Учение станиславского о сверхзадаче и сквозном действии

СОДЕРЖАНИЕ, ОТ ВСТУПЛЕНИЯ К СВЕРХЗАДАЧЕ …………………………………………………… 3, ОТ СВЕРХЗАДАЧИ К СКВОЗНОМУ ДЕЙСТВИЮ ……………………………………. 6, ОТ СВЕРХЗАДАЧИ И СКВОЗНОГО ДЕЙСТВИЯ К «БОРИСУ ГОДУНОВУ» …… 8, СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ……………..……. 10

^

Минуло уже более 70 лет со дня смерти выдающегося театрального режиссера, актера и педагога Константина Сергеевича Станиславского. Творческое наследие, которое оставил после себя этот выдающийся человек ХХ века трудно переоценить. Основные открытия, сделанные Станиславским и изложенные им в своих многочисленных трудах, относятся к актерской игре или как принято именовать – актерской системе. Она до сих пор популярна во всем мире.

Мне сразу вспоминается случай, который мне рассказал приятель. Он был в числе многих людей, которые встречали в Москве знаменитого американского режиссера, который по признанию многих кинокритиков сделал последние существенные открытия в киноязыке — Квентина Тарантино. Организаторы приглашения, случайные люди, приглашенные гости, набились в небольшой зал творческого центра, все хотели посмотреть и послушать легендарного американского режиссера. Внезапно Тарантино вскочил и что-то громко переспросил у переводчика. Можно было расслышать знакомое слово: «…Stanislawsky…??» — громко вопрошал гость столицы. Далее Тарантино, не мешкая ни секунды, поспешил к выходу. Толпа устремилась за ним. Уже по ходу движения, на улице, приятель выяснил в чем дело. Оказывается, американцу сообщили, что неподалеку находится МХАТ – детище Станиславского, где работал и творил выдающийся мастер. Тарантино немедленно выразил свое огромное желание отправиться к этому месту. Организаторы на ходу договорились с сотрудниками МХАТ им. Горького, и Тарантино устроили импровизированную экскурсию по театру. Американский режиссер радовался как ребенок и поражал своими знаниями системы и биографии Станиславского.

В самом деле, система Станиславского универсальна, она легко воспринимается представителями разных стран, мировоззрений. Многочисленные его ученики, такие как Михаил Чехов, развивали и продолжали торжественное шествие системы по всему миру.

Одним из самых познавательных сочинений Станиславского является «Работа актера над собой». В ней выдающийся новатор затрагивал многие интересные аспекты актерской игры – воображение, сценическое внимание, раскрепощение, чувство правды и вера, эмоциональная память и многие другие. Однако я для себя выделил в ней главы, которые были бы мне полезны как будущему режиссеру. Это глава «Действие, «если бы», предлагаемые обстоятельства» и самое главная – «Сверхзадача. Сквозное действие».

17 стр., 8201 слов

Московский период актерское искусство чехова

... Чехов и Станиславский. Ко времени отъезда из России у Чехова сложилась довольно стройная система “новой актерской игры”. За границей Чехов называл своими учителями Станиславского, Сулержицкого и Вахтангова. Тема «Чехов - ученик и оппонент Станиславского» интересовала и ... все актеры и режиссеры, которые видели Чехова ... актерское творчество, философия жизни и театра, книги и статьи, руководство МХАТ ...

В этой главе автор подводит итоги пройденных уроков с актерами и заключает – «творческая армия приведена в боевой порядок! Можно выступать!». «Но куда?» — спрашивают актеры, подобно Пушкину, вопрошающему в своем известном стихотворении – «…плывём. Куда ж нам плыть?…». И Станиславский, от имени выведенного им самим себя в книге Торцова, торжественно заявляет: «К главному центру, к столице, к сердцу пьесы, к основной цели, ради которой поэт создавал своё произведение».

сверхзадача произведения писателя.

