Курсовая работа развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Проблема развития творческого детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Значение воображения, фантазии в жизни маленького ребенка отмечали практически все психологи. Некоторые из них (Д. Дьюи, В. Штерн) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) указывали на относительность высокого уровня детского воображения, который можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов.

2 стр., 801 слов

Презентация «Развитие творческих способностей у детей старшего ...

... творческого развития и саморазвития личности ребенка дошкольника приобрела особую актуальность. Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как ... дело до конца. Направления работы по развитию творческих способностей 1 Работа с бумагой Работа с бумагой 2 Конструирование ...

Воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Однако особенно значимым является выявление специфики воображения и его закономерностей при изучении дошкольного детства, когда, как справедливо указывал Л.С. Выготский, закладываются основы развития этого процесса.

Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем в психологии.

Таким образом, существует противоречие между потребностью современного общества в творчески активных личностях и недостатком практики в дошкольных учреждений, нехваткой методической литературы; между необходимостью в технологиях развития творческого воображения дошкольников и их недостаточной разработанностью.

Выявленные недостатки в теории и практике решения данной проблемы определили тему курсовой работы – «Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования, Объект исследования, Предмет исследования, Задачи исследования:

  • изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
  • рассмотреть методы диагностики уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
  • проанализировать педагогический опыт по проблеме развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Гипотеза исследования

Мы предполагаем, что развитие воображения у старших дошкольников во многом будет зависеть от того, какими приёмами, методами и средствами воспитатель будет руководствоваться в своей работе с детьми.

Методы исследования:

Экспериментальной базой нашего исследования явилось № 196 г. Кемерово.

Глава 1. Теоретические основы изучения условий развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

В сложной структуре человеческой психики есть удивительное свойство – воображение, или фантазия. Если при помощи восприятия и мышления человек узнает о свойствах, связях и отношениях вещей, явлений, существующих реально, то в воображении отражается и то, что было, но свидетелем чего человек не мог быть, и то, что есть, но недоступно по каким-либо причинам, и то, чего нет, но что может быть. Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти.

Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов. С развитием и усложнением трудовой деятельности совершенствовалось и воображение: оно рисовало картины более далекого будущего, дальние результаты. Воображение в собственном своем специфическом смысле слова может быть только у человека, который как субъект общественной практики реально преобразует мир.

30 стр., 14686 слов

Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной ...

... дипломной работе проанализированы теоретические взгляды психологов и педагогов-методистов на соотношение воспроизводящей и творческой деятельности в процессе обучения. На этой основе определяется их роль в музыкальном развитии учащихся. Музыкально-творческое развитие ...

В процессе развития оно сначала – следствие, а затем и предпосылка той деятельности человека, посредством которой он реально изменяет действительность. [22]

Воображение, таким образом, не абстрактная функция, а закономерно выступающая сторона сознательной деятельности. На этой основе развивается затем определенная способность, по мере того как воображение формируется в какой-нибудь конкретной творческой деятельности.

Само восприятие действительности часто преобразуется воображением под влиянием, чувств, желаний, симпатий и антипатий. Эти преобразования приводят тогда к искажению, а иногда к более глубокому познанию действительности.[22]

Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.

Воображение – познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-синтетическую деятельность человеческого мозга. Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез – объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В результате создается образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании [9].

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворить многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. [20]

В психологии выделяют следующие виды воображения:

Непроизвольное или пассивное воображение – новые образы возникают под воздействием мало осознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «безумного отдыха».

Произвольное, или активное воображение – это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (летчика, шофера, доктора, Бабы-Яги, брокера и т. д.).

6 стр., 2831 слов

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста ...

... с периодами развития изобразительной деятельности. Творческое воображение детей активно развивается при условии включения его в активные формы деятельности и, прежде всего, художественно-творческую. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей. Развиватьтворческое воображение можно ...

