Актуальность: В современное время проявляется усиленный интерес к проблемам расширения читательского кругозора, повышения качества чтения, уровня понимания, углубленного проникновения в художественный текст. Задачи активизации художественно-эстетических потребностей детей, развития их литературного вкуса и подготовки к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения можно осуществлять через изучение драматических произведений, в частности при изучении пьесы — сказки А.Н.Островского «Снегурочка» и ее интерпретации в других видах искусства.
Гипотеза: если при изучении драматического произведения пьесы — сказки А.Н.Островского «Снегурочка» использовать ее интерпретацию в других видах искусства, то в результате учащиеся более точно и глубоко смогут раскрыть идейно-композиционную основу произведения.
Объектом проекта является драматическое произведение А.Н.Островского «Снегурочка».
Предметом проектной деятельности являются особенности интерпретации драматического произведения А.Н.Островского «Снегурочка» в других видах искусства.
Цель: познакомиться с интерпретацией пьесы-драмы А.Н.Островского «Снегурочка» в других видах искусства и определить эффективность ее влияния на читательское восприятие учащихся при изучении произведения.
Задачи:
Изучить и проанализировать материал по данному вопросу., Расширить представления учащихся о создании пьесы — сказки А.Н.Островского «Снегурочка»., Развивать навыки оформления исследовательских работ., Повышать мотивацию к изучению драматических произведений, Воспитывать любовь к литературе и другим видам искусства.
Методы исследования:
Изучение литературных источников., Анкетирование учащихся., Сбор творческих работ учащихся., Тестирование., Анализ, синтез и обобщение полученных результатов.
Выводы и рекомендации:
Рекомендуем использовать на уроках русской литературы в качестве дополнительного материала, как для самоподготовки, так и как методическое пособие, позволяющее скорректировать и углубить читательское восприятие учащихся при прочтении драматического произведения А.Н.Островского «Снегурочка».
1. Интерпретация пьесы — сказки А.Н.Островского «Снегурочка» в других видах искусства
Весенняя сказка Островского «Снегурочка» впервые была опубликована в журнале «Вестник Европы», № 9 за 1873 г. Она вызвала в литературных кругах противоречивые мнения. «Редактор журнала «Вестник Европы» М. Стасюлевич, писатели И.А.Гончаров, И.С. Тургенев и др. были пленены красотой и легкостью языка «Снегурочки», «силой фантазии драматурга, тем, как превосходно он изучил и воспроизвел сказочный мир, воспринимаемый как некая реальность благодаря мастерству автора», — отмечает Лебедев.[11]
Организационно-методические основы использования иллюстрации ...
... работе с литературными произведениями играют книжные иллюстрации. Проблема данной курсовой работы кроется в раскрытии сущности, структуры, принципов и условий повышения восприятия художественного текста посредством иллюстраций. Объектом исследования выступает процесс развития способностей учащихся ...
Часть современников не поняли замысла Островского. Они упрекали автора в том, что он, создавая свою пьесу «Снегурочка», полностью пренебрег законами драматургического искусства. «Стихотворный винегрет», «фантастический каприз, рафинированный от всяких реальных примесей», «кукольная комедия» — таков букет острот в адрес одного их самых задушевных созданий Островского. «Пьеса была столь неожиданной, что смутила первых ее читателей».[10] Даже Некрасов растерялся, бегло прочтя пьесу, ответил автору деловой запиской, очень его обидевшей. На что Островский ответил: «…вы цените новый, дорогой мне труд так дешево, как никогда еще не ценили ни одного моего произведения». [17]
Современный исследователь творчества Островского Ко Ен Ран считает, что при своем появлении пьеса вызвала недоумение у современников, так как те «уже привыкли к тому, что ежегодно Островский дарил читателям и театру реалистическую социально-бытовую комедию или драму из современной русской жизни. Именно поэтому в 1860-е гг. не нашла общего одобрения историческая драматургия Островского». [7]
Не слишком повезло «Снегурочке» и в первой постановке, хотя сам Островский ставил спектакль в Малом театре. К участию в ней были привлечены все труппы тогдашнего Императорского театра: драматургическая, оперная и балетная, зрелищу постарались придать торжественность и праздничность. «Пьесу ставлю я сам, как полный хозяин, — писал Островский. — Здесь очень хорошо понимают, что только при этом условии она будет иметь успех». [11]
Редакторы книги «История русской литературы XIX века» отмечают, что к постановке оперы Островский сам ревностно обсуждал костюмы, декорацию и волшебную ламинарию, предложенную изобретательным К.Ф. Вальцем. Драматург обдумывал, как технически удачнее сделать сцену таяния Снегурочки. «Трудный эффект исчезновения растаявшей Снегурочки — за подсвеченными и постепенно густевшими струями воды фигура артистки Федотовой уходила в люк — удался как нельзя лучше».[4] Цитируя Лебедева, хотим отметить, что по замыслу писателя, музыкальное сопровождение должно было сливаться в пьесе с драматургическим действием. По просьбе Островского и заказу дирекции императорских театров, музыку к «весенней сказке» сочинил Петр Ильич Чайковский, называвший «Снегурочку» одним из любимых своих детищ.
Знакомясь со статьей Лебедева «Снегурочка» мы узнаем, что музыка к пьесе писалась композитором по мере присылки ему отдельных сцен, над которыми работал драматург. Восторженное, поэтическое настроение, которое Чайковский испытывал обычно с приходом весны и пробуждением природы от зимней спячки, как бы передалось музыке. Партитура «Снегурочки», созданная в духе народных мелодий, поражает щедрым разнообразием выраженного в ней «радостного весеннего настроения», не исключающего и нот светлой печали, и «мажорно-русского, бодрого и мужественного тона». «Музыка Чайковского к «Снегурочке» — очаровательна», — писал Островский. [14]
Но в целом Московский спектакль не имел успеха. Причину неудачи первой театральной постановки «Снегурочки» критик А.Н. Чебышев — Дмитриев видел в принципиальной не драмматургичности «весенней сказки». В его интерпретации драма Островского — вещь глубоко лирическая. Тонкие, неуловимые движения весенних чувств и настроений, пробуждающихся в душе героини сказки, фантастичность ее внешнего и внутреннего облика — все эти качества Снегурочки, по мнению критика, невыразимы на сцене, они доступны лишь лирической и эпической поэзии. Никакая самая гениальная актриса не будет настоящей Снегурочкой, ибо «в прельщающей невообразимости Снегурочки и заключается одна из существенных ее черт».[8]
А.Н. Островский, пьеса «Снегурочка», жанр: сказка. Краткое содержание
... поняла, что жизнь без любви пуста. Снегурочка в культуре В 1873 году драматург Александр Островский, основываясь на фольклорном материале, пишет пьесу под названием «Снегурочка». В интерпретации Островского героиня становится дочерью Деда Мороза, которую ...
«Драма требует действия, движения, внешних событий, — резюмировал критик, — между тем история Снегурочки есть история внутреннего мира души, богатого ощущениями, мыслями, чувствами, но эта жизнь молодого сердца слишком мало выражается во вне и, в свою очередь, почти не зависит от хода внешних событий…сказка танцует и поет, но не движется».
«Упреки Чебышева — Дмитриева основательны, но лишь с позиций театральной эстетики 70-х годов XIX века», — отметили Е.М. Сахарова и И.В. Семибратова.
Вначале XX столетия пьесу ставили в лучших русских театрах режиссеры Л.П. Ленский, К.С. Станиславский. Своими постановками они хотели «оживить сказку».
Наибольшим успехом драматургическая сказка Островского пользовалась в исполнении Московского Художественного театра в постановке К.С. Станиславского, который писал: «Снегурочка» — сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского. Можно подумать, что этот драматург, так называемый реалист и бытовик, никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов, и ничем другим не интересовался, кроме чистой поэзии и романтики».[15] Пьеса была поставлена в сопровождении музыки А. Гречанинова. Множество трюков и режиссерских нововведений включались в спектакль: опущение части текста, изменение порядка сцен. В спектакль Станиславский ввел лешиху с лешенятами, Снегурочку сопровождал медведь, с которым она играла. Разговор Снегурочки с Весной шел на фоне храпящих во сне берендеев и т.д.
