Оглашение как необходимое условие для крещения в Древней церкви

За последние десятилетия многие тысячи людей приняли Таинство Крещения от священников Православной Церкви. Таинство, открывающее врата в Царство Благодати, которое есть Церковь. Древние христиане сначала узнавали жизнь этой Церкви, потом выражали ей доверие в согласии принять ее традиции и установления, и только потом погружались в купель Крещения. В условиях современной жизни в основном происходит наоборот: человек принимает Крещение и только со временем начинает осматриваться в Доме, в который таким образом вошел. И чаще всего оказывается, что человек, уже считая себя христианином, не только мыслил, но и жил совсем не так, как в этом доме полагается жить. Слишком много соблазнов предлагает такому «новоначальному» современный мир [8, c. 44].

Следует отметить тот факт, что очень важно знать истоки определенных вопросов для того, чтобы умело ими пользоваться на практике, знать как себя вести в той или иной ситуации. Это касается и оглашение, понятия, вокруг которого ведется так много споров и дискуссий.

Вопросы, связанные с процессом оглашения, неоднократно были описаны в работах Сониной С.Н., Стамулиса И., Фаррара Д.В. и других.

Ввиду вышесказанного, темой нашего исследования была выбрана «Оглашение, как необходимое условие для крещения в Древней церкви».

Актуальность, Объект исследования, Предмет исследования, Цель исследования

Для достижения цели нашего исследования перед нами были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие оглашенного и оглашения;
  • охарактеризовать огласительный институт и его особенности;
  • исследовать подготовку к обряду крещения в Древней церкви;
  • рассмотреть особенности крещения в Древней церкви;
  • охарактеризовать крещение и оглашение в период современности;
  • исследовать огласительную практику Древней Церкви в наши дни.

Структура исследования.

  • крещение в младенческом возрасте
  • падение уровня образования
  • массовые политически-обусловленные крещения

С V века, крещение младенцев стало повсеместной практикой. Относительно Запада можно отметить, что здесь оформляется августиновская сотериология с её основным акцентом на первородном грехе как наследственной вине, которую несут все люди. Некрещёный не может быть спасен, даже если он младенец, поэтому забота о спасении души требует крещения человека сразу после рождения, так как все мы подвластны внезапной смерти. Но на Востоке не было такой жёсткой сотериологической доктрины, и причины исчезновения катехизаторской практики нужно искать и в других факторах.

9 стр., 4354 слов

Сравнение таинства крещения в исторической перспективе

... Господь Иисус Христос подробные наставления апостолам о частностях совершения ими Таинства Крещения. В своем фундаментальном исследовании «История чинопоследования Крещения и Миропомазания» А. Алмазов говорит о том, что Иисус ... выделенных местах для Крещения появляться во II веке. Так, по древнему преданию, «Папа Пий I (168 – 175 г.г.) освятил по просьбе св. Пракседы церковь в термах Новаты, ...

В IV-V веках происходит радикальная перемена церковно-государственных взаимоотношений. Начиная с Констанитина Великого, Церковь начинает рассматриваться как единственная духовно-нравственная сила, способная сплотить всё население империи, почему к концу IV века государственная власть делает Христианство государственной религией. Римская империя была теократической по своем характеру, языческая религия для нее являлась фундаментом, почему с победой Христианства таким фундаментом стало оно. Если в середине IV века более половины населения империи были язычниками, к середине V века подавляющее большинство стало христианами. Это вело как к росту номинальных членов внутри церковной ограды, так к снижению уровня церковной дисциплины. Если раньше крещение воспринималось как граница, за которой возврат к прошлым грехам был невозможен, то теперь этот страх ушел [7, c. 88-89].

В указанный период происходят варварские нашествия, в результате чего древняя римская цивилизация была уничтожена и резко упал уровень образования. Для массы пришельцев-варваров ключевые философские вопросы волновавшие римское общество прежних времен не имели значения. Методы катехизации, срабатывавшие в античном городском интеллектуальном сообществе, затронутом декадентством, не действовали в среде молодых варварских племен с их агрессивностью и аграрным бытом, пронизанным насквозь языческим культом.

