Предпринимательство в культуре

Предпринимательская деятельность на современном этапе развития рыночных отношений является одним из основных источников финансирования сферы культуры. Рыночные отношения, влияющие на изменение психологии общества и внедряющие новые типы социальных и нравственных ценностей, привели к весьма успешным с коммерческой точки зрения явлений, таких как шоу-бизнес, бизнес в сфере изобразительного искусства и антиквариата, антрепризные театры и т.д., удовлетворяющих спрос определенных слоев современного российского общества. Вхождение России в современное общемировое культурное пространство привело к повышению требований со стороны общества к результатам деятельности учреждений культуры. Международный уровень культурного продукта требует несоизмеримо больших, нежели прежде, финансовых и организационных усилий, новых материалов и технологий. Достичь современного уровня культурного продукта без предпринимательской деятельности, как особой формы экономической активности, основанной на инновационном самостоятельном подходе к производству и поставке на рынок товаров, приносящих доход и осознание своей значимости в современных условиях не представляется возможным.

Трансформация социально – экономической структуры общества при переходе от административно-командного механизма регулирования экономики к рыночным механизмам осуществляется во всех отраслях и сферах. Но динамика, глубина и масштабы процессов существенно отличаются друг от друга в социальной сфере, хозяйственно – производственных отраслях и народно – хозяйственных комплексах. Это обусловлено спецификой их функционального назначения в социально – экономической структуре общества. Предприятия и организации сферы культуры и искусства по своей природе, возникновению и развитию предопределены, в большей мере, быть на материально – техническом и финансовом попечении государственно – общественных структур, выполняя интеллектуально-духовные функции по распространению и развитию морально – нравственных, художественно – эстетических ценностей человеческого сообщества, информационно-исторических памятников, цивилизованного опыта и традиций поколений в сохранении и обустройстве окружающей среды обитания. Данные функции по своей сущности и содержанию не могут осуществляться в полной мере на частной, предпринимательской основе. Они предполагают общественно – государственную масштабность и социальную направленность мобилизации ресурсов воспроизводства объектов культуры и искусства.

Предпринимательство является ключевым элементом современной рыночной экономики, способствующим образованию регулируемого, социально ориентированного рыночного механизма, поддержанию здоровой конкурентной среды, обеспечению предпосылок для быстрого и устойчивого экономического роста.

13 стр., 6365 слов

Особенности менеджмента в сфере культуры и искусства

... в создании организационных и экономических условий саморазвития культурной жизни -- не больше, но и не меньше. И в этом заключается подлинное содержание специфики менеджмента в сфере культуры. Благоприятными условиями для организации менеджмента в социально ...

В России экономическая сущность предпринимательства остается не полностью раскрытой – его развитие сдерживает отсутствие адекватной правовой среды, обеспечивающей надежные юридические гарантии прав и интересов субъектов бизнеса, недостаточность и неэффективность мер их государственной поддержки.

Потребность в совершенствовании действующего законодательства обусловливает необходимость обращения к изучению теоретических основ и экономико-правовых аспектов предпринимательства, к комплексному изучению практических проблем в деятельности субъектов бизнеса в России.

Объектом исследования данной курсовой работы является деятельность учреждений сферы культуры в современных социально – экономических условиях.

Предмет исследования – предпринимательская деятельность в сфере культуры.

Целью курсовой работы является рассмотреть на теоретическом уровне сущность и специфику предпринимательской деятельности в сфере культуры и на практическом уровне разработать рекомендации по развитию предпринимательской деятельности для конкретного учреждения культуры ……….

Из цели вытекают

  • рассмотреть теоретические основы предпринимательской деятельности, в том числе определить сущность и принципы предпринимательства, охарактеризовать основы госрегулирования предпринимательской деятельности в РФ, выявить специфику правового обеспечения предпринимательской деятельности в сфере культуры;

— дать оценку предпринимательской деятельности на примере ………. централизованная клубная система» г……………, в том числе охарактеризовать базу исследования и ее основные показатели, проанализировать ситуацию на рынке культурных благ в г….., разработать мероприятия по повышению эффективности работы МКУК «МЦКС».

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. В первой главе данной работы рассмотрены теоретические основы предпринимательской деятельности, правовое обеспечение и государственная поддержка предпринимательской деятельности в сфере культуры.

Во второй главе дан анализ ситуации на рынке культурных благ г……………. области, разработаны мероприятия по повышению эффективности работы МКУК «МЦКС».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Сущность и функции предпринимательства

Предпринимательство – самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [7].

Наиболее развернутая характеристика предпринимательства дана в первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), где говорится, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. ГК РФ комплексно определяет сущность предпринимательской деятельности, которой является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [6]

22 стр., 10895 слов

Культурно-досуговая деятельность

... деятельности в жизнедеятельности челове­ка Человек сравнительно легко способен сформулировать цели и моти­вы своего досуга, ... и др. содержанием досуговой деятельности непосредственные переживания, впечатления и ... досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой. 1.4 Субъекты культурно-досуговой деятельности ...

В соответствии с трактовкой понятия предпринимательской деятельности, установленной в гражданском кодексе РФ, можно выделить несколько характерных черт и особенностей предпринимательства [7]:

1) предпринимательство – это самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений. Никто не может кого-нибудь принудительно заставить заниматься этой деятельностью;

2) предпринимательство – это не просто самостоятельная, но инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества;

3) предпринимательство – это деятельность рисковая, поэтому, прежде чем стать предпринимателем, надо помнить, что ты будешь рисковать и преодолевать сопротивление среды. К тому же государство не берет на себя ответственность за возможные неудачи;

4) предпринимательство — это не разовая сделка, а процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли законным путем. Следовательно, это профессиональная деятельность, так как, чтобы «систематически получать прибыль», нужно действовать компетентно, профессионально длительное время;

5) предпринимательство – это законная деятельность, осуществляемая в соответствии с правовыми законодательными актами;

6) гражданским законодательством установлен основной мотив осуществления предпринимательской деятельности — получение прибыли, а чтобы этого добиться, нужно предложить потребителям товары (работы, услуги).

Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность последовательно или параллельно осуществляемых сделок, каждая из которых ограничена сравнительно непродолжительным, четко очерченным временным интервалом.

При этом под сделкой понимается основанное на письменном договоре или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйствующих субъектов в интересах получения взаимной выгоды. Определение предпринимательства будет выглядеть неполным, если не обрисовать образ главного действующего лица – самого предпринимателя.

Предпринимателем, или субъектом предпринимательс тва, согласно принятому законодательству может быть гражданин страны, признанный дееспособным в установленном законом порядке (не ограниченный в дееспособности).

Граждане иностранных государств и лица без гражданства могут выступать в качестве предпринимателей в пределах правомочий, установленных законодательством [5].

Наряду с индивидуальным и частным допускается коллективное предпринимательство. В роли коллективных предпринимателей (партнеров) выступают объединения граждан, использующие как собственное, так и приобретенное на законном основании имущество. Официальный статус предпринимателя приобретается посредством его государственной регистрации либо как участника индивидуального предпринимательства (без применения наемного труда), либо как предприятия (с допустимым привлечением наемного труда в рамках, определяемых законом).

Предприниматель может выступать при этом и как физическое, и как юридическое лицо [5].

Законодательство о предпринимательстве предусматривает возможность осуществления предпринимательской деятельности с использованием средств производства, имущества, ценностей как самим их собственником, так и другим субъектом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения, предоставленном собственником.

12 стр., 5820 слов

Культура предпринимательства (3)

... предпринимательства. Для достижения поставленной цели следует решить необходимые для этого задачи: изучить историю культуры предпринимательства; рассмотреть смысл культуры предпринимательства; исследовать корпоративную культуру предприятий; раскрыть предпринимательскую этику и этикет. В курсовой работе ... культура предпринимательства. Наиболее полное выделение предпринимательской деятельности, ...

При рассмотрении сущности предпринимательства следует исходить из того, что оно является категорией рыночной экономики, возникает для реализации цели этой системы отношений. Мотив получения прибыли свободным производителем, на свой риск организующим хозяйственную деятельность, является основным и фундаментальным для понимания сущности предпринимательства.

Современное понимание сущности предпринимательства в значительной мере раскрывается в работах теоретиков постиндустриального общества, которое, по их мнению, должно прийти на смену современному капиталистическому. Так, американский социолог Вильям Ростоу отмечал, что среди факторов экономического роста важную роль будет играть склонность людей к инновациям и материальным усовершенствованиям [1].

Французский теоретик постиндустриального общества Раймон Арон утверждал, что присущее такому обществу рационализаторство будет сопровождать дух научности, прогресса, рационального управления, экономического развития и демократии [3].

Учитывая это, а также характеристику предпринимательства данную Й. Шумпетером и другими экономистами, можно выделить важнейшие его функции: новаторская, организационная, хозяйственная, социальная и личностная [13].

Новаторская функция – содействие процесса продуцирования новых идей (технических, организационных, управленческих и др.), осуществление исследовательских разработок, создание новых товаров и услуг и т.п.

Организационная функция – внедрение новых форм и методов организации производства, новых форм заработной платы и их оптимальное объединение с традиционными, рациональное объединение форм единичного разделения труда, основных элементов системы продуктивных сил и контроль за их выполнением.

Хозяйственная функция – наиболее эффективное использование трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов.

Социальная функция – изготовление товаров и услуг, необходимых обществу, соответственно главной цели, требованиям действия основного экономического закона.

Личностная функция – самореализация собственной цели предпринимателя, получение удовлетворения от своей работы. Например, при опросе мелких компаний Великобритании, выяснилось, что подавляющее большинство их (свыше 80%) главным стимулом своей предпринимательской деятельности считает не личное обогащение, а возможность ощутить себя независимым и иметь удовлетворения от собственной работы [11].

Итак, предпринимательство – самостоятельное организационно-хозяйственное новаторство на основе использования разных возможностей для выпуска новых товаров или старых новыми методами, открытие новых источников сырья, рынков сбыта с целью получения прибылей и самореализации собственной цели.

В Законе Российской Федерации «О предприятии и предпринимательской деятельности» отмечается, что «предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли» [18].

13 стр., 6216 слов

Организационные и правовые основы предпринимательской деятельности ...

... потребностей человека. Предпринимательство в сфере культуры - специфическая область человеческой деятельности, возникшая в результате интеграции двух сфер - культуры и бизнеса. Цель этой работы Из этой цели вытекают следующие задачи: изучить специфику предпринимательской деятельности в сфере искусств; рассмотреть особенности ...

Вероятно, справедливо, что этот закон не применяется по отношению к юридическим лицам, гражданам и их объединениям, занимающимся деятельностью, не преследующей цели получения прибыли.

Предпринимательская деятельность в этом Законе взаимосвязана с деятельностью предприятия, вследствие чего «статус предпринимателя приобретают посредством регистрации предприятия» [18].

Однако в Гражданском кодексе РФ предусматривается индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица, которая осуществляется в рамках общих правил предпринимательства, регулирующих деятельность юридических лиц.

Главное содержание предпринимательства в сфере производства заключается в нахождении и формировании спроса на продукты (выполненную работу, оказанные услуги) и удовлетворении его путем изготовления (создания) и продажи продуктов (выполненных работ, оказанных услуг) в качестве товара.