Творческий потенциал личности

1. Творческий потенциал личности: определения, направления, возможности

Творческий потенциал является исходной предпосылкой для саморазвития человека. Он представляет собой наличную совокупность готовности, возможности и способности личности осуществлять деятельность, цель которой заключается в выражении своей «самости». Творческий потенциал способствует выведению личности на новый уровень жизнедеятельности — творческий, преобразующий общественную сущность, когда личность реализует, выражает, утверждает себя не только в порядке разрешения ситуации, ответа на ее требования, но и в порядке встречного, противостоящего, преобразующего ситуацию и саму жизнь, отношения своего решения.

Социокультурные условия, экономическая ситуация, сложившиеся в настоящее время в России, актуализируют качественную трансформацию существующей парадигмы образования, ее ориентацию на развитие творчески активной личности, способной быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Действия по шаблону, основанные на передаче знаний и опыта известными способами деятельности (умения и навыки) уже не могут удовлетворить требования адаптации к происходящим изменениям. Напротив, жестко заданные и некритично усвоенные образцы действий препятствуют проявлению творчества .

Уровень сформированности творческого потенциала детерминирует не только социальное и экономическое положение личности, но и степень ее влияния на само общество, на его стратификационную структуру. Именно развитие креативности, творческих сил индивидов, актуализация заложенных в них природой способностей и задатков позволит формирующейся личности в будущем занять достойное место в обществе.

При всей несомненной теоретической и прикладной значимости многочисленных исследований проблемы развития творческого потенциала личности следует отметить, что в условиях модернизации системы образования она остается открытой для научного поиска. Современная школа, как средняя, так и высшая, испытывают острую необходимость в обосновании и разработке теоретико-методологических аспектов и адекватного технологического обеспечения процесса развития творческого потенциала личности как фактора успешной социальной интеграции индивида, что позволит, на наш взгляд, наметить пути решения ряда проблем, обусловленных следующими противоречиями:

  • между объективными требованиями общества в подготовке творчески активной и высоко социализированной личности и слабой востребованностью творческого потенциала как личностного, так и группового;
  • между потребностями современной социокультурной ситуации в повышении творческого потенциала школьников и студентов и недостаточным качеством системы среднего и высшего образования.

В данном параграфе определяются сущность творческого потенциала личности, осуществляемого на основе анализа философских, социологических и психологических аспектов проблемы. Категория «потенциал» относится к числу общенаучных понятий, методологическое значение которых чрезвычайно важно не только для педагогики и психологии, но и для социологии. Если педагогическая функция потенциала реализуется в направляющей роли творческой деятельности личности, выступающей в качестве основания творческого преобразования своей жизнедеятельности, то социология акцентирует внимание на проблемах воздействия социальных и культурных стимулов и механизмов на творчество личности, раскрытие ее творческого потенциала. В психологии же, как считает Ф.И. Минюшев, «знания рассматриваются как добываемые лишь методом самонаблюдения — сам творец массово «не расспрашивался».

3 стр., 1144 слов

Творческая работа

... личности. В Национальной доктрине развития образования говорится, что способ государственной политики относительно развития образования лежит в формировании приоритетов для развития личности и творческой ... и навыков как репродуктивной, так и продуктивной (самостоятельной, научной, творческой) деятельности. Творческая работа - это персональное исследование по сегодняшним проблемам, на его основе ...

Для однозначности понимания обратимся к терминологии и хотя бы в самых общих чертах раскроем сущность употребляемых в данной работе понятий.

В качестве исходного положения в анализе творческого потенциала в нашем исследовании выступает положение о личности как многомерной и многоуровневой системе. Развитие любой системы выражается в качественном изменении структуры этой системы или составляющих ее элементов, находящихся во взаимосвязи друг с другом. Для личности как системы в качестве такой структуры выступает личностный потенциал, позволяющий сохранить имеющееся состояние и осуществить процессы саморазвития индивида .

