Своеобразным видом обрядового фольклора являются заговоры. От прочих жанров фольклора они выделяются тем, что представляют собою средства для достижения определенной практической цели.
Существует много определений этого жанра. Самое общее определение заговора: «заговор (заклинание) – в устном творчестве разных народов словесная формула, якобы имеющая магическую силу». В.П. Аникин подразумевает под заговорами следующее: » традиционная, ритмически организованная словесная формула, которую человек считал магическим средством достижения различных практических целей». [2] По словам
С.М. Толстой, заговоры – «малые фольклорные тексты, служащие магическим средством достижения желаемого в лечебных, защитных, продуцирующих и других ритуалах».
Впервые образцы заговоров приводятся в сборнике И.П. Сахарова «Сказания русского народа», изданные в 1841 году. Позднее этот фольклорный и этнографический материал переиздается. Затем небольшое количество заговоров публикуется в журналах «Отечественные записки»,
«Библиотека для чтения», в некоторых номерах «Губернских ведомостях» и т.д. Некоторые заговоры приводятся А.Н. Афанасьевым в исследовании «Поэтические воззрения славян на природу».
В конце XIX — XX в. в. заговоры публикуется в различных академических сборниках и журналах. Кроме публикаций текстов заговоров появилось множество научных работ и исследований, посвященных заговорам.
Заговоры как объект научного изучения стал рассматривать А.Н. Афанасьев и Ф.И. Буслаев. Они обсуждали вопрос о сущности и происхождение заговора. Возникновение заговоров они относили к так называемому «эпическому периоду», когда мифологическое творчество достигает своего расцвета. Они считали, что заговоры — это первоначально молитвы-мифы, обращенные к древним языческим божествам.
Буслаев Ф.И. писал: » заклинания идут непосредственно от периода языческого…, стоят теснейшей связи с первобытной эпической поэзией, входят в древнейшей эпический миф как отдельные эпизоды».
А.Н. Афанасьев конкретизировал этот тезис и определил заговоры как обломки древних языческих молитв и заклинаний. Он подразумевал под заговорами: «… первоначально это молитвы, обращенные к стихийным божествам». По мнению А.Н. Афанасьева, задача исследователя заключается в том, чтобы раскрыть в позднейших заговорах их первоначальное содержание как натуралистических мифов, мифов-молитв, обращенных к стихийным божествам.
Октябрь 1917 г.: переворот, революция, заговор?
... октября 1917 года: (переворот, заговор или революция?). Попытаться выделить черты одного из этих понятий, относящихся к событиям октября 1917 года. Задачи: Определить причину событий октября 1917 г.; Определить вклад событий октября 1917 ... о совместных действиях против кого-либо или, реже, чего-либо для достижения определенных политических целей. Заговор – особая разновидность интриги политики, ...
Ф.Ю. Зелинский также изучал вопрос происхождения заговора, считая, что развитие происхождения заговоров шло от чар, которые возникли из примет, к заговорам. Если чару выразить в словесной формуле, присоединить к обрядовому действию словесную формулу, мы получим заговор: «Мы выразим на словам чару и её цель и получим формулу заговора».
Большой интерес к заговорам проявили русские поэты-символисты. Известный поэт А.А. Блок посвятил заговорам специальную статью, в которой глубоко раскрыл их большую и неповторимую поэтичность. К своей статье А.А. Блок приложил подробный библиографический список сборников заговоров и заклинаний, а также ряд работ по данной теме. Из академических исследований, этнографических трудов поэт извлекает то, что важно интересно для символического познания мира, в данном случае через заговоры. Величайший поэт начала XX века глубоко ощущает разницу в восприятии природы современном человеком и первобытным. Для первого, знание, религия, тайна поэзии – разные понятия, поэтому между ним и природой существует непреодолимая бездна. Для первобытного человека — всё это — одно, поэтому он ощущал природу как равное себе. Заклятия, синкретическое магическое действие, становиться в интерпретации Блока фактом искусства. Блок утверждает, что в первобытном сознании происходит совпадение понятий красоты и пользы. Поэтому, считает поэт, необходимо более пристально изучать поэтику заговоров и заклинаний.
Самой значительной работой по заговорам является книга Н.Ф. Познанского «Заговоры», изданная в 1917 году. В этой работе ученый рассматривает историю собирания и изучения заговоров, дает определение жанра, анализирует особенности содержания и художественной формы заговоров, устанавливает связь заговоров с различными обрядовыми действием. Н.Ф. Познанский строит «генетическую» теорию заговоров, исходя из общего положения о возникновения заговоров из чар, выдвинутого Потебней и Зелинским. Он рассматривает чары как более раннюю ступень развития, а заговоры – более позднюю. Причину появления словесного текста при заговорном действии Н.Ф. Познанский усматривает в постепенном забывании первоначального смысла действия. Н. Познанский писал: «Слово первоначально только поясняло действие». [11] В дальнейшем в результате сосуществования в заговорах словесной формулы и обрядового действия последнее, по мнению учёного, начинают отмирать и словесная формула продолжает развиваться уже без всякого отношения к обряду. Таким образом, автор работы не ссылается на ассоциацию, не рассматривает сравнения как она заговора, он пытался выдвинуть новую аргументацию, ссылаясь на забывание.
Е.Г. Кагаров написал работу «Словесные элементы обряда». Данная работа привлекает внимание, прежде всего тем, что он использует не только древнегреческий, но и славянский материал. Учёный определяет внешнюю структуру заговора, называя постоянные элементы, сопоставляет со структурой молитвы, пытается создать математическую формулу построения заговора.
Интерес представляет работа В.П. Петрова «Заговоры», которая была написана для трёхтомника «Русский фольклор». Впоследствии трёхтомник издан не был, но в мае 1939 года В.П. Петров прочитал доклад о заговорах на всесоюзной конференции. В ней автор анализирует предыдущие исследования по заговорам, останавливается на освещении вопроса о связи слова и образа. На большом фактическом материале В.П. Петров доказывает, что в заговоре действие и слово равнозначны по своей функции как средства, приемы для достижения определенной практической цели. Некоторые разделы статьи посвящены поэтике заговоров и их мировоззренческой сущности.В.П. Петров анализирует заговоры различной тематики и показывает, что каждый художественный образ заговоров не является самостоятельным и самодовлеющим, а подчинен целевой установке заговора и имеет функциональный характер.
Права авторов музыкальных произведений
... задачи рассмотрения неимущественные и неимущественных прав автора. Предметом исследования являются особенности прав авторов музыкальных произведений. Теоретической основой для исследования явились работы ученных по гражданскому и авторскому праву, изданные в разное время. Ис ...
Богатырев П.Г. в своей статье для учебника уделил внимание специфическим особенностям заговоров. Он дает определение этого жанра, его функции, объясняет использование сравнения как стилистического приема; приводит композиционные схемы заговора, обращает внимание на поэтику заговора.
