаризацией свершившихся фактов хозяйственной жизни (отражение в первичных документах и в бухгалтерских регистрах последствий этих ФХЖ) периодически проводятся физические сплошные или тематические инвентаризации. Сегодня инвентаризация на российских предприятиях проводится с целью сопоставления с данных фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета. Объектами проведения инвентаризации определены всеимущество экономического субъекта независимо от его местонахождения (основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, денежные средства) и все виды финансовых обязательств (дебиторская и кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы).

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственным лицам. Количество, дата проведения, объекты инвентаризации устанавливаются руководителем предприятия. Кроме того, проведение инвентаризации обязательно:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
  • при смене организационно-правовой формы предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при установлении фактов хищений, порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий;
  • при ликвидации (реорганизации) предприятия перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса.

Для проведения инвентаризации приказом руководителя назначается постоянно действующая комиссия, в состав которой входят представители администрации, работники бухгалтерии, инженерно-технический персонал. Инвентаризации различают: плановые и внеплановые (внезапные).

5 стр., 2404 слов

Возникновение науки об учете в Италии

... и венецианской (Венеция). Представители каждой из этих школ оставили след в истории. Ломбардская школа. Бухгалтерский учет ... учету, контролю и аудиту. В бухгалтерском учете на первой стадии разрабатываются инструкции, положения, сметы, ведется вся плановая работа, на второй — проводятся инвентаризации; ... материально ответственные лица — хранители, как их называл Вилла. Хранители, получая ценности, ...

Различают полную, частичную и выборочную инвентаризацию. Полная — охватывает все категории средств (как принадлежащих предприятию, так и принятых на ответственное хранение, переработку и пр.), прав и обязательств; частичная — отдельные категории (денежная наличность в кассе, материалы, товары).

По периодичности проведения они бывают текущие и перманентные (постоянные, непрерывные).

По перечню решаемых вопросов различают комплексные и тематические инвентаризации. Инвентаризация проводится в несколько этапов. Первый этап — обязательный подсчет, взвешивание, обмер материальных ценностей, оформление инвентаризационных ведомостей или описей. При инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами составляются контокоррентные выписки (т. е. выписки из карточек счетов с указанием суммы задолженности).

Второй этап — оценка выявленных, подсчитанных и описанных средств по первоначальной или измененной.оценке (например, при ухудшении качества материалов).

Третий этап — выявление расхождений фактического наличия с данными бухгалтерского учета, установление причин расхождений, заполнение сличительной ведомости.

Четвертый этап — оформление результатов инвентаризации и отражение выявленных расхождений в учете и отчетности того месяца, в котором закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.

Материально ответственные лица приводят в порядок имеющиеся в наличии ценности, сдают в бухгалтерию все документы о поступлении и выдаче ценностей. Работники учета заканчивают обработку документов, делают записи в учетные регистры, исчисляют остатки ценностей по счетам материально ответственных лиц. Сдав в бухгалтерию последний отчет, материально ответственные лица дают подписку о том, что все документы на поступившие и выбывшие материальные ценности сданы в бухгалтерию, неоприходованных и списанных в расход ценностей нет. Инвентаризацию проводят в присутствии материально ответственного лица, с которым обязательно должен быть заключен договор о полной материальной ответственности. Инвентаризация производится только в присутствии всех членов комиссии, так как отсутствие хотя бы одного из них дает основание рассматривать результаты инвентаризации как недействительные. Последние приходные и расходные документы фиксируются председателем комиссии с указанием «до инвентаризации на ….. (дата)». Результаты проверки материальных ценностей записывают в инвентаризационные описи, где подробно указывают полное наименование ценностей, порядковые номера по прейскуранту, сорт, количество, цену и общую сумму. Инвентаризационные описи заполняются чернилами или шариковой ручкой, четко и ясно, не допускаются незаполненные строки (в конце описи их прочеркивают), а также подчистки. Исправления можно вносить только корректурным способом. Итоги порядковых номеров, количества и суммы подсчитываются в конце каждой страницы описи и подписываются всеми членами комиссии и материально ответственным лицом. Перед подписью последней страницы материально ответственное лицо должно дать письменную справку следующего содержания: «Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи, комиссией проверены в натуре в моем присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем ответственном хранении». На негодные испорченные материалы и готовые изделия составляются соответствующие акты и отдельные инвентаризационные описи. По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки. Результаты этих проверок оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций. По данным инвентаризационных описей бухгалтерия составляет сличительные ведомости. Их содержание включает те наименования имущества, по которым выявлены расхождения относительно данных бухгалтерского учета. Информация вносится в ведомости в натуральных и стоимостных показателях. По окончании инвентаризации комиссия составляет протокол, отмечая в нем свои решения и предложения, который утверждается руководителем предприятия. Затем определяют порядок регулирования выявленных разниц между данными инвентаризации и учета в соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете» и Методическими указаниями о проведении инвентаризации. Излишки товарно-материальных ценностей, обнаруженные при инвентаризации, оприходуются с отнесением на финансовые результаты организации. В бухгалтерском учете это отражается проводкой: Дт сч.10, 50, 43, 41 Кт сч.99 Недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения вначале отражаются с целью контроля проводкой: Дт сч.94 Недостачи и потери Кт сч.10, 50, 43, 41 от порчи ценностей Недостающие и испорченные товарно-материальные ценности в пределах действующих норм естественной убыли рассматриваются как текущие затраты и списываются на издержки производства или обращения: Дт сч.20, 44 Кт сч.10, 43, 41 В том случае, когда недостачи отсутствуют, применение норм естественной убыли на установленные материальные ценности не допускается. Размер потерь в пределах норм естественной убыли, когда выявлена фактическая недостача, определяется после зачета недостачи ценностей их излишками по пересортице. Зачет по пересортице допускается в случаях:

  • по товарно-материальным ценностям одного и то же наименования;
  • у одного и того же материально ответственного лица;
  • за один и тот же отчетный период;
  • в тождественных количествах.

Обо всех фактах допущенной пересортицы материально ответственные лица дают письменные объяснения комиссии. Если после зачета по пересортице все же окажется недостача имущества, то нормы естественной убыли комиссия обязана применять только по тому его наименованию, по которому установлена действительная недостача. Сумма превышения стоимости недостающих ценностей по результатам зачета над стоимостью ценностей, оказавшихся в излишке, подлежит отнесению на виновных лиц. Дт сч.73-2 Расчеты Кт сч.94 с персоналом по возмещению материального ущерба Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации. Недостающие и испорченные товарно-материальные ценности сверх норм естественной убыли относятся в начет виновных лиц при подтверждении их вины. Если вина их не установлена или судебные органы отказали в возмещении ущерба с указанных лиц, то убытки от недостачи имущества списываются на финансовые результаты организации. При получении письменного согласия материально ответственного лица с допущенной недостачей и по согласованию с руководителем предприятия возмещение ее может осуществляться следующими способами:

ежемесячно удерживается из заработной платы часть недостачи до полного погашения

Дт сч.70 Кт сч.73

внесение в кассу суммы недостачи материально ответственным лицом Дт сч.50 Кт сч.73

Результаты инвентаризации отражаются в текущем учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация. Результаты годовой инвентаризации подлежат отражению в годовом бухгалтерском учете. Излишки увеличивают доход предприятия. Недостачи в пределах норм естественной убыли относят на расходы отчетного периода, сверх норм — к взысканию с виновных лиц.

Как правило, инвентаризация материальных ценностей, денежных средств, денежных документов, бланков строгой отчетности проводится внезапно, а основных средств, незавершенного производства, капитального строительства, расчетов и других статей баланса — по состоянию на 1-е число месяца.

Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств.

Инвентаризация основных средств.

До начала инвентаризации рекомендуется проверить наличие и состояние инвентарных карточек, описей и других регистров аналитического учета; наличие и состояние технических паспортов и технической документации; наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду. При отсутствии надлежаще оформленных документов необходимо обеспечить их получение или оформление. При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами. Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с прямым назначением объекта. Основные средства, которые на момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации, инвентаризируются до момента временного их выбытия. На основные средства, непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, составляется отдельная опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности. Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.

Инвентаризация нематериальных активов.

При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить наличие документов, подтверждающих права организации на его использование, правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.

Инвентаризация финансовых вложений.

При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаци1, а также предоставленные другим организациям займы. Устанавливается правильность оформления ценных бумаг, реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг, сохранность ценных бумаг. Инвентаризация ценных бумаг проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе. Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными описей, хранящихся в бухгалтерии организации. Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставленные другим организациям, должны быть подтверждены документами.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей.

Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных. Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении. После проверки ценностей вход в помещение не допускается до окончания инвентаризации. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственного лица без проверки их фактического наличия. Товарно-материальные ценности, поступающие во время инвентаризации, принимаются в присутствии членов комиссии и заносятся в отдельную опись. Описи составляются отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций.

Инвентаризация незавершенного производства и расходов будущих периодов.

При инвентаризации незавершенного производства в организациях, занятых промышленным производством, необходимо определить фактическое наличие заделов и не законченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве, фактическую комплектность незавершенного производства, выявить остаток незавершенного производства. Проверка заделов незавершенного производства производится путем фактического подсчета, взвешивания, перемешивания. Описи составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению с указанием наименования заделов, стадии их готовности количества. По незавершенному капитальному строительству в описях указываются наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту.

Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности.

Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденных решением Совета директоров ЦБ РФ. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы. Проверка фактического наличия бланков строгой отчетности производится по видам бланков, с учетом начальных и конечных номеров, а также по каждому месту хранения.

Инвентаризация расчетов.

Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Проверке должен быть подвергнут счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по товарам, оплаченным, но находящимся в пути. При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования.

Инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов.

При инвентаризации резервов предстоящих расходов и платежей проверяется правильность и обоснованность созданных в организации резервов: на предстоящую оплату отпусков работников; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; на выплату вознаграждений по итогам работы организации за год; расходов на ремонт основных средств; производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства и т.д..

Инвентаризация земель населенных пунктов производится по кадастровым кварталам, границы которых согласованы и установлены при проведении подготовительных работ.

По каждому кварталу формируется свое землеустроительное дело, которое пополняется необходимыми документами по мере выполнения работ. Инвентаризация земель в кадастровом квартале начинается с выполнения полевых работ и завершается камеральной обработкой и оформлением землеустроительного дела на традиционных бумажных носителях (папки) и в электронном виде. Работы по инвентаризации земель можно выполнять одновременно с полевым кадастровым дешифрованием по увеличенным аэрофотоснимкам или использовать контурные кадастровые планы наземных съемок необходимого масштаба. При полевых работах в процессе полевого кадастрового дешифрирования необходимо уточнить: сведения о землепользователях (землевладельцах) земельных участков; наличие документов, которые удостоверяют право на землю; сведения из документов, удостоверяющие физическое или юридическое лицо; целевое назначение земель, их площадь по документам и фактическая.

Выявляют спорные границы, устанавливают обременения и ограничения по использованию земельных участков (сервитуты) для обеспечения проездов, проходов, доступа и сохранения подземных и наружных инженерных коммуникаций, сохранения озеленения, установки ограждения и заборов. Весь этот перечень работ выполняют с учетом Правил застройки города, поселка и градостроительных норм и правил.

Все собранные и уточненные сведения заносят в журнал полевого кадастрового дешифрирования или в соответствующие формы и таблицы.

По результатам натурных обследований, произведенных в ходе полевых работ, вычисляют предварительные площади участков всех землепользователей в установленных границах. В землеустроительное дело по кварталу включают:

  • список всех землепользователей (землевладельцев) с указанием площадей их участков по документам и по результатам обследования;
  • рабочий инвентаризационный план (схему) с предварительно нанесенными границами их землепользовании (землевладений);
  • список пользователей земель без оформленных прав или с просроченными на то правами, включая случаи самовольного строительства или захвата участка;
  • земли, не используемые или нерационально используемые;
  • выявленные несоответствия фактического использования земель по целевому назначению и режиму использования.

По материалам обследования и собранным документам в пределах каждого квартала в случаях отсутствия четких границ землепользований <#»879923.files/image001.gif»>

  • Рис. План местности

При построении топографических карт используют масштабные и внемасштабные условные знаки, которые показывают местоположение объектов и передают их качественные и количественные характеристики. Основные элементы местности (реки, озёра, населённые пункты — прим. от geoglobus.ru) изображаются в действительных очертаниях и размерах в соответствии с масштабом карты. Внемасштабными знаками отмечают какие-либо заметные объекты на местности — башни, отдельно стоящие деревья, колодцы, родники и т.д. Рельеф на топографических картах изображают горизонталями, на реках указывают направление и скорость течения, леса окрашивают в зелёный цвет, а пашню оставляют незакрашенной.

Топографические карты служат основным источником информации о местности и используются для её изучения, определения расстояний и площадей, дирекционных углов, координат различных объектов и пр. Они широко применяются в военном деле при подготовке к учениям, маневрам и боевым действиям, планировании передвижения войск, определении координат огневых позиций и т.д. Необходимы топографические карты и путешественникам.

Азимут — это угол, образуемый в данной точке на местности или на карте между направлением на север и направлением на какой-либо предмет. Различают истинный и магнитный азимуты. Если в качестве начального направления берут магнитный меридиан, то получается магнитный азимут; а если истинный (проходящий через полюса Земли — прим. от geoglobus.ru), то азимут получается истинный.