Спектакли были настолько яркими, красочными, дорогими, что некоторые критики даже начали писать о том, что излишняя роскошь постановки уводит актеров и зрителей от самой пьесы Островского.
Горький писал А.П. Чехову: «Снегурочка» — это событие! Огромное событие — поверь!.. Чудно, великолепно ставят художники эту пьесу, изумительно хорошо!.. Все хороши, один другого лучше, и — ей — богу — они как ангелы, посланные с неба рассказывать людям глубины красоты и поэзии». [5]
Однако Е.М. Сахарова и И.В. Семибратова отмечают следующее: «Знакомясь с отзывами критики на постановку «Снегурочки» 11 мая 1873 года в Московском Малом театре, невольно обращаешь внимание на то, что в спектакле удались лишь отдельные куски. Целое же получилось скучным, вялым и растянутым. Причина неудачи скрывалась не столько в небрежности постановки, сколько в отсутствии актерского ансамбля, а следовательно, и того драматургически — напряженного лиризма, который лежит в основе художественно единства сказки».[17] Аналогичная картина обнаруживается и в других постановках.
Широкую известность «Снегурочка» Островского обрела в опере Николая Андреевича Римского — Корсакова, написанной в 1880-1881 гг.
Еще при жизни Островского пьеса, не нашедшая почвы на подмостках русского драматического театра, обрела новую и полноценную жизнь на оперной сцене в музыкальной обработке Николая Андреевича. И это далеко не случайно, так как построение пьесы Островского приближалось к музыкальной композиции.
Описание картины васнецова «снегурочка»,
... Васнецова в полной мере проявилось тогда, когда он начал воспроизводить в своих картинах сюжеты сказок, былин, поэзии Руси. Талантливый художник был оформителем спектакля Н. Островского «Снегурочка» и одноименной оперы ... русского народа. Оформляя пьесу Н. Островского «Снегурочка», затем создавая декорации и костюмы к одноименной опере Римского-Корсакова, Васнецов был вдохновлен образом хрупкой ...
«В зиму 1879/80 года я снова прочитал «Снегурочку» и словно прозрел на ее удивительную красоту, — вспоминал композитор. — Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумался над этим намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского. Появившееся во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле — Солнцу».[1]
Композитор Римский — Корсаков попросил у Островского разрешения использовать пьесу для оперы, составил либретто, которое драматург одобрил. Сюжет «Снегурочки» давал композитору возможность воспеть жизнь народа, протекающую просто, бесхитростно, в согласии с природой, отобразить его быт, красочные обряды.
И.Ф. Кунин в статье «Снегурочка» [9] указывает, что набросок оперы был закончен 12 августа, а оркестровка завершена по возвращении в Петербург 26 марта 1881 года. «В значительной мере музыка оперы опиралась на народные мелодии, но не бытовые песни, как у Чайковского, — отмечает Лебедев, — а на обрядовые мелодии и древнеславянские напевы». Нам жалко Снегурочки, жалко минувшей весны с ее нежными зорями, тихим светом вечерним и скромными белыми ландышами», — суммировал впечатления от музыки Римского — Корсакова композитор Б.Астафьев. [11]
Николай Андреевич музыкальным чутьем уловил основу художественного единства сценических образов сказки. «Слушая оперу, мы чувствуем постепенно нарастающее тепло, которое в гимне богу Яриле достигает своей вершины»
К этой сказочной музыкальной теме, знаменующей постепенное торжество тепла и света над холодом и мраком, с помощью очень сложной системы лейтмотивов и лейтгармоний Римский — Корсаков, как считают Е.М. Сахарова и И.В.Семибратова, подключает тематические линии разных героев. В центре стоит тема Снегурочки, придающая динамику музыкальной ткани всей оперы. [6]
Делая общий разбор музыки «Снегурочки», композитор писал: следует сказать, что в этой опере я в значительной степени пользовался народными мелодиями, заимствуя их преимущественно из моего сборника… Сверх того, многие мелкие мотивы или попевки, составные части более или менее длинных мелодий, несомненно, черпались мною из подобных же мелких попевок в различных народных мелодиях…»[1]
Вся музыкальная ткань оперы народна. «Взятые из старинных песен, из инструментальных наигрываний и по-новому раскрытые Корсаковым в обработке для оперного хора и оркестра или же созданные самим композитором мелодические, гармонические, тембровые элементы «Снегурочки» радуют своей, как говаривал Балакирев, «народной правдивостью» и одновременно безупречностью вкуса, изяществом, благородством». [9]
Почему произведения островского называют пьесами жизни?
... -ne-porok-analiz-pesy.html Сочинение на тему «Пьесы жизни» (Островского) Александр Николаевич Островский действительно является одним из ... Гоголя. Так, Островский следует пушкинским принципам использования фольклора в своих произведениях (например, в «Снегурочке»). Кроме того, ... важно, жанр от этого не становится аморфным. Логика творчества А.Н. Островского. О пьесах Островского 40-х годов можно ...
Первое представление оперы состоялось в Петербурге в Мариинском театре 29 января 1882 года.
В дальнейшей истории постановок оперы значительным явлением стал спектакль на сцене Московской частной русской оперы С. Мамонтова в 1885 году. Этой постановке предшествовал любительский драматургический спектакль «Снегурочки», сыгранный в домашнем театре Мамонтова в 1882 году. «Художественную часть постановки взял на себя В.М. Васнецов — вот когда он развернул во всю ширь свои таланты, — вспоминал сын С. Мамонтова В.С. Мамонтов. — При этом он не только сам проникся поэзией этой дивной сказки, почувствовал ее русский дух, оценил несравнимый чистый подлинно-русский язык ее, но, думается мне, заразил своим увлечением и всех участников этого спектакля»
Великолепны были декорации к пьесе, выполненные художником, создавшим целый поэтический мир «древнерусского зодчества в придуманной сказочной стране берендеев. Исполнители были одеты в хранившиеся в абрамцевском музее подлинные национальные русские костюмы». [11] Сам Васнецов играл Деда Мороза и был очень хорош в этой роли. Еще большей удачей явилась оперная постановка «Снегурочки». Творческое дарование Виктора Михайловича Васнецова, оформившего спектакль, удивительно гармонировало со складом музыки. Васнецовские декорации и костюмы, сказочные и одновременно подлинные, восхищали современников.
И.Ф. Кунин отмечает, что «для оперного представления художник расписал дом Купавы красивым орнаментом, а одежду парней и девушек сделал более праздничной.
«Палаты царя Берендея» (приложение) — эскиз декорации к опере «Снегурочка» — яркий пример таланта декоратора, замечательного художника-сказочника В.Васнецова. Эта декорация была выполнена художником в Абрамцеве на любительской сцене С. Мамонтова. Декорации Васнецова настолько поразили всех, что были перенесены на большую профессиональную сцену оперы.
Работать над декорациями Васнецову помогали К.Коровин и И. Левитан. Коровин так определял задачу декоратора при постановке «Снегурочки»: «Здесь надо дать поэму России, поэму русской природы…Ее пробуждение весны…Ведь «Снегурочка» — это трогательнейшая поэма русской природы!» Основой для всех костюмов художник выбрал домотканый белый холст. Он расписывал его сам цветными орнаментами, создавая декоративную зрелищность мизансцен.