По определению Б.М. Генкина, личностный потенциал специалиста — это степень его общего и профессионального развития, которая определяет успешность совершения трудовой деятельности по определенной профессии (специальности).

Личностный потенциал специалиста включает в себя:

  • психофизиологический потенциал – уровень физического развития, состояния здоровья, работоспособность, выносливость, обеспечивающие успешное выполнение трудовых функций;
  • квалификационный потенциал – система общих и специальных знаний и умений, обусловливающих способность совершать конкретную профессиональную деятельность;
  • социальный потенциал – уровень гражданского сознания, отношение к труду и профессии, интересы, уровень культуры, способствующие повышению эффективности труда.

Личностный потенциал является тем фактором, который обслуживает трудовую деятельность специалиста, способствует ее успеху. Формирование профессионально значимого потенциала происходит на базе общего развития и зависит от самого человека. «Чем выше уровень развития человека, тем богаче его личностный трудовой потенциал, отсюда – выше качество профессиональной деятельности и наоборот. Слабая сформированность личностных качеств впоследствии порождает неудовлетворенность трудом, снижает мотивацию профессионального роста, нередко приводит к смене профессий». Б.М. Генкин рассматривает личностный потенциал специалиста как совокупность «психофизиологических свойств, квалификационной подготовки и социально-психологических свойств человека как субъекта труда»9. Личностный потенциал специалиста отождествляется с его профессионально важными качествами, которые изменяются под влиянием изменения характера его труда.

7 стр., 3319 слов

Определение культуры, роль личности в ее развитии

... такое культура? Ведь культуру можно рассматривать как совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности, воплотившихся в материальных ... личность была растворена в первобытном коллективе или общине, то при рабовладельческом (разумеется, личность свободного человека, а не раба) получает большие возможности для 9 всестороннего развития ...

В рамках научной школы, руководимой П.Ф. Кравчук, разработана концепция личностного потенциала, в структуре которого выделены интеллектуальный, творческий, духовный и психофизиологический потенциалы. Только в единстве этих компонентов возможно становление и гармоничное развитие личности, совершенствование ее потенциальных возможностей. Личностный потенциал мы определяем как сложную систему характеристик, связанную с движущими силами духовного развития, с мотивацией и самооценкой человека. Именно эти характеристики делают устойчивым такое сложное образование как личность. По нашему мнению, понятие личностный потенциал фиксирует как способность к творчеству, так и стремление к самосовершенствованию, саморазвитию .

В качестве структур, позволяющих личности сохранять свое состояние и дающих импульс к саморазвитию, могут выступать интеллектуальный и творческий потенциалы, каждому из которых отводится своя роль в формировании, стабилизации и развитии целостной личности.

Творческий потенциал выступает в качестве предпосылки для саморазвития человека. Он представляет собой наличную совокупность готовности, возможности и способности личности осуществлять деятельность, цель которой заключается в выражении своей «самости».

Интеллектуальный потенциал обеспечивает более адекватную жизнедеятельность индивида в конкретном социальном и физическом окружении, приспосабливает ее наилучшим образом к условиям окружающего мира, прежде всего, мира социального. Интеллектуальный потенциал является такой наличной совокупностью готовности, возможности и способностей, которая дает личности возможность осуществлять деятельность с целью обеспечения своего устойчивого, «сбалансированного» существования.

Кроме интеллектуального и творческого потенциала важную роль в саморазвитии личности играет духовно-нравственный потенциал. В нем отражаются духовные потребности данной личности в данное время и в данных условиях.

Термин «творческий потенциал» часто употребляется как синоним понятиям «творческая личность», «креативность личности», «одаренность». Исследователи рассматривают эти качества как целостную совокупность. Содержание понятия «творческий потенциал» исследователи характеризуют как:

  • совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определяющих уровень их развития (Г.Л. Пихтовников, Л.Н. Москвичева).

    Данное определение опирается, прежде всего, на семантическую сущность понятия «потенциал»;

  • синтетическое (интегрирующее) качество, характеризующее меру возможностей личности, осуществляющей деятельность творческого характера (И.О.

