Работа с синонимами в начальных классах

Словарный состав языка, представляя определенную систему, включает разные категории слов, которые связаны между собой различными отношениями, складывающимися на основе общих семантических признаков. Это дает — основание для выделения лексики в особый раздел школьного курса русского языка, изучаемый в нашем случае в I-IV классах.

Изучение лексики в образовательно-познавательном аспекте обеспечивает системный подход в усвоении лексических понятий, позволяет знакомить учащихся со словом, как единицей лексической системы, со значением слова, изучать грамматику на лексической основе, доказывать существующие взаимосвязи между лексикой и другими уровнями языка, а также создает необходимые условия для целенаправленного обогащения словарного запаса учащихся. Такое изучение лексики открывает перед учащимися еще один уровень языковой системы.

Актуальность данной темы, Объектом исследования, Предметом исследования, Цель работы, Задачи исследования:

— на основе анализа лингвистической литературы по проблеме определить степень изученности избранной темы;

— определить методическую обеспеченность для лексической работы в начальной школе;

— показать методическую систему при лексической работе с младшими школьниками.

Для решения поставленных задач использованы следующие научно — исследовательские методы:

а) лингвистические (описательный, функциональный)

б) методические (социально педагогический — наблюдение за учебным процессом, изучение и обобщение опыта работы).

Теоретическую основу работы составили труды ученых по теории личостно-деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), по теории методов обучения (И.Я. Лернер, М.С. Скаткин), исследования по методике преподавания русского языка (Н.Н. Алгазина, В.В. Бабайцева, А.В. Текучев, Т.Г.Рамзаева, М.Р.Львов).

Работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка литературы и приложения.

База исследования: МОУ «ООШ п. Восточный Ивантеевского района Саратовской области»; 1, 3 классы, учитель начальных классов Панюкова Ольга Васильевна.

4 стр., 1952 слов

Презентация русского языка «Работа с картиной Клода Моне «Прогулка»», 3 класс

... цветущей, дарящей радость всем, кто смотрит на картину. Оцени ответ zadanie.net Сочинение про картину Клод моне Прогулка Клод Моне – знаменитый французский художник девятнадцатого века. Его считают основоположником нового для ... да вверху ветки дерева, под которым стоит женщина. За работой художника внимательно наблюдает маленький мальчик. Он стоит в отдалении, как сторонний наблюдатель. Его занимает ...

I . Понятие синонимы, их возникновение. Классификация синонимов

1.1 Понятие синонимы, их возникновение

Синонимы — слова одной и той же части речи, имеющие полностью или частично совпадающие значения. Синонимы можно определить, как слова с совпадающим денотатом (предметом) и различными сигнификатами (понятиями), т.е. называют ту же вещь, но соотносят ее с разными понятиями и тем самым через называние вскрывают разные свойства данной вещи, например , зенки — очи вызывают у нас разные представления об одном и том предмете.

Синонимы возникают в языке постоянно. Это обусловлено рядом причин. Одной из основных является стремление человека найти в уже известных предметах, явлениях окружающего мира какие-то новые черты и оттенки, то есть углубить и расширить существующие понятия окружающей действительности. Новый дополнительный признак понятия называется новым словом, сходным или тождественным по значению с уже имеющимися наименованиями. Например, с давних пор в языке существуют синонимы мир , вселенная с общим значением «совокупность всего, что существует, всех форм материи». Затем вошло в литературный язык слово мироздание, семантика которого отражает «системность, стройность всего существующего». В XIX веке появляется еще один синоним — космос, семантически сходный с уже существовавшими в языке словами. В специальной литературе последних десятилетий с этим же значением употребляется слово макрокосм (как противопоставление слову микрокосм).

Нередко возникновение синонимов обусловлено проникновением и освоением заимствованных слов, близких или тождественных по значению русским, например, самолет — аэроплан. Наблюдалось и обратное явление, когда предмет, названный поначалу заимствованным словом, затем получал синонимичное русское наименование, например: геликоптер — вертолёт .

Иногда тождественные, а также близкие по значению слова появляются в силу того, что в различных стилях речи или в разных экспрессивно-стилистических группах один и тот же предмет называется по-разному. Например, так называемые межстилевые (стилистически нейтральные) наугад, бесплатный, вешать, карточный и многие другие имеют синонимы в разговорной речи: наобум, даровой, вздергивать, картежный и так далее. Для снижения стиля некоторые из них в разговорно-бытовой речи заменяются синонимами просторечного происхождения.

10 стр., 4988 слов

Стилистическое использование в речи синонимов, антонимов, полисемантов, ...

... возникновением у слов новых значений. С другой стороны, синонимические отношения могут распадаться, и тогда отдельные слова исключаются из синонимического ряда, приобретают другие семантические связи. Типы синонимов: 1. Синонимы, ... слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать. Антонимы, как правило, относятся к одной части речи ...

Синонимы возникают и в том случае, когда предмету или явлению действительности по сравнению с общеизвестным значением дается иная эмоциональная оценка (торжественное, традиционно-поэтическое): лекарство — снадобье (шутливое, разговорное) . [ Львов, 1988г. ]

В синонимические отношения в определенных условиях могут вступать не только общеупотребительные слова литературного языка, но и ограниченные по своему употреблению лексические единицы: диалектные (или шире — областные вообще, то есть территориально четко не закрепленные), профессиональные и так далее. Например, общеупотребительному вести (водить) синонимичны не только общеупотребительные литературные править, сидеть за рулем , но и ограниченное профессиональным употреблением крутить баранку . В одном синонимическом ряду могут находиться общеупотребительные всегда, а также когда угодно, в любое время, в любой момент и ограниченное по сфере распространения, областное завсегда; общеупотребительным — тревога, беспокойство, волнение синонимично ограниченное в стилевом отношении разговорное переполох и территориально ограниченные, то есть диалектные сполохи, всполох и так далее.

Группа синонимов образует синонимический ряд. В синонимическом ряду выделяется доминант ряда — слово семантически наиболее простое, стилистически нейтральное и синтагматически наименее закрепленное, например «высокий» (о человеке) — «рослый», «длинный» (разг.), «долговязый» (разг.).

Многозначное слово может входить сразу в несколько синонимических рядов. Так, слово

Синонимы обычно распределяются по сфере употребления и по другим признакам, так слово

В соответствии с этим выделяют: независимые от контекста синонимы, которые в любом контексте могут друг друга заменять, без стилистического различия, например: огромный — громадный, бегемот — гиппопотам синонимы с наличием стилистического различия, когда выбор синонима зависит не от предметной или тематической стороны контекста, а от жанра и стиля, например: вкушать — кушать — есть — жрать — трескать — лопать — шамать.

