В трансформирующемся обществе в настоящее время возникает потребность в выработке принципиально новых подходов к оценке эффективности труда персонала предприятий, переосмыслении общественной ценности и определении качества деятельности работников предприятия с точки зрения профессионализма и морально нравственных позиций, что обуславливает необходимость изучения такого понятия как «профессиональная культура», носителем которого является личность профессионала, профессиональная группа, производственный коллектив. Профессиональную культуру необходимо связывать с результатами деятельности персонала предприятия, поскольку она является важнейшим системообразующим фактором производства, объективным, качественным индикатором формирования субъекта деятельности.
Идеальный образ современного специалиста характеризуется как яркая, самобытная, творческая, не лишенная харизматичности личность, способная ощутить проблемы и противоречия жизни и через свою индивидуальность пропустить время, через свою жизнь транслирующая жизненные ценности и образцы профессионального поведения. Интегративным стержнем личности будущего специалиста является профессиональная культура, позволяющая ему самоактуализоваться в профессиональной деятельности и жизни, найти личностные смыслы в образовании, а затем и приложение своего личностного потенциала. Профессиональная культура выступает как мера и способ реализации личности в творческой профессиональной деятельности: овладевая ценностями профессиональной культуры, личность формирует свое профессиональное «Я».
Изучение и оценка уровня профессиональной культуры персонала предприятий актуализируется в современных условиях необходимостью формирования новых подходов к оценке деятельности персонала с учетом его личностных и деловых качеств, влияющих на эффективность работы предприятий. Однако в научной литературе последнего периода времени не в достаточной степени рассмотрено влияние профессиональной культуры на трудовую деятельность персонала. Сложность решения проблемы заключается в том, что без ориентации на личность, ее инициативу, знания, умение, навыки, профессиональный опыт, входящих в структуру профессиональной культуры, невозможно повысить эффективность общественного производства и осуществлять построение любой экономической модели деятельности.
1. Понятие профессиональной культуры
Из теории культуры и из понимания профессионализма следует, что данным социальным явлениям суждено находиться друг подле друга, причем их союз, «тесный и неразрывный», рожден системой трудовой деятельности и социальных отношений. Профессионализм и культура встречаются на «поле» деятельности и отношений, и на этой «почве» произрастает новый социальный феномен, который называется «профессиональная культура».
Рекреационно-досуговая деятельность парков культуры и отдыха
... как форме и периоду отдыха после выполнения профессиональных, семейных обязанностей и удовлетворения естественных ... его социальной рекреационной деятельности. Биологически активное поведение и творческая социальная деятельность - две ... состоит не только из работы, но и досуга. И досуг, который экономисты почти полностью ... и интересам, во-вторых, традициям его родной культуры, в-третьих, поведенческим и ...
Профессиональная культура — это мера, качество деятельности человека в определенной, строго ограниченной области его профессии, в том виде деятельности, где он чувствует себя вполне комфортно, уверенно, свободно и раскрепощено. Ее понимают и определяют по-разному, в зависимости от дисциплинарного, т. е. свойственного данной научной отрасли, характера и интереса. Действительно, профессиональная культура рождается, живет и совершается в «живом огне» деятельности и вне ее не может реализоваться. Стремясь овладеть профессией, т.е. участвуя в каком-то виде трудовой деятельности, человек одновременно с этим приобщается и к общей культуре; именно в этом слиянии, соединении профессионализма и общей культуры появляется на свет и культура профессиональная, которая служит мерой, степенью и качеством самой деятельности человека, объективным показателем участия его в общественном развитии и совершенствовании всего социального организма. Как субъект деятельности участвует в прогрессе общества, так и культура (общая и профессиональная) способствует интеллектуальному росту самого индивида, подъему его сил и способностей.
