Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения (2)

Актуальность проблемы связана с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных быстро реагировать на изменения, ставить новые проблемы, находить качественные решения в ситуации выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний. В настоящее время развитие творческих способностей учащихся является одним из основных запросов, которые общество предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью, это связано с постоянно увеличивающимся объемом информации. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.

В Кодексе Республики Беларусь об образовании целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося.

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков.

Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность. Этому способствуют урокиизобразительного искусства, трудового обучения, музыки и др.

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания — философии, педагогики, психологии и других.

К моменту поступления в школу ребенок становится субъектом разнообразных видов деятельности, у него формируется потребность в расширении сферы реализации себя как субъекта. Однако, у него нет потребности и способности к самоизменению. И то, и другое может возникнуть, оформится и развиться в процессе школьного обучения. На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие творческих способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Эти позиции соответствуют гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся. При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.

15 стр., 7193 слов

По литературе «Театрально-творческое развитие учащихся в процессе ...

... Данная курсовая работа - это попытка рассмотреть основные аспекты, касающиеся развития творческих способностей учащихся ... задачи как образования в целом, так и филологического образования в частности. ... человека, сложной экономической ситуацией, необходимостью постоянно делать выбор, общество выдвигает ряд ... увлечь, заинтересовать, заинтриговать своих учеников. Театр играет колоссальную роль не только ...

В качестве методологической основы выбраны системный и личностно-деятельностный подход, что соответствует современным концептуальным позициям образования. Пересмотр педагогом привычных трактовок процесса обучения преимущественно как сообщения знаний, формирования умений, навыков и позволяет учитывать субъективно-творческий опыт, идивидуально-психологические особенности младших школьников, рассматривать в единстве разнообразные виды творческих заданий и методы их выполнения, определить соотношение видов творческой деятельности в учебном процессе, которое обеспечивало бы эффективность развития креативных способностей учащихся.

Цель исследования: Выявить и проверить на практике эффективные методы, формы и средства работы по развитию творческих способностей в процессе обучения.

Задачи:

  • Раскрыть понятия «творчество», «творческие способности».
  • Выявить специфику, методы, средства развития творческих способностей в процессе обучения.
  • Разработать систему занятий по развитию творческих способностей младших школьников на примере трудового обучения.
  • Определить эффективность разработанной системы занятий.

Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младшего школьника.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ научно- методической литературы, научных исследований, изучение педагогического опыта, педагогический эксперимент; тестирование, наблюдение.

База исследования: ГУО СОШ №92, г.Минска

Практическая значимость результатов исследования заключается в обосновании необходимости применения разнообразных методов на уроках труда с целью развития творческих способностей младших школьников, также разработанный материал будет востребован учителями начальных классов.

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ПРОБЛЕМА В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ

1.1 Сущность понятий «творчество», «творческие способности»

Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества, разумеется, невозможно, хотя именно по этому вопросу существует множество разноречивых суждений, мнений, теорий и т. д.

Н. Роджерс пишет: «Творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец».[18]

Е. Л. Яковлева понимает творчество как реализацию человеком собственной индивидуальности.

Наиболее приемлемо понимание творчества, данное, например, в «Словаре» С. И. Ожегова: «Творчество — создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей»[20] или определение А. Г. Спиркина: «Творчество — это духовная деятельность, результатом которой является создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры».[12]

Таким образом, можно сказать, что творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.

2 стр., 801 слов

Презентация «Развитие творческих способностей у детей старшего ...

... творческого развития и саморазвития личности ребенка дошкольника приобрела особую актуальность. Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как ... Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества ...

В психолого-педагогической литературе выделяют следующие вид творчества: научное, техническое, художественное, музыкальное, литературное, педагогическое творчество с различными их подвидами. Между некоторыми из них имеются довольно тесные связи.

Научное творчество связано с открытием явлений и общих закономерностей развития реального мира. Среди особенностей научного творчества назовем следующие:

  • опора на абстрактное, словесно-логическое мышление при решении научно-исследовательской задачи;
  • продуктом научного творчества является новое знание, существующее в виде образов, понятий, умозаключений, теорий и абстрактных идей;
  • процесс научного творчества заключается в исследовании реально существующего, но недоступного еще нашему сознанию (непознанного).

    Результатом исследования является получение нового знания или открытия;

  • процесс научного исследования может носить как эмпирический, так и теоретический характер. Эмпирическое исследование является результатом осмысления и обобщения непосредственной практической работы с изучаемым объектом в процессе наблюдения и эксперимента. Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и опосредованным познанием объективной реальности, с разработкой теорий на основе материала эмпирического исследования;
  • научное творчество чаще всего бывает коллективным, так как даже выдвигаемые отдельными учеными гипотезы, теории, выявляемые факты подвергаются обсуждению, рецензированию, критике со стороны коллег;
  • имеется историческая предопределенность научных открытий, обусловленная необходимостью прогресса общества на том или ином этапе его развития;
  • часто научные идеи и открытия опережают свое время, в результате чего редко оцениваются современниками и получают подтверждение лишь через несколько десятилетий, и для многих выдающихся ученых слава часто бывает лишь посмертной.

Техническое творчество связано с практическим (технологическим) преобразованием действительности. Оно близко по своим психологическим характеристикам научному творчеству, но имеет и отличия.

  • Оно опирается на наглядно-образные и наглядно-действенные компоненты мышления.
  • Процесс технического творчества выражается в изобретательстве, конструировании, а его продуктом является изобретение механизмов, конструкций, отвечающее запросам практики.

Отсюда его рациональность и утилитарность.

  • То, что изобретается, не существует до его создания, хотя и опирается на уже имеющийся технический базис, на достигнутый уровень технического прогресса.

Художественное творчество связано с эстетическим освоением действительности и удовлетворением эстетических потребностей людей. Его особенности:

  • опора в основном на наглядно-образное мышление, хотя имеют значение и абстрактно-логическое, и наглядно-действенное мышление;
  • главный компонент художественного творчества — эмоциональный, высшим проявлением которого является переживание человеком катарсиса, т.

