Творческое мышление

Творческое мышление — один из самых интересных феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного человека, так и человечества в целом.

Вопросы творчества, творческой личности и творческих особенностей рассматриваются самыми различными отраслями психологической науки и являются чрезвычайно значимыми. Но что такое это нестандартное мышление? Почему большая часть людей довольствуется обычными, для своего времени и окружения решениями, а другие предлагают совершенно новые, необычные идеи?

Важность психологического изучения мышления состоит еще и в том, что мыслительное освоение проблемной ситуации осуществляется не только сознательным уровнем психики, но психикой в целом, включая подсознательную и бессознательную ее подсистемы.

Прежде всего, мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент не существует.

Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

Начинать воспитывать творческий потенциал нужно с детства, детство — это фундамент на всю жизнь.

1. Определение творческого мышления

Чтобы разобраться, что такое творческое мышление, следует для начала понять, что же такое мышление, что такое творчество и как это может быть связано?

Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль или идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их общих и существенных особенностях.

Мышление — это теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

4 стр., 1951 слов

Воображение и творческая деятельность человека

... на что он делает акцент: В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека. В первом случае говорят иногда о ...

Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.

Теоретическое понятийное мышление дает хоть и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. Без них наше представление не было бы таким богатым и обширным.

Наглядно-образный вид мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности, и без него совершаться не может. Человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Наиболее развит у детей дошкольного возраста, а у взрослых людей лишь у тех, кто занят практической работой.

Наглядно-действенный вид мышления заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основными условиями решения задач в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Таким образом, «мышление — это опосредованное — основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований — и обобщённое познание объективной реальности». Мышление играет огромную роль в познании. Мышление расширяет границы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия. Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности. Мышление дает возможность знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике. Таким образом, мышление всегда есть познание (отражение) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира.

Творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной и оригинальностью, уникальностью.

7 стр., 3291 слов

Рассказ о ванюшке судьба человека. Образ и характеристика ванюшки ...

... рассказа М. Шолохова «Судьба человека». 2. Осмысление. Аналитическая работа с текстом. Учитель на доске записывает слово Ванюшка. Все ... М. А. Шолохова; выставка произведений писателя; иллюстрации к рассказу «Судьба человека»; текст рассказа. Технология: Развитие критического мышления посредством ... встречи с Андреем Соколовым? Какую черту в образе Ванюшки подчёркивает информация о том, что пережил ...

А. Пономарёв разделяет понятие творчества в широком и узком смысле (широкий смысл именует «прямым», узкий — «общепринятым»): «Творчество — в прямом смысле — есть созидание нового.

Р. Арнхейм отмечает, что видеть свойства какого-либо предмета — значит воспринимать его как пример воплощения определенного общего понятия, что всякое восприятие состоит в выделении ранее абстрагированных черт. «Следовательно, абстрактное содержится не только в мышлении, но и в других познавательных процессах».

Оказывается, что такие различные геометрические понятия, как точка, прямая, треугольник, трапеция, окружность, эллипс, парабола, которые благодаря подкупающей простоте и законченности строения считались абстракциями, не зависящими от реальности, на самом деле связаны с ней и с конкретно-образными представлениями. Рисунок ниже наглядно демонстрирует, что все эти абстракции можно «увидеть» на различных сечениях плоскостью обыкновенного конуса.

Точка получается, если плоскость проходит через вершину конуса (1); треугольник образуется при пересечении плоскостью конуса по его оси (2); отрезок прямой линии можно получить, если плоскость проходит как касательная к боковой поверхности конуса (3); трапеция образуется в случае, если от треугольника, образуемого сечением 2, отделяется верхняя часть при помощи плоскости, параллельной основанию (4); круг можно получить, сделав поперечное сечение конуса плоскостью, параллельной основанию (5), эллипс образуется таким же сечением, но проведенным под наклоном (6); парабола вырисовывается в случае, если секущая плоскость проходит параллельно оси конуса, но не через ее саму (7).

Таким образом, меняя расположение и взаимную ориентацию конуса и секущей плоскости, можно не только получить ряд фигур, выражающих абстрактные понятия, но и незаметно, в наглядно-действенном плане переходить от одного абстрактного понятия к другому.

Таким образом, можно сделать вывод, что мышление и творчество связаны.

Дж.Гилфорд считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:

A. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

Б. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

B. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

Г. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж.Гилфордом.

В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». Креативность — творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность рассматривается как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Напротив, креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям.

