Чтение — важнейший общий учебный навык учащихся, поэтому учителям важно владеть такими технологиями обучения, которые дают эффективные результаты. Навык чтения состоит их двух независимых операций: озвучивания и понимания текста. В настоящее время доминируют логопедические методики обучения чтению, делающие акцент на «формальных» приемах звукослияния и звукосочетания. Это приводит к тому, что количество детей, которые могут довольно бегло читать, плохо понимая прочитанное, постоянно растет. Научить детей уже в начальных классах понимать художественное произведение, воспитать учащихся как вдумчивых читателей — одна из важных задач обучения на уроках чтения.
Однако школьная практика показывает, что учащиеся самостоятельно слабо разбираются в смысловом содержании литературного произведения, не умеют выявить основную идею, а обычно проводимая учителем работа по анализу содержания художественного произведения сама по себе не обеспечивает достаточного проникновение в его глубинные смысловые пласты.
Актуальность проблемы обучения пониманию текста подтверждается следующими фактами. По данным психологов, полноценно понимают самостоятельно прочитанный текст от 0,3 до 6% школьников. Социологические исследования показали, что по сформированности умения работать с текстом российские школьники занимают положение между 27-м и 29-м местом из 32 стран (данные PISA, 2000 г.) [21].
Только 3 % детей работают на высоком уровне сложности, т.е. справляются с заданиями на рефлексию, оценку, нахождение сложной информации в тексте.
В учебной работе актуальность проблемы понимания особенно велика. О ней говорят в школе учителя старших классов, сетуя на то, что многие школьники не владеют приемами работы с книгой и поэтому не справляются с заданиями по анализу текста. О ней свидетельствуют факты снижения качества образования российских школьников.
По данным международных социологических исследований, российские школьники отстают от своих зарубежных сверстников по уровню сформированности общеучебных умений (умения приобретать и эффективно использовать знания), которые напрямую связаны с владением приемами понимания текста.
Несмотря на всю важность, проблема понимания до недавнего времени в школе специально не рассматривалась и даже не ставилась. В настоящее время изменения в содержании и методах преподавания, особенно в подходах к преподаванию чтения в начальной школе, выдвигают эту проблему на первый план.
Выразительное чтение младших школьников
... обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания ...
Это приводит к мысли, что современная методика работы с литературными произведениями, применяемая на уроках чтения в начальных классах, недостаточно обоснована. Тот факт, что работа по изучению основ обучения младших школьников пониманию текста поддержана грантом Министерства образования Российской Федерации, также говорит о важности проблемы.
В психологических исследованиях понимание текста школьниками стало предметом изучения Б.А. Богуславской, Г.Д. Чистяковой, Г.Г. Граник, О.В. Соболевой, Н.П. Локаловой и др.
Цель исследования — определить эффективные методы и приемы обучения младших школьников пониманию текста.
Объект исследования — процесс понимания текста младшими школьниками.
Предмет исследования — методы и приемы обучения пониманию текста.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что обучение пониманию художественного текста будет проходить более успешно, если использовать в процессе обучения младших школьников такие приемы и методы как моделирование и прогнозирование, анализ иллюстраций, различные виды драматизаций.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую литературу по проблеме исследования.
2. Охарактеризовать понятие «понимание текста», приемы понимания текста.
- Выявить особенности работы с текстом в современной начальной школе.
4. Охарактеризовать методы и приемы обучения пониманию текста.
Методы исследования: синтез, обобщение, логические методы исследования.
Глава 1. Теоретические основы обучения младших школьников пониманию текста
1 Понимание текста: определение и сущность понятия
Проблема понимания текста относится к междисциплинарным исследованиям. С давних пор изучавшие эту проблему философы, а затем и психологи утверждают, что непонимание рождает агрессию. Любое непонимание — другой культуры, эпохи, народа, религии, человека, текста — опасно.
Прежде чем перейти к изучению проблемы понимания текста, необходимо охарактеризовать сами понятия «текст», «понимание», «понимание текста», а также сущность процесса понимания текста.
Текст как чрезвычайно сложный объект допускает многоаспектное рассмотрение. На сегодняшний день существует более 250 различных определений текста, что связано как со сложностью и многоаспектностью самого понятия, так и с многообразными аспектами его рассмотрения в разных областях знания. Как отмечает Е.Н. Левинтова, текст изучается сегодня семнадцатью науками: философией, психологией, лингвистикой, литературоведением и др. [9]
Этим объясняется многообразие подходов к данному феномену. В настоящее время ученые продолжают сталкиваться с трудностями при определении текста, особенно художественного и выделении его существенных свойств.
Согласно современным научным представлениям, текст понимается как феномен реальной действительности и как способ отражения ее с помощью языка; как основная единица коммуникации, способ хранения и передачи информации, как отражение психической жизни индивида и манифестация менталитета автора текста, как письменная форма фиксации языкового сознания субъекта и т.д. [24] Все это создает основу для множественности описания текста и для его многочисленных определений.
Исследование методики обучения изобразительному искусству дошкольников ...
... [16]. 3.2 Особенности методики обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи изобразительной деятельности дидактические игры Специальные ... детей формируют восприятие различного пространственного расположения двух предметов, понимание ... текста соотносится с конкретными свойствами и элементами объекта. При обучении рисованию с натуры значение придается расположению предмета: чтобы ребенок ...
Большая советская энциклопедия приводит следующее определение понятия «текст»: Текст (от латинского textus — «ткань», «сплетение», «соединение», «структура», «связь») — это речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств. [3]
Тема — это обозначение предмета речи, то есть тех жизненных явлений или вопросов, которые отобраны автором и изображены в его произведении (часто тема отражается в заглавии).
Основная мысль (идея) текста передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого. Уточнение определения текста идет и по пути выявления присущих ему признаков или категорий.
Основными признаками текста являются:
- завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста;
- связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность);
- во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка;
- стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль.
цельность, которая проявляется во вместе взятых связности, завершённости и стилевом единстве. [17]
Текст, как известно, можно рассматривать с двух позиций: первая состоит в рассмотрении его характеристик как готового продукта, созданного автором. Согласно второй, текст рассматривается не как готовый продукт, а как процесс конструирования читателем собственного смысла на основе читаемого.
Традиционный, практикуемый в школе подход к тексту рассматривает
его преимущественно как продукт деятельности автора, содержащий единственно верный смысл, подлежащий извлечению и усвоению, что Г.И. Богин называет «антирефлективной установкой массовой школы», в то время как текст обретает смысл только при условии активной, творческой позиции читателя как участника диалога. Проблема адекватного восприятия, понимания текста является важнейшей проблемой, решение которой обусловливает эффективность обучения чтению.
Под пониманием толковый словарь русского языка Ушакова рассматривает способность, умение проникнуть в смысл чего-нибудь, усвоить, сознать его; состояние сознания, которому ясен, открыт, известен смысл чего-нибудь. [23]
Феномен понимания текста изучается в различных аспектах:
- Понимание — процесс постижения внутренних связей в содержании текста.
- Понимание — процесс постижения смысла (или смыслов) текста.
- Понимание — освоение чужих переживаний, мыслей и решений, опредмеченных в тексте.
- Понимание — движение к знанию, производство знания (хотя и не самознание).
- Понимание — воссоздание ситуации действования автора текста.
Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний. [14]
В методическом аспекте изучения проблемы принято говорить не о понимании, а о читательском восприятии. Показателями читательского восприятия являются образная конкретизация и образное обобщение (Н.Д. Молдавская, О.И. Никифорова), адекватное понимание позиции автора литературного произведения, то есть понимание внутреннего мира героев и относящихся к нему авторских оценок (Г.Н. Кудина).
[8]
При чтении несложного текста понимание как бы сливается с восприятием — мы мгновенно вспоминаем полученные ранее знания (осознаем известное значение слов) или отбираем из имеющихся знаний нужные в данный момент и связываем их с новыми впечатлениями. Но очень часто при чтении незнакомого и трудного текста осмысление предмета (применение знаний и установление новых логических связей) представляет собой сложный, развертывающийся во времени процесс. Для осмысления текста в таких случаях необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами.
Свести содержание текста к коротким и существенным логическим формулам, отметить в каждой формуле центральное по смыслу понятие, ассоциировать понятия между собой и образовать таким путем единую логическую цепь идей — вот сущность понимания текста.
