Героический образ в поэзии Владимира Высоцкого

«В жизни всегда есть место подвигам»

Творчество Высоцкого сопровождает меня всю жизнь. Он «был невероятно популярен» . Я слушал его песни в раннем детстве вместо колыбельных. Его слова цитировали мне для пущей убедительности, чтобы доходчивее объяснить самые разные явления. Постоянно встречались газетные статьи и книги, фильмы и передачи о Высоцком.

Его любят мои родители. Вырастая, я и сам постепенно увлекся Высоцким и полюбил его песни. Но чем больше нравилось творчество Высоцкого, тем сильнее хотелось разобраться, что именно и почему мне нравится.

Проанализировав свои чувства, я понял, что самое сильное впечатление производят герои, от имени которых Высоцкий исполняет свои песни. Он создал целую галерею потрясающих образов. Это сильные личности, которые вызывают искреннее сочувствие и становятся образцами для подражания.

Разобравшись в этом, я решил обобщить свои выводы. В результате получилась данная работа. При его написании я ни разу не пожалел истраченного времени. Ведь удалось узнать много нового о Владимире Семеновиче, о людях и явлениях, которые его окружали. В каждой песне нашлось что-то важное, необходимое в жизни. Некоторые стихи Высоцкого я услышал и прочитал впервые. Изучение истории создания песен и стихов помогло лучше разобраться в их смысле. Ну, и конечно, был хороший повод еще раз переслушать Высоцкого, насладиться его удивительным творчеством.

И теперь мне очень хочется поделиться своими находками и впечатлениями с друзьями, одноклассниками, родителями, учителями – со всеми, кому интересно творчество Высоцкого. Но эта работа не только для них. Было бы интересно поспорить с теми, кто критикует «знаменитого барда». Нельзя исключать, что кто-то, прочитав мою работу, заинтересуется творчеством Высоцкого и найдет в этом творчестве что-нибудь интересное для себя и своих близких.

В стихах Владимира Семеновича тесно переплелись проблемы вечные и мимолетные. Но и те, и другие близки каждому из нас. Легко отыскиваются аналогии между собственной жизнью и поэтическими композициями. Это помогает находить решения в сложных положениях, отстаивать собственные взгляды и избегать грозящих неприятностей. Каждая песня – своеобразный урок, подсказка, как вести себя в трудную минуту, как победить обстоятельства.

Кроме того, «в его песнях – громадная позитивная энергия, которая обладает способностью передаваться другим и при этом не только не уменьшаться, но расти» .

Существует множество реальных историй и красивых легенд о том, как песни Высоцкого спасали людям жизнь, исцеляли безнадежно больных, помогали победить в самых безвыходных ситуациях. Думаю, эти истории и легенды правильно отражают благотворное влияние творчества Высоцкого на каждого из нас и на нашу жизнь в целом.

5 стр., 2269 слов

Законы в нашей жизни. Работа ученицы МБОУ СОШ№: г Азнакаево Шайхутдиновой. ...

... закона смогут потребовать от власти не только их защиты, но и служению не самим себе, а народу. Законы стоят на страже порядка, регулируют нашу жизнь. Правопорядок и закон ... теме Законы в нашей жизни. Работа ... сочинение, я узнала, что такое закон, где рождаются законы, кто создает законы. ... должен защищать закон, ... не иметь никаких обязательств. Но через какое-то время станет ясно, что отсутствие законов ...

«Великие люди – это метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век»

Владимир Семенович Высоцкий (25 января 1938 г. – 25 июля 1980 г.) «прожил короткую, неистовую жизнь, пролетел через нее, как метеор, оставив после себя пронзительно звучащий, ранящий след» .

«Может быть, любили его не все, но знали все» , – вспоминает знаменитая артистка театра на Таганке Алла Демидова.

Рассказывают, как в конце семидесятых годов XX века проводили социологический опрос на тему: самый популярный человек в СССР. Авторы опроса надеялись, что первым будет Ленин, Маркс или хотя бы Гагарин, но чаще других называли Высоцкого.

живой легендой и кумиром миллионов

Еще большая популярность и ни с чем несопоставимая слава пришли к нему после смерти, когда наконец-то разрешили публиковать стихи и распространять аудиозаписи. Одновременно с официальным признанием пришли награды (в том числе Государственная премия СССР 1987 года), а также мода на Высоцкого. Появились тысячи «друзей», которые стучат себя в грудь и кричат: «А я тоже был рядом! Я тоже был его другом! Я ему помогал!» .

Вот, что пишет об этом Р. Рождественский: «Давно уже замечено, что когда умирает известный человек, то число его «посмертных друзей» сразу же начинает бешено расти. Всегда находятся люди, жаждущие погреться в лучах чьей-нибудь посмертной славы. Тем более что обладатель этой славы уже не в силах никому возразить, не в силах что-либо опровергнуть». О том же пишет лучший друг поэта В. Золотухин.

Но бывали и другие времена.

В 1945 году для Советского Союза закончилось военное лихолетье. Наступил долгожданный мир. Сначала бурный и энергичный – послевоенное восстановление народного хозяйства, прекращение политических репрессий, реформы Никиты Хрущева и его смещение, покорение целины и космоса, подавление антисоветских выступлений в Венгрии и Чехословакии.

Потом наступила стабилизация: тишина и спокойствие – пресловутый брежневский «застой». Между танками в Праге (август 1968 год) и десантниками в Кабуле (декабрь 1979 год) – ни одного серьезного конфликта и никаких существенных изменений внутри страны и за ее пределами. Людям начинало казаться, что вообще ничего не происходит, что изо дня в день повторяется одно и тоже.

взбаламутил всю страну

А взбаламутить было непросто. Как пел сам Высоцкий:

Давно смокли залпы орудий,

Над нами лишь солнечный свет.

На чем проверяются люди,

Если войны больше нет?!

Не ухнет уже бронебойный,

Не быть «похоронке» под дверь

И, кажется, все так спокойно,

Негде раскрыться теперь.

Но, как писал режиссер Петр Тодоровский: «Когда все «понятно» и «правильно». У поэтов все «неправильно»» . Поэты – люди пламенных чувств – тихое время их раздражает и мучает. Они пытаются выйти за ограничительные рамки и попасть «в тот чудный мир тревог и битв».

5 стр., 2258 слов

Анализ стихотворений В.С. Высоцкого «Охота на волков» ...

... Высоцкого), что он перевоплощается в "нечеловеческих" и "неодушевленных" персонажей, создавая то, что мы называем психодраматической сверхреальностью. Кроме "ожившего" Памятника у него поют Конь ("Иноходец"), Волк ("Охота на волков"), Человек ... уязвим, он понимает, что никакое чудо его не спасет, рассуждает о жизни и смерти: «Чтобы жизнь улыбалась волкам - не слыхал, - Зря мы любим ее, однолюбы. Вот ...

«Если основываться только на фактах – такой реализм меня не устраивает… Я хочу петь про людей, которые находятся в самой крайней ситуации: в момент риска, когда они в следующую минуту могут заглянуть в глаза смерти либо у них что-то сломалось, произошло или они на самом пороге неизвестного. Короче, людей на самом краю пропасти, на краю обрыва или идущих по узкому канату », – говорил Высоцкий во время концертов.

Даже героиня его детской песенки девочка Алиса «ужасно скучает» («ужасается скучать»), «просто без сил» от обыденного однообразия и мечтает только об одном – попасть в мир «где все по-другому» . И если в сказке Льюиса Кэрролла главная героиня угодила в кроличью нору по причине чрезмерного любопытства, то у Высоцкого ее увлекла жгучая жажда перемен, а кролик – только повод. Алиса в песне не бежит, забыв все на свете, – она хорошо знает, куда и зачем спешит и понимает, что ей грозит наказание, но отчаявшаяся малышка согласна перенестись куда угодно и понести за это любое наказание.

Этой детской песенке более тридцати лет. Наше время нельзя назвать тихим и спокойным, но и сегодня каждый из нас легко поймет, как тяжело жить, когда нет ничего нового, интересного, необычного.