16 стр., 7709 слов

Развитие творческого мышления в практике обучения

... развитию творческого мышления учащихся и творческого отношения к учебной деятельности, а также методика формирования у школьников способов мыслительной деятельности, описаны тактические и стратегические методы и приемы работы. Целью работы было ... а отличники будто бы всегда правы. Вопервых, Вова обычный ученик, «хватающий» с неба ровно столько звезд, сколько и другие дети. Дело в том, что решали ...

Таким образом, мышление — это процесс познания, использование термина «творчество» в сугубо психологическом контексте обозначает скорее всю совокупность результатов творческого мышления, его условия, введение в практику продуктов творческого мышления, а креативность — это особое качество, свойство личности, проявляющееся в выраженной способности к творческому мышлению.

2.Что же такое творческое мышление?

Творческое мышление — это мышление, основанное на воображении. Оно создает новые идеи, новый взгляд на вещи. Оно связывает определенные предметы или образы так, как их раньше не связывали. Оно бесконечно и разнообразно. Творческое мышление — процесс создания чего-то нового, представляющего интерес для индивидуумов, группы, организации или общества. Творческое мышление — способность взглянуть на проблему со стороны.

Считается, что источником творческого мышления является правое полушарие.

3.Правое полушарие головного мозга

Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.

Обработка невербальной информации: Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Параллельная обработка информации: В отличие от левого полушария, которое обрабатывает информацию только в четкой последовательности, правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.

Пространственная ориентация: правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки- головоломки.

Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.

Метафоры: с помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто- то скажет: «Он висит у меня на хвосте», то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек.

Воображение: правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос «А что , если…» также задает правое полушарие.

Художественные способности: правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.

Эмоции: Хотя и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.

11 стр., 5137 слов

«Самостоятельная работа учащихся как один из способов развития ...

... максимальную пользу в решении задач образования, воспитания и развития. Ситуации, в которых применение методов самостоятельной работы наиболее рационально: Для развития самостоятельности, творческого мышления в учебной ... учетом их индивидуальных особенностей и способностей. Написание докладов и рефератов- высшая ступень самостоятельной работы с книгой, так как она связана с чтением нескольких ...

Творческое мышление не обязательно связано только с одним из обсуждавшихся ранее видов мышления, скажем, словесно-логическим; оно вполне может быть и практическим, и образным.

Наиболее продуктивна работа головного мозга тогда, когда оба полушария функционируют, выполняя свою работу, не вмешиваясь в работу второго полушария.

  • Для создания метафор поэт использует правое полушарие, полет фантазии также обеспечивает правое полушарие, однако процесс перевода его чувств в словесную форму или, иными словами, подбор слов осуществляет левое полушарие.
  • Правое полушарие помогает архитектору привести в соответствие пространственные взаимосвязи и эстетический образ, который он стремится создать. Тем не менее все расчеты и измерения производит левое полушарие.
  • Ученому левое полушарие помогает анализировать рассматриваемую проблему, но правое полушарие часто интуитивно подсказывает такие ходы, с помощью которых разрешаются самые сложные загадки.

Наиболее эффективная творческая работа становится возможной тогда, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.

В своей книге М. Зденек приводит в пример достаточно интересный случай, чтобы показать наглядно работу правого и левого полушария головного мозга у людей:

«Представьте, что два человека, которым было немногим больше тридцати лет, перенесли в больнице операцию по удалению одного полушария головного мозга. Допустим, что у одного было удалено правое полушарие, а у другого- левое.

До операции оба пациента были правшами, и доминирующим у них было левое полушарие. Никаких отклонений от нормы не наблюдалось. Оставшееся полушарие у обоих функционирует нормально, но оно не знает, как компенсировать удаленное полушарие, как заменить пропавшего «партнера».

Первый пациент сидит на краю кровати. Неделю назад из-за опухоли ему удалили все правое полушарие головного мозга. Левое же функционирует нормально. Мы будем называть его Лэрри.

Второй пациент находится в одной палате с первым, он сидит на стуле и смотрит в окно. У этого пациента также из-за опухоли было удалено все левое полушарие. Правое функционирует нормально. Назовем его Рик.

Теперь представьте, что вы учувствуйте в обследовании и изучении этих пациентов. Вы входите в палату, чтобы осмотреть их, и видите следующую ситуацию. (Не забывайте, правое полушарие контролирует движения левой половины тела, а левое- правой.)