Необходимость построить свое поведение в соответствии с приятной на себя ролью требует активной работы воображения. Кроме этого надо вообразить недостающие предметы и саму ситуацию игры.

По оригинальности произвольное (активное) воображение делится на воссоздающее( репродуктивное) и творческое.

Воссоздающее, или репродуктивное воображение – это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже существуют. Они уже воплощены в определенных предметах культуры. При чтении художественной литературы, при изучении географических, исторических и других описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем говорится в этих источниках. Любой зритель, читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать писатель, рассказчик.

Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение. Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было[9].

Наиболее простым предметом создания творческих образов является агглютинация (в переводе с греческого – склеивание).

Этот прием состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового предмета. Этим приемом создавались мифические образы у древних народов (кентавр: туловище быка, шея и голова – верхняя часть человеческого тела; русалка: туловище и голова женщины, хвост – рыбы).

Так комбинируются некоторые механизмы, машины в настоящее время.

Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

Как отмечалось выше, воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;

зрелость – подчинение воображения уму интеллекту.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.

Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?

До 3 х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.

Изучать воображение можно в словесном творчестве, в речевой и

изобразительной деятельности, при понимании сказочных образов, при построении образов сказочных персонажей. Все эти методы по своему хороши, позволяют выявить и исследовать различные стороны воображения. Мы провели методики на базе МДОУ №196 города Кемерово в подготовительной к школе группе.

Проведенные методики имели цель выявить уровень развития воображения испытуемых. С это целью использовалась методика Е. Торренса «Неполные фигуры». Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей.

Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого акта»

(Е. Торренс) позволяет достаточно полно изучить особенности воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест — фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.

Детям было предложено задание. Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей. Результаты исследования приведены в таблицах

Таблица №1

Уровень развития воображения

Ф. И. ребенка

Круг

Квадрат

Треугольник

Группа

1. Валера В.

3

2. Кирилл В.

3

3. Эвелина Г

+

2

4. Муслим Д.

3

5. Семен Д.

+

+

2

6. Максим И.

3

7. Альбина К.

+

2

8. Таня М.

3

9. Катя Р.

3

10. Никита С.

3

11. Никита Со.

3

12. Никита О.

+

2

13. Игорь Х.

3

14. Маша Ч.

+

2

15. Алена Ш.

3

Таблица№2

Ф. И. ребенка

круг

квадрат

треугольник

1. Валера В.

колесо

портфель

дом

2. Кирилл В.

колобок

телевизор

елка

3. Эвелина Г

подсолнух

подъемный кран

косынка

4. Муслим Д.

будильник

телевизор

человек

5. Семен Д.

шарик

машина

колокольчик

6. Максим И.

будильник

дом

конверт

7. Альбина К.

мяч

телевизор

пилотка

8. Таня М.

солнце

змей

елка

9. Катя Р.

шар

дом

пирамидка

10. Никита С.

гриб

окно

дом

11. Никита Со.

ромашка

часы

человек

12. Никита О.

человек

дом

елка

13. Игорь Х.

солнце

телевизор

дом

14. Маша Ч.

яблоко

тумбочка

елка

15. Алена Ш.

солнце

картофель

дом

Все работы детей можно поделить на 3 группы.

1 группа – оригинальные изображения во всех трех случаях, высокий уровень развития.

2 группа – оригинальные изображения в одном — двух случаях средний уровень развития.

3 группа – нет оригинальных изображений низкий уровень развития.

Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.

Вывод: Представленные результаты показали, что работы в основном 2, 3 группы.

Таким образом детей с высоким уровнем развития воображения 0%, со средним – 33%, и с низким уровнем развития 67%.

Оригинальных изображений выполнено мало. Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы:

  • Круг – солнце, шарик;
  • Квадрат – телевизор, портфель, дом;
  • Треугольник – елка, дом, человек.

После этого была проведена методика «Модифицированный тест Роршаха».

Цель: Выявить у детей уровень творческого воображения; нахождение сходство изображения неясных очертаний с реальными объектами, образами.