Гораздо грубее и жестче тема тоски и скуки звучит в серьезных песнях для взрослых:

Свет Новый не единожды открыт,

А Старый – весь разбили на квадраты.

К ногам упали тайны пирамид,

К чертям пошли гусары и пираты.

Пришла пора всезнающих невежд,

Все выстроено в стройные шеренги.

За скучные идеи платят деньги,

И больше нет на «Эврику» надежд.

По всему видно, что жизнь, лишенная романтики и неожиданных озарений, чрезвычайно нервирует Высоцкого. Он не может и не хочет сдерживаться – из его уст слетают откровенные ругательства («к чертям», «невежды»).

И это не единственная песня, бранящая жизнь без ярких впечатлений.

В другом стихотворении поэт сравнивает себя и своих современников с «навозными жуками» и «мелководными мальками» , которые живут только по видимости, а на самом деле влачат самое жалкое существование, очень похожее на смерть, когда «не будоражат ни паровозные свистки, ни пароходные гудки» .

В этом разлагающем спокойствии Высоцкий обнаружил угнетающий трагизм и полную безысходность. Даже смерть кажется ему чем-то лучшим, чем такое подобие жизни:

Но рано нас равнять с болотной слизью –

Мы гнезд себе на гнили не совьем!

Мы не умрем мучительною жизнью –

Мы лучше верной смертью оживем!

Именно поэтому он искал своих героев не там, где «все уютненько и спокойненько» , а там, где гремят выстрелы, бушуют стихии, рвутся сухожилья – властвует смерть. Поэт явно и непоколебимо придерживался темы, которую А.С. Пушкин вложил в уста Председателя «Пира во время чумы»:

Все, все, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья –

Бессмертья, может быть, залог!

конфликтная героика

не воспринимал героизм в рамках дозволенного

«Я с самого начала выступал против официоза, против однообразия. Я хотел делать что-то нервное, искреннее» , – говорил Владимир Семенович.

В отместку за это артисту Высоцкому запрещали играть персонажей, которые считались сугубо положительными. Ему навязывали роли людей испорченных, чаще всего врагов и злодеев. Но Высоцкий находил героическое даже в таких ролях.

8 стр., 3945 слов

Жизнь среди людей — 4 класс

... нескольких ярких примерах, почему человеку необходимо жить среди людей и общаться с ними, а также овладевать соответствующими знаниями и навыками, необходимыми для жизни. Чтобы стать полноценным человеком, недостаточно только родиться. ...

местом для подвигов

И удивительное дело, люди называли «настоящей правдой» метафорические истории, которых не было и быть не могло, чрезмерные гиперболы и самые настоящие сказки. В чем же состояла эта правда мало похожая на то, что происходило в действительности?

Думаю, многие люди мечтают о подвигах, считают себя способными на большее и жалеют, что нет хорошего повода для проявления выдающихся способностей. Мол, приходится заниматься пустяками, и нет места для подвигов. А в песнях Высоцкого героизм разворачивается во всей красе, поэтому здесь в любое преувеличение хочется верить так же сильно, как в самого себя. А простое описание обыкновенной жизни кажется скучным, противным и унизительным. В этом описании человек видит себя маленьким и ничтожным. А маленьким и ничтожным быть не хочется. Такая правда спросом не пользуется.

создал героический образ там, где в нем нуждались

Но и сегодня в каждом из нас живет герой. И когда не хватает духа совершить что-нибудь по-настоящему выдающееся, на помощь приходят песни Высоцкого. Одним они дают силы в тяжких испытаниях. Другим позволяют побыть в шкуре героя, ничем не рискуя и даже особо не напрягаясь. А третьим помогают разогнать тоску и скуку, будоража драматическими впечатлениями.

Именно поэтому творчество Высоцкого любят не только те, кто жертвует собой во имя светлых идеалов, но и те, кто ведет жизнь тихую и размеренную, считая чем-то героическим любой решительный поступок.

Нина Максимовна Высоцкая в одном интервью сказала, что творчество ее сына «надо принимать только как единое целое» . С нею солидарен Роберт Рождественский: «Высоцкий слышал мир во всей его целостности, во всем его неоглядном многообразии» .

целое, а не разрозненные части

А это означает, что Высоцкий хотя и писал небольшие стихотворения, но каждое из них воспринимал только как штрих, как деталь в том большом произведении, которое он создавал для своих современников и потомков. И каждый концерт становился своеобразным моделированием целого.

Любая песня, действительно, похожа на часть единого эпоса. Ее трудно правильно понять, если никогда не слышал других песен. В этом смысле творчество Высоцкого можно сравнить со стихами А.Т. Твардовского про Василия Теркина и «Человеческой комедией» О. Бальзака, состоящей из 90 романов, повестей и рассказов.

У Владимира Высоцкого не просто много поэтических произведений – им написана большая и по-своему стройная Поэтическая книга, чем-то похожая на энциклопедию, где «все есть», и все темы взаимодействуют и пересекаются друг с другом. Высоцкий вполне сознательно и целенаправленно пытался охватить все стороны современной ему действительности. Он говорил: «У меня есть идея написать песни обо всех профессиях» . И часто шутил, что собирается довести количество своих спортивных песен до 49 – как видов спорта в «Спортлото». В этой шутке – большая доля правды. Ведь точно к такой же полноте стремился автор и в своих военных песнях, и в песнях сказочных, и в песнях бытовых.

«В мировой песенной практике нет ничего похожего на тот многоцветный и многолюдный мир, который возникает в песнях Владимира Высоцкого. Кажется, что Россия спрессовалась в ком любви и боли, веселья и отчаянья, горьких раздумий и пронзительных озарений» , – писал А. Митта.

6 стр., 2668 слов

Романтические образы в творчестве Франца Шуберта

... полное признание великого композитора. 3. Романтические образы в творчестве Ф. Шуберта Песни. Вокальные циклы Песня занимает в наследии Шуберта центральное место. В ней наиболее наглядно, последовательно и убедительно ... его огромно. По интенсивности творчества и художественному значению музыки Шуберта его можно сравнить с Моцартом. Его фортепианные сочинения, в числе которых прекрасные, отмеченные ...

«Песни я пишу на разные сюжеты. А тема моих песен одна – жизнь» – говорил сам Высоцкий. Поэтому Книгу, написанную Высоцким можно назвать «Жизнь», «О Жизни» или «Наша Жизнь».

слово «книга»

Можно, как энциклопедический словарь – «непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц)» . Увидеть свои произведения в виде сброшюрованных листов печатного материала Высоцкому не довелось. А точнее, при его жизни было напечатано только одно стихотворение («Из дорожного дневника») и то в сокращенном варианте. Марина Влади вспоминает, что Высоцкий переживал как тяжелую личную трагедию то, что при жизни ему не удалось напечатать ни одного сборника стихов, что поэты и критики не воспринимали его поэтическое творчество всерьез.

кубический кусок горячей, дымящейся совести

Почему кубический кусок? Да потому, что настоящий поэт видит мир объемно, во всех его измерениях, как настоящие математики видят фигуру под названием «куб». Можно вспомнить, как Михаил Булгаков наделил героя своего «Театрального романа» – писателя Максудова особым мировосприятием. Писателю казалось, что из белой страницы выступает что-то цветное, что картинка – трехмерная, как бы коробочка, в которой горит свет, и движутся фигурки героев повествования. Точно так же движутся в песнях Высоцкого те, о ком он поет. Несчастный конькобежец и отважный канатоходец, гордый иноходец и рвущийся за флажки волк, бредущие по тайге зэки и вольные стрелки Шервудского леса, отчаянные бойцы штрафных батальонов и разведчики в черных бушлатах – все они оживают в песнях Высоцкого. Даже те, кого никогда не было в реальной действительности. Разве мы не видим, как поет свои серенады Соловей-разбойник и сетует баба-Яга? Разве не было у нас в гостях попугая, постоянно оравшего «карамба, коррида и черт побери!»? Разве мы не встречали мужика с джином в бутылке?