Как составить план местности? В первую очередь необходимо выбрать точку, откуда весь участок, который вы хотите нанести на план, будет хорошо виден. Затем выберите масштаб и сориентируйте планшет с помощью компаса на север, в верхнем углу плана нарисуйте стрелку, направленную вверх, и подпишите рядом букву «С» — направление на север. На плане обозначьте точку, с которой производится съемка, и нанесите на него основные ориентиры местности, например мост через реку или большое дерево. Далее с помощью компаса измеряйте азимут каждой точки, которую вы хотите нанести на план, и, пользуясь транспортиром, отмечайте на плане соответствующий угол. При этом каждый раз проводите в данном направлении вспомогательную сплошную линию, на которой откладывайте длину отрезка от «полюса» съёмки до искомой точки (измеренное на местности расстояние переводите в сантиметры в соответствии с избранным масштабом — прим. от geoglobus.ru).

Далее с помощью условных знаков укажите все объекты — реку, озеро, лес, луг, болото, сад, пашню, овраг и т. п. В заключение подпишите необходимые названия, заголовок плана и укажите выбранный масштаб.

Чем отличается план от карты? План вычерчивается в более крупном масштабе, чем карта. При создании плана не учитывается кривизна поверхности Земли, а карта строится согласно выбранной картографической проекции. На картах есть градусная сетка, а на планах её нет. На карте стороны горизонта определяют по направлениям параллелей и меридианов, а на плане верх чертежа считается направлением на север, нижняя рамка — направлением на юг, левая — на запад, а правая — на восток. На плане местность изображена очень подробно, а на карте указываются только крупные объекты — равнины, горы, города, реки и т.д.

Земельно-имущественные отношения 1

Рис. Топографическая карта

Номенклатура топографических карт и планов

Номенклатура — система разграфки и обозначений топографических планов и карт.

В основу номенклатуры карт на территории Российской Федерации положена международная разграфка листов карты масштаба 1:1 000000 (рис.5.6).

Для получения одного листа карты этого масштаба земной шар делят меридианами и параллелями на колонны и ряды (пояса).

Меридианы проводят через каждые 6°. Счет колонн от 1 до 60 идет от 180° меридиана от 1 до 60 с запада на восток, против часовой стрелки. Колонны совпадают с зонами прямоугольной разграфки, но их номера отличаются ровно на 30. Так для зоны 12 номер колонны 42 (табл. 5.1).

Параллели проводят через каждые 4°. Счет поясов от А до W идет от экватора к северу и югу (табл. 5.2).

В пересечении таких колонн и рядов (поясов) образуются листы карт масштаба 1:1 000 000. Номенклатура одного из таких листов складывается из буквы ряда и номера колонны: T-44, S-48. Размеры такого листа 6° по долготе и 4° по широте.

Земельно-имущественные отношения 2

Рис. Номенклатура карт масштаба 1:1 000 000

Таблица Номера колонн

колонна

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

от

6

12

18

24

30

36

42

48

54

60

до

12

18

24

30

36

42

48

54

60

66

колонна

42

43

44

45

46

47

49

50

51

52

от

66°

72

78

84

90

96

102

108

114

120

126

до

72°

78

84

90

96

102

108

114

120

126

132

Таблица Номера рядов

рядABCDEFGHIJK

от

4

8

12

16

20

24

28

32

36

40

до

8

12

16

20

24

28

32

36

40

44

ряд

L

M

N

O

P

Q

R

S

T

U

V

от

44°

48

52

60

64

68

72

76

80

84

до

48°

52

56

60

64

68

72

76

80

84

88

Для получения карты масштаба 1:500 000 лист миллионной карты делят на четыре листа и обозначают прописными буквами русского алфавита А. Б, В, Г (рис.5.7).

Номенклатура такого листа складывается из номенклатуры листа масштаба 1:1 000 000 и буквы листа 1:500 000 (Т-44-Б).

Размеры такого листа 3° по долготе и 2° по широте.

Земельно-имущественные отношения 3

Рис. Номенклатура карт масштаба 1:500 000

Для получения карты масштаба 1:300 000 лист карты масштаба 1:1 000000 делят на 9 частей и обозначают римскими цифрами I — IX (рис.5.8).

Номенклатура такого листа складывается из цифры листа 1:300 000 и номенклатуры листа масштаба 1:1 000 000 (III-Т-44).

Размеры такого листа 2° по долготе и 1° 20

  • по широте.

Земельно-имущественные отношения 4

Рис. Номенклатура карт масштаба 1:300 000

Для получения карты масштаба 1:200 000 лист карты масштаба 1:1 000 000 делят на 36 частей и обозначают римскими цифрами I — XXXVI (рис.5.9).

Номенклатура такого листа складывается из номенклатуры листа масштаба 1:1 000 000 и цифры листа 1:200 000 (Т-44-ХХXVI).

Размеры такого листа 1° по долготе и 40

  • по широте.