Оборудование: 10 карточек с пятнами различной конфигурации.

Ход занятия. Дети должны указать на сходство чернильного пятна, с каким либо объектом, образом.

В результате проведения методики выделяются три типа ответов у детей: одни не могут найти сходства чернильного пятна с каким-либо объектом, другие указывают на сходство с одним объектом, третьи могут установить сходство с несколькими объектами. Результаты приведены в таблице 3.

Таблица 3

Модифицированный тест Роршаха

Ф. И. ребенка

Названия

Количество

1. Валера В.

Фонтан, башня

2

2. Кирилл В.

Букет, дерево, мороженое

3

3. Эвелина Г

Цветок, жук

2

4. Муслим Д.

бабочка

1

5. Семен Д.

Салют, барышня

2

6. Максим И.

Птица, рыба

2

7. Альбина К.

Божья коровка, жук

2

8. Таня М.

Заяц, медведь

2

9. Катя Р.

Филин,лягушка

2

10. Никита С.

куст

1

11. Никита Со.

факел

1

12. Никита О.

Ракета, голубь

2

13. Игорь Х.

Паук, павлин

2

14. Маша Ч.

Перо, цыпленок

2

15. Алена Ш.

Корабль, самолет,жук

3

Всего :

29

29

Два ребенка нашли сходство с тремя объектами, Остальные дети хуже справились с заданием.

Исследования уровня развития воображения показали,что основной процент детей составлял средний и низкий уровни развития воображения.

1.3Педагогический опыт работы по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Изучив теоретический вопрос по проблеме развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, перед нами встала задача выяснить, как реализуется эта проблема на практике. Для изучения практического опыта, мы поставили перед собой следующие задачи:

Таблица 4

Изучение педагогического опыта по проблеме развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

п/п

Название журнала

Год издания, № издания

Автор статьи

Название статьи

1

2

3

4

5

1. , 2.

Дошкольное воспитание

2006 , № 3 , № 5

Н. Захарюта , В. Кудрявцев

Современный подход к развитию творческой личности

Феномен детской креативности

3. , 4. , 5.

Дошкольное воспитание

2008 , № 12 , 2009 , № 9 , № 5 , 2011

Г. Ануфриева , С. Вдовкина , С. Погодина , И. Ильницкая, , Л. Остапенко

Воображение и творчество

Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личности

Творческая деятельность и психическое развитие ребенка

6

3

Н.Н. Глазкова

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

7.

Психологический журнал

2001 , № 5

Г.Д. Кириллова

Начальные формы творческого воображения у детей

8.

Дошкольная педагогика

2010 , № 8

Л.П. Иванова

Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования

Изучение педагогической практики показало, что в настоящее время накоплен определенный практический опыт по развитию творческого воображения в дошкольных образовательных учреждениях.

Развитие творческого воображения напрямую зависит от возраста ребенка. И. Ильницкая, Л. Остапенко отмечают, что до 3-х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом. В 4–5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. В 6–7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Г.Д. Кириллова указывает, что о первых проявлениях воображения свидетельствует умение ребенка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Одной из причин возникновения воображения, по ее мнению, является психологическая дистанция между ребенком и взрослым, ребенком и объектом его желаний. В игре малыш действует в условной воображаемой ситуации, но как взрослый, поскольку не может реально подражать всем привлекательным действиям старших.

Все рассмотренные нами авторы в своих разработках по развитию творческого воображения опираются на возрастные особенности детей.

В настоящее время в детских садах проводится специальная работа, направленная на развитие творческого воображения детей, так как дошкольный возраст — сензитивный период для развития этого процесса. На каких занятиях может осуществляться эта работа? Н. Захарюта считает, что наилучший вариант — это введение специальной программы занятий по развитию детского воображения. В последнее время появилось большое количество методических разработок. В частности, Общественной лабораторией методики изобретательства разработан специальный курс «Развитие Творческого Воображения» (РТВ).