Оставшееся левое полушарие Лэрри позволяет ему без проблем управлять правой половиной своего тела( правой рукой, правой ногой и т.д.); он держит чашку кофе в правой руке и качает правой ногой. Вы спрашиваете его: «Не хотите ли добавить в кофе немного сливок?» Он отвечает: «Нет, спасибо». Его голос- ровный, практически без всяких интонаций. Перед ним на постели лежит газета, и вы замечаете, что он просматривает заголовки. Если вы попросите его, то он сможет так же свободно решить математическую задачу, как делал это до операции.

Но, продолжая беседовать с Лэрри, вы начинаете замечать опустошительный эффект, который произвела операция. По причине того, что у него нет правого полушария, левая половина его тела парализована. Хотя он может поддерживать беседу, его ответы иногда бывают странными. Он все понимает буквально. Вы спрашиваете его:»Как вы себя ощущаете?» И на это он вам отвечает: «Руками». Лэрри полностью потерял способность к образному мышлению, он также утратил и интуицию.

10 стр., 4893 слов

Портрет в живописи:жанровые разновидности и особенности композиционного решения

... – 1973) находит своё решение. Трёхмерное изображение человека можно сначала разобрать по частям, а потом сложить в нужном порядке по законам композиции. Рядом с работами, построенными на ч ... кисти рук и два фрагмента левого рукава; в-четвёртых, это полоска белого кружевного воротника и полоска сложенной бумаги в правой руке. Лицо и шея, образуя ...

Вы вывозите Лэрри в инвалидном кресле в коридор, чтобы сменить обстановку. Он понятия не имеет, где находится его палата и где находится он сам, потому что он также лишился и способностей к пространственной ориентации. Вы понимаете, что он не в состоянии сложить самую простую картинку- головоломку. Он также не может одеться без посторонней помощи. Он не понимает, что рукава рубашки имеют какое- то отношению к его рукам.

Неожиданно два человека начинают спорить и кричать друг на друга. Лэрри понимает слова, но никак не воспринимает эмоции, которые стоят за этими словами. Он не обращает внимания на слезы своей жены и не реагирует на слова утешения. Он даже не расстроен тем, что с ним произошло, ибо нормальная реакция на горе, на несчастье просто недоступна левому полушарию, которое осталось у него после операции.

Когда вы возвращаетесь в палату, вы спрашиваете у него, не хочет ли он послушать музыку. Вы включаете радио и понимаете. Что он совершенно равнодушен к мелодиям. Близкий друг Лэрри входит в палату, но Лэрри даже не узнает его, потому что левому полушарию трудно распознавать лица.

Спросите у Лэрри, снится ли ему что- либо, и вы услышите в ответ, что ничего подобного не происходило. Если же ему все же что- то снится, то его сны обязательно будут описывать что- либо из происходившего в недавнем прошлом.

А второй пациент? Все это время он сидел на стуле и наблюдал за вами. Вы сразу замечаете, что у него работают только левая нога, потому что другая половина тела парализована. Потом вы замечаете, что он очень печален. Пытаясь пообщаться с ним, вы улыбаетесь и говорите, что он выглядит лучше. Хотя он не может говорить, но вы надеетесь, что он понимает вашу речь. Его жена входит в палату, и он сразу узнает ее. Простые слова утешения и выражения любви немного утешают Рика. Жена Рика принесла с собой небольшой магнитофон, она включает его, и Рик наслаждается музыкой. Когда песня заканчивается, Рик, не имеющий возможности произнести свое имя и выразить словами свои чувства, всех шокирует тем, что начинает петь гимн, который он выучил в раннем детстве. Вы благодарите его за то, что он смог петь гимн так, что вы понимали его слова, и просите его спеть что- нибудь еще. Но правое полушарие Рика помнит только простые лирические произведения, которые он выучил в раннем детстве. И еще он может бормотать простую молитву, которую выучил, когда был совсем ребенком.

Для того чтобы развлечь Рика, вы приносите ему составную картинку- головоломку, и он без труда правильно складывает ее. Когда же вы вывозите его на инвалидной коляске в коридор, вы понимаете, что он прекрасно ориентируется и понимает, где находится его палата и где находится он сам.

Рик никогда не сможет самостоятельно читать или решать математические задачи, но ему нравится слушать стихи. А исследователь снов свидетельствует, что ночью у Рика были зарегистрированы БДГ , а это говорит о том, что ему наверняка что- то снится. »

Почти наглядно нам удалось увидеть, как меняется поведение человека, если перестает функционировать одно из полушарий. И так же, здесь можно увидеть как тесно связаны работы обоих полушарий, и что по отдельности они существовать могут, но для полноценного функционирования мыслей, пространства, понимания всего, что происходит нужна работа непосредственно правого и левого полушария головного мозга.

