Творчество – это труд людей, в результате которого рождаются новые духовные ценности, создаются произведения искусства, происходят научные открытия, двигается вперед научный прогресс. Одним словом, это то, что движет цивилизацию вперед.
При этом главной особенностью творчества, отличием его от любой иной деятельности является уникальность, исключительность, неповторимость плодов труда конкретного человека. Они являют собой новую веху, высшую ступень развития, образец для подражания. Нечто, имеющее значение для социума в целом.
Их значимость весьма субъективна. Произведения, созданные в результате различных видов творчества нельзя просто взвесить, как слиток золота. Но они обогащают человечество духовно, а также раздвигают горизонты возможностей людей, изобретая нечто качественно новое в науке и технике, и зачастую постепенно обретая вполне осязаемую материальную ценность.
Великий российский философ, Николай Александрович Бердяев, автор известной книги «Смысл творчества», опубликованной в 1916 году, считал, что каждый человек по природе своей – творец. В любом заложено зерно гениальности. И оно может дать благодатные всходы при особых условиях, главным из которых является свобода личности. Именно свобода, по мнению философа, является тем неиссякаемым источником, который питает творчество. Благодаря ему происходит прогресс в развитии цивилизации.
Божественная, непостижимая природа людей такова, что даже в условиях внешне ограниченной свободы, под натиском цензуры, в нищете, в заключении, несмотря на болезни, благодаря внутренней свободе, полету мысли, рождались гениальные философские теории, научные формулы, стихи и проза. Народное творчество, в рамках которого возникали памятники фольклора, наскальная роспись, изобретались колеса и крылья, всегда развивалось не благодаря, а вопреки внешним условиям.
Творчество, как и жизнь человека, были и остаются неким преодолением. Их смысл в решении определенных задач, направленных на преобразование себя и окружающего мира.
Еще один известный ученый, оставивший огромный вклад в развитие психологии в конце прошлого тысячелетия, Лев Семенович Выготский, считал, что тема творчества «звучит» везде, где люди воображают, изменяют, комбинируют, создают нечто новое, какой бы крупицей оно не казалось, в сравнении с гениальными произведениями великих личностей в истории человечества.
Подвиг честного человека
... стало отправной точкой создания «Истории»? Как писатель Карамзин превратился в историка Карамзина? – Потребность в обобщающем научном труде по истории России была необыкновенная. Если угодно, ... Благодаря примечаниям он представил читателям фактически хрестоматию документальных источников по российской истории. Карамзин это делал вполне сознательно. Почему? Потому что понимал, что у обычного человека, ...
Основоположник гуманистической психологии, американец еврейской национальности, родители которого эмигрировали из России в начале прошлого века, Абрахам Харольд Маслоу считал, что жизнь и творчество (как некое качество), даруются каждому человеку одновременно, в момент рождения. Каждый из людей способен творить, также как птицы – летать или деревья покрываться листвой. Однако многие утрачивают этот ценный дар.
Великие мужчины-творцы оставили свой след в развитии человеческой цивилизации. Это мыслители, философы, инженеры, художники, поэты, музыканты и прочие великие личности, имена которых навсегда запечатлены в истории. А также те неизвестные авторы, чьи жизнь и творчество ручейком вплелись во всеобщий прогресс, составили культурное наследие человечества. Безымянные создатели памятников народного творчества и вполне обыденных предметов обихода, орудий труда, которыми каждый из нас пользуется ежедневно, не задумываясь о его происхождении.
Стремление к созидательному труду, прежде всего к мыслительному – та «искра», которая дарована каждому представителю сильного пола. Кроме того, она подкрепляется извечным желанием найти смысл, докопаться до сути, свойственным большинству мужчин.
Данное сочетание рождает потребность в развитии и творчестве, которую испытывают многие. А реализуя, обретают смысл существования, радость бытия, внутреннюю гармонию.
Представительницы прекрасного пола наделены теми же даром и потребностью творить. Хотя наука признает некоторые различия в мыслительных способностях людей разного пола, обусловленные тем, что одни и те же когнитивные способности реализуются у них разными отделами коры головного мозга и даже неодинаково распределяются между его полушариями. У представителей сильного пола преимущественно развиты зрительно-пространственные способности. У женщин – вербальные и перцептивные.
Но если говорить, в общем, о жизни, творчестве и возможности его реализации, то дамы обладают некоторым преимуществом, в сравнении с представителями сильного пола. Ведь природа распорядилась так, что именно женщина способна рожать потомство, производить на свет нового человека, частично реализуя свои творческие способности, потребности и амбиции. Ее мощная созидательная энергия находит выход в детях, в воспитательном процессе, который также является творческим.
Как правило, реализовав себя в материнстве, состоявшись в своей главной роли, женщины не оставляют попыток преобразовать мир. Кто-то делает научную карьеру, кто-то продвигает культуру, а иные находят себя в декоративно-прикладном творчестве или превращают в произведения искусства обычные семейные ужины. Представительниц прекрасной половины человечества занимают самые полярные жанры творчества:
- от вышивания крестиком до конструирования самолетов;
- от стихосложения до изобретения новых математических формул.
Все люди, их творческие порывы и достижения – родом из детства. В раннем возрасте легче раскрыть потенциал, заложенный в каждом, но имеющий отпечаток личности конкретного ребенка. Любые уроки творчества вносят свою лепту в развитие мальчиков и девочек в любом возрасте. Благодаря помощи родителей, учителей, наставников, дети могут ознакомиться с различными видами и освоить разнообразные жанры творчества, чтобы выбрать занятие по душе, в соответствии со способностями и предпочтениями маленького человека. Для кого-то оно станет любимым , которое ребенок пронесет во взрослую жизнь. Для других может превратиться в сознательно избранную, интересную профессию.
«Влияние театрализованных праздников на развитие творчества ...
... в ней. Вместе с тем у дошкольников зачастую не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Лишь немногие выпускники детского сада имеют достаточный уровень представлений о театре ... и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой ...
Главное, что развитие творчества, желания и умения изменять мир к лучшему, поможет формированию гармоничного духовного мира любого ребенка.