В.С. Кузин и Э.И. Кубышкина считают, что среди сказочных героинь Виктора Васнецова самая милая — Снегурочка. «Художника очаровал этот дивный поэтический образ…» [11] Исследователи работ Васнецова обратили внимание на то, что на листе бумаги видны следы карандаша, пятна прозрачной акварели, наложенные тонкой кистью. Причем Васнецов не закрашивает бумагу, и ее паленовый цвет становится частью лица, фигуры, платья. Подкрасил художник бумагу за фигурой синью акварелью — и цветное пятно сразу выделило фигуру Снегурочки. Ее облик родился из мягкого сочетания голубого, охристого, золотистого. Чуть тронута фигура девочки белилами, будто припорошена снегом. И хотя стоит Снегурочка у прялки, держит веретено, но не прядет пряжу. Она словно находится не здесь, а где-то в сказочном мире.
Снегурочка — мечта, сама природа, на какое-то время ставшая миловидной девочкой. [4]
Это был один из первых случаев в русском оперном театре, когда между театральным художником и складом музыки возникла тесная связь», — указывает И.. Кунин.
Урок литературы в 6 классе «Полна чудес могучая природа». Весенняя ...
... любви. Слайд 6. Эскизы декораций и костюмов были исполнены В.М. Васнецовым. Постановка «Снегурочки» имела исключительный успех среди московских любителей искусства. А милый образ Снегурочки ... Снегурочка» ничего общего не имела с сочинением Островского. У Островского Снегурочка ... страна берендеев. Манят Снегурочку огни Берендеева ... сцене пьесу Островского «Снегурочка», предложив ... их песни и сказки, ...
Современники поняли ценность художественного синтеза трех искусств: драматического, музыкального и сценического действия. Стилизация народного творчества в пьесе, музыке и сценическом оформлении находятся в едином русле художественных поисков. Один из современников писал: « Поэтическое произведение А.Н. Островского…получило совершенную гармонию со звуками и палитрой композитора и художника.» [10] Ежегодник Императорских театров 1910 г. Показывает: « В «Снегурочке» появилось редкое единодушие автора, композитора и художника.»
Трио Островский — Васнецов — Римский-Корсаков создали произведение искусства художественной красоты — единственное неповторимое в истории культуры.
В середине XX столетия по мотивам пьесы «Снегурочка» были сняты художественный и мультипликационный фильмы с одноименным названием. В 1952 г. Киностудия «Союзмультфильм» и режиссер А. Снежко-Блоцкая сняли мультипликационный фильм, в котором использовали музыку Н.А. Римского-Корсакова. Неожиданным является и использование эскизов В.Васнецова для изображения костюмов действующих лиц, декорация.
В творчестве Александра Николаевича Островского весенняя сказка «Снегурочка» занимает особое место. Она — вершина поэтической деятельности драматурга. В ней о выразил свою мечту о мирной, свободной и радостной жизни народа, воспел красоту и могущество природы и любви. Пьеса представляет собой великолепный художественный сплав фантазии и быта, символики и реальности.
Исследователи творчества Островского, анализируя пьесу, обратили внимание на то, что драматург, работая над «Снегурочкой», использовал различные источники. Одни утверждают, что в хоре гусляров, из второго действия «весенней сказки», звучат мотивы «Слова о полку Игореве» [7], другие в монологах Бобыля ощутили интонацию «Песни Бобыля» И.С. Никитина [18], третьи указывают на то, что в образе Мороза наблюдается продолжение некрасовских поэм «Кому на Руси жить хорошо» и «Мороз, красный нос». [13] Были убедительные попытки сопоставления «Снегурочки» с драмой В. Шекспира «Сон в летнюю ночь». [13] Опираясь на статью Е.М. Сахаровой и И.В. Семибратовой, мы можем отметить, что основным источником сказки явилась поэзия крестьянских праздников. «Среди бумаг драматурга… есть копия статьи с описанием майского праздника в Тверской губернии, материал о свадебных обрядах в Даниловском уезде Ярославской губернии. Хор птиц заимствован драматургом из народной песни «Каково птицам жить за морем», монолог обиженной Мизгирем Купавы несет в себе следы обработки, находящейся в бумагах Островского «Песни о хмеле» и т.д.»
Обогащало поэтическую фантазию драматурга изучение работ русских фольклористов мифологической школы. Островский увлекся чтением «Русских народных сказок» А.Н. Астафьева, был знаком с известной книгой этого замечательного ученого «Поэтические воззрения славян на природу. » [10]
После того как наука XIX века выявила самые общие универсальные темы мифологии, многие писатели стали сознательно строить свои произведения так, чтобы они воспринимались на фоне этих мифологических моделей и от этого приобретали более глубокий и многозначный смысл и Островский, как писатель, был не исключением. «Лирическая пьеса А.Н.Островского «Снегурочка» — произведение, которое вместило в себя народную сказку о девушке-снегурочке, народное предание о древнем племени берендеев, старинные календарные обряды, песни, поэтому «Снегурочка» — многослойное, многоуровневое, многожанровое произведение» [11]
Островский А. Н. Гроза, Русское купечество в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
... в пьесе Островского «Гроза» — . Анализ финальной сцены драмы А.Н. Островского «Гроза» — . Был ли иной путь у Катерины? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза») — . Душевная драма Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза» — . Сатира на купечество в ... островского «Гроза». Страшное произведение. Ни разу за всю пьесу Островский не улыбнулся улыбкой сатира. Улыбкой Берендея – может быть, когда вкладывал в ...
«Это — социальна утопия», — так называет пьесу Островского «Снегурочка» А.И. Ревякин. «В ней сказочны и сюжетика, и герои, и обстановка. Глубоко отличная по своей форме от социально-бытовых пьес драматурга, она органически входит в систему демократических, гуманистических идей его творчества. В этой восхитительной сказке, сотканной из мотивов и образов устной поэзии, Островский воплотил свою мечту о мирной, радостной, свободной жизни народа.» [15]
И.Медведева в статье «Три драматурга» высказывает свое мнение о том, что пьеса «Снегурочка» органически связана с одной из тех тем, поднятых в том последнем цикле, который исследователи назвали «романом». Многие главы (пьесы) этого «романа» трактуют о любви, с ее высшей человеческой раскованностью, освобождением от мертвящего одиночества. Тема эта как бы закреплена в абстрактном народном образе девушки — Снегурочки, которая полюбив, освободила себя от ледяных оков, но погибла. «Так Островский преображает народный образ для злободневной комедии» [13]Вот как называет И.Медведев пьесу: «Злободневная комедия».
«Речь идет о романтической мистерии», — утверждает А.В. Маньковский, рассуждая о жанровой природе «Снегурочки». «Главные признаки романтической мистерии: двуплановость действия, в ней происходящего; и картины мира, в ней изображенной; присутствие фантастических персонажей на втором плане мистерии; вставные номера как следствие применения «методики внежанровых вкраплений (благодаря им каркас драмы как бы размывается лирической и эпической стихиями); стилистически ярко окрашенные ремарки.» [13] Рассматривая художественное своеобразие пьесы «Снегурочка», сопоставив его с данным определением, мы могли бы согласиться с мнением А.В. Маньковского.
«Действие происходит в стране берендеев, в доисторическое время», — такова первая ремарка «Снегурочки», «весенней сказки в четырех действиях с прологом». Читая о жизненных истоках и сценической судьбе пьесы, мы знаем, что эта страна вымышленная. «Во время путешествия по Волге А.Островский мог слышать о находящемся в Александровском уезде Владимирской губернии Берендеевом болоте. Сведения эти могли подкрепить старорусские предания о древнем народе берендеев, которым правил царь Берендей. Берендеи — кочевой народ тюркского происхождения.» [17] Этот материал и использовал автор для создания Берендеева царства, превратив тюркский народ в оседлый славянский, живущий на Руси в доисторическое время.
В ремарке нарисована фантастическая картина: «Все небо покрывается прилетевшими из-за моря птицами. Весна — Красна на журавлях, лебедях и гусях спускается на землю, окруженная свитой птиц». Ссылаясь на высказывание А.Л. Штейна, мы можем отметить, что данная картина — это поэтическое преувеличение. Все небо покрывается прилетевшими из-за моря птицами. Именно все. Весь горизонт заняли птицы. Это создает разительную картину множества, движение, разнообразия. И все же в основе фантастического образа — реальный факт — весеннее возвращение птиц.