Земельно-имущественные отношения 5

Рис. Номенклатура карт масштаба 1:200 000

Для получения карты масштаба 1:100 000 лист карты масштаба 1:1 000 000 делят на 144 части и обозначают арабскими цифрами 1 — 144 (рис.5.10).

Номенклатура такого листа складывается из номенклатуры листа масштаба 1:1 000 000 и цифры листа 1:100 000 (Т-44-25).

Размеры такого листа 30

  • по долготе и 20
  • по широте.

Земельно-имущественные отношения 6

Рис. Номенклатура карт масштаба 1:100 000

Дальнейшее деление карт на более крупный масштаб ведется на основе листа карты масштаба 1:100 000 (рис.5.11).

Для получения карты масштаба 1:50 000 лист карты масштаба 1:100 000 делят на 4 части и обозначают прописными буквами русского алфавита А. Б, В, Г. Номенклатура такого листа складывается из номенклатуры листа масштаба 1:100 000 и буквы листа 1:50 000 (Т-44-25-Б).

Размеры такого листа 15

  • по долготе и 10
  • по широте.

Для получения карты масштаба 1:25 000 лист карты масштаба 1:50 000 делят на 4 части и обозначают строчными буквами русского алфавита а, б, в, г. Номенклатура такого листа складывается из номенклатуры листа масштаба 1:50 000 и буквы листа 1:25 000 (T-44-25-А-а).

Размеры такого листа 7¢30² по долготе и 5

  • по широте.

Лист карты масштаба 1:10 000 получается делением листа карты масштаба 1:25 000 на 4 части и обозначают цифрами 1, 2, 3, 4. Номенклатура такого листа складывается из номенклатуры листа масштаба 1:25 000 и цифры листа 1:10 000

(T-44-25-А-г-4).

Размеры такого листа 3¢45² по долготе и 2¢30² по широте.-25 (1:100 000)

Земельно-имущественные отношения 7

Рис. Номенклатура карт масштабов 1:50 000 ÷ 1:10 000

Для получения карты масштаба 1:5 000 лист карты масштаба 1:100 000 делят на 256 части и обозначают цифрами 1-256 (рис.5.12).

Номенклатура такого листа складывается из номенклатуры листа масштаба 1:100 000 и в скобках цифры листа 1:5 000, например T-44-25 (252).

Для получения карты масштаба 1:2 000 лист карты масштаба 1:5000 делят на 9 частей и обозначают строчными буквами русского алфавита а — и (рис.5.13).

Номенклатура такого листа складывается из номенклатуры листа масштаба 1:5 000 и буквы листа 1:2 000, например T-44-25 (252-а).

Земельно-имущественные отношения 8

Рис. Номенклатура карт масштаба 1:2 000

Для топографических планов, создаваемых на участках площадью менее 20 км2, применяется прямоугольная разграфка. В основу этой разграфки положен планшет 1:5000 с размерами рамок 40´40 см, обозначаемый арабскими цифрами, например 6 (рис.5.14).

Ему соответствует 4 листа 1:2000, каждый из которых обозначается присоединением к номеру масштаба 1:5000 одной из четырех заглавных букв А, Б, В, Г, например 6-Г.

(1:5000)

Земельно-имущественные отношения 9

Рис. Номенклатура планов масштабов 1:5 000÷1:500

План масштаба 1:2000 делится на четыре плана масштаба 1:1000, они обозначаются римскими цифрами I, II, III и IV, например 6-Б-II.

План масштаба 1:2000 делится на 16 листов масштаба 1:500, они обозначаются арабскими цифрами 1 — 16, например 6-В-15.

Для масштабов 1:2000, 1:1000 и 1:500 размеры рамок 50´50 см.

Информационное обеспечение процесса оценки

Для определения объема требующейся информации необходимо:

  • Изучить договор об оценке (техническое задание на проведение работ).

  • Провести интервью с заказчиком и собственником.
  • Провести осмотр и техническую экспертизу объекта.

Договор об оценке является основанием для проведения оценки объекта. Техническое задание определяет цель оценки, объем работ.

В интервью с заказчиком оценщик получает устное описание объекта оценки, специфики его постройки и функционирования, описание окружения объекта, что позволяет составить приблизительный перечень необходимых исходных данных.

Информацию, необходимую для проведения процесса оценки объекта недвижимости, можно условно представить в виде схемы (рис.).

Земельно-имущественные отношения 10

Сбор и анализ внешней информации проводится в следующей последовательности: общая , специальная.

Общая информация необходима для изучения состояния и общих тенденций функционирования экономики и рынка недвижимости. Это информация описательного характера, которая используется непосредственно для определения величины рыночной стоимости.

