Классификации и характеристики исторических источников

2) проанализировать характеристики исторических источников;

  • рассмотреть понятие документоведческих источников;
  • охарактеризовать систему делопроизводства в России в XIX веке;
  • рассказать о русских письмовниках — системе образцовых текстов;

— Данная курсовая работа раскрывает важнейшие понятия дисциплины источниковедения, даёт представление о делопроизводственных источниках, и может быть использована в процессе подготовки специалистов — проведении семинаров, зачетных работ, конференций, экзаменов.

Работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе рассмотрено понятие исторического источника; в первом параграфе источники классифицировны, во втором охарактеризованы, а в третьем рассказано о документоведческих источниках. Вторая глава знакомит с источниками по делопроизводству в XIX; в первом параграфе говорится о министерской системе делопроизводства, во втором освещается источник «Общее учреждение министерств», в третьем — русские письмовники, и в четвертом — описан порядок прохождения документом многочисленных процедур в учреждениях.

1. Понятие исторических источников, .1 Классификация исторических источников

Исторические источники как таковые имеют весьма и весьма неоднородную природу. Поэтому в источниковедении давно фигурируют самые разнообразные системы классификации исторических источников. Безусловно, все они связаны с определениями исторического источника и во многом зависят от последних. В целом можно выделить несколько типов классификации:

Классификация по цели создания

  • ненамеренные (остатки, отражающие факты непосредственно);
  • намеренные (свидетельства);
  • смешанные (памятники).

Классификация по степени близости источника к историческому факту

  • остатки;
  • традицию.

Это разделение источников, а соответственно и источниковедческого анализа (для традиции необходимы и внешняя, и внутренняя критики, для остатков — достаточно внешней), было весьма широко распространено в источниковедении.

Классификация источников по носителю

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/publitsistika-xvi-veka-kak-istoricheskiy-istochnik/

  • вещественные (памятники);
  • письменные (документы);
  • словесные (повествования).

В несколько видоизмененном виде эта система вошла в практику источниковедения в советский период, здесь источники были классифицированы в соответствии со способом кодирования и хранения информации на семь типов.

31 стр., 15370 слов

Произведения мирискусников как источники для изучения истории ...

... культуры Петербурга. В свою очередь, правильно организованная работа с произведениями будет способствовать всестороннему развитию мышления учащихся. Цель работы: изучить роль художественного объединения «Мир искусства» в культуре ... В. П. Горы. Он первым рассмотрел потенциал наглядности как исторического источника, однако, дальнейшего развития в исследованиях и активного практического применения ...

Смешанная классификация по цели создания и носителю

  • вещественные (памятники);
  • ненамеренные;
  • осознанные (документы).

Классификация К. Эрслева по способу отражения источником исторического факта

  • остатки (людей и природные);
  • изделия, произведенные людьми;
  • факты современной жизни, дающие представление о событиях прошлого.

    Классификация А.

С. Лаппо-Данилевского

Благодаря первым возможно непосредственное восприятие события, данные вторых требуют «расшифровки».

Классификация источников по т. н. «социально-экономическим формациям», Классификация по видам

  • летописи;
  • акты;
  • мемуары;
  • периодическая печать и т. д.

Последняя система классификации, безусловно, имеет смысл, однако, она не является глобальной, а затрагивает лишь конкретику источниковедения, и по сути своей остается частной классификацией. То же можно сказать и о выделении более общих видов: источники личного происхождения, массовые источники и т. д. Если же брать другую систему координат источниковедческого обобщения, то здесь весьма полезным может оказаться опыт источниковедения конца XIX — начала XX вв. С другой стороны, встает вопрос, можно ли вообще предложить какую-то глобальную классификацию исторических источников, или же их комплекс представляет собой хаотичное нагромождение различных вещей и явлений.

В этой связи наиболее актуальным становится определение исторического источника. Если исходить из того, что источник есть все, что может «источать информацию», и в этом случае под это понятие попадают и природные явления, то тогда существование обобщающей классификации действительно окажется абсолютно бессмысленным. Если же мы обратимся к определению более суженному, но более точному, то тогда существование единой классификации источников будет оправданным.

Например, по определению А. С. Лаппо-Данилевского: «источник — всякий реализованный продукт человеческой психики, пригодный для изучения фактов с историческим значением» или по исходящему из него определению О.М. Медушевской: «источник — продукт целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения данных о социальных явлениях и процессах».

В современном источниковедении принято классифицировать исторические источники на три большие группы.

письменные исторические источники

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/publitsistika-xvi-veka-kak-istoricheskiy-istochnik/

законодательные источники, включающие памятники древнерусского права, светского права и прочие законодательные памятники;

  • актовый материал;

3) делопроизводственные текущие документы;

4) статистические документы, а также документы экономического и географического порядка;

  • документы личного происхождения (мемуары, дневники, переписка);
  • периодическая печать;
  • публицистика и литературные памятники.
  • [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/publitsistika-xvi-veka-kak-istoricheskiy-istochnik/

    30 стр., 14668 слов

    Методические аспекты проблемы использования исторических документов ...

    ... исходные методические условия работы с историческими документами. В 1960-е - 1980-е гг. значительный вклад в создание методики использования источников на уроках истории внесли А. ... степень разработанности проблемы влияния работы с историческими документами на знания и умения старшеклассников; уточнить классификацию исторических источников, используемых в школьных курсах, определить критерии ...

материальные (вещественные) памятники.

этнографические памятники

Совершенно очевидна полная несостоятельность попыток разделения источников по социально-экономическим формациям. Эта классификация абсолютно не соотносится с понятием исторического источника. Заслуженный скепсис вызывает и деление источников на «остатки» и «традицию», поскольку всякая традиция есть в то же время и остаток своего времени, своей эпохи. Классификация источников по носителю, т.е. по способу кодирования и хранения информации, в целом неплохо отражает онтологическую сторону определения, но все-таки гносеологическая его сторона остается во многом в тени.