Новый подход к проповеди

В новой ситуации Церковь нашла иную стратегию проповеди. Новый языческий мир сначала надо было воспитать, применив для этого силовые механизмы государства, а потом ему проповедовать. Схема «сначала просвещение — затем Крещение» сменилась на противоположную: «сначала Крещение — затем просвещение».

Если в первые века оружием Церкви было слово, то теперь Церковь идет по пути освящения материальной культуры, пространственно-временных структур. Этот процесс начался еще при Константине Великом, когда были расчищены от мерзости запустния святые места в Палестине и началось их почитание, развивается храмостроительство, а к концу IV века Рождество Христово начинает праздноваться в день «непобедимого солнца» (25 декабря).

Христианство отвоёвывает те уровни культуры, которые ранее принадлежали миру язычества — такой миссионерский подход оказался эффективен и для христианизации варварских племён. Проповедь христианства среди молодых народов Европы пошла через освящение быта; создание христианского календаря, в котором святые замещают языческих богов; храмостроение и живопись, более понятные простому человеку. В новых условиях также возрасло значение прямого явления силы Божьей. Новые народы в религиозных вопросах следовали воинской дисциплине: вслед за обращением правителя, следовало обращение всех его подданных, которые не оставляли своего языческого багажа. При этом Христианство принималось сразу как государственная религия.

4 стр., 1897 слов

Христианство в культуре средневековья (2)

... христианства в качестве государственной религии в некоторых странах, начиная с IV века и его активное распространение привели к существенной переориентации всех сфер позднеантичной духовной культуры в ... в раннехристианский период. Отцы Церкви внесли в этот процесс свою весомую лепту. 1. Общая характеристика эпохи средневековья В средневековье ... ее окружения, к принятию крещения. Что касается самого ...

В Британии V века проповедывал епископ Герман Автисидорский. Он втупил в полемику с пелагианами, но заключалась она вовсе не в диалектических спорах. К епископу подвели 10-летнюю слепую девочку. Он предложил сначала пелагианам исцелить её, от чего они отказались, после чего призвал Бога и исцелил ее, чем потряс и убедил народ, не рассуждая о сути ереси [1].

В Британии конца VI века — вопросы от новокрещенных англов, которые передает святитель Августин Кентерберийский в письме святителю Григорию Двоеслову: как делить дары, приносимые в церковь? как наказывать человека, церковь ограбившего? в какой степени родства можно вступать в брак и может ли человек жениться на собственной мачехе? может ли быть крещена беременная женщина? и т.д. [3].

В Болгарии IX века — вопросы новообращенного царя Бориса Болгарского к папе, среди которых нет ни одного догматического, только обрядово-бытовые. оглашение крещение обряд церковь

На Руси X века где крещение также было массовым, вслед за правителем, по сообщению летописца многие киевляне крестились, «не желая быть врагом князю».

По крещении шёл сложный процесс ассимиляции Христианством народной культуры, растягивающийся на века и имевший много осложнений, в частности двоеверие. С течением времени собственно языческое содержание обрядов забылось, но двоеверие, пусть и на бессознательном уровне, оставалось — оно действует и до сих пор, в том числе и внутри церковной ограды.

При этом, в результате вышеописанных процессов сформировалась средневековая христианская цивилизация с набором определенных признаков: единой религией, пронизывающей все уровни социального бытия; жёстким сословным делением, освященным Церковью; сакральной монархической властью; статическим мировосприятием. В такой цивилизации и необходимость в катехизации действительно сильно упала, так как влияние Церкви ощущалось во всем. Обыкновенно жизненный путь и мировоззрение были предопределены рождением в определенном месте и в определённом сословии. Такая модель была очень прочной и эффективной, пока составляющие его элементы были крепко спаяны традицией. С распадом традиции в Новое время она обрушилась — в России это окончательно произошло после 1917 года. На смену прежнему укладу стало оформляться общество, не ориентированное на религиозную традицию, зачастую активно борящееся с ней. Соотвественно, встала необходимость переоценки миссионерской стратегии Церкви.