Таким образом, профессиональная культура является объективным качественным индикатором формирования и субъекта деятельности, и среды его обитания; по характеру профессиональной культуры можно в целом судить и о самом обществе, и о его многочисленных составляющих: сферах, элементах, частях. одним из главных показателей профессиональной культуры является культура общения как средство обеспечения эффективности трудовой деятельности, теплоты человеческих связей как на работе, так и вне ее, взаимопонимания, соблюдения общего и служебного этикета, норм и правил человеческого общежития и поведения. Социальное и профессиональное общение отражает уровень состояния культуры, все ее достижения и недостатки. В профессиональной культуре, где необходима совместная деятельность, «посредством общения ценностные ориентации отдельных работников трансформируются в единство целей, достижение которых гарантируется соответствующей модификацией поведения людей» Профессиональная культура, будучи качественным индикатором отношения человека к труду, к сотоварищам, является сгустком культуры общения, общей культуры. Последняя создает базовый уровень и культуры общения, и профессиональной культуры. Все характеристики и требования общечеловеческой культуры распространяются на ее виды и сферы. Это, конечно, закон, которому подчиняется частное проявление его, устанавливая связи, единство, взаимозависимость и целостность историко-культурного процесса.
2. Субъекты и объекты профессиональной культуры управления
Субъект управления (руководитель) направляет объекту (работник) управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами. Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические либо морально-этические отношения. Важным моментом является то, какие мотивы побуждают субъекта управления к руководству, какие цели он при этом преследует. В том случае, когда цели управления (желаемое состояние объекта или желаемый результат его функционирования) совпадают с целями, преследуемыми субъектом управления, последний ориентирован на наиболее эффективное управление. Для того чтобы это существовало, необходимо соблюдение двух условий:
Управление сферой культуры: региональный аспект
... сфере культуры и досуга Естественно, что любая сфера деятельности, тем более социально-культурная, всецело зависит от политики, экономики и правового закрепления, урегулирования взаимоотношений между субъектами ... [10, 16].Управление сферой культуры является важным ... культуре» был первым «отраслевым» законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры. Культура ...
- субъект управления не должен иметь возможности достижения своих целей за счет управленческой деятельности в независимости от достижения целей управления;
- степень достижения субъектом управления своих целей за счет управленческой деятельности должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей управления.
Полная привязка потребности субъекта управления управлять к результатам функционирования объекта управления наблюдается в том случае, когда субъектом управления является субъект собственности. Если субъектом управления является не собственник, а исполнитель, призванный реализовывать функцию управления, потребность управлять у субъекта управления объективно не связана непосредственно со стремлением получения наилучшего конечного результата. Более того, эта потребность зачастую связана со стремлением субъекта управления удовлетворять свои исходные потребности, используя управление, но не ориентируясь при этом на конечные результаты, а в определенных случаях и во вред конечным результатам.
Объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.
Необходимым является наличие у субъекта управления рычагов воздействия (мотивации) на объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды (это условие определяет принципиальную возможность или невозможность субъекта управления осуществлять управление).
Для того чтобы механизм мотивирования приводил к достижению поставленных целей, необходимо выполнять следующие требования:
- он должен обладать действенностью на протяжении всего времени функционирования объект управления и не ослабевать по мере удовлетворения потребностей объекта управления. Этого можно добиться за счет комплексного использования рычагов воздействия, периодического чередования методов мотивирования ориентации, стимулирующих воздействий на удовлетворение стабильных долгосрочных потребностей;
- механизм стимулирования должен увязывать уровень стимулирования со степенью достижения конечных целей.
В настоящее время в мировой практике управления разработан и широко применяется достаточно большой арсенал средств стимулирования, отвечающих данным требованиям. Формирование механизма мотивирования должно строиться преимущественно на ситуационной основе.
Информационный подход к процессам управления различными системами представляется в виде системы с управлением, включающей три подсистемы: управляющую систему (систему управления), объект управления и систему связи.
Роль средств массовой информации в современной России
... и культурной манипуляции в рамках трех вопросов: СМИ манипулировании личностью, средства массовой информации в системе культурных предпочтений молодежи, роль СМИ в политической социализации личности. 1.Роль СМИ в российском гражданском обществе 1 Роль СМИ в развитии принципов гражданского ...