е. пикового переживания, воспринимаемого как очищение;

2 стр., 612 слов

Три этапа развития в творчестве Лермонтова. Становление личности ...

... на кандидата в "русские Байроны". Но вскоре Лермонтов осознает свою индивидуальность и пишет стихотворение "Нет, я не Байрон, я другой…" (1832 год), которое завершает период увлечения творчеством поэтов-романтиков: Нет, я не Байрон, я ... и свою судьбу, связанную с ним. Об этом стихотворение "Пророк" (1841 год). В нем Лермонтов как бы продолжает пушкинского "Пророка", который заканчивается тем, что ...

  • реализуется художественное творчество в особой форме общественного сознания — искусстве, а продуктом художественного творчества выступает художественный образ, заключенный в каком-либо материальном объекте (картине, скульптуре, литературном произведении и т. п.);
  • рациональная сторона художественного творчества скрыта и часто не имеет утилитарного предназначения, не требует внедрения в практику, как изобретение или новое научное знание;
  • художественное творчество создает возможность многозначного отражения разными людьми одного и того же произведения, что связано с субъективизмом восприятия, развитым вкусом и т. д.

Педагогическое творчество — это поиск и нахождение нового в сфере педагогической деятельности. Первая ступень этого творчества — открытие нового для себя, обнаружение нестандартных способов решения педагогических задач. Эти способы уже известны, описаны, но не были использованы педагогом. Следовательно, речь идет о субъективной, а не объективной новизне, или о том, что называется инновацией. Возможно и использование старого метода, приема в новых условиях. Вторая ступень — открытие нового не только для себя, но и для других, т. е. новаторство. Это, например, разработка нового метода обучения, эффективного для данных или любых условий педагогического процесса. Частным видом педагогического творчества является импровизация — нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощение «здесь и сейчас». Процесс импровизации включает в себя четыре этапа: 1) педагогическое озарение; 2) мгновенное осмысление интуитивно возникшей педагогической идеи и моментальный выбор пути ее реализации; 3) публичное воплощение этой идеи и 4) осмысление, т. е. мгновенный анализ процесса реализации педагогической идеи.

Креати ?вность(от англ. create — создавать, творить) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

Проблема способностей в отечественной психологии изучена достаточно глубоко. Этой проблемой занимались такие корифеи отечественной психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых.

В первую очередь мы исходим из соответствующих теоретических концепций, развитых в работах Б. М. Теплова и С. Л. Рубинштейна. Известно, что под способностями Б. М.Теплов понимал определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обусловливают легкость и быстроту их приобретения.

4 стр., 1913 слов

Обучение дошкольников творческому рассказыванию

... (хотя в опыте других подобный факт мог быть)». 4. Виды занятий по обучению дошкольников творческому рассказыванию «Программа воспитания в детском саду» ставит перед педагогом такие задачи: учить детей ... (создании новых слов – новообразовании). 1. Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни (экскурсии, наблюдения за трудом ...

Рассматривая структуру способностей, С.Л.Рубинштейн выделяет два основных компонента:

  • «операциональный» — отлаженная система тех способов действия, посредством которых осуществляется деятельность;
  • «ядро» — психические процессы, которыми регулируются операции: качество процессов анализа и синтеза.

Структура способностей, предложенная Рубинштейном, с одной стороны, позволяет избежать фатализма, так как через становление системы операций допускает развитие самого ядра, а с другой — объясняет те трудности, с которыми столкнулась тестология. Оценка по результату, а не процессу не позволяет давать однозначную интерпретацию результатов тестирования, поскольку на формирование операциональной системы влияет ряд чисто социальных факторов. Тот факт, что дети из интеллигентных и зажиточных семей, обучению которых уделяется особое внимание, более успешно справляются с тестовыми заданиями, как раз демонстрирует то, что достигнутый результат нельзя интерпретировать как проявление «ядра» умственных способностей. Если не считать «интеллект» научной абстракцией, то именно «ядро» репрезентирует на самом деле то, что Я. А. Пономарев называл формальным интеллектом.

В Педагогическом энциклопедическом словаре способность трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемам деятельности.

В психолого-педагогической литературе различаются специальные и общие способности.

«Общие — включают в себя ( успехи человека в самых различных видах деятельности ) умственные, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь.

Специальные способности — это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определенной деятельности — музыкальной, художественно- изобразительной, математической, литературной, конструктивно- технической и т.д. Эти способности также представляют собой единство отдельных частных способностей.

Специальные — определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для которых нужны задатки и их развитие музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные.

Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. А нередко они взаимно дополняют и обогащают друг друга.»[22]

Также выделяют способности учебные и творческие. Первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности. Вторые — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество, в различных областях человеческой деятельности.

Существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом.

1.Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу и другие).

4 стр., 1951 слов

Воображение и творческая деятельность человека

... — способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать. Так как тема работы «Воображение и творческая деятельность человека», хочется остановиться подробно именно на творческой категории активного воображения. Творческое воображение — это такой вид воображения, в ...

К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

Особняком стоит концепция Д. Б. Богоявленской, которая вводит понятие креативной активности личности, полагая, что она обусловлена определенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Творчество, с точки зрения Богоявленской, является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям.

2.Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я. А. Пономарев).

В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» Э. П. Торренса: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, то есть нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

Предположение Торренса на удивление хорошо соответствует данным Д. Перкинса , согласно которым для каждой профессии существует нижний допустимый уровень развития интеллекта. Люди с IQ ниже определенного уровня не могут овладеть данной профессией, но если IQ выше этого уровня, то прямойсвязи между интеллектом и уровнем достижений нет. Главную роль в определении успешности работы играют личностные ценности и черты характера.

3.Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и другие).