1.3 Подготовка к обряду крещения в Древней церкви

В древности таинство крещения было не частным, а общественным и торжественным событием. В канун Пасхи и Пятидесятницы, в Рождественский и Богоявленский сочельник крестились все прошедшие огласительный период и интенсивный курс изучения основ веры. Во II-III веках оглашение могло длиться от года до трех. Язычники, уверовавшие во Христа как Сына Божьего, впервые приходя в церковь, должны были пройти собеседование с епископом или другим назначенным им членом клира: пресвитером или диаконом. Будущие оглашенные рассказывали о себе и причинах своего намерении креститься; епископ говорил им небольшую проповедь о том, что такое христианская жизнь и чем христианство отличается от язычества.

12 стр., 5726 слов

Культура Киевской Руси IX–XII веков

... восточные славяне. 2. Языческая культура Киевской Руси а) Классификация и общие ... занятиями восточных славян были торговля и ремесло. Эти занятия ... реферата выбрана мной не случайно. Язычество притягивает к себе любого любознательного человека не только таинственными, порой непонятными обрядами, не только забытыми, канувшими в века ... внешних нападений объединились в 12 территориальных союзов племен: поляне ...

После этого проходило посвящение в катехумены (оглашенные).

На востоке обряд посвящения состоял из осенения печатью креста (осенения крестным знамением лба и груди), экзорцистского «дуновения» с чтением молитвы и возложения рук. На западе к этому прибавлялось еще вкушение будущим оглашенным щепотки соли в знак той соли Слова Божьего, которую он вкусит во время огласительных занятий. Пройдя обряд посвящения, оглашенные начинали занятия, где им рассказывали о самом Христе, о пророках, предсказывавших приход Мессии, о творении мира и о замысле Божием.

Оглашенные старались сочетать теорию с практикой, исправляя жизнь в согласии с христианским духом. Часто занятия проходили ежедневно, по утрам, чтобы прервать благочестивую языческую традицию посещать храмы перед тем, как отправиться на работу. Оглашенным позволялось присутствовать на всех богослужениях, за исключением литургии верных.

Приступить к крещению могли только те, кто пробыл в чине оглашенных достаточное количество лет, изменил свою жизнь, имел свидетельство верных о серьезности своих намерений, мог лично исповедовать веру и не имел беснования.

Святой Иустин Философ (II век), сам преподававший христианское учение в основанной им школе для оглашенных, писал в своей книге о катехизации: «Кто убедится и поверит, что это учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ними, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, они возрождаются… как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во Имя Бога Отца и Владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святаго».

Тех, кто прошел оглашение и хотел креститься на ближайшую Пасху, ждал еще один экзамен: повторное собеседование с епископом, где оглашенный должен был рассказать об изменениях, произошедших с ним в течение двух-трехлетнего периода. На собеседовании обязательно присутствовали крестные оглашенного, свидетельствующие истинность его слов.

Пройдя собеседование, человек записывал свое имя в список для крещения на ближайшую Пасху или другой из упомянутых дней. С этого момента он назывался «просвещаемым», т. е. готовящимся к «просвещению» (крещению) [5, c. 89-91].

Просвещаемые обязаны были посещать огласительные занятия, поститься (воздерживаться от мяса и вина, а также от пищи, посвященной языческим идолам («идоложертвенного») в знак покаяния. Хотя это и не было обязательным, верные (уже принявшие крещение) тоже могли поститься и посещать эти занятия, чтобы возобновить пережитое обращение и очистить душу и достойно подготовиться к встрече праздника Пасхи. По некоторым сведениям, из поста просвещаемых и сочувствующих им верных и произошел Великий пост.