Познание и творчество – два рычага, которые позволяют ускорять развитие малышей. Известно, что когнитивные способности формируются в процессе освоения новых навыков, обучения разного рода деятельности.
Уроки творчества в самом раннем возрасте – своеобразный тренинг для воображения, фантазии, поиска оригинального решения тех или иных задач. Они воспитывают целеустремленность и трудолюбие.
Прикладное творчество развивает мелкую моторику, готовит руку малыша к освоению письма, способствует стимуляции речевого развития. В самом юном возрасте мальчики и девочки могут заниматься поделками из природных материалов, составлением аппликаций, мозаик и т. д. Дошкольники любят самовыражаться, используя цветные карандаши, краски, глину, ножницы, клей и бумагу.
Делая первые робкие шаги в художественном творчестве, рисуя пальчиковыми красками или акварелью, создавая «скульптурные» композиции из пластилина и т. п., дошкольники знакомятся с разнообразием форм, богатством цветовой палитры.
Они самозабвенно воспроизводят основные формы, наслаждаются экспериментами с текстурой, пространством и цветом в произведения декоративного творчества. Например, малыши часто изображают дома с сияющим солнцем, составляя сюжеты картин из основных форм: квадратный дом с треугольной крышей и круглым солнцем над ним.
По мере взросления ребенка, в его живописных произведениях появляется все больше и больше деталей. Он учится рисовать людей. Реалистичные формы, масштаб и прочее дети осваивают позже.
Устное творчество, занятия художественным чтением, риторикой, в сочетании с игрой, перевоплощением, театром, способствуют становлению правильной речи, устранению логопедических проблем. Помогают избавиться от неуверенности в себе и многих поведенческих проблем.
Примеряя на себя разные роли и глядя на мир с точки зрения кого-то другого, ребенок изучает мир и выражает свои чувства. Рассказывая истории, декламируя стихи, обогащают лексику, расширяют кругозор. Некоторые малыши любят вести повествование самостоятельно, другие охотно рассказывают о чем-либо в форме диалога или беседы.
Дошкольники часто полностью погружаются в истории. Порой, когда кто-то читает вслух сказку или рассказывает о чем-либо, мальчики и девочки настолько увлекаются, что реагируют на повествование жестами, мимикой, «иллюстрируя» сюжет.
Пение, обучение игре на музыкальных инструментах и другие разновидности исполнительского детского творчества способствуют формированию чувства ритма, развивают музыкальный слух и художественный вкус. Дошкольники, используя музыкальные инструменты, в том числе свои собственные голоса, учатся выражать свои чувства и мысли.
«Развитие творческой деятельности дошкольников»
... развития» [23, с. 216]. Выготский доказывает, что творчество - деятельность индивида, направленная на создание нового: вещей внешнего мира, умозаключений или чувств, присущих человеку [13, с. 193]. Современное состояние научного изучения творческой деятельности ...
Малыши с упоением погружаются в музыку, наслаждаются пением. Они обожают песни с повторяющимися, простыми мелодиями. Часто придумывают свои слова, рассказывая о событиях из собственной жизни и людях, которые их окружают.
Дошкольники учатся распознавать и называть любимые песни, исполняют их довольно точно. А заодно разучивают стихи наизусть. Хоровое пение, как жанр творчества, помогает детям понять разницу между быстрыми и медленными, длинными и короткими, громкими и тихими звуками.
Танец – это не просто вид искусства. Танцевальное детское творчество способно играть решающую роль в развитии двигательных навыков детей. И как прочие разновидности креативной игры, он помогает развивать других умений и чувств.
Спонтанно двигаясь под музыку, малыш постепенно совершенствует контроль над собственным телом. Он может выражать печаль, радость и другие чувства через движение, освобождаясь от психоэмоциональных стрессов.
Самые маленькие, осваивая танцевальные виды творчества, развивают способность к подражанию. На уроках танцевального творчества, осваивая движения животных (полет бабочки, прыжки лягушки и т. п.), ребенок больше узнает об окружающем мире.
И в школьные годы музыка, декоративно-прикладное творчество, танцы, изобразительное искусство, техническое творчество, театр и т. п. помогают ребенку:
- выражать свои чувства;
- совершенствовать навыки общения;
- развивать координацию;
- практиковать мелкую моторику;
- самостоятельно решать различные задачи;
- учиться размышлять;
- находить оригинальные взгляды на вещи.
Особенности творчества школьников младшего и среднего возраста заключаются в том, что дети отождествляют его с игрой. Но в то же время, детское творчество играет важную роль в общем процессе обучения и развития. Оно облегчает познание, творчество помогает школьнику исследовать мир через художественные материалы, богатство языка и движения, и выражать собственные идеи и эмоции.
Уроки творчества – это эффективный способ ускорить развитие и личностный рост ребенка.
Тинейджеры, которые переживают эмоциональные, психологические проблемы, имеют трудности с усвоением школьной программы или в общении со сверстниками, могут найти самовыражение в пении, танцах, техническом творчестве и т. д. Любое искусство является средством передачи идей, чувств, помогает раскрыть талант.
В ходе исследования, проведенного группой ученых из Стэнфордского университета, было обнаружено, что подростки, которые занимаются художественным творчеством, по сравнению с теми, кто не имеет возможности художественного самовыражения в четыре раза чаще выигрывают академические награды.
Прикладное творчество и другие виды творческой деятельности являются эффективным способом для устранения последствий хронических стрессов. Они помогают подросткам избавиться от комплексов, психоэмоциональных нарушений и поведенческих проблем во время гормональных бурь, сопровождающих пубертатный период.
Изобразительное искусство Рб Никулин. Доклад Изобразительное ...
... революции изобразительные виды искусств на территории Башкортостана имели ограниченное ... Мирзагитовичем. Декоративно-прикладное искусство. Дореволюционное декоративно-прикладное искусство башкир чаще ... реализма, развернулся в творчестве молодых скульпторов Явдата ... Дафаевича Тавасиева, Монумент дружбы народов (1965) скульпторов М. ... высшего художественного образования люди уезжали учиться в ...