Почему речь о «горячей, дымящейся совести»? Потому что песни и стихи Высоцкого шли прямиком из его горячего сердца, из его пылающей души. Он даже не пытался остудить или притушить все то, что рвалось наружу – немедленно садился и записывал на салфетках, на полях журналов, на всем, что было под рукой. Вначале он писал только для самых близких людей, перед которыми не принято таиться. Эту искренность поэт сохранил и тогда, когда стал творить для широкой аудитории: он не умел по-другому. Высоцкий как настоящий артист целиком погружался в образ своего героя, и его песни шли из самых глубин этого образа. А такое искреннее обнажение душевных глубин сродни настоящей человеческой совести. Ведь именно совесть заставляет нас быть честными до конца и говорить то, что думаешь и чувствуешь, а не то, что хочется сказать в угоду окружающим.

Чем больше слушаешь и читаешь Высоцкого, тем четче и объемнее осознаешь единство его творчества во всем многообразии. Но, с другой стороны, все гениальное – просто. Достаточно одного концерта, чтобы из деталей сложилось целое, проникло в душу и согрело ее своим величием. И даже в одном стихотворении можно увидеть весь песенный мир, отраженный в ней, как вселенная в капле воды.

4 стр., 1756 слов

Женские образы в произведениях А.А. Блока

... эволюция женских образов в произведениях Блока: Дамы Сердца — Вечной Жены — падшего ангела — Незнакомки. Образ Прекрасной Дамы проходит через всё творчество ... в эту заоблачную женственность и одухотворенность, она хотела земного женского счастья. Сочинение: Прекрасная дама в творчестве А. Блока (484 слова) Образ ... на том берегу», это чьи-то песни вдалеке или «песни такие весёлые…» Может это молитва? ...

Творчество Высоцкого едино не только своим содержанием, но и своей поэтической формой . Хотя само наличие такой формы вызывает самые острые споры среди поэтов и литературных критиков, простых людей и видных общественных деятелей. Многие спорили и продолжают спорить о том, можно ли считать стихами созданное Владимиром Семеновичем?

Конечно, формального соблюдения правил стихосложения недостаточно, чтобы признать рифмованный текст поэзией, а их автора поэтом. Кроме деления на соразмерные и созвучные строки (что отличает стихи от прозы), стихи должны быть художественными произведениями (это роднит поэзию и литературную прозу).

Художественные произведения не просто отражают реальность, они преобразовывают ее, выделяют и выпячивают то, что обычно ускользает от нашего взгляда, делают обычные явления ярче и интереснее.

В слове «художественный» скрывается смысл и загадка поэзии. Эту загадку пытаются разгадать на протяжении нескольких тысячелетий. Но каждая новая разгадка, вызывает новые споры. Никто до сих пор не изобрел единственно правильной формулировки, по которой можно отличить художественное произведение от любого другого.

Нет и единого мнения о том, кого считать поэтом. Встречаются люди, которые не считают поэтом ни Гомера, ни Шекспира, ни Пушкина. И их бесполезно переубеждать: в их душе классические строки не звучат и не вызывают пульсации их собственной души. Точно также нет единого мнения о Высоцком. Даже его хороший знакомый и искренний поклонник — писатель Ю. Щеглов-Варшавер говорил: «Песни Высоцкого – порочный способ получения удовольствия. Это интересно, я с большим любопытством слушаю. Меня это завлекает. Он приводит меня в жеребячье состояние. Но в этом нет души, что изначально стояло во главе всякого русского искусства» .

Лично я уверен, что произведения Высоцкого, не только звучные и правильные стихи, но и настоящие художественные произведения. В них есть то, что рождает сильные чувства и вселяет в душу неизгладимые образы. Высоцкий берет известные явления и известных персонажей, про которых писали многие до него, и пишет так, что трудно оторваться. Описание людей и событий у Высоцкого сразу западает в душу. И время от времени хочется слушать и повторять про себя и вслух строки его стихотворений, цитировать Высоцкого в различных житейских ситуациях. Многие фразы, которые придумал Высоцкий, стали крылатыми, превратились в пословицы и поговорки. Например, «лучше гор могут быть только горы», «жираф большой – ему видней», «лишь мгновение ты наверху – и стремительно катишься вниз», «ты, Зин, на грубость нарываешься, все, Зин обидеть норовишь!»

Я считаю Высоцкого поэтом и считал бы его поэтом даже вопреки большинству. Но в данном случае большинство на моей стороне. С каждым годом выходит все больше книг, называющихся «сборниками стихов» и все больше людей называет его песни стихами. Приятно чувствовать, что твое мнение совпадает с мнением абсолютного большинства, с мнением хороших и умных людей, принадлежащих к этому большинству.

великий русский поэт

Наверное, только у нас Поэзия считается высоким жанром, а эстрада жанром низким. Поэтому «Поэт» звучит, как похвала, как причащение к классическому искусству, к вечному и непреходящему, а «песенник» – как символ чего-то временного и преходящего. Отсюда и споры о том, был ли Высоцкий поэтом. Возможно, когда-то мы поймем, что не бывает низких и высоких жанров. В каждом жанре бывают и классические произведения и произведения однодневки. Вот тогда каждого поэта будут считать поэтом независимо от того, насколько возвышенным считают его творчество.

8 стр., 3709 слов

Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина

... жанра. Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина 5 (100%) 1 vote На этой странице искали : образ поэта в лирике пушкина тема творчества в лирике пушкина образ поэта в творчестве пушкина тема творчества в лирике пушкина сочинение ... и земли, Глаголом жги сердца людей. В стихотворении «Поэт» также появляется мотив божественного из­брания поэта. Да, поэт такой же человек, как и все, он ...

В любом случае, в данной работе я не стану анализировать музыку В.С. Высоцкого и его своеобразную манеру исполнения. Не стану описывать артистический талант Высоцкого. Эта работа о стихах.

Конечно, Высоцкий пел, как никто другой. И мало кто рискует выступать с его песнями. По общему мнению, у всех подражателей получается гораздо хуже, чем у Высоцкого. Но в то же время стихи выражают сущность творчества Высоцкого. «Сила его песен в текстах» , – сказал Петр Тодоровский. Созданное им не исчезает, если убрать музыку, голос и изображение. Поэтому в данной работе много стихов. Ведь никакая проза не сможет передать особую поэтическую форму единой книги Высоцкого.

тематические разделы

Именно по циклам и будет проанализирован героический образ, изображенный в Книге Высоцкого.

Почти все ранние песни Высоцкого относятся к блатному циклу. Первый героический образ, созданный Высоцким – это образ преступника. Образ шокирующий и противоречивый.

Основной упор все известные мне хулители Высоцкого делают именно на песни блатные, жаргонные, лагерные, уличные и т. п. Их автора обвиняют в романтизации уголовного мира, в «идеализации антиобщественных элементов».

Так называемые «закадычные друзья Высоцкого» об этом периоде его творчества предпочитают умалчивать.

Крупные теоретики намеренно обращают внимание на блатной цикл, чтобы показать, с каких низов поднималось творчество Высоцкого.

Эти три подхода к блатному циклу (ругать, замалчивать и умалять) наиболее распространены в литературных, газетных, журнальных изданиях. Ими заполнен Интернет. Начитавшись таких публикаций, можно подумать, что ранее творчество Высоцкого ущербно, а он сам хотел прослыть блатным для пущей крутости и популярности.

Но ведь у Высоцкого есть песни от имени женщин, а он все-таки не прикидывался женщиной. А еще есть песни, исполненные от имени животных, неодушевленных предметов и даже нечистой силы. И что Высоцкий после этого стремился прослыть лошадью, микрофоном или водяным?! Нет, Высоцкий только автор и исполнитель. И если его принимали за блатного, то это означает лишь одно – он талантливо и артистично вживался в образ.

Друг поэта С. Говорухин писал: «В его песнях так много смешных, нелепых, глупых, попросту отвратительных персонажей. Только слепой, глухой может отождествлять их с личностью автора» .

Конечно, Высоцкий — артист мог вживаться в образ только для того, чтобы сыграть порученную ему роль, как можно лучше. Поэт Высоцкий писал для себя, своих друзей и самых обыкновенных слушателей. Ведь ему не поручали стихи о преступниках, и он пел не в тюрьмах и лагерях. Значит, Владимир Семенович нашел в «мире хулиганов и бандитов» то, что достойно внимания обыкновенных слушателей – нечто важное и интересное для каждого человека.