В его основе лежит ТРИЗ, АРИЗ и теория развития технических систем Г.С. Альтшуллера. РТВ развивает не только творческое воображение, но и творческое мышление детей. Кроме того, Захарюта предлагает использовать методику развития детского воображения О.М. Дьяченко и Н.Е. Вераксы, а также специальные игровые тренинги воображения, разработанные психологом Е.В. Заикой.

Если нет возможности ввести дополнительные занятия, то воспитателю можно предложить использовать элементы ТРИЗ для развития творческого потенциала детей. Также на специальных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, развитию речи нужно давать детям задания творческого характера.

С. Погодина к видам деятельности, в которых происходит развитие воображения, относит занятия по рисованию. Она предлагает в развитии воображения задания на создание новых образов: «Дорисуй все, что захочется», «Оживи камешки», «Превращения», «Какая игрушка?», «Нарисуй такое животное, какого нет и не было на белом свете» и другие. Это по сути, творческие задания, поэтому нецелесообразно давать оценки детям типа «верно — не верно». Практически любое решение, которое подчинено задаче, оказывается верным, более или менее удачным.

Организуя работу с детьми по развитию воображения, С. Погодина предлагает обращать внимание на обучение различной технике рисования (кляксография, рисование пальцами, оттиск со стекла, рисование губкой, рисование по мокрому, набрызг, набрызг с помощью трафаретов, отпечаток комка бумаги, отпечаток ладони, ступни с преобразованием отпечатков в рисунок и др.).

Л.П. Иванова считает, что развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Хорошо развивают воображение игры с кляксами (кляксография).

Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Дети рассматривают изображение, определяют: «А на что же это похоже?» дорисовывают недостающие детали.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Н.Н. Глазкова также считает, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию творческого воображения дошкольников и делится опытом по организации в группе художественной мастерской, где есть все необходимое для самостоятельного творчества: бумага разного цвета, фактуры и формата, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь, акварель); инструменты для рисования (кисти тонкие и толстые), кусочки картона, различные по толщине нитки и веревочки, печатки и шаблоны, кусочки поролона, зубные щетки, трубочки, разноцветный скотч, вата и ватные палочки, салфетки разной фактуры.

Оформляется отдельная палка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения. Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях.

В. Кудрявцев предлагает развивать творческое воображение на музыкальных занятиях. На занятии, которое проводится в игровой форме, ребенок не ученик, а выдающийся композитор, который впервые на публике исполняет свое новое произведение. Группа детей («слушатели») встречает его овацией. Ребенок, вживаясь в образ, садится за инструмент и приступает к игре. Конечно, это элементарные созвучия. Но постепенно он начинает придавать звучанию все более экспрессивный характер, интонировать, делает первые робкие попытки импровизировать. От занятия к занятию у детей возрастает способность к решению музыкально-творческих задач.

Слушание литературного произведения также является одним из факторов, побуждающих ребенка выходить за пределы наглядно данного в область воображаемого. Г.Д. Кириллова показала, что слушание рассказов детьми опирается вначале на восприятие, затем на репродукцию опыта и, наконец, на воображение, на умение представить себе сообщаемое. Кроме того, на занятиях дети учатся придумывать собственные истории и , у многих отмечается оригинальность, развернутость сюжета, последовательность изложения. Собственные творения получаются эмоционально окрашенными, дети избегают повторений.

Методы развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста рассматривали Г. Ануфриева и С. Вдовкина. Они отмечают, что в процессе работы необходимо останавливаться на таких формах, средствах, методах и приемах, которые вызывают эмоциональный отклик у детей и дают положительные результаты. В качестве примеров приводят воображаемые путешествия; моделирование, конструирование, рисование; внеситуативно-личностные беседы по социальной проблематике; наблюдения; творческую игру «Бином»; рассказыванием (придумыванием) снов; интервьюирование; сочинения сказок; сюжетные творческие игры и многое другое.