Согласно информационному подходу, управление рассматривается прежде всего как процесс преобразования информации: информация об объекте управления воспринимается управляющей системой, перерабатывается в соответствии с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления. Процессы получения информации, ее хранения и передачи в этом случае отождествляются с понятием связь. Переработка воспринятой информации в сигналы, направляющие деятельность в объекте, отождествляется с понятием управление. Если системы способны воспринимать и использовать информацию о результатах своего функционирования, то говорят, что они обладают обратной связью. Обратная связь создает возможность эффективного управления в изменяющихся условиях функционирования объекта управления даже в тех случаях, когда возмущающие воздействия не могут быть измерены или когда их влияние заранее не известно.
Системы с управлением, или целенаправленные, называются кибернетическими. К ним относятся технические, биологические, организационные, социальные, экономические системы и др.
Основными группами функций системы управления являются:
- функции принятия решений (преобразования содержания информации)- выражаются в создании новой информации в ходе анализа, планирования (прогнозирования) и оперативного управления (регулирования, координации действий).
Это связано с преобразованием содержания информации о состоянии объекта управления и внешней среды в управляющую информацию при решении логических задач и выполнении аналитических расчетов, при порождении и выборе альтернатив. Эта группа функций является главной, поскольку обеспечивает выработку информационных воздействий по удержанию в существующем положении или при переводе системы в новое состояние;
- рутинные функции обработки информации охватывают учет, контроль, хранение, поиск, отображение, тиражирование, преобразование формы информации и т.д. Эта группа функций преобразования информации не изменяет ее смысл, т.е. это рутинные функции, не связанные с содержательной обработкой информации;
— функции обмена информацией связаны с доведением выработанных воздействий до объекта управления и обменом информацией (ограничение доступа, получение (сбор), передача информации по управлению в текстовой, графической, табличной и иных формах по телефону, системам передачи данных и т.д.).
3. Взаимодействие субъекта и объекта управления
Совместная деятельность людей предполагает контакты между ними и обмен необходимой информацией. Только на этой основе люди, объединенные в организацию, могут достигать своих целей. Любая организация, в том числе и на уровне малой группы, обязательно имеет соответствующую систему коммуникаций (связей), которая обеспечивает обмен информацией между ее членами. Для осуществления любой коммуникации необходимы как минимум два человека — отправитель информации (коммуникатор) и ее получатель (коммуникант, или реципиент).
Отметим, что вся деятельность по управлению любым трудовым коллективом представляет собой не что иное, как постоянные коммуникационные акты, участниками которых являются его члены.
В соответствии с основными функциями современного производственного коллектива можно назвать следующие основные цели осуществляемых в нем коммуникаций:
Психология управления творческим коллективом в рекламном агентстве
... творческой деятельности и управления деятельностью творческих коллективов. Несмотря на высокую значимость упомянутых источников, в них недостаточно внимания уделено проблемам управления творческими коллективами ... группе, либо к более влиятельной личности; подавляет агрессивные наклонности; не очень ... деятельности члены коллектива должны разработать стратегию работы, организовать обмен информацией, ...
- решение официальных задач коллектива в сфере производственной или общественно-политической деятельности;
- удовлетворение социальных потребностей его членов (в общении, в привязанности, в информации и т.
д.).
Исходя из направления потока информации в организации, различают коммуникации нисходящие — направленные «сверху вниз» (от руководителей к подчиненным), восходящие — направленные «снизу вверх» (от подчиненных к руководителям), и горизонтальные — осуществляемые между членами трудового коллектива, равными по своему служебному положению.
Совокупность горизонтальных и вертикальных связей образует пирамиду коммуникаций, на вершине которой находится руководитель наивысшего (в данной организации) ранга, а в основании — рядовые работники, не имеющие подчиненных. В зависимости от количества управленческих уровней выделяются «высокие» или «плоские» пирамиды коммуникаций. Взаимодействие субъекта и объекта управления осуществляется посредством вертикальных коммуникаций (нисходящих и восходящих).
Под источником информации понимается лицо или группа лиц, составляющие определенное организационное целое и располагающие той или иной информацией. Эти данные кодирует на основе какой-либо системы знаков отправитель информации (коммуникатор) и передает далее сообщение соответствующему лицу или группе в целом. Иногда отправитель информации является в то же самое время и ее источником, однако их не следует полностью отождествлять.