Айзенк, опираясь на значимые (но все же невысокие) корреляции между IQ и тестами Гилфорда на дивергентное мышление, высказал мнение, что креативность есть компонент общей умственной одаренности. Уайсберг утверждает, что творческое мышление диагностируется по качеству продукта, а не по способу его получения. Всякий познавательный процесс, с его точки зрения, опирается на прошлые знания и влечет их преобразования в соответствии с требованиями задачи.

1.2 Развитие способностей ребенка в младшем школьном возрасте

творчество креативный одаренность способность

Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии и педагогике. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель может определяться как некоторое сочетание факторов или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов творческого мышления (А.В.Брушлинский ).

Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи, такие как Б.М. Теплов, С.Л.Рубинштейн,Б.Г.Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А.Крутецкий, А.Г.Ковалев, К.К. Платонов, А.М.Матюшкин, В.Д.Шадриков, Ю.Д.Бабаева, В.Н.Дружинин, И.И.Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А.Холодная, Н.Б.Шумакова, В.С.Юркевич и другие.

8 стр., 3568 слов

Деятельность творческого объединения «Мир искусства»

... творческого объединения «Мир искусства». Задачи заключаются в изучении: организации выставок; организации литературно - художественного журнала «Мир искусства»; реформ театра; роли А. Бенуа в культурной деятельности художественного объединения «Мир искусства», историко-художественное значение объединения. 1.Творческое объединение «Мир искусства» 1.1 Перед «Миром искусств» ...

Придерживаясь позиции ученых, определяющих творческие способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности младших школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:

творческое мышление,

творческое воображение,

применение методов организации творческой деятельности.

Есть великая формула К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».[22]

Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развитияизобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность — помочь ребенку встать на этот путь. Поэтому важно определить специфику и методы развития творческих способностей.

Методы — это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

Ни один из методов не является универсальным, хороших результатов можно достигнуть при использовании разных методов. Эффективное педагогическое взаимодействие возможно лишь при разумном сочетании нескольких, не противоречащих методов обучения. Задача оптимизации формулируется однозначно: в имеющихся условиях из методов выбрать те, которые обеспечивают наибольшую эффективность обучения.

В своей работе необходимо использовать следующие методы для развития творческих способностей учащихся:

  • эвристический;
  • исследовательский;
  • проблемный;

поисковый

Именно эти методы обучения позволяют педагогу предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.

«Особую роль в современном образовательном процессе играют активные методы обучения, которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое продуктивное мышление, поведение, общение. Методы называют активными, т.к. в них существенно меняется и роль обучающего (вместо роли информатора — роль менеджера), и роль обучаемых (информация не цель, а средство для освоения операций и действий, развития личностных качеств).

Современные активные методы обучения включают с себя:

  • игровое/социальное/имитационное моделирование;
  • деловые игры;
  • анализ конкретных ситуаций (кейсы);
  • метод активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК), отражающие в лабораторных условиях хитросплетения жизненных столкновений.»[9]

Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях и могут дать больше, чем эксперимент: они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов. Эмоциональный настрой, состязательность и должная мотивация, азартность снимают воздействие искусственности.

Необходимо отметить особую значимость методов проблемного обучения в воспитательном отношении: они формируют и развивают творческую познавательную деятельность учащихся, способствуют правильному уяснению мировоззренческих проблем.

124 стр., 61907 слов

Особенности организации творческой деятельности младших школьников ...

... мире во многом обусловлена ее способностями активизировать свой творческий потенциал. Важную роль в развитии творчества у детей играет начальная школа. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение ...

Проблемное обучение ориентировано на формирование и развитие способности к творческой деятельности и потребности в ней, т. е. оно более интенсивно влияет на развитие творческого мышления учащихся. Но чтобы эта функция проблемного обучения наилучшим образом была реализована, недостаточно включить в процесс обучения случайную совокупность проблем.

На основе изученной литературы можно выделить определенные условия успешного развития творческих способностей, благоприятствующих их формированию. В психолого-педагогической литературе такими условиями являются:

Изменение роли ученика. Принципиальное изменение роли ученика начальной школы на уроке, согласно которой он должен стать активным участником познания, имеющим возможность выбирать, удовлетворять свои интересы и потребности, реализовывать свой потенциал. В процессе выполнения творческих заданий необходимо личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога. Суть его — в неразрывности прямого и обратного воздействия, осознание взаимодействия как сотворчества.

Комфортная психологическая обстановка. Создание комфортной психологической обстановки, благоприятствующей развитию способностей: поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, вера в силы и возможности школьников, безусловное принятие каждого ученика, уважение его потребностей, интересов, мнений, исключение замечаний и осуждений. Отрицательные эмоции (тревога, страх, неуверенность в себе и др.) негативно влияют на результативность творческой деятельности, особенно у детей младшего школьного возраста, т. к. им присуща повышенная эмоциональность. Важен благоприятный психологический климат и в ученическом коллективе, царящий в том случае, когда создана атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.

Создание внутренней мотивации учения. Необходимость внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах. Только на их основе возможно успешное развитие творческих способностей. Тогда познавательная потребность, желание ребенка, его интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Корректная педагогическая помощь ребенку. Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Сочетание разнообразных форм работы. Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности. Предпочтительность коллективной и групповой форм обусловлена тем, что совместный поиск позволяет объединить знания, умения, способности нескольких человек, способствует повышению интенсивности рефлексии, играющей важную роль в процессе создания нового. В процессе рефлексии ученик осознает не только творческую деятельность как таковую, но и себя в творчестве (свои потребности, мотивы, возможности и т. п.), что позволяет ему корректировать свой образовательный путь.

3 стр., 1144 слов

Творческая работа

... к развитию творческих способностей молодого человека. Руководящая роль здесь принадлежит педагогу, который направляет развитие познавательной деятельности и предполагает формирование умений и навыков как репродуктивной, так и продуктивной (самостоятельной, научной, творческой) деятельности. Творческая работа ...

Межпредметность. В процессе решения творческих задач, как правило, необходимо использовать знания из разных областей. И чем сложнее задача, тем больше знаний следует применить для ее решения.

Создание ситуации успеха. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Не стоит готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу.

