Достоевский: профессиональный портрет журналиста

1.1 Публицистика Достоевского

Творчество Федора Михайловича Достоевского представляется нам полное перипетий и загадок. Не раз лингвисты, историки и философы обращались к творчеству писателя, исследуя его с разных сторон. Нельзя не согласиться с тем, что Достоевский, поистине легендарный автор. Имя Федора Михайловича известно по всему миру, любители литературы зачитываются его романами.

Федор Михайлович Достоевский почти всю свою жизнь посвятил публицистике. В одном из своих писем он писал, что в литературном деле его цель и надежда — «высказаться в чем-нибудь, по возможности вполне, прежде чем умру» (Ф.М. Достоевский, Письма, т. II, М. — Л. 1930, стр. 175.).

Можно ли считать, что он оправдал свои мечты? Если в художественном плане, мы без сомнений можем ответить, что — да, то о его журналисткой деятельности до сих пор идут споры.

Какой он, Достоевский журналист? Какой набор качеств, по его мнению, должны быть присущи общественному деятелю? Следуя публицистическим работам Федора Михайловича, постараемся ответить на поставленные вопросы и в конце работы составить профессиональный портрет журналиста.

В 1845 году Достоевский принимает участие в деятельности комического альманаха «Зубоскал», задуманного Н.А. Некрасовым. Он представляет журнал в небольшом объявлении, написанном довольно легко и с юмором.

Чтобы было нагляднее, приведем в пример некоторые отрывки этого объявления:

«Прежде всего, просим вас, господа благовоспитанные читатели нашего объявления, не возмущаться и не восставать против такого странного, даже затейливого, даже, быть может, неловко-затейливого названия предлагаемого вам альманаха. «Зубоскал»!.

Зубоскал — малый редкий в своем роде, единственный, — малый добрый, простой, незатейливый и, главное, с весьма небольшими претензиями. Ради этого одного обстоятельства, что он человек без претензий, ради этого одного он уже достоин всякого уважения…»

Достоевский представляет автора альманаха в виде петербуржца, любителя правды и пошутить. Прибегая к такому удачному литературному приему, как олицетворение, он помогает читателям увидеть журнал.

И даже, говоря в заключении о деньгах, ему удается сохранить этот иронично-дружелюбный тон:

«Наконец, еще об одном предмете. об одном важном, щекотливом предмете. «Зубоскал» так любит, так уважает, так высоко ценит своих читателей что готов бы даже давать книгу свою даром, несмотря на неизбежные расходы на печатание, бумагу, картинки Но, во-первых, принять подарок от него, от человека, у которого такой чин, что он боится даже объявить, какой у него чин, чтоб не лишиться уважения читателей, от человека, который. ну, который, словом, ничего больше, как зубоскал. не покажется ли обидным даже одно такое предположение?. А во-вторых, есть и другая причина: как! давать книгу даром в наш век, в наш век, как уже всякому известно, положительный, меркантильный, железный, денежный?. Не вернейший ли это способ уронить книгу, лишить ее читателей, которые бегут от всего, что им навязывают?. Где же смысл? где такт?. где, наконец, приличие?. где чувство собственного достоинства?.» (Т. ХХ. С.9-10).

16 стр., 7760 слов

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881). Очерк жизни и творчества

... Значительную роль в постижении творчества Достоевского сыграла впервые опубликованная в 1929 г. книга М.М. Бахтина "Проблемы поэтики Достоевского", в которой подчеркивалась ... творчества Ф.М. Достоевского Глубинное своеобразие религиозно-философской проблематики и художественный методологии Достоевского еще при его жизни встречало непонимание со стороны критиков, исследователей и читателей. ...

Через два года Достоевский появляется на страницах «Санкт Петербургских ведомостей». Газета публикует несколько социальных эссе писателя. Цикл фельетонов под общим названием «Петербургская летопись».

достоевский публикация статья журналист

После этого, журналистскую карьеру Достоевского прерывает арест. И только после четырнадцати лет, его имя вновь появляется в печати.