Авторы приходят к выводу, что развитие воображения детей способствует совершенствованию психических процессов, эмоциональной сферы, творчества, а значит, личности в целом.

Однако, несмотря на положительные моменты в практике педагогов по развитию творческого воображения, следует отметить и недостатки. Существует мнение о чрезвычайно развитом воображении у детей. Однако воображение у дошкольников объясняется скорее слабостью развития фантазии и особенною живостью и яркостью представлений детей, обусловливающимися недостаточным развитием их интеллекта. У детей замечается недостаток в творчестве, а между тем сущность воображения именно и заключается прежде всего в творческой деятельности. Поэтому нужно стараться пробудить в детях эту потребность и приучить к ней. Следовательно, в развитии творческого воображения очень важна роль педагога.

Изучение литературы также показало, что ряд проблем по развитию воображения остаются недостаточно разработанными. К таким проблемам можно отнести следующие: зависимость развития воображения от особенностей личности ребенка; возможности повышения уровня развития воображения на протяжении дошкольного детства.

Выводы по первой главе

Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в сознании новых образов и идей путём переработки имеющихся представлений и понятий. Воображение подразделяется на виды: активное, пассивное, продуктивное, мечты, грёзы, сновидения. Выделяются три основные функции воображения: познавательная, эмоциональная, воспитательная (формирующая).

Существует несколько определённых классификаций видов воображения: по степени активности субъекта воображения; по предмету, материалу деятельности.

Фактором формирования воображения дошкольника является потребность в новых впечатлениях, общения со взрослыми, сверстниками, открывающим способы получения впечатлений. Процесс развития воображения подчиняется общему закону развития высших психических функций, воображение должно развиваться путём включения в управление овладением особых средств.

В воображении дошкольника играет большую роль общий замысел, словесно формулируемый воспитателем или коллективом играющих детей. Этому замыслу он начинает подчинять свои действия.

В процессе функционирования воображения дошкольника выделяют три основных этапа его развития. Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5 – 3 годам. Этот этап характеризуется прежде всего тем, что ребёнок овладевает предметным замещением, благодаря которому он усваивает действия с предметами,

Второй этап в развитии воображения относится к возрасту 4 – 5 лет. В этом возрасте ребёнок нацелен на усвоение норм , прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. Третий этап в развитии воображения 6 – 7 лет. В этом возрасте ребёнок способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их.

Заключение

Итак, воображение — это способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Всё — от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий — первоначально обязано силе воображения человека. Другими словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им.

Воображение подразделяется на активное и пассивное, а также воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное. Сновидения, галлюцинации, грезы и мечты также представляют собой разновидности человеческого воображения.

Преобразование действительности при помощи воображения происходит посредством нескольких основных способов: агглютинации, акцентирования, схематизации и типизации.

Наиболее интенсивно воображение развивается в дошкольном и школьном возрасте. Если воображение предошкольника вначале ещё очень ограничено и отличается пассивным воссоздающим и непроизвольным характером, то в дошкольном возрасте под влиянием воспитания, в связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов и усложнением его деятельности, происходит дальнейшее развитие детского воображения. Это развитие носит не только количественный, но и качественный характер. Воображение дошкольника не только более богато, чем у ребёнка раннего возраста, но оно приобретает новые, отсутствовавшие в преддошкольном возрасте черты.

В курсовой работе сделан анализ развития воображения старших дошкольников. Работа состояла из двух этапов:

  • а) теоретическое описание понятия «воображение» и его значения ;
  • б) проведение экспериментальной работы, направленной на выявление уровня развития воображения старших дошкольников;

— Раскрыта сущность понятия «воображение», описаны его функции, виды и психологические механизмы. На базе конкретного МДОУ проведена диагностика по развитию воображения старших дошкольников. Проведен анализ полученных результатов, предложены определенные рекомендации по дальнейшему развитию воображения детей.