Среди разнообразия этнографических источников особую ценность имеют древнейшие письменные документы — папирусы, клинописи, летописи, хроники: в этих источниках содержится комплексный и разнохарактерный этнографический материал. Также ценную группу этнографических памятников составляют изобразительные памятники — рисунки, орнаменты, скульптура и проч. Например, народные орнаменты отражают сюжеты и эпизоды древней мифологии, а также специфику религиозных верований и символов языческих культов. Изучением материальной и духовной культуры занимается отдельная наука — этнография, специфическая область исторического знания. При изучении той или иной стороны жизни народа этнография широко привлекает данные других наук, чьи предметы изучения соприкасаются с ее предметом: фольклор, традиционная история, археология, география, психология, религиоведение. Особенно тесное предметное взаимодействие существует между этнографией и археологией. Это и понятно, ведь у этих наук сходные источники, находящиеся в коллективном пользовании. В известном советском учебнике «Этнография» под редакцией Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова сказано: «Органична связь этнографии с археологией. При изучении многих тем (история хозяйства, жилища и др.) очень сложно провести границу между источниками этих наук, т.к. этнографические материалы позволяют лучше понять археологические и, наоборот, без археологических данных невозможно изучать этническую историю».

фольклором

  • легенда — народное предание о жизни какого-либо лица или о каком-либо событии;
  • эпос — героические сказания, былина;
  • предание — переходящий из поколения в поколение рассказ о былом;
  • сказка — народно-поэтическое повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил, и прочие источники.

Фольклорные источники, как и данные археологии, приобретают ценность при реконструкции древнейших исторических эпох.

Е.М. Жуков дает следующее определение термину «устная история»: «Под этим понимается использование устных свидетельств участников тех или иных событий, которые не зафиксированы в документальных материалах. Однако данные устной истории, как правило, трансформируются в разновидность документальных источников, поскольку для фиксации устных свидетельств или интервью непосредственных участников изучаемых событий широко применяется стенографирование или звукозаписывающая техника». При этом Е.М. Жуков резонно отмечает, что «устная история» имеет особое значение для народов, не имеющих своей письменности, «бесписьменных народов».

7 стр., 3228 слов

Культура делового письма

... существенное влияние на форму, средства передачи служебной деловой переписки. Цель данного реферата, Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: изучить историю происхождения делового письма рассмотреть виды делового письма; изучение культуры делового письма; проанализировать требования ...

То, что древние предания и легенды отражают в себе реальные исторические события, уходящие корнями в доисторические эоны, является очевидным фактом для некоторых духовных вождей ХХ века. Примером может служить творчество и историография Николая Рериха, провозвестника Новой космической эры, Нового Золотого века. В работе «Семь великих тайн космоса» создатель «Агни-йоги» пишет: «Да, легенды не отвлеченность, но сама реальность… Неверно думать, что легенда принадлежит призрачной древности. Непредубежденный ум отличит легенду, творимую во все дни Вселенной. Каждое народное достижение, каждый вождь, каждое открытие, каждое бедствие, каждый подвиг облекаются в крылатую легенду. Поэтому не будем презирать легенды истины, но посмотрим зорко и позаботимся о словах действительности».

О необходимости более внимательного, вдумчивого и доверительного создания отношения к легендам и другим разновидностям фольклорных источников ратуют современные представители теоретической истории. Недоброжелатель официальной историографии А.А. Вотяков (с гордостью признающий себя дилетантом) в своей «Теоретической истории» утверждает: «Свой фундамент Теоретическая История должна строить в основном на легендах…»

Многим ортодоксально ориентированным историкам по-прежнему трудно рассмотреть в историческом фольклоре оттиск невымышленной исторической реальности. Причиной такого положения дел является, во-первых приверженность догмам научного материализма, во-вторых — упорная верность официальной (скалигеровской) модели исторической хронологии.

данными лингвистики — наукой о языкознании.

С начала ХХ века в связи с быстрым развитием индустриальных технологий возникла еще один специфический тип исторических источников — фото и кинохроника, запечатлевшие новейшую историю в динамичной ретроспективе. К этому же типу источников примыкают и такие своеобразные источники, как фонодокументы.

Вывод: исторические источники как таковые имеют весьма и весьма неоднородную природу. В источниковедении давно фигурируют самые разнообразные системы классификации исторических источников: по цели создания, по степени близости источника к историческому факту, по носителю, по цели создания и носителю, по способу отражения источником исторического факта, по социально-экономическим формациям, по видам.

В современном источниковедении принято классифицировать исторические источники на три большие группы: письменные исторические источники, материальные (вещественные) памятники и этнографические памятники, содержащие те или иные сведения о различных народах, их названиях, ареалах расселения, специфике их культурной жизни, а также об особенностях их религиозных верований, обрядов и обычаев.

1.2 Характеристика исторических источников

исторических источников делопроизводство документоведческий

Внешняя критика

Согласно современным представлениям методика источниковедческого анализа включает в себя следующие процедуры и операции:

  • Определение внешних особенностей источника;

Установление происхождение источника:

а) установление подлинности памятника,

б) выяснение истории текста, определение его оригинала и последующих вариантов, прочтение текста,

25 стр., 12023 слов

Приемы понимания художественного текста на х литературного чтения

... изображены в его произведении (часто тема отражается в заглавии). Основная мысль (идея) текста передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого. Уточнение определения текста идет и по пути выявления ...

в) определение времени и места возникновения текста, установление его автора (атрибуция),

г) выяснение причин, целей и исторических обстоятельств появления текста, определение его социальных функций в прошлом;

  • Интерпретация или истолкование текста: выяснение смыслов текста, правильное его понимание;
  • Изучение фактического содержания письменного источника и выяснение его соответствия исторической действительности;
  • В настоящей последовательности первые три процедуры, включая истолкование текста, по сути, составляют внешнюю критику источника.

Заключительная фаза источниковедческой критики представляет критику внутреннюю.

Далее обратимся к анализу значения, смысла, целей и содержания каждой из отмеченных процедур.

Установление внешних особенностей письменного памятника помогает определить его подлинность и датировать текст. Эта процедура включает в себя выяснение материала письма (бумага, пергамен, ткань, береста и т.д.), орудий письма или печати, вида письма, почерка или шрифта и внешнего оформления текста. При определении внешних черт памятника используются данные и методы палеографии, сфрагистики, филиграневедения и ряда других вспомогательных исторических дисциплин.

Самой существенной из внешних особенностей, безусловно является вид письма. Русское письмо менялось с течением времени. И поэтому даже самое общее представление об этапах его развития дает возможность датировать текст. Наиболее древним видом письма на Руси был устав, бытовавший в XI-XV столетиях. С XIV до начала XVI века использовался полуустав. В период формирования и укрепления централизованного русского государства распространилась скоропись XVI-XVII вв. В XVIII столетии утвердился упрощенный тип скорописи. Далее специалистами выделяются гражданское письмо XIX начала ХХ вв. и с 1918 года современное письмо.