На этом периоде журналистской деятельности Достоевского хотелось бы приостановиться.

В 1860-е, Федор Михайлович, имея за собой литературный опыт и непомерный творческий потенциал, пробует себя в качестве соредактора журнала «Время». Вместе со своим братом Михаилом он издает журнал «Время» с начала 1861 года вплоть до его закрытия в 1863.

1.2 Достоевский и журнал «Время»

«Время» (1861-1863) — «журнал литературный и политический» издавался в Санкт-Петербурге. 18 июня 1860 года было подано прошение на издание ежемесячного журнала в Санкт-Петербургский Цензурный комитет. Оно было удовлетворено 3 июля 1860 года, и в сентябре в газетах появилось «Объявление об издании в 1861 году журнала «Время»». Официальным редактором журнала был заявлен старший брат Достоевского, но многие фактические редакторские функции взял на себя Федор Михайлович.

Авторами «Времени», помимо братьев Достоевских, являлись Аполлон Александрович Григорьев и Николай Николаевич Страхов.

С января 1861 года журнал стал соперничать с самыми популярными периодическими изданиями того времени: только за первый год «Время» сравнялось по количеству подписчиков с «Отечественными записками» и «Русским словом» (около 4 000) и заняло третью позицию по отношению к двум абсолютным лидерам — «Современнику» Н.А. Некрасова (7 000) и «Русскому вестнику» М.Н. Каткова (5 700).

Литературную программу «Времени» формировали произведения Некрасова, Полонского, Григорьева, Островского, а также широкий круг произведений малоизвестных авторов.

Программа времени. Отдел литературный. Повести, романы, рассказы, мемуары, стихи и т.д.. Критика и библиографические заметки, как о русских книгах, так и об иностранных. Сюда же относятся разборы новых пьес, поставленных на наши сцены.. Статьи ученого содержания. Вопросы экономические, финансовые, философские, имеющие современный интерес. Изложение самое популярное, доступное и для читателей, не занимающихся специально этими предметами.. Внутренние новости. Распоряжения правительства, события в отечестве, письма из губерний и проч.. Политическое обозрение. Полное ежемесячное обозрение политической жизни государств. Известия последней почты, политические слухи, письма иностранных корреспондентов.. Смесь. а) Небольшие рассказы, письма из-за границы и из наших губерний и проч. b) Фельетон, с) Статьи юмористического содержания.

24 стр., 11800 слов

‘Дневник писателя’ Достоевского

... «варварство». . Риторическая стратегия «Дневника писателя» В 1876 году Достоевский решает возобновить выпуск «Дневника писателя», который в 1873 выходил отдельной рубрикой журнала «Гражданин», как самостоятельного ежемесячного ... жанровой природе текста. Так, И. Л. Волгин в монографии «Достоевский-журналист. «Дневник писателя» и русская общественность» пишет: «Задача заключалась в создании нового ...

Художественный отдел журнала определяли произведения Ф.М. Достоевского. Здесь были впервые опубликованы «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и др. Критический отдел журнала стал сферой формулирования «почвенничества», или «русского направления», как называла его редакция.

Журнал оказался очень интересным; в нем слышалось воодушевление и, кроме того, имел направление вполне либеральное, но своеобразное, не похожее на «Современника». В тот момент как «старые» журналы, «Отечественные записки», «Библиотека для чтения» и т.д. падали, «Время» процветало. Этот успех ни в коем случае не был обманчивым явлением.

Возвращаясь к теме работы, хотелось бы рассмотреть пару публицистических произведений Федора Михайловича, чтобы составить профессиональный портрет журналиста. Для анализа мы используем:

  • «»Свисток» и «Русский вестник»» 1861 г.
  • «Г-н — бов и вопрос об искусстве» 1861 г.
  • «Ряд статей о русской литературе» 1861 г.
  • [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/na-temu-dostoevskiy-kak-izdatel-i-publitsist/

  • «Господин Щедрин, или Раскол в нигилистах» 1864 г.