Правильное понимание сверхзадачи, может стать великолепным союзником творческому коллективу для реализации постановки произведения. Станиславский отмечает, что все творческие помыслы и действия, отдельные большие или малые задачи артиста, стремятся к выполнению сверхзадачи. Я заострил бы здесь внимание на том, что автор соотносит сверхзадачу именно для артиста. Так или иначе, но вся система Станиславского предназначена для актера. Но для меня несомненным является то, что открытие сверхзадачи – это в первую очередь находка для режиссера. Все-таки режиссер – это главнокомандующий спектакля, постановки, фильма. Последнее слово всегда за ним. Артисты — его армия. И когда режиссер знает свою «крепость» — сверхзадачу произведения, то ему четко ясна его цель и, приведя армию в боевой порядок, можно смело выступать в поход.

сознательная

«Сверхзадача, возбуждающая творческое воображение, привлекающая к себе целиком всё внимание, удовлетворяющая чувство правды, возбуждающая веру… Всякая сверхзадача, возбуждающая двигателей психической жизни…, нам необходима, как хлеб, как питание». [1]

В упомянутой уже мной главе «Сверхзадача. Сквозное действие» Станиславский предупреждает об опасности, которая таит в себе неверная сверхзадача.

  • Нужна ли нам неверная сверхзадача, не соответствующая творческим замыслам автора пьесы, хотя бы сама по себе и интересная…? – спрашивает Торцов.

«Оказывается, такая задача не только не нужна, но она и опасна. Чем увлекательнее неверная сверхзадача, тем сильнее она уводит… к себе, тем дальше мы отходим от автора, от пьесы». [1]

Систему Станиславского дополнили и приумножили многие выдающиеся режиссеры ХХ века. Я бы хотел остановить свое внимание на Георгии Александровиче Товстоногове. Он на практике показал, какое мощное творческое начало таит в себе система Станиславского, которую во второй половине XX века он развил и обогатил своими исканиями.

Товстоногов определил суть системы в том, что Станиславский создал методологию достижения органического существования актера в образе, пробуждения сознательными средствами актерского подсознания, подведения исполнителя к тому порогу, когда его собственная природа начинает откликаться на предлагаемые обстоятельства, диктуя иногда совершенно неожиданную логику поведения, которую невозможно предугадать в процессе анализа. Смысл режиссерского метода Станиславского — в подведении актера к этому порой трудно уловимому моменту перехода в «новое человеческое качество», когда он, как мы привыкли говорить, становится другим человеком, живущим и действующим по иным, нежели сам исполнитель, законам. [2]

9 стр., 4368 слов

Система Станиславского (2)

... идейно-творческую цель, названную Станиславским сверхзадачей. Действенное стремление к достижению сверхзадачи он определяет как сквозное действие актёра и роли. Учение о сверхзадаче и сквозном действии - основа Станиславского системы. Оно выдвигает ...

чувственно

Далее я хотел бы перейти к таким понятиям относительно сверхзадачи, как – вечность, современность и злободневность. Станиславский пишет: «…современное может стать вечным, если оно несет в себе большие вопросы, глубокие идеи… В полную противоположность ей, узкозлободневное никогда не станет вечным. Оно живёт только сегодня, а завтра уже забыто… Когда к старому… классическому произведению насильственно прививают злободневность или другую чуждую пьесе цель, то она… уродует его до неузнаваемости…Но случается, что тенденция сродняется со сверхзадачей. Мы знаем, что к апельсиновому дереву можно привить ветку лимонного, и тогда вырастет новый фрукт, который в Америке называется грейпфрут…. Иногда к старому, классическому произведению естественно прививается современная идея, омолаживающая всю пьесу. В этом случае тенденция перестает существовать самостоятельно и перерастает в сверхзадачу». [1]

Задача режиссера

Исходя из вышесказанного, я делаю вывод:

почему эта тема заинтересовала меня сегодня? Именно сегодня и сейчас?

Раскрыться в авторе – это и есть раскрыть самого себя. В этом и есть суть профессии режиссера…

^

свою сверхзадачу

Станиславский пишет: «…длинный ряд малых, средних, больших линий жизни роли направлены в одну сторону – к сверхзадаче. Короткие линии жизни роли с их задачами, логически последовательно чередуясь друг за другом, цепляются одна за другую. Благодаря этому из них создается одна сплошная сквозная линия, тянущаяся через всю пьесу…». [1]

сквозным действием.

