Публичная ораторская речь

тезиса. До тех пор пока слушатели не поймут, о чем вы собираетесь говорить, их внимание будет рассеянным, несосредоточенным. Помните, что если вы затягиваете изложение сути дела, то раздражение аудитории растет в геометрической прогрессии.

  • Определите главную мысль, расчлените ее на отдельные составляющие. Это членение должно быть проведено последовательно на основе одного принципа. Составляющие главную мысль компоненты должны быть соразмерны по важности, связаны между собой в одно целое. Каждая составляющая вашей главной мысли будет представлять отдельную часть вашего выступления, которая может быть названа по ключевому слову этой части выступления.
  • Начинайте изложение содержания с самых главных, основополагающих тезисов. На конец оставьте второстепенные, дополнительные компоненты.
  • В случае необходимости подберите к каждому тезису соответствующую информацию: статистические данные, сведения по истории вопроса, результаты социологических опросов и т.п.
  • Свое мнение можно подкрепить ссылкой на лицо, которое признано авторитетным. С этой целью целесообразно привести цитату, пересказать другой текст, воспроизвести элементы личной беседы и т.п.
  • Высказываемая мысль будетболее убедительной, если вы под­крепите ее примерами.
  • Приводя аргументы в обоснованиесвоего мнения, расположи­те их таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Поставьте самые сильные аргументы в конце. Конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый.
  • Оцените непротиворечивость всего текста в целом.Проверьте,насколько соответствует последовательность изложения материала поставленной цели, характеру аудитории, конкретной речевой ситуации, сложившейся к моменту начала вашего выступления.

Наиболее типичные погрешности выступления: значительные отступления от основного содержания, непоследовательность, несо­размерность отдельных частей, неубедительные примеры, повторы.

Каждому выступлению свойственна своя специфика подготовки, но это не означает, что общие принципы работы над текстом выступ­ления отсутствуют.

1.2. Информационное обеспечение выступления

Следует заранее продумать, какие цифры вы приведете. В речи не должно быть много цифрового материала, так как большое ко честно цифр утомляет слушателей, заслоняет главное. Цифры должны быть понятными, опираться на реальные фоновые знания аудитории. Например, широкой аудитории малопонятны или непонятны совсем цифровые данные об урожайности, надоях, количестве выработанных или затраченных энергоресурсов, спортивных рекордах и т.д. Поскольку редко кто может знать, какова урожайность, скажем, ржи или ячменя в средней полосе России и т.п., такие показателя следует приводить в сравнении. В аудитории, составленной из спе­циалистов, цифрового материала может быть больше. Фоновые зна­ния специалиста позволяют ему усваивать этот материал более бы­стро и легко.

7 стр., 3011 слов

Структура ораторской речи, её подготовка и выступление

Целью ораторской речи является измерение мировоззрения слушателей в определенной области и воздействие на их поступки. «До того, как Вы закончите выступление … нужно внушить Вашей аудитории, что она должна что-то ... не заметят, и незачем говорить им об этом. «Зачем оскорблять свою аудиторию, внушая ей мысль о том, что вы не сочли нужным подготовиться и любое старое ...

(население Н. составляет почти

При подготовке текста выступления отдельное, самостоятельное направление работы составляет работа с цитатами. Назначение цитаты может быть различным. Одни цитаты рассчитаны па эмоции; другие апеллируют к сознанию, убеждают приведенным фактичес­ким материалом, третьи опираются на авторитет источника.

1.3.Контакт с аудиторией

Постоянный контакт с аудиторией — ключевая проблема ораторского выступления. Если контакта с аудиторией нет, то либо теряет смысл само выступление в целом, либо резко снижается его эффективность. Работа по поддержанию контакта многопланова и одновременно ведется в нескольких направлениях.

Для успешного общения с аудиторией, постоянного контакта очень важно внести в выступления элементы диалога. Диалог – основная коммуникативная форма речи. Именно диалог представляет собой изначальную, первичную форму существования языка, отвечающую самой природе человеческого мышления, которое по своей природе диалогично. Любое сказанное или предполагаемое слово представляет собой реакцию на чужое слово.