Творчество человека – тот вечный двигатель, который позволяет культуре, науке достигать новых высот. Любая деятельность людей, которая служит преобразованию мира, рождает нечто уникальное, заслуживающее интерес, восхищение, приносящее пользу другим – это творчество. Речь не только о художественных ценностях, технических изобретениях. Мыслительная деятельность людей, рождающая духовные ценности, также представляет собой отдельный вид творчества и одновременно является инструментом гениальности, создающим все уникальные продукты в процессе любой творческой деятельности.
Благодаря воображению, рождаются новые идеи литературных произведений, научные изобретения, партитуры музыкальных шедевров, сюжеты гениальных полотен. Любая философская гипотеза, техническая новинка, художественное произведение – это всегда продукт активного познания и творчества. Самозабвенная работа пекаря или повара, цветовода – все это может быть проявлением творчества человека.
Существует множество классификаций творческой деятельности. Но в соответствии с основными видами духовной и практической деятельности выделяют следующие виды творчества:
- социальное;
- художественное;
- научное;
- техническое.
Каждый из них имеет свои подвиды.
Художественное творчество
Смысл его в синтезе фантазии и реальности, вымысла и действительности, единство которых преломляясь сквозь призму личности творца, превращается в произведение искусства. Художественное творчество призвано вызывать яркие эмоции, будить чувства, получать живой отклик души человека:
- смех;
- слезы;
- гнев;
- интерес;
- любовь;
- катарсис.
В рамках данного вида выделяют подвиды и жанры творчества:
- временные – музыка, литература (в том числе устное творчество народов);
- пространственные – прикладное творчество, изобразительное искусство;
- пространственно-временные – цирк, хореография, эстрада, кинематограф.
Изобразительное искусство состоит из:
- скульптуры;
- графики;
- живописи.
Прикладное творчество делят на:
- архитектуру;
- декоративное творчество, которое включает декоративное народное, в том числе русское творчество, или народные промыслы.
Развитие творчества в сферах различных знаний является главным двигателем научного прогресса в математике, физике, химии, медицине, философии, педагогике и т. д. Неустанные изыскания и креативные открытия ученых позволяют науке подниматься на новые ступени, увлекая за собой развитие цивилизации в целом.
Творчество в науке представляет собой своеобразную пирамиду.
- В основании ее находятся случайные открытия и многочисленные эксперименты в процессе образовательной деятельности, обучения.
- Середину составляют экспериментальные и теоретические поиски, которые ведут целые армии исследователей.
- Верхушку образуют гениальные открытия выдающихся умов.
Роль искусства в жизни человека
... русского языка и литературы Роль искусства в жизни общества (эссе) Многие века складывалась культура народа. Искусство – это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Оно тем и ... -iskusstva-v-zhizni-obshchestva-esse сочинение на тему: Искусство в жизни человека Искусство — это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не ...
Совершенствование приспособлений, механизмов и т. п., конструирование и моделирование – все это подвиды технического творчества. Благодаря креативному мышлению, человек издревле изобретал орудия труда, придумывал разные гаджеты, которые облегчали жизнь людей и помогали решать разные задачи: от «палки-копалки», каменного топора, первого огнива и колеса, до машин, роботов и ракет. Социальный опыт, насущные потребности людей стимулировали креативность, подталкивали развитие творчества конструкторов и изобретателей.
Данный вид близок научному. Поэтому чаще имеют в виду не техническое творчество, в чистом виде, а именно научно-техническое.
Тема творчества проходит «красной нитью» через все существование социума. Стремление к преобразованию мира, совершенствованию общественного устройства всегда было свойственно людям.
Социальное творчество человека – это практическая деятельность, которая приводит к росту материального производства и совершенствует правовые, экономические, религиозные, психологические и прочие отношения в социуме.
Народное творчество
Художественное творчество народа включает многие виды и жанры, которые возникали как результат индивидуальной и коллективной креативности, и на фоне преемственности поколений превращались в самобытные традиции. Оно является культурным наследием народа, его живой памятью, духовным обликом. Объединяет моральные ценности и раскрывает внутренний мир людей.
Выделяют несколько основных этапов развития народного творчества:
- язычество (до Х в. н. э.);
- христианство;
- ХХ век.
Говоря о русском народном творчестве, выделяют также период отечественной истории, который охватывает временной отрезок от XVII в. до XIX в.
Народное творчество имеет свои подвиды:
- бытовое любительское творчество человека – это различные художественные явления в его повседневной жизни и по праздникам;
- декоративно-прикладное творчество – креативные дизайнерские решения;
- народный фольклор – выражение мировоззрений и духовных ценностей народа в литературной, музыкальной, драматической, хореографической и прочих формах, включая устное творчество;
- художественная самодеятельность народа – организованное творчество человека, как часть коллективного.
Фольклор органично вплетен в нашу жизнь. И сами того не замечая, современные россияне являются «проводниками» народных традиций, в том числе устного русского творчества, ежедневно пользуясь его главным продуктом – великим и могучим русским языком. Трансформируясь, в том числе под влиянием общих изменений в культуре и языке, фольклорные произведения остаются выражением народного духа, способствуют сохранению моральных устоев, обычаев народа. Как много веков назад, рожденный коллективным разумом, фольклор используется для наставления и обучения молодежи.
Фольклор в профессиональном художественном творчестве
... и городов вызвал к жизни романсы, анекдоты, рабочий, школьный и студенческий фольклор. В фольклоре существуют жанры продуктивные, в недрах которых могут появляться новые произведения. ... народная поэзия, народное поэтическое творчество, устное народное творчество, - совокупность различных видов и форм массового устного художеств. творчества одного или нескольких народов. Понимают этот термин по- ...
Жанры устного творчества
В обиходе люди часто используют поговорки, пословицы, рассказывают друг другу анекдоты, смешат потешками и частушками, поют детям колыбельные, предлагают загадки, учат подрастающее поколение на «преданиях старины глубокой», былинах и сказках. Все эти жанры вместе составляют устное русское творчество или фольклор.