1.3 Журналы «Свисток» и «Русский вестник»

Статья «Свисток» и «Русский вестник» была впервые опубликована в третьем номере журнала «Время» в 1861 г. Достоевский приводит свое мнение на счет этих журналов, их принципах работы и качестве издания. Приведя пару отрывков из его работы, мы постараемся проследить за ходом мыслей писателя.

«Наконец, есть такие странные журналисты и их сотрудники, которые даже любят литературу и сочувствуют ее явлениям с порывами неопытного, но горячего юношества: так и тянет поговорить о новом интересном литературном явлении, и вдруг благоразумие заставляет всех молчать. Вышла какая-то странная противоположность. Прежде обозревали друг друга для зазыва к себе публики, а теперь молчат друг о друге, может быть, тоже для зазыва к себе публики. И потому мне кажется, что нападать следовало бы не на взаимные обозрения друг друга, а на пристрастность и недобросовестность этих обозрений. А то теперь как будто все журналисты, изгнав у себя взаимные обозрения и признав их смешными и нелепыми, тем самым точно согласились перед всей публикой, что они (то есть журналисты) и не способны быть беспристрастными и добросовестными; тем же самым как будто признались перед всей публикой, что они и прежде, во время взаимных обозрений, были пристрастны и недобросовестны, а обозревали друг друга только для зазыва публики». (Т. XIX. C.106).

20 стр., 9651 слов

Роман Ф.М. Достоевского ‘Игрок’

... собрания своих сочинений. В письме к А. В. Корвин- Круковскому Достоевский поясняет: «Но ... «ежедневно семь десятых петербургской мужской публики с десяти часов вечера садится за ... человека). В контексте публицистических выступлений писателя «Игрок» прочитывается как художественная метафора, заключающая в ... другом у меня не хватает характера, а в картах я стоик». А про то, что Федор Михайлович Достоевский ...

Из приведенного отрывка следует, что автор сетует на то, что журналы и журналисты работают только на себя. Даже если им пришлась по душе чья-то статья или же книга, они все равно будут молчать, потому что сообщать об успехе конкурента им вовсе невыгодно. Также Достоевский намекает, что если журналы и делали это (писали о другом издании) то лишь для выгоды: может быть это были деньги, или тот журнал, о котором они написали, напишет о них. «‹…› Как будто признались перед всей публикой, что они и прежде, во время взаимных обозрений, были пристрастны и недобросовестны», вот ключевая мысль этого отрывка.

«Мне кажется даже, что наши литературные скандалы происходят только отчасти от бессилия и ничтожества, и я всё еще держусь мысли, что они происходят от тузов и столпов нашей литературы, именно от тех, которые кричат против них. И тому есть причины; я их изложу ниже. Но отчасти и потому, кажется, они происходят, что иным делать больше нечего. Младая кровь играет. Беспокойство, потребности жизни, потребности чего-то, потребности хоть как-нибудь пошевелиться, — вот и скандальчики. Оно хоть и скверно, но все-таки это не признаки какого-нибудь бессилия и ничтожества. А вот та часть скандалов, и самая огромная, которая остается на совести тузов и столпов литературных, вот эта может быть признаком их бессилия и ничтожества, хотя между этими столпами есть чрезвычайно много не ничтожных людей, а, напротив, очень умных, которые могли бы быть очень полезны» (T. XIX. C.110-111).

Федор Михайлович пишет, что литературные кружки и литературные скандалы появляются из-за «тузов и столпов», т.е. тех авторов, что играют немаловажную роль в жизни русской литературы. Но все они настолько уязвлены самолюбием, что желают показать свою правоту, стать триумфатором среди литераторов. Так же действуют и журналисты, находясь постоянно «на свету» они ссорятся друг с другом, дискутируют, а ведь цели-то благородные.

Далее Достоевский разбирает статью из «Русского вестника», которая слишком много, по его мнению, уделяет внимания тогдашнему сатирическому журналу «Свисток».

значение в русской жизни и в русской будущности?».