О контакте с аудиторией следует помнить еще при подготовке текста выступ ления. Существуют специальные речевые действия, назначение которых — установление и поддержание контакта. К ним относятся: обращение, приветствие, комплимент, прощание. Варианты этих речевых действий хорошо разработаны и приводятся в пособиях по речевому этикету. Следует выбрать для себя несколько вариантов каждого из этих действий и хорошо освоить их в интонационном отношении, в отношении стиля. Начинать выступление без приветствия и обращения можно лишь на сугубо деловом совещании в узком кругу специалистов, встречи с которыми в происходят достаточно часто. Обращения могут и должны употребляться и в центральнойчасти выступления, они активизируют внимание слушателей.

Метатекст —

|

1.4.Синтаксические особенности

Поскольку устная речь необратима, говорящий должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с первого раза воспринималась слушателями. Обязанность выступающего — свес­ти к минимуму затруднения при восприятии речи. При этом прежде всего следует иметь в виду некоторые синтаксические параметры текста.

1. Простые предложения и части сложных предложений не должны быть чрезмерно длинными. Предел оперативной памяти ограничен длиной словесной цепочки, состоящей из 5—7 слов.

2. Более легко воспринимаются такие типы конструкций, которые тяготеют к сфере разговорной речи. По структуре эти конструкции представляют собой предложения нераспространенные и малораспространенные, односоставные (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные), неполные, неосложненные. Эти конструкции могут быть как самостоятельными предложениями, так и частями сложных предложений.

13 стр., 6376 слов

Пробуждает особый интерес к детской речи, к законам словообразования ...

... к нему равнодушно, любить в нем живое и ненавидеть мертвечину и штамп. Борьба Корнея Ивановича Чуковского с бюрократизацией, оканцеляриванием языка, его неутомимые призывы оберегать нашу речь ... героев книги Чуковского и современных детей. При составлении данной работы автор использовал книгу «Жизнь и творчество Корнея Чуковского» [2], где дается описание жизни и творчества К.И. Чуковского. В статье ...

3. Нежелательно употреблять конструкции страдательного зало­га. Ихестественная сфера функционирования — официально-дело­вой стиль, тексты, рассчитанные прежде всего на передачу и сохра­нение информации, а не на воздействие.

1.5. Лексические особенности

=ние, =тие,

При подготовке ораторского выступления нельзя злоупотреб­лять также использованием терминов: не перегружайте текст терми­нологией и не используйте узкоспециальные термины.

2. Логика, этика, эстетика речи

2.1. Правила построения ораторской речи

Логические аспекты выступления изучены и разработаны достаточно глубоко, и с ними можно познакомиться в специальной литературе. Приведем несколько практических советов, которые следует помнить и которыми необходимо руководствоваться во время выступления:

  1. Будьте последовательныв своей речи.Не переходите к следу­ющему пункту выступления, пока не закончите предыдущий. Многократное возвращение к недосказанному производит крайне неблагоприятное впечатление.
  2. Начинайте выступление с наиболее существенных положений, оставляя на конец частное и второстепенное.
  3. Не тратьте время на то, что не является необходимым,без чегоможно обойтись в выступлении.
  4. Не повторяйтесь. Если считаете необходимым повторить ска­занное, оговорите это специально. Дайте понять,что это наме­ренное повторение.
  5. Не уходите в сторону от обсуждаемого вопроса; не отвлекай­тесь на посторонние, малозначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры и т.п.
  6. В конце выступления обобщите сказанное и сделайте выводы.

2.2. Логические законы

Готовя выступление, следует учитывать основные логические законы.

  1. Закон тождества. Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественнасамой себе. Этот закон требует, чтобы в выступлении данная мысль о каком-либо предмете, событии должна иметь определенное устойчивое содержание, сколько бы раз и в какой бы форме к ней ни возвращались.
  2. Закон непротиверечия. Два несовместимых друг с дру­гом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайней мере одно из них необходимо ложно.
  3. Закон исключенного третьего. Утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными, одно из них необходимо истинно, другое — необходимо ложно. Если в выступлении сформулировано какое-то положение в виде вы­сказывания, а затем — его отрицание, то одно из этих высказываний будет истинным, а другое — ложным.
  4. Закон достаточного основания. Всякая мысль при­знается истинной, если она имеет достаточное основание. Посколь­ку наши суждения, высказывания могут быть истинными или ложны­ми, то, утверждая истинность высказывания, следует дать обоснова­ние этой истинности.