4 стр., 1987 слов

Крылатые слова (русский язык)

... речь данные слова и словосочетания. Моя работа может быть использована учителем на уроках литературного чтения. В дальнейшем я буду изучать специальную литературу по теме «Крылатые выражения» и расширять ... узнав происхождение и исконный смысл того или иного крылатого выражения, можно очень сильно удивиться (например: слово "шаромыжник" появилось в русском языке после войны 1812 года, и произошло от ...

Особо следует учитывать фразеологическую синонимику, когда взаимно замещаются слова, которые сами по себе никак не синонимы, но могут синонимироваться лишь в определенных фразеологических оборотах, например: «дело — факт — обстоятельство такого рода», но «от слов надо перейти к делу», «наука любит точные факты», «особые обстоятельства побудили его к этому» (замена невозможна). [Словарь Евгеньевой: 1970]

Источниками синонимии являются

1.2 Классификация синонимов

1. Синонимы, отличающиеся оттенками в значениях, называются семантическими (смысловыми, идеографическими) Например, мокрый — влажный, сырой отражают различную степень проявления признака — ‘имеющий значительную влажность, пропитанный влагой’; также: умирать — погибать, пропадать — ‘переставать существовать, подвергаться уничтожению (в результате бедствий, воздействия каких-либо сил, условий)’.

Наличие семантических синонимов в языке отражает аналитическую глубину и точность человеческого мышления. Окружающие предметы, их свойства, действия, состояния познаются человеком во всем своем многообразии. Язык передает тончайшие нюансы наблюдаемых фактов, подбирая каждый раз новые слова для адекватного выражения соответствующих представлений. Так появляются синонимы, имеющие общий смысловой стержень и позволяющие с предельной ясностью детализировать описываемые явления действительности. Семантические синонимы обогащают речь, делают ее прозрачной и выразительной примеры из художественной литературы: Блестит горлышко разбитой бутылки, Сквозь туман кремнистый путь блестит — Белый снег сверкает синим огоньком, Онегин, взорами сверкая, из-за стола, гремя, встает. Значение первого синонима — ‘ярко светиться, сверкать’, значение второго — ‘ярко блестеть, сияя переливчатым светом’. Поэтому при описании статичных картин уместнее использовать первое слово, второе же чаще употребляется при изображении мгновенного, стремительного действия, ср. Сверкнул за строем строй [ Головин 1979 ]

2. Синонимы, имеющие отличия в экспрессивно-эмоциональной окраске и употребляемые поэтому в разных стилях речи, называются стилевыми; жена (общеупотр.) — супруга (офиц.); молодые (разг.) — новобрачные (кн.), глаза (нейтр.) — очи (выc.), лицо (нейтр.) — морда (сниж.) — лик.

7 стр., 3183 слов

Синонимия русского языка

... в синонимы в полном смысле этогослова(Например: голова — глава, верить — веровать), либо в слова, в синоними­ческих отношениях не находящиеся (Например: любитель — любовник — влюбленный).Следует учитывать, что в целом ряде случаев в синонимах ... номи­нативная функция и является тем стержнем, благодаря которому слова в лексической системе языка объединяются в незамкнутые синонимические ряды. конь — ...

Экспрессивные особенности синонимов позволяют нам каждый раз выбрать то слово, которое наиболее уместно в конкретной речевой ситуации, стилистически оправдано в том или ином контексте. Богатство стилистических оттенков у слов в русском языке создает неограниченные возможности для творчества, неожиданного их сопоставления или противопоставления, что ценят художники слова: Он подошел… он жмет ей руку… смотрят его гляделки в ясные глаза; Настанет день — печальный, говорят!- Отцарствуют, отплачут, отгорят,- остужены чужими пятаками,- мои глаза, подвижные, как пламя. И — двойника нащупавший двойник — сквозь легкое лицо проступит лик; Он не ел, а вкушал; А у ули глаза были большие, темно-карие,- не глаза, а очи. [ Головин,1979 ]

3. Синонимы, которые отличаются и оттенками в значении, и стилистически, называются семантико-стилистическими. Например, блуждать — слово книжное, означающее ‘идти или ехать без определенного направления, не имея цели, или в поисках кого- или чего-либо’; кружить (кружиться) — разговорное, означающее ‘меняя направление движения, часто попадать на одно и то же место’; плутать — обиходно-разговорное, означающее ‘идти или ехать в поисках верного направления, нужной дороги’; с тем же значением: путаться — разговорное, блудить — просторечное.

В языке преобладают семантико-стилистические синонимы. Это объясняется тем, что функциональная принадлежность и стилистическая окраска слова зачастую дополняют друг друга. Так, слова полный и толстый (в сочетании со словом человек) имеют ярко выраженные стилистические отличия (второе явно снижено, воспринимается как менее вежливое) и представляются разными по степени проявления признака: второе указывает на большую его интенсивность. Два и более лексических синонима, соотносимых между собой при обозначении одних и тех же явлений, предметов, признаков, действий, образуют в языке определенную группу, парадигму, иначе называемую синонимическим рядом . Например: для обозначения действия, приводящего в состояние нервного напряжения, подъема в русском языке используют синонимический ряд возбуждать, волновать, будоражить, взбудораживать, взвинчивать, электризовать, наэлектризовывать.

8 стр., 3690 слов

Как вид упражнения младших школьников

... слово «упражнение». Однако употребляется формулировка «самостоятельная школьная работа». Таким образом, для Т.Ф.Ефремовой больше значим то, что сочинение ... — важная ступень всякого речевого высказывания, его «проект», «каркас». Продумывая свою речь, в особенности монолог, человек чаще всего ... несколько иной план: стоит ли записывать план сочинения? Как подробно он составляется? Стоит ли его изменять ...

В составе синонимического ряда выделяется какое-то одно слово, семантически максимально емкое и стилистически нейтральное (не имеющее дополнительных стилистических характеристик).

Оно становится основным, стержневым, опорным, нередко называемым доминантой. В приводимом выше ряду таким будет слово возбуждать . Остальные слова, кроме основного значения «приводить в состояние нервного напряжения, подъема», выражают дополнительные семантико-стилистические оттенки основного значения, выражаемого доминантой. Синонимические ресурсы русского языка могут быть рассмотрены с разных точек зрения. Так, по своей лексико-грамматической соотнесенности в синонимические ряды могут быть объединены только слова одной части речи, например, имена существительные: аплодисменты — рукоплескания . В синонимическом ряду вместе с отдельными словами иногда объединяются сочетания слов разных типов: знаменательные слова и сочетания служебных слов с знаменательными (назло — в пику; много — по горло, через край, без счета и другие) . Но и в этом случае каждый из членов синонимического ряда выполняет сходные грамматические функции. Подобная устойчивость синонимических отношений характерна как для разнокорневых, так и для однокорневых синонимов. Однако особенно последовательно сохраняется синонимия между производными словами: гармония—благозвучие, гармоничный (и гармонический) — благозвучный, гармоничность — благозвучность, гармонично — благозвучно и так далее. Различаются синонимы и по своей стилевой принадлежности и стилистической сущности. В одном ряду могут быть объединены слова, используемые в разных стилях речи, то есть книжные (официально-деловые, научные, публицистические) и разговорно-просторечные, например: казаться (межстилевое) — сдаваться (разговорное), мерещиться (разговорное), чудиться (разговорное) и другие. В один и тот же ряд нередко входят слова, имеющие неодинаковую стилистическую характеристику, то есть выполняющие разные эмоционально-экспрессивные функции, например: стилистически нейтральному казаться синонимичны (кроме выше указанных разговорных слов) слова с несколько устаревшей стилистически приподнятой семантикой: грезиться, мниться.