Народные жизнь и творчество всегда тесно переплетались. Благодаря неизвестным авторам, порой рождались настоящие «бриллианты» литературы, которые получали дальнейшую огранку в произведениях великих поэтов и писателей. Так случилась с народными сказками, собранными и обработанными Шарлем Перро, Пушкиным, Гоголем и многими авторами, имеющими мировую известность. Нередко, записанные в народе, занимательные истории превращались в поэмы, повести и романы.
Тот живой язык, которым пользуются сегодня россияне, во многом обязан своей яркостью, образностью, живостью, богатством лексики, устному народному творчеству. Фольклор служит залогом сохранения языковой самобытности народа. Он – своеобразный код, который используют для самоидентификации. Особый языковой пласт, который очень трудно, почти невозможно, освоить тому, кто не впитал его по капле с рождения.
Сегодня он ближе для жителей деревень и небольших городов в русской глубинке, нежели обитателям мегаполисов, чей язык изобилует сленгом, американизмами и прочими заимствованиями, специальной лексикой. Для школьников-москвичей «Слово о полку Игореве» звучит сегодня, словно иностранная речь, много слов требуют перевода и толкования, также как воронежские частушки или народные песни, которые все еще поют во время застолий где-нибудь в Вологодской или Новгородской области.
Чтобы русский язык не превратился однажды в абсолютную кальку с английского и прочих, важно бережно относиться к народному литературному наследию, собирать жемчужины фольклора и передавать их детям, читая русские народные сказки, разучивая с малышами песни, сохраняя в школьной программе тему творчества русского народа.
Любимые темы для устного творчества
Самые обыденные житейские ситуации, отношения между людьми, любовь и прочие чувства – популярные темы народного фольклора. Народные сказки, легенды всегда наделяли главных героев лучшими чертами и учили верности, щедрости, преданности, доброте, честности. Преодолевая препятствия, борясь со злом и темными силами, в финале они непременно одерживали победу и жили долго и счастливо.
Еще одна распространенная тема творчества – героизм. Мужество, любовь к отчизне, способность к самопожертвованию наиболее ярко отображаются в былинах, жанре героического эпоса, возникшем на Руси в IX веке. Увлекательные истории, с оптимистичным финалом, повествовали о патриотах:
- Илье Муромце,
- Алеше Поповиче,
- Добрыне Никитиче,
- Садко и прочих богатырях и героях.
Данный вид народного творчества возник, благодаря стремлению людей украсить собственные жилища, изменить пространство вокруг себя, предметы обихода, к лучшему. Благодаря креативному мышлению и мастерству народных мастеров, самые простые вещи приобретали эстетическую ценность, радовали глаз, трогали тайны струны души и превращались в произведения искусства.
Творчество деятельности Шаляпина по материалам его мемуаров
... историю как «серебряный век русской культуры». Целью данной работы является раскрытие темы: «Творчество деятельности Шаляпина по материалам его мемуаров». Для раскрытия данной темы нам потребуется: Рассмотреть историко ... и искусства начала XX в. было характерно повышенное внимание к внутреннему миру человека. Писатели и художники учились смотреть на окружающий мир глазами своих героев. Пожалуй, ...
Декоративное творчество имеет три основные ветви:
- монументально-декоративное;
- оформительское;
- декоративно-прикладное творчество.
Монументально-декоративное искусство включает архитектуру, декорирование жилых и общественных помещений, с использованием скульптуры, живописи и т. д. Оформительское народное искусство наиболее ярко представлено в религиозных обрядах, иконописи, праздничных традициях, например, в свадебных обрядах.
Декоративно-прикладное искусство объединяет различные формы, с использованием разнообразных материалов и техник. Среди его жанров:
- вышивка;
- декоративная роспись;
- резьба по дереву;
- керамика;
- лаковая миниатюра;
- резьба по кости;
- украшения из металла и т. д.
У славян, как и у других народов, прикладное творчество черпало сюжеты из окружающего мира и использовало природные материалы. Фантазия мастеров переплеталась с обыденностью, бытовыми сюжетами. Вышивки, роспись по дереву, резьба рассказывали о разных временах года, о праздниках сбора урожая и т. п. В работах присутствовали традиционные растительные орнаменты и специальные знаки, руна, восходившие к язычеству. Постепенно, из ремесленничества рождалось народное, российское искусство, самобытное и неповторимое.
Еще в конце позапрошлого века в России была предпринята попытка сохранить культурное наследие народа. Был открыт Кустарный музей. В его стенах собрали коллекцию выдающихся произведений, созданных народными мастерами. После революции он перестал существовать. Но в конце прошлого века вновь распахнул двери для посетителей. Правда теперь его называют Музеем декоративно-прикладного и народного искусства. Сегодня его экспозиция и хранилища располагают около 120 000 шедевров. Среди них:
- мебель;
- кухонная утварь;
- игрушки;
- резные наличники и «коньки» с крыш;
- старинные сундуки и пр.
Самые древние из них датируют XVI веком.
Народное творчество в России дало жизнь традиционным промыслам. Среди самых известных:
- хохломская роспись;
- гжель;
- дымковская игрушка;
- павловопосадские платки;
- филимоновская игрушка;
- городецкая роспись;
- ростовская финифть;
- жостовская роспись;
- федоскинская лаковая миниатюра;
- палех;
- ярославская майолика и т. д.
Искусство народных мастеров не было утеряно. Оно бережно хранилось, передавалось ученикам. И сегодня не стоит на месте, а развивается, обретая новые грани, используя современные сюжеты.
Воображение и творческая деятельность человека
... на что он делает акцент: В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека. В первом случае говорят иногда о ...
Лечение творчеством – это один из методов психотерапии. Он применяется в комплексном лечении множества патологий, в том числе психоэмоциональных, так как позволяет влиять на физическое, психическое и эмоциональное состояние, изменяя к лучшему.
Арт-терапия является сравнительно новым методом лечения. Впервые его начали применять в середине ХХ века, вначале в США, Англии и других европейских странах. У истоков метода стоял Адриан Хилл, художник, который обнаружил терапевтические преимущества различных форм искусства для реабилитации больных, после перенесенного туберкулеза. Он первым ввел данный термин в обиход.