Преобразование данных в те или иные сигналы производится отправителем информации посредством передатчика, в роли которого могут выступать биологические органы (например, голосовые связки) или технические устройства (например, автоматическое электротабло).
Эти сигналы поступают к приемнику, который, как и передатчик, представляет собой биологический орган или техническое устройство с функцией декодирования полученного сообщения. Коммуникационную цепь замыкает получатель информации (реципиент) — лицо или группа лиц, учитывающих, так или иначе, в своей деятельности полученные сведения.
Весь путь от отправителя информации до ее получателя называется каналом коммуникации (имеется в виду как физическая, так и социальная среда).
Следует отличать каналы от различных средств, используемых при передаче информации. В качестве таких средств выступают письменные документы, сообщения по телефону, радио, телевидению и т. д. Передача информации может быть осуществлена и непосредственным образом — когда участники коммуникации взаимодействуют на основе устной речи лицом к лицу.
Подчеркнем, что роли участников коммуникации нельзя разделить на активные (отправители информации) и пассивные (получатели информации).
Последние также должны проявлять определенную активность, чтобы адекватно интерпретировать информацию. Кроме того, отправитель информации и ее получатель могут меняться своими ролями в ходе коммуникационного процесса.
Для адекватного понимания какого-либо сообщения необходима определенная общность «тезаурусов» отправителя информации и ее получателя. В данном случае под тезаурусом понимается вся совокупность информации, которой располагает данный человек. Большие различия в запасе и характере информации препятствуют эффективным коммуникациям. Так, известно, что члены каждой профессиональной группы имеют свой специфический язык, широко используемый в практике их трудовой деятельности. С одной стороны, наличие такого языка помогает специалистам быстрее обмениваться информацией друг с другом, с другой стороны, использование ими элементов своего профессионального жаргона в общении с представителями других профессиональных групп отрицательно сказывается на взаимопонимании участников данных коммуникаций. Эффект коммуникации зависит также от ряда социально-психологических факторов, сопутствующих процессу передачи и восприятия информации.
Основы учебно-исследовательской деятельности» «Основные виды ...
... др.). 3.Основные виды источников научной информации. Научная книга Виды и назначение основных научных книг: Монография Сборник научных трудов, Диссертация Автореферат диссертации включает реферат, составленный автором ... изданиям («Трудам», «Запискам», «Известиям» и т.д.), в которых часто находятся материалы, интересующие самый узкий круг специалистов и отражающие направление деятельности ...
4. Соотношение понятий «Профессиональная культура» «Профессионализм»
Обладателя профессиональной культуры часто называют профессионалом, подразумевая человека высокой квалификации и мастерства. Нередко для оценки профессиональной культуры специалиста используют термин «профессионализм». На первый взгляд, понятия «профессионализм» и «профессиональная культура» можно рассматривать как равноценные при характеристике трудовой деятельности субъекта, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков. Вместе с тем между этими понятиями имеется существенное различие. На наш взгляд, следует согласиться с утверждением, что понятие «профессионализм» раскрывает преимущественно технологическую, функциональную сторону любой деятельности, выступая как итог и своего рода критерий деятельности. Профессиональная культура есть способ и одновременно оценка деятельности. Включая в себя содержательную область профессионализма, она отражает и сам процесс приобретения профессионализма. Культурный компонент определяет уровень развития самого субъекта деятельности, его личностно-деловые качества. В своем единстве понятия «культура» и «профессионализм» отражают многоаспектность и динамичность профессиональной культуры как социального феномена. Профессиональная культура включает в себя совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации, которую условно можно разделить на формальную, удостоверяемую сертификатом об окончании определенного учебного учреждения и подразумевающую систему необходимых для данной профессии теоретических знаний, и реальную, получаемую после нескольких лет работы в данной области, включающую совокупность практических навыков и умений, т.