Последние десятилетия дали много интересных работ фольклористов и этнолингвистов, темой которых были заговоры. Назовем только
Н.И. Савушкину, А.М. Пескова [16] , В.Л. Кляуса[17] , а также участников симпозиума «Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора», проведенного в 1988 г. Институтом славяноведения и балканистики РАН. А также вспомним специальный выпуск «Исследований в области балто-славянской духовной культуры», изданным тем же институтом (1993).
Например, в этом выпуске опубликована работа С.Г. Шиндина, рассматривающая заговор как источник космогонической информации. Автор статьи охарактеризовал заговорную модель мира, проанализировал горизонтальные и вертикальные оси пространственной структуры текста и указал обязательность мотива: встречи героев заговора с потусторонними силами.
Достойна внимания статья Л.Н. Виноградова, подвергающая анализу заговоры от детской бессонницы. Учёный определяет, и анализируют вокативные формулы, основные мотивы и композиционный строй данных текстов.
Научное исследование А.В. Головачева заниматься изучением картины и модели мира в структуре заговоров. Автор статьи пишет: » Центральным понятием является картина мира как комплекс знаний о мире, об устройстве и функционировании макрокосмоса и микрокосмоса». [21] Ученый считает, что тексты заговоров помогают постичь и расшифровать универсальные законы бытия. В этой работе анализируется языковой строй языка, в частности, о функционировании различных повторов.
Как мы видим, на протяжении многих лет этот жанр фольклора не переставали и не перестают изучать ученые. И в наше время публикуется ряд работ, посвященных анализу заговоров. Так, в 1999 году в свет вышел «Этнолингвистический словарь». В словаре хорошо подобраны содержательные статьи различной тематики, в том числе и о заговорах. С.М. Толстая – автор статьи — дает наиболее полное определение заговора, приводит этимологическую справку о происхождении данного слова, рассматривает вопрос о сущности происхождения заговора, рассказывает об использовании заговора, объясняет цели и функции текстов, анализирует словесные элементы.
В настоящее время исследования продолжаются по изучению данного жанра. В основном, исследователи пытались выяснить сущность происхождения, создавали тематические классификации заговоров, определяли композиционный строй, а также анализировали языковые средства заговора. Мало изучена специфика образной системы заговоров. Поэтому в этом направлении необходимо работать. Данная исследовательская работа постаралась рассмотреть заговоры под новым углом зрения.
Классификация литературных образов
... зрения. Данная работа называется: "Художественный образ в структуре русского народного заговора. Предмет исследования – сами тексты заговоров. Объектом же являются художественные образы, присутствующие в заговорах. Цель нашего исследования заключается в том, чтобы проанализировать художественные образы в заговорах, выявить их ...
Данная работа называется: «Художественный образ в структуре русского народного заговора. Предмет исследования – сами тексты заговоров. Объектом же являются художественные образы, присутствующие в заговорах.
Цель нашего исследования заключается в том, чтобы проанализировать художественные образы в заговорах, выявить их специфику. Для достижения данной цели предполагается решение
ознакомиться и систематизировать основополагающие работы по данной теме;
- рассмотреть образы, встречающиеся в заговорах, и разработать их классификации;
- выявить христианские и языческие элементы в художественных образах;
- раскрыть специфические особенности заговорного образа, основываясь на мифологической основе образов, охарактеризовать сопутствующие атрибуты-символы, объяснив их роль в структуре заговора.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и приложения, в котором впервые публикуется самостоятельно найденные тексты заговоров. Во введении рассматривается история вопроса, формулируются цели и задачи исследования, определяются методы исследования, выявляется научная новизна. Первая глава: » Типология художественных образов заговора», в которой анализируются и систематизируются образы, встречающиеся в структуре заговора. Вторая глава: «Православно-языческий синкретизм в образной системе русских заговоров», где изучаются христианские и языческие элементы в тексте заговора. Третья глава: » Специфические особенности художественных образов заговоров», раскрывает мифологическую основу некоторых образов, определяются символы-атрибуты. В заключении подводятся итоги исследования и намечаются перспективы дальнейшей работы.
Методологической базой являются научные труды Н Познанского, Петрова В.П., Кагарова Е.Г. и В.Я. Проппа. Труды Н. Познанского и Кагарова Е.Г. предложили использование системного анализа. Петров В.П.
в своих научных работах применил сравнительно-исторический метод анализа фольклорных материалов. Структурно-типологический метод исследования, предложенный В.Я. Проппом, позволяет вскрыть единство, понять систему, найти нужное направление при изучении материала.
Следовательно, в данной научной работе были использованы: метод системного анализа, структурно-типологического и сравнительно-историческое изучение материала.
Разумеется, учитывался опыт литературоведческих работ по изучению художественного образа в системе литературы.
Положения на защиту.
На основании функционирования художественных образов в заговоре, их оппозиционных взаимоотношений предложены оригинальные классификации в данной работе.
Почти каждый художественный образ заговора имеет мифологическую основу. Предметы реальной действительности в контексте упоминания в структуре заговора, приобретают магическое значение, ввиду магической функции слова и обряда.
Эти образы обладают специфическими символами-атрибутами. Женские образы занимаются рукоделием, поэтому в их окружении находятся предметы, связанные с ним (иглы, веретено).
Мужские образы заняты охотой, рыбалкой, а, следовательно, описываются различные виды оружия (копья,
В структуре заговора присутствует православно-языческие элементы, это подтверждается использованием традиционных формул молитв; также наличие встречающиеся как христианские, так и языческие персонажи в структуре заговора.
Научная новизна данного исследования заключается в подробном изучении образной системы заговора, а также представлении оригинальных классификаций.
Материал данной работы позволит подготовить факультативные занятия в школе и семинары по этой теме в ВУЗе. Апробация работы производилась на специальных семинарах. Подготовлена публикация для научного альманаха » Гуманитарные исследования».
Православно-языческий характер системы русских заговоров
Языческие представления создаются не вдруг, а постепенно — вместе с поступательным движением народной жизни, с медленным усвоением внешних явлений природы. Природа являлась, то нежной матерью, готовой вскормить жителей Земли, то злой мачехой, которая не приласкает и не приголубит. Человек, поставленный в совершенную зависимость от внешних влияний, признает Природу за нечто божественное. С развитием ума человека, развивалась и фантазия, и создавались новые божества; с каждым разом всё усложнялся пантеон богов. В заговорных текстах различной тематики присутствуют как следы язычества, так и христианства.
Изначально, заговорные тексты слагались как просьбы-обращения к языческим богам (Перуну, Велесу и т.д.), а также к силам Природы, с чисто практической целью (вырастить урожай, построить дом и т.д.).
И в наше время можно увидеть в заговорах языческие мотивы. Это призывы о помощи сил Природы: воды, огня, земли, ветра, деревьев, зари.
