Иконография Иисуса Христа

Курсовая работа

1.1 Истоки древнерусской иконописи.

1.2 Понятие и особенности христианской иконографии.

2.Облик Христа.

2.1 Обязательные элементы изображения.

3.Основные Иконографические типы Христа.

Заключение , Введение

Мы живём в эпоху углублённого интереса ко всем культурным ценностям, созданным человечеством в прошлые века и тысячелетия. В нашем сознании мы жаждем насладиться всеми вариациями прекрасного, всеми его ликами, в которых наши предки выразили полнее всего себя самих, свои дерзания и свои высшие устремления, так как в их красоте мы находим своё отражение.

Любое произведение искусства отражает дух эпохи, в которое оно было создано. Поэтому, изучая древнерусское искусство, мы в основном обращаем внимание на иконы. Они являются произведением искусства особого рода, во многом непохожим на привычное нам восприятие мира. Все без исключения иконы сосредотачивают мысли и чувства человека на чем-то особенном, неземном, сакральном, невещественном и вечном. Русские иконописцы выбирали для изображения почитаемых святых, а также различные библейские сюжеты. Но мне бы хотелось в данной работе глубже изучить христологический цикл изображения, то есть иконографию Иисуса Христа.

Актуальность проблемы исследования. Данная тема, несомненно, актуальна. Каждый, кто начинает интересоваться русскими иконами, оказывается вовлеченным в мир образов христианского искусства и неизбежно задается рядом вопросов о содержании древних изображений, их символическом значении и правилах, благодаря которым один и тот же сюжет, мотив и образ Христа на протяжении многих столетий остается легко узнаваемым. Эти знания, естественные для христиан прошлых эпох, в условиях современной светской культуры приобрели некоторый эзотерический, то есть тайный, характер, что влияет на восприятие сюжета иконы современным человеком. Знание иконографии имеет бесспорное значение не только с общекультурной или историко-научной точки зрения, но и в практическом плане. В наше время всё больше людей ходят в церковь, «обращаются к Богу», следовательно, владение знаниями об иконографии помогает им без затруднений понимать язык икон.

Предметом данной работы является изучение наиболее часто встречающихся тем, символов и видов персонального изображения Иисуса Христа.

Объектом исследования является изучение различных иконографических типов изображения Иисуса Христа в их историческом развитии.

Цель исследования: ознакомиться с понятием иконографии в целом, а также с основными тенденциями развития главных иконографических типов изображения Иисуса Христа в пределах наиболее часто встречающихся тем и символов.

4 стр., 1802 слов

Синтетические искусства и изображение. Виды синтетических искусств

... видах искусства. Что входит в понятие “Вид искусства”? Какие виды искусства входят в состав синтетических видов искусств? (театр, кино, танец, цирковое искусство) Почему театр, кино получили название “синтетические виды искусств”? Виды искусства – это формы художественно-творческой деятельности людей. Различает их ... синтеза искусств). Все темы данного раздела: * Анималистический жанр –изображение ...

Задачи исследования:

  • Изучить историю древнерусской иконописи и источники христианской иконографии;
  • Рассмотреть обязательные элементы изображения облика Иисуса Христа;
  • Познакомиться с основными иконографическими типами персонального изображения Иисуса Христа;
  • Структурировать изученный материал и сделать выводы.

    А.

Н. Культурология

1.1 Истоки древнерусской иконописи Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего «образ», «изображение») возникла до зарождения древнерусской культуры и получило широкое распространение во всех православных странах. Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви в тот период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной силой. Что особенно важно и что явилось для русского церковного искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русь приняла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в самой Византии, эпоху ее расцвета. В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито, как в Византии. И в это время новообращенная Русь получила среди прочих икон, как образец православного искусства, непревзойденный шедевр — икону Богоматери, получившую впоследствии наименование Владимирской.

Через изобразительное искусство античная гармония и чувство меры становятся достоянием русского церковного искусства, входят в его живую ткань. Нужно отметить и то, что для быстрого освоения византийского наследия на Руси имелись благоприятные предпосылки и, можно сказать, уже подготовленная почва. Последние исследования позволяют утверждать, что языческая Русь имела высокоразвитую художественную культуру. Все это способствовало тому, что сотрудничество русских мастеров с византийскими было исключительно плодотворным.

Новообращенный народ оказался способным воспринять византийское наследие, которое нигде не нашло столь благоприятной почвы и нигде не дало такого результата, как на Руси.

С глубокой древности слово «икона» употребляется для отдельных изображений, как правило, написанных на доске. Причина этого явления очевидна. Дерево служило у нас основным строительным материалом. Подавляющее большинство русских церквей были деревянными, поэтому не только мозаике, но и фреске (живописи по свежей сырой штукатурке) не суждено было стать в Древней Руси общераспространенным убранством храмового интерьера.