А потом автор приводит одну очень важную мысль журналистам «Русского вестника». Конечно, она подходит и к другим представителям СМИ:

  • «Я оставляю в покое ваше предположение, что Россия не возвысилась еще ни над одной славянской народностью;
  • но вопрос ваш: «Что такое русская народность?» — нельзя не поднять. Странно, что вы ее не замечаете. Конечно, сидя в кабинете, трудно что-нибудь заметить, даже и при великой учености. Надобно, чтоб обстоятельства заставили нас пожить вместе с народом и хоть на время, непосредственно, практически, а не свысока, не в идее только разделить с ним его интересы, тогда, может быть, мы и узнаем народ и его характер, и что в нем кроется, и к чему он способен, и какие его желания, осмысленные им и еще неосмысленные, и узнав народ, может быть, и поймем его народность, и что она обещает, и что из этих обещаний непременно разовьется и исполнится» (T. XIX C.118)

Журналисты должны быть вместе с народом. Они выступают от имени народа, они его голос и глаза. Как может профессиональный публицист писать свои репортажи, не бывая на месте события? Так и здесь. Достоевский пишет: «Конечно, сидя в кабинете, трудно что-нибудь заметить, даже и при великой учености». Писатель недоволен тем, что журналисты, стали «кабинетными», ведь каждую минуту что-то происходит, а сидя в четырех стенах, можно упустить важные события или детали.

40 стр., 19518 слов

Тема воспитания личности в трилогии Л.Н. Толстого ‘Детство. ...

... Юность»). Пока герои Достоевского умствуют и пытаются разумом обосновать необходимость «любить людей, быть нравственным и благородным», герои Толстого просто живут и наслаждаются жизнью, по мысли Вересаева. «Толстой ... анализа зла, греха в человеке писатель обостряет многие моменты, показывая заведомо ... отличительная черта таланта Толстого: строгий анализ и моральная оценка своих мыслей и поступков, ...

Статья Ф.М. Достоевского содержит в себе пару советов «Русскому вестнику», и самый главный из них тот, что не стоит уделять много внимание «Свистку» и всем его свистунам. Освистать могут кого угодно, и что? Постоянно обращать на это внимание и винить их во всех грехах человеческих? Журналист должен быть беспристрастен, его цель доставлять людям информацию.

1.4 Статья «Г-н -бов и вопрос об искусстве»

Следующий материал, который мы рассмотрим — это «Г-н — Добролюбов и вопрос об искусстве». Он был опубликован во втором журнале «Время» в 1861 г. В этой статье Достоевский подверг критическому анализу работы Н.А. Добролюбова: «Черты для характеристики простонародья» (1860) и «Стихотворения Ивана Никитина» (1860).

Писатель полемизирует с известным литературным критиком насчет искусства. Выделим же самые подходящие к теме курсовой отрывки:

«Чем познается художественность в произведении искусства? Тем, если мы видим согласие, по возможности полное, художественной идеи с той формой, в которую она воплощена. Скажем еще яснее: художественность, например, хоть бы в романисте, есть способность до того ясно выразить в лицах и образах романа свою мысль, что читатель, прочтя роман, совершенно так же понимает мысль писателя, как сам писатель понимал ее, создавая свое произведение. Следственно, попросту: художественность в писателе есть способность писать хорошо. Следственно, те, которые ни во что не ставят художественность, допускают, что позволительно писать нехорошо» (T. XVIII C.80)

Если использовать это суждение и к журналистам, то оно придется весьма кстати. Достоевский утверждает, что автор должен уметь донести свою мысль до аудитории. В этом и заключается талант и самая его трудная часть. Представьте, что вы, прочитав какую-либо статью, ничего из нее не поняли, не почерпнули. Какой в этом чтении тогда смысл? И Федор Михайлович также не понимает этого, поэтому советует писателям и публицистам быть понятнее для зрителя, уметь ввести его в курс дела.