Древние люди, находясь в неразрывной связи с природным миром, понимали эту связь как кровнородственную. При этом какое-нибудь животное или растение считалось первопредком рода или племени, то есть выступало тотемом. В повадках животных, особенно зверей, первобытные охотники видели сходство со своими поступками. Естественно, это отразилось в текстах заговоров. Например, упоминается о медведе. Этот зверь считался символом силы, ловкости. А случаи хождения на задних лапах делали его похожим на людей в представлении об их родственной связи с медведями. Медведя величали родным, батюшкой, дедушкой, это и отразилось в заговорах. Медведь был самым почитаемым животным у славян. Но почитанием были окружены и другие лесные звери: волки, кабаны, лоси, рыси. Волк наделялся даром всеведения. Он и в русских народных сказках предстает если и не всеведущим, то искушенным в различных делах зверем. Обращает на себя внимание почитание славянами зайца, животного, символизирующего в нашем сознании трусостью. Но в фольклоре заяц выступает, прежде всего, символом мужской оплодотворяющей силы.
Не меньше, чем животных, славяне почитали растения. Почитались как отдельные деревья, чем-то выделяющимся большим дуплом, пораженные молнией. Из деревьев славяне больше всего почитали дуб и березу, что можно объяснить повсеместной распространенностью этих деревьев в зоне расселения славян, а также хозяйственной значимостью.
Кроме этого осина считалось нечистым, связанным со злыми силами, проклятыми Богом. Негативное отношение к осине наших предков обусловлено, возможно, следующими моментами: дрожанием листьев этого дерева даже в тихую погоду (ассоциация с воздействием злых сил), красноватым оттенком осиновой древесины (ассоциация с цветом крови) и малопригодностью для хозяйственных целей. Но с приходом христианства на Русь это дерево становится верным средством для борьбы с нечистой силой (колы, Кресты).
В текстах заговоров можно встретить выражение: «Чур слову конец, моему делу венец!». Однако, в прошлом многие фольклористы и этнографы были убеждены в существовании у славян древнего божества Чур. Хотя сведения о Чуре практически отсутствуют, поэтому можно полагаться на лингвистические данные, прежде всего на этимологический анализ этого слова. Например, М. Фасмер в «Этимологическом словаре русского языка» [25] выделяет два слова Чур, различающихся по своему происхождению и значению. Первое слово Чур выделяется из наречия ′чересчур′ и имеет значение ′граница, рубеж, межа, мера′. Второе слово представлено выражениях «чур меня», «чур чур чура». Автор словаря приводит многочисленные предположения этимологов о происхождении данного слова:
1. «стой»,2. замена слова «черт»,
3. «Боже, упаси»,
4. «пращур». Как видим, данные этимологического анализа не решают вопроса о существовании происхождения Чура. Но смеем предположить, что в контексте заговоров данное слово отсылало просящего и заговаривающего человека к помощи предков.
Среди различных типов заговора существуют тексты, которые непосредственно обращаются к домовому. Например, «Хозянуйшка господин! Пойдем в новый дом на богатый двор, на житье, на бытье, на богачество». Домовой считался невидимым обитателем и хранителем дома. Согласно поверьям, в доме может быть только один домовой; если заведутся двое, то они начинают ссориться между собой. Местонахождение домового указывают по-разному: под печкой, за печкой, под порогом, на чердаке, в печной трубе, в углу, за пределы дома или усадьбы он не выходит. Чаще всего домовому приписывалась хозяйственная функция: ухаживать за скотом и присматривать за всем хозяйством. Чтобы в доме было всё благополучно, домового старались умилостивить заговорами и подношениями (хлебом, солью).
Верили в то, что домовой может предсказать счастливые и несчастливые события, предупреждая хозяев об этом разными звуками, плачем, оханьем, стонами.
В 988 году Древняя Русь приняла Крещение. Нельзя сказать, что это легко произошло. В сознании людей произошла путаница представлений: где раньше были священные места для поклонения языческим божествам, то теперь возводились храмы и часовни для Бога христианского. Эти изменения не могли не зафиксироваться в устном народном творчестве, поэтому христианские мотивы можно наблюдать и в заговорах.
Ведь эпоху христианства древнейшие воззвания к стихийным божествам подновляются. В структуре заговора появляется формула, ставшая традиционной: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Изменяются имена: Христос – «праведное солнце», отождествляется с Божественным светом, Пречистая Дева – с красною Зарёю, Иные – пророк, Николай Угодник и Георгий-Победоносец заступает место Перуна; те или другие святые, призываются в заговорах, смотря по тому, с какою именно целью творится заговор. Таким образом, происходит смешение языческих воззрений с новым вероучением, сливается воедино. Чтобы показать наглядно, как в различных вариациях одного сюжета могут быть представлены совершенно разные персонажи, представим их распределение в виде таблицы. В левой ее колонке выписаны основные мотивы, манифестирующие в сущности один сюжет (или их близкий круг) о мифологическом персонаже-громовержце (о Перуне).
В двух остальных – различные имена, выступающих в этих мотивах, но уже христианских персонажей.
Таблица.
Мотивы |
Выступают самостоятельно |
Выступают в перечнях имен |
||
Ездит в небесной колеснице (гром, молния, туча, дождь) |
Илия |
— |
||
Поражает громом змея |
Михаил |
— |
||
Отгоняет нечистую силу громовыми стрелами |
Христос, Илия, Михаил |
Гавриил, Иоанн Креститель |
||
Сходит с небес по золотой лестнице, сносит луки и стрелы |
Илия, Георгий |
— |
||
Спускает небесное пламя |
Георгий |
— |
||
Втыкает болезни луками и копьями |
Георгий Гавриил, Николай, Михаил |
|||
Отстреливает болезни |
Христос, Георгий, Михаил |
Илия, Николай, Михаил. |
||
Также в заговоре наблюдаем призывы к Богу, как к главному Божеству. С принятием христианства под этим понятием понимается Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух («неразделимая» Святая Троица).
В заговорах очень часто встречается обращение к Иисусу Христу. Он является самым «популярным» персонажем русских заговорах. Известны формы имени Иисус, Сус, Хрестос. Это имя известно в текстах почти из всех губерний, округов России, где собирался и исследовался фольклорный материал. Иисус Христос, будучи и помощником, и защитником, способен выступать в абсолютном большинстве описанных нами функций. Его можно признать, вместе с Михаилом архангелом и Георгием Победоносцем, функционально универсальным персонажем. Он исцеляет от всех болезней людей и скот, к тому же Его имя встречается в различных текстах от конкретных болезней людей: от зубной боли; от грыжи; от кровотечения из ран (даже в специфически «женском» мотиве зашивания раны); от 12 лихорадок-трясавиц; помогает при родах; от рожи; от укуса змеи; от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.; от усовей (воспаление внутренних органов).