Своей декоративностью, удобством размещения в храме, яркостью и прочностью своих красок иконы, написанные на досках (сосновых и липовых, покрытых алебастровым грунтом — левкасом), как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.

Недаром было отмечено, что в Древней Руси икона явилась такой же классической формой изобразительного искусства, как в Египте — рельеф, в Элладе — скульптура, а в Византии — мозаика. Древнерусская живопись — живопись христианской Руси — играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи — «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово». Прежде всего это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески — книги) — книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.

8 стр., 3750 слов

"Живопись. Искусство цвета"

... охоты и повадки животных. Так возникло искусство изображения красками на стене, имевшее черты, свойственные монументальной живописи.[4.с.150] В повседневной жизни мы настолько привыкаем к ... живописи классицизма с четким, ясным рисунком. [9] Живопись- как наиболее распространённый вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. В ...

Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно яснее — ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этого слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал. Искусство византийского, православного мира — всех стран, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византиии, — разрешило эту задачу, выработав глубоко своеобразную совокупность приемов, создав невиданную ранее и никогда больше не повторившуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ.

В течение долгих веков древнерусская живопись несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. Именно в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту.

Со временем искусство всего византийского мира, и искусство Древней Руси постигло забвение. Пала под ударами турок-завоевателей византийская империя, оказались завоеванными мусульманами некогда христианские страны Малой Азии и многие славянские государства. В этих бедах, пережив татаро-монгольское нашествие, по существу выстояла одна Русь. После падения Византии она была подлинным центром православной культуру.

Забвение, разорение постигли древнерусскую культуру, в том числе и иконопись, не в результате покорения иноземцами, а в момент высочайшего подъема русской государственности при Петре I. Реформы Петра, повернувшие Россию на Запад, отринули культурное наследие Древней Руси. Русская живопись после петровских реформ, в том числе живопись церковная, строится на этих новых западно-европейских принципах. И хотя чисто религиозное уважение сохранялось в европезированном просвещенном русском обществе, но и сами отличия живописи древнерусской от европейской воспринимались им лишь как доказательства русской отсталости и варварства. Постепенно вся эта живопись, как и вся допетровская старина, предавалась забвению. Древняя художественная система в сильно упрощенном виде сохранялась лишь в крестьянском иконописании, центрами которого были несколько «иконописных» сел — Палех, Мстера и Холуй.

Русское церковное искусство составляет младшую отрасль византийского и было обязано ему как своим происхождением, так первоначальным направлением и техникой. Влияние последнего на первое было тем решительнее и прочнее, что византийское искусство X—XI вв. еков, когда началась наша церковная жизнь, уже выработало свои отличительные формы, вполне определило свой внутренний характер и отношение к богослужению и действовало в эту пору, как твердо сложившаяся система. Церковная живопись на Руси подчинилась этому влиянию едва ли не более, чем прочие роды искусства, и с первых же шагов своих у нас получила тот священный характер, которым отличались произведения византийского церковного стиля, и вся сила которого состояла в удержании готовых иконографических типов, освященных временем и назначением. Обнаруживая больше рост количественный и географический, наша церковная живопись долгое время сохраняла свой неподвижный и однообразный характер. Древнейшие памятники ее в Киеве, Владимире, Суздале, Ростове, Новгороде, Пскове и Москве повторяют один мотив, держатся одного условного греческого образца и следуют так называемому иконописному подлиннику, по отношению к которому всякое новое понимание иконографического сюжета, новый прием в его исполнении являются нововведением, уклонением в сторону мирского, антицерковного искусства, своего рода его профанацией. Киев, мать городов русских, был колыбелью нашего искусства. Он послужил первою почвою, на которую пали семена христианства, занесенные из Византии, и где они получили самый ранний уход. Здесь построены были и первые церкви, в которых нашла себе место церковная живопись. Византийские художники, вызванные для росписи Киево-Печерского храма, и были одними из числа первых насадителей византийской иконописи в Русской земле.

15 стр., 7126 слов

Нестеров «на руси. душа народа» описание картины, анализ,

... на Руси было очень сложным и болезненным этапом. Лучшие картины Нестерова М.В. Певец «Святой Руси » —картины Михаила Васильевича Нестерова Певец «Святой Руси ... он пишет людей искусства и науки как своего ... Пустынник», 1888-1889). Под воздействием живописи французского символизма (П.Пюви ... Невский Два лада Родина Аксакова Осенний пейзаж ... лирический пейзаж (написанное по соловецким впечатлениям «Молчание», ...

И. К. Богословие

Огромное значение в иконописи имеют цвета красок. Краски древнерусских икон давно уже завоевали себе всеобщие симпатии. древнерусская иконопись — большое и сложное искусство. Для того чтобы его понять, недостаточно любоваться чистыми, ясными красками икон. Краски в иконах вовсе не краски природы, они меньше зависят от красочного впечатления мира, чем в живописи нового времени. Вместе с тем, краски не подчиняются условной символике, нельзя сказать, что каждая имела постоянное значение. Однако определенные правила цвета все же существовали.