Первоначально в качестве материала письма использовались пергамент, береста, дерево. В XIV веке на Руси появилась бумага иностранного производства. С XV столетия бумага стала основным письменным материалом. Русская бумага вошла в обиход в начале XVIII века. При производстве каждый полный бумажный лист помечался водяным знаком (филигранью).

Восстановив водяной знак, можно датировать текст. Это помогут сделать специальные справочники по филиграням. Чернила, которыми писались средневековые рукописи, обычно были бурого или коричневого цвета. Встречались и черные. В качестве орудий письма писцы использовали гусиные перья.

Большинство рукописных памятников XI-XVII вв. было оформлено в виде книг, грамот и свитков. Старые книги отличались форматом, зависящим от величины бумажного листа. Использовались форматы в 1/4; 1/8; 1/16 и 1/32 листа. Как правило, рукописные книги составлялись из тетрадей по 16 страниц. Тетради нумеровались. Переплет книги делался из деревянных досок, которые обязательно обтягивались кожей или тканью. Грамоты писались на отдельных листах с одной стороны. Если одного листа не хватало, то к нему снизу подклеивались другие листы и в итоге получался довольно длинный свиток. При хранении свитки ставились столбцами (столбцами).

К элементам внешнего оформления текста относятся также менявшиеся со временем украшения рукописей: вязи, орнамент и миниатюры. Вязью назывался особый декоративный стиль письма, имевший определенное соотношение высоты буквы к ее ширине и характерные завитушки. Под рукописным орнаментом специалисты понимают совокупность составляющих его элементов: инициал, заставку, концовку и украшения на полях. Инициал — красиво вырисованная начальная буква текста. Кроме инициала вверху размещалась заставка — орнаментированный рисунок в начале текста. Часто орнаментированный рисунок помещался и в конце текста. Это концовка. Исполненный в определенном стиле орнаментальный рисунок располагался и на полях. Во многих рукописях исполнялись раскрашенные рисунки миниатюры (лица).

7 стр., 3048 слов

Публицистика и политические сочинения как исторические источники

... повести как исторический источник. ^ Тема 5. Политические сочинения и публицистика XVIII первой половины XIX в. Специфические особенности политических сочинений и публицистики как исторических источников. Их общность и различия. Конкретно-исторические формы политических сочинений. Характеристика важнейших политических сочинений и памятников публицистики XVIII в.: «Книга о скудности и богатстве» И. ...

Расписанные миниатюрами рукописи именовались лицевыми.

При необходимости разбираются и другие внешние данные письменного свидетельства. Рассмотрев внешние особенности памятника, можно приступить к установлению его происхождения.

Источник — это порождение функционировавших в прошлом социокультурных систем, корпораций и учреждений. Прошлое в письменном памятнике это представленный в нем результат их функционирования и взаимодействия. И восстановить прошлое означает реконструировать отображенный в документе социокультурный комплекс и связанные с ним социальные отношения. Поэтому весьма важно определить происхождение источника. Ибо, в конечном счете, только это даст возможность оценить природу его субъективности, определить степень достоверности его данных и получить фактический материал для создания исторической картины.

Таким образом, процедура направлена на то, чтобы установить породившую данный источник социокультурную систему и изучить условия и историю социоинформационного функционирования его текста в прошлом. Она включает в себя следующие операции:

а) установление подлинности памятника,

б) выяснение истории текста, определение его оригинала и последующих вариантов, прочтение текста,

в) определение времени и места возникновения текста, установление его автора (атрибуция),

г) выяснение причин, целей и исторических условий появления текста, определение его социальных функций в прошлом.

Таким образом

Внешнюю критику исторического источника можно охарактеризовать как весьма специфический многошаговый процесс, требующий от историка специальной подготовки, обширных знаний, умений и навыков.

Процесс внешней критики включает в себя такие процедуры и операции, как определение внешних особенностей источника, установление его подлинности, выяснение истории текста, определение его оригинала и последующих вариантов, прочтение текста, определение времени и места возникновения текста, установление его автора, выяснение причин, целей и исторических обстоятельств появления текста, определение его социальных функций в прошлом, интерпретацию текста.

Внутренняя критика

Внутренняя критика представляет собой следующий и завершающий этап критического анализа источника. На этом этапе критика источника основывается на герменевтике, теории и искусству истолкования исторических (и вообще литературных) текстов. Познающему субъекту важно предельно возможно выявить степень достоверности и научно значимой ценности к информативному содержанию источника, его фактологии. На этом же этапе работы выявляется и социальная направленность и ориентация атрибуции документа.

От интерпретации источника исследователь переходит к анализу его содержания. Для него становится необходимым взглянуть на источник и его свидетельства глазами современного исследователю человека другого времени. «…Существует естественное напряжение между историком и филологом, стремящимся попять текст ради его красоты и истины, — так обозначает эту смену позиции исследователя Х.-Г. Гадамер. — Историк интерпретирует с прицелом на что-то иное, в самом тексте невысказанное и лежащее, может быть, в совсем ином направлении, чем то, по которому движется разумеемый текстом смысл».

6 стр., 2923 слов

Культурно-досуговые учреждения

... учреждениям культуры, расположенным на территории района. Районный Дом культуры имеет свой самостоятельный бюджет, текущий и расчетный счета в банке. Он имеет два источника ... государственной ассоциацией «Россия» и выходящих в издательстве «Культура». 1. Клубные учреждения Самым распространенным типом учреждений культуры остался клуб, который представляет собой полифункциональный комбинат, способный ...

Обращаясь к анализу фактического содержания и оценивая достоверность сведений документа, исследователь готовит его к включению в формируемую источниковую базу. Она основа для построения исторической картины. В результате процедуры источник становится частью современной историку научной и социальной культуры.

Рассмотрим содержание данной процедуры. Как видно, она включает в себя: во-первых, выявление всех имеющихся в известии исторических фактов, раскрытие полноты его социокультурной информации и, во-вторых, определение соответствия фактического содержания источника исторической действительности, оценка точности и достоверности его данных. Таким образом, первоначально следует установить, какие исторические события, факты отображены настоящим источником и какие исторические темы можно изучать на основе его информации.

Указанные операции в большей мере касаются повествовательных источников с сильным авторским началом. Внимание источниковеда акцентируется на функциях создавшего документ учреждения, также учитываются цели и задачи источника, описываемый объект, структура и содержание документа, способы сбора, обработки и публикации данных и т.д.

