История эстрадной музыки XX века

Эстрадное искусство. Разнообразие форм исполнительского творчества.

Советский период. Театрализованный джаз Л. Утесова; музыка И. Дунаевского, Л. Книппера, М. Блантера и др.; массовая песня. Хоровая музыка.

Вокально-инструментальный ансамбль как новое направление в искусстве

Ансамблевое и сольное пение. Расцвет музыки вокально- инструментальных ансамблей во второй половине XX века. Стилистические черты как творческий портрет ансамбля.

Технические возможности и новые средства музыкальной выразительности. Театральность, сценичность в исполнительской деятельности.

Социально-экономические явления, их отражение в творчестве групп. Ансамбли в нашей стране и за рубежом.

Вопросы музыкальной формы

Формы: понятие, представление. Художественная форма в других видах искусства: литература, театр, архитектура.

Музыкальная речь и ее строение. Фраза, предложение, период. Куплетная форма.

Гармония, ее решающая роль в формообразовании. Повторность кадансов и членение формы. Симметричные, квадратные построения; тональный план. Свободная импровизация на гармонической основе. Тема и ее варианты: анализ музыкальных примеров, выводы. Творческая деятельность: сочинение, импровизация на тему, импровизация на бас (элементы джазовой импровизации).

Профессиональная подготовка

История культуры. Зарубежная музыка. Основные жанры музыкального искусства. Творчество венских классиков. Музыкальная культура России. Городская песня, бытовое музицирование, романс. Народное творчество. Формирование классической русской музыкальной школы и ее расцвет.

Специализированный курс теории — сольфеджио

Метроритмика в новой стадии понимания. Чтение, запись.

Дальнейшее освоение материала по теме «Лад и тональность». Работа над чистотой интонации, интервалика, аккордика («лад как система»), слуховой анализ, диктант.

Пение по нотам, одноголосие, двухголосие. Анализ произведений: форма, тональный план. Практические упражнения на инструменте по вопросам гармонии.

Клавирная техника как элемент единства ансамбля, студии

Чтение фонограмм, магнитофонных записей; снятие партий, подготовка концертных номеров.

Импровизационные упражнения на джазовой основе (см. теория, «вопросы музыкальной формы»).

7 стр., 3342 слов

По анализу музыкальных форм

... работы Образец титульного листа курсовой работы по анализу музыкальных формУО «Белорусский государственный университет культуры и искусств» Кафедра теории музыки и музыкального образования Анализ формы и средств музыкальной выразительности Третьей баллады для ф-но Ф. Шопена Курсовая работа по анализу музыкальных форм ...

Совершенствование игры. Гаммы, этюды, упражнения. Игра по нотам; подбор на слух.

Прослушивание, анализ исполнения произведений других студий, коллективов, ансамблей.

Анализ работы, художественная оценка своего коллектива.

Концертная группа

Вокально-ансамблевая работа

Закрепление вокально-ансамблевых навыков (одновременное, цепное дыхание, единая подтекстовка, фразировка, ансамбль).

Расширение певческого диапазона. Работа над тембром, чистотой интонирования. Пение двухголосных упражнений и попевок. Пение аккордов. Работа над трехголосием. Разучивание репертуара ансамбля. Сольное пение с собственным аккомпанементом. Основы гармонии и строение музыкальной формы.

Ансамбль

Повторение и закрепление навыков ансамблевой игры. Функция и роль каждого инструмента. Звуковой баланс. Звукоизобразительность.

Разучивание песен и пьес. Исполнение вместе с солистами. Звуковой баланс между пением и сопровождением, соло и аккомпанементом. Раскрытие художественного образа. Импровизация. Игра с листа, нотные пропуски при скоростной игре и исполнении виртуозных партий. Адаптация материала к конструктивным особенностям современных эстрадных инструментов.

Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки

Знакомство с новыми направлениями в музыке.

Новые группы и их творчество.

Интонация, гармония, тональный план в современной музыке.

Наука, дизайн, новый ритм жизни и его отражение в искусстве.

Вокальный ансамбль (Тематический план занятий)

№ п/п

Тема

Количество часов

теория

практ.

всего

1 2

Вокально-интонационные упражнения в тональности до 3-4-х знаков,

108

пение интервалов,

гармонических последовательностей,

пение упражнений по нотам, импровизации

68

Пение произведений: зарубежный романс-классика, современные песни, авторские песни, русские — романсы, фрагменты из опер, оперетт, мюзиклов.

Пробные уроки национальных приемов (горловое пение, пение и хомуз.

100

Работа с солистами

Слушание музыки (по учебным материалам) Сценическое оформление номеров

48

ИТОГО: 324 часа

Общее культурологическое образование современного артиста (тематический план занятий)

п/п

тема

Количество часов

теория

практ.

всего

1

Популярная музыка в контексте эпохи

2

2

2

Специфика музыкальной литературы и литературы о музыкальном бизнесе.

2

2

3.

Концертный зал как архитектурное сооружение, его функции

2

2

4

Музыка, хореография, видео перфоманс — органические внутренние связанном

4

4

5

Национально-фольклорные традиции русского быта

2

2

6

Русская фольклорная музыка и эстрадное творчество. Шотландская и Ирландская музыка. Встречи с ансамблем Последний Шиллинг

2

2

7

Пути развития авторской музыки в стране и крае

J

3

8

Основные принципы нравственного учения Христа (Нагорная

4

4

1

проповедь, притчи)

Вечера:

Русская авторская музыка

2

2

Зарубежная авторская музыка

2

2

Приобщение к современному эстрадному процессу. Темы творчества современных артистов

5

7

12

Экскурсии:

МКЗ

2

2

Концерты в Чайной Юрте (фолк)

2

2

Вечера литературно-музыкального клуба Буревестник

6

6

ИТОГО: 49 часов