Арт-терапия соединяет лечение, познание и творчество. В ходе творческого процесса, посредством самовыражения, людям удается:
- решить личностные проблемы;
- устранить поведенческие нарушения;
- научиться управлять чувствами;
- уменьшить стресс;
- повысить самооценку;
- научиться новому.
Психотерапия использует творчество, как способ общения. Арт-терапия помогает строить отношения в социуме людям после травм, пациентам с различными заболеваниями, в том числе с психическими, тем взрослым и детям, у которых есть проблемы с обучением, физические нарушения, инвалидность.
Не нужно быть гениальным поэтом, скульптором или художником, чтобы получить преимущества от занятий творчеством. Любой может погрузиться в созидательный процесс, увлечься искусством и оптимизировать лечение, посредством арт-терапии.
Главная особенность творчества в том, что оно помогает человеку выражать собственные чувства, улучшая психоэмоциональное состояние и общее здоровье. Арт-терапия, чаще всего, пользуется традиционными формами искусства, такими как:
- живопись;
- графика;
- фотография;
- скульптура и прочие виды, предполагающие визуальное выражение.
Исполнительское искусство (пение, танец, игра на музыкальных инструментах и т. п.) также является популярным видом арт-терапии.
Не столь важно, какой способ самовыражения выбирает человек. Главное, что он дарит ему позитив и здоровье.
Различные виды искусства являются чудесным средством, которое способно помогать многим людям проявлять себя, исследовать собственные чувства, управлять привычками, поднимать самооценку. Арт-терапия – удивительное лекарство, которое может помочь любому!
- Например, детям с отклонениями в развитии, взрослым с психоэмоциональными нарушениями, так как посредством творческой деятельности люди могут эффективно выражать скрытые эмоции, способствуя уменьшению стресса, чувства тревоги или страха.
- Она эффективно помогает людям с психоэмоциональными нарушениями, такими как депрессии, тревожные расстройства, панические атаки.
- Занятия различными видами творчества стали частью реабилитации при детском церебральном параличе, аутизме, онкологических заболеваниях и многих других патологиях.
- Арт-терапия может быть ценной частью процесса восстановления для тех, кто страдает расстройствами пищевого поведения. Позволяет пациентам реализовывать себя, получать позитивные эмоции. Постепенно превращается в лучшую альтернативу перееданию, увлечению сладостями и прочим пищевым нарушениям.
- Занятия хореографией и прочими видами творчества помогают женщинам и мужчинам с физическими недостатками принять собственное тело.
- В дополнение к лечению расстройств пищевого поведения, арт-терапия может быть полезным инструментом для комплексного лечения пациентов с алкогольной зависимостью, при наркомании или токсикомании.
Наверняка, каждый замечал, что пение, рисование помогают отвлечься, расслабиться, улучшить настроение. Особенности творчества заключаются в психотерапевтическом эффекте. К сожалению, далеко не все взрослые люди рисуют, поют, занимаются лепкой, конструированием и «креативят» другими способами. Если найти занятие по душе, окунуться в творческий поток, можно увидеть массу позитивных изменений которые произойдут с организмом.
- Многие научные исследования доказали, что занятия хореографией, пением, декоративно-прикладными и прочими видами искусства даже в зрелом возрасте, дают огромные преимущества человеческому здоровью.
- Арт-терапия способствует развитию личности, мотивирует на преодоление трудностей, совершенствует когнитивные функции.
- Когда человек увлеченно занимается любым (техническим, музыкальным, декоративным и пр.) творчеством, в его организме увеличивается уровень эндорфинов, поэтому он получает положительные эмоции, отличный релакс, улучшается его общее самочувствие.
- Арт-терапия используется не только в качестве метода лечения при хронических патологиях и системных нарушениях. Она может помочь любому человеку улучшить эмоциональное состояние и психическое благополучие, снять стресс или напряжение. Творчество может быть использовано в качестве способа самопознания и самовыражения.
Содержание.
Введение………………………………………………………… ………….3
Список литературы…………………………………………………… ……….14
Введение.
Что есть творчество для современного человека? Творение нового своими руками и мыслями, преобразование окружающего мира. Творчество – неотъемлемая часть жизни любого из нас, дарующая стимул развиваться, жить и продолжать творить.
Согласно Новой философской энциклопедии, творчество – это категория философии, психологии и культуры, выражающая собой важнейший смысл человеческой деятельности, состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции. Следовательно, понятие творчества относится сразу к нескольким отраслям научного знания и затрагивает многие сферы жизни человека.
В частности, в данной работе будет рассматриваться аспект понятия творчества как человеческой потребности и вида деятельности.
Современный окружающий человека мир многообразен и ярок. Он динамично развивается и постоянно меняется. И все благодаря человеку – разумному существу, способному преобразовывать, развивать, дополнять мир чем-то совершенно новым и ранее неизвестным. И при этом человек сам подстраивается под созданный им окружающий мир и условия жизни, он сам решает, что делать дальше.
В создании и развитии человеком окружающего мира большую роль играют такие факторы, как человеческие мотивации и потребности, от которых всецело зависит характер деятельности человека.
Таким образом, рассмотрение вопроса о творчестве как потребности и виде деятельности человека является актуальной философской, психологической и социологической проблемой и задачей, решение которой важно для понимания влияния творчества на нашу жизнь и его роли в ней.
Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Имеющиеся в литературе определения творчества, хотя и значительно разнятся друг от друга, тем не менее, позволяют выделить некие общие его основания. Это, прежде всего качественная новизна конечного продукта творческого акта. Во-вторых, непосредственное отсутствие этого качества в исходных предпосылках творчества. В-третьих, нельзя не видеть, что любой творческий акт содержит в себе интеллектуальный поиск субъекта творчества.
Основной критерий, отличающий творчество от изготовления или производства — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора творения, не сможет воспроизвести в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Но тогда это будет уже не творчеством. Ведь оно обязано быть уникальным и неповторимым. В процессе творчества человек вкладывает в материал несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате аспекты своей личности и свое состояние.