В школьной практике обучения под умением понимать текст традиционно рассматривается способность воспроизводить содержание текста, делить его на законченные части, выделять в них главное, определять с помощью учителя смысл всего текста в целом. [21]
Понимание текста напрямую связано с такой характеристикой как сознательность чтения. Этому компоненту принадлежит ведущая роль, так как чтение осуществляется ради того, чтобы получить информацию, заключенную в тексте, осознать ее смысл, понять содержание. Понимание прочитанного подразумевает осознание учеником значения всех слов. Сознательность чтения обусловлена пониманием фактического содержания читаемого текста, идейной направленности произведения, его образов и роли художественных средств.
Смысловая сторона чтения — это совокупное понимание читающим:
- Значений большей части слов, употребленных в тексте, как в прямом, так и в переносном смысле;
- Содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
- Предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е.
не только о чем говорится, но и что этим сказано);
- Основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
Осознанность, уразумение содержания прочитанного, его понимание не имеет границ и пределов. Этот компонент навыка чтения более всего обусловливает непрестанное совершенствование всех других компонентов, которые в известном смысле обслуживают его и подтягиваются к его уровню.
Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств — возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, круга и уровня притязаний, интересов и потребностей, начитанности, жизненного опыта, запаса наблюдений и многого другого.
Вот почему одно и то же произведение может быть понято и осознанно по-разному не только ребенком и взрослым, но и людьми одного и того же возраста и уровня образованности. Так, при обсуждении сказки А.С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке” на вопрос, почему же все-таки старик выполнял желания старухи, шел к золотой рыбке и просил то, что ему в сущности не было нужно, ученики второго класса пришли к выводу, что он любил старуху, прощал ее и без нее ему было бы одиноко, “он остался бы один на всем белом свете”.
При оценке глубины и уровня понимания существенное значение имеет учет двух планов содержания текста:
- Фактического, предметного плана
- Смысла предметного плана.
Предметный план — это описание обстановки, действующих лиц, диалоги, рассуждения, мысли, высказывания персонажей, вся событийная линия, значения слов, предложений, абзацев и т.д.
Смысл предметного плана — это то, о чем все это говорит читателю, что всем предметным планом писатель хотел сказать читателю.
Понимание образного содержания художественного произведения маленькими читателями находится в прямой зависимости от работы воссоздающего воображения. Психологи утверждают, что понимание художественного образа, выразительных средств языка (эпитет, сравнение, скрытое сравнение, олицетворение) становится осознанным и доступным, если ребенок представит в своем воображении прочитанное. В связи с этим, развитие образного мышления и воссоздающего воображения является актуальной задачей подготовительной ступени литературного образования младших школьников.
С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя и т.д. Поэтому одна из основных психологических задач обучения пониманию — активизация психических процессов ученика при работе с книгой.
Квалифицированного читателя характеризуют развитое воображение, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, ясный критический ум. Закладывать основу этих качеств читателя необходимо уже в начальных классах.
Процесс, направленный на понимание текста, протекает быстро. Поэтому при обучении пониманию работа с текстом специально замедляется, чтобы помочь читателю в осознании своих умственных действий. С самого начала обучения чтению ребенок должен знать, что у него в этом трудном деле есть надежные помощники — приемы понимания текста.
Итак, под пониманием текста подразумевается сложный речемыслительный процесс, в ходе которого осуществляется выполнение ряда мыслительных задач с целью усвоения некоторого содержания, выраженного в языковой форме.
Научить детей уже в начальных классах понимать художественное произведение, воспитать учащихся как вдумчивых читателей — одна из важных задач обучения на уроках чтения. Понимание прочитанного зависит от глубины, полноты и точности восприятия. От уровня читательской грамотности зависит глубина проникновения читателя в смысл художественного произведения, степень переживания и осмысления им нравственных проблем, поставленных автором.
2 Работа с текстом в современной начальной школе
Таблица 1. Осмысление учащимися литературного произведения
Этап работы |
Приемы работы |
I. Подготовка к чтению. Введение в тему. |
Слово учителя или беседа |
II. Первичное целостное восприятие произведения. |
Чтение в слух (I класс) или »про себя» (II-III классы), чтение учителя. |
III. Проверка первичного восприятия. |
Ответы на вопросы, выясняющие представление о прочитанном. |
IV. I ступень анализа — понимание фактического содержания |
Последовательное чтение текста учащимися и комментирование его содержания с помощью учителя. |
V. II ступень анализа — понимание главных мыслей, чувств героев, оценка поступков. |
Анализ картин или смысловых частей текста с помощью выборочного чтения и »словесного рисования» по воображению. |
VI. Синтез — целостное восприятие на более глубокой основе (целостное осмысление идейно-образной стороны произведения).
|
Самостоятельная оценка учащимися прочитанного. Выражение отношения к прочитанному в высказываниях. Выразительное чтение. |
У каждой части свои задачи и способы их решения. Рассмотрим их поподробнее.
Первичный синтез (Подготовительная работа над текстом).
Многочисленными исследованиями установлено и неоднократно подтверждено школьной практикой, что для правильного восприятия содержания произведения учащимся необходимо иметь определенный запас жизненных представлений, определенный круг конкретных знаний о действительности. Поэтому естественно, что если этих знаний нет (или они недостаточны), то чтению произведения должна предшествовать работа, направленная на обогащение и уточнение представлений детей.
Задачи подготовительной работы:
расширить представления учащихся о явлениях, событиях, изображенных в произведении, сообщить новые сведения и тем самым содействовать сознательному восприятию текста, созданию условий для того, чтобы учащиеся могли соотнести факты художественного произведения с тем, что им приходилось наблюдать в жизни;
познакомить с жизнью писателя, создать интерес к писателю как человеку, к его творчеству;
подготовить к эмоциональному восприятию произведения;
раскрыть лексическое значение слов, без понимания смысла которых усвоение содержания было бы затруднено.
Вопрос о целесообразности проведения специальной работы перед чтением произведения решается учителем, исходя из содержания произведения и общего уровня развития учащихся (далеко не каждое произведение требует предварительной работы).
М.Р. Львов, В.В. Горецкий, О.В. Сосновская предлагали разделить все приемы работы, используемые на подготовительном этапе урока, на две группы:
компенсирующие несформированность типа правильной читательской деятельности;
формирующие тип правильной читательской деятельности. [10]
К первой группе приемов можно отнести беседу учителя с детьми, рассказ учителя, словарную работу. Ко второй — предварительное рассматривание иллюстраций, работу с названием произведения, выделение из текста ориентирующих слов.
Беседа используется в том случае, если дети уже владеют определенными знаниями по теме чтения и у них есть по этой теме минимальный читательский опыт. Во вступительной беседе учитель актуализирует имеющиеся знания детей, обращаясь к читательскому опыту. В беседе следует опираться и на личный житейский опыт детей.
Рассказ учителя целесообразен тогда, когда предстоящая тема чтения или совсем незнакома детям, или знакома мало.
Словарная работа — вид деятельности, которая обязательно присутствует на уроках чтения. В структуре урока словарная работа имеет место или на подготовительном этапе, или на этапе анализа произведения.
На подготовительном этапе для включения детей в тему чтения рекомендуется применять дополнительные средства: чтение малых фольклорных жанров, например, загадок по теме; показ репродукции картин, демонстрацию слайдов, фото; прослушивание музыкальных произведений или отрывов из них.
Не трудно заметить, что в перечисленных видах работы активная роль принадлежит учителю, ученики — пассивны. Приемы, формирующие правильный тип читательской деятельности, предполагают активную роль ученика.
Предварительное рассматривание иллюстраций поможет уточнить предположения по теме предстоящего чтения.
Вычленение ориентирующих слов проводится при рассматривании того, как напечатан текст в хрестоматии: разделен ли он на части, снабжен ли подзаголовками, есть ли к нему вопросы. Следует приучить детей прочитывать первое или последние предложение текста или каждой части, если есть рубрикация. Можно прочитывать некоторые вопросы к тексту, так как они помогут более точному прогнозированию, а так же нацелят на диалог с текстом.
Такой вид работы задает читателю определенный тип деятельности с текстом. Постепенно, осваивая его, ребенок сможет повторить все действия самостоятельно. Такие действия помогут учащимся подготовить себя к восприятию произведения, опираясь только на элементы книги — хрестоматии.
Первичное восприятие текста, как правило, обеспечиваются таким приемом, как чтение учителем вслух. Широко известна важность выразительного чтения рассказа, басни, стихотворения для правильного восприятия содержания, а также яркого эмоционального воздействия текста на читателя. Поэтому произведение читает учитель. (В это время книги у учащихся закрыты.) Используются также фонохрестоматия, запись на магнитофонной ленте, фильм.