е. профессиональный опыт, который, с нашей точки зрения, и является неотъемлемой частью профессиональной культуры специалиста. Сущность профессиональной культуры на личностном уровне, как справедливо, выражается мерой освоения необходимых профессиональных знаний, навыков и умений, профессионального опыта, степенью интеграции профессиональных и социальных качеств личности; способностью применять совокупность наиболее рациональных способов, приемов работы в различных ситуациях, складывающихся в процессе деятельности и обеспечивающих ее высокую эффективность. В своем реальном функционировании профессиональная культура личности выступает прежде всего как совокупность конкретных социально-значимых профессиональных действий. Профессиональная культура, разделена, условно говоря, на две сферы: духовную и деятельностно-поведенческую. Духовная сторона, представляющая диалектическое единство профессионально-идеологического и психологического компонентов, включает в себя систему профессиональных знаний, убеждений, культуру профессионального мышления, профессиональные потребности, чувства, волевую готовность к осуществлению профессиональной деятельности. Деятельностно-поведенческая сторона объединяет профессионально-целесообразные способы деятельности и культуру поведения. Если судить с позиций классической англосаксонской социологии профессий, профессиональная культура формируется из людей, «которые обладают высоким статусом, материальным достатком и вузовским дипломом по соответствующей специальности, состоят в профессиональной ассоциации, имеющей властные полномочия, например, выдавать лицензию на ведение практики или лишать ее». С нашей точки зрения, это определение или взгляд весьма узки, так как отсекают массу профессиональных сообществ, которые обладают профессиональной культурой. Мы, говоря о профессиональной культуре, будем придерживаться более широких характеристик, таких как знания по специальности, в которой работает профессионал, имеет навыки, атрибуты и поведение, принятое в данном сообществе. Кроме того, в зарубежной литературе термин «профессиональная культура» зачастую подменяется понятием «идентификации личности и профессии» и означает слияние жизни профессионала с его деятельностью, при котором приобретенные им качества и свойства начинают проявляться во всех других сферах его жизнедеятельности и определяют его отношение к действительности. Итогом идентификации личности становится формирование профессионального типа личности. Профессиональная идентичность в советском обществе разделялась по признаку пола, существовали «истинно» женские профессии и мужские, но кризис 90-х годов прошлого века изменил ситуацию. Многие профессионалы, имея в своем багаже профессиональное образование, выстроенную карьеру, сформированные навыки, профессиональный опыт, связи, вынуждены были отказаться от профессии, а другие продолжили следовать профессии, несмотря ни на что. Профессиональная самореализация была оттеснена необходимостью выживания В профессиональном плане огромное значение приобретает мотивация, по мнению ряда учёных, это основной компонент сохранения профессиональной идентичности. Известно, что процесс взаимодействия личности и профессии в широком смысле является двусторонним. Формируясь в деятельности, приобретая свойственные представителям той или иной профессиональной группы, общности принципиальные черты, качества и свойства, личность оказывает преобразующее воздействие на саму деятельность. «Строя» себя, человек строит и профессиональную среду, делает вклад в развитие самой профессии Специалист-профессионал обладает «беспокойным» характером в плане стремления к использованию нестандартных, эффективных мер, средств и методов в работе. Эта личность — «исключение из правил», ориентированная на кардинальные изменения выработанных, традиционных подходов в деятельности. Известно, что объективность в оценке профессионализма личности и деятельности возможна при наличии и использовании различных параметров.
Культура профессиональной деятельности
Рассмотреть культуру профессиональной деятельности. 2. Рассмотреть понятия «культура», «профессиональная культура». 3. Охарактеризовать проблемы культуры, возникающие в профессиональной деятельности. Методологическую основу работы составляют исследования процесса формирования профессиональной деятельности; лингвистические и методические исследования по проблеме функциональной стилистики; ...
Профессиональная деятельность журналиста на информационно-музыкальной ...
... профессиональной деятельности приходится заниматься и этим. Этап предварительной подготовки - сложная и кропотливая работа ... региона, его истории, языка и культуры [20]. Специализация, безусловно, сужая ... радиоочерк, задачей которого является популяризация личности, и совсем другое - готовить ... во многих учреждениях предоставление информации по определенным вопросам резервировано за руководством. ...