Очень часто в заговоре встречается имя Богородицы. Это имя матери Иисуса Христа. На состоявшемся, в 1431 году Вселенском соборе, Дева Мария была официально признана, как Пресвятая Богородица. В заговорных текстах встречаются следующие варианты имени и титулов этого образа в порядке убывания частоты употребления: Матушка Пресвятая Богородица; Пресвятая Богородица; святая Мария; Пречистая Мати Божия, Богородица; (Пресвятая) Дева Мария; Божья Матушка, Пресвятая мати Богородица; Богородица и Приснодева Мария; Матушка Скорбящая Пречистая Богородица; Пресвятая Богородица Божия девовладыка Матерь Мария; Госпожа Пресвятая Богородица Дева Мария, Мати вышняго Бога, Христова молебница, теплая заступница, скорая помощница; Пресвятая государыня владычица Богородица; Пресвятая Знаменье Богородица; владычица Богородица и многие другие. В заговоре в образе Богородицы контаминировалось христианское представление о Матери Бога и мифологический образ земли, природы, Богини-матери. В данном случае Мария является не олицетворением природы, как таковой, но «начаток», «прообраз», первое явление преображенной, райской природы. Как и Христос, принадлежит к числу наиболее популярных и часто упоминаемых заговорных образов.
В заговоре обращаются к Богородице, как к защитнице от бед, невзгод и нечистой силы. К ней обращались при всяком трудном деле (заговоры от тяжёлых родов, от войны, засухи, болезней и т.д.).
В силу почитания Богородицы как заступницы, защитницы, абсолютно преобладают «защитительные» и «лечебные» функции (особенно часто она исцеляет от кровотечения из ран), но изредка Мария может выступать и в качестве помощницы: помогает в охоте, улучшить улов рыбы, успокоить корову, чтобы не лягалась, закрепляет слова.
Кроме этих персонажей можно встретить упоминание об Ангелах. Ангел (от древнегреческого «вестник») – бесплотные существа, служащие единому верховному Богу. Согласно христианской традиции, это не только вестник, но главное средство Бога в борьбе с силами зла. В христианском религиозно-мифологическом представлении существуют разделения Ангелов на «чины». По учению, Псевдо-Дионисия Ареопагита (V — нач. VI в. в) есть девять чинов Ангельских, образующих три триады. Это можно представить в виде таблицы:
№ п / п |
Название. |
Характеристика. |
1. |
Серафимы, Херувимы |
Близость к Богу. |
2. |
Господство, Сила, Власть |
мировладычество |
3. |
Архангелы, Ангелы |
Непосредственная близость к человеку. |
Именно к Архангелам и Ангелам в заговорах призывают на помощь в своих бедах. Очень часто в заговорах обращаются к Михаилу, одному из архангелов. Это имя встречается в каноническом варианте: Михаил, но существуют и разговорные варианты: Михайло и Михайла. Обычные эпитеты, характеризующие этот образ: грозный воевода небесных сил, святой архистратиг, князь-воевода, отец святой и т.п.
Данный образ помогает: в охоте, улучшить урожай и сохранить численность скота. Защищает людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.; людей от начальства; людей от оружия; свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий. Исцеляет: людей от всех болезней. Михаил — один из семи архангелов, предстоящих перед Богом. В Откровении Иоанна он является победителем дракона, змия, древнего-дьявола. Собор Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил празднуется 6 ноября. Также, в некоторых заговорных текстах присутствует мотив посылания Богом Михаила на помощь просящему человеку. Сближает эти тексты с известной «Молитвой архистратигу Михаилу, воеводе небесных сил». Христиане обращались к Михаилу в момент пробуждения от сна, а также при тяжелых судебных разбирательствах.
Наряду с упоминанием архангела Михаила в заговорах упоминается Гавриил. Он также является архангелом. Иногда бывают варианты этого имени: Гавриил Хранитель, архистратиг Гавриил, Гавриил архистратиг Божий бесплотных Сил, первопрестольный Гавриил, Гаврила архангел. Является одним из семи архангелов, предстоящих перед престолом Божьим. Собор Архистратига празднуется 26 марта. Этот образ помогает в охоте, улучшает улов рыбы, закрепляет слова ключом. Как и архистратиг, Михаил, данный образ имеет защитные и лечебные функции (защита людей от воздействия и причинения вреда нечистыми духами, исцеляет от всех болезней: детские заболевания, людей от лихорадок-трясовиц и т.д.).
В заговорах упоминаются другие Архангелы. К примеру, в заговорных текстах можно встретить упоминание об Архангеле Рафаиле, который является одним из семи архангелов, находящихся рядом с Богом. Этот персонаж помогает улучшить улов рыбы, а также защищает людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней, от осквернения храмов.
Очень редко, по сравнению с другими образами, упоминается Архангел Уриил. Именно к нему обращаются при розыске кладов. Но помимо этого, этот образ защищает от нечистых сил, от злых людей и исцеляет людей от двенадцати лихорадок. В одном заговоре от лихорадок упоминается Архангел Акнос, хотя этот образ не упоминается в Писании и отвергается церковной традицией. А вот, Архангел Егудиил признан церковью в качестве одного из семи архангелов, хотя его имя не встречается в Писании. Этот персонаж защищает дома и храмы от нечистой силы и порчи.
В заговорных текстах встречается имена некоторых апостолов. По Библии, они являлись учениками и ближайшими помощниками Христа при Его жизни на Земле. Упоминаются имена Апостолов Петра и Павла. Чаще всего их называют первоверховными Апостолами, верховными апостолами, Святыми верховными апостолами, Святыми Апостолами, небесными заступниками. По преданию, они были рыбаками. Поэтому данные персонажи помогают улучшить улов рыбы. Также обладают защитными и лечебными функциями. Петру и Павлу, по народным представлениям, поручены ключи от рая («царствия небесного»), что отразилось и в заговорных текстах. В текстах упоминаются, что эти Апостолы держат золотые ключи. Память Святых Апостолов Петра и Павла приходится на 29 июня (12 июля).
Во многих заговорах, кроме упоминания различных Архангелов, встречаются имена Ангелов. Например, призывается на помощь Ангела Авоила. Вариант этого имени: Авоид. Заметим, что в словаре у Даля слово ′аводь′ обозначает ′клятва, заклятие, заговор′, ′аводить′ — ′заговаривать, завораживать′. В Ветхом завете неоднократно упоминается Авиуд, хотя это человек, а не ангел. (Матфей.1.13) Защищает людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней, в том числе и от двенадцати лихорадок. Можно встретить имя Ангела Варахаила. (вариант Варахель).
Он защищает людей от строгого начальства и от осквернения жилища и храма.