Выбор такого приема для первичного восприятия аргументируется несовершенством навыка чтения детей младшего школьного возраста. Однако на поздних этапах обучения чтению (III-IV класса) могут быть использованы и другие приёмы: чтение текста специально подготовленными детьми; чтение текста детьми по цепочке; комбинированное чтение — когда учитель и вызванные ученики читают текст попеременно.
Практика убеждает в том, что некоторые тексты целесообразно читать на фоне музыки. Это усиливает степень воздействия произведения, способствует эстетическому развитию учащихся.
Проверка первичного восприятия — это уяснение учителем эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения. Самый удобный прием для этого — беседа. Однако число вопросов, обращенных к детям, должно быть не велико: три — четыре, не более. При этом в беседу не должны включаться вопросы, выясняющие подтекст произведения. Беседа после первичного восприятия, прежде всего должна прояснить и закрепить первичные читательские впечатления детей. Например, можно обратиться к детям с вопросами:
Понравилось ли вам произведение?
Что особенно понравилось?
Когда было страшно?
Что вызвало ваш смех?
Когда героя было жалко?
А было ли вам стыдно за героя?
Какой момент рассказа вам показался самым интересным? Почему? (или: Какая часть рассказа вам запомнилась больше всего? Какую картину вы наиболее ярко представили, слушая рассказ?)
Кто из героев вам особенно понравился? Что вас привлекло в этом человеке? С кем из действующих лиц вы хотели бы поспорить? С чем именно вы не согласны?
Когда вам было особенно радостно (или грустно)? И т. п.
Беседа после первого чтения ставит целью, с одной стороны, выяснить, какое впечатление произвело произведение на учащихся, а с другой — заинтересовать детей в анализе текста и тем самым создать условия для активной работы на уроке. Руководствуясь указанными целями, учитель ставит вопросы, побуждающие детей высказать свое общее впечатление.
Ответы должны показать учителю качество восприятия произведения детьми и быть ориентиром для анализа произведения. В некоторых случаях такая беседа может завершиться проблемным вопросом. Поиск ответа на него сделает анализ произведения естественным и необходимым процессом. Ответы детей на проблемный вопрос могут быть разными, но именно этот факт и влечет за собой чтение и обдумывание произведения.
Вопросы учителя после первого чтения могут быть исходными для анализа произведения. Примеры подобных вопросов: «Почему старик отказался разбить камень?» (А. Гайдар. «Горячий камень», III класс); «Почему автор пишет в конце рассказа, что ему было приятно познакомиться с этим мальчиком?» (Л. Пантелеев. «Честное слово», III класс).
Следующим этапом работы над художественным произведением является анализ. Современная методика чтения художественного произведения предполагает обязательный анализ текста в классе под руководством учителя. Такой принцип работы, во-первых, имеет исторические корни, во-вторых, обуславливается особенностями художественной литературы как вида искусства, в-третьих, диктуется психологией восприятия художественного произведения младшими школьниками.
М.П. Воюшина, Т.Г. Рамзаева выделили систему умений анализировать произведение, которая включает в себя:
умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;
умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем;
умение устанавливать причинно-следственные связи, раскрывать »закон щепления» эпизодов;
умение воспринимать образ — персонаж в соответствии с текстом как один из элементов, служащий, наряду с другими, для раскрытия идеи;
умение видеть авторскую позицию (отношение, оценку) во всех элементах произведения;
умение осознать идею произведения. [4]
Авторы системы считают, что формировать выше названные умения поочередно не только бессмысленно, но и не возможно. На каждом уроке идет работа по формированию всей системы умений, но в зависимости от особенностей изучаемого рассказа, от избранного приема анализа какому-то умению может быть уделено больше внимания.
Авторы системы считают, что формировать выше названные умения поочередно не только бессмысленно, но и не возможно. На каждом уроке идет работа по формированию всей системы умений, но в зависимости от особенностей изучаемого рассказа, от избранного приема анализа какому-то умению может быть уделено больше внимания.
В процессе анализа используются следующие виды работы с текстом:
Выборочное чтение — чтение части текста в соответствии с заданием. Задания могут быть направлены на выяснение фактического содержания, на установление причинно-следственных связей, на раскрытие художественных особенностей произведений, собственного отношения учащихся к прочитанному.
Ответ на вопросы своими словами — наиболее распространенный вид работы с текстом, позволяющий развивать умение рассуждать по поводу прочитанного, оценивать действующих лиц, соотносить жизненные картины, изображенные автором, с идеей произведения и т. д.
Постановка вопроса самими учащимися. В трудах К.Д. Ушинского, неоднократно подчеркивалось, насколько важно учить детей ставить вопросы. К.Д. Ушинский справедливо замечал, что правильно поставленный вопрос есть уже половина ответа.
Иллюстрирование текста применяется в двух вариантах: а) словесное, б) графическое. Как словесное, так и графическое имеют большее значение для развития творческого воображения учащихся и при правильном использовании создают благоприятные условия для четкого воссоздания учащимися жизненных картин, изображенных писателем в произведении.
Составление плана произведения. Для более сознательного и глубокого понимания содержания произведения практикуется составление плана. План помогает учащемуся выделить основную мысль, установить последовательность событий, понять взаимосвязь между отдельными частями текста.
Самый распространенный прием анализа — постановка вопросов к прочитанной части. Вопросы помогают детям уяснить факты произведения, осмыслить их с точки зрения идейной направленности произведения, т.е. понять причинно-следственные связи, осознать позицию автора, а так же выбрать собственное отношение к читаемому.
Неотъемлемым элементом анализа каждой части произведения должна стать словарная работа. Уточнение лексического значения слов помогает прояснить содержание, включает воссоздающее воображение детей, помогает уяснить авторское отношение к изображаемым событиям. Словарная работа в ходе анализа текста предполагает и наблюдения за изобразительно-выразительными средствами языка произведения. [19]
По мнению М.С. Соловейчик, основной элемент художественной литературы — образ. С.П. Редозубов выделяет ряд приемов, которые помогают учащимся достигнуть яркого восприятия художественных образов. К ним относятся:
- предварительная беседа или рассказ учителя в целях введения учащихся не только в тему произведения, но и в ту эпоху и среду, которая изображается автором;
- выразительное чтение произведения самим учителем, благодаря которому многое в прочитанном становится совершенно понятным детям без дальнейших разъяснений;
- работа над изобразительными средствами языка художественных произведений (в единстве с раскрытием их содержания);
- выборочное чтение отрывков произведения;
- последующая работа в классе над выразительностью чтения произведения учащимися. [20]
М.С. Соловейчик указывает, что именно работа над образами в их взаимодействии представляет собой анализ художественного произведения. В процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа (героя, пейзажа и т.д.), и смысл этого образа, т.е. нагрузку, которую он несет в общей структуре произведения. Ниже приводится план работы по образному анализу:
— в первую очередь проводится работа над характером героя с опорой на сюжет (характер проявляется только в действии и нельзя отрывать анализ характера от сюжета).
Кроме того, героя характеризуют его речь и ремарки автора (пояснения относительно внешности, особенностей поведения действующих лиц).
- рассматриваются взаимоотношения героев, так как на этом строится любое действие в эпическом произведении. При этом необходимо, что бы дети поняли мотивацию, причины поведения персонажей.
- если в произведении имеются описания пейзажей или интерьера, рассматривается роль в тексте.
- на основе анализа взаимодействия образов выявляется идея произведения. Понимание идеи вплотную приближает учащихся к осознанию позиции автора-собеседника, потому что идея — это то, что именно хотел сказать автор своим произведением.
- сначала разбор — это общение с произведением и его автором, ученик так же является собеседником, хорошо, если выявляется личное отношение читателя к описанному (к содержанию) и к тому, как это сделано (форме).
Осознание идеи произведения — это понимание основной мысли автора, ради которого он создал свое творение. Авторское отношение к героям, их взаимоотношения, к событиям, важно раскрывать постепенно.
Н.Я. Мещерякова выделила ряд приемов, способствующих выявлению авторского отношения к действующим лицам:
- учитель сам характеризует отношение автора к герою, а учащиеся подтверждают это с помощью текста;
- учитель привлекает внимание детей к авторским словам, косвенно характеризующим героя, так называемым »эмоциональным знаком», ученики »расшифровывают» то или иное действие, выражение лица, интонацию героя и на этом основании определяют характер отношения автора к персонажу;
- совместно с учителем дети проводят »эксперимент»: исключают их текста слова, выражения, содержащие авторскую оценку, что помогает лучше осознать роль этой оценки в характеристики персонажа;
- при отсутствии ремарок автора ученики придумывают их совместно с учителем. [13]
Известно, что для развития школьников важно формировать их личное отношение к прочитанному. Однако не следует выделять это в специальный этап урока. Рассуждения о собственном отношении учащихся к прочитанному должны пронизывать всю работу над текстом.