В следующем отрывке Достоевский указывает на некоторые недостатки критика, которые присущи многим журналистам:

  • «Разумеется, мы не намерены разбирать все убеждения г-на -бова, хотя г-н -бов, по нашему мнению, стоит подробного разбора. ‹…› В его таланте есть сила, происходящая от убеждения Г-н — бов не столько критик, сколько публицист. Основное начало убеждений его справедливо и возбуждает симпатию публики, но идеи, которыми выражается это основное начало, часто бывают парадоксальны и отличаются одним важным недостатком — кабинетностью. Г-н -бов — теоретик, иногда даже мечтатель и во многих случаях плохо знает действительность;
  • с действительностью он обходится подчас даже уж слишком бесцеремонно: нагибает ее в ту и другую сторону, как захочет, только б поставить ее так, чтоб она доказывала его идею. Пишет г-н — бов простым, ясным языком, хоть и говорят про него, что он уж слишком жует фразу, прежде чем положить ее в рот читателю. Ему всё как будто кажется, что его не понимают. Впрочем, это еще небольшой недостаток. Ясность и простота языка его заслуживают особенного внимания и похвалы в наше время, когда в иных журналах вменяют даже себе в особую честь неясность, тяжелизну и кудреватость слога, вероятно думая, что всё это способствует глубокомыслию. Кто-то уверял нас, что если теперь иному критику захочется пить, то он не скажет прямо и просто: принеси воды, а скажет, наверно, что-нибудь в таком роде: — Привнеси то существенное начало овлажнения, которое послужит к размягчению более твердых элементов, осложнившихся в моем желудке. Эта шутка отчасти похожа на правду» (T. XVIII C.81)

Первое — это его «кабинетность». Получать информацию о мире, не выходя за пределы собственного дома можно, но какая получится тогда действительность? Добролюбов не сумел еще понять всю полноту крестьянской жизни, их потребностей, оттого его материалы не приближены к народу.

36 стр., 17636 слов

Сочинение воспитание в романах ф м достоевского

... писателя в нашем сознании. Очень многие исследователи, в частности М.Бахтин, отмечали, что в центре любого из романов Достоевского, ... трудных тем в искусстве История детства давно ... в ее культурно-историческом значении исследована в России в работах И.С.Кона; статье ... писателя Ф.М.Достоевского и при его жизни, и в ХХ веке вызывало крайне противоречивые оценки. Огромный художественный талант Достоевского ...

Второй недостаток критика — он подолгу «жует фразу». Не стоит одну и ту же мысль дважды, а то и трижды, пытаться внушить читателю. Он не так уж и глуп.

Зато третий, не присущий именно Добролюбову недостаток, это сложность языка. Удачный пример писателя дает нам понять весь смысл этого утверждения. Журналисту в этом плане нужно быть более осторожным. Даже самую сложную мысль он должен уметь преподносить так, чтобы человек понял, не устал от тезисных рассуждений и непонятных слов. Журналисту положено быть проще.

Другой отрывок предоставляет нам возможность видеть, что, по мнению Федора Михайловича, творчеству нужен талант. Писателем и журналистом не может быть первый встречный, нужно уметь писать, да так, чтобы угодить аудитории:

«Можно знать факт, видеть его самолично сто раз и все-таки не получить такого впечатления, как если кто-нибудь другой, человек особенный, станет подле вас и укажет вам тот же самый факт, но только по-своему, объяснит вам его своими словами, заставит вас смотреть на него своим взглядом. Этим-то влиянием и познается настоящий талант. Но если рассказывать теперь, в настоящую минуту, о любви к свободному труду и рассказывать для того, чтоб доказать, что такой факт существует, так ведь это все равно, как если б кто стал доказывать, что человеку надобно пить и есть» (T. XVIII C.89-90).

К завершению своей статьи Достоевский пишет о том самом, незыблемом праве искусства на его независимость:

«И потому первое дело: не стеснять искусства разными целями, не предписывать ему законов, не сбивать его с толку, потому что у него и без того много подводных камней, много соблазнов и уклонений, неразлучных с исторической жизнию человека. Чем свободнее будет оно развиваться, тем нормальнее разовьется, тем скорее найдет настоящий и полезный свой путь» (T. XVIII C.102).