Немногочисленные упоминания об следующих Ангелах: Елисей, Афанаил, Рагуил, Сахалил, Сефаиил, Тараил, Угасил. Елисей исцеляет: от сглаза, уроков, призоров, притч, оговоров и т.п. Такой ангел не значится в месяцесловах, не упомянут в Писании. Афанаил и Рагуил защищает людей от слишком строго и придирчивого начальства. Эти ангелы не значятся в месяцесловах, не упоминаются в Писании. Имена отвергаются церковной традицией. Ангелы Разоил, Сахаил, Селафиил исцеляют людей от двенадцати лихорадок. Также они не значатся в месяцесловах, не упомянуты в Писании и имена отвергается церковной традицией. Тараил защищает людей от начальства, тоже не значится в месяцесловах, не упоминаются в Священном Писании. Имя отвергается церковной традицией. Угасиил является защитником храма и жилищ от воздействий нечистой силы. Как и все остальные ангелы, этот образ ангел не встречается в месяцесловах, не упоминается в Писании. Имя отвергается церковной традицией.
В текстах можно встретить упоминание о знаменитых Евангелистах: о Матфее, Марке, Луке, Иоанне. Они являются авторами четырех канонических Евангелий, поэтому и упоминаются всегда вместе. В заговоре зафиксированы варианты последовательности их имен (около десяти несовпадающих раскладов).
Обладают защитными лечебными функциями. Защищают людей от нечистых духов (дьявола); людей от начальства; от любого оружия; свадебный поезд от колдунов, порчи и прочих несчастий. Исцеляют людей от 12 лихорадок-трясавиц; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и других заболеваний.
В заговорных текстах есть упоминание об особо чтимых Святых: о Николае Чудотворце, Илье Пророке и Святом Пантелеймоне. Николай Чудотворец (греч. «побеждающий народ») один из самых почитаемых Святых в русском православии. Этот образ распространён не только в заговорах, но и сказках, быличках, духовных стихах и апокрифических рассказах. В заговорах существуют варианты имени: великий чудотворец Николай, Николай Святитель чудотворец, Николай угодник, Николай скорый помощник, Николай Мирликийский Чудотворец, Никола Можайский, чудотворец скорый помощник и теплый заступник, Никола многомилостивый, батюшка Никола, Николина ограда, Миколай Угодник, Микола светитель.
Согласно житию, Святой Николай был епископом города Миры в Малой Азии. Он был канонизирован за своё милосердие: являлся противником смертных казней. В заговоре этот образ выступает как защитник моряков, крестьян, детей и всего русского народа в целом. Помогает в пути; в охоте; улучшает улов рыбы; вызывает дождь и прекращает его; помогает пасти скотину (приговор при первом выгоне); закрепляет слова; закрепляет слова выговариванием. Защищает людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней; оберегает людей от врагов вообще; людей от начальства; от любого оружия. Исцеляет людей от всех болезней: младенцев от грыжи; людей от килы (нарывы, разнообразные опухоли, в том числе грыжа); от кровотечений из ран; людей от 12 лихорадок-трясавиц; людей от 12 нечистых духов; помогает при родах; лечит рожу (болезнь); помогает людям при укусе змеи. Память Святого Николая, архиепископа Мир Ликийских и чудотворца, (род. ок.280 г) отмечается несколько раз в году: 6 декабря (Никола Зимний) и 9 мая – перенесение его мощей (Никола Весенний [Теплый]).
Илья Пророк – замена на языческого Перуна. В заговорах часто встречаются варианты имени данного персонажа: Илия милостивый, Илья пророк, батюшка Илья. Он рассматривается как персонаж, связанный с дождём и громом. К нему обращаются, как при отсутствии дождей, так и переизбытке осадков. Святой Илья также помогает найти клад. Он выполняет защитные и лечебные функции. Защищает людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и от нечистых духов (дьявола); опекает младенцев от нечистых духов (дьявола); людей от разбойников; от любого оружия; защищает свадебный поезд от колдунов и прочих несчастий. Исцеляет людей от всевозможных болезней. Память пророка Илии Фезвитянина приходиться на 20 июля (2 августа).
Святитель Пантелеймон является Святым, к которому обращаются при любых физических недугах. Он считается в иерархии, как один из многих Святых, избавляющих от болезней. В некоторых текстах заговоров встречается известное имя: Иоанн Креститель. В текстах наблюдаются варианты этого имени: пророк Иоанн, Пророк Иоанн, Креститель Господень, Святый предтеча, Креститель Господень Иоанн, славный пророк Предтеча, Креститель Иоанн, Иоанн Предтеча, Святой и великий Иоанн Пророк и Предтеча, Креститель Господень, Иван Самокреститель, безглавый Иван. Помогает улучшать улов рыбы, является защитником людей и детей (младенцев) от колдунов, порчи, сглаза, болезней, людей от нечистых духов (дьявола).
Исцелят от разнообразных заболеваний. Собор честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (обезглавлен Иродом Антипой в 32 г. н. э) — 7 января. Усекновение его главы — 29 авг. (Иван постный).
Кроме названных святых, в структуре заговорного текста встречаются имена других Святых, менее «популярных», но имеющих определенное значение. Например, Святой Симон (варианты имен Зилот, Симеон Зилот).
Форма ′Симеон Зилот′ представляет собой контаминацию имен Святого Симеона и Святого Симона Зилота. Он помогает улучшить урожай целебных трави защищает людей от двенадцати лихорадок-трясавиц. Память святого Апостола Симона Зилота приходиться на 10 мая, а также 30 июня (Собор двунадесяти Апостолов).
Или же призывается на помощь Иоанн Богослов. Наблюдаются и варианты этого имени: Иоанн Богослов, друг Христов, Иоанн друг, Иван Богослов, Иван-Богослов, друг Христов. Он является защитником людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и прочих неприятностей.
Исцеляет людей от зубной боли; людей от двенадцати лихорадок-трясавиц; помогает при родах; при укусе змеи; излечивает детей от родимчика (детская болезнь).
Память св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова считается 8 мая.
Очень редко упоминание об Андрее Первозванном (только в заговорах от болезней скота).
Он является небесным покровителем России.30 ноября в церквях проходят литургии в его честь.
При особо трудных случаях в заговоре перечисляются имена всех Святых, согласно иерархии по значимости, призываются на помощь всё Небесные Силы. Например, в заговоре от дьявола встречается: » Нет, тебе, дьявол, чести и участия, места и покою, здесь крест Господень, Матерь Христова, Пресвятая Богородица, Святой Петр, Святые Евангелисты, Иоанн, Лука, Марка, Матвей, Святой Архангел Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Угасил, Егудил, Варахаил. Силы небесные ликовствуют, здесь Святые Херуимы и Серафимы, Святый Михаил ныне по всей вселенной, по них же полки держит Святой Петр палицу держа, здесь Рождество Предтечи».
Наряду с именами святых в заговорах встречаются имена «нечистых сил»: Дьявола и его помощников. Примечательно, что Сатана (Дьявол) в подобных заговорах мыслиться таким же авторитетом, что и Бог, способным отвести от человека всё беды и напасти. В конце заговора произноситься слово » Аминь» — традиционная форма концовки заговора. Причина такого смещения заключается в том, что знахарке, ведунье безразлично к кому именно обращаются за помощью.