материалы Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1916 года

В процессе источниковедческого анализа исследователь как бы рассекает источник на простые, доступные мышлению части. Он раскрывает информационные возможности письменного свидетельства, интерпретирует те сведения, которые намеренно или помимо своей воли сообщает источник, свидетельствуя о своем авторе и о том этапе социального развития, когда он был создан. Опираясь на результаты проведенного анализа, источниковед обобщает свою работу, осуществляет источниковедческий синтез.

Синтез — завершающий этап изучения произведения. Его цель восстановление целостности источника как органичной части культуры своего времени, той социокультурной общности, которая его произвела.

Таким образом

Делая вывод

Методика источниковедческого анализа включает в себя следующие процедуры и операции:

  • Определение внешних особенностей источника;

Установление происхождение источника:

  • Интерпретация или истолкование текста: выяснение смыслов текста, правильное его понимание;
  • Изучение фактического содержания письменного источника и выяснение его соответствия исторической действительности;
  • Причем первые три процедуры составляют внешнюю критику источника.

Заключительная фаза — критика внутренняя.

1.3 Документоведческие источники

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/publitsistika-xvi-veka-kak-istoricheskiy-istochnik/

Источниками в документоведческих исследованиях могут выступать практически любые документы, системы документации и комплексы документов. На их основе можно получить определённое представление об уровне работы с документами, способах документирования, о делопроизводственной культуре той или иной эпохи. Однако главную роль играют всё же те документы, в которых зафиксированы правила, нормы, рекомендации, нормативы и т.п., регламентирующие и регулирующие различные направления, способы и формы работы с документами. Это прежде всего законодательные и правовые акты, стандарты, классификаторы, инструкции, методические указания. Источники являются необходимой базой для проведения теоретических исследований, для совершенствования практики документационного обеспечения управления и определения основных тенденций развития документационных процессов.

5 стр., 2206 слов

Виды выставок документов, их основное значение

... документов на выставках могут быть представлены печатные издания, художественные произведения и музейные предметы, хранящиеся в составе архивных фондов. Все отобранные для экспонирования документы ... В целях рекламы выставок архивные учреждения могут использовать средства ... документов, иллюстративных и вспомогательных материалов. Тематический план утверждается куратором органа управления архивным делом ...

Документоведческие источники можно классифицировать по нескольким основаниям

по хронологии (источники дореволюционного, советского, постсоветского периодов);

  • по отношению к определённой информационной среде (ретроспективной, оперативной или перспективной);

— Поскольку документоведение, как уже отмечалось, вырастало из практических потребностей работы с документами, постольку важную роль в его развитии, особенно на первых порах, играли традиции и обычаи. Затем, по мере осмысления и обобщения, эти обычаи и традиции стали закрепляться в различных законах, нормативных актах.

Соответственно и источники, позволяющие проследить, прежде всего, историю становления документоведения, можно разделить на две большие группы: это, во-первых, документы, которые вышли непосредственно из делопроизводственной практики и содержат стихийно сложившиеся нормы и правила, отражающие традиции делопроизводства; во-вторых, разного рода правовые акты, на протяжении нескольких столетий законодательно регламентировавшие работу с документами.

К первой группе источников

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/publitsistika-xvi-veka-kak-istoricheskiy-istochnik/

В “письмовниках” регламентировались состав, форма и содержание документов. Весьма примечательны уже сами их названия. Так, одним из первых ещё в 1765 г. появилось “Наставление как сочинять и писать всякие письма к разным особам”. Два десятилетия спустя был издан “Письмовник, содержащий разные письма, прошения, записки по делу, контракты, аттестаты, одобрения, расписки, пропуски и письменный вид крепостным людям, приказ старосте, форму купеческих ассигнаций, квитанции, расписки, письма посылочные и кредитные” (СПб, 1788).

“Письмовники” нередко достигали значительных объёмов. К примеру, имеющееся в фондах Научной библиотеки Томского госуниверситета “Руководство для составления деловых бумаг. Образцы и формы; справочные сведения” В.Максимова (М., 1913) содержит более 2000 тыс. страниц.

Ко второй группе

К числу важных источников, наряду с “Генеральным регламентом”, относятся также разработанные в петровские времена “генеральные формуляры” — образцы документов; “Учреждение для управления губерний”, изданное в 1775 г. Екатериной Второй; “Общее учреждение министерств”, появившееся в 1811 г., и многие другие законодательные акты, регламентировавшие отечественное делопроизводство на разных уровнях государственного управления.

4 стр., 1658 слов

Роль документа в современном обществе

... системе делопроизводства в коллегиях». Вводится гербовая бумага. IV этап. 19-20 век. Министерское делопроизводство. Екатериной II издается указ об учреждении министерств. Появляется акт - документ, ... рассмотрение роли документа в современном обществе. Для достижения поставленной цели необходимо: 1.раскрыть понятие документа в современном обществе, определить функции и свойства документов, а ...

Делая вывод по первой главе, .1 Система делопроизводства в XIX веке

Начало XIX в. ознаменовалось новой реформой государственного управления и делопроизводства, которая затронула главным образом верхний уровень управления — высшие и центральные учреждения, и вместе с реформами Екатерины II в последней четверти XVIII в. завершила формирование системы центральных и местных учреждений.

Новая система управления — министерская, основанная на принципе единоначалия, зародилась в недрах старой коллежской системы: в коллегиях конца XVIII в. президенты имели более широкие права, чем ранее. Создание министерств с единолично управляющими министрами было необходимо для более гибкой и оперативной системы управления. Коллегиальный принцип принятия решений не был исключен вовсе из новой системы: сначала коллегии ввели в состав вновь созданных министерств; позже при министрах создали советы, имевшие статус коллегиального совещательного органа. Тем не менее, отношение к министрам как к единоличным исполнителям воли царя и определило делопроизводство министерств как «исполнительное».

Первыми министерствами, созданными манифестом от 8 сентября 1802 г., были: военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции и на правах министерства — Государственное казначейство. Каждому министру предписывалось создать канцелярию и иметь товарища (помощника).

Одновременно с министерствами в 1802 г. учрежден Комитет министров — высшее административное учреждение, действовавшее на коллегиальных началах и рассматривавшее дела, выходящие за рамки компетенции отдельного министра и требующие совместного согласованного решения. Несколько позже — 1 января 1810 г. создан Государственный совет — высшее законосовещательное учреждение. Одновременно с этим проведена реформа Сената, который становится высшей судебной инстанцией, выполняя также функцию надзора за правительственным аппаратом.