3 стр., 1481 слов

Творческий проект по технологии: пример. учащихся

... поддерживающие варианты. Творческий проект по технологии «Вышивка крестом» можно отнести к поддерживающему проекту. Проект по изготовлению необычной дачной мебели по праву можно назвать инновационным решением. Кроме ... мышления, для этого и были введены в ФГОС проектирование и Проекты по технологии как вариант обучения Попробуем разобраться, что собой представляет творческий проект по технологии. ...

4.Творческое мышление

Психологами было затрачено много усилий и времени на выяснение того, как человек решает новые, необычные, творческие задачи. Однако до сих пор ясного ответа на вопрос о психологической природе творчества нет.

Наиболее существенное преимущество традиционного интеллектуального поиска, по сравнению с творческим, состоит в том, что он гарантированно приводит к достижению приемлемого результата. Но это возможно лишь при нескольких допущениях:

1.Проблема или задача в принципе имеет единственно правильное решение или чётко ограниченный круг верных решений.

2.Известен алгоритм решения данной задачи.

3. Имеются полные и верные исходные данные для её решения.

Таким образом, при традиционном мышлении требуется верность, правильность каждого шага в решении проблемы. Если где-то совершена ошибка, то и конечный результат окажется неверен. В качестве примера можно привести решение математических или физических задач. В творческом мышлении ошибочность какого-то конкретного шага не обязательно ведёт к некорректности общего результата. При творческом мышлении для нас важно не столько то, насколько верны те или иные элементы информации, сколько то, насколько окажется полезным то или иное их сочетание, позволит ли оно увидеть проблему в новом ракурсе, разглядеть возможные способы её решения. Итак, если мышление — это интегратор интеллекта, то творческое мышление, основанное на единстве ассоциативных процессов, являясь обобщенным и высшим свойством мышления, является инструментом этой интеграции, средством систематизации и взаимовключения психических функций друг в друга. Это подчеркивает адаптивную природу творческого мышления — оно является необходимым условием полноценного развития всей системы интеллектуальных функций человека.

Наука располагает только некоторыми данными, позволяющими частично описать процесс решения человеком такого рода задач, охарактеризовать условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения. Обратимся к некоторым простейшим примерам задач творческого типа:

Задача 1. Как с помощью специальных лучей уничтожить опухоль, расположенную в глубине организма, не повредив при этом его здоровых тканей? Известно, что для удаления этой опухоли необходима такая концентрация лучей в месте ее расположения, которая опасна для здоровых тканей. В месте локализации опухоли необходимо создать нужную концентрацию лучей, не повредив при этом окружающих тканей организма, причем иного доступа к опухоли, чем через другие ткани организма, нет.

Задача 2. Как из шести спичек сложить четыре равносторонних треугольника?

Задача 3. Как четырьмя прямыми линиями, не отрывая от бумаги ручки или карандаша, перечеркнуть расположенные квадратом девять точек?

Все эти задачи имеют одну и ту же особенность, характеризующую творческое мышление, а именно — необходимость применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений. В задаче 1, например, нужно догадаться, что нет необходимости направлять лучи в сторону опухоли из одного источника. В задаче 2 необходимо отойти от привычных попыток искать ее решение в плоскости и обратиться к пространственным представлениям. В задаче 3 также нужно допустить возможность выхода прямых линий за пределы части плоскости, ограниченной девятью точками. Это значит, что во всех трех случаях, проанализировав условия задачи, необходимо направить мысль необычным путем, т.е. применить по-настоящему творческий способ решения. (На рисунке показаны пути решения каждой из этих задач.)

В ходе исследований творческого мышления были выявлены условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи. Рассмотрим эти условия в обобщенном виде.

1. Если в прошлом определенный способ решения человеком некоторых задач оказался достаточно успешным, то это обстоятельство побуждает его и в дальнейшем придерживаться данного способа решения. При встрече с новой задачей человек стремится применить его в первую очередь.

2. Чем больше усилий было потрачено на то, чтобы найти и применить на практике новый способ решения задачи, тем вероятнее обращение к нему в будущем. Психологические затраты на обнаружение некоторого нового способа решения пропорциональны стремлению использовать его как можно чаще на практике.