Сатана (Дьявол) является олицетворением сил зла. Согласно Библии, Дьявол является ангелом, выступившим против Господа Бога и низвергнутым в темный подземный мир. Вероятно, в образе Дьявола соединились древнейшие представления о Боге-Владыке подземного мира. Дьявол является повелителем загробного царства, где мучаются души грешников. Он также вдохновитель и руководитель земной нечистой силы, колдунов и ведьм. Считается, что он вездесущ и может появиться в любом месте и в любое время. Заговоры подразделяются на две категории: одни тексты призывают Дьявола на помощь, другие – защищают от него.
Также упоминается о Нечистой силе. Это общее название для всех низших демонических существ и духов. Синонимами данного словосочетания является слова: злые духи, черти, дьяволы, бесы и т.д. Общим для всех является принадлежность к «отрицательному», » нечистому», «нездешнему», потустороннему миру и связанная с этим оппозиция «положительному», здешнему миру, их злокозненность по отношению к людям.
23. Специфические особенности художественных образов заговоров
В настоящей работе под термином » миф» (от греч. mythos – «повествование») понимается «создание коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ, которые мыслится первобытным сознанием вполне реальным». Предмет мифа обладает общезначимостью, он имеет касательство к фундаментальным началам бытия: природе как целому, жизни племен, народов, человечества, вселенной. Смысл мифа (выражаемая им концепция, идея) переживается теми, для кого он существует, как нечто истинное, не подлежащее сомнению и аналитическому рассмотрению. Форма мифа является гибкой, податливой, свободно меняющейся и варьирующейся.
Одним из богатейших и единственных источников разнообразных мифических представлений является Слово. А в заговоре Слово имеет первостепенное значение. Следовательно, для восстановления мифологической основы заговорных образов необходимо обратиться к истории языка.
Начала человек примечал знакомые ему предметы, запоминал впечатления связанное с ним, а потом уже давал опоэтизированное название или обозначение. Вначале народ ещё удерживал сознание о тождестве созданных поэтических образов с явлениями природы, но впоследствии сознание всё более ослабевало. В конце концов, мифические представления отделялись от стихийных основ и воспринимались как нечто особое, независимо от них существующее.
Теперь довольно сложно восстановить праоснову того или иного слова, обозначающее явление или предмет. Но, зная, что художественный образ является отпечатком архаического сознания, то начинаешь рассматривать их по новым углом зрения.
Очень часто в заговоре упоминается остров Буян, находящийся далеко за морем. Ему придаются фантастические черты потустороннего мира. Данный остров является местом пребывания мифологических персонажей, а также Святых. Например: » Есть море Окиан, в том море Окиане есть белый камень Латырь, высота 60 сажень. На том камени Латыре стоит хрустальный трем, в том хрустальном терему стоит золотой стул, на том стуле сидит красная девица, подпоясалась золотым поясом, подперлась золотым посохом…».
Слово «Буян» производное от слово ′буй′ (буевой остров), является синонимом слова ′яр′. Глагол ′буять′ обозначает ′вырастать′, ′нежиться′. Прилагательное ′буйный′ используется в речевой практике при характеристике нивы, луга, леса. » Остров Буян» является поэтическим названием весеннего неба. На этом острове сосредоточенны все могучие силы весенних гроз, все мифические олицетворения громов, ветров, бури.
В вышеприведенном фрагменте заговорного текста упоминается камень Латырь (или Алатырь).
Это камень «всем камнем отец», пуп земли, наделенный сакральными и целебными свойствами. По известной легенде, он упал с неба, а на нем были начертаны письмена с законами бога Сварога. Под ним сосредоточивается вся сила земли Русской, и той силе нет конца. Поэтому очень часто встречается в лечебных и защитных заговорах.
По звуковому облику слово » алатырь» ассоциируется с алтарем. По древнейшим представлениям алтарь всегда располагался в центре мира, посреди Океана, на нем находилось либо трон, либо мировое древо; из-под него растекались по всему миру целебные реки и т.д. Алатырь-камень — это метафора ясного весеннего солнца. Часто при употреблении данного слова встречается эпитет «бел-горюч», что подчеркивает его особенности (он плавает по воздушному океану-небу).
В заговорных текстах, помимо Океана и чудо-камня, упоминается древо (дерево).
К примеру, » …На море на Океане, на острове Буяне, на полой поляне, под дубом мокрецким сидит красная девица, а сама-то тоскуется, а сама-то кручиниться». Чаще всего в подобных заговорах упоминается дуб.
Дуб – это священное дерево у древних славян и ряда других индоевропейских народов. Он являлся символом долголетия и жизни. Дуб воплощал мужское начало, воинскую силу и мощь, считается деревом-символом. Бога-громоотвержца. Под деревом у древних славян происходил обряд жертвоприношения божеству, живущему в этом дереве. Священный дуб был сакральным центром жизни племени.
В образе дуба славяне представляли себе Мировое Древо – космографическую модель мира. Согласно мифическим представлениям древних славян души умерших поднимаются в иной мир по дубу. Существовали поверья, что семена дуба прилетают на землю из Вырия – рая, расположенного на восходе солнца. Это зеленый сад, в котором растет Мировое Древо, а также есть волшебные яблоки и ручей с живой водой. Мировое древо является одним из основных элементов традиционной картины мира.
Он наделяется свойствами универсального медиатора. Дерево является связующим звеном между тремя мирами: верхним (небо, Бог, Святые, небесные тела), средним (человек) и нижним (хтонические существа, предки, отчасти демоны) мирами.
В мифологии мотив дерева неразрывно связывается с жизнью человека (его телом, категорией жизнедеятельности, судьбой).
Например: ветви дерева – руки, косы девушки, лист клена – ладонь с пятью пальцами; ветви дерева – дети; корень – отец; верхушка – дочь; кривой сучок, делающий доску непригодной для строительства – пасынок; два дерева, растущие из одного корня – сестрички. Всё это подтверждают всевозможные песни, поговорки, прибаутки, загадки.
Дерево является объектом многих ритуалов и магических действий из сферы семейной, календарной, хозяйственной и окказиональной обрядности. Также используются различные части деревьев, предметы или обереги, изготовленные из дерева (Крест, кол, амулеты); огонь, разведенный из деревьев определенных пород. Чтобы придать дереву искомые магические свойства, его освещали в церкви, обжигали в специальном огне, совершая при этом особый обряд.
В народной медицине нашли применение два основных мифологических механизма:
1. заключение договора или установление обменных отношений с деревом человек обязуется не наносить вреда рябине, а взамен просит избавить его от зубной боли;
2. «запирание» болезни, «отсыл» хвори в самом дереве за какой-то дар – «принос» (хлеб, вино, деньги).
Очень часто в заговоре упоминается вода. Например, » Царь речной! Дай воды наболтанной, на леготу, на здоровье рабу Божию (имя рек)» или же » Встану я, раб (такой-то), засветло, умываюсь ни бело, ни черно, утираюсь ни сухо, ни мокро. Иду я из дверей в двери, из ворот в вороты, в чисто поле, к лесу дремучему…».