Художественные особенности сказочно-символической поэтики пьесы ...
... поэтика пьесы "Снегурочка" А.Н. Островского" преследуют следующие цели: Целью данного исследования является раскрытие литературно-эстетических принципов А.Н. Островского в драме "Снегурочка", которые, оставаясь общими для всего ... гордостью сказать: "У нас есть свой русский, национальный театр". Он по справедливости должен называться: "Театр Островского" Грибоедов И.А. Собр. соч. т.5. - М., 1987. ...
«Пролог удивителен именно этим постоянным и очень тонко проведенным сочетанием сказочной фантастики с обрисовкой реального, психологического и даже бытового облика каждого из действующих лиц», — отмечает А.Л. Штейн. [17] В прологе пьесы в качестве действующего лица обозначено соломенное чучело Масленицы, а в конце четвертого действия возникает Ярило — на празднестве в свою честь. Таким образом, можно заключить, что сюжет пьесы разворачивается в течение одной весны. «Чтобы быть точнее, обратимся к литературе, посвященной славянскому язычеству. «Древняя Масленица, судя по обильной солярной символике, должна была праздноваться в одну из солнечных фаз — в дни весеннего равноденствия, 20-25 марта». [15] Заметим, что эти дни символизировали не только победу тепла над холодом и начало изгнания зимы. Праздник весны был вместе с тем и праздником в честь усопших предков, обычною порою сношения с ними, посещение кладбищ и поминок. Именно в такое время появляется в царстве берендеев Снегурочка. Что же касается даты празднования Ярилиного дня, то «30 июня делают соломенную куклу, наряжают ее кумачный сарафан, ожерелье и кокошник, носят по деревне с песнями, а потом раздевают и бросают в воду». [12] Значит мы можем прийти к выводу, что действие пьесы охватывает три месяца — с конца марта — по конец июня.
В произведении Островского привычная ежегодная смена времен года, весеннее пробуждение сил природы поэтически воплощены в образы Весны — Красны, Деда — Мороза, их дочери — хрупкой и нежной Снегурочки, которая просит отпустить ее к людям из глуши лесного уединения. Она готова дни и ночи слушать песни пастуха Леля, чье пение завораживает душу, открытую впечатлениям жизни и искусства. Сердце Снегурочки холодно, чувства любви она не знает, «весеннее тепло томящей неги», по словам Мороза, смертельно для нее:
Солнце
Сбирается губить Снегурочку; только
И ждет того, чтобы заронить ей в сердце
Лучом своим огонь любви; тогда
Спасенья нет Снегурочке, Ярило
Сожжет ее, испепелит, растопит.
Не знаю как, но умертвит. Доколе ж
Младенчески чиста ее душа,
Не властен он, вредить Снегурочке.
Так, в самом начале пьесы, драматург намечает возможность ее трагической развязки. В споре Мороза и Весны звучит извечный вопрос о счастье. Этот спор намечает одну из главных тем «весенней сказки». Островский сформулировал эту тему так:
«Счастье в том, чтобы не любить» (Мороз)
«Счастье в том, чтобы любить» (Весна)
Каждый по-своему представляет себе счастье дочери, вызывая у читателя или зрителя раздумье на эту тему.
Борьба Мороза, холода, оцепенения, и Солнца, тепла, любви, составляет содержание «весенней сказки» Островского. Полем этой битвы стало сердце Снегурочки.
Судьба Снегурочки тесно сплетена с участью сказочного народа берендеев, к которым она уходит из лесу. Именно в ней «причина жестоких зим и холодов весенних», на нее ревниво и хмуро взирает Солнце, гневающееся на дочь своего брата Мороза, и на «стужу чувств» у людей берендеева царства, отказывающее им в желанном тепле.
Само царство берендеев, — как указывает Лебедев, — своего рода утопическое гармоническое общество, живущее по правде и совести, уважающее свободу чувств, основанное на преклонении перед красотой. Сердечный и мудрый правитель этой страны — царь Берендей. Имя его звучит как название самого племени — берендеи.
Художественные особенности сказочно-символической поэтики пьесы ...
... вместе с тем глубокое содержание народной сказки. ГЛАВА 2. ЛИТЕРАТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ А.Н. ОСТРОВСКОГО В ПЬЕСЕ "СНЕГУРОЧКА" Пьесы Островского не утратили своей актуальности: если осовременить ... искусства, любви, но и как "литературное произведение", отвечающее нравственно-воспитательным задачам искусства, которые Островский как демократ-просветитель считал главными. В "весенней сказке" ...
Цитируя А.И.Ревякина, можно отметить, что «в царстве берендеев, лишенного произвола и насилия, враждебных эгоизма, своекорыстия и хищничества, «кровавых нет законов»… среди берендеев, живущих по правде и совести, властвует свобода общественных и личных отношений. У них пастух и царь равны перед законом. Народ и царь едины в своих стремлениях.» [15]
«Царь мудрейший», — так называет царя Берендея А.И.Ревякин. Представитель народа, неустанный защитник его интересов, отец среди своих детей. Он в равной мере делит со своим народом труд и забавы, горе и радости. И благодарный народ поет ему славу:
Привет тебе, премудрый,
Великий, Берендей,
Владыка среброкудрый, отец земли своей.
Для счастия народа
Богами ты храним,
И царствует свобода
Под скипетром твоим…[д.II, явл.3]
Во всем мире идет ожесточенная борьба: добывая славу своим князьям, гибнут на незнаемых полях люди, исходят слезами их осиротевшие жены; вытоптаны нивы, никнут деревья и травы. Среди окружающих государств, где бушуют распри и войны, драматург создал своим поэтическим воображением небывалое царство мирных берендеев, представляющее собой удивительное исключение:
Веселы грады в стране берендеев,
Радостны песни по рощам и долам,
Миром красна Берендея держава…[д.II, явл.1]
Цитируя А.Л. Штейна, хотим отметить, что «характеристика берендеев проникнута добродушным, чисто русским юмором». «В облике многих берендеев, — отмечает А.Л. Штейн, — есть нечто дурашливое, шутовское. Малыш — подстрекатель, Брусило — хвастун, Курилка — задира. [17] Этой же точки зрения придерживался А.И.Ревякин. Он очень точно определил, что первый министр Берендея Бермята — юмористическая фигура. Он считает, что образ этот обрисован с народных позиций. Бермята лукав и не очень беспокоится о делах правления. Берендей хочет обо всем знать, Бермята ничего не знает точно. [15]
Их забавный разговор имеет прямое отношение к сюжетному развитию пьесы. Царь Берендей обеспокоен. Ему мало того, что народ не голоден, не бродит с котомками, не грабит по дорогам. В чем же видит он главную беду? Берендея тревожит перемена, происходящая с его подданными:
В сердцах людских заметил я остуду
Немалую; горячности любовной
Не вижу я давно у берендеев.
Исчезло в них служенье красоте.
За что, считает царь, и сердится
Ярило — Солнце на его народ.
«Люди должны служить любви и красоте. Любовь внушена людям природой и богами, она есть великий дар природы, счастье жизни, весенний цветок. Служение любви и есть служение красоте.» [17]
Сочетать «союзом неразрывным» всех невест и женихов в Ярилин день собирается Берендей, надеясь умилостивить божество. Но возможно ли это? С появлением в слободе красавицы Снегурочки парни перессорились со своими девушками, хотя их старания пробудить любовь в снегурочкином сердце напрасны. «Прекрасна надзвездная, неземная чистота Снегурочки. Прекрасна и опасна. Ею унаследованы две природы — живое, теплое начало любви от матери Весны и ледяное равнодушие отца Мороза. До поры она не умеет любить, ей нравится одна красота: слушать песни Леля — ее утеха.» [10] Даже пылкая, безумная страсть лихого купца Мизгиря, разлюбившего свою невесту Купаву, не может растопить лед чувств Снегурочки.