Окончательно единоличное министерское начало победило лишь с изданием 28 января 1811 г. «Общего учреждения министерств» -законодательного акта, определившего всю систему министерского устройства, включая их делопроизводство и систему взаимоотношений с другими учреждениями и лицами. В соответствии с этим актом увеличилось число министерств и произошли некоторые изменения в перераспределении дел между ними.

Структура министерств имела следующий вид отображенный на рис.1.

Рисунок 1. Структура министерств 19 — начала 20 вв.

Делая вывод по первой главе 1

Министры назначались самим императором и были ответственны только перед ним. Принцип единоначалия положен в основу всей организации министерств: директора, возглавлявшие департаменты, подчинялись непосредственно министру, начальники отделений — директорам департаментов, столоначальники — начальникам отделений. Канцелярия министра по своей структуре была аналогична и действовала на правах департамента; канцелярии департаментов имели более простое внутреннее устройство: они возглавлялись правителем канцелярии и имели штат чиновников — журналиста, экзекутора, казначея, писцов и др., их должностной и количественный состав зависел от объема и содержания дел.

«Общим учреждением министерств» вводилось единообразие в систему делопроизводства министерств: от создания документов и до их архивного хранения. Особое место уделено порядку «сношений» (переписке) министерств с другими учреждениями.

Следует отметить, что само понятие делопроизводства (этот термин появился во второй половине XVIII в.) обозначало деятельность, которой занималась не только и не столько канцелярия, сколько весь аппарат учреждения в целом. Термин «делопроизводство» происходит от сочетания слов «производство дела», а под «делом» в то время понималась не папка с документами, как в современном делопроизводственном значении этого слова, а рассматриваемый и решаемый вопрос: производство дела — это не что иное, как решение дела. Поскольку всякое решение предполагало его письменную фиксацию на всех стадиях, то, естественно, делопроизводство понималось и как «правила, коими канцелярия руководствуется в составлении докладных записок, журналов, определений и актов вообще, и исполнительных бумаг».

На протяжении всего XIX и начала XX вв. осуществляется законодательная регламентация делопроизводства высших, центральных и местных учреждений. Благодаря принятой в то время системе кодификации законодательства в Сводах законов Российской империи достаточно легко получить подробные сведения о законодательной регламентации делопроизводства учреждений любого уровня. Своды законов начинают издаваться с 1832 г. Затем, пополняясь новыми узаконениями, переиздаются в 1842, 1857 и последующие годы. Первые два тома Сводов содержат узаконения, касающиеся верховной власти, деятельности высших, центральных и местных (губернских, уездных) учреждений, включая их делопроизводство.

2.2 Характеристика «Общего учреждения министерств»

Манифест 25 июня 1811 года об «Общем учреждении министерств» явился завершением и главным законодательным актом министерской реформы. Структурно оно состояло из двух частей:

  • «Образование министерств»;
  • «Общий наказ министерствам».

«Общим учреждением министерств» вводилось единообразие в систему делопроизводства министерств: от создания документов и до их архивного хранения. Особое место уделено порядку «сношений» (переписке) министерств с другими учреждениями.

Текст Манифеста «Об учреждении министерств» отличается отсутствием терминологического единства. Так, если во Введении провозглашается учреждение министерства в единственном числе, то в ст. 1 говорится уже о разделении государственного управления на 8 отделений, каждое из которых составляет особое министерство, и в последующих статьях говорится уже о 8 министерствах.

Данный факт, с одной стороны, был отголоском обсуждения в Негласном комитете вопроса об «объединенном министерстве», с другой, — свидетельствовал об отсутствии законодательного опыта у членов Негласного комитета. Поэтому термин «министерство» первое время употреблялся по отношению ко всей системе министерств.

Следует отметить, что само понятие делопроизводства (этот термин появился во второй половине XVIII в.) обозначало деятельность, которой занималась не только и не столько канцелярия, сколько весь аппарат учреждения в целом. Термин «делопроизводство» происходит от сочетания слов «производство дела», а под «делом» в то время понималась не папка с документами, как в современном делопроизводственном значении этого слова, а рассматриваемый и решаемый вопрос: производство дела — это не что иное, как решение дела. Поскольку всякое решение предполагало его письменную фиксацию на всех стадиях, то, естественно, делопроизводство понималось и как «правила, коими канцелярия руководствуется в составлении докладных записок, журналов, определений и актов вообще, и исполнительных бумаг».

Содержание «Общего учреждения министерств» свидетельствует о том, что его авторы достаточно четко различали два аспекта делопроизводственной деятельности: формы документов, по которым совершается делопроизводство (для обозначения этой деятельности в XIX в. широко употреблялся самостоятельный термин — письмоводство), и движение документов и дел (порядок течения дел), понимая вместе с тем, что в практической деятельности канцелярии они тесно взаимодействуют.

Основой этого взаимодействия является не что иное, как принятый в учреждении порядок рассмотрения и решения дел, или «производства дел» (используя современную терминологию, — процесс принятия управленческих решений).

Именно это осознание «вторичности» делопроизводства по отношению к «производству дел» (принятию решений) пронизывает и «Общее учреждение министерств» и все последующие законодательные акты, принимавшиеся с целью регламентации делопроизводства на протяжении всего XIX и начала XX вв. В силу этого регламентация министерского делопроизводства в «Общем учреждении министерств» давалась как «образ» (порядок) производства дел, включающий порядок вступления дел, движение (или производство) дел, отправку дел, ревизию дел, отчетность в делах.

Дела, направленные в министерство, могли попасть в канцелярию министра или непосредственно в департаменты. В канцелярию министра поступали указы и повеления верховной власти, переписка министра с другими министрами и главноуправляющими, губернаторами и вообще лицами равного звания. Представления от подчиненных органов направлялись министру в случае крайней важности или срочности. На его имя поступали отзывы на его предписания и жалобы на решения департаментов, а также секретные дела.

Непосредственно в департаменты поступала переписка с другими учреждениями и лицами, равного положения и подчиненными, представления от подчиненных учреждений, предписания министра и дела из его канцелярии с резолюцией министра.

Все поступающие в министерство дела делились на три категории:

  • текущие дела (дела, поступавшие на общих основаниях в соответствии с установленным порядком) — донесения, ведомости, представления, переписка и др.;
  • чрезвычайные дела — для их решения требовалось принятие новых постановлений, или дела по обнаруженным злоупотреблениям;
  • дела, «не терпящие времени», или срочные. Дела чрезвычайные и срочные рассматривались в первую очередь.