Обычно, говоря о преступнике, вспоминают только о негативной стороне этого образа. Действительно, преступник – злодей, который приносит много бед окружающим. Он лишает людей спокойствия и собственности, посягает на жизнь и здоровье.

12 стр., 5562 слов

Образ человека в философии Возрождения

... этапа культуры Возрождения, чтобы понять, как развивалась культура и как она пришла к пониманию невозможности данного существования идеального человека и утопии. 1.2 Этапы развития культуры в эпоху Возрождения культура возрождение философия ренессанс Итак, в ранней эпохе Возрождения господствует в ...

Но во все времена люди не переставали восхищаться смелостью и мужеством людей, способных бросить дерзкий вызов всей правоохранительной системе государства. Более того, никогда не выходили из моды образы благородных разбойников таких, как Робин Гуд.

Образ преступника особенно близок современникам Высоцкого, которые знали не понаслышке, что такое ограничение свободы. В условиях жесткой политической системы любой чувствовал себя нарушителем, поскольку не мог и не хотел выполнять все то, что ему навязывали сверху.

люди с недоверием и подозрением относятся к тем, кто не имеет недостатков

Впрочем, Высоцкий никогда не забывал, что бандиты – «плохие парни», но при этом добавлял:

На теле общества есть много паразитов,

Но почему-то все стесняются бандитов.

какие героические черты

Во-первых,

Вот один из них бросается в драку с восьмью противниками и попадает в тюремный лазарет. Раны смертельны, наркоза нет, но:

Врач резал вдоль и поперек

Он мне сказал: «Держись, браток!»

И я держался.

И то, что он перед нами убийца, совершенно не умаляет его выдержки. Любой из нас может позавидовать терпению этого человека.

В песне «Не впадай ни в тоску, ни в азарт ты» есть слова, которые только внешне похожи на заповедь заядлого картежника. На самом деле это урок для всякого, кто хочет научиться настоящему хладнокровию.

Не впадай ни в тоску, ни в азарт ты

Даже в самой невинной игре,

Не давай заглянуть в свои карты

И до срока не сбрось козырей.

Во-вторых,

Что же это братцы! Не видать мне что ли,

Ни денечков светлых, ни ночей безлунных?!

Загубили душу мне, отобрали волю…

А теперь порвали серебряные струны.

Понятно, что дело не в копеечных струнах гитары. Речь о струнах человеческой души, о высшем смысле человеческой жизни.

Естественно, что среди важнейших ценностей преступного мира на самом первом месте – свобода . Возможно, не каждый поймет, и многие не одобрят, но герои Высоцкого готовы пожертвовать всем во имя свободы.

Ладно, я буду покорным,

Дайте же мне свободу!

Казалось бы, какая это свобода, если станешь покорным, подчинишься чьей-то воле? Поэтому сначала кажется, что блатной либо врет, либо заговаривается, увлекшись темой. Но, если вникнуть глубже – станет ясно: что глоток свободы порою кажется достойным того, чтобы смирить свой буйный нрав и проявить максимальную покорность. Но, получив свободу через смирение, блатной понимает, что такая свобода ни к чему.

Мне вчера дали свободу –

Что я с ней делать буду?!

справедливость

Блатные у Высоцкого никогда не уклоняются от заслуженного наказания, но просят судить по совести и наказывать «по заслугам». Странно, конечно, слышать такие слова от людей, которые сами жили не по совести и поступали несправедливо. Но, можно ли исправить подлость подлостью? По-моему нельзя. Если в преступнике, как и в любом человеке, есть стремление к справедливости, то надо это стремление развивать, каждым поступком доказывать, что можно жить по совести. Иначе, зачем жить честно, если бесчестны даже те, кто вершит правосудие.

5 стр., 2034 слов

Лирика В. С. Высоцкого (обзор песен)

... песен Высоцкого. В трактовке военной темы он шел против течения, вступая в отчетливый конфликт с нормативами официальной поэзии. Высшей ценностью для него была человече­ская жизнь. Многие песни ... отражение вечных законов бытия. Философская лирика Высоцкого — это раздумья о природе бытия и сущности человека («Мой Гамлет», «Прерванный полет», «Чужая колея», «Песня про первые ряды» и др.). ...

Зачем нам врут: «Народный суд?» –

Народу я не видел.

Судье – простор, и прокурор

Тотчас меня обидел.

В-третьих,

Самая первая из известных песен Высоцкого именно о блатной любви – «Татуировка». И эта любовь не суетливое насыщение собственных желаний. Это чувство живет и терзается в глубине души:

У него – твой профиль выколот снаружи,

А у меня – душа исколота внутри.

В-четвертых,

Я сохраню, хотя б остаток сил.

Он думает, отсюда нет возврата.

Он слишком рано нас похоронил,

Ошибся он, поверьте мне, ребята!

И день наступит – ночь не на года!

Я попрошу, когда придет расплата:

Ведь это я привел его тогда,

И вы его отдайте мне, ребята!»

В-пятых, преступникам присуща особая, по-своему привлекательная лихость. Они ухари и позеры, любят преувеличивать свои достоинства, идеализируют свою жизнь и свои принципы. Вот несколько примеров подобного самолюбованья, взятых из разных песен:

Меня так просто не возьмешь!

В меня влюблялася вся улица

И весь Савеловский вокзал.

Я знал, что мной интересуются,

Но все равно пренебрегал..

Мы на земле забыли десять заповедей рваных

Нам все встречи с ближним нипочем!

Конечно, в бесшабашной похвальбе мало героического. Но с другой стороны, тот, кто себя не ценит, тот, кто мучается от собственной неполноценности, на решительный поступок не способен. Такому сподручнее ныть и клянчить. А вот лихому ухарю даже смерть красна, если принять ее на миру дерзко да весело. Ухарь в отличие от хвастуна-притворщика, совершит любой подвиг, только чтобы не ударить в грязь лицом.

И все же образ преступника самый противоречивый не только в творчестве Высоцкого, но и во всей мировой литературе. В этом образе качества, достойные уважения, очень часто превращаются в свою противоположность. Твердость становится жестокостью. Энергичность – буйством. Самое яркое описание такой противоречивости мы находим в песне «Второе Я»:

Я лишнего и в мыслях не позволю,

Когда живу от первого лица,

Но часто вырывается на волю

Второе «я» в обличьи подлеца.

И в конечном счете, дела блатных не заслуживают ни славы, ни простого человеческого уважения. Все их выдающиеся качества растрачиваются во зло окружающим. Поэтому «с коль веревочка ни вейся, а совьешься ты в петлю!»

Но и этот трагический итог роднит блатных с настоящими героями. Так как у нас принято сочувствовать всем «убиенных», и святым угодникам и лихим разбойникам. Произведения Высоцкого полны искренним состраданием к незавидной участи «романтиков с большой дороги».

Но все-таки не все пострадавшие одинаковы. Самое пронзительное сочувствие к заключенным звучит в песнях о невинных жертвах «политических репрессий», особенно в знаменитой «Баньке по-белому». Нестерпимая боль сострадания пронзает каждого, кто слышит:

А потом на карьере ли, в топи ли,

Наглотавшись слезы и сырца,

Ближе к сердцу кололи мы профили,

Чтоб он слышал, как рвутся сердца.

Сколько веры и лесу повалено,

Сколь изведано горя и трасс!..

А на правой груди – профиль Сталина,

А на левой – Маринка в анфас!

Это далеко, не все, что сказал и спел о блатных Высоцкий. На эту тему он написал больше сотни стихов и на собственном опыте убедился, что недостатки героя-уголовника с лихвой покрывают все его достоинства. Поэтому «блатной цикл» в зрелом творчестве практически исчез. Но не исчезли героические качества, которые поэт обнаружил в характере «матерых уголовников». Героические черты нашли воплощение и развитие у других, более достойных персонажей.