К ним можно отнести: показатель владения практическим контролем и самоконтролем результативности, показатель профессионального сознания и самосознания, адекватности поведения в различных «производственных» ситуациях. Умение анализировать себя, свои действия и поступки, осознавать результаты, успехи, недостатки и неудачи — необходимый компонент наличия профессионализма личности и ее деятельности. В ряде зарубежных исследований особое значение придается такому показателю профессионализма, как профессиональная объективность и нейтралитет. Особенно это касается профессий, относящихся к системе «человек — человек». Профессионализм в данном случае заключается в умении сохранять баланс контролируемого эмоционального включения в практическую ситуацию. Рассматриваемые показатели профессионализма личности и деятельности носят элементы технологий и, следовательно, не являются объективно полными и исчерпывающими. Данные показатели лишь приближают нас к пониманию эталонной «идеальной» модели специалиста-профессионала. Профессионализм — особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Профессионализм рассматривается в качестве интегральной характеристики человека-профессионала. Профессионализм человека — это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека. Категория «профессионализм» довольно часто используется в исследовательской литературе по проблемам профессий и профессиональной деятельности. В одних работах дается определение этого понятия, в других его предметный смысл вытекает из контекста.
На основе анализа литературы можно выделить следующие группы определений профессионализма:1. Социологическое (деятельностное) определение: профессионализация как профессиональная реализация. Профессионализация рассматривается как принадлежность к определенному профессиональному сообществу, одна из форм самореализации человека в ходе его профессиональной деятельности, т.е. профессионализация в данном случае отождествляется с самим процессом профессиональной деятельности. 2. Социологическое (стратификационное) определение: профессионализация как обретение социального статуса через профессию. В рамках данного определения профессионализация понимается как «процесс, посредством которого должность влечет претензию на статус и, следовательно, вознаграждение и привилегии профессии». Обобщая эти определения, можно сделать вывод о том, что профессиональная культура представляет собой процесс овладения необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, адаптацию к профессиональной среде. Профессионализм есть результат этого процесса, показатель успешности его осуществления, качественная характеристика специалиста. Можно сказать, что профессионализм выступает и как некая социальная перспектива, которая в той или иной мере доступна каждому специалисту.
«Управление персоналом» : Роль публичного выступления в профессиональной ...
... работы: Гипотеза: Объект исследования: Предмет исследования: Задачи: Первая задача исследования, заключается в определении понятия публичного выступления, в изучении специфики проведения публичных выступлений и роли этих выступлений в профессиональной деятельности ... очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности. Сегодня, к сожалению, таких знаний ...
Профессионализм — это особое психологическое состояние личности: «профессионализм мы будем понимать не просто как высший уровень знаний и результаты человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания, психики человека…» Особое место в профессионализме занимает операциональный набор профессиональных ценностей, этический кодекс, диктующий правила поведения, с которыми представители профессии обязаны соотносить свои действия, чтобы оставаться профессионалами и быть достойными представителями профессионального сообщества. Понятие «профессионал» считает идентичным термину «специалист»: «термин «профессионал» означает, что человек знает и любит свое дело. Все профессионалы придерживаются определенных принципов…
Многие профессионалы имеют высокий статус, преданы своему делу и чувствуют удовлетворение от работы. Полупрофессионалы имеют «промежуточный» статус и могут иметь некоторый дискомфорт на работе».
Говоря о профессионализме, есть такое понятие, как «профессиональная зрелость», понимаемая как соответствие поведения личности задачам профессионального развития, т.е. каждый человек, характеризуемый способностями, интересами и свойствами личности, подходит для целого ряда профессий.
В последние годы на фоне экономической и политической стабилизации российского общества прослеживается определенная динамика в развитии трудовых и профессиональных отношений, постепенно восполняются пробелы в системе ценностных ориентаций личности. В современной России в трудовой мотивации личности устойчивую тенденцию получает стремление к профессиональному совершенствованию и профессиональному росту. Слова «профессионал» и «профессиональный», как правило, используются как что-то интуитивно ясное: «Он настоящий профессионал!» или: «Это действительно профессиональная работа!». Этим подчеркивается ценность профессионализма, что влечет за собой непременное уважение к его носителю, независимо от области профессиональной деятельности. Однако те же термины, примененные к киллеру или работнице коммерческого секса, звучат уже двусмысленно, заставляя усомниться в абсолютной ценности профессионализма.