Методисты выделяют ряд приемов, помогающих ребенку осознать свое собственное отношение к прочитанному. К ним относятся: чтение по ролям, пересказ, выразительное чтение.
Чтение по ролям удобно применять при работе с текстами, насыщенными диалогами, а так же при чтении таких жанров, как сказка, басня. Что бы осуществить этот вид деятельности на уроке, детей надо к нему подготовить: выбрать эпизод, который может быть прочитан по ролям; затем вместе с детьми назвать действующих лиц, участвующих в выбранном эпизоде, определить сколько нужно учеников, сто бы прочитать сцену по ролям. После этого можно предложить детям найти слова каждого персонажа, обсудить интонацию их реплик и подготовиться к чтению. В заключении эпизод читается по ролям вызванными к доске учениками.
Пересказ текста помогает ребенку осознать свое собственное отношение к прочитанному. Более подробно пересказ как творческий вид работы будет описан в следующем параграфе.
Выразительное чтение текста базируется на таком качестве навыка чтения, как выразительность — способность средствами устной речи передать слушателям свое отношение к идеи произведения.
По мнению В.С. Соловейчик, выявление авторской позиции не нужно делать при анализе каждого текста, а лишь тогда, когда учитель чувствует необходимость более глубокого осознания детьми авторской идеи. Побуждение детей к формированию идеи произведения высказыванию собственного отношения не должно быть дидактично, прямолинейно, оно должно следовать из всех раздумий о прочитанном.
Третьим этапом работы над художественным произведением является вторичный синтез — этап работы, который предполагает обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного. На этапе обобщения обычно используются такие приемы работы, как беседа, выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицами, заключительное слово учителя.
Перечитывание — это особый вид читательской деятельности. Если произведение затронуло чувства читателя, вызвало его размышления, то после завершения чтения он испытывает потребность ещё раз вернуться к прочитанному, воссоздать в своем воображении отдельные эпизоды, перечитать понравившиеся отрывки. У неопытного читателя такую потребность нужно воспитывать, нужно помочь ему реализовать смутное желание ещё раз »пережить» произведение. Однако учителю следует помнить, что бесцельное перечитывание текста не может увлечь младшего школьника. Обращение к тексту должно быть оправданно какой-либо новой поставленной задачей, например подготовкой к чтению по ролям, к пересказу, к выразительному чтению, отбором материала для характеристики главных героев. В последнем задании может быть предложено определенная система:
внешний вид;
поступки;
прямая речь героя;
высказывания других персонажей о герое;
его собственные мысли.
Итак, основываясь на литературоведческих закономерностях построения художественного произведения, на психологии восприятия художественного произведения младшими школьниками, а так же на собственно методических положениях о чтении художественного произведения в начальных классах, современная методика чтения выделяет три этапа работы над художественным текстом: первичный синтез, анализ, вторичный синтез. При этом ведущей деятельностью у учеников под руководством учителя является анализ произведения. Он должен стать центральным звеном урока классного чтения.
Выводы по 1 главе.
Понимание текста идет не через чтение, а через обсуждение прочитанного. Привыкший к постоянному критическому анализу ребенок будет не только читать, но и сам себе задавать вопросы, включать фантазию, рисуя живые образы, искать свое я через книгу.
Работа с текстом — это во многом работа с воображением ребенка. Развитое воображение ведет к самостоятельности мышления, к способности давать собственную оценку происходящим явлениям.
Процесс работы с текстом в современной начальной школе состоит из нескольких структурных частей: подготовительной работы (первичный синтез), анализа и вторичного синтеза. Первичный синтез подразделяется на три этапа: подготовка к чтению (введение в тему); первичное целостное восприятие произведения; проверка первичного восприятия. Анализ также подразделяется на первичный, который заключается в понимании фактического содержания произведения, а также вторичный, во время которого происходит понимание главных мыслей, чувств героев, оценка поступков. И, наконец, вторичный синтез заключается в целостном осмыслении идейно-образной стороны произведения.
При этом центральным этапом работы является собственно анализ художественного произведения, так как именно целенаправленный анализ призван способствовать литературному развитию детей. Анализ художественного произведения осуществляется посредством разного рода творческих работ, значение которых заключается в том, чтобы образно и ярко »оживить» прочитанное, воссоздать его в воображении, предоставить учащимся возможность заново почувствовать, пережить, сделать ближе, а значит, лучше понять то, что описано в литературном произведении.
Глава 2. Обучение младших школьников пониманию художественного текста
.1 Приемы понимания текста
При работе над пониманием художественного произведения используются такие приемы, как различные виды пересказов текста, словесное и графическое рисование, анализ иллюстрации, анализ текста (Приложение 2, 3), дидактические игры, стилистический эксперимент, подбор синонимов с целью оправдания авторского выбора, составление диафильма, киносценария, подготовка к выразительному чтению и чтению по ролям (Приложение 1), составление рассказа о герое, от лица героя, музыкальное иллюстрирование произведения и другие.
Остановимся на некоторых из этих приемов подробнее.
Пересказ текста является прекрасным упражнением, которое помогает ребенку осознать свое собственное отношение к прочитанному. Пересказ — это прекрасное средство для развития как логического, так и образного мышления.
По форме изложения пересказ представляет собой репродуктивный вид деятельности. Это объясняется тем, что пересказ всегда связан с исходным текстом, на основе которого он выполняется, а так же с тем, что его основная функция — приучить детей правильно (с лексической и грамматической точек зрения), без искажения передавать чужую мысль. [15]
В методике принято различать несколько типов пересказа:
подробный;
близкий к тексту;
выборочный;
краткий;
творческий.
Подробный пересказ — наиболее доступный детям вид пересказа, он помогает учить логике рассуждений, развивает речь ребенка, обогащает память, приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения.
Пересказ, близкий к тексту, используется при работе над лирической прозой или художественным описанием. Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей включения в речь слов и оборотов из произведения, употребления синтаксических конструкций, имеющих место в произведении.
Выборочный пересказ удобен в том случае, если надо привлечь внимание детей к одному эпизоду произведения, помочь проследить отдельные мотивы, отобрать материал для характеристики героя и т.п.
Краткий пересказ — наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, так как при его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи.
Словесное и графическое рисование. На уроках чтения дети много рисуют, причем именно на уроке, чаще всего непосредственно во время чтения произведения учителем и, особенно при повторном чтении, когда идет более осознанное вслушивание и уточнение первоначального восприятия. Именно через рисунки детей к произведениям учитель может получить очень важную информацию о том, например, представляет ли ученик-читатель художественный образ произведения и адекватны ли его представления авторскому образу. Кроме того, с помощью рисунков детей можно выявить точность и глубину понимания ими идейного смысла произведения.
Анализ иллюстраций. Иллюстрация — рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй. Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. [2]
С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Значение иллюстрации в эстетическом развитии читателя-ребенка основано на том, что иллюстрация одновременно является произведением графического искусства, имеющим самостоятельную художественную ценность, и ключом к раскрытию и пониманию идейно-художественного своеобразия самого литературного произведения.
Задача иллюстратора в наиболее общем выражении состоит в том, чтобы передать идейное и образно-эстетическое содержание одного вида искусства (литературы) средствами и приемами другого (графики).
Велика роль книжной иллюстрации и в раскрытии идейно-художественного своеобразия литературного произведения, понимания литературного текста. Поскольку художник-иллюстратор в детской книге выступает как творец и соавтор писателя, он не просто отражает в своих рисунках мир литературного произведения, но и дает трактовку, зрительную интерпретацию, свое понимание событий и образов. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия.
Задачу отражения главной идеи литературного произведения, но в наиболее общем виде, часто решает иллюстрация-фронтиспис, расположенная в самом начале книги, против титульного листа. В русле этой идеи, как бы вынесенной иллюстрацией за скобки повествования, и осуществляется все дальнейшее восприятие книги читателем. В тесной связи с раскрытием идейного смысла литературного произведения находится характеристика образов героев — задача, которую решает художник-иллюстратор практически в каждой книге. К средствам образной характеристики относятся: графическое изображение героя, передача психологического состояния героя через мимику, позу, жест, а также с помощью пейзажа, интерьера и даже цвета. Все эти художественные характеристики, направленные на раскрытие идейно-образного содержания литературного произведения, большой резерв для понимания его содержания.