На основе логических законов, которые носят формальный характер, фиксируют формальную правильность различных интеллек­туальных операций в чистом виде, складываются конкретные прави­ла, рекомендации, инструкции, предусматривающие достижение вполне определенного необходимого результата в практической деятельности.

6 стр., 2798 слов

Доказательство и убедительность речи. Основные законы логики ...

... законах и правилах логики. 7 Следует иметь в виду, что логика выступления является лишь составной частью более общей системы приемов, называемой системой аргументации, которая используется в воздействующей, убеждающей речи. ... построении логического доказательства необходимо знать и соблюдать правила выдвижения тезиса и аргументов. 5 Правила относительно тезиса: 1) тезис должен быть четко ...

2.3. Этика ораторского выступления

Отношение оратора к аудитории должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным.

Доброжелателъностъ предполагает невозможность таких форм речевого поведения, как агрессивность в ее различных проявлениях (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогия (ложь).

Профессиональное отношение к аудитории предполагает умение работать с любой аудиторией: и с той, которая настроена доброжела­тельно, и с той, которая настроена агрессивно, и с той, которая высказывает безразличие к оратору.

Отметим некоторые типичные ошибки, которые допускают выступающие (даже помимо своей воли).

  1. Не следует изображать, представлять глупыми, нечестными, непоследовательными, слабохарактерными тех лиц, мнение кото­рых вы оспариваете.
  2. Обращение к чувствам аудитории не должно перерастать в манипулирование аудиторией.
  3. Не следует отождествлять взгляды человека с взглядами той группы, партии, к которой он принадлежит.
  4. Нельзя искажать мнения оппонентов, с которыми вы полеми­зируете или на мнения которых вы опираетесь. Особенно осторож­но следует обращаться с цитатами.
  5. Не бравируйте личными качествами, не преувеличивайте свою роль в каких-либо событиях, совместной деятельности и т.д.
  6. Высказав исходные положениясвоей точки зрения, концепции, защищайте их, обосновывайте, доказывайте.
  7. В ходе выступления нельзя отказываться от исходных (высказанных или невысказанных) тезисов, сделав вид,что вы «так и не думали». Вы потеряете доверие.
  8. Не преувеличивайте сверх здравого смысла отрицательных результатов реальных или возможных действий ваших оппонентов, событий и т.п. Усугубление нежелательных последствий должав быть обоснованным.
  9. Не следует требовать, чтобы вашу концепцию признали правильной только на том основании, что вам ваше обоснование представляется убедительным.

Заключение

Разобрав структуру речи, можно сделать вывод, что хорошее и эффективное выступление- выступление цельное в ритмико-интонационном отношении и в этическом плане. Но без знания правил построения ораторской речи, эффективность воздействия на аудиторию быстро снижается. Также нельзя забывать и о лексических и синтаксических особенностях, которые также помогают построить свою речь грамотно, правильно и профессионально.

Таким образом, готовясь к выступлению, мы должны позаботиться об убедительной содержательной разработки темы, ее хорошем информационным обеспечении. Речевое оформление выступления должно обеспечивать постоянный контакт с аудиторией и способствовать быстрому и надежному усвоению содержания.

Итак, ораторское выступление должно быть логично построено, автор не имеет права нарушать этические нормы речевого поведения, принятые в данном коллективе. Использование выразительных средств украшает речь, усиливает ее воздействие на слушателей, помогает более точно и ярко выразить авторское отношение к поставленной проблеме.

28 стр., 13879 слов

Формирование навыка публичного выступления как составляющей коммуникативной ...

... степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство - это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Эта традиция была ...

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/pravila-postroeniya-oratorskoy-rechi/

  1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М.,1988г.
  2. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. М., 1989г.
  3. Русский язык и культура речи. Под ред. проф. В.И.Максимова. М.: Гардарики, 2000г.
  4. Сопер П. Основы искусства речи. М., 1992г.
  5. Франс Х., Ван Еемерен, Роб Гроостендорст. Аргументация, коммуникация и ошибки. Спб., 1992г.