Развитие романтических традиций польской музыкальной культуры в творчестве Фридерика Шопена (2)

Глава I. Польская романтическая музыкальная культура

1.2 Развитие польского музыкального романтизма

1.3 Формирование национального стиля польской музыки дошопеновского периода

Глава II. Развитие романтических традиций в музыке Шопена

2.1 Новаторство Шопена, как композитора — романтика

2.2 Народность музыки Шопена — как основа польских романтических традиций

2.3 Преемственные связи Шопена с композиторами предшественниками

Введение , Актуальность работы:

Актуальность данной темы обусловлена в первую очередь тем, что эпоха романтизма ( о представителях которой идет речь) явилась опорным пунктом для многих поколений композиторов и сыграло огромную роль в развитии музыкальной культуры. А также тем, что композиторы, стоявшие у истоков романтизма, закладывающие основную идеологию направления, обусловили своим творчеством основные эстетические категории европейского общества. Тема привлекает многих исследователей и по сей день.

Цели и задачи:

Цель — показать развитие романтизма в Польше и его проникновение в творчество Шопена путем решения некоторых задач:

1) Охарактеризовать основные тенденции романтизма.

2) Показать творчество старших современников Шопена

3) Объяснить преемственные связи Шопена с композиторами — предшественниками.

Объект и предмет исследования:

Объект исследования — польская музыкальная культура эпохи романтизма.

Предмет исследования — развитие польских музыкальных традиций в творчестве Ф. Шопена.

Методы исследования и методология:

Методологической базой исследования стали работы Рубинштейна, Ивашкевича, Листа, Нейгауза, Яхимецкого, Луначарского, Игумнова, Стасова, художественные произведения Жорж Санд и Ежи Брошкевича, исторические исследования Бэлзы, Пасхалова, Галацкой, библиографические исследования Соловцова, Кремлева, Мазеля, Христиановича, Богданова Березовского и письма Фридерика Шопена.

Методами исследования стали анализ и синтез вышеперечисленной литературы.

Новизна:

Впервые, на основе проанализированного собранного материала, автор пришел к выводу, что польский музыкальный романтизм развивался под влиянием польской национальной, самобытной культуры.

Структура и объем работы:

5 стр., 2150 слов

Развитие романтических традиций польской музыкальной культуры ...

... выше, польский музыкальный романтизм развивался на основе польской национальной культуры. Народный фольклор и национально – бытовые танцы вошли в основу его развития. Фридерик Шопен, соединяя романтические традиции и сохраняя ...

Работа состоит из Введения, 2-х глав, заключения и списка используемой литературы.

Объем работы 24 листа.

ГЛАВА I. ПОЛЬСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

1.1.Романтизм как историческое явление.

Польская классическая музыка в значительной степени сформировалась под влиянием традиции романтизма.

Романтизм в искусстве в целом — явление сложное и неоднородное. В каждой национальной культуре, в зависимости от общественно — политического развития страны, ее истории, психологического склада народа, художественных традиций, стилистические черты романтизма принимали своеобразные формы. Отсюда множество его характерных национальных ответвлений. И даже в творчестве отдельных художников — романистов иногда скрещивались, переплетались разные подчас противоречивые течения романтизма. [9, 170]

Романтизм — это художественное направление, которое зародилось в конце XVIII — начале XIX века, как реакция на рационализм и механизм эстетики классицизма и философии эпохи Просвещения. Понятие «Романтизм» произошло от эпитета «романтический». До XVIII века он указывал на некоторые особенности литературных произведений. Это были романсы, а также поэмы и романы о рыцарях, которые понимались как авантюрное, захватывающее. Как направление, Романтизм появился в искусстве в конце XVIII века в Германии, а после в Британии и Франции, в дальнейшем распространившись на другие страны. Наибольшей популярностью он пользовался в период революций 1830 — 1848 годов.

Романтизм в музыке сложился в первой половине XIX века под влиянием литературы. Для романтизма было характерным обращение к синтетическим жанрам: песне, инструментальной миниатюре и музыкальной программности. Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира человека, душевной жизни людей. Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркое национальное своеобразие. Его характерные черты в музыке: индивидуализация и драматизация лирики, более конкретное воплощение национального на основе песен разных народов, усиление роли вокального, песенного начала, а также, более свободная трактовка традиционных жанров и форм и создание новых. Развивается программная музыка, основывающаяся на сюжетах и темах из народного эпоса, литературы, живописи. Широкое распространение получили инструментальная миниатюра, в частности прелюдия, музыкальный момент, экспромт и цикл миниатюр программного характера.

XIX век характерен расцветом национальных музыкальных школ, опирающихся на традиции народного искусства. В это время появляются фундаментальные исследования фольклора, истории, древней литературы. Возникает новый круг образов, выражающий неповторимые национальные черты. Интонационный строй произведения позволяет мгновенно узнать на слух принадлежность к той или иной национальной школе. Начиная с Шуберта и Вебера, композиторы вовлекают в общеевропейский музыкальный язык интонационные обороты старинного фольклора своих стран. Мендельсон широко опирается на бытовую немецкую песню, Э. Григ — на оригинальные формы музицирования норвежцев, М. Мусоргский — на древнерусские крестьянские лады, а музыка Ф. Шопена зиждется на неповторимом ладовом колорите и ритмическом строе польского фольклора.

Самое яркое явление в музыке романтизма — это господство лирико-психологического начала. Тема любви и смерти здесь занимает господствующее место. Огромное место отводится в музыкальных произведениях образу природы. «Важной чертой романтического метода является фантастический вымысел. Воображаемый мир как бы возвышает художника над неприглядной действительностью».[9, 173] Именно в эти годы литература обогатилась сказками братьев Гримм, балладами Шиллера и Мицкевича.

6 стр., 2546 слов

Конспект окружающего мира. «Русская культура ХХI века. Золотой ...

... музыки (ФИО) Найдите на афише и укажите фамилию музыкального руководителя спектакля Выберите дату премьеры в Мариинском театре ... самая внимательная и эрудированная команда класса. Следит ... темы урока: Название нашей страны.(Россия) О каком историческом событии 1812 года мы говорили на прошлом уроке.(Слайд2) В каком веке произошло это событие?(19 век) ... - 5 баллов, вторыми - 4 балла, третьими -3 балла, ...

Интересы романтиков неразрывно связаны с общей концепцией таких понятий, как народно — и национально самобытное, натуральное, характерное. Это обычно стремление воссоздать утраченную в окружающей реальности подлинность, первичность, цельность. Отсюда интерес к истории, к фольклору, культуре, природе.

Таким образом эпоха романтизма, противопоставляя чувства разуму, утверждает новый круг образов и развивает романтические традиции.

1.2. Развитие польского музыкального романтизма.

«Ни в одной стране Западной Европы, даже в Италии, национально — освободительная борьба не определила в такой огромной степени развитие национального искусства, как в Польше XIX века». [9, 432] В разгромленном государстве польский народ мог проявить себя как единое целое только через сохранение национальной культуры.

Музыкальная культура Польши — одна из древнейших славянских музыкальных культур. Польское национальное музыкальное искусство в своем развитии всегда опиралось на народное творчество. Оно являлось выражением борьбы за национально — самобытное искусство, которое явилось основой в развитии польского романтизма.

В истории польской музыки, а особенно, в эпоху романтизма были популярны старинные народные танцы, которые нашли свое дальнейшее отражение в творчестве ни одного композитора и получили широкое распространение в польском романтизме. Это ходзоны — предшественники полонеза, мазурка, куявяк, оберек, краковяк, которые нашли свое дальнейшее отражение в творчестве ни одного композитора. Для танцев польской музыки характерна смена медленного движения и быстрого, раздел танца в быстром движении строится на ритмическом варьировании той же мелодии.

Народная музыка имела огромное значение на протяжении многих веков в создании многочисленных произведений. Польские народные мотивы и национальные музыкальные жанры нашли свое отражение в развитии романтизма Польского Королевства. В частности это использование народного фольклора, традиция опоэтизировать и драматизировать польские национальные танцы.

1.3. Формирование национального стиля польской музыки дошопеновского периода.

Национальные устремления и творческая деятельность композиторов Польского Королевства конца XVIII -начала XIX века подготовили почву для расцвета творчества Ф.Шопена. Таким образом для нас имеет огромное значение творчество композиторов — предшественников Фридерика Шопена. Ю. Кремлев в своем труде о Шопене написал, что»очень многое, присущее Ф. Шопену, мы в зародыше найдем у его предшественников». [ 8, 345]

На рубеже XVIII-XIX веков начинает развиваться фортепианная музыка. Большое распространение получают полонезы. В этом жанре работал Михаил Клеофас Огиньский. Его произведения отличались задушевным лиризмом, мелодичностью и связью с народнопесенными истоками. На основе национальных танцев он создал не только полонезы, но и марши, вальсы, мазурки. Его принципы сочинения » полонеза не для танца» легли в основу романтизации национальных танцевальных жанров.

8 стр., 3929 слов

Интерпретация жанра Ноктюрна в творчестве Ф.Шопена

... творчестве Шопена. Вторая глава связана с исполнительской трактовкой ноктюрна. Мы рассмотрели ряд игровых концепций, которые чрезвычайно интересны в свете истории игры на фортепиано. Одни пианисты предпочитают музыку Шопена ... История интерпретации произведений польского композитора говорит о большом потенциале, заложенном в его творениях: они вызывали интерес в период романтизма и активно исполняются ...

Значительный вклад в развитие польской музыки 1-ой половины XIX века внес композитор, дирижер и педагог Кароль Курпиньский, чье творчество отмечено ярким национальным колоритом. Он один из создателей национальной оперы, автор 26 музыкально-сценических произведений, для которых характерно сочетание элементов французской комической оперы, немецкого зингшпиля, итальянской школы xviii века и польской национальной мелодики. В музыкальном наследии Курпиньского мелодические и ритмические очертания польской народной музыки рисуются очень ясно. Кароль Курпиньский, размышляя о будущем польского театра, писал: » Не могут другие народы довольствоваться только итальянской оперой. Пусть берут от итальянцев образцы, но используют их применительно к национальной опере, которая невольно, путем применения родного языка, должна приобрести черты самостоятельности…» Второе десятилетие 19века ознаменовалось также расцветом оперного творчества К. Курпиньского. К. Курпиньский писал не только исторические и лирико-драматические, но и комические оперы. Во всех этих операх часто встречаются жанры полонеза, краковяка, мазурки, причем ритмоинтонационный строй музыки нередко в той или иной мере связан с народными истоками. Особую популярность завоевала в Польше «драматическая пьеска с песнями» К. Курпиньского, впервые поставленная в 1816г. под названием «Суеверие, или Краковяне и горцы». Это небольшое произведение содержит ряд колоритных сцен из народной жизни. Такого рода танцевальные мелодии прочно вошли в быт страны в описываемое время, характеризующееся интенсивным развитием жанров, определяющих самобытность польской музыкальной культуры как славянского народа.

По словам Ю. Кремлева в творчестве К. Курпиньского «Шопен мог почерпнуть эстетику внимательного и любовного отношения к фольклору, эстетику подлинной веры в фольклор как основу профессионального музыкального творчества». [ 8, 244] Этому же учил Шопена и его наставник Ю. Эльснер, мысливший романтизм, отнюдь не в отрыве от народности, но в единстве с нею.

В 1816 году не было в Варшаве ни одного музыканта, ни одного любителя музыки, который не исполнял бы хоть нескольких «Исторических песен» варшавских композиторов, написанных на тексты поэта, драматурга, историка Юльяна Урсына Немцевича. Сборник «Исторических песен» вышел из печати в 1816 году. В них были изображены знаменитые подвиги. В эти тридцать три думы-баллады Немцевич вложил высокие патриотические чувства. Все эти баллады были положены на музыку польскими композиторами. В лучших произведениях, к числу которых относятся песни, сочиненные К. Курпиньским, Марией Шимановской, Францишком Лесселем — учеником Й. Гайдна. [4, 45]

Такие композиторы как Мацей Каменьский, Ян Стефании, Юзеф Эльснер, Михаил Клеофас Огиньский, Юзеф Козловский, Кароль Курпиньский, безусловно, дали польскому обществу начатки национального искусства в области симфонической и камерной музыки. Эти авторы ставили своей задачей схватить и передать дух народной музыки. И следующий факт, вспоминаемый Вуйцицким, свидетельствует об этом. Когда руководитель варшавского национального театра, актер, режиссер и либреттист Богуславский поручил Стефании написать оперу «Краковяне и горцы», композитор «что ни воскресенье, что ни праздник выезжал в деревню, чтобы наслушаться песен, наглядеться танцев нашего удалого народа. Затем возвращался в город и, свежо помня сельские мелодии, садился и подкладывал их под либретто Богуславского».[ 4, 78]

9 стр., 4025 слов

Мазурки Ф.Шопена: к вопросу о жанрах и формообразовании

... образцах она остается музыкой интимной, целомудренной, свободной от элементов внешней блестящей виртуозности. Не менее характерно и то, что из всех сочинений Шопена мазурка труднее всего воспринималась ... оперы “Цецилия Пасечинская” Курпиньского (1829). Как Эльснер так и Курпиньский, М. Огиньский, Ф. Островский, М. Шимановская и многие другие польские композиторы писали мазурки для ...

Большое значение для развития польского музыкального романтизма имела деятельность композитора, издателя и педагога Ю. Эльснера, основателя и директора Института музыки и декламации. Ю. Эльснером написано 45 опер, зингшпилей, водевилей и мелодрам. Некоторые его оперы написаны на сюжеты из польской истории — «Лешек Белый», «Король Локетек’, «Ягелло в Тенчине». Темы многих его сочинений основаны на национальном музыкальном фольклоре, который мы неоднократно будем наблюдать у композитора — романтика, последователя и ученика Ю. Эльснера Фридерика Шопена. Известный нам уже «шопеновед» Ю. Кремлев в своем труде о Шопене отметил: «Эльснера нельзя назвать ни гениальным композитором, ни смелым новатором. Но в меру своих сил он начал формировать польское национальное, музыкальное искусство, сочетающее интонации родного фольклора с использованием и претворением западноевропейских традиций». [8, 254] В исторических операх, написанных Ю. Эльснером, утверждается новый тип увертюры, в которой за медленным вступлением следует быстрая часть, по характеру представляющий собою один из польских танцев- полонез или краковяк. Встречаются в его вокальных сочинениях мазурки, а также думы, которые оказали непосредственное влияние Шопена. Национальным своеобразием отмечены также его инструментальные произведения, особенно сонаты, в которых он ввел мазурку и краковяк.

Немалую роль сыграла Мария Шимановская, которую А. Мицкевич ( польский поэт) в посвященном ей стихотворении назвал » царицей звуков» в формировании национального стиля польской музыки дошопеновского периода. В композиторском творчестве она опиралась на интонационно — ритмические особенности польских народных танцев и песен. Шимановская сочетала фольклорную основу с классическими традициями западно- европейской музыки, что и в дальнейшем делал Фридерик. Фортепианные сочинения композитора (прелюдии, этюды, мазурки, полонезы, ноктюрны, вариации, фантазии) способствовали формированию жанров польской фортепианной миниатюры, получившей позднее высокое развитие в шопеновском творчестве. Мария Шимановская-автор ряда песен на слова французских и польских поэтов (особенно на слова Мицкевича, песня «Alpuharo»- предшественник польской романтической баллады).

«Варшава в пору детства Шопена, — пишет Т. Струмилло,- имела вдоволь произведений, опирающихся на фольклор, а что важнее всего — Варшава в пору молодости Шопена чувствовала попросту пресыщение такого типа музыкой. Предшественникам Шопена не хватало целого ряда качеств для того, чтобы стать подлинными основателями польской национальной музыкальной культуры. Их недостатками были: отсутствие проницательности в усвоении характерных, самородных качеств музыкального фольклора и робость в самостоятельной творческой обработке этого фольклора и «не хватало романтической полноты чувств, черты которой стали едва складываться у некоторых предшественников Шопена, например у Ф. Лесселя». [ 17, 145]

4 стр., 1907 слов

Роль фольклора на современном этапе развития

... фольклорных ансамблей исполнения народных обрядов и праздников, традиций и обычаев, декоративно-прикладного искусства и художественного творчества - это актуальные вопросы сегодняшнего дня. Жанры фольклора, его средства и методы ёмко восполняют всю ...

Музыкальном произведениям вышеперечисленных композиторов были характерны такие элементы как: стилизованная «гамма», романтические задержания, плагальность, натуральные, гармонические и мелодические модуляции, затухание доминанты, хроматические секвенции септаккордов и трезвучий из двух малых и одной большой терций. Они получили дальнейшее свое развитие в творчестве Шопена.

Скачайте полную версию работы.