Разберем по порядку оба слова термина «сквозное действие»:

«Сквозное»

«Действие»

Обратимся к труду Станиславского «Работа актера над собой», глава «Действие. «Если бы», предлагаемые обстоятельства»:

^

драматическое действие, приводящее к коренному изменению развития основного конфликта в драме.

Резюмируя вышеизложенное можно заключить:

^

Стоит отметить, что при прокладывании цепочки событий важно учитывать причинно-следственную связь. Необходимо помнить, что у любого события есть своя причина и соответственно следствие данного события, которое должно логично, обоснованно и последовательно вязаться с последующим событием и привести в конечном итоге к сверхзадаче.

Я хочу завершить тему учения К.С. Станиславского о сверхзадаче и сквозном действии, следующим графическим рисунком:

→©→©→©→©→ ®

© — событие

® — сверхзадача

^

В этой главе я дерзну применить полученные знания о сверхзадаче и сквозном действии к телевизионному спектаклю 1970 года «Борис Годунов. Сцены из трагедии», в постановке выдающегося советского режиссера Анатолия Васильевича Эфроса.

Однако для начала я хотел бы обратиться к первоисточнику – исторической трагедии Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Я хочу разбить на сквозное действие произведение русского классика, осмыслить его сверхзадачу, а потом обратиться к телевизионному спектаклю Анатолия Эфроса, проанализировать его сквозное действие и выяснить – одинаковая ли сверхзадача у двух выдающихся отечественных творцов или имеются различия.

сквозного действия

13 стр., 6141 слов

«Борис Годунов» М.П. Мусоргского в редакции 1869 года: ...

... летописи, посвященные Царевичу/Святому Димитрию. 4. В опере «Борис Годунов» Мусоргским самобытно преломлены и развиты некоторые новаторские приемы, найденные ... работы: исследование представляет комплексное, многоаспектное изучение оперы Мусоргского «Борис Годунов», основанное на проработке исторических материалов, литературного первоисточника, ... Борис Годунов: опера в 4-х действиях с прологом. Полное ...

  1. венчание на царство Бориса Годунова;

  2. бегство Отрепьева из Чудова монастыря;

  3. поход Отрепьева на Москву;

  4. смерть Бориса Годунова;

  5. убийство Марии и Федора Годуновых.

Сверхзадача

Сверхзадача раскрывается следующим образом:

Путь Бориса Годунова к короне запятнан кровью невинно убиенного отрока – юного царевича Дмитрия. Возникновение самозванца заставляет расшевелить совесть Бориса Годунова – кровь Дмитрия лежит тяжким грузом на его душе. В критический момент, когда войска самозванца приблизились к Москве, Борис Годунов умирает и завещает скипетр и державу своему сыну Федору. Но расплата за грех родителя падает на голову невинного царевича – он убит вместе с матерью сторонниками самозванца.

сквозное действие

  1. венчание на царство Бориса Годунова;

  2. бегство Отрепьева из Чудова монастыря;

  3. поход Отрепьева на Москву;

  4. смерть Бориса Годунова;

  5. убийство Марии и Федора Годуновых.

Вывод однозначен – сквозное действие у трагедии Пушкина и у телеспектакля Эфроса полностью совпадают. Последнее событие приводит нас к сверхзадаче автора. Своеобразным проводником сверхзадачи Анатолия Эфроса я вижу в спектакле человека, читающего текст от автора, я назову его Сталкер. Он появляется по ходу действия, внимательно следит за диалогами героев, в некоторых моментах читает реплики персонажей. В самом начале постановки Сталкер упоминает о знаменитом письме Пушкина Вяземскому: «…трагедия моя кончена, я …бил в ладоши, и кричал, ай да Пушкин! ай да сукин сын!». Точно также Эфрос завершает спектакль: последняя сцена – народ безмолвствует. Далее на экране крупным планом появляется Сталкер и разрушая «четвертую стену», смотрит прямо в камеру и иронично произносит: «Ай да Пушкин! ай да сукин сын!…».

NB: Я заметил, что Эфрос использовал разрушение «четвертой стены» в самых ключевых моментах спектакля. Например — диалог Бориса Годунова и Шуйского. Шуйский говорит Годунову о том, что самозванец именовал себя царевичем Дмитрием, Годунов меняется в лице. Далее мы видим крупным планом Шуйского, который смотрит прямо в камеру и произносит: «Он покраснел, быть буре».