После собеседования с епископом просвещаемый переводился на «интенсивный» курс. «Курс» святителя Кирилла Иерусалимского начинался с «предогласительной беседы», где святитель говорил просвещаемым об изменении их статуса в Церкви и увещевал не пропускать занятия, выучить сказанное, но не говорить о нем оглашенным, а также не любопытствовать о том, что делают на литургии верные. Дальнейшие беседы были посвящены толкованию Символа веры, молитвы «Отче наш» и некоторым другим вероучительным, нравственным и аскетическим аспектам христианства. До Второго Вселенского собора (381), на котором был принят Никео-Цареградский Символ веры (который мы читаем сегодня), в каждой поместной Церкви использовался свой крещальный символ, который представлял собой краткое исповедание веры, произносимое просвещаемым во время таинства крещения (отсюда он и появился).

10 стр., 4579 слов

Сочинение чем руководствоваться в жизни разумом или верой

... разум, но вера. Вера же скорее относится к воле, чем к разуму. Подчеркивая роль чувств или сердца, Августин утверждал единство веры ... идеи в материю. Августин, в согласии с эллинистической философией, полагал, что целью и смыслом человеческой жизни ... разума. Одним из самых известных и влиятельных представителей Патристики Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 гг.) из Тагаста, написавший сочинения: ...

Догматическое содержание в таких исповеданиях оставалось одним и тем же, но формулировки были разные.

1.4 Особенности крещения в Древней церкви

Изучение Символа веры было своего рода привилегией просвещаемых: оглашенные не знали его, и знать им это не полагалось. Пожалуй, были только две вещи, которые ни внешним, ни оглашенным не рассказывались: это учение о Боге-Троице и о Евхаристии. Как наиболее сложные и парадоксальные, они могли быть неверно понятыми и принесли бы только вред, потому что «и больные просят вина; но если оно безвременно будет дано, то сумасшествие производит, отчего рождается два зла: и больной умирает, и врач остается в бесславии. Так, если оглашенный услышит что-либо от верного, то и оглашенный впадет в безумие, потому что не понимает слышанного, однако оное порочит и осмеивает говоримое, и верный осуждается как предатель этой тайны» (св. Кирилл Иерусалимский, «Поучение предогласительное»).

Просвещаемые изучали Священную историю, им рассказывалось о таинстве крещения. Известно, что святитель Кирилл Иерусалимский, еще не будучи епископом, вел огласительные беседы несколько раз в неделю по несколько часов. На таких занятиях, кроме самих бесед, просвещаемые молились, и над ними произносились заклинания (экзорцизмы), которые готовили просвещаемых к обряду отречения от сатаны, совершаемому перед крещением.

После прохождения интенсива просвещаемых опять ждал экзамен. Накануне дня крещения, например в Страстную пятницу, они читали наизусть Символ веры и молитву «Отче наш» в присутствии епископа, а в Западной Церкви — и верных.

Крещение предварялось обрядом отречения от сатаны, которое подчеркивало разрыв с языческим прошлым, и обрядом сочетания со Христом. В наш век скептицизма многим принимающим крещение порой смешно и неловко плевать и дуть «на дьявола», но бывшие язычники в II-IV веках с полным пониманием относились к таким вещам.

После принятия крещения новоначальные христиане прослушивали еще одну серию бесед — теперь уже тайноводственных (введение в таинства Церкви).

Объяснялся более глубоко смысл таинства крещения, а также миропомазания и Евхаристии. Что-то о таинстве крещения неофиты уже знали, но о Евхаристии рассказывали только после крещения [4, c. 68].

Рассмотрим, кто мог катехизировать в Древней церкви.

Занятия проводились специально благословленными на это людьми, необязательно священниками. Например, христианский писатель и богослов Ориген (первая половина III века) начал преподавать в Александрийском огласительном училище в ранней юности, после мученической смерти его отца (не имея тогда сана), сменив на этом посту своего учителя и тоже церковного писателя Климента, который был священником.

Могли быть катехизаторами и женщины, поставленные на служение диаконис. Они должны были на дому обучать «простых сельских женщин ясным церковным правилам, как отвечать крещаемой и как жить после Крещения», как предписывал Четвертый Карфагенский собор.