Дидактические игры, как утверждают психологи, занимающиеся феноменом игровой деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.), вызывают всегда огромный интерес у детей, а значит — очень высокую активность в учебной деятельности, и интеллектуальную, и эмоциональную, и поведенческую, с глубоким включением всех явлений психики: воображения, мышления, речи, эмоций, памяти и др. Кроме того, игровая ситуация организует глубокое заинтересованное общение всех участников игры, способствует организации совместно-разделенной деятельности, где каждый участник знает свою «роль» и полностью отвечает за нее. В этом воспитательный смысл игры. В процессе игры, особенно ролевой, идет примеривание на себя иной социальной роли, что помогает детям пережить ситуацию, которой не было в их жизни, а значит, воспитывает, учит «жизни», как сказали сами дети.
Самые простые по организации — игры «типа спортивные», по классификации философа Ю.А. Левады, когда соревновательный момент присоединяется к процессу обучения, обобщения знаний или самостоятельного добывания их. Они могут быть очень простыми: например, когда класс делится на группы, а учитель говорит заветные слова: кто больше придумает, найдет в тексте, вспомнит. Еще интереснее будет, если повторение знаний теоретико-литературных знаний или текста произведения проводится, например, в виде игры «Покорение высоты»: к доске вызываются представители команд, которые, отвечая правильно на вопросы, поднимаются по уступам холма, нарисованного на доске. Можно «срежиссировать» и более сложную игровую ситуацию, уже как бы ролевую. Например, использовать для проверки знаний учащихся по объемной и сложной теме «Мифы» игру «Литературный футбол». Класс делится на две команды, капитаны которых формируют «группу нападения», которая готовит вопросы противнику, «группу защиты», которая будет отвечать, «вратаря», которому «защита» сможет «перепасовать» вопрос, если сама не сумеет ответить. За каждый неправильный ответ назначается гол команде, возможны «пенальти», т.е. удар прямо в «ворота», т.е. вопрос вратарю.
Ролевые игры — это игры, где требуется ролевая трансформация, перевоплощение, вхождение в образ героя произведения. Так, например, можно провести игру «Мой любимый бог и герой мифа», где дети не только могут представлять греческих и русских богов и героев, но и инсценировать мифы об амазонках и Костроме и Купале.
Самым трудным, но и самым интересным приемом организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанного является драматизация во всех ее формах. Прием драматизации подробно разработан и описан в статьях О.В. Кубасовой, [7] Л.Д. Мали [12].
А.С. Козыревой намечено 56 видов различных заданий для работы над содержанием текста на уроках чтения. [6]
При организации работы над художественным произведением выбор вида анализа, вида работы над текстом, приема анализа определяется особенностями художественного текста, задачей, которую необходимо решить при анализе.
Еще одним приемом понимания текста является диалог с автором. С точки зрения методики преподавания, диалог с автором — это прием работы с текстом во время его чтения (достаточно новый для сегодняшней школы).
С точки зрения сформировавшегося читателя — это естественная беседа с автором через текст.
Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу:
находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы;
задавать свои вопросы;
обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста;
проверять, совпадают ли они с замыслом автора;
Во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль своих прогнозов и предположений.
Способность, читая, вести диалог с автором через текст необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания — все зависит от особенностей текста.
Можно посоветовать учителю соблюдать при этом такую последовательность действий:
) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые:
Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке… (В скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?) И вот в первой же трубочке я нашел орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось его вытолкнуть. Как же он туда попал? (Это уже прямой вопрос автора, в том числе и к читателю.) Как правило, на подобные вопросы автор дает прямые ответы. В любом случае эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, ответов-предположений и далее — проверки их точности по ходу дальнейшего чтения;
) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);
) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так…? Для чего…? Кто такой…? Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения;
) помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. Г.Г. Граник предлагает при таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы: В — вопрос (найди, задай), О — ответ (ответь на этот вопрос), П — проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), 3 — зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).
[5]
Какие ошибки чаще всего допускает учитель при обучении диалогу с автором через текст?
А. Не всегда уместен диалог при чтении лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рассказа и т.д. Прием «погружения» в текст должен соответствовать художественной задаче произведения, его особенностям.
Б. Другое распространенное затруднение связано с нечетким пониманием того, что такое вопросы к автору.
Не каждый вопрос к тексту можно назвать вопросом к автору.
К предложению «Я нашел удивительную берестяную трубочку» можно поставить такие вопросы:
. Кто нашел? (Я.)
. Что я сделал? (Нашел.)
. Что нашел? (Берестяную трубочку.)
. Что такое берестяная трубочка? (Прямой ответ идет далее в тексте.)
. Интересно, почему же она удивительная?
Ясно, что только пятый вопрос можно назвать вопросом к автору. Ученик ответит на него, дочитав рассказ, но прямого, явного ответа он в тексте не найдет.
Как правило, вопросы к автору носят подтекстовый, а не фактуальный характер — и это очевидно из нашего примера.
Особенность подтекстовых вопросов в том, что они направлены на анализ текста и могут быть различными:
на выяснение причинно-следственных и других связей (Почему папа засмеялся? Для, чего Дениска усаживал мишку поудобнее на диван? Чем можно объяснить отказ мальчика от маминой помощи в конце рассказа? — к рассказу В. Драгунского «Друг детства»);
на обоснование, аргументацию, доказательство (Чем вы можете подтвердить, что Дениска больше никогда не будет боксером? Как можно доказать, что у папы были основания не принимать просьбу сына всерьез?);
формирующие внимание детей к языку и художественным особенностям текста (Почему Драгунский пишет: «ему приспичило стать боксером», а не «он решил стать боксером»? Как вы понимаете выражение «скрепился немного»?).
Для понимания текста художественных произведений большими возможностями обладает такой прием как слушание.
Чтобы приохотить ребенка к чтению, необходимо учить его слушать чтение произведения другим человеком, а также воспринимать и понимать прослушанное. Уроки литературного слушания не только необходимый этап подготовки к освоению программы по литературе в следующих классах, но и условие вхождения в мир искусства слова и воспитания чуткого и думающего читателя. Главной задачей уроков литературного слушания является обучение искусству слушать — сказку, рассказ, стихотворение.
Умение слушать художественное произведение позволит ребенку эмоционально воспринять произведение, задуматься о нравственных категориях — добре и зле, дружбе и вражде, любви и ненависти, а также испытать радость, веселье, гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение и другие чувства. Уроки слушания — это ежедневная школа обогащения нравственного и эмоционального опыта, духовного и эстетического развития. Формирование такого опыта затем позволит ребенку лучше осознать и понять прочитанное.
На основе прочитанного и прослушанного, для проведения дальнейшей работы над пониманием текста, целесообразно употреблять такой прием как моделирование.
Модельный схематический план к русской народной сказке «Колобок» выглядит так:
Рисунок 1.
Прием моделирования может быть применен и для еще непрочитанного художественного произведения. Методика английского педагога Хамблин предназначена для работы с небольшим произведением, текст которого учащимся заранее неизвестен. Располагая минимальной информацией (название, имя автора, небольшой фрагмент текста, а именно первый и последний абзацы, иллюстрация), дети должны предвосхитить, спрогнозировать сюжет произведения, доказать или обосновать свои мысли.
Сначала читается название и фамилия автора. После появления догадок и их развертывания в прогноз читается первый абзац текста, сверяются с ним предложения, и тут же возникают новые вопросы, сопряженные с содержанием абзаца, и предполагается новый прогноз. Затем читается последний абзац и выстраивается работа с иллюстрацией.
Для того, чтобы облегчить учащимся общение с текстом можно предложить следующую модель (рис.2).
Рисунок 2.
Итак, мы рассмотрели основные приемы, используются при работе над пониманием художественного произведения. Все они в той или иной мере используются в практике работы с текстом в начальной школе. Однако, большую эффективность они приобретут в том случае, если будут применяться комплексно.
.2 Методы и приемы обучения пониманию текста
Чтобы научить детей понимать текст, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.
К обучению пониманию текста можно идти разными путями, так как этой проблемой занимаются многие специалисты. Одна из дорог проложена педагогической психологией — наукой, которая ведет от изучения психологических особенностей процесса обучения к использованию научных рекомендаций на практике.
С психологической точки зрения важно, с какого возраста начинать обучение. Наиболее благоприятным периодом для обучения и психологи, и физиологи считают младший школьный возраст. Именно в этот период закладывается так называемое «умение учиться», одной из основ которого является работа с книгой.
Как уже говорилось выше, важнейшей характеристикой процесса понимания художественного текста является сознательность чтения.
Сознательное чтение основывается на том, что у учеников, овладевших техникой чтения, сам процесс не вызывает затруднений и протекает довольно быстро. Для того чтобы ученики прочитали текст сознательно, предварительно проводится его анализ с точки зрения содержания и художественных средств изображения. Важнейшим условием сознательного чтения является понимание структуры и содержания произведения. О сознательности чтения учитель судит по его выразительности и ответам на вопросы.