«А ведь настоящее, живое человеческое сердце, «горячее сердце», не у Снегурочки, а у Купавы. Ее любовь, ее страдание, ее теплые слезы по-человечески внятны всем. В ней нет ледяного холода красоты. Весенним ветром, зеленым маем, запахом полевых цветов наполняет этот образ, и не зря ей отечески покровительствует царь Берендей.» [10] Как верно заметил А.Л. Штейн, характер Купавы выбран Островским безошибочно точно. Именно такая женщина должна была стоять в пьесе — сказке рядом со Снегурочкой. «Имя Купавы происходит от названия белого цветка. В областных говорах оно обозначает пышную и гордую красавицу. Куп — страстность. Купава — язычница, она послушна богу Яриле.» [17]
Купава — женщина до мозга костей; женщина, наделенная всеми качествами своего пола — влюбчивая, чувственная, тщеславная, обидчивая, лишенная логики, преданная тому, кто ответит ей любовью.» [17]
В этой любовной коллизии, составляющей основу пьесы, кроме самой Снегурочки и Купавы участвуют Лель и Мизгирь.
Лель исполняет должность пастуха, который не сеет и не пашет, валяется на солнце, а на уме у него только девичьи ласки. «Лель — существо лучезарное и легкое, он дарит и срывает поцелуи, его песни, пронизанные солнцем, пробуждают любовь». [15]
«Песни Леля придают теме любви более широкое и универсальное звучание. Они представляют собой своеобразные поэтические иносказания, делающие более ясной тему пьесы.» [17]
Мизгирь выступает в качестве кавалера Купавы. Имя это тоже смысловое. «Мизгирь — тарантул, злой паук, высасывающий из человека жизненные силы.» [10] Ссылаясь на высказывание Лебедева, «это парень удалой с размахом. Он наделен типичными чертами мужского характера — мужским непостоянством и мужским эгоизмом. Мизгирь — человек с широким кругозором, он гулял по свету торговым гостем, видел заморские страны и тамошних красавиц. Как развитая индивидуальность, он действует по личному выбору, способен полюбить и разлюбить.» [11]
Жалоба Купавы царю Берендею на вероломство жениха, такая трогательно — естественная в устах брошенной девушки, и гнев всегда милостивого и доброжелательного царя на преступника, надругавшегося над любовью, заставляет его осудить Мизгиря на вечное изгнание. Однако появление Снегурочки поражает царя, чуткого ко всему прекрасному. «Полна чудес могучая природа!» — восклицает он, любуясь совершенной красотой девушки, и призывает берендеев зажечь ее младенческую душу желанием любви. Мизгирь и Лель откликаются на его слова.
Снегурочка не знает любви и не понимает, зачем гонялись за нею парни. Она даже готова притвориться ради выгоды и интересов бобылей. Снегурочка не умеет любить. Но ей больно, когда Лель целует другую. Ее тщеславие требует, чтобы все видели, как любит ее Лель. «Пока Снегурочке доступны только внешние формы отношений мужчины и женщины, а не суть любви.» [7]
А между тем Снегурочку полюбил Мизгирь. Ему нравилось то, что отличает ее от Купавы, — чистота, неприступность, понравилось, что Снегурочка «не от мира сего».
Но любовь преобразила и самого Мизгиря. Он не знал до этого страданий любви. Ему известны были только ее утехи. А.Л. Штейн здесь говорит о Мизгире — «страшен».
В конце третьего акта он гонится за призраком Снегурочки. Это символ того, что должно случиться. «Вся любовь его к Снегурочке была погоней за призраком.» [17]
Жгучее чувство Мизгиря пугает Снегурочку. И все же она жаждет любить и просит Весну дать ей любви. «Любовь тебе погибель будет», — предупреждает мать. Но девушка непреклонна:
Пусть гибну я, любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слез.
Волшебный венок, подаренный дочери Весной, пробуждает душу Снегурочки, вызывает целую гамму новых, непривычных и сладостных ощущений. Замечательно изображает Островский момент, когда у молодой девушки возникает потребность в любви и когда под влиянием этой потребности преображается мир:
Ах, мама, что со мной? Какой красою
Зеленый лес оделся! Берегами
И озером нельзя налюбоваться.
Вода манит, кусты зовут меня
Под сень свою; а небо, мама, небо!
Разлив зари зыбучими волнами Колышется.
Здесь, как верно подметил А.И.Ревякин, Островский в построении сюжета «Снегурочки» прибегает к символике. «Основным драматическим узлом, вяжущим пьесу, является борьба Деда Мороза, олицетворяющего душевный холод и зло, с Солнцем, символом душевного тепла и любви.» [7] Снегурочка обречена. Победа Солнца приносит ей радостную погибель — Снегурочка тает от любви. Погибая, она познала счастье любви.
Этот уход Снегурочки звучит в пьесе как жертва плодородию и процветанию Берендеева царства. Ее смерть можно трактовать и как победу живого над мертвым, но уже не а понимании календарной смены времен года, а в более широком, сакральном смысле. «Снегурочка — существо ирреальное, мифологическое, она как бы не существует с самого начала — она не чувствует, не страдает, у нее нет того, что есть у других девушек…она начисто лишена способности любить…Пока у Снегурочки нет «девичьего сердца», она не подходит для жертвы, однако, получив его, вернее символизирующий его венок, знак плодородия и новой жизни, выраженный в растительном коде, она тут же попадает в зону влияния Ярилы и «погибает» в лучах солнца. Заметим, что, по традиции, Ярило изображался в венке из полевых цветов, похожем на тот, который Снегурочке дала мать и который обладает волшебным действием.» [15]
«Победа Солнца — победа справедливости, — отмечает А.И.Ревякин. Она прекратила вмешательство Мороза в жизнь берендеев, охладившее их сердца и возвратила им радость любовного влечения.» [16] Трагический бунт Мизгиря, протестующего против несправедливости богов, лишивших его любимой, не разрушает общего светлого настроя произведения. Ведь в мир берендеев снова возвращается тепло и солнце, а красота окружающей природы внушает людям жизнелюбие и оптимизм.
Восхищаясь «Снегурочкой» А.В. Луначарский писал: «Островский дал в «Снегурочке» несравненный шедевр, один из крупнейших перлов русской сказочной поэзии…» [3]
2. Исследовательская работа, .1 Организация первичного восприятия и комментария текста
Методическая наука предлагает в помощь современному учителю литературы широкий спектр методов и приемов, направленных на развитие читательских восприятий школьников. От интерпретации и реализации этих приемов во многом зависит качество восприятия литературного произведения.
Обязательным компонентом урока литературы является слово учителя, которое служит образцом правильной речи. В центре этого приема — рассказ учителя о творческой деятельности писателя, о его биографии. Знакомство с писателем — это возможность помочь писателю верно и полно понять идейное содержание художественного произведения.
Мы считаем, что в нашем конкретном случае творческую биографию А.Н.Островского следует раскрыть по возможности полно, так как не всем школьникам известно имя Островского, тем более, что на уроках русской литературы с этим именем они встречаются впервые. Для того, чтобы дети могли получить более полное представление о жизни и творчестве писателя, была использована презентация с использованием фотографий с изображением дома Островских, портреты Александра в детские и юношеские годы, фотографии книг.
Следующим этапом нашей работы было предварительное знакомство с «весенней сказкой» А.Островского «Снегурочка». На данном этапе было использовано чтение с «остановкой» с целью заинтересовать учащихся, подвигнуть их к самостоятельному чтению сказки дома. Мы остановились на моменте, когда действие начинает завязываться: «Снегурочка уходит жить к берендеям». Мы попытались ввести учеников в действие пьесы и начали аналитическое е чтение, задав ряд вопросов, позволяющих воссоздать в сознании учащихся зрительные образы героев пьесы — сказки.
Предложили прочитать диалог Весны, Мороза и Снегурочки (отрывок) в лицах и продумать, как выглядят персонажи в момент произнесения той или иной реплики.