Смысловая гамма иконописных красок необозрима. Важное место занимали всевозможные оттенки небесного свода. Иконописец знал великое многообразие оттенков голубого: и темно-синий цвет звездной ночи, и яркое сияние голубой тверди, и множество бледнеющих к закату тонов светло-голубых, бирюзовых и даже зеленоватых. Пурпурные тона используются для изображения небесной грозы, зарева пожара, освещения бездонной глубины вечной ночи в аду. Наконец, в древних новгородских иконах Страшного Суда мы видим целую огненную преграду пурпурных херувимов над головами сидящих на престоле апостолов, символизирующих собой грядущее.

Таким образом, мы находим все эти цвета в их символическом, потустороннем применении. Ими всеми иконописец пользуется для отделения мира запредельного от реального.

Древнерусским мастерам досталась в наследие тональная живопись византийцев с ее чуть приглушенными тонами, выражавшими покаянное настроение. В ХIV веке Феофан Грек выступает так же как мастер сдержанно-насыщенных тонов: вишнево-красного, темно-синего, темно-зеленого и тельных тонов и высветлений. Свет падает у него на пребывающие во мраке тела, как небесная благодать на грешную землю. Только в Донском Успении красный херувим горит, как свеча у смертного одра.

18 стр., 8951 слов

Древнерусская иконопись шедевры северного Возрождения

... иконописи возникали в коп­тском Египте и Эфиопии, в южнославянских странах, в Грузии. Настоящую художественную яркость и своеобразие приобрела древнерусская икона. На основании археологических раскопок установлено, что работа красками ... проникнове­ние в мир сверхъестественный через предмет материального мира. Иконы выполнялись первоначально в технике энкаустики (восковой живописи), затем темперой ив ...

Древнерусские мастера противились этому пониманию света, всячески стремились утвердить нечто свое. В старинных текстах перечисляются излюбленные краски наших иконописцев: вохра, киноварь, бакан, багор, голубец, изумруд и другие. Но в действительности гамма красок была более обширна. Наряду с чистыми, открытыми цветами есть еще множество промежуточных, различной светосилы и насыщенности.

XIII—XIV вв.

Новгородская иконопись XV века сохраняет традиционную любовь к ярким, легким краскам с преобладанием киновари. Но раньше цвет имел предметный характер, теперь он становится светоносным. Например, в «Чуде Георгия о Змие» красный фон заполняет поля иконы, ограничивает белизну коня. В XV веке красный плащ Георгия, как вспышка пламени рождается из ослепительной белизны, из золотистого фона иконы.

Интенсивное чувство цвета свойственно Псковской школе, но в отличие от звонкого колорита Новгорода, в ней преобладают землистые тона, зеленые, иногда довольно глухие. Зато псковские иконы никогда не кажутся пестро расцвеченными. Краска рождается из глубины доски, загорается светом, выражает внутреннее горение души, соответствует духовному напряжению в ликах псковских святых. В новгородской иконе краски горят при ясном свете дня. В псковском «Рождестве Христовом с избранными святыми» краски и свет возникают из таинственной мглы, символизируя «святую ночь» .

XVI—XVII вв.

Но не один только потусторонний мир Божественной славы нашел себе место в древнерусской иконописи. В ней мы находим живое, действенное соприкосновение двух миров, двух планов существования. С одной стороны — потусторонний вечный покой, с другой стороны страждущее, греховное, хаотическое, но стремящееся к успокоению в Боге существование — мир ищущий, но еще не нашедший Бога.

Мы имеем здесь необычайно многообразную и сложную гамму душевных переживаний, где солнечная лирика переплетается с мотивом величайшей в мире скорби — с драмою встречи двух миров.

Ю. Г. Основы

И может быть, самая трогательная, самая привлекательная черта тех иконописных изображений. где выразилось это понимание мира, заключается в любовном, глубоко христианском отношении к тому несчастному, который бессилен подняться духом над плоскостью здешнего.

Таково откровение двух миров в древнерусской иконописи. Соприкасаясь с ним, мы испытываем то смешанное чувство, в котором великая радость сочетается с глубокой душевной болью. Понять, что мы имели в древней иконописи, — значит почувствовать, что мы в ней утратили.

2. Облик Христа Главный, центральный образ всего древнерусского искусства — образ Иисуса Христа, Спаса как его называли на Руси. Спаситель (Спас) — это слово абсолютно точно выражает представление о нем христианской религии. Он является человеком и одновременно Богом и сыном Божьим, принесшим спасение человеческому роду [«https:// «, 16].

Голубцов А. П.