6 стр., 2825 слов

Доклад Крещение Руси сообщение

... Начало было положено в столице Древней Руси. Владимир приказал разрушить языческий пантеон, вслед за чем последовало массовое крещение ... Десятинной церкви. Крещение других русских земель В Киеве крещение прошло ... крещение княгиня Ольга. Этот пример, безусловно, оказал влияние на ближайшее окружение правительницы. Однако для обращения в новую веру всех восточных славян говорить было еще слишком рано. Как ...

До нас дошли огласительные беседы святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Амвросия Медиоланского, Феодора Мопсуэстийского, Августина Блаженного. Все эти беседы — живое слово, обращенное к живым слушателям, поэтому читать их интереснее, чем катехизисы, которые достались нам с Синодального периода. Последние претерпели сильное влияние католической схоластики, поэтому, хотя они хорошо структурированы, очень скучны. Огласительные слова святых отцов, кажется, имеют единственный недостаток: их переводы на русский делались в девятнадцатом веке и их язык может показаться сложным современному читателю.

Историки говорят, что зафиксировать момент появления практики крестить в младенческом возрасте нет возможности. Мы не знаем точно, крестили ли детей в апостольский век, но Новый Завет сообщает нам о крещении целых семей, в которых, конечно же, были маленькие дети (Корнилия (Деян. 10); Лидии — «крестилась она и домашние ее» (Деян. 16: 15); темничного стража «и всех бывших в доме его» (Деян. 16: 31, 33); Криспа: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим» (Деян. 18: 8); Стефана «крестил я также Стефанов дом» (1 Кор. 1: 16).

В Апостольском предании святого. Ипполита Римского (около 215 года) сказано: «Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников». Отсюда видно, что среди детей были и совсем маленькие, которые не умели говорить (но это могли быть и не новорожденные).

Святые Ириней Лионский и Ориген, ссылаясь на апостольское предание, говорят о практике крестить младенцев. На Карфагенских соборах III века шли споры о крещении младенцев. Было вынесено решение: «…не возбранять [Крещения] младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, происшедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти чрез самое рождение и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи». Однако практика крещения взрослых, которые могли бы приступить к крещению сознательно, еще долгое время была очень распространенной. Известно, что Иоанн Златоуст был крещен в 23 (25?) года, Василий Великий — в 26 лет, Григорий Богослов, происходивший из епископской семьи, — в 28, блаженный Павлин Ноланский — в возрасте около 37 лет. Блаженный Августин, который был принят в катехумены еще в младенчестве, крестился после длительных духовных скитаний и борений в 33 (34?) года [9, c. 255].

Кроме принципиальных соображений были и откровенные злоупотребления временем оглашения, особенно когда христианство с IV века становится государственной религией: катехумены считались христианами, значит, пользовались всеми правами перед государственными законами, освобождаясь от обязательств христианской жизни. Церковь боролась с этой хитростью, но не очень успешно. Например, cвятой Григорий Богослов, возражая против такого корыстного подхода к таинству крещения, писал: «Крестимся ныне, не будем отдалять от себя благодеяние… не будем ждать, пока сделаемся худшими, чтобы прощено нам было больше; не будем Христо-корчемниками и Христо-купцами. …Спеши к дару, пока еще владеешь рассудком, пока не болен и телом, и духом… пока язык твой не запинается, не охладел и может ясно произнести (не говорю уже о большем) слова Тайноводства, …пока дар для тебя очевиден, а не сомнителен, благодать касается глубин, а не тело омывается на погребение».

11 стр., 5209 слов

Таинства православной церкви

... им в видимом. В приложении к церковным священнодействиям слово Таинство обнимает и первое, и второе, и третье понятие. В широком смысле слова все совершаемое в Церкви является Таинством: «Все в Церкви есть святое таинство. ... крещаемый же, отрекается от диавола, дает обещание служить не ему, а Христу, и чтением Символа веры подтверждает свою во Христа веру, как Царя и Бога. За младенца оглашение ...

Массовое распространение практика крещения младенцев получила в христианской Византийской империи, и именно с этого времени вытесняется практика катехизации.