Ироничная реплика Сталкера в финале телеспектакля натолкнула меня на мысль о сверхзадаче Эфроса. По сути, она остается прежней, такой же, как у Пушкина — любая власть — есть насилие, а значит зло. «Ай да Пушкин! ай да сукин сын!…» — для меня не что иное, как дань признания и уважения к гению русской литературы. Его сверхзадача «Бориса Годунова» актуальна и современна всегда. Год выпуска телевизионного спектакля принято считать 1970. Соответственно замысел реализации возник у Эфроса раньше, например в 1969 году. Я могу предположить, что сверхзадача Анатолия Васильевича перекликается с 1968 годом, в котором произошло знаменательное событие – ввод танков стран Варшавского Договора в Прагу. Творческая интеллигенция, в основной своей массе, крайне неодобрительно восприняло эту полицейскую меру руководства Советского Союза, направленную против намечавшейся в Чехословакии попытки шагнуть к свободе. Мне видится, что невозможность напрямую говорить о проблемах Пражской весны, толкнули Эфроса на создание телеспектакля, где он в эзоповской манере выразил свой протест против той власти, которая, кстати сказать, не принимала его творческую эстетику. Министерство культуры СССР не всегда или с трудом принимало и разрешало его спектакли.

7 стр., 3248 слов

Анализ исторической трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»

... польского властителя. Сочинение по произведению Борис Годунов Пушкин одно из своих самых выдающихся произведений находясь в изгнании. Поэт работает над произведением-трагедией «Борис Годунов». Данное произведение ... людей привлекает эта загадочность, которая есть в трагедии Пушкина. Основная идея трагедии «Борис Годунов», тем, что царя, Бориса погубила его гордыня, ужасный характер, но самое ...

Я хочу закончить свою работу отрывком из книги Анатолия Эфроса: «…Ставить совершенные спектакли — мечта почти неосуществимая. Почему? Потому что далеко не все зависит от тебя. Это совсем не такое чувство, когда знаешь: все в твоих руках. Буквально — в твоих руках. Берешь, например, саксофон. И теперь дело только за тобой. Совершенствуйся!… Моя профессия на три четверти заключается в том, что нужно объяснять и уговаривать. Тут многое зависит не от твоих рук, а от того, складно ли ты болтаешь. Можно, конечно, в этом вопросе тоже достичь определенного совершенства, но это совсем не то, о чем я мечтаю. Впрочем, одно из качеств, ведущих к совершенству в моей профессии, я, кажется, знаю. Это управление собственной психикой. Это состояние духа, которое можно было бы, пожалуй, назвать покоем,— когда не нужно говорить больше, чем хочется. Покой этот сверхнаполненный. Абсолютная сосредоточенность на малом, а притом охват всего. Подобно хорошему дирижеру, ты чувствуешь каждый инструмент огромного оркестра и всех сразу… К сожалению, при всех самых невероятных, магнетических способностях режиссера спектакль обязательно хоть где-нибудь да провиснет. Еще ни разу не было по-другому, Слишком много компонентов.

То ли дело Рихтер — часами отрабатывает несколько нот. Я это часто слышу. Его дом — во дворе нашего театра. Мы стоим и, задрав головы, слушаем. Вот он взял какой-то аккорд, повторил, еще повторил, еще и еще. И знает, что все зависит только от его рук. Правда, при этом (о Боже!) нужно еще быть Рихтером…» [5]

^

  1. К.С. Станиславский «Работа актёра над собой». Москва, «Артист. Режиссер. Театр», 2008 г.

  2. Г.А. Товстоногов «Зеркало сцены». Ленинград, 1980 г.

  3. Творческий вечер Г.А.Товстоногова в концертной студии «Останкино», 1983 г.

  4. Телевизионный спектакль «Борис Годунов. Сцены из трагедии», постановка Анатолия Эфроса. Центральное Телевидение СССР, 1970 г.

  5. А. В. Эфрос «Репетиция – любовь моя». Москва, «Искусство», 1975 г.