Творчество представляет собой некоторый аспект развития личности, относящийся к переходу на высокий интеллектуальный уровень. Творческий индивид отличается от остальных тем, что способен решать определенный круг постоянно возникающих задач с более высоким качеством за то же время. Он отличается способностью эффективно оперировать противоречивой информацией. Другими творческими качествами творческой личности являются высокая интуитивность, усмотрение более глубоких смыслов и следствий воспринятого, уверенность в себе и в то же время неудовлетворенность ситуацией, в которой субъект себя обнаруживает, открытость восприятию как внешнего, так и внутреннего мира. Творческие личности высоко мотивированы, демонстрируют значительный уровень энергии, обладают рефлексивным мышлением, от которого получают удовольствие, самостоятельны, неконформны, отличаются низким уровнем социализации.
Люди творческого труда образуют социальную группу, функция которой состоит в решении специальных задач интеллектуального и духовного типа. Ряд культурных эпох отождествляли с творческими личностями высокую социальную оценку. Ключевыми словами, относящимися к данной области, всегда были и являются «одаренность», «оригинальность», «фантазия», «интуиция», «воодушевление», «техническое изобретение», «научное открытие», «произведение искусства».
О творчестве можно говорить только при наличии творца, определяющего смысл, цели, ценностные ориентиры своих действий. Таким творцом может быть только человек.
Способность к творчеству выделяет человека из природы, противопоставляет его природе и выступает источником труда, сознания, культуры — всей той второй природы, которую человек «надстраивает» над естественно-природными условиями своего бытия. Все остальные особенности человека — от труда до языка и мышления имеют своим основанием творчество.
Источник способности человека к творчеству лежит в процессах антропосоциогенеза и, прежде всего в формировании рефлексивного мышления, высшим проявлением которого и выступает творчество. Такое определение может послужить ключом для понимания творчества как одного из самых характерных проявлений человеческой свободы.
Творчество — это отказ от стереотипов восприятия и выражения, открытие новых сторон уже известного и освоенного материала, это постоянный поиск тем, идей, аспектов, средств их реализации во внешнем мире. Творческая деятельность, как и всякая другая, имеет ряд компонентов: цель, средство реализации цели и результат.
В самом общем виде цель творчества можно определить как стремление к реализации потребности самовыражения и к эстетическому освоению мира. Применительно к каждому отдельному акту творчества цель конкретизируется в замысле автора. Замысел предшествует творческому процессу, но на практике первоначальный замысел в процессе его реализации часто существенно изменяется, корректируется.
Процесс реализации замысла является для художника одновременно и наиболее интересным, и наиболее трудным, мучительным. «Цель творчества – самоотдача», — утверждал Борис Леонидович Пастернак. Человек творческий — это человек, отдающий, дарящий себя другим.
Потребность в самовыражении свойственна каждому. Способ самовыражения обуславливается уровнем общекультурного развития, характером способностей и склонностей творческого человека, развитием его эмоционального и интеллектуального фона.
Для автора, творческой личности творчество — это средство самовыражения, самореализации, общения, нравственного удовлетворения, самоутверждения.
С точки зрения рассмотрения творчества как человеческой потребности, стоит выделить теорию человеческих потребностей, предложенную в 40-е гг. XX века американским психологом и экономистом Абрахамом Маслоу.
Потребность, по его определению, это физиологический и психологический недостаток чего-либо. Потребности служат мотивом к действию.
На схеме показана пирамида – иерархия человеческих потребностей по теории А.Маслоу. Он утверждал, что следующая в иерархии потребность удовлетворяется после того, как полностью удовлетворена потребность предыдущего уровня.
Таким образом, А.Маслоу выделяет потребность в самовыражении и самоактуализации как наивысшую человеческую потребность.
«Самоактуализация — это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т. п., как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности».
Творчество – это один из результатов самоактуализации, причем самый прекрасный и наивысший, по мнению А.Маслоу. Ведь другими результатами могут быть просто человеческие реакции на окружающий мир – самовыражение, причем не всегда приемлемое в обществе, не всегда красивое или воспитанное поведение.
«Совершенных людей нет! Есть люди, которых можно назвать хорошими, очень хорошими и даже великими. Есть творцы, провидцы, пророки, святые, люди, способные поднять людей и повести их за собой. Таких людей немного, их считанные единицы, но уже сам факт их существования вселяет в нас надежду на лучшее, позволяет с оптимизмом смотреть в будущее, ибо показывает нам, каких высот может достичь человек, устремленный к саморазвитию. Но даже эти люди несовершенны…»
При рассмотрении творчества как вида деятельности, необходимо обратиться к различным аспектам данного вопроса.
С точки зрения психологии и философии можно утверждать, что творчество – это не сама деятельность, а атрибут человеческой деятельности, ее свойство, которое лежит в основе прогресса материального и духовного производства.
Таким образом, «творческий подход» может быть свойственен и применен практически к любой деятельности человека: общению, производству, ремеслу, да и, в общем, к его образу жизни. При этом человек продолжает выступать автором, творцом уникальных событий или вещей. Применение такого «творческого подхода» всецело зависит от человека, от его воли и желания сделать что-то неповторимое и новое.
Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области.
Творчество – это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности.
Так через творчество реализуются историческое развитие и связь поколений. Ведь предварительным условием творческой деятельности выступает процесс познания, накопления знания о предмете, который предстоит изменить.
В основе творчества лежит принцип деятельности, а конкретнее трудовой деятельности. Процесс практического преобразования человеком окружающего мира в принципе обусловливает и формирование самого человека.
Творчество является атрибутом деятельности лишь человеческого рода. Однако этот атрибут не присущ человеку с рождения. Творчество не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в неё являются необходимым условием развития способности к творчеству.
Преобразующая деятельность человека, воспитывает в нем субъекта творчества, прививает ему соответствующие знания, навыки, воспитывает волю, делает его всесторонне развитым, позволяет создавать качественно новые уровни материальной и духовной культуры, то есть творить.
Таким образом, принцип деятельности, единство труда и творчества раскрывают социологический аспект анализа основ творчества.
Культурологический аспект исходит из принципа преемственности, единства традиции и новаторства.