Работа над сознательностью начинается со слушания детской книги (текста).
Слушание ребенком текста, читаемого учителем, помогает осмыслению этого текста. Это самая первая ступень работы над пониманием текста.
Поскольку у детей 6-7 лет преобладает наглядно-образное мышление, необходимо в процессе обучения использовать практические действия детей. С этой целью используются задания, предполагающие самостоятельные действия детей. Главное, чтобы ученик представлял, что он читает связный текст. Его внимание обращается на основные признаки текста: целостность, связность, наличие определенной темы, заглавия, содержания, объединенного общностью мысли, началом и концом. Конечно, осуществлять это нужно в доступной форме, без употребления каких-либо определений.
Начинать можно с заглавия и темы текста. По ним легче всего установить, о чем говорится. Постоянное обращение к заголовку и теме воспитывает внимание у детей к целому тексту.
Формирование умения видеть заголовок и понимать его роль осуществляется с помощью следующих заданий:
) выбор заголовка из предложенных вариантов и соотнесение его с текстом. Порядок выполнения задания: сначала прочитать текст, потом ответить на вопросы по его содержанию (что случилось), далее прочитать заголовки, подумать, какой из них больше подходит, почему; проверить себя (перечитать текст);
) подбор собственного заглавия, соответствующего содержанию текста.
Такие задания способствуют формированию умения ориентироваться в теме текста.
Умение определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей можно формировать с помощью таких упражнений:
) работа с планом текста: ученики должны к каждому пункту
подобрать соответствующую часть текста (определить, где она заканчивается);
) работа с деформированным текстом.
Обязателен самоконтроль: перечитывание текста, чтобы проверить себя.
В простейших рассказах дети сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно должны выделять главное в тексте. Это выполняется после общего анализа, который осуществляется учителем вместе с учениками.
Способствует пониманию текста прием структурирования, предлагаемый М.И. Омороковой [16].
Ученик определяет структуру текста, составляет его модель и соотносит текст с моделью. Ученики рисуют структуру текста, обозначая каждую часть кружком; кружков столько, сколько частей в тексте. Структурирование и моделирование различных текстов используются как приемы работы с художественными и научно-познавательными произведениями. В художественном произведении чаще всего используется смешанная модель — графическая и рисованная.
Например: читаем сказку «Лиса и Журавль» и изображаем ее текст графически. После этого учащиеся получают задание: подобрать к модели сказки текст и подготовиться обосновать свой ответ. (Нарисовать структуру).
Затем ученики отвечают на обобщающий вопрос: «Почему лису и журавля нельзя назвать друзьями?»
Здесь важным приемом, способствующим пониманию смысла текста, является определение его подтекста. Так, чтобы понять ложность лисы и журавля, необходимо выяснить, о чем же «думала» лиса на самом деле, когда приглашала журавля в гости, почему она размазала кашу по тарелке? Так же обсуждаем и поступки журавля: а почему он положил окрошку для лисы в кувшин с узким горлышком, о чем он при этом «думал»?
С помощью учителя ученики приходят к выводу: оба поступили плохо, обманывая друг друга. Так можно ли их назвать настоящими друзьями? Обратите внимание на пословицы после сказки. Как вы их понимаете?
Прием выяснения подтекста используется и тогда, когда читаются более сложные произведения. В произведениях, где осмыслению событий, поступков персонажей способствуют эмоции, главное внимание должно быть обращено на них.
Эмоции не всегда выражаются прямолинейно (у Пушкина «люблю я пышное природы увяданье» или «я не люблю весны…») — их важно выявить через поступки персонажей (через слова, которые употребляет поэт, у Сурикова — «морозцы», а не морозы).
Следующий прием, который используется для осмысления текста, — подчеркивание слов, несущих основное содержание и смысл произведения.
Рассмотрим с этой точки зрения сказку «Петушок бобовое зернышко». Немного об особенностях этой сказки. Композиция этой сказки получила название в фольклористике — кумулятивная (кумуляция в переводе с англ., «накопление, увеличение, нагромождение»).
Она строится на многократно нарастающих повторах. Сказка читается учителем. В первом чтении учителю надо передать неторопливость, плавность, напевность сказочного повествования, подчеркнуть словесные украшения. Найдите их в тексте:
«Подавился, не дышит, не слышит, словно мертвый лежит». Как нужно читать эту фразу? (Напевно, мягко, сочувственно, с обрисовкой рифмы).
«Ох, хозяюшка, дай скорее маслица, петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зернышком». А как следует читать эту фразу? (Как скороговорку, торопливо, курочка запыхалась и волнуется. Ее реплика украшена словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Задача учителя — показать детям интонационные особенности сказки.
После проверки первичного восприятия задаются вопросы к предметному содержанию сказки: «Назовите главных героев сказки? Каким был Петушок? Чему учила Петушка Курочка? Какая беда случилась с Петушком? К кому бросилась Курочка за помощью? Что ответила хозяюшка? Как Курочка просила коровушку о помощи? Прочитаем, как беда миновала». Такие вопросы позволят перечитать весь текст по порядку, включить в перечитывание как можно больше учащихся, акцентировать их внимание на событиях.
Затем обращаемся к словам, в которых и заключается основное содержание. Какие слова мы подчеркнем в первом абзаце? (торопился, второпях, подавился, бобовое зернышко, словно мертвый лежит).
Найдите важные слова во втором абзаце: перепугалась курочка, бросилась, маслице, горлышко смазать).
Когда содержание усвоено, обращается внимание на тревогу курочки за братца, и учащиеся с помощью выделенных слов определяют, как же относилась Курочка к Петушку? (заботилась, любила).
А что вы думаете о другом герое? Понял ли он, сколько хлопот доставил Курочке? Эти вопросы помогут понять детям, что Петушок был непослушным, беззаботным, хотя в тексте прямо об этом не говорится.
Можно сделать акцент на звеньях композиционной цепочки, проследить, как шаг за шагом преодолеваются препятствия.
Итак, работая над сознательным чтением, необходимо учитывать три уровня освоения текста:
) восприятие фактического содержания, т. е. сюжетной, событийной основы;
) понимание причинно-следственных отношений между событиями, мотивами, поступками героев, т. е. подтекста;
) осознание основной идеи произведения, его общего настроения, авторской оценки описываемых событий и собственного
отношения к нему. [18]
Чтобы формировать у учащихся навыки сознательного чтения, необходимо учить их:
выяснять значения незнакомых слов и выражений, что является основой понимания фактического содержания текста;
воссоздавать в воображении то, что описано в произведении;
сопоставлять факты, поступки, события для нахождения причинно-следственных связей между ними;
воспринимать различные оттенки значений слов и синтаксических конструкций, что основано на анализе языковых средств;
понимать главную мысль произведения;
осознавать авторскую оценку описанных событий и героев;
определять собственное отношение к героям, их поступкам и произведению в целом;
осмысливать факты окружающей действительности через призму прочитанного.
Основной метод работы над пониманием прочитанного — беседа. Для отработки сознательного чтения на первых порах разбор прочитанного следует начинать с вопросов и заданий, обеспечивающих первый уровень понимания текста, т. е. таких, которые помогают детям правильно воспринимать фактическое содержание, предметный план прочитанного. Например, к рассказу Л. Толстого «Котенок»: «Как дети обнаружили пропавшую кошку?», «Как выглядел котенок, которого дети оставили себе?» Но построение беседы не должно ограничиваться воспроизведением фактического содержания текста, необходимо обеспечивать также 2-й и 3-й уровни понимания прочитанного. Например: «Как нужно обращаться с животными, живущими рядом с нами?», «Чему учит нас этот рассказ?» (Л. Толстой «Котенок»).
Чтение не может быть сознательным без правильно проведенной словарной работы. Начинающий читатель зачастую отчетливо не осознает, что в тексте есть непонятное для него слово. Такое слово проскальзывает в контексте, оставляя иллюзию понятности. Любой учитель сталкивался с этим явлением, задавая детям вопрос после чтения текста: «Какие слова были непонятны?». Как правило, дети таких слов не называют. Выяснение значений ряда слов из прочитанного текста убеждает, что многие из них остались за бортом понимания.
Существующая в школе практика разбора слов, которые, с точки зрения взрослого, могут быть непонятны детям, недостаточно эффективна, так как ребенку непонятны бывают очень простые на первый взгляд слова. Поэтому, не исключая словарную работу перед чтением, у детей важно создать установку на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение их значений. В методике обучения пониманию текста делается акцент на том, чтобы каждое непонятное ребенку слово было для него словно красный сигнал светофора, препятствующий дальнейшему движению.
Перед чтением объясняются слова, непонимание которых мешает восприятию общего смысла произведения. Как правило, это слова, вышедшие из активного употребления. В книгах для чтения не всегда есть сноски, поэтому учитель, готовясь к уроку, должен внимательно прочитать текст и выделить группу таких слов. Например, перед чтением стихотворения Н.А. Некрасова «На Волге» следует объяснить такие слова и выражения: «бурлаки, расшива, Нижний, Илья, изнеможенные черты». В учебнике дается сноска только к одному из перечисленных слов. Приемы объяснения таких слов хорошо известны. Это и показ картинки, и замена синонимом, и логическое определение, и объяснение через состав слова. Можно приучать учеников пользоваться толковым словарем.
При чтении объясняются слова, которые легко заменить соответствующими синонимами, не задерживая самого чтения.
В ходе повторного чтения и анализа текста выясняется значение таких слов и выражений, работа с которыми помогает более глубокому освоению произведения, проводится языковой анализ.
Для формирования сознательного чтения в период обучения грамоте можно использовать следующие упражнения:
. Прочитайте пары слов. Сравните, чем они отличаются.
Объясните их значение.
Мак — мрак Пуд — пруд Кот — крот
. Прочитайте и назовите одним словом.
Платье, пальто, джемпер, брюки…
Чиж, грач, сова, ласточка…
. Какое слово лишнее и почему?
Маша, Таня, Иванов, Лена
Красный, красивый, зеленый, черный
. Разделите слова на группы.
Апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, трамвай, груша.
Одним из эффективных приемов работы по усвоению содержания являются задания, когда учитель предлагает ученикам самостоятельно сформулировать вопросы к прочитанному. По вопросам, составленным учащимися, можно весьма объективно судить о качестве работы над произведением.
Итак, способность к образному анализу и синтезу художественного текста сама собою не формируется. Поэтому нужно учить детей »обдумывающему» восприятию, учению размышлять над книгой, а значит о человеке и о жизни в целом, используя рассмотренные нами основные методы и приемы обучения пониманию текста.
Выводы по 2 главе.
При работе над пониманием художественного произведения используются такие приемы, как различные виды пересказов текста, словесное и графическое рисование, анализ иллюстрации, дидактические игры, стилистический эксперимент, подбор синонимов с целью оправдания авторского выбора, составление диафильма, киносценария, подготовка к выразительному чтению и чтению по ролям, инсценирование, составление рассказа о герое, от лица героя, музыкальное иллюстрирование произведения и другие.
Чтобы научить детей понимать текст, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.
Работа над сознательностью начинается со слушания детской книги (текста).
Слушание ребенком текста, читаемого учителем, помогает осмыслению этого текста. Это самая первая ступень работы над пониманием текста.
Поскольку у детей 6-7 лет преобладает наглядно-образное мышление, необходимо в процессе обучения использовать практические действия детей. С этой целью используются задания, предполагающие самостоятельные действия детей. Главное, чтобы ученик представлял, что он читает связный текст. Его внимание обращается на основные признаки текста: целостность, связность, наличие определенной темы, заглавия, содержания, объединенного общностью мысли, началом и концом. Конечно, осуществлять это нужно в доступной форме, без употребления каких-либо определений.
Заключение
На основании анализа литературы по данной проблеме можно сделать следующие выводы:
. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения.
. Начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего определенной начитанностью, нравственно — эстетическим, художественным, эмоциональным развитием.
. Работа по формированию системы читательских умений должна продолжаться на протяжении всей начальной школы. При верном, профессионально грамотном руководстве учителя этим процессом дети легко, с огромным интересом осваивают методику и технологические приёмы анализа художественного текста. Главное, что ребёнок придет в среднюю школу уже освоившим на уроках литературного чтения азбуку литературоведения в посильной для него, интересной и важной ему познавательной деятельности, готовый к дальнейшему осознанному чтению.
Библиографический список
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/po-teme-priemyi-formirovaniya-vospriyatiya-proizvedeniya/
обучение школьник текст художественный
1. Алиева Т.И. Развитие восприятия литературных текстов детьми /Т.И.Алиева // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. «Языковое сознание» — М., 1988. — C. 10.
. Асташов Н.А. Текстовая иллюстрация как средство формирования у младших школьников типа правильной читательской деятельности /Н.А. Асташов // Начальная школа. 1991.-№7. — С.13
. Большая советская энциклопедия. В 30-ти т. Т.23. — М.: Советская энциклопедия, 1975. — С 327.
. Воюшина М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения /М.П. Воюшина // Начальная школа.- 2004.- №3. — С.39-41.
. Гранник Г.Г. Когда книга учит / Г.Г. Гранник, Л.А. Концева, С.М. Бондаренко.- М.: Педагогика, 1999. — С.36.
. Козырева А.С. Виды работы над тестом на уроках чтения /А.С.Козырева //Начальная школа. — 1990 — №3. — С.67-68.
. Кубасова О.В. Прием драматизации на уроках чтения /О.В. Кубасова //Начальная школа. — 1985. — №12. — С. 30-34.
. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьников. — М.: Просвещение, 1988. — С. 79.
. Левинтова Е. Н. О трех возможных подходах к языку в его соотнесенности со временем // Соотношение синхронии и диахронии в языковой эволюции: Тез. докл. Всесоюзн. науч. конф. — М.; Ужгород, 1991. — С. 12-13.
. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. — М.: Академия, 2000. — С.368.
. Малаховская О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы №1 [Текст]: 2 класс / О.В. Малаховская; под ред. Н.А. Чураковой. — 2-е изд. — М.: Академкнига/Учебник,2012.- 28 с.
. Мали Л.Д. Элементы драматизации на уроках чтения /Л.Д.Мали //Начальная школа. — 1981. — №3. — С.27-31.
. Мещерякова Н.Я. О формировании читательских умений на уроках литературы / Н.Я. Мещерякова, Л.Я. Гришина //Литература в школе. — 1976. — №3. — С. 37.
. Минько Э.В. Методы и техника ускоренного конспектирования и чтения: учебно-методическое пособие/ СПБГУАП. — СПБ, 2001. — 98 с.
. Ни Л.Ф. Пути обучения продуктивному пересказу / Л.Ф.Ни //Начальная школа. — 1997. — №5. -С.59-63.
. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя.2-е изд., испр. и доп. — М.:АРКТИ,2001. — 160 с.
. Понятие о тексте. Основные признаки текста [Электронный ресурс] // http://www.traktat.com/language/book text/pon_text.php.
. Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе: Методические рекомендации для учителей начальных классов / Сост.: С.Г. Калашникова. — Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. — С.27.
. Редозубов С.П. Методика Обучения чтению и письму в начальной школе: Избранные труды. — М.: Изательство АПН РСФСР, 1961. -С.221.
. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1993. — С.326.
. Соболева О.В. Понимание текста: зачем, кого, чему и как учить. URL: http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200702305
. Соболева О.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя к решению проблемы обучения пониманию текста / О. В. Соболева // Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки. -2005.- № 1.-С.284-289.
. Толковый словарь русского языка Ушакова URL: .
. Тулупова К.В. Текст перед лицом современных теорий /К.В. Тулупова //Вестник Воронежского государ-ственного университета. Серия: Филология. Журналистика. — 2006. — №2. — С.14-18.
Приложение 1
Вода с закрытыми глазами. Юрий Коваль.
С рассветом начался очень хороший день. Теплый, солнечный. Он случайно появился среди пасмурной осени и должен был скоро кончиться. Рано утром я вышел из дома и почувствовал, каким коротким будет этот день. Захотелось прожить его хорошо, не потерять ни минуты, и я побежал к лесу.
День разворачивался передо мной. Вокруг меня. В лесу и на поле. Но главное происходило в небе. Там шевелились облака, терлись друг о друга солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле.
Я торопился, выбегал на поляны, заваленные опавшим листом, выбирался из болот на сухие еловые гривы.
Я понимал, что надо спешить, а то все кончится. Хотелось не забыть этот день, принести домой его след. Нагруженный грибами и букетами, я вышел на опушку, к тому месту, где течет из-под холма ключевой ручей.
У ручья я увидел Нюрку.
Она сидела на расстеленной фуфайке, рядом на траве валялся ее портфель.
В руке Нюрка держала старую жестяную кружку, которая всегда висела на березке у ручья.
Закусываешь? — спросил я, сбрасывая с плеч корзину.
Воду пью, — ответила Нюрка. Она даже не взглянула на меня и не поздоровалась.
Что пустую воду пить? Вот хлеб с яблоком.