Вода в народных представлениях одна из первых стихий мироздания, источник жизни; средство магического очищения. Вместе с тем, водное пространство осмыслялось, как граница между тем и этим светом; как путь в загробной мир, место обитания нечистой силы и душ умерших. В космогонических мифах вода ассоциируется с первобытным хаосом, первоначалом. Вода не только обладает очищающим, защитными свойствами, но и является средой обитания нечистой силы и душ умерших людей. Общеславянские представления о том, что в воде обитают черти и другая нечистая сила, раскрывают негативную символику воды, её опасность для человека.
Символика воды связана, с одной стороны, с её природными свойствами – свежестью, прозрачностью, способностью очищать, с быстрым движением, с другой стороны – с мифологическими представлениями о воде как о «чужом» и опасном пространстве. Существуют заговорные тексты, которые произносятся в дни засухи. В них обращаются к Богу, чтобы пришёл долгожданный дождь. Тучи, посылающие на землю свои благодатные ливни, представлялись древнейшим людям небесными источниками и колодцами. Прошедшая весенняя гроза выводит из-за туч яркое солнце, прочищается небо, воздух становиться более свежим. Люди считали, что таким действием огня и воды прогоняются от человека темные, враждебные, демонические силы. Позднее обряд этот получил значения нравственного очищения. И сегодня Вода играет немаловажную роль в ритуалах. Например, некоторые заговоры начитываются на набранную в определенное время воду (при сглазе, порчи и т.д.).
В церковных ритуалах также не обходятся без воды. Вспомним хотя бы обряд Крещения, т.е. посвящения младенца в христианскую веру. Или же купание в проруби «на Иордане» в канун праздника Крещения.
Наших предков постоянно окружали вечные спутники Земли – Солнце и Луна. Для них рассвет и закат представлялся вечным чудом богов. Они просили Солнце не покидать его, прогнать демонов Ночи, даровать наутро новый благодатный день. Эти просьбы – мольбы они произносили ранним утром или поздним вечером при появлении светил на небе. Обряд исчез, но он зафиксировался в структуре заговора. Поэтому мы часто можем встретить подобные тексты: » Встану я рано, утренней зарей, умоюсь холодной водой, утрусь сырой землей, завалюсь за каменой стеной Кремлевской…» или же » Заря Зарница, красная девица, сама мати и царица; светел месяц, ясные звезды, возьмите у меня бессонницу, бездремотную, полунощницу, среди ночи приди…». Например, «…Ты небо слышишь, ты небо видишь, что я хочу делать над телом раба (такого-то) …Звезды вы ясные, сойдите в чашу брачную,… Месяц ты красный, зайди в мою клеть; а в моей клети ни дна, ни покрышки. Солнышко ты привольное; взойди на мой двор, а на моем дворе ни людей, ни зверей…». [33] Таким образом, обряд исчез, но осталось только словесная формула действия. Восток четко ассоциируется с восходом солнца. С незапамятных времен область солнечного восхода связывалась с идеей света, тепла, жизни, счастья, здоровья, область восхода рисовалась как обитель божества, а область заката представлялась страной смерти. И сейчас на восток, как к мистической области света, правды, к солнцу, обращаются с молитвой верующие. В заговорах, обращаясь на восток, заговаривающий человек желает получить здоровье, счастье, удачу, избавиться с помощью главного божества от болезни.
В заговорах, как мы уже установили, присутствуют языческие и христианские персонажи. При упоминании того или иного персонажа параллельно описывается предмет-атрибут, являющийся символическим по своему наполнению. При анализе заговорного текста наблюдается разграничение предметов в зависимости от половой принадлежности центрального образа заговора. Женские образы (красная девица, Богородица и т.д.) занимаются рукоделием. Следовательно, они используют иглы и веретено. Мужские образы (богатыри, мужи и т.д.) заняты на охоте и войне. Поэтому с этими образами встречаются атрибуты, связанные с охотой и войной: копья, стрелы, различные виды ружья. Возможно, это связано с тем, что издревле женщина считалась хранительницей очага. Именно женщина занималась хозяйством, а мужчина должен был добывать пищу для племени, а позднее и для своей семьи. Мужчина является защитником территории от внешних нападений. Но есть и исключения. Существуют художественные образы, которые соединяют два взаимоисключающих атрибута. Это образ Полуночницы, встречающийся в заговорах от детских болезней. Среди её атрибутов есть прялка, куделька и в то же лук и стрелы.
Таким образом, нельзя навсегда распределить и охарактеризовать тот или иной образ. Потому что в каждом образе совмещаются различные мотивы и элементы, наслоения, образовавшиеся за многовековую историю нашей страны.
Заключение
Если подвести итог всему вышеизложенному, то можно утверждать:
Заговор – словесная формула, ритмически организованно, обладает определенной структурой, является средством магического воздействия. В заговорном тексте наблюдаются ряд специфических персонажей.
Заговор — это жанр традиционного фольклора, но заметно, что его тексты изменяются в зависимости от времени, несмотря на сакральность, которая диктует неизменность формулы. Это можно объяснить и конкретными условиями существования жанра, и тем, что в советское время утрачивается вера большинства в магическое значение слова.
Но, однако, заговор как традиционный жанр жив и подтверждением тому является сама непрекращающаяся запись текстов и их вариантов. Наше исследование подтверждает, что данный жанр жив, востребован, что в настоящее время отмечается даже особый к нему интерес. Но, тем не менее, заговорные тексты становятся, может быть, менее сложными по структуре и менее яркими по образам, приспосабливаясь к прагматическому времени.
Данная работа достигла поставленных целей и задач. Было изучен и проанализирован большой фактический материал заговоров. Основываясь на литературоведческую и фольклорную традиции, пытались вести инновационный подход при анализе заговоров.
Непосредственно в структуре заговорного текста анализировались разнообразные образы. Найдя интегральные и дифференциальные признаки данных образов, исследователи составили ряд классификаций. Каждая классификация подразделяется на различных основополагающих принципах. Не забывая о том, что славянские племена были и язычниками, и христианами, обнаружили синкретичные компоненты в заговорных текстах. В работе было проанализированы как христианские, так и языческие персонажи, указаны специфические особенности каждого из них. Создали сводную таблицу имен и функций лихорадок, на основе сравнительного анализа. Включили характеристики каждого христианского персонажа, включили их классификации в ряду » чинов». Определили мифологическую основу некоторых персонажей.
Установили функциональную значимость символов-атрибутов, располагающихся в предметном мире образов.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/poetika-zagovorov/
Тексты заговоров.
1. Лечебные «наговоры» Приангарского края из собрания А.А. Савельева/ Сост. В.Л. Кляус. М, 1990.
2. Обереги и заклинания русского народа /Сост.М.И. Песков, А.М. Пескова. М, 1998. с. 192.
3. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия / Собр. Забылином М. В 2кн. Кн.1М., 1996.