3. Возникновение стереотипа мышления, который в силу указанных выше условий мешает человеку отказаться от прежнего и искать новый, более подходящий путь решения задачи. Один из способов преодоления такого сложившегося стереотипа состоит в том, чтобы на некоторое время вообще прекратить попытки решения задачи, а затем вернуться к ней с твердой установкой пробовать для поиска решения только новые пути.

4. Интеллектуальные способности человека, как правило, страдают от частых неудач, и боязнь очередной неудачи начинает автоматически возникать при встрече с новой задачей. Она порождает защитные реакции, которые мешают творческому мышлению, обычно связанному с риском для собственного «Я». В итоге человек теряет веру в себя, у него накапливаются отрицательные эмоции, которые мешают ему думать. Чувство успеха для усиления интеллектуальных потенций людей столь же необходимо, как и ощущение правильности какого-либо движения для его усвоения.

5. Максимум эффективности в решении интеллектуальных задач достигается при оптимальной мотивации и соответствующем уровне эмоционального возбуждения. Этот уровень для каждого человека сугубо индивидуален.

6. Чем больше знаний имеет человек, тем разнообразнее будут его подходы к решению творческих задач. Однако соответствующие знания должны быть разнонаправленными, так как они обладают способностью ориентировать мышление на различные подходы к решению.

У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные «детские» черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках. Но, как уже известно, не все люди проявляют творческие способности, и ученые ГЛиндсей, К.Халл и Р.Томпсон нашли ответ на вопрос, почему же не все люди творчески одаренные? И свое мнение они записали в книге и назвали: «Мозговой штурм»

«Если вы хотите мыслить творчески, вы должны научиться предоставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направить их по определенному руслу. Это называется свободным ассоциированием. Человек говорит все, что приходит ему в голову, каким бы абсурдным это не казалось. Свободное ассоциирование первоначально использовалось в психотерапии, сейчас оно применяется также для группового решения задач, и это получило название мозгового штурма .

Мозговой штурм широко используется для решения разного рода промышленных, административных и других задач. Процедура проста. Собирается группа людей для того, чтобы свободно ассоциировать на заданную тему: как ускорить сортировку корреспонденции, как достать деньги для строительства нового центра или как продать больше чернослива. Каждый участник предлагает все то, что приходит ему на ум и иногда не кажется относящимся к проблеме. Критика запрещена. Цель — получить как можно больше новых идей, так как чем больше идей будет предложено, тем больше шансов для появления по-настоящему хорошей идеи. Идеи тщательно записываются и по окончании мозгового штурма критически оцениваются, причем, как правило, другой группой людей.

Творческое мышление в группе основывается на следующих психологических принципах (Осборн, 1957).

1. Групповая ситуация стимулирует процессы выработки новых идей, что является примером своего рода социальной помощи. Было обнаружено, что человек средних способностей может придумать почти вдвое больше решений, когда он работает в группе, чем когда он работает один. В группе он находится под воздействием многих различных решений, мысль одного человека может стимулировать другого и т. д. Вместе с тем эксперименты показывают, что наилучшие результаты дает оптимальное чередование периодов индивидуального и группового мышления.

2. Кроме того, групповая ситуация вызывает соревнование между членами группы. До тех пор, пока это соревнование не вызовет критических и враждебных установок, оно способствует интенсификации творческого процесса, так как каждый участник старается превзойти другого в выдвижении новых предложений.

3. По мере увеличения количества идей повышается их качество. Последние 50 идей являются, как правило, более полезными, чем первые 50. Очевидно, это связано с тем, что задание все больше увлекает участников группы.

4. Мозговой штурм будет эффективнее, если участники группы в течение нескольких дней будут оставаться вместе. Качество идей, предложенных ими на следующем собрании, будет выше, чем на первом. По-видимому, для появления некоторых идей требуется определенный период их «созревания».

5. Психологически правильно, что оценка предложенных идей выполняется другими людьми, так как обычно недостатки собственного творчества замечаются с большим трудом.

Препятствия творческого мышления

Конформизм — желание быть похожим на другого — основной барьер для творческого мышления. Человек опасается высказывать необычные идеи из-за боязни показаться смешным или не очень умным. Подобное чувство может возникнуть в детстве, если первые фантазии, продукты детского воображения, не находят понимания у взрослых, и закрепиться в юности, когда молодые люди не хотят слишком отличаться от своих сверстников.