Таким образом, в процессе чтения пьесы ребятам приходилось в своем воображении видеть и слышать происходящее на сцене, быть потенциальным зрителем спектакля, представить себе, как движется, говорит, живет персонаж, что значительно облегчает дальнейшее чтение и восприятие пьесы.
Этап анализа текста мы начали с беседы, в процессе которой пытались выяснить: полностью ли прочитана и освоена сказка: какое впечатление сложилось у ребят о произведении и его героях: о чем и о ком повествует нам автор.
Следующая группа вопросов была ориентирована на обсуждение композиционных особенностей пьесы. Здесь мы обращаем внимание на фольклорную основу пьесы. На этом этапе освоения данного текста и активизацию их знаний. Предлагаем учащимся ответить на вопрос: «Признаки какого литературного жанра проявляются в пьесе?». Здесь ребятам необходимо было выяснить, по каким законам построена данная пьеса, что использовал автор для ее написания, какие элементы устного народного творчества использованы в произведении, особенности какого жанра наблюдаются.
Далее мы даем возможность порассуждать и над тем, почему Островский выбрал именно этот жанр. Данные вопросы пробуждают активность детей, они делятся своими мыслями, размышляют, выдвигают версии.
В процессе анализа произведения, обращаем внимание на то, что пьеса — сказка А.Островского — это драматическое произведение. В его основе лежит конфликт. Здесь необходимо выяснить, как учащиеся понимают значение данного слова и какой конфликт лежит в основе пьесы — сказки Островского «Снегурочка».
Другая группа вопросов была ориентирована на выявление смысловых акцентов, расставленных ребятами, понимание ими значимости тех или иных эпизодов. Здесь был использован пересказ текста.
Также было предложено задание рассказать о системе действующих лиц в пьесе, разделить их на группы в соответствии с характером драматического действия и развития сюжета, дать характеристику. Обсуждение началось с характеристики жителей страны берендеев: Берендея, Мизгиря, Купавы, Леля — с целью выявления в процессе анализа духовных ценностей героев и как они их характеризуют. В качестве вывода, мы предложили учащимся ответить на вопрос: «Какие черты характера русского народа вы заметили в берендеях?». Далее ребятам было предложено выполнить иллюстрации с изображением понравившегося персонажа пьесы — сказки. Это задание дало нам возможность проанализировать восприятие текста учащимися. Мы вместе с ребятами рассматривали и комментировали иллюстрации, а затем предложили выбрать лучшую и обосновать свой выбор.
Далее мы определили контрольную и экспериментальную группу, разделив класс на две части. В контрольной группе изучение произведения закончилось. В качестве домашнего задания им было предложено написать сочинение на тему: «Мои впечатления о пьесе А.Островского «Снегурочка»».
Экспериментальная группа продолжила работу над произведением.
Чтобы усилить интерес учащихся к произведению, дать им возможность войти в произведение и сжиться с ним, разбудить воображение и сопереживание ребят к литературным образам, домашнее задание мы дали следующее — подготовить сценарий спектакля по прологу пьесы-сказки.
Перед выполнением этого задания была проведена предварительная работа в виде беседы:
Какие персонажи будут участвовать в спектакле?
Как бы вы оформили сцену?
Какие костюмы будут у ваших героев?
Можно ли на сцене изобразить полумрак? Как лучше это сделать? Какие подручные средства можно для этого использовать?
А как вы сможете изобразить крики петуха? (Обращаем внимание на шумовые эффекты) и т.п. Для выполнения этого задания мы разделили группу на две подгруппы. Эта работа прежде всего побуждает учеников к творчеству, претворению литературных образов, активизации читательского восприятия, позволяет острее прочертить сюжетные линии в сознании учеников, обостряет чтение, внимание к художественному тексту.
Далее работа над произведением проходила следующим образом: мы закончили работу над разбором пьесы-сказки «Снегурочка», познакомили подробнее ребят с жизнью и творчеством В.М. Васнецова, П.И.Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова и подытожили все то, что узнали в связи с изучением этого произведения.
Завершая работу по пьесе, подробно размышляем над образом гласной героини — Снегурочки. Учащиеся группы были разделены на подгруппы. Каждая подгруппа получила свое задание. Эти задания сформулированы в виде вопросов, которые были не многочисленны, чтобы не распылять мыслей учащихся, помочь глубже понять идейно-художественное содержание. В ходе анализа было использовано выразительное чтение и выборочное чтение. В процессе обсуждения каждая подгруппа получала консультации со стороны учителя.
Затем учитель по изобразительному искусству познакомила нас с жизнью и творчеством Виктора Васнецова, рассказав об его интересе к народному творчеству. Продемонстрировала работы Васнецова к пьесе-сказке А.Островского «Снегурочка». Было отмечено, что жители сказочного царства берендеи на рисунках Васнецова — как бы реальные люди, русские крестьяне в народных сарафанах, пестрых рубахах, узорчатых портах, в высоких шапках, в лаптях или щегольских сапогах. Декорации к постановке пьесы также выполнены в народном стиле. В конце рассказа был задан вопрос: «Как вы думаете, ребята, почему В.Васнецов изобразил героев пьесы именно в таких нарядах?»
Учитель музыки рассказала о том, какую роль в постановке пьесы сыграли композиторы П.И.Чайковский и Н.Римский — корсаков, и предложила посмотреть фрагмент из мультипликационного фильма «Снегурочка», в котором использована музыка Н. Римского — Корсакова.
После просмотра отрывка из фильма, учащиеся получили возможность оценить свои творческие работы по составлению сценария. Дети смогли увидеть, что более или менее удалось им при выполнении данного вида работы.
Чтобы подвести учеников к постижению идеи произведения, завершаем анализ обобщающей беседой, в ходе которой были заданы следующие вопросы:
Как восприняли финал истории любви Снегурочки и Мизгиря берендеи?
Какова основная мысль автора?
Что нового в себе и окружающих вы открыли благодаря сказке?
Таким образом, в ходе анализа мы подвели ребят к пониманию авторского замысла, идеи пьесы, смогли обратить внимание на особенности драматического текста.
Во время эксперимента были использованы следующие виды контроля: самоконтроль, тестирование.
В заключении эксперимента нами было проведено анкетирование учащихся в контрольной и экспериментальной группах. Анкета включала в себя следующие вопросы:
Понравилась ли вам пьеса?
Кто из героев запомнился?
Какое отношение вы испытываете к героям пьесы?
Хотелось бы вам перечитать пьесу?
Знаете ли вы, какой художник иллюстрировал пьесу?
Какой композитор написал оперу к пьесе «Снегурочка»?
Хотели бы вы посмотреть фильм, снятый по данной пьесе?
Какой конфликт лежит в основе пьесы-сказки?
Какова идея этого произведения?
Анкета позволила определить степень усвоения пройденного материала.
2.2 Специфика прочтения и анализа пьесы-сказки А.Н.Островского «Снегурочка» (итоги эксперимента)
Итоги эксперимента могут быть выявлены в результате анализа устных ответов школьников, ответов на вопросы анкеты, тестирования, творческих работ, рисунков, полученных в процессе работы над тестом.
В презентацию (для экспериментальной группы) и микролекцию (для контрольной группы) о жизни и творчестве А.Островского вошли факты о том, где и в какое время жила семья Островских, о ее быте; о детстве, о годах учения и службы писателя, первых его пьесах, его роли в драматургии. Мы посчитали возможность отметить тот факт, что «весенняя сказка» «Снегурочка» значительно отличается от всех произведений Островского. Она не разу не получила признание в критике и на сцене театра. И лишь благодаря таким выдающимся людям, как художник В.М.Васнецов и композиторы Н.А.Римский-Корсаков и П.И.Чайковский, пьеса имела большой успех.
При обобщении и уточнении читательского восприятия текста, мы посчитали необходимым выявить воспроизводимость данного материала.