Но в любом случае не стоит забывать, что Книга Высоцкого будет неполной, если оставить в ней героических солдат, благородных моряков, упорных спортсменов, но вычеркнуть всех, кто нарушал законы. В конце концов, все герои выходят за рамки, которые не рушимы для обычного человека.

«Песни Высоцкого о войне – это, прежде всего, песни очень настоящих людей »

Самые лучшие слова и возвышенные оценки Высоцкий посвятил героям Великой Отечественной войны. Они для него самые безупречные и самые великие из всех, про кого хотелось петь.

Может быть, поэтому у военных песен Высоцкого много поклонников и нет ни одного откровенного противника. И самое удивительное состоит в том, что именно эти песнями считают «правдой о войне» и те, кто воевал и те, кто никогда не нюхал пороху. И те, и другие не перестают удивляться, что такие «реалистические песни» написал человек, которому в начале войны было 3 года, а в конце – 7 лет.

Многие ветераны войны писали письма Владимиру Семеновичу как своему фронтовому товарищу и отказывались верить, что это не тот Высоцкий, который воевал вместе с ними.

В чем секрет? В первую очередь в том, что Высоцкий очень точно перенял мироощущение фронтовиков, вжился в их образ и подчеркнул именно то, чем гордятся настоящие воины.

Здесь, на трассе прямой, мне, не знавшему пуль, показалось,

Что и я где-то здесь довоевывал невдалеке.

Потому для меня и шоссе, словно штык, заострялось,

И лохмотия свастик болтались на этом штыке.

В песнях Высоцкого нет того, что делает войну гнусным и постыдным явлением. Нет полей, дорог и городов покрытых изуродованными трупами, нет солдат трусливо сдающихся в плен, нет концлагерей, в которых люди грызут друг друга за кусок хлеба, нет сводящих с ума голода, холода и болезней. Это все было на самом деле и сохранилось на лентах документальных фильмов. Но участники войны предпочитают забыть обо всем этом. Для них все неприятное и позорное «смыло потоком великой беды», а все отрицательные эмоции растворились в невыразимой горечи утрат.

Если стереть всю гнусь, война перестает выглядеть как «чудовищная мясорубка» и остается только место величайших испытаний и подвигов. Исчезает липкий ужас – и звучит торжественный гимн.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы –

Все судьбы в единую слиты.

Эта песня о братских могилах впервые прозвучала в 1966 году в фильме «Я родом из детства» и впечатлила сильнее зрелищных спецэффектов. В ней судьбы героев, действительно, сливались в одну общую судьбу, в единый массовый героизмом. Люди плакали, слушая песню. Но это были слезы, смешанные с патриотической гордостью и с искренним восхищением.

С тех пор поэзия Высоцкого стала неотъемлемой частью военного эпоса.

стал одним из лучших

Этому во многом способствовали детские впечатления самого поэта и рассказы фронтовых друзей отца.

«Начались воздушные тревоги, чаще они объявлялись ночью. Я поднимала с постели сонного ребенка и под тревожный вой сирен бежала в убежище – в дом на противоположной стороне улицы, – вспоминает мама поэта – Нина Максимовна Высоцкая. – К домам подъезжали машины с песком, нужно было таскать его на чердак, наполнять водой бочки для тушения зажигалок. Володя со своим игрушечным ведром тоже по несколько раз поднимался на чердак…» . Потом был переезд на Урал в город Бузулук. Два года голод, холод и одиночество (мама все время на работе).

Позднее эти детские воспоминания зазвучали тревожно и пронзительно в «Балладе о детстве»:

Не боялась сирены соседка,

И привыкла к ней мать понемногу.

И плевал я – здоровый трехлетка –

На воздушную эту тревогу!

Но не все то, что сверху от Бога,

И народ «зажигалки» тушил.

И как малая фронту подмога –

Мой песок и дырявый кувшин.

Так Великая Отечественная война стала самым первым и самым трудным испытанием в жизни поэта. Она закалила и воспитала его. Она засела в его памяти, как осколок в теле фронтовика.

«Нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать — это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером… Мы дети военных лет — для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы «довоевываем» в своих песнях. У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия. Я отдаю дань этому времени своими песнями. Это почетная задача — писать о людях, которые воевали» – говорил Высоцкий, отвечая на вопрос, почему он, не воевавший, пишет о Великой Отечественной войне.

Тот факт, что песни Высоцкого очень похожи на воспоминания очевидцев, хорошо объяснил отец поэта Семен Владимирович Высоцкий: «В Германии и потом в Москве к нам приходили мои друзья. О чем вспоминают фронтовики, собравшись, надо ли говорить. Сын слушал наши беседы серьезно, вдумчиво. Потом цеплялся с вопросами к «дяде Коле», «дяде Лене», «дяде Феде», «дяде Саше»… Считаю, серьезный интерес к военным событиям пробудил в Володе мой брат – Алексей Владимирович Высоцкий. На его груди семь орденов, из них три – Красного Знамени. При каждой встречи сын буквально не отходил от дяди Леши» .

Эти встречи запали в душу Высоцкого на всю жизнь и легли в основу многих песен. Например, рассказ «дяди Коли» (маршала авиации Николая Михайловича Скоморохова) превратился в «Балладу о погибшем летчике». Песня как бы от лица самого Скоморохова. А погибший летчик – его друг Николай Горбунов.

былинных богатырей и небесных ангелов

Это Высоцкий придумал, что «землю вращают куда захотят наши сменные роты на марше» :

Мы не меряем Землю шагами,

Понапрасну цветы теребя,

Мы толкаем ее сапогами –

От себя! От себя.

Это у Высоцкого летчики взлетают прямо в Рай и там разговаривают на равных с Богом и его ангелами.

сверхъестественность

И даже тот, кто ненавидит войну, может вознестись на головокружительную высоту вместе с фронтовиками, воспетыми Высоцким. Это непередаваемая смесь смертельной опасности и пьянящего восторга. Вряд ли где-то еще можно почувствовать себя таким большим и мощным.

У этих людей-исполинов великое мужество и невиданная самоотверженность .

Конечно, самоотверженность присуща всем героям Высоцкого, но во фронтовиках она особенно заметна, потому что они жертвуют собой во имя Родины, во имя людей близких и людей им незнакомых. Фронтовики жертвуют собой во имя того, что достойно самопожертвования. И это делает их подвиг еще масштабнее, еще внушительнее.

Солдаты Победы не дрожат над своей жизнью, не пытаются спастись, не ищут славы и наград. Для них признание заслуг не имеет значения. Для них Родина, победа, дружба – дороже собственной жизни, известности и благополучия. И поэтому они непобедимы.

Только один пример. Враги зажали в глубинах подводную лодку и ждут, что лишенные воздуха моряки всплывут и выйдут с поднятыми руками. Но наши подводники смертоносной торпедой рвутся к вражеским причалам.

На войне побеждает более дружная, более сплоченная армия. Поэтому не случайно у Высоцкого много песен о настоящей армейской дружбе . Одна из лучших – «Песня летчика истребителя». Ее главный герой считает, что дружба уравновешивает любое численное превосходство, поэтому вместе с другом решительно бьется с восьмью вражескими самолетами.

Их восемь – нас двое: расклад перед боем

Не наш, но мы будем играть.

Серега, держись! Нам не светит с тобою,

Но козыри надо равнять!

Я этот небесный квадрат не покину,

Мне цифры сейчас не важны, –

Сегодня мой друг защищает мне спину, –

А значит, и шансы равны.

человечность

Я в долгу и навечно виноват перед теми,

С кем сегодня встречаться я почел бы за честь.

И хотя мы живыми до конца долетели,

Жжет нас память и мучает совесть, у кого она есть.

Максимализм

В песне «Это наши горы» мы видим, как безапелляционно зачисляется в разряд лютых врагов немецкий парень, который до войны был надежным другом – альпинистом, а теперь «среди стрелок из «Эдельвейс» свой автомат готовит к бою» .

Именно поэтому на войне:

И любовь не для нас – верно ведь,

Что нужнее сейчас – ненависть!

хладнокровие

Перед атакой – водку? Вот мура!

Свое отпили мы еще в гражданку.

Поэтому мы не кричим «Ура!»,

Со смертью мы играемся в молчанку.

Именно военная тематика позволила Высоцкому показать сколь велик настоящий герой, и какого поклонения достоин.

Выдающихся атлетов считали героями еще в Древней Элладе. Во времена Высоцкого спорт занимал особое и очень почетное место. За выступлениями советских спортсменов следила вся страна. Победителей носили на руках и засыпали наградами.

Вот, как описывает Высоцкий «повальное восхищение» чемпионами в одной иронической песне:

Огромная колонна

Стоит сама в себе –

Встречают чемпиона

По стендовой стрельбе.

(Попал во все, что было

Он выстрелом с руки, –

По нем с ума сходили –

Все, даже мужики).

Но были у Высоцкого не только ироничные стихи. Он создал обширный цикл разнообразных песен, в которых нашли отражение лучшие качества героев спорта.

Владимир Семенович писал о спорте так много и так захватывающе, потому что знал об этом не понаслышке. В детстве и юности Высоцкий занимался боксом, фехтованием, акробатикой, каратэ, верховой ездой и другими видами спорта. Особенно преуспел в плавании . В театре «На Таганке» приходилось делать разные акробатические номера, поэтому Высоцкий всегда поддерживал хорошую спортивную форму.

У знаменитого барда было много знакомых профессиональных спортсменов. Поэтому большинство персонажей его спортивных песен имеет живых прототипов. Так например, «Песенка про прыгуна в длину» посвящена другу Владимира Семеновича, знаменитому прыгуну Гериону Климову, который при удачных прыжках заступал за ограничительную линию – и его фантастические рекорды не засчитывались.

Стоит только за черту переступить –

Как превращаюсь в человека-кенгуру.

Если б ту черту да к черту отменить

То я б Америку догнал и перегнал.

не хватает самой малости

Пафосная «Песня штангиста» имеет посвящение: «Василию Алексееву – самому сильному человеку в мире» . Многократный олимпийский и мировой чемпион по тяжелой атлетике Алексеев долгие годы оставался сильнейшим в мире и первый набрал в троеборье сумму более 600 килограммов. Сначала Высоцкий написал шуточные стихи о взаимоотношениях массивного рекордсмена с женой и тещей. Сюжет такой. Жена при поддержке своей мамы выдвигает противоречивый ультиматум – стать стройным и набрать 1000 килограммов в троеборье. Муж попадает на диету и проваливается на чемпионате. Но затем Владимир Семенович передумал и создал серьезное произведение, звучащее торжественно и величественно. В этой песне вес спортсмена не повод для шуток, а символ мощи и величия:

Мы оба с ним как будто из металла, –

Но только он — действительно металл.

А я так долго шел до пьедестала,

Что вмятины в помосте протоптал.

Проходят годы, забываются фамилии спортсменов – современников Высоцкого, но мы продолжаем восхищаться героями песен, даже не задумываясь о том, как их зовут, даже не интересуясь спортом и его историей. И это потому, что такие песни не только о спорте. Высоцкий, записывая в Болгарии диск «Автопортрет», говорил: « Все мои спортивные песни имеют отношение и к спорту, и не к спорту, потому что в каждой спортивной песне есть своя драматургия ».

убеждение в собственной правоте и феноменальная настойчивость

Когда понимаешь главное, соревнование прыгунов отступает на задний план. Теперь каждый отстаивающий собственные взгляды может спеть:

Но я лучше выпью зелья с отравою,

Я над собою что-нибудь сделаю,

Но свою неправую правую

Я не сменю на правую левую.

Столкнувшись же с непониманием и насмешками окружающих, можно для сохранения хладнокровия вспомнить реакцию зрителей, тренера и соперника из той же песни. Ведь все вокруг свистели и смеялись, оскорбляли и угрожали, но это не помешало настойчивому спортсмену. А вот, когда придет победа, можно повторить вслед за Высоцким:

Трибуны дружно начали смеяться,

Но пыл мой от насмешек не ослаб:

Разбег, толчок, полет – и два двенадцать,

Теперь уже мой пройденный этап!

Я им всем показал «ху из ху»

Хоть допрыгался до хромоты,

Но я все ж таки был наверху –

И меня не спихнуть с высоты!

зазнаваться

Такова вся спортивная жизнь –

Лишь мгновение ты наверху

И – стремительно катишься вниз!

не расслабляться

Высоцкий не оставил без внимания и цели , которые преследуют спортсмены. Ведь эти цели по сути мало отличаются от тех, к которым стремятся люди далекие от спорта. Для примера проанализируем песню «Кто за чем бежит». Здесь четко выделены четыре различные жизненные позиции.

Один бегун, вспоминая голодное детство, стремится к сытой и богатой жизни. Для него в спорте важны только материальные блага. Именно ради них он рвется к победе:

Он в победном ореоле и в пылу

Твердой поступью приблизится к котлу.

Второй атлет сыт и ухожен. Он мечтает о славе и поклонниках, поэтому всячески рисуется перед публикой.

Он надеется на славу и успех,

И уж ноги задирает выше всех!

Ох, наклон на вираже – бетон у щек!

Краше некуда уже – а он еще.

Третий – стареющий спортсмен всю жизнь оставался в твердых середнячках и чувствовал себя вполне комфортно. Но теперь для сохранения привычного образа жизни и места в команде ему нужна только победа.

И назойливо в ушах звенит струна:

У тебя последний шанс, эх, старина!

Он в азарте – как мальчишка, как шпана, –

Нужен спурт – иначе крышка и хана!

Переходит сразу он

В задний старенький вагон

Для перечисленных бегунов спорт – всего лишь средство к достижению личных, эгоистичных целей. И только четвертый участник забега все делает «ни для кого, ни для чего». На стороне этого спортсмена сочувствие автора. Высоцкий уверен, что именно четвертый спортсмен, равнодушный к славе, благополучию и своему месту в спорте, способен победить остальных.

Важно отметить, что Высоцкий всегда высмеивал спорт во имя наживы . Яркий пример – песня «Профессионалы»:

Профессионалам по всяким каналам –

То много, то мало – на банковский счет,

А наши ребята, за нашу зарплату

Уже пятикратно уходят вперед!

нажива и благородство

Кто без страха и упрека –

Тот всегда не при деньгах.

Издательство «Физкультура и спорт» выпустило книгу «Владимир Высоцкий. Четыре четверти пути». В нее вошло множество воспоминаний спортивных деятелей о В.С. Высоцком. Читая эту книгу, понимаешь, какое потрясающее впечатление производят на профессионалов песни об их профессии. Но не меньшее впечатление они производят и на тех, для кого песни Высоцкого единственный способ приобщиться к спортивной славе.

Высоцкий искал героев не только в истории прошедшей войны, спорте и преступном мире, но и среди тех, кто попал в чрезвычайные, экстремальные ситуации. Последних, с некоторой натяжкой, можно назвать модным словом «экстремалы».

Конечно, есть места, где экстремальные ситуации встречаются на каждом шагу. Это в первую очередь горы, моря, местности с суровым климатом. Но и в других местах никто не застрахован от чрезвычайного происшествия.

Покой только снится, я знаю.

Готовься, держись и дерись!

Есть мирная передовая,

Беда, и опасность, и риск.

Вы поиски, звезды, глубины

Не сбрасывайте со счетов.

Поэтому песенный цикл об экстремалах очень богат и разнообразен. Особое место в нем занимают песни о горах и морях. Высоцкий очень часто и с необычным воодушевлением писал о моряках и альпинистах, восхищался буйством стихий, находя между ними много общего.

Не правда ли, морской, хмельной, невиданный простор

Сродни горам в безумстве, буйстве, кротости,

Седые гривы волн чисты, как снег на пиках гор,

И впадины меж ними – словно пропасти?

Это роднит поэзию Высоцкого с романтическими произведениями других авторов. Но в отличие от чистых мечтателей Высоцкий видел не столько красоту и необычность, сколько опасность и тяжелую работу. Для него моря и горы не только повод для пьянящего восторга, и совсем не место приятного времяпровождения. Стихии у Высоцкого таят смертельную опасность и становятся испытанием для настоящих героев. Его песни о покорителях морских просторов и горных вершин озаряют нашу жизнь бесстрашием и вдохновляют на самоотверженную борьбу.

Горная тема

преодолевают

Ну вот, сорвался в пропасть страх

Теперь навек.

Для остановок нет причин,

Иду, скользя…

И в мире нет таких вершин,

Что взять нельзя.

Среди непройденных путей

Один – пусть мой,

Среди невзятых рубежей

Один – за мной!

А имена тех, кто здесь лег,

Снега таят.

Среди нехоженых дорог

Одна – моя.

В этих строках хорошо видно, как на смену страху и разъедающим душу сомнениям приходит вера в себя, уверенность в собственных силах. Только справившись со страхом, человек понимает, что нет непреодолимых преград, что у него есть своя неповторимая дорога, что настанет день – и он будет первым на какой-нибудь из вершин.

Умение дружить украшает всех героев Высоцкого. Но самая лучшая песня о дружбе – горная. Высоцкий предлагает точный и многократно испытанный рецепт проверки друга на прочность и дружбы на истинность. Хочешь проверить парня – тяни его в горы, там поймешь какой он друг» – рекомендует поэт. И дальше:

Если парень в горах – не ах,

Если сразу раскис – и вниз,

Шаг ступил на ледник – и сник,

Оступился – и в крик. –

Значит, рядом с тобой – чужой,

Ты его не брани – гони,

Вверх таких не берут

И тут о таких не поют!

Если ж он не скулил, не ныл,

Пусть он хмур был и зол, но шел,

А когда ты упал со скал,

Он стонал, но держал;

Если шел он с тобой, как в бой,

На вершине стоял, хмельной, –

Значит, как на себя самого,

Положись на него.

Да, настоящий друг познается в опасном деле и умеет бороться до самого конца. С этим трудно не согласиться.

гимн или торжественную оду

Дрожа от нервного и физического напряженья, рискуя жизнью и теряя товарищей, выручая и поддерживая друг друга, отважные скалолазы добиваются поставленной цели. И, в конце концов, завидуют только тем, кому еще предстоит радость восхождения.

Кто здесь не бывал, кто не рисковал,

Тот сам себя не испытал,

Пусть даже внизу он звезды хватал с небес.

Внизу не встретишь, как не тянись,

За всю свою счастливую жизнь

Десятой доли таких красот и чудес.

Морская тема

противопоставлял морские обычаи обычаям, установленным на суше

Я пожалел, что обречен шагать

По суше – значит, мне не ждать подмоги –

Никто меня не бросится спасать

И не объявит шлюпочной тревоги.

Пусть в море меня внесет, а там:

Гуляет ветер вверх и вниз по гамме,

За мною спустит шлюпку капитан,

И обрету я почву под ногами.

оставаться настоящим человеком

Чтоб отсутствием долгим вас близкие не попрекали –

Не грубейте душой и не будьте покорны судьбе,

Оставайтесь, ребята, людьми становясь моряками,

Становясь капитаном – храните матроса в себе!

В этих простых словах – самое главное. Неважно, кто ты по профессии, и какая у тебя должность, важно какой ты человек, важно сохранить те прекрасные качества, которые обозначаются словами «человечность» и «гуманизм».

А стремиться к славе, признанию и наградам – ниже человеческого достоинства. Прислушаемся к песне «Мы говорим не «штормы», а «шторма»». И нам откроется, что настоящий человек только тот, кому безразличны слава и призы, кому море дорого за возможность изведать необычное, испытать и закалить самого себя.

Изведать то, чего не ведал сроду,

Глазами, ртом и кожей пить простор!

Кто в океане видит только воду,

Тот на земле не замечает гор.

Даже пираты у Высоцкого сурово расправляются с теми, кто вышел в море ради наживы, кому деньги превыше всего, кто бессердечен и криводушен:

Бросайте ж за борт все, что пахнет кровью,

Поверьте, что цена невысока!

чувствовать и ценить красоту

Накренившись к воде, парусами шурша,

Бриг двухмачтовый лег в развороте.

А у юнги от счастья качалась душа,

Как пеньковые ванты на гроте.

совпадение героического и прекрасного

Причем бывало и так, что герои не видят, как красиво вокруг. Например, водолазы, которым нужно спасти задыхающегося друга.

Долг и дружба превыше всего не только для отважных спасателей в аквалангах. Многие герои Высоцкого солидарны с ними и готовы повторить слова:

Пусть рок оказался живучим.

Он сделал, что мог и что должен!

Победу отпраздновал случай, –

Ну что же мы завтра продолжим.

: свобода или жизнь

Только тех, кто научился штопать паруса и затыкать пробоины телами, кто дерзко бросается на абордаж, вынесет океан на своих могучих плечах. И они обретут вожделенную свободу.

На нас глядят в бинокли, в трубы сотни глаз,

И видят нас, от дыма злых и серых,

Но никогда им не увидеть нас,

Прикованными к веслам на галерах!

Такими несокрушимыми и должны быть настоящие герои.

многие другие профессии

полярники

Наше горло отпустит молчание,

Наша слабость растает, как тень,

И наградой за ночи отчаянья

Будет вечный полярный день.

непреклонной стойкости

Что же, выходит – и пробовать нечего?!

Перед туманом – ничто человек?!

Но от тепла, от тепла человечьего

Даже туман поднимается вверх!

Выучи намертво, не забывай

И повторяй, как заклинание,

«Не потеряй веру в тумане,

Да и себя не потеряй!

самоуверенности

Правда, шит я не лыком

И чую чутьем

В однокрылом двуликом

Партнере моем

Игрока, что пока все намеренья прячет.

Но плевать я хотел

На обузу примет!

У него есть предел,

У меня его нет!

Поглядим, кто из нас запоет, кто – заплачет!

Конечно, осторожный человек скажет: «Ишь ты! Нет у него предела! Такое бахвальство погубит летчика!» Но осторожный человек никогда и не сядет за штурвал нового самолета. Если бы мир, состоял только из осторожных и осмотрительных людей, то человечество никогда бы не выбралось из первобытных пещер. Но осторожные люди никогда не уймутся и будут ругать и позорить героев, сбивать их с избранного пути, как в песне «Горизонт»:

Я знаю, мне не раз в колеса палки ткнут.

Догадываюсь, в чем и как меня обманут.

Я знаю, где мой бег с ухмылкой пресекут

И где через дорогу трос натянут.

Но у героя есть свои резоны для отчаянного риска:

Меня ведь не рубли на гонку привели.

Меня просили: «Миг не проворонь ты –

Узнай, а есть предел там, на краю Земли?

И можно ли раздвинуть горизонты?»

Здесь с новой силой звучит противопоставление корыстных и бескорыстных мотивов. И герой Высоцкого, как всегда, чужд всяческой корысти. Но его мотивы все-таки слишком индивидуальны. Предпочтительнее выглядят мотивы, важные для общества в целом. Например, обостренное чувство долга, присущее простому шоферу из песни «Кругом пятьсот». Он не хочет бросить МАЗ, увязший в снегу, потому что должен доставить его к месту назначения. Из-за этого водитель ссорится с напарником, который еще недавно был ему больше, чем родня. Ссора могла закончиться убийством. Потом водитель замерзал в своей машине, но МАЗ не бросил и спасся вместе с доверенной ему машиной.

Такое же сильное чувство долга мы обнаруживаем у шахтеров и у физиков в песнях «Марш шахтеров» и «Марш физиков». Первые « терзают чрево матушки-Земли», чтобы на земле стало «теплее и надежней». Вторые рвутся «раскрыть нераскрытые тайны» и готовы сделать это решительно и энергично:

Молодо – зелено! Древность – в историю!

Дряхлость в архивах пылиться!

Даешь эту общую, эту теорию

Элементарных частиц нам!

Украшением цикла об экстремалах стала песня «Канатоходец». В ней Высоцкий демонстрирует всем нам, как величественен и прекрасен безудержный риск отчаянных смельчаков на фоне глазеющих из партера.

«Ах, как жутко, как смело, как мило!

Бой со смертью три минуты!» –

Раскрыв в ожидании рты,

Из партера глядели уныло

Лилипуты, лилипуты, –

Казалось ему с высоты.

Он смеялся над славою бренной,

Но хотел быть только первым.

Такого попробуй угробь!

Не по проволоке над ареной,

А по нервам – нам по нервам

Он шел под барабанную дробь.

Анализируя песни об экстремалах, можно заметить, что Высоцкий превозносит энтузиастов, преданных своему делу без остатка, без поблажек и компромиссов. И для каждого из них очень важно, выбрать свою неповторимую дорогу, вершину, колею… Их девиз:

Не восхищайся прошлогодним небом,

Не возвращайся, где был рай когда-то,

И брось дурить – иди туда, где не был.

Ветеранов войны, спортсменов, блатных, подводников, других экстремалов Высоцкий и его слушатели встречали в реальной жизни. Но в песнях Высоцкого есть и такие герои, о которых он и его современники знали только по сказкам и легендам.

Эти герои никогда не утрачивали популярности. Но Высоцкий нашел необычные слова и рассказал необычайные истории – тем самым вдохнул новую жизнь в старые образы. Его сказки и баллады – многие называют шедеврами. Магия этих песен, по мнению Роберта Рождественского, в том, что Высоцкий добивался «раскованного и точного обращения со словом, непринужденного владения разговорными интонациями» .

Конечно, легендарные личности и так превознесены до небес, а сказочные герои наделены воистину волшебными качествами. Но не каждый может сказать об этом так, чтобы все вокруг почувствовали, насколько велики и прекрасны вымышленные герои.

Подобрать нужные слова для описания подвигов вообще не просто, а для сказочных чудес – тем более. Ведь слушатель или читатель ждет чего-то по-настоящему удивительного.

воскресил седую древность

Время подвиги эти не стерло:

Стоит только поднять верхний пласт,

И дымящейся кровью из горла

Чувства вечные хлынут на нас.

Чистоту, простоту мы у предков берем,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому что добро остается добром –

В прошлом, будущем и настоящем!»

сражаться на смерть во имя Добра и Справедливости

Сначала, средь военных трофеев и мирных костров книжные дети упиваются чужими подвигами, осмысливают опыт прежних войн и, конечно же, пытаются стать героями у себя во дворе.

И злодея следам

Не давали остыть,

И прекраснейших дам

Обещали любить,

И, друзей успокоив

И ближних любя,

Мы на роли героев

Вводили себя.

Со временем дети взрослеют и понимают, что «в грезы нельзя насовсем убежать», что вокруг полно подлинной боли и реальной мерзости:

Ложь и Зло – погляди,

Как их лица грубы!

И всегда позади –

Воронье и гробы.

Поэтому приходиться взять оружие из рук павших отцов и в отчаянной борьбе проверить, « кто ты трус иль избранник судьбы »?

Если, путь прорубая отцовским мечом,

Ты соленные слезы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал, что почем, –

Значит, нужные книги ты в детстве читал!

В противном случае, жизнь – прожита впустую.

Как говорится, ни добавить – ни отнять! В этом стихотворении каждое слово на своем месте. И любой пересказ хуже оригинала.

звери поют

о свободе

И это, естественно. Еще легендарный летчик Валерий Чкалов сказал: «Если быть, так быть первым». Чкалов – реальный герой. Иноходец – герой сказочный. Но оба стремятся к одному и тому же.

Вот тут и возникает противоречие. К победе стремится не только сам иноходец, но и его поработитель – наездник, который ради мзды терзает скакуна кнутом и шпорами. Победить – значит, подчиниться своему тирану, а «потакать врагу» иноходец тоже не может.

И тогда главный герой придумывает простое и смелое решение.

Что же делать остается мне? –

Выкинуть жокея моего

И бежать, как будто в табуне,

Под седлом, в узде, но – без него!

Он так и делает. И в конце радостный триумф иноходца. А жестокий и жадный наездник позорно плетется по камням и лужам.

жизнелюбия

Только три строфы из первой охоты:

Волк не может нарушить традиций!

Видно, в детстве – слепые щенки –

Мы, волчата, сосали волчицу

И всосали: нельзя за флажки!

Наши ноги и челюсти быстры.

Почему же, вожак, дай ответ,

Мы затравлено мчимся на выстрел

И не пробуем через запрет?

Я из повиновенья вышел

За флажки – жажда жизни сильней!

Только сзади я радостно слышу

Удивленные крики людей.

ломать внутренние барьеры

Я живу, но теперь окружают меня

Звери, волчьих не знавшие кличей,

Это псы – отдаленная наша родня,

Мы их раньше считали добычей.

Свора псов, ты со стаей моей не вяжись,

В равной сваре – за нами удача.

Волки мы! Хороша наша волчая жизнь!

Вы собаки, и смерть вам – собачья!

Улыбнемся же волчьей ухмылкой врагу –

Псам еще не намылены холки.

Но на татуированном кровью снегу

Наша роспись: мы больше не волки.

«Никогда не сдавайся – борись до последнего мгновенья» – таков принцип всех героев, выживших и погибших.

Конечно, живому человеку никогда не угнаться за героем книжным. Ведь в книге можно описать совершенно безупречного героя, показавшего самые немыслимые чудеса силы и ловкости, стойкости и сообразительности. Но именно вымышленные образы самые выразительные и интересные. Кроме того, многие реальные герои в своей жизни равняются на героев книжных, поскольку ставят перед собой великие цели и всегда стремятся к запредельному максимуму.

Вымышленные герои бесполезны только для тех, кто не видит дальше собственного носа и не хочет ничего, кроме маленьких житейских радостей.

Думаю, именно так и считал Высоцкий, когда сочинял баллады про отважных рыцарей и жизнелюбивых зверей. И он не ошибся – книжные герои нашли своего слушателя.

«Какое время на дворе – таков мессия»

Чтобы «не пропустить слона», следует обратить внимание на самого важного героя в творчестве Высоцкого – самого автора стихов и песен. Конечно, автор часто незаметен. Порою его путают с созданными персонажами. Но стоит только задуматься, откуда у героев их выдающиеся качества?

Только из глубин собственной души

Если поэт – трус, он никогда не станет воспевать смельчаков, потому что не понимает, как это – быть смелым. Все трусы ставят безопасность превыше всего, и герои в произведениях трусов изображаются безумцами и авантюристами, которые сами напрашиваются на неприятности и лишены полезного инстинкта самосохранения.

самоотверженно выкладывался

«Казалось: на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал… Работа с полной самоотдачей. На износ. Всегда и во всем» , – писал Роберт Рождественский.

Как будто нарочно дразнил смерть

Даже знаменитые запои и наркотики стали для Высоцкого всего лишь способом встать на самую грань между жизнью и смертью. Именно в этом положении он чувствовал себя на своем месте. Туда же ставил и всех своих героев.

в творчестве поэт достигал предельного напряжения всех своих сил

ничто не оставляет равнодушным

осчастливить весь мир

И так отправляю я поезд по миру,

Где только барханы в горячих лучах.

Мои поезда не уходят пустыми

Пока мой оазис совсем не зачах.

Они без меня понесутся по миру.

Я рук не ломаю, навзрыд не кричу,

И мне не навяжут чужих пассажиров –

Сажаю в свой поезд, кого захочу.

Но в конце этой песни поезда возвращаются опустошенными, а оазис убивают пески. Так Высоцкий воспринимал препоны своему творчеству, и переживал от того, что мир недостаточно счастлив, слушая его песни.

явно преувеличивал,

Организации, инстанции и лица

явную войну

За то, что я нарушил тишину,

За то, что я хриплю на всю страну,

Затем, чтоб доказать – я в колесе не спица.

Судя по воспоминаниям друзей и близких, ему позволяли очень многое из того, что запрещали другим. Поэтому подавляющее большинство совершенно не понимало, что ему еще нужно, чем он недоволен? А Высоцкий отвечал, что недоволен абсолютно всем. И такими ответами, разумеется, портил свои отношения с людьми, у которых запросы были гораздо скромнее его собственных.

И, улыбаясь, мне ломали крылья,