Творческая деятельность есть главный компонент культуры, её сущность. Культура и творчество тесно взаимосвязаны, более того взаимообусловлены. Немыслимо говорить о культуре без творчества, поскольку оно – дальнейшее развитие культуры (духовной и материальной) .
Культура дает возможность творчеству превратиться из свойства деятельности в саму деятельность – искусство. Из творчества как деятельности, как способа самореализации человека и народов, из новых неповторимых открытий, давших миру красоту и удобство жизни, рождается традиция.
Заключение.
Творчество сильнейшим образом влияет на нашу жизнь, на ее изменения и на дальнейшее развитие. Творчество – это и есть сама жизнь, активная, прекрасная. Без творчества жизнь перестает быть полноценной, превращается в подчинение сложившимся обстоятельствам, человек теряется как личность, он не способен самореализоваться. Каждому человеку в жизни необходимо творчество, будь то «творческий подход» в его занятии или творчество как искусство.
Список литературы.
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/termin-tvorcheskiy/
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
форма деятельности человека или коллектива — создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к Т. д. служит проблемная ситуация, к-рую невозможно разрешить тра-диц. способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиц. взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками Т. д. являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявления творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница — в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их обществ, значимости.
При традиц. формах обучения учащийся, приобретая и усваивая в уч. процессе нек-рую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы решения задач, доказательства теорем и т. п. Однако он не принимает участия в творческом поиске пути решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает.н. опыта такого поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет спец. опыта. Поэтому нередки случаи, когда выпускник ср. школы, успешно овладевший материалом шк. программы, не справляется в . курсными экзаменац. задачами в вузе (построенными на том же материале), поскольку они требуют нестандартного подхода к их решению.
Выдвижение новой гипотезы в связи с новой проблемой требует особых видов деятельности, решающим образом зависящих от способностей исследователя. Эти формируются в деятельности самих обучающихся. Никакой рассказ о роли гипотез не сможет заменить в развитии способностей человека к исследованию пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно также, что для решения ряда проблем приходится рассмотреть традиц. пути под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Однако знание этого не обеспечивает нахождения этого нового угла зрения в процессе конкретного исследования. Только практич. опыт исследования развивает данную способность.
Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать спец. пед. ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения. Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что творчеству гл. обр. осуществляется на проблемах, уже решённых обществом и способы решения к-рых уже известны. Поэтому для процесса обучения Т. д. требует корректив. Учащиеся только в отд. случаях, на определ. уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности учителя могут создавать новые ценности. Отсутствие обществ, новизны в результатах творчества учащихся не приводит к кардинальному изменению структуры осуществляемого ими творческого процесса. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих обществ, значение, т.е. важных для формирования личности как обществ, субъекта.
Проблемные ситуации можно поставить перед учащимися разл. способами: путём чёткой постановки проблемы учителем; путём создания ситуации, в к-рой от учащихся требуется самому понять и сформулировать имеющиеся в ней проблемы; путём создания ситуации с более или менее чётко обозначенной проблемой, но по логике поиска решения к-рой ученик должен прийти к новой, дополнит, проблеме, самим им выявленной и предусмотренной при конструировании ситуации. Особым вариантом бывает случай, когда в ходе решения нек-рой задачи ученик самостоятельно обнаруживает новую, не предусмотренную при конструировании ситуации проблему.
Возникновение или наличие одной лишь проблемы не определяет возможности ее решения. Для последнего необходимо осуществить самостоят. поиск, что требует определённых исходных данных, т.е. опоры на известное, что и позволяет реализовать этот поиск. Уч. проблемную ситуацию можно определить как задачу с необходимыми данными в качестве условия. К этим данным ставится вопрос, в том или ином виде формулирующий проблему для последующего решения. Тогда содержанием всякой задачи будет проблема, основанная на противоречии между известным и искомым. В процессе решения этих задач, построенных на необходимости избирательно активизировать уже известные им , учащиеся могут самостоятельно проникнуть в более глубокие стороны явлений. В практике обучения необходимо применять и задачи, требующие только выдвижения гипотезы. В данном случае от ученика не требуется обоснованного полного решения. Он должен лишь построить план поиска ответа, к-рый вырисовывается ему пока только гипотетически. Решение этих задач развивает у учащихся умение мобилизовывать имеющееся у них знание и включать его в процесс анализа новых ситуаций, стремление найти новый подход, новый тип решения. Т. о. закладываются ОСНОВЫ Т. д. СМ Михайлов.
Лит.: Алексеев Н. Г., Юдин Э. Г., Исследование творчества в науке и обучение творчеству в школе, в кн.: Науч. творчество, под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Яро-шевского, М., 1969; Л с p и с p И. Я., Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей, там же; Капица П. Л., Нек-рые принципы творческого воспитания и образования совр. молодежи, ВФ, 1971, №7; Пономарев Я. А., Психология творчества и , М., 1976; Лук А. Н., Психология творчества, М., 1978.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .
Синонимы
:
Смотреть что такое «ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» в других словарях: , Творческая деятельность, Творческая деятельность, ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
творческая деятельность
творческая деятельность
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
творческая деятельность
Творческая деятельность, Творческая деятельность
Книги
- Творческая деятельность журналиста , Самарцев О.. Данное пособие соответствует основным разделам курса «Основы творческой деятельности журналиста», рассматривает наиболее сложные в методологическом отношении вопросы создания текста в стиле…
Живя в мире прагматичных людей, где очень ценятся технические знания, конкретное мышление и практические умения, на первый взгляд может показаться, что творчество играет второстепенную роль в прогрессе. Тем не менее, благодаря творческому началу человека мы живем в комфортных условиях, которые создаются благодаря научным открытиям и техническим новинкам. Эстетическая сторона жизни также имеет большое значение в культурном обществе, и многие не могут пройти безразлично мимо какого-нибудь изделия, которое не только выполнено из качественных материалов и удобно в применении, но и красиво оформлено. Плоды «креатива» окружают нас повсюду: начиная от картины на стене и заканчивая глиняным цветочным горшком с витиеватым рисунком, и, в зависимости о того, как и что создает творец, выделяют разные виды творчества. В этой статье представлены основные из них, а также указаны требования к личностям авторов, которые позволяют создавать шедевры искусства.