5 стр., 2109 слов

«Язык и культура – творцы человека?» статья по русскому языку

... речь… Вот тогда-то находишь много недостатков. То есть того, что можно исправить! Так у меня было. Эссе «Язык и культура – творцы человека?» статья по русскому языку на тему Эссе ... есть показатель уважения. Что такое речевая культура? Речь — это форма вербального общения людей. Она ... являются русские суффиксы: и уменьшительные, и ласкательные, и уничижительные. Слово «талант» скажет о человеке, что ...

Также и в журналистике, она не должна быть коррумпирована, находиться под чьим-либо влиянием, власти или цензуры. Журналистика должна быть свободной.

Итак, проведя соотношение искусства и СМИ, мы выявили несколько мнений писателя на этот счет, и они оказались до сих пор актуальными.

1.5 Статья «Ряд статей о русской литературе»

Впервые статья была опубликована в журнале «Время» в его первом номере. Писатель начинает свое рассуждение со своих мыслей о России, о ее непонятности для других стран. Говорит о мнении других народов о русской земле, а после плавно переходит к русской литературе. Упоминает Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыков-Щедрина, а Н.В. Гоголя и М.Ю. Лермонтова он представляет нам в таком свете:

1.6 Статья «Господин Щедрин, или раскол в нигилистах»

Эта статья, в отличие от других, представленных выше, была опубликована в 1864 г. в журнале «Эпоха», который братья Достоевские стали издавать после закрытия «Времени». Новый журнал не имел такого сокрушительного успеха, как предыдущий и просуществовал всего год. В «Эпохе» публиковались произведения Ф.М. Достоевского («Записки из подполья», «Крокодил»), И.С. Тургенева («Призраки»), Н.С. Лескова («Леди Макбет Мценского уезда»), а также переводная литература. Финансовые и организаторские трудности не позволили журналу находиться на плаву, и в 1865 году его издание было прекращено.

Статья была опубликована в майском номере журнала. Вот, что писатель пишет о майском фельетоне «Литературные мелочи»:

«Что же касается грусти и уныния, просвечивающих в майском фельетоне, то вот для образчика место начала, со второй страницы. Это место даже на нас навело уныние.

«Что такое дрянь? В просторечии слово это прилагается преимущественно и даже исключительно к явлениям мира вещественного. Всякое вещество, вследствие разложения или принятия в себя чуждых примесей потерявшее свой естественный, здоровый вид, называется „дрянью . „Не тронь, батюшка, это „дрянь!» — говорит заботливая няня своему питомцу, когда он, движимый любознательностью, хочет прикоснуться к какой-нибудь слякоти или к чему-нибудь гниющему. Но как ни права няня в своем определении, она все-таки не исчерпывает сущности. ‹…›»

Глава 2

Рассматривая вопросы журналистики, хотелось бы обратиться не только к публицистической деятельности Достоевского, ведь он известен, прежде всего, как писатель, а не журналист. В его художественных произведениях мы также можем найти некоторые взгляды на роль газет и журналов в обществе.

Мы исследуем несколько произведений Федора Михайловича на этот вопрос. Это будут:

«Униженные и оскорбленные» (1861 г.),

«Крокодил» (1864 г.),

«Преступление и наказание» (1866 г.)

«Идиот» (1869 г.)

Все эти книги объединяет одно десятилетие, 1860-70-е г. Взгляды Достоевского на журналистику, в то время, были достаточно объективны и устойчивы. На примере произведений попробуем подтвердить это и составить общий портрет журналиста, по мнению автора.

3 стр., 1320 слов

Этюды об ученых: четыре о наших выдающихся современниках. | Статьи ...

... и их причинах», «И лесные сраки», «Опыт применения математики к филологии: анализ фрагментов текста Гоголя и Достоевского», «Ключи и отмычки: очередная попытка понять Достоевского», «Колмогоров и ... Открытие очарования слова (или шире – искусной словесности) для тех, кто ранее предпочитал формулы литературе. Квинтэссенция философии, литературы и математики в том классическом давно утраченном духе, в ...