2.1 Крещение и оглашение в период современности

Крещение есть Таинство, включающее человека в Церковь путем усыновления его силой Христовой Богу Отцу. Таким образом, Крещение есть общее дело и торжество Церкви. В древности оно приурочивалось чаще всего к величайшему христианскому празднику Святой Пасхе и совершалось торжественно в собрании верующих в храме. Приготовление ко Крещению, мучение вере или оглашение, происходило тоже в маме. В настоящее время эта общецерковная забота готовящихся ко Крещению сохранилась в молитвах них на литургии оглашенных; ныне лишь чтение паремий и еще некоторые особенности службы Великой Субботы напоминают о прежнем обычае крестить в день Пасхи.

Оглашение как заключительный акт приготовления ко Крещению, бывшее прежде отдельным обрядом, ныне непосредственно предшествует Крещению. Как в христианской Церкви крещаются взрослые и младенцы, первые — по своей вере, а вторые — по вере родителей и восприемников, то и оглашение тех и других бывает неодинаковым. Все символические священнодействия этого обряда имеют глубокое действенное значение. Взрослый человек прежде всего испытывается Церковью в искренности своего намерения. Для этого он приводится к вратам храма, где Церковь встречает его молитвою об искреннем обращении к Богу, внушает пением псалма, 33, яко благ Господь, и поучает, что для спасения необходимо соблюдение святой православной веры. Тогда крещаемый изъявляет свое твердое желание принять православную веру и пребыть до смерти в послушании ей, в доказательство чего смиренно преклоняет колена, крестообразно сложив руки. При знаменовании его крестным знамением и молитве ему нарекается христианское имя. Этими молитвами и священнодействиями взрослый крещаемый отделяется от общества неверующих и вводится в состояние оглашения, в котором он изучением Символа веры, молитвы Господней и заповедей, а также постом и молитвою и наконец исповеданием грехов (при чем разрешения их, однако, не получает); готовится к Святому Крещению. Символ веры содержит все христианские истины, которые в древности люди знали до крещения, а в наши дни обычно изучаются после Крещения в курсе Закона Божия. Ответственность за это обучение берут на себя восприемники, и они совершают тягчайший грех, если забывают об этом [10, c. 146].

По достаточном наставлении и утверждении в истинах веры, взрослый крещаемый снова приходит пред врата храма, и Церковь встречает его пением восьмого псалма, внушающего, как достойно хвалы имя Божие. Затем над ним совершается первое оглашение. Крещаемый подробно исчисляет заблуждения своей прежней веры, отрекается от них и снова выражает желание сочетаться Христу. Во втором оглашении крещаемый произносит подробное исповедание догматов православной веры и сопровождает его клятвенным подтверждением, что он отрицается прежних своих заблуждений не ради беды, или нужды, или страха, или нищеты, или долга, или прибытка, или лести, но единственно по убеждению в истинности и спасительности веры христианской. После этого Церковь молит Господа дать присоединяемому часть и жребий в ее недрах.

25 стр., 12330 слов

История Русской Православной Церкви

... крепость и сила. Храм - хранитель тысячелетней истории Русской Православной Церкви и истории Русской святости. ... Корсуни, первом городе нашей земли, принявшем крещение еще в апостольские времена. « И ... из ста глав. Этот собор оградил древне византийские православные традиции, сохранившиеся на Руси, ... православные монастыри были училищами Христианской веры, средоточием духовной жизни, праведности и ...

Третье и последнее оглашение над взрослыми то же самое, которое совершается и над младенцами.

Теперь крещаемый без различия возраста, поставляется перед вратами храма в одной рубашке, препоясан, с непокрытой головой, босиком в ознаменование готовности совлечься ветхого, греховного человека и облещись в нового человека, созданного по Богу и правде в преподобии истины. Он обращен лицом на восток для выражения желания соединиться со Христом и имеет руки, опущенные книзу, для обозначения полной готовности подчиниться Христу. Священник дует на лицо оглашенного трижды для отгнания от него духа нечистого, знаменует крестным знамением чело и перси его трижды и налагает руку на главу его, показывая тем, что теперь крещаемый составляет достояние иной власти и есть новоизбранный воин Христов. После этих символических действий священник читает молитву, в которой просит Господа присоединить orлашенного к стаду наследия Божия и всегда призирать Его милостью.