Цензура — в особенности внутренняя цензура -второй серьезный барьер для творчества. Последствия внешней цензуры идей бывают достаточно драматичными, но внутренняя цензура гораздо сильнее внешней. Люди, которые боятся собственных идей, склонны к пассивному реагированию на окружающее и не пытаются творчески решать возникающие проблемы. Иногда нежелательные мысли подавляются ими в такой степени, что вообще перестают осознаваться. Superego — так назвал Фрейд этого интерна-лизованного цензора.

Третий барьер творческого мышления — это ригидность, часто приобретаемая в процессе школьного обучения. Типичные школьные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют научить ставить и решать новые проблемы, улучшать уже существующие решения.

Четвертым препятствием для творчества может быть желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непродуманных, неадекватных решений. Люди дос тигают больших успехов в творческом мышлении, когда они не связаны повседневными заботами. Поэтому ценность ежегодных отпусков состоит не столько в том, что, отдохнув, человек будет работать лучше, сколько в том, что именно во время отпуска с большей вероятностью возникают новые идеи.

Конечно, эффективность результатов свободной творческой фантазии и воображения далеко не очевидна; может случиться так, что из тысячи предложенных идей только одна окажется применимой на практике. Разумеется, открытие такой идеи без затрат на создание тысячи бесполезных идей было бы большой экономией. Однако эта экономия мало вероятна, тем более, что творческое мышление часто приносит удовольствие независимо от использования его результатов.

5.Критическое мышление

творческий мышление интеллектуальный

Чтобы выделить по-настоящему полезные, эффективные решения, творческое мышление должно быть дополнено критическим. Цель критического мышления — тестирование предложенных идей: применимы ли они, как можно их усовершенствовать и т. п. Ваше творчество будет малопродуктивным, если вы не сможете критически проверить и отсортировать полученную продукцию. Чтобы провести соответствующий отбор надлежащим образом, необходимо, во-первых, соблюдать известную дистанцию, т. е. уметь оценивать свои идеи объективно, и, во-вторых, учитывать критерии, или ограничения, определяющие практические возможности внедрении новых идей.

Какие препятствия стоят на пути критического мышления? Одним из них является опасение быть слишком агрессивным. Мы часто учим наших детей, что критиковать — значит быть невежливым. Тесно связан с этим следующий барьер — боязнь возмездия: критикуя чужие идеи, мы можем вызвать ответную критику своих. А это, в свою очередь, может породить еще одно препятствие — переоценку собственных идей. Когда нам слишком нравится то, что мы создали, мы неохотно делимся с другими нашим решением. Добавим, что чем выше тревожность человека, тем более он склонен ограждать свои оригинальные идеи от постороннего влияния.

И наконец, необходимо отметить, что при чрезмерной стимуляции творческой фантазии критическая способность может остаться неразвитой. К сожалению, неумение думать критически — это один из возможных непредвиденных результатов стремления повысить творческую активность учащихся. Следует помнить, что для большинства людей в жизни требуется разумное сочетание творческого и критического мышления.

Критическое мышление нужно отличать от критической установки. Несмотря на то, что в силу специфики своего подхода к решению задач критическое мышление запрещает некоторые идеи или отбрасывает их за негодностью, его конечная цель конструктивна. Напротив, критическая установка деструктивна по своей сути. Стремление человека критиковать единственно ради критики имеет скорее эмоциональный, чем когнитивный характер».

6.Развитие творческой личности

творческий мышление интеллектуальный

На современном этапе развития общества четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умеющих системно мыслить, ставить и нестандартно решать различные задачи. В стремительно меняющихся условиях общественного и технического развития особенно важными качествами человека становятся творческая активность, новаторство, нестандартность решений. Задача воспитания людей с творческим складом ума превратилась в назревшую социальную необходимость.

Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки у человека, тем богаче его фантазия, реальнее замыслы. Развитие творческого мышления совершается в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в процессе взаимодействия с миром, посредством овладения в процессе обучения содержания материальной и духовной культуры, искусства. Поэтому есть возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого мышления, о системном формирующем воздействии.

Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, активность, инициатива, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность.

Творчество следует рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле.

Успешность развития творческого системного мышления в процессе профессионального образования во многом определяется уровнем сформированности основных компонентов творческого мышления на более ранних этапах формирования личности. В число таких компонентов входят:

  • способность к анализу, синтезу, сравнению и установлению причинно-следственных связей;
  • критичность мышления (обнаружение разного рода ошибок, рассогласований) и способность выявлять противоречия;
  • прогнозирование возможного развития событий;
  • способность видеть любую систему или объект в аспекте прошлого, настоящего и будущего;
  • умение выстраивать алгоритм действия, генерировать новые идеи;
  • порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.