4. . Сахаров И.П. Сказание русского народа.М., 1990.
5. Сахаров И.П. Русское народное чернокнижие. Спб, 1997.
Исследования и научные работы.
6. Аникин В.П. Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. Л, 1987.
7. Астахова А.М. Художественный образ и мировоззренческий элемент в заговорах. М, 1964.
8. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. М, 1998.
9. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. в 3т. т. М, 1995.
10. Блок А.А. Поэзия заговоров и заклинаний // Собрание сочинений в 8 т. т. т.5. М, 1962.
11. Богатырев П.Г. Заговоры // Русское народное творчество. М., 1961. с.43-51.
12.Л.Н. Виноградова заговорные формулы от детской бессонницы как тексты коммуникативного типа // Исследования в области балто-славянской духовной культуре. Заговор. М., 1993. с.153-164.
13. Волошина Т.А. Астапов С.Н. Языческая мифология славян. Ростов-на-Дону, 1996.
14. А.В. Головачева. Картина мира и модель мира в прагматике заговора // Исследования в области балто-славянской духовной культуре. Заговор. М., 1993. с. 196-211.
15. Зелинский Ф.Ю. О заговорах. История развития заговора: главные формальные черты. М, 1987.
16. Кагаров Е.Г. Словесные элементы обряда // Из истории русской советской фольклористики. Под ред. Горелова. Л, 1981. с.66-76.
17. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. М, 2001.
18. Крюкова О.М. // Итоговая научная конференция АГПУ: Тезисы докладов. Астрахань, 2002.
19. Панкеев И.А. Рассалова Е.А. Круг земного бытии: обычаи, обряды, молитвы. М, 1997.
20. Петров В.П. Заговоры // Из истории русской советской фольклористики. Под ред. Горелова. Л, 1981. с.77-141.
21. Познанский Н.Ф. Заговоры. Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул. Пг. 1917.328с.
22. Померанцева Э.Р. Минц С.И. Русское народное поэтическое творчество. М, 1963.
23. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М, 1975.
24. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2002.
25. Потебня А.А. Эстетика и поэтика М., 1976.
26. Русский фольклор. Материалы и исследования. М, 1958.
27. Русский фольклор. Материалы и исследования. М, 1966
28. Русские заговоры / Сост.Н.И. Савушкина. М, 1993. -368с.
29. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян М., 1994.
30. Топоров В.Н. Об одной групп сербско-хорватских заговоров. // Святость и святые в русской духовной культуре. В 3т. т. т.1. М, 1995. с.90-103.
31. Традиционные обряды и обрядовый фольклор русских Поволжья. Л, 1985
32. Фадеева Л.Н. Символика страстных икон Богородицы в заговорах // Традиционная культура. 2000. №2.
33. С.Г. Шиндин. Пространственная организация русского заговорного универсума: образ центра мира // Исследования в области балто-славянской духовной культуре. Заговор. М., 1993. с.58-62.
Справочники и словари.
34. Введение в литературоведение. / Под ред. Г.Н. Поспелова. М, 1988. с.38-44.
35. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2001.
36. Литературный энциклопедический словарь/Под ред.В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М, 1987. — с.252.
37. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Гл. ред.А.Н. Николюкин. М, 2001.
38. Мифологический словарь. /Под ред. М.Н. Ботвинник. М.А. Коган. Б.П. Селецкий. М, 1989.
39. Мифологический словарь / Под ред. Мелетинского М, 1991.
40. Мифология: Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. Мелетинский. М, 1998.
41. Современный словарь –справочник по литературе/ Сост.С.И. Кормилов. М, 2000.
42. Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5т. т. т.1.2/ Под ред. Толстого. М, 1999.
43. Словарь литературоведческих терминов. / Под ред.Л.И. Тимофеева. М, 1974.
44. Теория литературы. / Под ред. В.Е. Хализева. М, 2002.
45. Энциклопедия обрядов и обычаев. Спб, 1996.
46. М. Фасмер Этимологический словарь русского языка в 4 т. т. т.4.М., 1987.
Приложение
Заговоры записаны из тетради Поповой Любови Ивановны, 1941 года рождения, уроженка с. Петропаловка Астраханской области.
Заговор от сглаза.
» Девка-девица, русая косица, святой водой умываюсь, белым полотенцем утиралась, с Иисусом Христом повстречалась. Три зари-заряницы, три буяна – буяницы: первый буян баню открывает, другой буян свечи зажигает, третий буян нарядку отнимает. Мать Пречистая Богородица проходила, свечи зажигала и тушила. Три буяна – буйвола от рабы Божьей (имя) нарядку отнимали, на ветер пускали урочную, улетную, посмешную, ветряную, подумную, поглядную, колючую, горючую, могучую, болючую. Кто на рабу Божью (имя) пускай, тот пускай все себе забирает. Аминь».
Заговор от сглаза.
» Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Чистая кровь и небесная! Спаси, сохрани раба Божьего (имя) от всякого глаза, от худого часа, от женского, от мужского, от детского, от радостного, от ненавистного, от наговорного, от переговорного. Аминь».
Свадебный оберег — «Есть в западной стороне море Черное; в том море есть остров. На том же острову выросло древо, на том же древе — корень и ветвие, на том же Древе сидит железен муж — осматривает железен муж всякого ведуна, колдуна, кудесника, чтобы видити мне, сторожу колдуна и ведуна, мужика и женку, и девку. Окажи мне на всех четырех сторонах, окажи мне, сторожу, в избе или на улице, в пиру или на свадьбе, или у заплота, или за плахами, или за рекою, везде, кто где ни стоит, как бы сторожа не тронуть. Тот же железен муж, чтобы на колдуна и ведуна тянет он лук, отворачивает недобрые словеса, и речи колдунове и ведунове, аще он враг, или на меня вражит, он створаживает тот же железен муж. Или баба еся с тыми же, тот же враг ее же, кабы она легонько в зубки подола зняла и подругу бы оказала, руку бы зняла, своего дьявола звеселила, да тот же железен муж, в избу привяжи ее к печному столбу, а на улице к огороду, а мужик тот же колдун, надо мною пытаетца; ты же железен муж; кабы нас не нала ево ни молитва, а ему, колдуну, нечем бы ему ему от меня не онятця: сведи его, тот же железен муж, сведи его в баню и поставь его в каменицу головою, иже его врага, кой вражить, и повес его же вверх ногами, у стропил к одному углу, и броси его же о сыру землю, да тот же железен муж не отпутай меня, (имя) его врага о землю порази, его стречника. Или у князя молодого лошадь подтыкается; от подтычки, или у свахи, у тысяцкого, у дружек, у сторожа, у всего княжева поезда прибору от вожения, которая враг повалит захочет о крепосце, то же железный муж обороняет меня, (имя), сторожа, князя и княгиню, тысяцкого, дружек, и весь княжой прибор, бросает его, того же врага, как бы на нас не думал, броси его о сыру землю».