Затем читаются молитвы заклинательные, называемые запрещениями, так как в них священник именем Бога всемогущего, страшного и славного и силою спасительной смерти Иисуса Христа запрещает Диаволу касаться новоизбранного воина Христова. Христиане по личному духовному опыту знают, какова сила носителя зла — диавола, активно борющегося с добром. После заклинания священник молит Бога принять крещаемого в пренебесное Свое Царство, присоединяя к этой молитве троекратное прошение об изгнании всякого духа лукавого и нечистого, сокрытого и гнездящегося в сердце крещаемого, и сопровождая его символическим дуновением на его уста, чело и перси. Заклинание сатаны по слову Господню: «Именем Моим будут изгонять бесов», открывает крещаемому возможность вступить в брань с удаленным из него врагом, а последующее добровольное отречение от сатаны есть бросаемый ему вызов.

Это отречение, как внутреннее состояние крещаемого, для большей выразительности сопровождается внешними действиями — обращением на запад, к стране князя тьмы, и поднятием рук на врага — и заканчивается дуновением и плюновением, как выражением проклятия диаволу и полного презрения к нему. С этого момента крещаемый становится уже воином Христовым и до самой смерти будет вести борьбу с духом зла, который, в свою очередь, не забудет брошенного ему вызова и будет жестоко бороться с христианином. Эту борьбу вел уже за нас всех Богочеловек Иисус Христос, и она увенчалась Его полной победой. В противоположность отречению от диавола и вслед за ним крещаемый сочетавается Христу посредством троекратного исповедания веры, сопровождая это символическим обращением на восток и опущением рук и заключая поклонением. Поэтому, имея помощником Самого Господа Победителя, христианин никогда не должен унывать в своей духовной борьбе. Заканчивая оглашение, священник читает молитву, в которой просит Господа удостоить оглашенного Святого Крещения.

2.2 Огласительная практика Древней Церкви в наши дни

4 стр., 1855 слов

«Место православной религии в жизни казаков»

... жизни казаков. Православное мироощущение не противоречило таким нравственным основам казачества, как свободолюбие, стремление к независимости, мужество. Религия была составной частью казачьей культуры. Самодержавие и церковь формировали православное сознание казаков. Православное духовенство воспитывало казачество ... отправлялся к невесте. Впереди шел священник с крестом, затем мальчики несли ...

Можно ли сегодня использовать огласительную практику Древней Церкви?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо посмотреть, что нас сегодня от Древней Церкви отличает: прежде всего состав и мотивация тех, кто приходит ко крещению. Если в первые века это были взрослые люди, которые сознательно готовились принять христианство, то сегодня в основном приносят младенцев совершенно невоцерковленные родители, которые не имеют желания что-то изучать. Можно ли заставлять их проходить многодневную и сложную систему изучения православной веры, как это было в древности? Думаю, это просто нереально.

Поэтому в «чистом виде» практику Древней Церкви переносить в наше время едва ли возможно. А вот создать на ее основании современную систему оглашения, близкую сознанию тех взрослых, которые сегодня приходят в храм, в том числе и прихожан, которые часто не знают самых основ православной веры, хотя и давно ходят в церковь, — необходимо. Но для этого опыт Древней Церкви должен быть тщательно изучен богословами, историками, литургистами.

Но что мы сегодня бесспорно можем, просто обязаны использовать из огласительной практики Древней Церкви — это введение оглашаемых в богослужение, где человек на практике знакомится с молитвой — сердцем церковной жизни. Если он еще не крещен, можно посещать вечерние богослужения и литургию оглашенных. Если крещен, но невоцерковлен — все службы с непременным участием в таинствах: исповеди, Евхаристии.

В пост-советский период, в Русской Православной Церкви стало вновь практиковаться оглашение, появились катехизаторские курсы для образования профессиональных катехизаторов. Однако, в новых условиях под этим термином стало подразумеваться не только подготовление ко Крещению, но и воцерковление уже крещеных людей, научение новоначальных азам духовной жизни [6].