Творческая деятельность и необходимые способности
Для успешной очень важны некоторые личностные характеристики, которые позволят найти новую идею и правильно оформить:
- Память. Благодаря этому свойству мозга однажды увиденные элементы или образы смогут возобновиться в памяти и дополнить те недостающие детали, которых не хватало для завершения творческого процесса.
- Воображение. Это тоже очень важная особенность, позволяющая удачно комбинировать части образа или идеи, которые нужно правильно оформить. Это может быть совокупность ощущений от увиденного или услышанного, что в дальнейшем и станет смысловым ядром произведения или предмета.
- Вдохновение. Способность к получению вдохновения очень важна для творческой личности. состояние ясной мысли, которая внезапно приводит к созданию идеи. У некоторых вдохновение вызывается определенными событиями, переживанием некоторых чувств или просто необычной атмосферой. Для других вдохновение внезапно появляется, вне зависимости от условий окружения или настроения.
Творческая деятельность: лепка
С помощью глины издревле создаются не только произведения искусства, но и кухонная утварь: горшки, тарелки, кружки и подобные предметы обихода — обычные изделия, которые есть в каждом доме. Несмотря на посредственное применение этих столовых принадлежностей, творческий человек сделал из них украшение: придал разные формы и нарисовал узоры.
Из глины также делают исключительно декоративные изделия: вазы, фигуры животных и людей, шкатулки и др.
Особенность глиняного искусства в том, что от того, кто делает лепку, требуются не только творческие данные, но и ловкие гибкие руки и умелое обращение с инструментами.
Литературная творческая деятельность
Литературные произведения требуют от автора большого творческого потенциала, который реализовывается в создании сюжета, идеи произведения, а также образов героев. Известны множественные факты о том, как мировые классики выбрасывали не один исписанный лист бумаги, прежде чем находили те сочетания, которые привели к всемирной популярности этих трудов.
Особенность литературного искусства в том, что от автора требуется совершенное владение для точной характеристики героев и атмосферы. Очень редкие произведения мирового масштаба написаны сложным языком, который трудно воспринимается, поскольку художественность и одновременная простота слова в этой области искусства очень важна.
Художественное творчество
Этот вид творчества начинается, как и любой другой, с замысла. Поэтому для художника недостаточно овладеть техниками писания картин: важно, чтобы он смог с помощью этого умения выразить смысл.
Возможно, это одно из самых сложных потому что с помощью картины можно выразить очень многое, и поэтому творческий поиск может надолго затянуться: из всего разнообразия сложно выбрать те элементы, которые наиболее точно отобразят задуманное.
Художественная тесно связана со способностями творца, от которого требуются эмоциональное восприятие действительности, умение наблюдать и созерцать, а также экспрессивное самовыражение.
Одаренные художники создают такие картины, которые значимы для общества, и они это делают благодаря своему умению выбирать актуальные объекты внимания.
Таким образом, творчество — сложное явление, которое требует для реализации определенные личностные качества, наработанные умения и приобретенные знания, и, самое главное — талант.
В творческой деятельности большого художника, так же как и ученого, совершающего подлинные открытия, проявляются самые высокие возможности человеческой натуры. Детально рассмотреть, осмыслить, понять проявления такой интенсивной творческой деятельности, увидеть особенности ее протекания необходимо для понимания сущности человека.
При обращении к научному анализу творчества художника приходится принимать во внимание во внимание известные трудности в истолковании характера протекания психических процессов, с которыми мы встречаемся. Они связаны со специфическими чертами работы художника, которые связаны ее сложностью и тем, что творческий процесс имеет для художника ярко выраженное личное значение.
Так, например, речь может идти о том своеобразном состоянии и самочувствии, возникающем нередко у художника, которое они сами называютшхэ вдохновением, творческим восторгом, внезапным озарением и т.п. Это состояние имеет очень своеобразные черты.
Данная работа не претендует на всестороннее исследование сихологии художественного творчества. Задача ее — проследить в общих чертах этапы создания художественного произведения, рассказать об основных закономерностях этого процесса, которые формирую концепцию психологии художественного творчества.
Определение творческой деятельности
Творческая деятельность — это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к общественной деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, привлечение неявно связанных элементов, установление между ними новых видов взаимозависимости.
Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказываться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, целостность восприятия и другое.
Творчество- это результат деятельности. Однако, внутри самой деятельности можно видеть акты необыкновенной изобретательности, радикальной новизны. Хотя есть и такие моменты, акты деятельности, в которых творческое начало выражено не столь явно.
Благодаря многим сиюминутным, мгновенным порывам рождается идея, неся за собой некий творческий потенциал, воплощением которого можно восхищаться по прошествии многих и многих лет. Так, например, А. С. Пушкин, увидев Анну Керн, написал знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье» и таких примеров в любом виде искусства множество. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. М., Знание, 1971.
Человеческое творчество разносторонне. Оно проявляется повсюду. Среди нас немало изобретателей, новаторов. Русский философ В. И. Вернадский размышлял над тем, как видит нашу планету марсианин, если, конечно, на Марсе есть жизнь. И в голове ученого родилась идея: наверное, инопланетяне созерцают не синеву морей, не зелень лесов, а некое свечение мысли.
В самом деле, над мертвой материей в следующей за ней жизнью возник еще один пласт — сфера мысли. Огромные духовные богатства, которые созданы человеком, как бы опоясали весь земной шар. Пламя мысли жарко окутывает нашу планету, расстилаясь вне биосферы, то есть сферы активной жизни, над ней… Вернадский назвал это «мыслящим пластом» — это сфера одухотворенной мысли, величественной манифестации человеческого ума.
Разграничить творческую и нетворческую деятельность человека нелегко. Бердяев подчеркивал: творчество неотрывно от свободы, и это должна быть, в первую очередь. Свобода духа. Тайна творчества есть тайна свободы. Загадки творческих способностей присущи каждому человеку, любой нормально развивающейся личности.
Проявление творческих способностей варьируют о крупных и явных до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница — в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются в решении повседневных творческих задач (их можно наблюдать в обычном мыслительном процессе).