Специфическую природу творческого мышления определяет нетрадиционный характер методик его диагностики и развития. Они обычно не регламентируют деятельность учащихся, не предполагают наличия правильных или неправильных ответов, не ограничивают их числа. Оценивается нестандартность решений, их разнообразие. Ценность этих методик состоит в том, что их можно применять не только для диагностики, но и для развития творческого мышления. Занятия по развитию творческого мышления можно проводить не только индивидуально, но и давая задания на подгруппы, в форме КВН, «мозгового штурма», что вызывает повышенный интерес у учащихся, требует умения договариваться друг с другом, принимать множество решений. В качестве примера предлагаются задания для КВН среди учащихся 14-16 лет, которые можно преобразовывать.

Цели и задачи:

  • стимулирование способности к размышлению;
  • развитие творческого мышления;
  • сплочение коллектива;
  • развитие коммуникативных навыков.

Задание 1

Интерпретация картинок

Предлагается несколько рисунков (например, различные линии — волнистая, спираль, окружность, ломаная).

Предлагается за некоторый промежуток времени написать как можно больше интерпретаций для каждого рисунка. Например: волнистая линия — горы, волны моря, спина дракона; спираль — круги на воде, мишень, солнечная система; окружность — солнце, монета, люк; ломаная линия — крыши домов, график, рисунок на торте. Интерпретации могут быть различные, в том числе и юмористические. Подсчитывается общее количество интерпретаций по всем рисункам за отведенное время, их нестандартность, оригинальность.

Задание 2

Употребление предметов.

Предлагаются различные предметы (например: длинные железные гвозди, древесные опилки, пустые стеклянные бутылки, коробки из-под обуви).

Предлагается записать как можно больше способов употребления этих предметов. Подсчитывается общее количество названных употреблений, учитывается их оригинальность.

Примеры употреблений: длинные железные гвозди — изготовить крючки, зубья для грабель, подстилка для йога; древесные опилки — топливо, для уборки мусора, для набивки игрушек, для теплоизоляции, добавка в комбикорм; пустые стеклянные бутылки — для хранения крупы, как музыкальный инструмент, для раскатывания теста, использовать как вазу, для строительства стены дома; коробки из-под обуви — для хранения писем, использовать как дом для хомячка, для разжигания костра.

Задание 3

Придумывание рассказа.

Предлагаются несколько слов (например, КЛЮЧ, ЛОДКА, СТОРОЖ, КАБИНЕТ, ДОРОГА).

Необходимо за 10 минут составить логически связанный, законченный рассказ. Оценивается яркость, оригинальность образов, необычность сюжета.

Задание № 4.

Неоконченный рассказ.

Предлагается текст. Необходимо за 10 минут придумать и дописать окончание текста. Оценивается законченность, яркость, оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.

Пример начала текста: «Темнело. Шел мелкий нудный дождь. На трамвайной остановке под одним зонтиком стояли две девушки. Они о чем-то тихо разговаривали. Вдруг…»

Задание 5.

Круги.

Предлагается бланк, на котором нарисовано 12 кругов диаметром 3 сантиметра. Необходимо за 10 минут нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу. Рисовать можно внутри и вне круга, для одного рисунка можно использовать 1, 2 и более кругов. Рисунки необходимо подписать. Выполненная работа оценивается по количеству рисунков, их необычности, оригинальности, частоте встречаемости редких объектов (морской еж, извержение вулкана, щит римского воина и другие).

Задание 6

Быстрота мысли.

Подгруппам раздается по одному бланку со словами, в которых пропущены буквы (у каждой подгруппы разные).

Каждые прочерк — это одна пропущенная буква. В течение десяти минут надо вписать недостающие буквы. Слова должны быть именами существительными нарицательными в единственном числе. Результаты оцениваются по количеству написанных слов.

Таблица. Образец бланка

д-ло (дело)

п-л-а (полка)

з-о-ок (звонок)

с-я-оть (слякоть)

к-ша (каша)

о-р-ч (обруч)

к-о-а (крона)

к-с-а-ник (кустарник)

с-да (сода)

к-р-он (картон)

с-е-ло (стекло)

у-ы-к- (улыбка)

в-за (ваза)

з-р-о (зерно)

к-ы-а (крыша)

а-е-ь-ин (апельсин)

н-га (нога)

в-с-ок (восток)

т-а-а (трава)

с-а-ц-я (станция)

м-на (мина)

с-г-об (сугроб)

к-у-ка (кружка)

ч-р-и-а (черника)

д-ля (доля)

в-т-а (ветка)

а-т-ка (аптека)

к-п-с-а (капуста)

к-но (кино)

п-д-ак (пиджак )

с-у-а (ступа)

д-е-н-к (дневник)

в-да (вода)

к-ш-а (кошка)

с-а-ка (сказка)

т-л-в-з-р (телевизор)

ч-до (чудо)

б-л-он (бульон)

п-е-а (пьеса)

к-н-у-т-р (кондуктор)

Задание 9

Индукция. Учащимся предлагаются карточки с названиями предметов или объектов (например, «яблоко», «бензин», «Москва»).