В контрольной группе, где опрос носил индивидуальный характер, хорошо успевающие учащиеся воспроизвели около 70% изложенного материала. Вне внимания учащихся осталось название города, где родился и вырос писатель; дата выхода его первых произведений; место службы писателя.
В экспериментальной группе проводили беседу фронтального характера. На вопрос о наиболее запомнившихся фактах жизни и творчества писателя, мы получили следующие ответы: «Семья Островских жила в одноэтажном доме, а улицы были грязными, пустынными», «Учился на юридическом факультете Московского университета, но оставил его и решил полностью заняться литературной деятельностью», «Островский очень увлекался театром». Это свидетельствует о внимании детей к событиям детства писателя. После серии вопросов удалось восстановить основные этапы жизни и творчества писателя.
Применение «чтения с остановкой» оказалось эффективным. Практически все учащиеся прочитали произведение. В качестве ведущего мотива чтения выступило желание узнать, что будет дальше: «Сможет ли Снегурочка жить среди людей?»
Беседа по выявлению читательского восприятия произведения показала, что ответы учащихся на некоторые вопросы полярно расходились. В данной беседе мы использовали следующие вопросы: «Понравилась ли вам пьеса? С каким настроением вы закончили чтение? Если бы вам предложили краски, какие бы вы выбрали, чтобы нарисовать свое настроение?» В восприятии сказки, несмотря на личностные различия, многие ученики были единодушны. Наиболее типичные ответы: «…да, сказка понравилась». Но также дети выражали свое удивление по поводу финала сказки, не свойственного данному жанру. На эмоциональном уровне в шкале чувств: грусть, тоска, жалость, удивление.
Обсуждая композиционные особенности пьесы, ребята отметили, что «Снегурочка» написана на основе русских народных сказок. В ее основу входят элементы календарно — обрядовой поэзии: праздник Масленицы. Отметили присутствие в пьесе лирических песен. Самостоятельно учащиеся отметили, что произведение похоже на русскую народную сказку, ведь именно для сказки характерна борьба противоположностей: добра и зала, глупости и смекалки, холода и тепла, Мороза и Солнца; одушевленность существ: Весны, Мороза, Снегурки, леших и других: сказочное разрешение трудностей героев. Также учащиеся пришли к выводу, что в основе сюжета лежит вымысел. Назвали сказочное композиционное построение произведения: зачин, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Самостоятельно и довольно легко учащиеся определили конфликт пьесы: противостояние природных стихий — Мороза и Солнца. Отметили, что конфликт зарождается в «Прологе» и проходит через всю пьесу. Также при помощи учителя увидели еще один конфликт — конфликт в душе Снегурочки: жить, не зная, что такое любовь, или, узнав чудо настоящей любви, погибнуть.
Раскрывая систему действующих лиц в пьесе, ребятам было предложено разделить их на две группы и дать название каждой группе действующих лиц. В процессе этой работы учащиеся попытались ответить на вопрос: «К какой из предложенных ими групп отнести Снегурочку?» В ходе рассуждений у них получилась такая таблица:
Действующие лица, воплощающие природные силы и стихииДействующие лица, представляющие мир берендеевВесна, Мороз, Леший, птицы, Солнце.Бобыль, Бобылиха, Лель, Кпава, Мизгирь, царь Берендей и др.Снегурочка — дитя природы, живущее в мире людей.
К данному этапу эксперимента ребята выполнили дома рисунки. Оценка работ проходила вместе с ребятами: ученик рассказывал, какого героя пьесы он изобразил и почему выбрал именно его. Нами было собрано 16 рисунков с изображением действующих лиц пьесы. В своих работах ребята изобразили разных героев: «Снегурочка» — 7 , «Мизгирь» — 2, «Весна — Красна » — 3 , «Мороз» — 2 . «Лель» — 1 , «Купава» — 1 .
В рисунках мы увидели отношение учащихся к пьесе-сказке. Яркая палитра красок позволяет судить о хорошем восприятии сказки и о созданном ею настроении. Большая и разнообразная цветовая гамма — желтый, оранжевый, красный, зеленый, синий, а также их сочетание — говорит о положительном отношении к произведению. Изображение человеческой фигуры в подробностях сообщает о вдумчивом подходе к выполнению работы. Подробно нарисованные лица, т.е. наличие глаз, носа, рта, их изображение в нужном цветовом ракурсе позволяет судить об увлеченности работой по изображению предмета. Такой подход учащихся к работе, оригинальность рисунков, дает судить о заинтересованности учащихся данным произведением.
Для систематизации и обобщения читательских впечатлений учащихся, мы выбрали работу в группах (по 2-3 человека).
Группам предлагались вопросы проблемного характера: 1 группа — Как изменяется главная героиня по мере развития истории? Какой характер носят эти изменения? 2 группа — Прочитайте по ролям диалог Весны и Мороза (явл.2).
О чем спорят Мороз и Весна? 3 группа — Что такое счастье для Снегурки? Зачем она хочет пойти к людям? 4 группа — Почему Снегурка выбирает любовь, а не жизнь? 5 группа — Как можно объясните решение Весны дать дочери любовь, обрекая ее тем самым на погибель?
В целом учащимся были понятны вопросы, и они могли полно ответить на них: «Мы наблюдали изменение состояния Снегурочки: от полного равнодушия к любви до страстного желания обрести эту способность ценой собственной жизни», «Мороз и Весна спорят о будущей судьбе своей дочери Снегурочки», «Счастье для Снегурочки — найти себя в мире людей». «Снегурочка понимает, что познав любовь, она погибнет, но и жить без любви больше не сможет», «Мы считаем, что дар Весны — это закон природы: все живое должно любить»,» Любовь для Снегурочки не погибель, а обретение новой жизни». Отвечая на вопросы, ребята старались использовать цитаты из текста, демонстрируя хорошее знание сюжета произведения.
Анализируя творческую работу по составлению сценария спектакля, мы можем отметить, что ребята задумывались над тем, как изобразить на сцене крик петуха, и предлагают включить звукозапись; ка передать наступление весны: «Звучит плавная, спокойная музыка», «На сцене полумрак: лампочки постепенно разгораются ярче», «На заднем плане появляется изображение Весны — Красны в окружении птиц», «Перед появлением Деда Мороза посыпать на сцену «снег», а когда он появится на сцене, то включить пар». Далее работа сводится к пересказу или к списыванию текста. Наблюдается опущение некоторых реплик действующих лиц пьесы. Сравнивая просмотренный отрывок из мультфильма со своими сценариями к спектаклю, ребята наглядно убедились в том, что не все в литературном тексте можно перенести на экран.
Работая над материалом данного домашнего задания, учащимся необходимо было предоставить декорацию к постановке спектакля. Обсуждая вопрос: «Почему Красная горка так названа?», дети высказали двоякое мнение: «Красная горка так названа потому, что на ней весной и летом цветут красные цветы», «Когда восходит солнце, то горка озаряется красным светом, поэтому ее назвали Красной горкой».
Иллюстрации с изображением декораций выполнили 7 учащихся. Хочется отметить, что ребята старались изобразить на своих рисунках все, о чем пишет Островский, описывая место действия пьесы. При изображении «Красной горки» ребята показали восход солнца и растущие на горке красные цветы. Дети хорошо выполнили задание. Это свидетельствует о том, что интерес у учащихся к произведению не угасает в течение всего периода работы над ним.
Данные, полученные при проведении тестирования, показали следующие результаты: в данном виде контроля участвовало 12 человек, из них написали работу на «отлично» — 6 учащихся, на «хорошо» — 4 учащихся, на «удовлетворительно» — 2 учащихся. Вывод: пьеса «Снегурочка» усвоена ребятами достаточно хорошо (качество 92 %).
Практически все учащиеся запомнили имена выдающихся людей, которые принесли большую популярность пьесе-сказке.
Анализируя анкеты учащихся из контрольной группы, мы пришли к следующим итогам:
Сказка понравилась практически всем ребятам, многие из них хотели бы посмотреть фильм.