Пример общей информации:

Гостиничный рынок Москвы поляризован между высококласс ными отелями и стандартными гостиницами, построенными в советские времена. Количество гостиниц среднего уровня комфортности очень ограничено. Большинство высококлассных отелей было построено или от ремонтировано в течение последних 6 лет, уровень их отделки и удобств очень высок.

Специальная информация представлена, как правило, в виде цифр, используемых для расчетов в том или ином методе.

Пример специальной информации:

Спрос на услуги гостиниц, выражаемый в количестве проданных номеров, растет параллельно росту предложения и увеличивается в среднем на 5% в год. Усредненная цена номера снизилась со 150 долл. США и составила на дату проведения оценки 130 долл. США.

Формирование массива внешней информации начинается со сбора макроэкономических данных и исследования общего состояния национальной экономики.

На макроэкономическом уровне исследуются:

  • Экономические показатели:
  • темпы экономического роста;
  • уровень инфляции;
  • индекс деловой активности;
  • изменение ставок процента и кросскурса национальной валюты;
  • уровень доходов населения и другие факторы.
  • Политические и социальные факторы:
  • стабильность и прогнозируемость политической ситуации;
  • доверие правительству;
  • приближение выборов и прогнозируемость их результата, и др.

Основные источники внешней информации:

  • Программы Правительства и прогнозы.
  • Данные государственных организаций (например, Государственного комитета по статистике).

  • Исследования международных финансовых организаций (таких как Всемирный Банк, Международный Валютный Фонд).

  • Аналитические обзоры информационных агентств (информационное агентство АК&М, РосБизнесКонсалтинг , Финмаркет ).

  • Электронные информационнопоисковые системы.
  • Периодическая экономическая печать.

Анализ конъюнктуры рынка недвижимости. После проведения анализа макроэкономической информации оценщику предстоит проанализировать конъюнктуру и перспективы развития рынка недвижимости. Исследование конъюнктуры и перспектив развития рынка недвижимости — это процесс сбора внешней информации (общей информации о рынке недвижимости) и внутренней информации (непосредственно име ющей отношение к объекту оценки).

Необходимая информация. Для комплексного информационного обеспечения процесса оценки и проведения расчетов необходимо собрать и проанализировать данные по конкретному сегменту рынка недвижимости и смежных рынков:

  • Общее состояние и динамика цен на рынке недвижимости.
  • Динамика коэффициента загрузки;
  • Нормативноправовая база, регулирующая отношения земель ной собственности, состояние рынка земельных участков, цена приобре тения прав собственности (прав аренды) на земельные участки, размер арендной платы за землю.
  • Рыночная ситуация на определенном сегменте рынка:
  • состояние и перспективы развития сегмента рынка;
  • цены и условия осуществления сделки аренды/купли-продажи сопоставимых объектов, их подробное описание;
  • уровень эксплуатационных затрат;
  • среднерыночный уровень занятости недвижимости;
  • уровень возможных прочих доходов;
  • налоговое окружение.
  • Затраты на воспроизводство/замещение объекта оценки:
  • укрупненные показатели восстановительной стоимости зданий и сооружений, укрупненные показатели стоимости строительства;
  • сметы, прейскуранты и строительные нормативы проектных и строительных организаций;
  • индексы цен в строительстве;
  • удельные среднерыночные показатели стоимости строительства;
  • стоимость инженерных систем на единицу площади зданий, укрупненные показатели стоимости систем водоснабжения, кана лизации, пожаротушения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, электроснабжения;
  • прочая информация. Основные источники информации.
  • Специализированные справочники и программные комплексы (Сборники: Укрупненные показатели восстановительной стоимости;
  • Укрупненные показатели стоимости строительства;
  • Справочник оценщика: Промышленные здания, Жилые дома и Справочник Современные инженерные системы зданий компании КОИНВЕСТ).

  • Информация специалистов рынка недвижимости — риэлтеров, девелоперов , строителей, консультантов, компаний по управлению не движимостью (например, информационно-справочный бюллетень рынка недвижимости RWAY и другие).

  • Профессиональное сотрудничество, участие в выставках, конференциях, семинарах.
  • Интервью с собственником и управляющим объекта.

Использование электронных средств коммуникации в поиске информации возможно по прямым (о nline ) каналам информационных агентств REUTERS , АК&М, РосБизнесКонсалтинг и др.

Информационные агентства, специализирующиеся на предостав лении ценовой информации о рынке недвижимости, предоставляют по средством каналов INTERNET электронные версии своих изданий (например, ТРИГОН).

С помощью различных поисковых систем, например, RAMBLER ., можно просмотреть электронные странички (сайты) ведущих риэлтор ских компаний, содержащих информацию о ценах спроса и предложения различных сегментов рынка недвижимости.