Предлагается записать как можно больше категорий (классов) объектов, к которым принадлежит данный предмет. Например: яблоко — фрукт, плод, продукт питания, товар, шар; бензин — топливо, жидкость, легковоспламеняющееся вещество, нефтепродукт, товар, растворитель; Москва — город, столица, транспортный узел, промышленный, культурный, научный, торговый центр, географическое название. Результаты оцениваются по количеству записанных категорий или объектов.

Задание 10

Краткий гласный (гласи. — краткая форма от гласный)

В этом задании не ставится временных ограничений. Цель — проверить творческое мышление. Если какие-то ребусы не удается разгадать, вернитесь к ним позже и окиньте их еще раз свежим взглядом. Очень часто ответ приходит сам собой, потому что мозг подсознательно продолжает работать над задачей, даже когда вы заняты чем-то другим.

Заключение

Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. В ходе творческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности. Необходимо отличать создание объективно нового, т.е. того, что еще никем не было сделано, и субъективно нового, т.е. нового для данного конкретного человека. В качестве препятствий развитию творческого мышления может выступать: 1. Склонность к конформизму, выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих суждениях и поступках.

2. Боязнь оказаться «белой вороной» среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях.

Обе указанные тенденции могут возникнуть у ребенка в раннем детстве, если первые его попытки самостоятельного мышления, первые суждения творческого характера не находят поддержки у окружающих взрослых людей, вызывают у них смех или осуждение, сопровождаемые наказанием или навязыванием ребенку со стороны взрослого в качестве единственно «правильных» наиболее распространенных, общепринятых мнений.

3. Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей. В условиях нашей культуры довольно распространено следующее мнение: критиковать человека — значит быть по отношению к нему невежественным, проявлять к нему неуважение. Этому мы, к сожалению, с детства учим своих детей, совершенно не думая о том, что в данном случае приобретение вежливости, тактичности, корректности и прочих полезных качеств происходит за счет утраты другого, не менее ценного свойства: сметь, иметь и уметь отстаивать, открыто высказывать и защищать собственное мнение, не заботясь о том, понравится или не понравится оно окружающим. В этом собственно и состоит требование к человеку всегда оставаться честным и откровенным.

4. Боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем. Подвергая критике человека, мы обычно вызываем с его стороны ответную реакцию. Опасение такой реакции нередко выступает в качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления.

5. Завышенная оценка значимости своих собственных идей. Иногда то, что мы сами придумали или создали, нравится нам больше, чем мысли, высказываемые другими людьми, причем настолько, что у нас возникает желание свое никому не показывать, ни с кем им не делиться и оставить при себе.

6. Высокоразвитая тревожность. Человек, обладающий этим качеством, обычно страдает повышенной неуверенностью в себе, проявляет боязнь открыто высказывать свои идеи.

7. Есть два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить, и неплохо. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках.

Каждая творческая личность — яркая оригинальность. В то же время, рассматривая творческие качества, нельзя не удивляться поразительному сходству внутреннего мира разных личностей.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/tvorcheskoe-myishlenie-3/

1. Линдсей Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление// Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Московского университета, 2001 г.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007

3. Зденек, М. Развитие правого полушария/М. Зденек- Мн.:ООО «Попурри», 2004

4. Немов, Р.С. Общие основы психологии/ Кн. 1.

5. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? М.: ИФРАН, 2003.

6. Пономарев Я.А. Психология творчества. — М.: Издательство «Наука», 1976.

7. Лук, А.Н. Психология творчества/ А.Н. Лук- М.: Наука, 1978.- 127с.

8. Вудвордс Р. Этапы творческого мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Московского университета, 2001 г.

9. Столяров А.М. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. — М: ВНИИПИ, 1988.

10. Тихомиров О.К. Психология мышления. — М.: МГУ, 1984.

11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб: Питер, 1997.

12. Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены.