Нормальные, не изломанные жизнью, не больные (именно о таких рассказывает Н. Носов) дети, конечно, в своем вихре открытий, чаще всего так деятельны, что деятельность эта проявляет все нюансы противоречий между желанием и возможностями ребенка. Это порождает массу недоумений, вопросов, удивлений.
Все это чувствует и передает писатель, поэтому его книги прежде всего глубоко правдивые произведения доброго, любящего человека, для которого детство самоценно. В нем все значимо. Все мило. Все дорого. Все приятно и, не побоимся слов, празднично, то есть весело. Детство — счастье. Задача взрослых — понять это и сделать миг детства счастливым, способствовать, чтобы праздничность детства сохранилась. Помочь ей перейти в отрочество, юность и задержать на всю жизнь.
Просто веселых людей много разного рода. Есть весельчаки, стремящиеся рассмешить детей плоскими и пошленькими анекдотами или злыми, черными шутками.
Н. Носов не старается рассмешить. Он показывает правдиво мирхороших, нормальных детей. Этот мир прекрасен. Этот счастливый мир богат светом, жаждой жизни и, конечно, юмором.
Такова именно эстетика Н.Носова: за внешней комедийностью он видит и помогает увидеть нам прекрасное, доброе в любимых писателем героях: Косте Шишкине, Мишке и Коле, которым так и не удалось насладиться своей кашей, в Вите Малееве и его друзьях, в Незнайке со всей его сказочно прекрасной компанией…
Многие юмористические рассказы В. Драгунского широко известны и спустя годы не утратили после публикации своей прелести, тонкого юмора, особой деликатности. Это такие рассказы, как: «Волшебная сила искусства», «Жвачник», «Марина Влади с Разгулян», «Старая шутка», «Знатная фамилия», «Русалочий смех», «Дачурка». «Волшебная сила искусства» это не только рассказ, но, как оказалось впоследствии, после того как он был опубликован, — и готовый сценарий для кинофильма, с законченным драматургическим сюжетом, с ярко выписанными характерами. История и смешная, и немного грустная, великолепная по узнаванию. Каждая страница его рассказов дышит достоверностью, искренностью, вызывает живой читательский интерес и чувство сопереживания.
Всегда считалось, что «Денискины рассказы» предназначены только для детей. Их издавали в Детгизе, «Малыше» в красочных обложках, с рисунками. Но, пожалуй, редко кто задумывался над тем, что они в равной степени адресованы и взрослым. Многие из этих рассказов написаны с таким подтекстом и так раскрывают отношения между детьми и взрослыми, что они по праву могут стать еще и книгами для взрослых. Характер рассказчика накладывает своеобразный отпечаток на манеру изложения событий, на стиль речи и размышлений основного персонажа.
ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ...
... ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ПОСРЕДСТВОМ ... дошкольного детства для ... работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, ... детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования. Методы ...
В произведениях Драгунского часто встречаются и перевертыши. Перевертыши помогают раскрыть психологию ребенка, показать его чувства, переживания.
Вот Дениска мечтает о том, чтобы он сказал маме за обедом, если бы они поменялись ролями: «Ты почему это завела моду без хлеба есть? Вот еще новости! Ты погляди на себя в зеркало, на кого ты похожа? Вылитый Кощей! Ешь сейчас же, тебе говорят!» И она быстро стала есть, опустив голову…» Пародийность этой воображаемой сценки становится тем более доступной ребятам, что в конце рассказа все опять поставлено с головы на ноги, и мать уже наяву точно так же обращается с Дениской, как он собирался это делать, если бы все вокруг на свете было устроено наоборот.
Комические ситуации в рассказах Драгунского в большинстве случаев не создаются искусственно, а обусловлены психологическими особенностями детского мышления, свойственной детям эмоциональной возбудимостью, что отражается в их речи. Дениске очень хотелось участвовать в создании школьного живого уголка. Мальчик полностью погружен в эту заботу, и ему представляется, что всем она должна быть понятна. Вот он прибежал из зоомагазина домой за деньгами: «Мама, кричи ура! На Арбате дают белых мышей». Уже то, что после слова дают, которое домохозяйки обычно употребляли в советское время по отношению к дефицитным и очень необходимым товарам, следуют белые мыши, вызывает смех. А потом, когда этот живой «товар» был продан и Дениска остался ни с чем, он огорченно говорит продавщице: «Плохо вы снабжаете население мышками первой необходимости». И это неожиданное вторжение в речь Дениски где-то подслушанной им деловой, официальной лексики тоже комично.
Юмористические недомолвки в рассказах Драгунского могут быть следствием того, что одно из действующих лиц не знает о проказах другого и употребленный им фразеологизм неожиданно приобретает конкретный смысл. В одном из рассказов клоун восклицает: «Ну и мальчик! Выиграл «Мурзилку», а сам молчит, будто воды в рот набрал!» И это смешно потому, что мальчик только что действительно через силу выпил бутылку ситро, чтобы весить ровно 25 кило и по условиям конкурса выиграть годовую подписку детского журнала.
Это доступный детям образец того, что одни и те же сочетания слов могут употребляться и как фразеологизмы, и в своем прямом значении.
Комично в рассуждении ребенка и сочетание необычного, фантастического со строго реальным. Например, дети говорят о чудесах в цирке, о том, что там глотают лягушек, а один добавляет: «И крокодилов тоже!» — «Ты, Мишка, видно, с ума сошел! — возмущается Дениска. — Как ты будешь есть крокодила, когда он жесткий. Его нипочем нельзя прожевать».
Писатель очень тонко подмечает манеру разговора детей, с большой любовью описывает их характеры, отношения друг с другом.
«Детская литература» — комплекс художественных произведений, который создается специально для детей, с учетом психофизиологических особенностей возраста. Детская литература создается по тем же законам художественного творчества, по каким создается и вся литература, при этом имея существенные признаки.
Эволюция учебной книги в русской литературе для детей и юношества. ...
... то есть круг произведений, читаемый детьми. Бесспорно и воспитательное значение детской литературы. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными ... кирилловского алфавита, затем приводится «впятословие», так русские книжники называли позднее алфавит, данный в ... Сказания». Из 73 сохранившихся рукописных списков XIV - XVIII веков более половины древнерусского происхождения. «Сказание о ...
Художественная литература — искусство письменного слова. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки.
Основные функции детской литературы: познавательная, педагогическая (обучающая), нравственная, коммуникативная, воспитательная, компенсаторная, развлекательная.
Оба писателя безмерно любят и уважают детей, их мнения, взгляды. Они изучают психологию и «подсматривают» за поведением подрастающего поколения. Их интересуют рассуждения и мотивы, побуждающие ребят к тем или иным действиям. В своих произведениях с помощью тонкого юмора они заставляют читателя оглянуться, сравнить себя с героями рассказов, пересмотреть свои поступки и отношение к окружающим людям. Их произведения ненавязчиво намекают на различные недостатки, которые характерны в детском возрасте и возможность их исправить.
Произведения Н.Н. Носова и В.Ю. Драгунского легко читаются детьми, а потому очень ими любимы.
1. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество: Учеб. / В.П. Аникин. — М.: Высш. шк., 2001. — 726 с.
2. Арзамасцева, И.Н. Детская литература / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. — 6-е изд., испр. — М.: Академия, 2009. — 574 с.
3. Гриценко, З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / З.А. Гриценко. — М.: Академия, 2008. — 312 с.
4. Гриценко, З.А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению: учебное пособие / З.А. Гриценко. — М.: Академия, 2008. — 222 с.
5. Детская литература. Выразительное чтение: Практикум: учебное пособие по специальности «Дошкольное образование» / О.В. Астафьева [и др.]. — М.: Академия, 2007. — 270 с.
6. Детская литература: учебник / Е.Е. Зубарева [и др.] — М.: Высшая школа, 2004. — 550 с.
7. Детская литература: учебник для студ. сред. проф. учеб заведений / Е.О. Путилова и [др.]. — М.: Академия, 2008. — 384 с.
8. Детская литература: Хрестоматия с основами литературоведения / Сост. A.B. Дановский. — М.: Академия, 1996. — 640 с.