Лишь не многие учащиеся смогли вспомнить имя художника, иллюстрировавшего пьесу. А имя Римского-Корсакова не вспомнил ни один ребенок.
Имена героев пьесы помнят не все дети, поэтому они не могли выразить свое отношение к ним.
Не все дети указали, какой конфликт лежит в основе пьесы. Многие из них не поняли, какова идея данного произведения.
Анализируя анкеты экспериментальной группы, мы увидели, что практически все дети вспомнили фамилии композиторов и художника, обративших внимание на пьесу. Детям легко было указать, какой конфликт лежит в основе пьесы, при этом указав и внешний и внутренний конфликты. Очень точно ребята определили идею произведения, перечислили всех действующих лиц пьесы — сказки и указали различное отношение к ним: «Испытываю жалость к Снегурочке и Мизгирю», «Царь Берендей — добрый и заботливый», «Купава — несчастная, мне жаль ее», «Весна — мать, любящая свою дочь Снегурочку» «Дед Мороз — злой, но он боялся за свою дочь».
Итоги анкетирования в экспериментальном классе позволяют говорить об эффективности использования интерпретации при знакомстве с драматическим произведением, что позволило активизировать учащихся, их мыслительную деятельность, самостоятельность, интерес к прочтению. Освоение текста пьесы Островского «Снегурочка» будет более глубоким, если использовать изучение произведения в связи с другими видами искусства, которые будут способствовать развитию зрительных, слуховых, эмоциональных образов произведения и читательского восприятия произведения в целом.
Заключение
Читательское восприятие рассматривается как основа школьного анализа художественного текста. Специфика анализа зависит от читательского опыта и художественных особенностей изучаемого произведения. Скорректировать и углубить читательское восприятие возможно посредством применения интерпретации произведения в других видах искусства.
Задания, предложенные для эксперимента, обусловлены спецификой пьесы-сказки и особенностями читательского восприятия драматического текста учениками 6-го класса, и прежде всего открытостью эмоционального состояния детей этого возраста. Различные виды предложенных работ были нацелены на освоение позиции автора, на формирование восприятия и осознания законов построения драматического текста, а также ориентированы на творческую и исследовательскую работу.
Экспериментальная проверка проходила в 6 классе КГУ «ОСШ № 22 г. Темиртау».
Для выявления динамики читательского восприятия было проведено анкетирование, результаты которого позволяют судить о некоторых положительных изменениях в восприятии драматического текста. Особенно ярко это проявилось в возросшем внимании к стилю писателя и к отбору им языковых средств при создании пьесы — сказки «Снегурочка».
Использование иллюстраций, репродукций, музыки, мультипликационного фильма — дали более высокий уровень читательской рецепции и воспроизведения текста при отсроченном контроле, более точное и глубокое понимание авторской позиции и основной мысли текста.
Анализ цветовой гаммы рисунков позволяет судить об эмоционально позитивном восприятии пьесы. Также мы можем отметить высокий уровень активности в процессе изучения пьесы. В целом, выполненная работа (анализ ответов учащихся, хорошая воспроизводимость текста, вычленение наиболее значимых проблем, понимание роли детали, комментирование авторской позиции) позволяет сделать вывод о возможности успешного освоения произведения шестиклассниками.
Эффективность использованного нами «составления сценария» оказалась несколько ниже ожидаемой, но вместе с тем, добытые учащимися в процессе этой работы знания позволили им более ярко воспринять мир драматического произведения.
В процессе работы мы пришли к выводу, что анализ должен не подавлять, а усиливать эмоциональное восприятие и углублять понимание учащимися художественного текста. А для этого необходимо осуществлять связь литературы с другими видами искусства.
Следует также отметить, что читательское впечатление учащихся и интерпретация произведения, позволяют повышать значимость первоначальных наблюдений над текстом, развивать творческое воображение, создавать интерес к анализу текста через наблюдения над идейно-композиционной значимостью отдельных эпизодов, диалогов, описаний.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/romanticheskie-traditsii-v-snegurochke-ostrovskogo/
1 Альшванг А. П.И.Чайковский. — Изд. 3-е. — М.: Музыка, 1976. — 916с.
Арзамасцева И.М. Детская литература. — М.: Академия, 1977. — 310с.
Васнецов В. Работает над образом «Снегурочки». 1985 // Искусство. — 2002. — №5 — С. 8-9.
История русской литературы XIXв. / Под ред. С.М. Петрова. — Т. II. — М.: Просвещение, 1963. — С. 300-344.
История русской литературы в III томах / Литература второй половины XIX — начала XXвв. — Т. III. — М.: Наука, 1964. — 903с.
Кальмановский Е. Сказки и мысли // Новый мир. — 1961. — №2. — С. 205-215.
Ко Ен Ран. Художник в мире берендеев // Вестник МГУ «Серия филология». — 2002. — №1. — С.142 — 147.
Коган Д. Мамонтовский кружок. — М.: Изобр. иск-во, 1970. — 218с.
Кунин И.Ф. Николай Андреевич Римский — Корсаков. — М., 1989. — С.40-47.
Лакшин В.Я. А.Н. Островский. — М.: Искусство, 1976. — 528с.
Лебедев. Снегурочка // В середине века. — М., 1989. — С.98-109.
Луначарский А.В. «Снегурочка» А.Н. Островского. / Собр. сочин., 8-ми т.т., — Т.III. — М.: Худ. Лит., 1964. — 14с.
Маньковский А.В. «Русалка А.С.Пушкина и Снегурочка А.Н..Островского» // Вестник МГУ «Серия филология». — 2002. — № 3. — С. 121-128.
Наследие А.Н.Островского и мировая культура. — М.: СССР, 1974. — 352 с.
Ревякин А.И. Идеи, темы и социальные характеры драматургии А.Н.Островского. — Изд. 2-е,. — М., просвещение, 1974. — С. 140-142.
Тумашена Н. Чайковский: Путь к мастерству. 1840-1877. — Ч. 1. — М.: Изд-во АН СССР, 1962. — 559с.
Штейн А.Л. «Мастер русской драмы» // Этюды о творчестве Островского. Советский писатель. — М., 1973. — 432с.
Приложение
Тест.
Какой конфликт положен в основу пьесы:
а) Снегурочка не может любить
б) Размышления о драматизме судьбы человека
в) Страстное желание Снегурочки обрести счастье
г) Противостояние Мороза и Солнца
— Сколько конфликтов положено в основу пьесы:
а) внешний
б) внутренний
в) внутренний и внешний
г) нет конфликта
— Какой художник выполнил эскизы костюмов к пьесе «Снегурочка»:
а) Шишкин
б) Васнецов
в) Репин
г) Антокольский
— Какой композитор написал одноименную оперу по пьесе А.Н.Островского «Снегурочка»:
а) Моцарт
б) Чайковский
в) Бах
г) Римский — Корсаков
— Где происходит действие в пьесы:
а) в стране берендеев, в доисторическое время
б) в лесу, на границе весны и зимы
в) на красной горке
г) в русской деревне
— Из скольких частей состоит пьеса — сказка Островского «Снегурочка»:
а) из 4 действий
б) из 3 действий и пролога
в) из 5 действий и пролога
— Укажите действующих лиц пьесы:
а) Герасим, Светлана, Снегурочка, Лель
б) Купава, Лель, Мизгирь, Бобыль
в) Мизгирь, Снегурочка, Ерошка, берендей
г) ребята, берендеи, скоморохи, гусляры
— Что подарила Весна своей дочери Снегурочке:
а) новую жизнь
б) счастье
в) любовь
г) бессмертие
— К какой группе действующих лиц относится Снегурочка:
а) воплощающие природные силы и стихии
б) к обеим группам
в) представляющие мир берендеев
г) ни к одной из групп
— Когда наступает кульминационный момент в пьесе:
а) когда Снегурочка попадает к берендеем
б) в сцене обретения дара любви
в) в прологе
г) в конце пьесы
Ключ ответов:
12345678910гвбгагбвбб