В интернете есть информация, предоставляемая оценочными и риэлторскими компаниями. Преимущество риэлторских компаний заключается в наличии сформированной обширной информационной базы. В этой связи возникает объективная необходимость оценочных компаний в сотрудничестве как с риэлторскими , так и с другими компаниями, генерирующими информацию о сделках купли-продажи и аренды недвижимости. Формирование, постоянное пополнение и обновление собственной архивной информации оценщика облегчает процесс сбора необходимых данных.

В России разработаны программные продукты, например, программный комплекс VALMASTER. фирмы Исследовательский центр оценки активов для оценки сравнительным, доходным, затратным подходами. Однако использование таких программ затруднено из за отсутствия доступных статистических массивов ценовой формации.

Автоматизация затратного подхода реализована в программных продуктах компаний КОИНВЕСТ, Багира . Наибольшее распространение получили программные продукты компании КОИНВЕСТ. Программный комплекс Оценка промышленных зданий разработан в 1997 г. компанией КОИНВЕСТ на базе издания Справочник оценщика: Промышленные здания.

Программный комплекс Справочник оценщика: Жилые дома содержит информацию в одинаковом формате не только по зданиям представителям , но и по отдельным видам блок секций и элементов блокировки, что позволяет учитывать архитектурно-планировочные особенности оцениваемых объектов.

Внутренняя информация представляет собой совокупность характеристик самого объекта оценки:

  • данные о юридическом положении объекта;
  • данные о физических характеристиках объекта;
  • данные о состоянии земельного участка;
  • данные о сооружениях, входящих в состав недвижимости;
  • данные об имуществе, не являющемся недвижимым, но подлежащем оценке в составе последнего ;
  • данные о районе расположения оцениваемого объекта и его не посредственном окружении, отражающие влияние на величину стоимости объекта.
  • интервью с заказчиком/собственником объекта оценки, представителями технических служб, ответственных за эксплуатацию объекта;
  • внутренняя документация;
  • осмотр и техническая экспертиза объекта.

Необходимо подчеркнуть, что внутренняя информация в наибольшей степени отвечает требованиям достоверности.

Перед проведением осмотра объекта необходимо знакомство с имеющейся внутренней документацией:

  • юридическое описание объекта недвижимости и земельного участка (договора аренды земельного участка);
  • технические паспорта (паспорт Бюро Технической Инвентаризации) и сохранившиеся сметно-финансовые расчеты;
  • данные о частичном выбытии, демонтаже, капитальных вложениях.

Все данные, собранные оценщиком в ходе оценки, должны храниться в его личном архиве, иметь ссылку на источник, независимо от того, являлся ли он письменным или устным.

Оценщик имеет право полагаться на данные из областей, вы ходящих за рамки его профессиональной компетенции, полученные от специалистов других профессий, но, по мнению оценщика, заслуживающие доверия.

Оценщик обязан обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки объекта оценки, а также не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки объекта оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Осмотр объекта

Анализ проектной документации дает лишь общее представление о параметрах объекта. Более достоверным и полным источником информации о техническом состоянии объекта недвижимости должны служить результаты осмотра и материалы технической экспертизы. Без исчерпывающих сведений о техническом состоянии объекта недвижимости в целом, а также отдельных конструкций и инженерных систем невозможно сколько-нибудь эффективно рассчитать величину рыночной стоимости.

Перед началом осмотра следует:

  • ознакомиться с имеющейся технической документацией по объекту;
  • провести интервью с представителями технических служб, ответственных за эксплуатацию объекта.

Изучение технической документации позволяет установить:

  • основные изменения, внесенные в проект;
  • проводилась ли реконструкция;
  • аварии на объекте и мероприятия, осуществленные для ликвидации последствий аварий.

Осмотр объекта следует проводить совместно с представителем, ответственным за техническое состояние объекта.

При осмотре необходимо обращать внимание на наличие маяков, марок и т.д., по которым фиксируются дефекты в конструкциях. Необходимо отметить в отчете, в каком состоянии находится оцениваемый объект: в эксплуатации, на консервации, охраняется, функционируют ли основные системы инженерного оборудования и т.д. Необходимо учитывать, что стоимость объекта уменьшается в результате износа и обветшания по сравнению с вновь построенным и принятым в эксплуатацию.

Практика показывает, что часто оценщикам приходится сталкиваться с объектами, на которых практически в течение нескольких лет не проводилось никаких ремонтов, а условия эксплуатации зачастую не соответствуют проектным в силу целого ряда экономических факторов. В практике работы оценщики могут столкнуться с различными случаями нарушения нормального эксплуатационного состояния конструкций, поэтому следует обращать особое внимание на своевременное выполнение профилактических, планово-предупредительных и капитальных ремонтов.