Мартынюк, В.Ф. Овчинников);

  • социально-психологическую установку на нетрадиционное разрешение противоречий объективной реальности (Е.В. Колесникова);
  • специальное качество, характеризующее меру соответствия деятельностных качеств индивида социальной норме (определенной социальной роли), требуемой для самоопределения в качестве субъекта творчества (СР. Евинзон);
  • характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации (М.В. Колосова);
  • развитое чувство нового, открытость всему новому; как систему знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность человека; это высокая степень развития мышления, его гибкость, нетерпимость и оригинальность, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности (Т.Г.

Браже, Ю.Н.Кулюткин) ;

1 стр., 475 слов

Напишите пожалуйста по данному тексту. Проблема обучения людей ...

... Петербургом, в Царском Селе. Вы находитесь на странице вопроса " Напишите пожалуйста сочинение по данному тексту. Проблема обучения людей творческих профессий. И какие лит-ные примерыМой друг Борис ", категории "русский язык ...

  • интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении (позиции, установки, направленности) человека к творчеству.

Отмечая, что творческий потенциал личности — это интегральная целостность природных и социальных сил человека, обеспечивающая его субъективную потребность в творческой самореализации и саморазвитии, ряд ученых13 одновременно уточняет, что структурно-содержательный план творческого потенциала отражает комплекс способностей интеллекта, комплекс свойств креативности и комплекс личностных проявлений (эмоциональных, сознательных и бессознательных, волевых, поведенческих), но не сводится к ним. А также акцентирует внимание на то, что вероятность проявления его зависит от личного стремления (целенаправленности) человека в полной мере реализовать свои возможности; от степени его внутренней свободы; от сформированности социального чувства (действенность, созидательность).

Творческий потенциал личности, — отмечает Т.Г. Браже, – складывается прежде всего из системы имеющихся у него знаний, умений и убеждений, на основе которых строится и регулируется его деятельность.

2. Творческое самовыражение: возможности для саморазвития личности

Современный этап развития общества характеризуется становлением образования нового типа, смыслообразующим фактором которого выступает идея воспитания человека культуры, «человека-созидателя», «человека-творца», способного позитивно и конструктивно подойти к решению актуальных жизненных проблем. Это повлекло за собой переориентацию целей и содержания образования на позиции гуманизации и гуманитаризации, в контексте которых человек предстает эпицентром культуры и главной ценностью образовательного процесса (Е. В. Бондаревская, Э. В. Ильенков, И. А. Ильин, М. С. Каган, Н. Д. Никандров, А. А. Мелик-Пашаев и др.).

Ориентация общества и всей системы образования на развитие личности ребенка неизбежно требует создания оптимальных условий для становления её целостности и раскрытия её способностей, творческого потенциала, воспитания нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру (О. С. Газман, С. В. Кульневич, В. В. Сериков и др.).

Данная проблема отразилась в статьях Закона РФ «Об образовании», в «Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования». Особая роль в стандарте отводится проблеме межпредметных связей, которые способствуют интеграции учебных предметов в образовательные области и выводу конкретного знания учебного предмета в надпредметную (смысловую, личностную) область знания.

Как показывают исследования гуманистических психологов (А. Маслоу, К. Роджерса, В. Сатир, Э. Фромма и многих других), потребность в самовыражении является основной в человеческой жизни .

4 стр., 1797 слов

Личность твориться не человек слышит. : личность творится не ...

... окружение, образование, воспитание, армия, церковь и др. Темы эссе. "Личность творится не тем, что человек слышит и говорит, а трудом и деятельностью" (А. Эйнштейн) "Без социализации человек не может ... человек уже усвоил необходимый минимум знаний об окружающем мире и об обществе и готов вступить в него как полноценный участник. Получение , умений, навыков, приобретение которых означает, что человек ...

Как и всякая потребность, она нуждается в адекватных способах удовлетворения и реализации.