25 стр., 12494 слов

Основные типы лексических значений слова

... осуществляется на базе имеющегося языкового материала. Это понимание, воплощаясь в значение слова, становится элементом смысловой структуры данного языка в целом. Всякий раз, когда новое значение включается в лексическую систему ...

1.3 Критерии выделения синонимов

К лексическим синонимам относятся слова, предельно близкие, и слова, тождественные по значению, очень разнообразные и разнородные по характеру выражаемых ими смысловых оттенков, по экспрессии, по эмоциональной и стилистической окраске. Например, быстрота — стремительность; иссякнуть — истощиться, исчерпаться; легко — несложно, просто, элементарно; конечно — разумеется, безусловно, бесспорно, несомненно и т.д.

Поскольку лексическая синонимия — явление семантическое, постольку наиболее существенным ее признаком будет близость или тождество значения.

Именно этот признак позволяет современным исследователям говорить о так называемой нейтрализации значений слов-синонимов, т.е. о стирании семантических различий между ними в определенной контекстуальной позиции и, следовательно, о возможности почти полной их взаимозаменимости. Сравним, например, фразы: «Кругом царило молчание и кругом царила тишина».

Однако и понятийная соотнесенность, т.е. сходство или близость ассоциативных связей, обозначаемых словами явлений, предметов, качеств, признаков, действий, также является основанием для сближения смыслов.

Если такая соотнесенность нарушается, нельзя говорить о лексической синонимии. Например, для называния того, что разграничивает различные области деятельности, человеческих отношений, представлений, эмоций и т.д. в современном языке используют синонимы граница, грань, предел, рубеж, черта, линия, межа.

В синонимические отношения вступают далеко не все слова. Не синонимизируются в литературном языке имена собственные, названия жителей, многие конкретные наименования предметов быта. Как правило, не должны иметь синонимов термины, хотя практика создания и функционирования современных терминов дает примеры синонимии и в этой области.

Синонимы способны образовывать так называемую парадигму. Синонимическая парадигма по традиции называется синонимическим рядом. В составе синонимического ряда обязательно выделяется какое-то одно слово, семантически максимально емкое и стилистически нейтральное (т.е. не имеющее дополнительных стилистических характеристик).

Оно становится основным, стержневым, опорным, называемым доминантой (лат. dominans — господствующий).

[ Розенталь,1974 ]

С точки зрения постоянства состава слов синонимические ряды характеризуются относительной незамкнутостью. В них возможны изменения и дополнения, обусловленные протекающим процессом развития всей лексической системы.

Синонимы могут дифференцироваться:

13 стр., 6340 слов

Напишите -рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста

... для придания тексту эмоциональности, красочности и убедительности. 24. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Г.Я.Солганика: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, ... «способность слова связываться с другими словами». Вариант 2. Известный лингвист И.И. Постникова утверждала: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в ...

1. по значимым ими предметам

2. по социальной оценке обозначаемого предмета (

3. по применимости в том или ином стиле речи

4. по этимологическому значению, которое может придавать одному из синонимов особую окраску ( «смелый — бесстрашный» связывают общее понятие храбрости в первом случае с «дерзанием», «решимостью», во втором — с «отсутствием страха»; поэтому эти синонимы в известном контексте могут быть применены как слова, противоположные по значению, как антонимы).

Синонимы могут быть общеязыковые и контекстуально-речевые. Рассмотренные выше синонимы являются общеязыковыми. Они находят отражение в современных словарях и, как правило, поддаются дословному переводу на другой язык (если не обозначают особых, национально ограниченных понятий, реалий и т.д.).

Отличительные признаки контекстуальных синонимов: четко выраженная контекстуальная обусловленность и закрепленность, индивидуальный характер семантики (а нередко и словообразования), неустойчивость и ненормативность употребления (т.е. ограниченная частность, отсутствие в словарях и трудность дословного перевода на другой язык).

Приведу такой пример индивидуально-авторской синонимии, из стихотворения современной поэтессы М. Хлебниковой: «Он свое отгулял, отскрипел, оттянул,/отбоярил, отмыкался, сник, отмаячил» («Год 1992»).

Если определять значения выделенных слов по толковому словарю, то они будут совершенно различны. Но автор в этом стихотворении, посвященном уходящему, тяжелому для России году, эти лексические единицы объединяет, вкладывая в них один, общий смысл: «ушел в небытие, перестал существовать» . Однако, каждое из слов в данном ряду характеризует ту или иную сторону ушедшего года.[ Розенталь,1985 ]

II . Методика изучения синонимов в начальной школе

2.1. Анализ учебников с точки зрения других авторов

«Развитой литературный язык представляет весьма сложную систему более или менее синонимических средств выражений, так или иначе соотнесенных друг с другом», – говорил академик А.В. Щерба. Именно поэтому уже в начальной школе необходимо уделять большое внимание работе учащихся с синонимами. Младший школьник чаще всего сталкивается с проблемой составления точных, выразительных и образных высказываний при написании сочинений, описании и сравнении заданных объектов. Бедность словарного запаса ребенка вызывает у него затруднения. Поэтому одна из главных задач учителя — работа над обогащением словаря учащихся, посредствам знакомства с синонимами. Умение пользоваться синонимами является навыком сложным, и формируется путем разнообразных упражнений. Именно поэтому наибольшая роль изучению синонимов отводится в IV классе.

6 стр., 2949 слов

Русский язык и культура речи» «Язык и стиль публичного выступления

... важны для любых жанров делового общения. ЛОГИКА РЕЧИ Важнейшим качеством эффективности публичного выступления является ее логичность и доказательность. Настоящий оратор не может рассчитывать только ... этого слова не посещает ленивых. Обратимся к некоторым сторонам, условиям ораторского творчества на этапе подготовки содержания публичного выступления. 1. Первым условием успешного подбора и отбора ...

Для выявления возможностей современных учебников по русскому языку в использовании материала лексического содержания (а именно, работа с синонимами) мы обратилась к анализу учебников В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России») и учебников С.В.Иванова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др. («Начальная школа XXI века»), Нечаевой Н.В. («Программа развивающего обучения Л.В. Занкова»), Рамзаева Т.Г. (УМК «Развитие. Индивидуальность. Творчество, Мышление»).

В программе 4 класса сказано о том, какими умениями должны овладеть учащиеся: 1. Различать в речи близкие по смыслу слова. 2. Подбирать к данным словам синонимы. 3. Заменять в тексте то или другое слово соответствующими синонимами. 4. Самостоятельно употреблять в готовом тексте подходящее слово. 5. Самостоятельно выбирать из своего словарного запаса для выражения собственной мысли наиболее подходящий синоним. Большая работа над синонимами, способствующая овладению выше указанными умениями, осуществляется в ходе выполнения учащимися упражнений учебников, принадлежащих к программам разных авторов. Учебник «Русский язык» программы Т.Г. Рамзаевой (IV класс) включает задания по подбору синонимов к именам существительным, что закрепляет умения учащихся, приобретенные в течение предыдущего класса (например: подберите близкое по смыслу слово к слову родник ).

Большее внимание уделяется подбору учащимися глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, которым посвящены целые упражнения, включающие слова для справок. В некоторых из них учащимся предлагается составить предложения с использованием этих слов. Кроме того, в учебник входят задания на составление текстов-описаний по репродукциям картин, сочинений, что требует от учащихся употребления точных и ярких слов. Учебник по русскому языку программы В.Г. Горецкого содержит большое количество упражнений для работы с синонимами. Эти упражнения достаточно интересны и более разнообразны, чем в предыдущей программе. Большинство этих упражнений направлено на работу с глаголами-синонимами, прилагательными-синонимами. Учащиеся выбирают из текстов и выписывают близкие по смыслу слова; заменяют подчёркнутые в тексте повторяющиеся слова близкими по смыслу; к ряду слов подбирают из текста близкие по смыслу слова… Считаем, что упражнения данного учебника можно использовать как дополнительные при работе по другой программе. Учебник «Русский язык» Нечаевой Н.В. с I — IV класса (особенно, в 4 классе/ в Приложении 1 приводятся задания с 1 по 4 класс по учебнику Нечаевой Н.В., направленные на работу с синонимами), разработанный по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, содержит разнообразные и более сложные задания по работе с синонимами. Также как и в программе Т.Г. Рамзаевой и В.Г. Горецкого учащиеся подбирают глаголы-синонимы и прилагательные-синонимы, но эти задания гораздо сложнее: дети не просто подбирают синонимы, а группы синонимов, что позволяет им заметить оттенки этих слов, упражнения более объемные, не включают слова для справок… На наш взгляд, в учебнике данной программы («Школа России», «Начальная школа 21 века») содержится недостаточное количество упражнений и заданий для работы с синонимами. Поэтому учителю, работающему по ней, необходимо подобрать дополнительные задания или разработать систему упражнений для работы с синонимами на уроках русского языка.

Система упражнений с синонимами складывается из следующих элементов:

а) обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами — синонимами;

б) подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, выяснение оттенков значений;

в) специальные упражнения с синонимами;

г) активизация синонимов, т.е. использование в связной речи;

д) исправление речевых ошибок типа неудачно употребленных слов: замена неудачного слова другим синонимичным ему и более уместным в данном тексте.

Работу над синонимами, помимо специальных упражнений, можно проводить на материале любого текста (учебника).

Необходимо лишь подобрать слова и продумать виды упражнений.

По учебнику Нечаевой Н.В. синонимы начинают изучать во 2 классе (хотя задания вводятся уже с 1 класса) в разделе «Каждому слову свое место» после темы «Многозначные слова». В упражнении 321:

Выучи. Запиши по памяти

Дрожит на ветру.

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

— Назовите близкие по смыслу слова — синонимы. Близки ли к ним по смыслу слова:

После данного упражнения идет знакомство с правилом.

Также хочется отметить, что в данном учебнике со 2 класса в приложениях есть словарь синонимов, определенный кругом обучения.

По учебнику Иванова С.В. (программа «Начальная школа 21 века») знакомство с синонимами (само понятие не вводится) вводится с 1 класса (урок 44) понятие вводится во 2 классе (урок 97) .

С этой целью нами были проанализированы действующие программы, учебники и методические пособия по русскому языку для начальной школы. В результате анализа я пришла к следующим выводам:

1) в действующих программах либо не содержится никаких сведений о синонимах русского языка, либо эти сведения очень скудны; не прослеживаются отношения синонимии с другими лексическими группами слов;

2) в учебниках представлено недостаточное количество упражнений для формирования навыка использования синонимов в речи, кроме одного учебника Нечаевой Н.В. (система Занкова);

3) учитель начальной школы не располагает научно обоснованной системой обогащения речи учащихся начальной школы синонимичными словами;

4) не изучен синонимический запас учащихся.

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется недостаточной разработанностью методики изучения и необходимостью создания комплекса упражнений, направленного как на приобретение учащимися знаний о синонимии русского языка, так и на формирование системы практических умений использования синонимичных слов в речи.

Для этого нами был проведен ряд практических заданий вместе с учащимися 3 и 1 классов.

2.2. Система работы в 3 классе

Работа над синонимами начинается с 1 класса. Упражнения с синонимами проводятся не только на уроках русского языка при изучении грамматических тем, но и на уроках литературного чтения и уроках ознакомления с окружающим миром. Работа над синонимами используется в начальной школе чаще всего в связи с изучением отдельных частей и проводится лишь тогда, когда включается в школьные учебники.

Нами

Обязательным компонентом в систему работы с синонимами входят и грамматические задания

В работе с синонимами используем следующие упражнения:

1.Объясните, что обозначает каждое выделенное слово. Какое у них общее значение?

Кто любит труд, того люди чтут.

а) Работа и кормит, и учит.

б) Вьюги да метели на февраль налетели.

2.Соедините слова в пары слов, близких по смыслу.

3.Метель, рубеж, граница, вьюга.

4.Подпишите картинки, подберите к этим словам слова, близкие по смыслу

Дом, лупа

5.Замените словосочетания одним словом:

Возвратиться домой (вернуться)

6.Кто больше назовет синонимов к словам радость, печаль

7.Игра «Быстро-медленно»

Составьте семейства слов:

8.Работа в парах

Среди групп слов попробуйте найти слова – снонимы

Печальный, невесёлый, мудрый, грустный.

Маленькая, огромная, крошечная, небольшая.

Охранять, строить, караулить, лаять, стеречь.

Отдых, труд, дело, работа.

Отрывки из художественных произведений дают возможность не только закрепить значение слов – синонимов, но и осознать роль синонимов в речи.

Работа с синонимами в начальных классах раскрывает лексическое богатство русского языка.

В третьем классе важно акцентировать внимание детей на использовании синонимов в собственной речевой деятельности, а также на исправлении ошибок. На этом этапе целесообразно вместе с учащимися составить памятку обобщенного характера:

Узелки на память

1.

2.

3. Чем больше слов-синонимов

На уроках русского языка проводились конкурсы, целью которых являлось закрепление знаний о теме «Синонимы имени прилагательного».

КОНКУРС 1: «Прилагательные-синонимы»

Ведущий: Послушайте сказку.

«Однажды на светлой, солнечной лужайке собралось несколько существительных: Небо, Дорога, Сказка, Песня. Стали они высказывать свои обиды на школьников, что же дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.

Я во всех сочинениях голубое и безоблачное, — вздохнуло Небо.

А ко мне привязалось слово «ровная», — чуть не плакала Дорога.

Ах, подруга! Тебе еще ничего. Тебя хоть иногда и извилистой величают, а я всегда интересная, — безнадежно говорила Сказка.

А я только звонкая, — сказала Песня.

Что ты будешь тут делать? — вздохнули все вместе. Может быть, ребята нам помогут?»

На что обиделись Небо, Дорога, Сказка, Песня?

Дети. На то, что школьники подобрали только по одному прилагательному.

Ведущий. Запишите эти словосочетания.

Дети выписывают: Небо голубое, безоблачное. Дорога ровная. Сказка интересная. Песня звонкая.

Ведущий. Какие прилагательные еще к ним можно подобрать?

Дети. Небо светлое, красивое. Дорога извилистая, кривая. Сказка увлекательная, поучительная. Песня веселая, громкая.

КОНКУРС 2. «Слова близкие по смыслу»

На доске записаны три столбика прилагательных:

мудрый — …ласковый — …быстрый — …

веселый — …прилежный — грустный

густой — …сильный — сырой — …

неловкий — …холодный — …большой — …

смирный — …неряшливый — липкий — …

страшный — …душистый — …злой — …

Играющим надо подобрать к каждому слову близкое по смыслу прилагательное (синоним) и записать его. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием и допустит меньше ошибок.

Возможные ответы: умный, радостный, дремучий, неуклюжий, тихий, ужасный, нежный, старательный, скорый, печальный, мокрый, громадный, клейкий, сердитый.

КОНКУРС 3.

На доске в столбик записан ряд словосочетаний:

Свежий ветер, свежие краски, свежая рубашка, свежий хлеб, свежая газета.

Один из игроков должен подобрать к каждому словосочетанию прилагательное близкое по смыслу, а другой — противоположное по смыслу.

Слова противоположные по смыслу (антонимы) записываются слева, а слова близкие по смыслу (синонимы) записываются справа от словосочетаний.

Ответы: теплый — свежий ветер — прохладный; тусклые — свежие краски — яркие; грязная — свежая рубашка — чистая; черствый — свежий хлеб — мягкий; старая — свежая газета — новая.

КОНКУРС 4. «Образуй прилагательное»

На доске в два столбика написаны имена существительные: ужас, осень, вкус, лес, дом, несчастье, холод, туман, лето, место.

Нужно образовать от существительного однокоренное ему прилагательное и составить словосочетание этого прилагательного с существительным. Члены команд по очереди выходят к доске и записывают свои сочетания. Побеждает команда, которая правильно и быстрее другой выполнит задание.

КОНКУРС 5. «Предмет-признак»

Игра проводится в форме эстафеты. Каждая команда получает карточку-задание с именами существительными:

скука — …длина — …туман — …

стена — …небеса — …опасность — …

радость — …старина — …капуста — …

весна — …вкус — …место — …

грусть — …ячмень — …честь — …

теснота — …картон — …ремень — …

книга …машина — …камень — …

конь — …хлеб — …карман — …

Каждый игрок образует от существительного однокоренное прилагательное и записывает его напротив существительного, после чего передает карточку следующему игроку. Команда, закончившая игру, передает карточку ведущему, который проверяет запись и определяет победителя.

КОНКУРС 6. «В каком магазине?»

На доске в три столбика записаны названия предметов:

посуда — …цветы — …овощи — …

рыба — …обувь — …книги — …

мясо — …мебель — …молоко — …

хлеб — …продукты — …обувь — …

Игроки должны записать прилагательное, обозначающее, в каком магазине можно купить тот или иной предмет. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание .

Из своего исследования я сделала следующий вывод:

для художественного изучения синонимов по русскому языку учителю необходимо:

. Систематично и планомерно проводить работу над синонимами на уроках русского языка.

. Акцентировать внимание учащихся на употребление наиболее подходящих синонимов в собственной речи.

. Использовать в своей работе задания и упражнения творческого характера для поддержания у детей постоянного интереса к синонимам.

. Должен быть пределен круг синонимов, которые могут использоваться учителем в качестве практического материала для упражнений.

Заключение

В ходе нашего исследования было доказано, что залогом успеха в изучении младшими школьниками синонимичных слов является специальная работа, проводимая на уроках русского языка, в ходе которой учащиеся получают сведения о синонимах, их свойствах и особенностях употребления в речи. Исследование показало, что у школьников возрастает интерес не только к содержанию речи, но и к ее форме, то есть они начинают более глубоко ориентироваться в вопросах лексики, в частности в вопросе синонимии слов. Все это способствует увеличению словарного запаса младших школьников, повышению общелингвистических интересов и развитию культурологического аспекта изучения языка.

Настоящее исследование посвящено одному из важных факторов, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся—работе над лексическими синонимами в начальной школе.

В работе мы исходили из того, что для успешного усвоения понятия синонимии учащимися начальных классов с целью пополнения словаря школьников и использования синонимов в речи необходимо, чтобы у младших школьников был определенный запас синонимических рядов, который может быть обеспечен путем специальной работы над синонимическими рядами. Такая работа должна систематически проводиться на уроках русского языка и быть связана с изучением грамматики и орфографии. Это позволит, с одной стороны, пополнить словарь младших школьников синонимами, с другой стороны, положительно повлияет на усвоение морфологии и словообразования, а также будет способствовать формированию орфографических навыков.

С целью реализации данного положения был проведен анализ лингвистической литературы, который показал, что лексическая синонимия относится к числу одной из сложных категорий языка. Подчеркивая сложность проблемы синонимии, большинство ученых обращает внимание на то, что в разработке теоретических аспектов данной проблемы существуют большие разногласия. Так, в лингвистике до сих пор не выработано единого мнения о существовании в языке самого явления синонимии, существуют разногласия в вопросе определения синонимов и их классификации, а также в вопросе взаимосвязи синонимии с другими лексическими группами слов.

Из сказанного следует вывод, что овладение младшими школьниками синонимами является сложной методической задачей, решение которой возможно лишь при целенаправленной и систематической работе по изучению, расширению и использованию синонимичных слов в целях обогащения речи учащихся.

Работа над синонимами, начинающаяся с 1 класса, открывает возможности комплексного усвоения таких смежных разделов языкознания, как словообразование и лексика, грамматика и лексика, лексика и стилистика. При таком подходе основной чертой учебного процесса становится не механическое запоминание, а сознательное усвоение и употребление синонимов.

С целью определения объема сведений о синонимах и синонимических рядах, необходимых учащимся начальных классов, была разработана система работы, в которой были определены принципы отбора синонимических рядов в учебный словарь синонимов для начальной школы, разработаны методы изучения сведений о синонимах, определен объем теоретических сведений о синонимах и виды упражнений, эффективные при изучении синонимичных слов.

При составлении учебного словаря синонимов, предназначенного для использования на уроках русского языка в начальной школе, были учтены следующие принципы отбора синонимических рядов:

1) принцип попутного обучения, который имеет целью определить, как учащиеся начальных классов осваивают понятия, относящиеся к теме «Синонимы», в связи с изучением программного материала;

2) принцип опережающего обучения, который предполагает включение в словарь синонимических рядов, состоящих из частей речи, не изучаемых в начальной школе, включение многозначных слов и фразеологических оборотов в ряды синонимов;

3) принцип развивающего обучения, который способствует более глубокому осмыслению лексических и грамматических связей, проявляющихся в рядах синонимов.

Теоретические знания о синонимах, необходимые учащимся начальной школы, состояли из следующих сведений: слова, одинаковые или близкие по значению, называются синонимами и объединяются в синонимические ряды; слова одного синонимического ряда принадлежат к одной части речи; слова синонимического ряда могут отличаться друг от друга смысловыми или стилистическими особенностями.

В разработанной системе обучения при получении и при закреплении сведений о синонимах и синонимичных словах рекомендуется использовать следующие типы упражнений:

1. Упражнения чисто лексические:

1) лексико-семантические упражнения, направленные на усвоение учащимися понятия синонимии, связанные со значением слова, подбором синонимов;

2) упражнения, предусматривающие ознакомление учащихся со словарным составом русского языка, со сферой употребления различных лексических пластов.

2. Комбинированные или синтетические упражнения:

1) лексико-грамматические упражнения, способствующие осознанному усвоению грамматической и лексической теорий;

2) лексико-стилистические упражнения, предусматривающие выработку навыка правильного отбора и употребления синонимичных слов в речи в зависимости от характера и целей высказывания.

В языковом материале, отобранном для упражнений, представлены свойственные для синонимичных слов различные системные отношения с другими единицами как лексического, так и морфологического, синтаксического и стилистического уровней. Использование в качестве дидактического материала предложений и текстов различных стилей речи позволяет выяснять роль синонимов и проводить работу по углублению и совершенствованию представлений учащихся о различных стилях речи.

Эффективность работы над лексическими синонимами зависит от ее коммуникативной направленности. Обязательным условием осуществления такой направленности является связь работы над синонимами с формированием умения строить монологические высказывания. При этом основную часть работы рекомендуется проводить в ходе подготовки к написанию сочинений.

В ходе опытного обучения установлено: чтобы знания учащихся могли служить основой для формирования умений, необходимо при изучении теоретических сведений по синонимии обеспечить усвоение учащимися ее сущностной и функциональной характеристики.

Выполнение данного требования возможно при реализации работы над выяснением не только общности слов одного синонимического ряда, но и различий между ними. Усвоение особенностей синонимичных слов дает учащимся необходимые знания о роли синонимов в речи и позволяет осуществлять на практике правильное их использование. это имеет большое значение для обогащения словаря, развития чувства языка и лингвистического мышления младших школьников.

Опытное обучение в классах начальной школы позволило сделать следующие выводы:

1) изучение синонимии слов можно и нужно начинать в начальной школе;

2) сообщение сведений о синонимичных словах, работу с рядами синонимов необходимо проводить в связи с изучением тем по «Грамматике»;

3) следует давать знания учащимся о синонимии многозначных слов, о синонимии слов и фразеологических оборотов;

4) необходимо знакомить школьников с ролью и возможностью использования слов-синонимов в разных стилях речи;

5) работая в данном направлении, можно помочь учащимся уяснить роль синонимов в процессе общения людей и овладеть их употреблением в собственных высказываниях.

Работа над изучением понятий «синоним» и «синонимический ряд», начинающаяся в классах начальной школы, будет способствовать осознанию младшими школьниками системных связей в языке, развитию навыка пользования различными стилями речи, воспитанию у учащихся чувства языка.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/umenie-polzovatsya-sinonimami-vajneyshee-uslovie-obogascheniya-rechi/

В. Волина «Учимся играя» — М.; Новая школа, 1994г.

Головин Н.Г. Культура речи. — М.: Просвещение, 1979. — 280 с.

Давыдова М.М.. Развивающие игры для детей. — М.: ООО Издательство «Аквариум», 2001

Евгеньева А.П. Словарь синонимов русского языка. Т. 1-2. М., 2001. с. 22,48,83,126.

Иванов С.В. «Русский язык» 2 класс [Текст] / C.В. Иванова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2002. – 159 с.

Канакина В.П. «Русский язык» 2 класс, часть 1 [Текст] / В.П. Канакина и В.Г. Горецкий – М.: Издательский центр «Просвещение», 2012. – 143 с.

Канакина В.П. «Русский язык» 3 класс, часть 1 [Текст] / В.П. Канакина и В.Г. Горецкий – М.: Издательский центр «Просвещение», 2012. – 160 с.

Львов М.Р. Словарь- справочник по методике преподавания русского языка [Текст] / М.Р. Львов // Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит. ». – М.: Просвещение, 1988. – 240 с.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985.

Словарь синонимов русского языка: В 2 т. / АН СССР, Институт русского языка; Под ред. А. П. Евгеньевой. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1970.

Нечаева Н.В. «Русский язык» Учебник для 1,2,3,4, класса общеобразовательной

Узорова О.В., Нефедова Е.А. Все орфограммы русского языка 1-2 классы/М.: ООО «Издательство Астрель», 2004

Журнал «Начальная школа» №9/2002г.

Приложение А «Дидактический материал по теме исследования»

1класс Нечаева Н. В. упр. 123

Подбери к названию предмета подходящий признак. Запиши сочетания слов. Мы начинаем: огонь (какой?) обжигающий

каша раскаленная

сковорода горячая

день жаркий

спор знойный

упр. 178.

а) Прочитай. Если есть незнакомое слово , в каком словаре можно узнать его значение? К какой грамматической группе относятся слова: воспитанный, дикий.. культурный, невоспитанный

б) Запиши парами близкие по смыслу слова. Теперь запиши парами противоположные по смыслу слова.

Правило:

Лексические группы слов

1. Слова с прямы и переносным значением: золотое кольцо, но: золотые руки

2. Близкие по значению слова: друг, товарищ, приятель

3. Противоположные по значению слова: смеяться — плакать, здоровый — больной.

3кл.

Из слов, данных в словарной статье (Дождь…. ) , подбери синонимы к слову затяжной.

упр. 23. (часть 1) а) Слово болтать разговорное , у него несколько значений. Прочитай, как раскрывается одно из них . Второе значение ты определишь, если правильно сгруппируешь приведенные ниже слова.

Болтать. 1. Приводить жидкость в движение.

Болтать. 2.

Выбирай: встряхивать, говорить, беседовать, сболтнуть, взбалтывать, пустословить, рассказывать, тараторить.

б) Какие слова записано в 1-й и 2-й группах: родственные, синонимы, антонимы, или многозначные.? Укажи, к каким частям речи относятся записанные тобой слова.

упр. 135. Отгадай сказочных героев (ребусы заяц и волк) . Выбери одного из них и запиши слова, которые их характеризуют.. Представь, из какой сказки твой персонаж.

Выбирай: бесхитростный, жизнерадостный, беззлобный, беззаботный, трусливый, робкий, глупый, бесстрашный.. грубый, безобидный, хвастливый, сильный…

Нет ли в твоем перечне слов — синонимов?

упр.300 (часть 2) Запиши ответы на первый и второй вопросы в 2 столбика.

1. Какой взгляд может быть у девицы?

2. Какой взгляд может быть острее меча?

Выбирай: жестокий, страшный, добрый, ясный, теплый, холодный, враждебный, безжалостный, сердечный.

б) Линией соедини антонимы. Назови синонимы.

упр. 425. а) Запиши слова в форме предложного падежа. Объясни различие в употреблении предлогов. Обозначь сущ. 1-го склонения. Найди синонимы.

Говорили о ком? о чем? …

Москва, Самара, область, Анапа, отчизна, Ижевск, родина, Екатеринбург, отчество, Анна, Астрахань, Ярославль, Яша, Ульяновск.

б) Что вы знаетне о названных городах России?

упр. 440. Наш словарь ИСТОЧНИК

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/umenie-polzovatsya-sinonimami-vajneyshee-uslovie-obogascheniya-rechi/

Определи, одинаково склоняются слово источник и его синонимы (в значении 1).

Будешь ли ты для этого их склонять.

упр. 570. а)Прочитай диалог между мамой и ее дочкой. Об одном ли и том же они говорят?

— Леночка, вымой руки: они у тебя грязные.

— Но ведь ты же сам говорила, что нельзя расти белоручкой.

Напиши антоним к прилагательному грязный в словосочетани грязные руки.ЯЧвляется ли записанный антоним синонимом к слову белый в значеннии части слдожного слова белоручка?

упр. 578. Составь предложения со следющими словами-синонимами, чтобы стали понятны оттенки их значений.

Смешной, забавный, уморительный.

Формы заданных слов можно зменять.

4 класс

упр. 17. Прочитай статью из «Справочника синонимов» на слово тщательно (с. 161) Выбери те слова, кот. являются синонимами к нему в выражении «… поэты всегда тщательно относятся к слову»

упр. 21 . Прочитай статью из «Справочника синонимов» на слово выразительность. Почему К. Чуковский выбрал именно слово экспрессивность.

уупр. 50 Из статьи в №справочнике синонимов» на слово «хорошо» выбери те слова, кот являются синонимами к нему в выражении «хорошо, правильно говорить и писать»

—— взгляд к слову дружелюбный, вежливый

… подбери слова, к словосочетанию величественный дуб

В «с с » найди статью на слово боязливый. Правильно ли написано в тексте «…считался… робким и даже трусливым»? Можно ли слово трусливым заменить другими синонимами?

упр. 229 Преобразуй предложение : Я восхищен лесом, употребив в нужной форме подходящие по смыслу синонимы к слову восхищение

упр. 232 Какая группа синонимов подходит к значению слова грубый в выражении грубый голос?

упр. 272. Составь предложение со следующими глаголами-синонимами, употребляя первую пару глаголов в форме н.в. , вторую в форме простого будущего времени.

Танцевать — плясать

Пригласить — позвать

упр. В «С с » найди и сравни по смыслу ряды синонимов к слову ошибка.

Выбери нужное слово и запиши следующие выражения.

«Исправь… в изложении»

«Стало понятно, что это просто…» «Устрани… в решении»

упр.Запиши синонимы к слову доброта, Разбери сложные слова по составу.

упр. В «с С» найди статью на слово сказочный . Выбери синонимы, наиболее подхожящие по смыслу к данному предложению преобразуй в наречие.

2 класс

Синонимы начинают изучать во 2 классе в разделе «Каждому слову свое место» после темы «Многозначные слова».

321 Выучи Запиши по памяти Зябнет осинка,

Дрожит на ветру.

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

— Назовите близкие по смыслу слова — синонимы. Близки ли к ним по смыслу слова : коченеет, леденеет? К каой части речи относятся названные тобой синонимы?

Знакомство с правилом

322. Определи, где записаны синонимы, где родственные слова. Что между ними общего? Чем они различаются?

323. а) Покажи, как можно идти: шагать, семенить, шествовать, брести, маршировать.

б) Запиши слова — синонимы с общим значением идти. К какой части речи они относятся?

324 Выпиши только синонимы. Какой предмет определяют синонимы-прилагательные? Выполни его разбор как часть речи.

324 Запиши предложения, вставляя наиболее подходящий синоним: ребенок, детеныш, малыш.

Приложение А

1. Найдите синонимы. Соотнесите слова из левого столбика с их синонимами из правого. (Можно устно, вызывая по очереди детей к доске и предлагая им проводить стрелочки к словам-синонимам).

неразговорчивый бесплодный

непрестанный безуспешный

ненормальный безумный

неправильный легкомысленный

несерьезный буйный

неистовый ошибочный

неудачный простой

неплодородный рассеянный

несложный беспрерывный

невнимательный молчаливый

2. Из данного списка выпиши слова, близкие по значению словам:

Занимательный, прекрасный, прилежный, нежный, забавный, прелестный, усердный, приветливый, увлекательный, дремучий, веселый.

Какие слова лишние? Почему?

. Подберите нужные синонимы.

Даже в самый … (жаркий, горячий, жгучий, знойный, палящий) день, если приложить к щеке листочек липы или березы, клена или дуба, то почувствуешь, что он прохладный.

Если разложить на земле листья одного только дерева, они займут … (великую, большую, огромную, громадную) площадь.

4. Подберите к прилагательному синоним.

бесстрашный летчик —

пасмурная погода —

правильный ответ —

занимательный рассказ —

соседняя школа —

смышленый ученик —

густой лес —

мокрый снег —

5. Подберите синонимы к выделенным прилагательным.

Покос — самая трудная и веселая пора лета. Солнце как станет в полдень, так и не слезает оттуда, — до того парит, что, кажется, земля должна сморщиться от такого огня. В раскаленном воздухе звенит гнус. День-деньской не умолкает сухая трескотня кузнечиков.

6. Замени прилагательное близким по смыслу словом с приставкой:

ясное небо —

правильный ответ —

жестокий враг

тихая погода —

7. Впишите в пустые клеточки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие им слова.

лес — . . .

горе -. . . .

мороз — . . . . .

  • . . . . .
  • .

. . . . .

  • . . . . . . .
  • .

. . . . . . .

невиданный — . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . .

Ответы:

8. Словесное рисование.

Прочитав слова, записанные на доске или карточках, дети «создают портрет человека».

Шустрый необычный

Юркий невиданный

Проворный изумительный

Ловкий удивительный

поразительный

загадочный

тайный неуклюжий

секретный нескладный

потайной мешковатый

9. Составьте синонимический ряд, отвечая на вопросы:

какими словами называют высокую температуру воздуха;

какими словами называют людей одинакового возраста;

какими словами называют наступление темноты.

. Запишите по горизонтали синонимы к указанным словам.

Если задание выполнено правильно, то из начальных слов сверху вниз вы прочитаете, как называются эти слова.

Храбрый, знаменитый, бедный, большой, верный, занимательный, сильный.

Возможные ответы:

11. Составьте словосочетания, выбрав из слов в скобках подходящее.

мечтательный — мечтающий (день, взгляд, человек); невежливый — невежественный (человек, поступок, ответ); праздный — праздничный (наряд, настроение, песня).

12. Подберите синонимы с удвоенными согласными.

больничный лист — … (бюллетень)

специальность — … (профессия)

обучение животных — … (дрессировка)

скорый поезд — … (экспресс)

асфальтированная дорога — … (шоссе)

дачная пристройка — … (терраса)

вид плавания — … (брасс)

популярная игра на льду — … (хоккей)

небольшая комнатка в квартире — … (ванная)

13. Напиши синонимы к именам прилагательным:

тихая езда —

тихая ночь —

тихий голос —

верный друг —

верный ответ —

крепкая веревка —

крепкий чай —

крепкий организм —

14. Игра «Лото»

Для проведения данной игры необходимо изготовить карточки размером 10 х 20, вырезать из плотной бумаги, и разграфить на две ровные части вдоль и поперек, чтобы на них получилось по 4 одинаковых деления размером 5 на 10 см. Кроме того, разрезать карточки размером 5 на 10 см. В делении больших карточках впишите слова под цифрой 1, а в маленькие — соответствующие им синонимы под цифрой 2.

Условия игры:

.

2.

15. Запиши словосочетание прилагательное + существительное.

коричневый, карий, (платье, глаза, костюм);

густой, дремучий (лес, туман);

горячий, знойный (лето, вода, привет);

смуглый, темный (волосы, лицо, небо);

старый, пожилой (человек, учебник);

16. Подберите синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены:

главный — . с…. (основной)

мощный — . и …. (сильный)

иностранный — н …. (иноземный)

смышленый — . о …. (толковый)

занимательный -. н …. (интересный)

прекрасный — . у …. (чудесный)

скорый — ы …. (быстрый)

большой — г …. (огромный)

смелый — . т …. (отважный)

гостеприимный -. а …. (радушный)

старательный -. с …. (усердный)

неловкий — . е …. (неуклюжий)

мокрый — . л …. (влажный)

ласковый — . е …. (нежный)

дремучий — . у …. (густой)

веселый — . а …. (радостный)

17. Подберите слова близкие по значению словам:

прилежный, отзывчивый, добрый, храбрый.

Используя данные слова, составьте рассказ «Мой друг».

. Каждое имя прилагательное замени близким по смыслу. Напиши словосочетания.

Преданный друг, отзывчивый человек, знаменитый писатель, прилежный ученик, пытливый мальчик.

Слова для справок:

Приложение Б «Конспекты уроков»

Конспект урока во 2 классе «Слова — синонимы» по программе «Начальная школа 21 века»

Тема: «Слова-синонимы».

Цели и задачи урока: познакомиться с синонимами, наблюдать за сходством и различием слов — синонимов; учиться употреблять слова – синонимы в речи;

развивать словарный запас учащихся, речь, логическое мышление;

воспитывать умение работать в паре.

Личностные: осознание ответственности, социальная компетентность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные: использовать общие приёмы.

Регулятивные: применять установленные правила.

Коммуникативные: строить высказывания, аргументировать свои ответы.

Оборудование: презентация, учебник «Русский язык. 2 класс» С. В. Иванов.

1. Орг. момент.

Мы в лес за наукой сегодня пойдем,

Смекалку, фантазию нашу возьмем.

Дорогой с пути никуда не свернем,

Но чтобы лес нам скорее достичь,

Должны мы по тропинке

Красиво пройтись!

2. Каллиграфическая минутка. Актуализация знаний учащихся.

Рр ре

Прочитайте слоги: та, ре, бя.

Составьте из слогов слово. (ребята)

Это новое словарное слово.

Запишите это слово на следующей строчке и продолжите до конца строки.

Обозначьте ударение, букву, написание которой надо запомнить подчеркните.

3. Постановка целей и задач урока.

Рассмотрите картинки, какие слова можно употребить вместо слова «ребята». (дети, ученики, мальчики).

Можно ли сказать, что слова ребята, дети, ученики, мальчики-слова близкие по значению? (Да).

Тема нашего урока: «Слова близкие по значению».

Чтобы вы хотели узнать об этих словах?

Цели нашего урока: узнать, как называются эти слова в русском языке, научиться употреблять их в речи.

4. Изучение нового материала.

Работа в парах.

Прочитайте текст.

Строители возвели новый дом. Красивое здание расположено на центральной улице города. Это жилище предназначено для рабочих крупного завода. Людям очень нравится новая постройка.

Что возвели строители?

Поработав в парах выясните, как в тексте по-другому называют «дом»?

Запишите эти слова.

Ответьте на вопросы, записанные на доске.

1. Близки ли эти слова по значению?

2. Что они обозначают?

3. На какой вопрос отвечают?

Фронтальная проверка.

Работа с учебником, рубрика «Тайны языка».

Как же называются слова близкие по значению?

Рубрика: «Из истории языка».

5. Первичное закрепление пройденного материала.

Выполнение упр.1 на стр.43.

Рассмотрите картинки.

Подумайте, какие слова подходят к каждому рисунку.

Как можно назвать эти слова?

Что объединяет эти слова?

Чем они различаются?

Можно ли сказать: «Выключить свечи, задуть утюг»?

Всегда ли совпадают значение слов – синонимов?