Самостоятельность выполнения творческого задания. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Необходимы сложные, но посильные для детей творческие задания, которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие умения.

Разнообразие творческих заданий, как по содержанию и по формам их представленности, так и по степени сложности. Оптимальное сочетание творческих и обычных учебных заданий содержит богатые развивающие возможности, обеспечивает работу учителя в зоне ближайшего развития каждого из учащихся.

Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников. Эпизодический характер творческих упражнений и заданий, предусмотренных любой программой начального обучения, не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов необходимо предлагать разнообразные задания:

  • классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
  • рассматривать систему в развитии;
  • делать предположения прогнозного характера;
  • выделять противоположные признаки объекта;
  • выявлять и формировать противоречия;
  • разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
  • представлять пространственные объекты.

Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как

сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,

сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;

  • формы представления противоречий (явные, скрытые ).

В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.

Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.

Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества.

Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие система, а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме.

Цель заданий данного типа — развитие основ системного мышления учащихся.

Задания I (высшего, высокого,продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются биосистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.

Выбираемые учащимися методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся творческой деятельности.

III уровень — предполагает выполнение заданий на основе перебора вариантов и накопленного творческого опыта в дошкольном возрасте и эвристических методов. Используются такие методы творчества:

метод фокальных объектов,

морфологический анализ,

метод контрольных вопросов,

отдельные типовые приемы фантазирования.

  • II уровень — предполагает выполнение творческих заданий на основе эвристических методов и элементов ТРИЗ, таких как:

метод маленьких человечков,

методы преодоления психологической инерции,

системный оператор,

ресурсный подход,

законы развития систем.

I уровень — предполагает выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструментов ТРИЗ:

адаптированный алгоритм решения изобретательских задач,

приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени,

типовые приемы разрешения противоречия.

Отечественные психологи и педагоги ( Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков,В.В.Давыдов,З.И.Колмыкова,В.А.Крутецкий,Д.Б.Эльконин и другие.)подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей, является самостоятельным структурным элементом содержания образования:

перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию,

самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,

комбинирование ранее усвоенных способов в новые и другие.

Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний.

В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности.

Познание — …образовательная деятельность ученика, понимая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания.[8]

В младшем школьном возрасте впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда, в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.

Значение воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и так далее.

Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры — плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.

Однако, фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развитие. Она должна способствовать лучшему по знанию окружающего мира самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимание, речи и в целом творчества. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир.

Они способствуют развитию мышления, памяти, обогащают его индивидуальный жизненный опыт! По словам Л.С. Выготского, воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:

построение образа, конечного результата его деятельности,

  • создание программы поведения в ситуации неопределенности, создание образов, заменяющих деятельность,

создание образов описываемых объектов.

Для развития ребенка очень важно формирование многих интересов.

Следует отметить, что для школьника вообще характерно познавательное отношение к миру. Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует его различные способности.

Дети, в отличие от взрослых, способны проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах. Развитая способность воображения, типичная для детей младшего школьного возраста, постепенно теряет свою деятельность по мере увеличения возраста.

Выводы по первой главе

Исходя из проанализированной педагогической литературы, можно сказать, что творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.

Творческие способности-способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

Хороших результатов можно достигнуть при использовании разных методов в процессе обучения, так как ни один из методов не является универсальным. Эффективное педагогическое взаимодействие возможно лишь при разумном сочетании нескольких, не противоречащих методов обучения. Задача оптимизации формулируется однозначно: в имеющихся условиях из методов выбрать те, которые обеспечивают наибольшую эффективность обучения.

Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени обучения, необычайно широк по сложности — от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки, до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит опыт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческая деятельность, является более сложной по своей сущности, доступна только человеку.

Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

2.1 Диагностика творческих способностей

Цель нашего эксперимента: проверка эффективности методов и средств развития творческих способностей на примере уроков трудового обучения.

В качестве экспериментальной базы нами были выбраны ученики3Б и 3В классов школы №92 г. Минска.

Нам предстояло выявить творческие способности детей, определить их творческие возможности.

Констатирующий.. Формирующий.Контрольный

Цели констатирующего эксперимента:

Определение уровней сформированности и степени развития творческих способностей. В экспериментальной работе принимали участие 42 учащихся.

При проведении исследования в двух классах были созданы одинаковые условия, влияющие на результаты тестирования:

содержание тестового материала;

сложность вопросов;

время, отводимое на ответы.

Констатирующий этап

Для определения исходного уровня творческих способностей была выбрана следующая методика.

«ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ»

(методика Е.Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994)

Условия проведения:

Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том, что тестируются именно творческие способности (особенно творческое мышление).

Тест можно представить как методику на оригинальность, возможность выразить себя в образном стиле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 2 — 3 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты. (Приложение А)

В тесте используются следующие показатели креативности:

Оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа).

При этом следует помнить, что двух идентичных изображений не бывает, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В прилагаемом ниже атласе приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации данного теста, отражающие общую существенную характеристику изображения. Следует учесть, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, названия картинок, предложенные испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.

Уникальность (Ун), определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).

Инструкция к тесту.

Перед вами бланк с недорисованными картинками. Вам необходимо дорисовать их. Дорисовывать можно что угодно и как угодно, бланк при этом можно вращать. После завершения рисунка необходимо дать ему название, которое следует подписать в строке под рисунком.

Обработка результатов тестирования

Необходимо сопоставить дорисованные картинки с имеющимися в атласе, обращая внимание при этом на использование сходных деталей и смысловых связей; при нахождении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дорисованной картинки считается 1,00, т.е. она уникальна. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех картинок, индекс уникальности — как сумма всех уникальных картинок. Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов по результатам контрольной выборки, можно определить показатель невербальной креативности данного человека как его место относительно данной выборки (таблица № 2.1):

Таблица 2.1 — Показатель невербальной креативности человека

Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень10%20%40%60%80%100%20,950,760.670,580,480,003421100 Примечание:1 — процент людей, результаты которых превышают указанный уровень креативности;2 — значение индекса оригинальности;3 — значение индекса уникальности.

Таблица 2.2. — Результаты констатирующего эксперимента по изучению степени развития творческих способностей.

Уровень КлассВысокийСреднийНизкий3 «Б»156-3 «В»1623

Результаты показали, что в основном, у всех детей, за исключением 3-х, вполне нормальный творческий потенциал. Они обладают такими качествами, как любознательность. Они обладают теми качествами, которые позволяют заниматься творчеством. В будущей деятельности они могут проявить себя творчески одаренными людьми.

Но есть проблемы, которые тормозят этот процесс. Следует больше работать их творческим потенциалом.

Таким образом, младшим школьникам необходимо предложить определенную методическую программу, которая поможет им развить свои творческие способности. Результаты экспериментальной работы позволяют наметить пути дальнейшего исследования данной проблемы, разработать рекомендации для будущего обучения младших школьников.

Формирующий этап.

Цель данного этапа оказать благоприятное влияние на развитие творческих способностей детей в процессе трудовой деятельности с применением игровых технологий.

Для эксперимента мной был выбран 3 «В» класс, так как, несмотря на достаточно высокий уровень развития творческих способностей, именно в этом классе есть 3 ученика с низким уровнем развития творческих способностей.

В качестве примера привожу один из уроков. (Приложение Б)

Урок «Цветы на проволочной основе».

В данном уроке была проведена игра-путешествие. На каждой остановке детям предлагалась загадка. Когда учащиеся отгадывали, им демонстрировался образец цветка из бисера. Каждое изделие анализировалось по форме, по количеству деталей. После анализа дети и педагог планировали работу по выполнению изделия.

После игры учащиеся самостоятельно изготавливали цветы на проволочной основе.

К концу урока провели выставку и анализ работ.

В следующие уроки труда (Приложение В) и в дальнейшем включались разнообразные игры, игровой аспект на уроках был основным, игры носили творческий характер.

2.2 Интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы

После проведения формирующего этапа было проведено тестирование на выявление творческого потенциала детей, для этого применялись те же методы, что и на констатирующем этапе. При проведении тестирования на контрольном этапе в двух классах были созданы одинаковые условия. Результаты были занесены в таблицу № 2.3

Таблица2.3 — Результаты исследования уровней развития творческого потенциала у детей, после проведения формирующего эксперимента.

Уровень КлассВысокийСреднийНизкий3 «Б»166-3 «В»192-

Сравнение экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе можно увидеть в таблице № 2.4.

Таблица 2.4 — Результаты опытно-экспериментальной работы в 3 «В»

Уровень ЭтапВысокийСреднийНизкийКонстатирующий1713Контрольный1920

Из таблицы видно, какое влияние оказал формирующий этап на развитие творческих способностей детей в 3 «В» классе. На низком уровне развития творческих способностей не осталось ни одного ребенка.

Таким образом, мы наглядно убедились в том, что если в процессе трудового обучения учитель использует методы на развитие творческого мышления, применяет игровые методы, учит детей нестандартно подходить к решению проблемы, то можно развить творческие способности. Творческие способности не даются от рождения и не возникают на пустом месте. А для их развития нужны условия. Такие условия мы попытались создать, проводя эксперимент. Конечно, при проведении подобной работы необходимо учитывать контингент детей, их уровень развития, здоровья, возможностей.

Необходимо отметить, что важную роль здесь играет систематичность и последовательность работы. Несистематичная работа не может привести к положительному результату. Только творчески работающий учитель может воспитать творчески мыслящих учеников.

Выводы по второй главе

В ходе опытно-экспериментальной работы была проверена эффективность методов и средств развития творческих способностей на примере уроков трудового обучения

Использованные методы и средства способствуют развитию творческих способностей учащихся. Наша работа велась длительно и планомерно, постепенно усложняясь. Поэтому и привела к положительному результату. А еще и потому, что выполнялись условия формирования творческих способностей: благоприятная обстановка, свобода выбора, увлекательность, неограниченность в действиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе были раскрыты понятия «творчество», «творческие способности», рассмотрены вопросы развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения. Для этого была проанализирована разнообразная психолого-педагогическая литература.

В аспекте стоящей перед нами проблемы нас интересовал вопрос о том, каковы те признаки, на основе которых исследователи раскрывали специфику творческого мышления, отражали ли они и в какой мере его репродуктивную и продуктивную стороны. Анализ литературы показал, что в любом случае, когда речь шла о творчестве, говорилось о возникновении нового. Таким образом, творческое мышление — это создание новых образов на основе накопленных знаний.

Развитие творческих способностей — сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает создание необходимых условий и применение эффективных методов. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или же просто кажущимися нам глупышами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.

В экспериментальной части исследования нами была проведена диагностика творческих способностей младших школьников, после чего с ними проводилась работа на уроках трудового обучения. Проведенные тесты, позволили выявить недостатки и наметить пути улучшения творческого потенциала детей. Это позволило разработать и провести занятия на уроках труда, с применением методических приемов по развитию творческих способностей.

На заключительном этапе исследования был проведен контрольный этап, целью которого было выяснение эффективности проведенного экспериментального исследования. Повторно проведенные методики показали, что уровень творческого мышления учеников поднялся на новый качественный уровень.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-3/

1. Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии. В двух томах./ Б. Г. Ананьев. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета,2007 г. — Том 1- 412 с.

  • Ассовская А. В., Цветкова Л. А., Яничева Т. Г. Изучение креативности младших школьников // Ананьевские чтения, 97: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1997г.
  • Афанасьева О. В. Творчество: свобода и необходимость: сущность творчества. Пути повышения творческой активности./ О. В. Афанасьева. — М., 1995.
  • Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн./ Б.Ц.Бадмаев — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000 — Кн. 2: Психологический практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание. — 160с.

Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие: Монография./ Т.А. Барышева. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. — 205с.

Басин Е.Я. Психология художественного творчества./ Е.Я. Басин.- М.: Знание. 1985. — 80с.

  • Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества/ В кн.: Творчество в искусстве искусство творчества/ Под ред. JI. Дорфмана, К. Мартин-дейла и др. — М.: Наука;
  • Смысл, 2000. — 549 с.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л. С. Выготский. — СПб.,1997.

  • Гаврилова Е.Д. Дидактические игры как средство развития креативного мышления учащихся: Автореф.канд.пед.наук. 13.00.01. СПб., 2002. — 20 с.
  • Галкина Т. В., Алексеева Л. Г. Диагностика и развитие креативности: Развитие и диагностика способностей./ Т.В.Галкина, Л. Г. Алексеева. — М., 1991. -326с.
  • Зимняя И. А. Педагогическая психология. / Зимняя И. А. — М.: Изд-во МПСИ, МОДЭК, 2010 г. — 448 стр.
  • Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности./ Е.П. Ильин — СПб.: Питер, 2009 — 434 с.
  • Карелин А.Г. Большая энциклопедия психологических тестов. А.Г. Карелин. — М.:Эксмо, 2007 г. — 416 стр.

Кедров Б. М. К вопросу о психологии научного творчества // Вопросы психологии.1957. № 6.

  • Конышева Н. М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнообразования./ Н. М. Конышева — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 192с.
  • Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения./ А. Н. Леонтьев. — М.: Смысл, 2009 г. — 426 с.
  • Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории./ М.И. Махмутов. — М.И. М.: Педагогика, 1981.-191 с.

Роджерс К. К теории творчества: Взгляд на психотерапию. Становление человека./ К. К Роджерс. — М.,1994. С. — 74-79.

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии./ С.Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1973. -423с., С. И. Ожегов, Словарь русского языка. — М.: Изд-во: Оникс, Мир и Образование, 2008 г. — 1200 с.

  • Теплов Б. М. В кн.: Психология / Под ред. К. Н. Корнилова, А. А. Смирнова и Б. М.Теплова. — М., 1948. С. — 408.

Усмапов В. Г.Психология общих способностей/ В. Г.Усмапов- СПб.: Изд-во «Питер», 1999. — 368 с.

  • Яковлева Н.А. Художественное сотворчество в искусстве и педагогике. К определению понятия/ В сб.: Художественный образ и педагогический процесс. Вып.1./ Н.А. Яковлева — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. — с. 8-17

ПРИЛОЖЕНИЕ А

СТИМУЛЬНО-РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК

Фамилия, имя _________________________________

Возраст _______ Дата _______________

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Тема: «Цветы на проволочной основе»

Цель: Закрепление понятия бисероплетение.

Задачи:

Образовательные — закрепление и самостоятельное использование приёмов бисероплетения на проволочной основе

Развивающие — развитие творческого воображения, эстетического вкуса, формирование самостоятельного мышления

Воспитательные — воспитание в детях любви к природе, знакомство с растениями родного края, воспитание дисциплинированности, усидчивости, внимания, объективной самооценки, взаимовыручки.

Форма занятия: урок-путешествие.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой.

Оборудование: карта — путешествия, фигурка старичка-луговичка, готовые образцы поделок, схемы, книги.

Материалы и инструменты: Ножницы, бисер, медная проволока, салфетки, тарелочки для бисера.

План:. Организационный момент 1-2 мин.Вступительная беседа. 3-4 мин.Игра-путешествие по цветущему лугу (теория, практика, закрепление полученных знаний).5- 7 мин.Практическая работа 15 — 17 мин.Физкультминутка 2-3 мин.Подведение итогов занятия. 2 — 3мин

Организационный момент, Вступительная беседа

Педагог: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Нас пригласил в гости один мой старый знакомый. Знакомый мой — человек не простой. Он — волшебник, хозяин цветущего луга. Разговаривает он на языке цветов, а так как вы его не знаете, то он поручил мне разговаривать за него. А зовут его Старичок-луговичок. Это очень старый и мудрый человек, он много знает и умеет, может и нам что подскажет. На лугу у Старичка нас ждёт много неожиданностей и сюрпризов. Думаю, что вы будите рады его навестить. Но прежде чем отправиться к Старичку-луговичку, давайте вспомним, что нужно сделать в первую очередь, когда приходишь в гости?

Дети: Поздороваться.

Педагог: Правильно, нужно поздороваться с уважением, не забудьте! Вызывать старичка мы будем дружными хлопками в ладоши, а затем позовём его: «А-у, Старичок-луговичок!» Приготовились, начали…

Игра-путешествие

Фигурка старичка закрепляется на луг путешествия, где путь следования прорезан для его перемещения.

Посмотрите, как много на лугу красивых цветов и трав. А между тем, над многими растениями нависла угроза исчезновения. Загрязнение воздуха, неправильное отношение к природе, захламление ведёт к негативным последствиям: исчезновению редких растений и животных, занесённых в Красную книгу. Красная книга — красный сигнал светофора: остановись, оглянись, подумай! На нашей планете остаётся всё меньше и меньше уголков с первозданной природой, поэтому к природе надо относиться бережно, трогательно.

А вот и первый обитатель моей полянки. Кто же спрятался за этими листочками? Давайте отгадаем:

Я лиловенький цветочек,

Очень узенький листочек.

Меня увидели ребятки

На лугу, играя в прятки.

Почему — то мне они

Говорили: «Позвони».

Дети: Колокольчик.

Педагог: Правильно, молодцы! (Достаёт из-за листочков готовый образец цветка) Давайте внимательно рассмотрим этот цветок.

Какую форму он имеет, из каких частей состоит, каково значение каждой части?

Сколько одинаковых деталей в изделии, какова форма деталей, как соединены детали?

Какой бисер использовался, почему? Какие ещё материалы использованы для изготовления колокольчика? Ответы детей.

После анализа образца педагог планирует и определяет последовательность предстоящих трудовых действий и операций при выполнении колокольчика.

Педагог: Ребята, учёные-ботаники делят колокольчики на триста видов, растут они на всей территории нашей страны и стран ближнего зарубежья (Украина, Россия).

С июня до сентября на лугах нашей Родины цветут колокольчики. Однако большинство их видов на грани истребления и нуждается в защите.

Не рвите дикорастущие колокольчики в букеты. Сорванные цветы моментально повянут, и оживить их в вазе почти невозможно. Пусть лучше на полях и опушках леса радуют они своими голубыми венчиками наши взоры.

Педагог: А вот и следующая наша остановка, и снова Старичок-луговичок задаёт нам загадку:

Стоит в поле кудряшка,

Белая рубашка,

Сердечко золотое,

Что это такое?

Дети отвечают: «Ромашка»

Проводится анализ образца и разбор действий его выполнения.

Педагог: Луговичок продолжает свой путь. А вот и загадочные листочки, скрывающие от нас жителя полянки. Послушайте внимательно.

Их видимо — невидимо,

Не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал —

Весёлых, голубых?

Должно быть, оторвали

От неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали

И сделали цветок.

Ответы детей. Анализ и разбор образца. Изготовление.

Педагог: Посмотрите, ребята, на пути Старичка-луговичка пенёчек, а он стар и очень устал, поэтому решил немного отдохнуть. А пока мы с вами займёмся изготовлением незабудок.

Практическая работа

Идёт практическая работа, в ходе которой педагог даёт необходимые консультации индивидуально каждому ребёнку, оказывает помощь.

Во время самостоятельной работы педагог рассказывает легенду о незабудке.

…Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Всем дала имя, никого не обидела и хотела удалиться, но вдруг услышала за спиной слабый голосок:

Не забудь меня, Флора! Дай и мне какое-нибудь имя!

Оглянулась Флора — никого не видно. Снова захотела уйти, но голосок повторился:

Не забудь меня Флора! Дай мне, пожалуйста, имя!

И тут только Флора заметила в разнотравье маленький голубой цветок.

Хорошо, — сказала богиня, — будь Незабудкой. Вместе с именем я наделяю тебя чудесной силой — ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою родину…

V. Физкультминутка

Педагог: Давайте сделаем динамическую паузу.

Закройте глаза и производите ими круговые движения: налево — вверх — направо — вниз, затем в обратном направлении. Движения делайте в медленном темпе. После этого слегка погладьте подушечками пальцев веки, откройте глаза и сделайте несколько быстрых мигательных движений.

Выставка и анализ работ.

Педагог: Наше путешествие, ребята, подходит к завершению. Давайте посмотрим и покажем Старичку-луговичку какие цветочки у нас получились.

Обсуждение результатов работы вместе с детьми (рассмотреть каждый цветок, отметить, кому что удалось и над чем ещё надо поработать, похвалить детей).

Подведение итогов. Рефлексия.

Педагог: Ребята, давайте на прощание, украсим лужок нашего путешествия ещё цветами.

Если у вас было отличное настроение сегодня на занятии, то «посадите» красный цветочек, если хорошее — жёлтый, если плохое — синий.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

класс III четверть

№ п/пТема урокаЦель урокаМетоды и приемыДеятельность учителяДеятельность учащихсяРезультат обученияУМК, материалы, инструментыИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА17Плетение из полосок бумагиСпособствовать формированию навыков анализа конструкции изделий, совершенствовать умение размечать полоски с помощью линейки, составлять и изготавливать изделия из полосок бумаги плетением.проблемная беседа рассказ консультация самостоятельная работа метод проектов загадкиДемонстрирует плоскостные и объемные изделия из полосок. Напоминает технологию изготовления полосок бумаги. Знакомит с новым способом — плетением. Демонстрирует и сравнивает плетенки из бумаги, ткани, соломы, ниток и других материалов. Напоминает последовательность разметки полос. Объясняет и показывает последовательность разметки основы для плетения, последовательность выполнения плетения.Организуют рабочее место. Анализируют объемные и плоскостные изделия из полосок бумаги. Рассказывают ТБ. Вырезают основу для плетения из альбома. Используют основу с нанесенной разметкой или выполняют ее самостоятельно. Выполняют изделие с шахматным плетением (коврик, корзинка, закладка).Выполняет разметку и разрезание бумаги на полоски. Соблюдает правила разметки полосок бумаги. Изготавливает изделия с плетенкой «шахматка».Подкладная доска, линейка, угольник, карандаш, ножницы, кисточка для клея, клей 18Моделирование из полосок бумагиСовершенствовать навыки анализа конструкции изделий из полосок бумаги, совершенствовать умение размечать полоски с помощью линейки, составлять и изготавливать изделия сложной формы из полосок бумаги плетением.рассказ консультация самостоятельная работа метод проектов Дизайн- анализ Упражнения «Придумай 10 способов применения изделия»Демонстрирует аппликации, выполненные с использованием плетения. Анализирует особенности выполнения плетеных элементов. Напоминает технологию выполнения плетения. Показывает и объясняет последовательность подготовки элементов аппликации, в которых используется плетение.Организуют рабочее место. Рассказывают ТБ. Анализируют аппликации. Описывают технику исполнения элементов (плоскостная, объемная аппликация, плетение).

Предлагают свои изделия с плетеными элементами. Выполняют коллективную аппликацию с применением плетения из бумажных полосокВыполняет разметку и разрезание бумаги на полоски. Изготавливает изделия с плетением. Проявляет творчество в разработке конструкции изделий с плетением.подкладная доска, линейка, угольник, карандаш, ножницы, кисточка для клея, клей, ножницы19Моделирование из гофрированного картонаПознакомить с полиграфическим и упаковочным картоном, их свойствами, научить подготавливать гофрированный картон к работе, выполнять аппликации из гофрированного картона.беседа игра с элементами ТРИЗ « Три словечка» консультация практическая работаПроводит беседу « Что делают из картона?». Демонстрирует различные виды картона, указывает отличительные особенности гофрированного картона. Организует опытническую работу по изучению свойств полиграфического и гофрированного картона. Демонстрирует аппликации, выполненные из гофрированного картона. Демонстрирует приемы наклеивания гофрированного картона на основу.Организуют рабочее место. Называют различные виды бумаги и картона. Анализируют свойства (рассматривают, ощупывают, скручивают, сгибают).