9. Зарубежная детская литература: учеб. пособие для сред, и высш. пед. учеб. заведений / Н.В. Будур [и др.] — М., 1998. — 304 с.
10. Зарубежные детские писатели в России / Е.Р. Боровская и [др.]. — М.: Флинта: Наука, 2005. — 517 с.
Кабанова И.В. Зарубежная литература. Пособие для учащихся. “Опыты” М. Монтеня
... автором. Родоначальник эссе — французский писатель Мишель Монтень (1533–1592 гг.). После публикации его книги “Опыты” (от фр. “Les Essais” — опыты) в 1580 году жанр эссе начал стремительно распространяться в других литературах ... подвижное, о котором нельзя составить устойчивое и единообразное представление, рождает необходимость новых литературных форм, новых приемов изложения. Монтень в себе самом ...
11. Зарубежные детские писатели: сто имен: биобиблиографический справочник / Г.Н. Тубельская,- М.: Школьная библиотека, 2005. — 271 с.
12. Зарубежные писатели: Библиографический словарь. В 2 ч. / Под ред. Н.П. Михальской. — М.: Просвещение: АО «Учеб лит.», 1997. 4.1. A-JI. — 476 е.; 4.2. М-Я. -448 с.
13. Зиман, Л.Я. Зарубежная литература для детей и юношества: учебное пособие / Л.Я. Зиман. — М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.-287 с.
14. Кудрявцева, Л.С. Художники детской книги: Пособие для сред, и высш. пед. учеб. заведений / Л.С. Кудрявцева. — М.: Академия, 1998. — 204 с.
15. Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / Сост. Л.В. Соколова. — М.: Просвещение, 1996. — 238 с.
16. Минералова, И.Г. Детская литература: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.Г. Минералова. — М.: Владос, 2005. — 174 с.
17. Мировая детская литература: учеб. пособие для сред, пед .учеб. заведений / Т.Е. Автухович [и др.]. — Минск: Л1таратура i мастацтва, 2010. — 326 с.
18. Мировая детская литература: хрестоматия: учебное пособие для сред, учеб. заведений / Т.Е. Автухович [и др.]. — Минск: Ллтаратураiмастацтва, 2010.-591 с.
19. Писатели нашего детства: 100 имен. Биограф, слов.: [В 3 ч.] /Авт.-сост. И.О. Воронова [и др.] — М.: Либерия, 1998-2000. — 4.1 — 1998,- 431 е.; 4.II- 1999. — 432 С.; Ч. III — 2000. — 512 с.
20. Ребенок и книга: Пособие для воспитателей детского сада / Л.И. Гурович, В.И. Логинова, В.И. Пирадова. — СПб.: Детство-пресс, 2004. — 127 с.
21. Русская литература для детей: учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / Т.Д. Полозова. — М.: Академия, 1998. — 506 с.
22. Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь / под ред. Г.А. Черной [и др.]. — М.: Флинта: Наука, 2001. — 512 с.
23. Тимофеева, И.Н. Дети. Время. Книга: пособие для руководителей детским чтением / И.Н. Тимофеева. — М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. — 407 с.
24. Тубельская, Г.Н. Детские писатели России: сто тридцать имен: биобиблиографический справочник / Г.Н. Тубельская. — М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007,- 391 с.
25. Сказочная энциклопедия / Сост. Н. Будур. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 608 с.
26 Сетин, Ф. И. История русской детской литературы, конец Х-первая половина XIX в. / Ф.И. Сетин. — М.: Просвещение, 1990. — 301 с. 27. Хрестоматия по детской литературе: учеб. пособие / Сост. И.Н. Арзамасцева [и др.]. — М.: Академия, 1997. — 538 с.
Учебное пособие: Литература: Учимся писать Рабочая тетрадь Изд. 2-е, доп
... можно разделить на следующие виды: – Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.) – Электронные образовательные ресурсы (часто ... Последовательность уроков предъявлена в логике экзаменационной работы по литературе на основе модульного принципа. 231 руб Пособие содержит теоретические сведения по всем темам, проверяемым на ...