поступивших делах

Документы, создававшиеся в процессе «производства дела» можно разделить на две группы: документы, составлявшие внутреннее делопроизводство учреждения (записки, справки, выписки, журналы заседаний, регистрационные журналы, настольные реестры и др.), и документы, поступавшие в учреждение из других учреждений и отправлявшиеся в другие учреждения, в том числе — «исполнительные бумаги».

Поскольку еще в последней четверти XVIII в. сложилась «иерархия властей и мест», определившая систему «сношений» учреждений различных типов, то министерскому делопроизводству ничего не оставалось, как «вписаться» в эту систему, что и произошло. От вышестоящих учреждений министерства получали: от императора — указы, повеления; от Государственного совета — высочайше утвержденные мнения; от Сената — сенатские указы; от Комитета министров — выписки из журналов заседаний. Министры в вышестоящие инстанции направляли высочайшие доклады (императору), мнения, предложения, представления. С равными учреждениями министерства обменивались посредством отношений, сообщений, официальных писем. Подведомственным местам и лицам направляли предписания министров, от них получали рапорты, донесения, представления. Таким образом, система министерского делопроизводства дополнила сложившуюся еще в конце XVIII в. систему документирования местных учреждений.

Самостоятельную стадию «производства дела» составляла «отправка дел», включавшая регистрацию отправляемых документов в журналах и непосредственно отправку (запечатывание в пакет, написание адреса и др.).

До середины XIX в., когда в России появились почтовые конверты и марки, законом предусматривалось, что все исходящие бумаги должны отправляться в виде пакетов — документ складывался в виде конверта и запечатывался сургучной печатью.

регистрации документов

Ревизия дел

Последняя стадия «производства дел» по «Общему учреждению министерств» — отчеты . Законом устанавливалось три вида отчетов: отчеты в суммах, отчеты в делах и отчеты в «видах и предположениях». Отчеты в суммах являлись финансовыми отчетами, отчеты в делах — отчетами о деятельности, последние отчеты представляли собой планы работы на следующий год. Отчеты готовились отделениями, каждым по своему направлению, затем обобщались в департаментах. На основе отчетов департаментов директор канцелярии составлял сводные отчеты по министерству.

На протяжении всего XIX и начала XX вв. осуществляется законодательная регламентация делопроизводства высших, центральных и местных учреждений. Благодаря принятой в то время системе кодификации законодательства в Сводах законов Российской империи достаточно легко получить подробные сведения о законодательной регламентации делопроизводства учреждений любого уровня. Своды законов начинают издаваться с 1832 г. Затем, пополняясь новыми узаконениями, переиздаются в 1842, 1857 и последующие годы. Первые два тома Сводов содержат узаконения, касающиеся верховной власти, деятельности высших, центральных и местных (губернских, уездных) учреждений, включая их делопроизводство.

Особенностью организации делопроизводства в этот период являлась не только ее четкая законодательная регламентация, но и появление достаточно обширной делопроизводственной литературы, в том числе и работ теоретического характера.

2.3 Система образцовых текстов. Русские письмовники

Н.В.Варадинов — «первый теоретик русского делопроизводства», отмечал, что делопроизводство имеет свои источники «в законе и обычае». Канцелярский или деловой обычай, по его мнению, «всегда и во всех странах имел обширное влияние не только на способ составления деловых бумаг, но и на внешнюю сторону судопроизводства, на судебные обряда и судебные сроки». Обычай, или практика, наряду с законом играла существенную роль в поддержании культуры письменного делового общения.

В научной литературе, посвященной истории русского делопроизводства, внимание исследователей обращено, главным образом, на законодательные источники, в то время как мощный пласт делопроизводственной литературы, представляющей собой разного рода сборники образцов документов, непосредственно направленной на регламентацию состава документов, их формы и содержания, и в целом процессов документирования, практически не изучен.

Для того чтобы представить, сколь велико было значение этой литературы для практики, достаточно сказать, что список сборников образцов документов, рекомендованных Н.В.Варадиновым для практического применения, включает 42 наименования. Если учесть, что такие сборники активно издавались и переиздавались вплоть до Октябрьской революции, становится понятным, какое сильное влияние они оказывали на практику. Изучение этого рода литературы представляет интерес с многих точек зрения. Исследователи обращают внимание на два аспекта: во-первых, на структуру и содержание сборников, во-вторых, — на состав включаемых в них документов и их классификацию.

Исследователи отмечают, что, по-видимому, одним из первых печатных сборников образцов документов было «Наставление как сочинять и писать всякие письма к разным особам» 1765 г. С конца ХУШ в. такие сборники начинают издаваться регулярно. Известно три книги, каждая из которых вышла несколькими изданиями.

Появление печатных сборников образцов перевело их из разряда явлений уникальных в разряд явлений массовых, что, естественно, расширило сферу их применения и усилило влияние на процессы документирования.

Нуждается в пояснении использование в документоведческих исследованиях, в частности в работе В.Ф.Янковой, термина «письмовник» для обозначения сборника образцов документов. В рассматриваемый период для этой цели использовались термины: «письмовник», «азбуки», «письмоводитель», «секретарь-письмоводитель», «всеобщий секретарь», «кабинетный секретарь», «приказной обрядник», «всеобщий стряпчий», «канцелярский самоучитель» и др. В качестве общего термина принимается «письмовник», хотя он, как отмечает В.Ф.Янковая, «в этом значении в достаточной степени условен». Письмовниками назывались издания образцов писем разного содержания, в том числе — деловых. Именно в этом значении это слово и фиксируется в словарях русского языка. Может показаться, что ориентация на письма значительно сужала круг документов — образцов. Однако это не так.

В письмовники включали такие документы, как прошения, заявления, договоры, контракты, свидетельства, паспорта, объявления, наставления, доношения, расписки, векселя, — то есть документы, предназначенные для передачи от одного лица другому. Определенная часть деловых бумаг, не являвшихся письмами, например, документы, составлявшие «внутреннее делопроизводство» присутственных мест, в отдельных случаях также включались в письмовники, но чаще издавались специальными сборниками, которые назывались «канцелярский самоучитель», «всеобщих стряпчий», «формы деловых бумаг». Эти сборники также условно относят к письмовникам.

Кроме того, существует несколько работ середины XIX в., которые наряду с образцами и формами деловых бумаг содержат теоретическую часть, где делопроизводство рассматривается как наука. Это работы В.Вельдбрехта, Н.В.Варадинова, Ф.Русанова. Хотя они и не является просто письмовниками, но образцы и формы деловых бумаг составляют часть этих работ.