Выполняют упражнения по подготовке гофрированного картона к работе, нарезанию полосок. Наклеиванию подготовленные полоски картона на основу. Аппликации «Бабочка», «Кораблик».Имеет представление о видах картона, их применении. Объясняет и соблюдает правила подготовки гофрированного картона к работе, выполняет аппликацию из гофрированного картона.подкладная доска, ножницы, кисточка для клея ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ БИСЕРА НА ПРОВОЛОЧНОЙ ОСНОВЕ210Бисероплетение. Изготовление божьей коровки.Формирование представлений о понятии бисер, знакомство с историей возникновения бисероплетения. Научить выполнять изделия из бисера на проволочной основе.рассказ загадки ролевая игра «Божья коровка» практическая работа упражнение «Придумай 10 способов использования бисера»Знакомит с понятием бисер. История возникновения. Демонстрирует изделие, объясняет сущность соединений. Проводит игру «Божья коровка». Объясняет технологию изготовления изделия.Организуют рабочее место. Рассказывают и соблюдают ТБ. Анализируют конструкцию божьей коровки, определяют количество деталей. Выполнение изделия.Имеет представление о понятии бисер, знакомство с историей возникновения, технику изготовления.Ножницы, бисер, медная проволока, салфетки, тарелочки для бисера. 211Цветы на проволочной основе.Закрепление понятия бисероплетение, совершенствовать навыки оформления изделийБеседа Игра-путешествие Рассказ Практическая работа Оформление поляны цветовПроводит игру-путешествие. Объясняет и демонстрирует технологию выполнения изделий. Предлагает варианты изготовления. Оказывает помощь в выполнении.Организуют рабочее место. Участвуют в игре -путешествии. Анализируют изделия конструкцию незабудки, определяют количество деталей. Выполнение изделия. Оформляют выставку работ.Закрепляет умения и навыки по бисероплетения на проволочной основе.Поляна для цветов. Фигурка Старичок-луговичок. Ножницы, бисер, медная проволока, салфетки, тарелочки для бисера. ТЕХНОЛОГИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ212Моделирование карнавального костюмаРасширить представление о дизайне, сформировать представление о стилистическом единстве костюма, познакомить с вариантами оформления масокрассказ консультация дизайн- анализ самостоятельная работа метод проектов упражнение «Придумай рассказ »Проводит беседу «Карнавал», в ходе которой рассказывает о различных карнавальных костюмах, способах их изготовления, акцентирует внимание на необходимости соблюдения стилистического единства костюма. Демонстрирует маски, различающиеся по конструкции и оформлению. Руководит разработкой вариантов оформления различных масок. Оказывает помощь в изготовлении декоративных элементов. Объясняет и показывает последовательность крепления завязок на маске.Организуют рабочее место. Предлагают свои варианты карнавального костюма, оценивают возможности. Анализируют конструкцию демонстрируемых масок. Разрабатывают собственные проект оформления маски. При помощи кальки и копировальной бумаги переводят на картон контуры основной детали маски. Вырезают и оформляют изделие в соответствии с разработанным проектом. Прикрепляют завязки.Имеет представление о карнавале и карнавальных костюмах, разрабатывает проект оформления маски, составляет последовательность изготовления и выполняет маску.Листы цветной бумаги, калька, копировальная бумага картон, клей, ленточка подкладная доска, ножницы, карандаш, линейка, кисточка для клея 213Моделирование в технике оригами (базовая форма водяная бомбочка)Совершенствовать умения сгибать бумагу, научить изготавливать фигурки способом многократного сгибания на основе базовой формы «водяная бомбочка». Беседа, Консультация, игра «Да-Нет», Практическая работаАктуализирует опыт учащихся в области оригами. Напоминает правила складывания бумаги и условные обозначения на схемах. Знакомит с новой базовой формой — «водяная бомбочка». Демонстрирует новую операцию — «надуть» и указывает на ее условное обозначение.Организуют рабочее место. Рассказывают, какие фигурки в технике оригами изготавливали в предыдущих классах, Выполняют упражнения по складыванию базовой формы «водяная бомбочка», фигурок из нее и выполнению новой операции «надуть». Складывают и оформляют изделия по схемам, предложенным в учебном пособии.Соблюдает правила складывания бумаги. Читает и понимает схемы изготовления фигурок в технике оригами. Изготавливает фигурку из базовой формы «водяная бомбочка».Лист брошюра для оригами, подкладная доска, ножницы 214Моделирование в технике оригами (базовая форма катамаран)Закрепить умения сгибать бумагу, научить складывать базовую форму «катамаран», изготавливать фигурки способом многократного сгибания на основе базовой формы «катамаран».рассказ загадки ролевая игра «Божья коровка» метод проектов практическая работа упражнение «Придумай рассказ» Объясняет правила и демонстрирует последовательность изготовления базовой формы «катамаран», показывает изделия, изготовленные на ее основе. Демонстрирует приемы сгибания модуля из базовой формы. Организует групповую работу по коллективному изготовлению «шара» на основе индивидуально изготовленных модулей.Организуют рабочее место. Называют основные требования к осуществлению технологии изготовления изделий в технике оригами. Выполняют упражнения по получению базовой формы «катамаран». Выполняют упражнения по многократному сгибанию бумаги. Изготавливают модуль для шара на основе базовой формы «катамаран». Собирают подготовленные модули в единую конструкцию (коллективная работа).Читает и понимает схемы изготовления изделий в технике оригами. Изготавливает базовую форму «катамаран» и изделия на ее основе. Соблюдает правила коллективной работы, анализирует собственную деятельность и результат совместного труда.Лист ,брошюра для оригами, Клей, подкладная доска, ножницы, кисточка для клея