Основная задача оценщика при осмотре оцениваемого объекта — определение его физического износа. При этом данные по фактическому состоянию конструкции являются исходными для определения этой характеристики. Вопросы измерения накопленного износа будут рассмотрены в главе, посвященной затратному методу.

При визуальном осмотре необходимо:

  • провести фотографирование всего объекта, а также отдельных его частей, блоков, этажей, помещений и т.д.;
  • зафиксировать все виды повреждений и дефектов, (например, образование трещин, места фильтрации воды в подземных сооружениях, провалы грунта, изъяны в отделке, отсыревание стен и т.д.)

Для расчетов восстановительной стоимости необходимо использовать техническую документацию по объекту. Рекомендуется оформить акт о передаче технической документации с указанием номеров чертежей, проектов и т.д. В отчете об оценке необходимо указывать источники, на основе которых определялись основные параметры оцениваемого объекта.

По окончании работ эта техническая документация должна по акту возвращаться Заказчику.

Практика показывает, что при анализе исходных данных необходимо проводить сверку данных учета объектов недвижимости с их фактическим составом. Иногда на предприятии один и тот же объект в инвентарных ведомостях учитывается под разными наименованиями.

Исходными данными для проведения подготовительных работ являются данные по последней инвентаризации основных фондов.

Необходимо установить точное наименование оцениваемого объекта в соответствии сданными бухгалтерского учета и в отчете избегать использования различных наименований одного и того же объекта оценки. Часто такой анализ позволяет уже на стадии сбора исходных данных выявить целый ряд неточностей, которые приводят к необоснованно завышенным значениям восстановительной стоимости.

Необходимо указывать дату проведения оценки в соответствии с Законом Об оценочной деятельности и стандартами. Дата проведения оценки соответствует дате посещения и осмотра объекта. Если в процессе оценки оценщик посещал объект несколько раз, то под датой проведения оценки понимается дата последнего посещения объекта с целью проведения осмотра и сбора исходных данных.

При заключении договора на проведение работ по оценке необходимо включать пункт, по которому Заказчик обеспечивает возможность доступа на объект оценки и предоставляет всю необходимую информацию для проведения работ по оценке. Если проводятся работы на объектах повышенной опасности, оценщик должен обратить внимание на соблюдение правил техники безопасности на данном предприятии.

Описание объекта оценки при составлении отчета. Описание района, земельного участка и оцениваемого строения — обязательная часть отчета об оценке. Основная цель данного описания — выявление всех достоинств и недостатков оцениваемого объекта. Отчет должен быть понятен любому читателю, а исходные данные, которые затем их пользуются в расчетах, должны быть подтверждены доступными для проверки источниками. В настоящее время отсутствуют какие-либо стандарты по описанию объектов недвижимости, но в практике проведения оценки сложился определенный порядок описания объекта оценки.

Описание района, в котором расположен объект, зависит от целей оценки. При описании района необходимы данные по экономической , демографической, социальной, экологической ситуаций. Если район от носится к исторической зоне, то в описании приводят краткую историческую справку. Кроме того, в данном разделе приводят данные по административному делению, указывают наименование города, административного района, префектуры и т.д., что необходимо для определения режима землепользования, ставок земельного налога, нормативной цены земли. В этом разделе также проводится предварительный анализ состояния рынка недвижимости, тенденций в его развитии, что необходимо для анализа наилучшего использования земельного участка. Кроме того, в этом разделе приводится описание транспортных узлов, магистралей, развитости инфраструктуры, дается краткая характеристика основных транспортных и пешеходных потоков, приводится любая доступная информация, которая позволяет оценить достоинства и недостатки района с точки зрения изменения стоимости оцениваемого объекта.

Описание земельного участка и прилегающих территорий — это описание границ земельного участка, данных по прилегающим участкам, описание характера застройки, данных по благоустройству территории и т.д. Данные по земельному участку выделяются в отдельные подразделы:

  • размеры земельного участка;
  • форма земельного участка;
  • рельеф и почвы;
  • землепользование.

Описание здания (сооружения) рекомендуется начинать с указания источников, используемых при проведении оценки (паспорта на объекты, типовые проекты, номера чертежей и т.д.).

Описание объекта включает:

  • наименование объекта;
  • год постройки;
  • дату последнего капитального ремонта;
  • общую площадь;
  • полезную площадь;
  • количество этажей;
  • описание состава помещений с указанием площади, количества, например, номеров в гостинице, посадочных мест в ресторане и т.д.;
  • описание основных конструктивных элементов, отделки и инженерного оборудования.

При описании основных конструктивных особенностей объекта рекомендуется указать основные дефекты по объекту, отметить особенности конструктивной схемы, указать фактическое использование объекта на дату проведения оценки.