Современная профессиональная культура развивается в условиях возрастания внимания общества к этике, в том числе и к профессиональной. В ХХ веке на смену этике свободы и справедливости приходит этика ответственности. Одной из важнейших движущих сил социальной динамики становится профессионализм как сложное, многоаспектное явление, предполагающее усиление социальной активности личности и повышение степени ее ответственности как за собственную судьбу, так и за эффективность экономических процессов в обществе.
Профессионализм — приоритетный фактор созидательного и прогрессирующего развития любого общественного организма и современной цивилизации в целом. В качестве основного принципа трудовой деятельности выдвигается необходимость постоянного обновления знаний и освоения новых профессий. В числе наиболее востребованных качеств работника выделяются широкий профессиональный профиль, динамизм, творчество, способность к грамотной оценке, социальная ответственность. Будучи важнейшей социальной характеристикой личности и качества человеческой трудовой деятельности, профессионализм представляет собой не только психологическую и этическую, но, главным образом, социальную проблему. Профессиональное развитие личности не сводится лишь к совершенствованию ее внутренних психологических структур: профессионализация личности является неотъемлемой составной частью ее социального и культурного развития. Практическое решение вопросов профессионализма и профессионального развития человека во многом зависит от возможностей философского осмысления этих проблем, изучение которых для отечественной социальной науки приобретает особую значимость. В то же время проблемы профессионализма как социального феномена недостаточно изучены в современной социологической литературе. Несмотря на то, что термины «профессионализм» и «профессионал» сегодня являются общеупотребительными, а выражение «Будущее за профессионалами» стало ходовым в общественно-политической лексике, специальных работ, посвященных комплексному теоретическому и историческому анализу этого явления практически нет. В немногочисленных социологических работах рассматриваются лишь некоторые аспекты становления и развития профессионализма в конкретных видах трудовой деятельности. Профессионализм в целом до сих пор не становился предметом специального систематического социологического исследования.
Следует отметить и другой немаловажный аспект данной работы, связанный с тем, что всестороннее междисциплинарное исследование профессионализма как социального и культурного феномена является предпосылкой и необходимым условием формирования программ развития данной тематики, что отвечает насущным исследовательским задачам социологии.
5. Факторы формирования современной профессиональной культуры
Понятие «профессиональная культура» получило широкое распространение в отечественной науке 80-х гг. 20-го столетия, что было сопряжено с разработкой культурологического подхода, с позиций которого рассматривались многие процессы и явления. Термин «профессиональная культура» подчеркивает, что культура здесь рассматривается в отношении специфического качества деятельности специалиста и раскрывает предметное содержание культуры, определяемое спецификой профессии, профессиональной деятельности и профессионального сообщества.
Профессиональная культура формируется под влиянием внешних факторов: государственная политика; степень усвоения демократических ценностей; поддержание идей равенства и принципы взаимоуважения, дающие возможность взаимодействовать на основе взаимопонимания и согласия. В современной России восприняты только некоторые из этих ценностей; специфика социально-профессиональных отношений: аспекты социальной стратификации общества, которые является одним из факторов. Среди внутренних факторов можно выделить социокультурное пространство профессии, создающее определенные ограничения или возможности; специфику отношений со смежными узконаправленными специальностями; аспекты информационно-коммуникативной деятельности профессионалов; индивидуальный профессиональный опыт.
В результате наших размышлений сделан вывод о том, что профессиональная культура формируется под влиянием внутренних и внешних факторов. К внешним факторам относятся:
- государственная политика;
- степень усвоения демократических ценностей: поддержание идей равенства и принципы взаимоуважения, дающие возможность взаимодействовать на основе взаимопонимания и согласия. В современной России восприняты только некоторые из этих ценностей;
- специфика социально-профессиональных отношений;
- аспекты социальной стратификации общества, которые является одним из факторов формирования образа профессионала, патриархатная культура порождает такие явления как гендерная асимметрия в социально-экономической сфере, отраслевая сегрегация, феминизация бедности идеология;
- степень развития научного знания и его отражение в системе образования.
Среди внутренних факторов можно выделить
социокультурное пространство профессии, создающее определенные ограничения или возможности; специфику отношений со смежными узконаправленными специальностями;
- аспекты информационно-коммуникативной деятельности профессионалов;
- индивидуальный профессиональный опыт.