Спасибо, не надо, — ответила Нюрка, поднесла кружку к губам и глотнула воды. Глотая, она прикрыла глаза и не сразу открыла их.
Ты чего невеселая? — спросил я.
Так, — ответила Нюрка и пожала плечами.
Может, двойку получила?
Получила, — согласилась Нюрка.
Вот видишь, сразу угадал. А за что?
Ни за что.
Она снова глотнула воды и закрыла глаза.
А домой почему не идешь?
Не хочу, — ответила Нюрка, не открывая глаз.
Да съешь ты хлеба-то.
Спасибо, не хочу.
Хлеба не хочешь, домой не хочешь. Что ж, так не пойдешь домой?
Не пойду. Так и умру здесь, у ручья.
Из-за двойки?
Нет, не из-за двойки, еще кое из-за чего, — сказала Нюрка и открыла наконец глаза.
Это из-за чего же?
Есть из-за чего, — сказала Нюрка, снова хлебнула из кружки и прикрыла глаза.
Ну расскажи.
Не твое дело.
Ну и ладно, — сказал я, обидевшись. — С тобой по-человечески, а ты…
Ладно, я тоже тогда лягу и умру. Я расстелил на траве куртку, улегся и стал слегка умирать, поглядывая, впрочем, на солнце, которое неумолимо пряталось за деревья. Так не хотелось, чтоб кончался этот день. Еще бы часок, полтора.
Тебе-то из-за чего умирать? — спросила Нюрка.
Есть из-за чего, — ответил я. — Хватает.
Болтаешь, сам не зная… — сказала Нюрка.
Я закрыл глаза и минут пять лежал молча, задумавшись, есть мне от чего умирать или нет. Выходило, что есть. Самые тяжелые, самые горькие мысли пришли мне в голову, и вдруг стало так тоскливо, что я забыл про Нюрку и про сегодняшний счастливый день, с которым не хотел расставаться. А день кончался. Давно уж миновал полдень, начинался закат. Облака, подожженные солнцем, уходили за горизонт. Горела их нижняя часть, а верхняя, охлажденная первыми звездами, потемнела, там вздрагивали синие угарные огоньки. Неторопливо и как-то равнодушно взмахивая крыльями, к закату летела одинокая ворона. Она, кажется, понимала, что до заката ей сроду не долететь.
Ты бы заплакал, если б я умерла? — спросила вдруг Нюрка.
Она по-прежнему пила воду мелкими глотками, прикрывая иногда глаза.
Да ты что, заболела, что ли? — забеспокоился наконец я. — Что с тобой?
Заплакал бы или нет?
Конечно, — серьезно ответил я.
А мне кажется, никто бы не заплакал.
Вся деревня ревела бы. Тебя все любят.
За что меня любить? Что я такого сделала?
Ну, не знаю… а только все любят.
За что?
Откуда я знаю, за что. За то, что ты — хороший человек.
Ничего хорошего. А вот тебя любят, это правда. Если бы ты умер, тут
бы все стали реветь.
А если б мы оба вдруг умерли, представляешь, какой бы рев стоял? — сказал я.
Нюрка засмеялась.
Это правда, — сказала она. — Рев был бы жуткий.
Давай уж поживем еще немного, а? — предложил я. — А то деревню жалко.
Нюрка снова улыбнулась, глотнула воды, прикрыла глаза.
Открывай, открывай глаза, — сказал я, — пожалей деревню.
Так вкусней, — сказала Нюрка.
Чего вкусней? — не понял я.
С закрытыми глазами вкусней. С открытыми всю воду выпьешь — и ничего не заметишь. А так — куда вкусней. Да ты сам попробуй.
Я взял у Нюрки кружку, зажмурился и глотнул. Вода в ручье была студеной, от нее сразу заныли зубы. Я хотел уж открыть глаза, но Нюрка сказала:
Погоди, не торопись. Глотни еще. Сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатым песком пахла вода из ручья. Я почувствовал в ней голос лесных озер и болот, долгих дождей и летних гроз. Я вспомнил, как этой весной здесь в ручье нерестились язи, как неподвижно стояла на берегу горбатая цапля и кричала по-кошачьи иволга. Я глотнул еще раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы — времени, когда вода закрывает глаза.
В рассказе два героя. Знакомы ли тебе они? Откуда ты их знаешь? Какого примерного возраста Нюрка? А что можно сказать о возрасте героя-рассказчика? Кто он по профессии? Помогло ли тебе содержание рассказа «Березовый пирожок» ответить на вопросы?
Вернись к началу рассказа. Умеет ли герой-рассказчик по-настоящему наслаждаться природой? Подтверди строчками из текста, что он ценит каждую минуту погожего осеннего дня похож ли он в том на героя-рассказчика из стихотворения Бунина «Листопад»?
Ты когда-нибудь испытывал(а) острое чувство одиночества, когда кажется, что никто-никто тебя не любит?
А ты заметил(а), что это бывает, как правило, после каких-нибудь неудач (двойка, ссора, несправедливость)?
Как ты думаешь, что случилось с Нюркой в школе?
Нюрка ведет себя, как малый ребенок, — грубит и капризничает! — укоризненно сказал Костя Погодин.
А ты тоже так думаешь? Какие фрагменты текста привели Костю к такому выводу?
Неправда! — заступилась за Нюрку Маша Иванова. — Нюра хотела побыть одна. И она не стала жаловаться герою. Она хотела сама справиться со своими неприятностями. Так ведет себя взрослый человек.
А какое удивительное открытие сделала Нюрка — спросила Анишит Йокоповна. — Понравилось ли её открытие рассказчику?
Ты можешь ответить на вопросы Волшебницы?
Рассказ условно поделен на четыре части. Просмотри текст и найди границы частей. Ты соглашаешься с таким делением?
А теперь перечитай третью часть рассказа.
Серьезно ли герой-рассказчик относится к переживаниям девочки? Почему ты так думаешь? Что он делает для того, чтобы успокоить Нюрку? Какие важные слова герой говорит девочке?
Как ты думаешь, что лучше помогает в трудную минуту: мир природы, который всегда рядом с нами, или человеческое участие, проявление заботы со стороны хорошего человека? [25]
Приложение 2
Сергей Козлов
НЕОБЫКНОВЕННАЯ ВЕСНА
Это была самая необыкновенная весна из всех, которые помнил Ёжик.
Сначала цвели голубые подснежники. И пока они цвели, Ёжику казалось, будто вокруг его дома — море, и что стоит ему сойти с крыльца — и он сразу утонет. И поэтому он целую неделю сидел на крыльце, пил чай и пел песни.
Потом зацвели одуванчики. Они раскачивались на своих тоненьких ножках и были такие жёлтые, что, проснувшись однажды утром и выбежав на крыльцо, Ёжик подумал, что он очутился в жёлтой-прежёлтой Африке.
«Не может быть! — подумал тогда Ёжик. — Ведь если бы это была Африка, я бы обязательно увидел Льва!»
И тут же юркнул в дом и захлопнул дверь, потому что прямо напротив крыльца сидел настоящий Лев. У него была зеленая грива и тоненький зеленый хвост.
Что же это? — бормотал Ёжик, разглядывая Льва через замочную скважину.
А потом догадался, что это старый пень выпустил зелёные побеги и расцвёл за одну ночь.
Какие растения ёжик наблюдал весной около дома?
Закрась строчки, в которых об этом говорится, голубым карандашом.
Проверь, все ли растения ты обнаружил(а).
Дочитай до самого конца!
А какие чудесные образы родились в воображении Ёжика?
Строчки, из которых это видно, закрась жёлтым карандашом.
Приложение 3
Роман Сеф
ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК
Жил-был когда-то хороший человек,
Хороший человек.
Он радовался
Облакам
И шуму быстрых рек.
Он песни пел,
Картошку ел,
Был ростом невысок.
И лодку выстроил себе
Из тёсаных
Досок.
На ней он плавал
Много лет,
Проплыл
Вокруг земли, и лодочке
Гудели вслед
Большие корабли.
А он всё плыл, дудел в рожок
И думал об одном:
«Вот был бы у меня дружок,
Мы плыли бы вдвоём».
Замечает ли герой стихотворения красоту природы?
Из каких строчек это видно? Закрась их жёлтым карандашом.
Какая часть стихотворения рассказывает о герое как об обыкновенном человеке? Закрась квадратик напротив этой части голубым карандашом.
А в какой части о герое говорится как о настоящем путешественнике? Закрась квадратик напротив этой части жёлтым карандашом.
О чём мечтает герой стихотворения?
Подчеркни строчки, в которых об этом говорится, волнистой линией. [11]