Объектом регламентации в сборниках являлись все виды письменных сношений присутственных мест и лиг, канцелярские дела и бумаги, составлявшие «внутреннее» делопроизводство самого учреждения, независимо от того, какой властью оно было наделено — законодательной, судебной или административной. Кроме того, письмовники охватывали коммерческую документацию, а также документы, составляемые частными лицами.

Задача этих сборников, как правило, формулировалась самими авторами. Одни из них считали своей целью обучить науке сочинять письма и способствовать развитию навыков «правильно мыслить и чисто выражать себя на языке» другие — дать полное руководство о порядке производства дел с описанием «обряда делопроизводства», указанием существующих законов и других полезных сведений, а также с приложением форм документов. В частности, Е.Колоколов (1849 г.) так определял цель своей книги: «издать о порядке производства следствий книгу, сколь можно полнее поместив в ней все законы и установления, заключающие в себе общий порядок следственного производства, а приложив к сему все необходимые для руководства формы».

Предназначались также сборники и государственным чиновникам и частным лицам, вынужденным вести переписку. И.Морков (1820 г.) по этому поводу писал так: «…оказать тем услугу мою живущим в отдаленности от городов небогатым помещикам, кои за неимением способов нанимать стряпчего, могли бы в случае нужды, сами собою оною руководствоваться». В.Вельдбрехт (1854 г.) видел цель в том, чтобы «подчинить разнообразие канцелярской деятельности логическим началам».

Таким образом, цели, которые ставили перед собой авторы письмовников, можно представить в виде некоторой иерархии:

  • цель первого уровня: дать образцы, которыми можно было бы пользоваться при подготовке документов;
  • цель второго уровня: дать описание порядка производства дел, подкрепленное законами, образцы и формы деловых бумаг, составляемых в процессе производства дела;
  • цель третьего уровня: дать теорию документирования, на ее основе ввести единообразные формы деловых бумаг и упростить делопроизводство.

Различные письмовники по-разному распределяются в зависимости от установки.

На цель первого уровня была ориентирована большая группа сборников, издававшихся на протяжении всего рассматриваемого периода и включавших, как правило, только образцы документов с кратким руководством, как «сочинять и писать» разного рода письма; описанием разновидностей писем, требованиями к слогу, форме и структуре текстов. Как правило, эти сборники содержат образцы разного рода личных писем (дружеских, поздравительных, благодарительных, просительных, извинительных, сатирических, издевочных, нравоучительных и других — всего более 20 разновидностей); образцы коммерческих писем, в том числе векселей, и разного рода документов, предназначенных для подачи в присутственные места: контрактов, паспортов, аттестатов, духовных завещаний и др. Некоторые письмовники этой группы включали в качестве примеров письма великих особ, снабжались российским дорожником, сведениями о ярмарках, торговых городах, европейских «деньгах и монетах».

На цель второго уровня — дать порядок производства дела, образцы и формы деловых бумаг — была ориентирована большая группа сборников, которые, по мнению исследователей, по своей направленности и содержанию выходят за рамки письмовника и являются одновременно руководствами по делопроизводству, а также включают сведения о содержании той деятельности, в процессе которой оно совершается. К этой группе относятся работы И.Моркова, С.Смирнова, С.Ушакова, А.Щедрина, Д.Долгова, Л.Камбека, А.Гарнака, А.Н.Долгова, Н.Мартынова и др. Эта группа представляет собой наиболее развитый, разработанный тип письмовника.

С точки зрения структуры

Первая — с алфавитным принципом расположения образцов по «азбучному порядку». Примерная схема их построения такова: общий очерк истории развития учреждений и законодательной регламентации их деятельности, образцы документов, расположенные по алфавиту, с кратким описанием функционального назначения данного вида или разновидности документа и извлечением из законодательных актов. Например, в работе И.Моркова последовательно даны образцы аттестатов, билетов для проживания, внутренних векселей, договор, доношениях, духовных завещаний, апелляционных жалоб, записей, закладных, крепостных заёмных писем, записок, купчих, наставлений и других документов.

Другая разновидность, Третья разновидность

Анализ этого типа сборников позволяет говорить об определенной схеме, в соответствии с которой в большинстве случаев располагается материал:

  • Орган управления — присутственное место (его структура, компетенция, законы, на основании которых он действует);
  • Вопросы, решаемые органом управления (присутственным местом);
  • Порядок рассмотрения и решения дел;
  • Образцы документов.

В некоторых случаях в письмовниках в отдельную группу выделяются образцы, относящиеся к «обряду внутреннего порядка» присутственного места, это — формы реестров, книг, тетрадей для фиксации движения документов в учреждении. В совокупности они отражают, говоря современным языком, систему документирования документооборота.

Если говорить в целом, то данный тип сборников позволяет получить сведения о содержании и структуре документируемого вида деятельности, о системе документирования, о система документов, которые использовались в процессе производства дела, о системе документов, которые создавались в процессе производства дела, о системе документов, создаваемых в процессе исполнения решения по делу, о системе документооборота учреждения; о система документов, фиксировавших документооборот.

В целом, из письмовников данного типа мы можем получать достаточно полные сведения о системе делопроизводства России конца ХУШ — начала XX в.

Анализ письмовников конца ХVIII в. — начало XX в показывает, что они представляют собой обширную и разнообразную по форме и содержанию совокупность источников по истории русского делопроизводства, в которых наряду с вопросами законодательной регламентации нашла широкое отражение в практика делопроизводства.

Количество изданных с конца ХVIII в. по начало XX в. сборников образцов, их структура и содержание позволяют считать, что они были достаточно мощным рычагом воздействия на практику делопроизводства, способствовали выработке и закреплению устойчивых навыков документирования, вводили единые формы документов с унифицированным текстом.

2.4 «Руководство к наглядному изучению административного течения бумаг в России»

Яркое представление о бюрократических пордяках в российских государственных учреждениях XIX века дает «Руководство к наглядному изучению административного течения бумаг в России» (1856 г.) приписываемое М.Н. Каткову.

К примеру, в «Руководстве» описано «течение бумаг» только в одной, самой низшей низшей инстанции — земском суде.