Особенности анализа профессиональной культуры заключаются в том, что активизация использования этого социального феномена выпала на конец советского и первые годы постсоветского периода, то есть на период становления рыночных отношений. В российской науке всегда подчёркивалась теоретическая и практическая значимость изучения вопросов профессиональной культуры как элемента культуры. В силу этого, приобретает особую ценность социологический подход в анализе понятия, структуры, содержания профессиональной культуры работника. Вместе с тем актуальность исследования проблемы профессиональной культуры человека в любой сфере деятельности сегодня обусловлена не только ростом значимости субъективного фактора профессионализма — профессионального совершенства личности, ее инициативности, деловитости, творческого мышления, но и объективными особенностями развития профессиональных явлений в трансформирующемся обществе — изменениями в сфере экономики, совершенствованием профессиональной структуры общества, сменой профессиональных приоритетов и предпочтений.
Профессиональная культура — это социальный конструкт, который не может складываться сам собой и должен систематически, эффективно и надежно поддерживаться и развиваться профессиональным сообществом в самых разнообразных условиях. Профессиональная культура — совокупность норм, правил и моделей поведения людей — относительно замкнутая система, связанная со спецификой деятельности людей в современных условиях труда. В ней, как в любой другой отрасли культуры «действуют два начала — консервативное, обращённое к прошлому и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, обращённое к будущему и созидающее новые ценности» Профессиональная культура есть в каждой профессии, независимо от того, в общественном или частном сектора она находится. Профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. На формирование профессиональной культуры влияют как особенности самой профессии, так и объективные: общемировые тенденции в образовании, состояние системы образования и качество образовательных услуг, культура образовательного учреждения, престижность профессии в обществе, — и субъективные, к которым можно отнести общую культуру, мотивацию личности к получению профессионального образования, предрасположенность к социальной практике по специальности.
профессиональный культура трудовой персонал
Заключение
Завершая рассмотрение профессиональной культуры, необходимо сделать вывод о том, что ее важнейшими слагаемыми являются: освоение общей культуры, приобщение к ее достижениям, овладение профессиональным мастерством, полная творческая реализация профессиональных навыков, профессиональная компетентность в своем виде деятельности, грамотное, эффективное использование средств и методов при достижении цели, рациональность, расчетливость при осуществлении своей работы, возможность предвидения результатов труда, — великий дар прозрения, свойственный людям; и в первую очередь тем, кто «прозревает внутренние достоинства» предметов и вещей; далее, важными составляющими, профессиональной культуры являются способность и желание передать свои умения, знания, навыки, а также культура общения и, главное, нравственно-профессиональная этика. У профессионала его занятие, его созидательный труд служит критерием личной нравственности, соблюдения высокого принципа благоговения перед жизнью. Профессиональная культура, соединенная с нравственными нормами, профессиональная компетентность, сращенная с моральными установками, заставляют человека стремиться к более полному профессиональному и личностному, гражданскому самовыражению.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/professionalnaya-kultura-injenera/
1. Омаров А. М. Управление: искусство общения. М., 1999. С. 15.
— Иванова.И.B. Профессиональная культура управления: сущность, структура, динамика. — М.: МГУ, 2007,- 25 с.
— Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы. Ростов-н/Д.:Март, 2000,- 252с.
— Комбаров B.C. Профессиональная культура как способ реализации личности. — М, изд-во МГУ, 2007.- 21 с.
— Кочетов Г.Н. Механизмы процесса профессионализации. Томск.: изд-во ТГУ, 2005.- 173 с.
— Модель И.М. Профессиональная культура. Свердловск. СГУ, 2006.- 24 с.
— Виноградов В., Синюк А. Подготовка специалиста как человека культуры // Высшее образование в России. — №2.- 2000. — С. 41.
— Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. Л.: Наука, 2005.-167 с.
— Мухин М.Г. Организация и культура управленческого труда. — Горький., НИМБ, 2003.-230 с.
— Соколова Г.Н. Роль культуры в формировании личности. М.: Наука, 2005.-216с.