На основе прошлого опыта Церкви, обсуждение миссионерских подходов обычно сводится к двум историческим моделям:

возвращение к опыту древней Церкви: поиск форм катехизационной и миссионерской практики, приемствующих апостольской общине.

возвращение к традиционной средневековой модели: построение «нового Средневековья».

Взаимная критика сторонников этих направлений порой доходит до их полного противопоставления. Так, озвучивается необходимость «отделения церовного просвещения от патриотического», высказываются мнения, что традиционализм, национализм, монархизм приводят к негативным явлениям в сознании воцерковляющихся людей, к кликушеству разного рода. Так, по словам игумена Петра Мещеринова, «в рамках такого представления Христос, то есть суть Церкви, стоит не на главном, центральном и исключительном месте, а где-то сбоку, как некий фактор существования Великой России». Похожую позицию выразил на XV Рождественских чтениях иерей Даниил Cыcoeв. По его мнению, для того чтобы проповедь Православия велась «по всей планете от края до края», нужно отойти от патриотической. При этом, такой «миссионерский универсализм» рискует выродиться в протестантствующий утопизм. Действительно, христиане первых веков, отрицая государство, шли путём мученичества, отрекаясь от всех социальных благ. Есть такой путь и сейчас — это путь инока, умершего для мира. Если же человек пользуется благами, предоставляемыми государством и в то же время отвергает общественное служение, то его позиция сомнительна как с духовной, так и с этической точки зрения. Такая миссионерская политика может стать путём к изоляции и вряд ли найдёт поддержку в нашем обществе.

Другая проблема современной катехтзации — попытки использовать в миссионерских целях некоторые явления современной массовой культуры. Это прямо обратный путь, так как катехизация должна служить охранению границ Церкви, а не их размыванию.

Оглашение в нынешних условиях обычно оказывается сопряжено с патриотическим воспитанием, поиском путей сотрудничества со светскими властью, обществом, культурой, в тех проявлениях которые не противоречат христианской духовности.

Основная опасность состоит в жёстком противопоставлении двух моделей основанных на прошлом опыте. И то надо делать, и этого не оставлять, вопрос — в акцентах. При этом часто незатронутым остаётся ближайшее историческое наследие Русской Православной Церкви и русской культуры, вдохновлённой Православной верой, которые выразились в опыте новомучеников и исповедников Российских. Их жизнь, как образец, и богатое и разностороннее наследие (среди них были и богословы, и философы и учёные) — обильные духовные плоды, которые нужно собрать. То же можно сказать о русской религиозной культуре XIX-начала XX веков, со её противоречиями, трагизмом и глубиной.

1. Гаврилюк П., дьяк. История катехизации в древней церкви. М., 2001. — 243 c.

2. Гамбэл Н. Альфа. Вопросы жизни. Введение в христианство. [б.г.], 2004. — 198 c.

3. Кочетков Георгий, проф.-свящ. Проблемы проповеди Евангелия и контекст современной церковной жизни в России. Доклад на конференции «Миссия Русской православной церкви» в Бозе. М., 2006. — 265 c.

4. Кочетков Георгий, проф.- свящ. Таинственное введение в православную катехетику. М., 1998. — 312 c.

5. Православное богослужение. Русифицированные тексты чинов крещения, миропомазания и подготовка к ним. Вып. 2. М., 2004. — 277 c.

6. Семикопов, Д. В., «Подготовка к Крещению в истории Церкви», Труды Нижегородской духовной Семинарии, вып. 5, Нижний Новгород, 2007. — 315 c.

7. Сонина С.Н. Предоглашение: основные задачи и формы проведения. Курсовая работа. М., 2006, ркп. — 278 c.

8. Стамулис И. Православное богословие миссии сегодня. М. 2002. — 374 c.

9. Фаррар Ф. В. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. Том II. — Москва: Сретенский монастырь, 2001 [репринт с изд. 1903 г.]. — 146 c.

10. Электронная библиотека [Электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org