«….1) Дежурный, приняв пакет и расписавшись в его получении, передает его 2) исправнику, который, распечатав и пометив бумагу, передает ее 3) секретарю, а тот, прочитав, передает 4) регистратору, который записывает ее в книгу и выставляет на ней нумер, а потом передает ее 5) столоначальнику, который записывает ее в настольный реестр и составляет по ней справку из законов и проект протокола. Здесь оканчивается ход входящих бумаг и начинается движение нового документа, так как столоначальник передает уже проект протокола 6) секретарю, который, просмотрев и проверив его, возвращает 7) столоначальнику, который передает для переписки 8) писарю; переписанный протокол писарь передает 9) столоначальнику, а этот, скрепив его своей подписью, подаёт 10) секретарю, который также скрепляет его и подает для подписи 11) исправнику и 12) непременному члену — одному или обоим; потом подписанный протокол возвращается к 13) секретарю, который отправляет его к 14) стряпчему, а от него протокол возвращается к 15) секретарю и 16) столоначальнику. Здесь начинается собственно исполнение по входящей бумаге, так как столоначальник, написав черновое исполнение, то есть предписание низшему или рапорт высшему лицу или месту, подает его для просмотра 18) столоначальнику, а этот отдает его для переписки 19) писарю; переписанный документ писарь передает для скрепы и подписи 20) столоначальнику, 21) секретарю, 22) исправнику и обратно к 23) секретарю, 24) столоначальнику, который, сделав отметку в своем настольном реестре, отдает бумагу под расписку 25) регистратору, а этот, записав бумагу в исходящий журнал и выставив на ней нумер, вручает ее с запиской в разносную книгу 26) дежурному, который и отдает ее рассыльному, а этот относит ее куда следует».

Если дело из земского суда передавалось в губернское правление, то в последнем над делом производились 54 операции, подобные указанным выше; при передаче в департамент министерства там совершалось 34 операции, в Комитете министров — 36. Так возникла народна поговорка — «пошла писать губерния»

В 1858 г. было опубликовано описание порядка прохождения документов в земском суде, губернском правлении, департаменте министерства и совете министра «Руководство к наглядному изучению административного порядка течения бумаг в России», которое дает яркое представление о бюрократическом характере исполнения документов в государственных учреждениях царской России. Так, в одном из местных учреждений (земском суде) документ в процессе исполнении проходил 26 инстанций, в губернском правлении над документом производилось 54 операции в департаменте министерства — 34, в совете министра — 45 операций.

Подводя итог второй главе, Заключение

Цель данной курсовой работы была достигнута. Проанализировав основные источники по делопроизводству в XIX веке, можно сделать выводы, что они являются весьма интересными, важными историческими документами, характеризующими всю систему делопроизводства данной эпохи. Они отражают определенный этап развития российского делопроизводства, служат основой для теоретических работ современных исследователей. С помощью источников мы можем узнавать историю нашей страны. Роль и значение исторических документов велики.

В современном источниковедении принято классифицировать исторические источники на три большие группы: письменные исторические источники, материальные (вещественные) памятники и этнографические памятники, содержащие те или иные сведения о различных народах, их названиях, ареалах расселения, специфике их культурной жизни, а также об особенностях их религиозных верований, обрядов и обычаев.

В “письмовниках” регламентировались состав, форма и содержание документов.

Новая система управления — министерская, основанная на принципе единоначалия, зародилась в недрах старой коллежской системы. Окончательно единоличное министерское начало победило лишь с изданием 28 января 1811 г. «Общего учреждения министерств» — законодательного акта, определившего всю систему министерского устройства, включая их делопроизводство и систему взаимоотношений с другими учреждениями и лицами. Яркое представление о бюрократических порядках в российских государственных учреждениях XIX века дает «Руководство к наглядному изучению административного течения бумаг в России» (1856 г.) приписываемое М.Н. Каткову.

Таким образом, изученная тема является вспомогательным материалом для любого квалифицированного кадрового работника.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/publitsistika-xvi-veka-kak-istoricheskiy-istochnik/

1. Бородкин Л.И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. — М.: «Издательство МГУ», 1986.- 188 с.

2. Бромлей Ю.В., Марков Г.Е.. Этнография. М.: «Высшая школа», 1982. — 320 с.

— Варадинов Н.В. Делопроизводство, или теоретическое и практическое руководство к гражданскому и уголовному, коллегиальному и одноличному письмоводству, к составлению всех правительственных и частных деловых бумаг и к ведению самих дел. — СПб.: «Типография Якова Трея», 1857. — 393 с.

— Вельдбрехт В. Н.Общие основания русского делопроизводства с приложением основных его форм. — СПб, 1854. — 120 с.

— Вотяков А.А. Теоретическая история. — М.: «София», 1999. — 343 с.

— Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. — М.: «Прогресс», 1988. — 704 с.

— Ерошкин Н.П., Куликов Ю.В., Чернов А.В. История государственных учреждений России до Великой Октябрьской социалистической революции. — М., 1965. — 418 с.

8. Жуков Е.М. Очерки методологии истории. — М.: «Наука», 1987. — 146 с.

— Литвак Б.Г. О закономерностях эволюции делопроизводственной документации в XVIII-XIX вв. — М.: «Наука», 1984. — 100 с.

— Медушевская О.М. Источниковедение. — М., 2007. — 150 с.

— Никулин П.Ф. Учебное пособие «Теория и методика источниковедения в отечественной истории X — начала ХХ вв.» — М., 2004. — 559 с

— Приходько М.А. Завершение правового оформления министерской системы управления в России в начале XIX в. // Государство и право. — М.: «Наука», 2001. — № 3, 100-107 с.

— Рейсер C.A. Основы текстологии. 2-е изд. — М.: «Просвещение», 2008. — 89 с.

— Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. — М., 1995. — 128 с.

— Самородов Д.П. Введение в историю и в основы научно-исторической методологии. — М., 2005. — 213 с.

— Уайтхед Д. Происхождение источника. — М., 1996. — 105 с.

— Русанов Ф. Канцелярский самоучитель, или краткое руководство к познанию делопроизводства присутственных мест, с прибавлением форм переписки и канцелярских документов. — М.: «Типография Н. Степанова», 1839. — 190 с.

— Чистяков О.И. Российское законодательство X-XX веков в 9 т. Т.6. Законодательство первой половины XIX века. — М., «Юридическая литература», 1988. — 432 с.

— Янковая В.Ф. Русские письмовники кнца XVIII — начала XX века как система образцовых текстов/ В.Ф. Янковая// Унификация систем документации: история, современное состояние, перспективы. — Главархив СССР, ВНИИДАД. — М., 1989. — 130 с.