2.1 Роман «Униженные и оскорбленные»

«Униженные и оскорбленные» впервые был опубликован в 1861 г. в журнале братьев Достоевских «Время». Критиками произведение было принято сдержанно, а публике эта книга пришлась по душе. На протяжении нескольких номеров, Федор Михайлович публиковал продолжение своего романа.

Повествование идет от лица молодого писателя Ивана Петровича. Он всю жизнь желает написать нечто стоящее, а пока, работает над небольшими произведениями (которые, вообщем-то, имеют успех).

В этом романе упомянут также некий критик Б, конечно же, все тогда догадались о ком идет речь — это Виссарион Белинский.

В книге проглядывают мысли самого Федора Михайловича насчет писателей и журналов того времени. Например:

  • » — А вот что я скажу тебе, Ваня, — решил старик, надумавшись, — я и сам это видел, заметил и, признаюсь, даже обрадовался, что ты и Наташа… ну, да чего тут! Видишь, Ваня: оба вы еще очень молоды, и моя Анна Андреевна права. Подождем. Ты, положим, талант, даже замечательный талант… ну, не гений, как об тебе там сперва прокричали, а так, просто талант (я еще вот сегодня читал на тебя эту критику в «Трутне»;
  • слишком уж там тебя худо третируют: ну да ведь это что ж за газета!).

    Да! так видишь: ведь это еще не деньги в ломбарде, талант-то;

  • а вы оба бедные. Подождем годика эдак полтора или хоть год: пойдешь хорошо, утвердишься крепко на своей дороге — твоя Наташа;
  • не удастся тебе — сам рассуди!. Ты человек честный;
  • подумай!. На этом и остановились» (T. III C. 191).

«Трутень» — еженедельный журнал, издававшийся в Петербурге Н.И. Новиковым. Он был прославлен своей сатирой и независимым мнением. Многие авторы попали под его критику, даже сама императрица Екатерина II вступала с журналом в полемику. «Ну да ведь это ж что ж за газета!» — восклицает Ихменев, намекая читателю на то, что «Трутень» вообщем для этого и создавался: третировать и критиковать.

Отрывок, представленный далее, показывает отношение Достоевского к журналистам, пусть и через слова Маслобоева, частного детектива и заядлого гуляки. И это мнение оказывается весьма интересным:

  • «И много еще он мне говорил. Он хмелел все больше и больше и начал крепко умиляться, чуть не до слез. Маслобоев был всегда славный малый, но всегда себе на уме и развит как-то не по силам;
  • хитрый, пронырливый, пролаз и крючок еще с самой школы, но в сущности человек не без сердца;
  • погибший человек. Таких людей между русскими людьми много. Бывают они часто с большими способностями;
  • но все это в них как-то перепутывается, да сверх того они в состоянии сознательно идти против своей совести из слабости на известных пунктах, и не только всегда погибают, но и сами заранее знают, что идут к погибели. Маслобоев, между прочим, потонул в вине.

Теперь, друг, еще одно слово, — продолжал он. — Слышал я, как твоя слава сперва прогремела; читал потом на тебя разные критики (право, читал; ты думаешь, я уж ничего не читаю); встречал тебя потом в худых сапогах, в грязи без калош, в обломанной шляпе и кой о чем догадался. По журналистам теперь промышляешь?

2 стр., 562 слов

Что дети делают в библиотеке 4 класс с глаголами Читают, знакомятся, изучаю

... которые их заинтересовали. А также читальный зал, в котором люди читают книги и газеты, не покидая здание библиотеки. В библиотеке всегда светло и тихо. Все ее посетители должны соблюдать ... рефераты, которые затем слушают их одноклассники и учителя. Также дети часто пишут сочинения по прочитанным художественным произведениям. А вдохновленные творчеством известных поэтов, пишут первые собственные ...

Да, Маслобоев.

Значит, в почтовые клячи записался?