Проведенное исследование показало, что в своих вымыслах дошкольники весьма изобретательны, их воображение носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Даже в тех случаях, когда воспитатель предлагает дошкольникам сюжет игры, они не механически его воспроизводят, а творчески развивают и дополняют предложенную тему. Однако в своем поведении старший дошкольник во многом следует образцам и представлениям, полученным от взрослых, поэтому в данном возрасте творческое воображение несколько снижается.

Уровень развития воображения детей в таком возрасте может существенно различаться, о чем свидетельствует анализ результатов проведенного эксперимента. Кроме того, воображение каждого ребенка имеет ряд индивидуальных особенностей, о которых необходимо знать как воспитателю или психологу, так и родителям.

В возрасте 5-6 лет в процесс воображения включается так называемое «ступенчатое планирование», которое приводит детей к возможности направленного творчества (пошаговые действия, последовательное нанизывание событий).

Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением действительности.

Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями и родителями с окружающей жизнью, ребёнок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение.

Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.

Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей.

Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение.

И, наконец, хорошо развитое воображение дошкольника станет залогом успешной учебы в школе.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/razvitie-tvorcheskogo-voobrajeniya-detey-doshkolnogo-vozrasta/

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие для студентов вузов по специальностям «Психология», «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и психология» / Г.А. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2005. – 691 с.

  2. Ануфриева, Г. Воображение и творчество [Текст] / Г. Ануфриева, С. Вдовкина // Дошкольное воспитание.- 2008.- № 12.- С. 48-52.

  3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская.- М.: Академия, 2002.- 320 с.

  4. Боровик, О.В. Развитие воображения [Текст]: методические рекомендации / О.В. Боровик. – М.: Сфера, 2000. – 112 с.

  5. Воспитание сказкой [Текст]: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.- Ростов на Дону: Феникс, 2000.- 170 с.

  6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский.- СПб.: Питер, 1997.- 210 с.

  7. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО, 2004. — 507 с.

  8. Григорович, Л.Г. Педагогика и психология [Текст]: учебное пособие / Л.Г. Григорович и Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2004. — 475 с.

  9. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко.- М.: Знание, 1996.-96 с.

  10. Жатсель, А. Воображение [Текст] / А. Жатсель.- М.: Гранд, 2006.-140 с.

  11. Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения [Текст] / Е.В. Заика // Вопросы психологии.- 1993.- № 2.- С. 34-37.

  12. Захарюта, Н. Современный подход к развитию творческой личности [Текст] / Н. Захарюта // Дошкольное воспитание.-2006.- № 3.- С. 21-27.

  13. Иванова, Л.П. Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования [Текст] / Л.П. Иванова // Дошкольное образование.- 2010.- № 6.- С. 3

  14. Ильницкая, И. Творческая деятельность и психическое развитие ребенка [Текст] / И. Ильницкая, Л. Остапенко // Дошкольное воспитание.- 2009.- № 5.- С. 49-53.

  15. Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании [Текст] / Л.С. Коршунова. – М.: Просвещение, 1989.- 190 с.

  16. Кравцова, Е.Е. Психологические новообразования в дошкольном возрасте [Текст] / Е.Е. Кравцова // Вопросы психологии.- 1993.- № 2.- С. 15-17.

  17. Кудрявцев В. Ребенок — дошкольник: к диагностике творческих способностей [Текст] / В. Кудрявцев, В. Синельников // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 9.- С. 34-39.

  18. Кудрявцев, В. Феномен детской креативности [Текст] / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание.- 2006.- № 5.- С. 71-78.

  19. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. — М.: Академия, 1999. — 456 с.

  20. Немов Р.С., Психология. Кн. 1,2. – М., 1994

  21. Погодина, С. Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личности [Текст] / С. Погодина // Дошкольное воспитание.- 2009.- № 9.- С. 75-80.

  22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПБ.: Питер, 1999.- 320 с.

  23. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И.В. Шаповаленко.-— М.: Гардарики, 2004. — 349 с.

  24. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 1999. – 358 с.