Развитие музыкальных способностей участников эстрадного коллектива

Курсовая работа

1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей участников эстрадного коллектива

1.1 Эстрадная музыка как сфера проявления музыкально-творческих способностей

Эстрада — вид сценического искусства, подразумевающий собой как отдельный жанр, так и синтез жанров: пение, танец, оригинальное выступление, цирковое искусство, иллюзии.

Эстрадная музыка — вид развлекательного музыкального искусства, обращенный к самой широкой слушательской аудитории.

Наибольшее развитие данный вид музыки получил в XX в. К нему обычно относят танцевальную музыку, различные песни, произведения для эстрадно-симфонических оркестров и вокально-инструментальных ансамблей.

Зачастую эстрадную музыку отождествляют с бытующим понятием «легкая музыка», то есть лёгкая для восприятия, общедоступная. В историческом плане к легкой музыке можно отнести несложные по содержанию, завоевавшие всеобщую популярность классические произведения, например пьесы Ф. Шуберта и И. Брамса, Ф. Легара и Ж. Оффенбаха, вальсы И. Штрауса и А.К. Глазунова, «Маленькую ночную серенаду» В.А. Моцарта.

В этой обширной, а также чрезвычайно разнородной по характеру и эстетическому уровню области музыкального творчества используются, с одной стороны, те же выразительные средства, что и в серьезной музыке, с другой — свои специфические. Термин «эстрадный оркестр» был предложен Л.О. Утёсовым в конце 40-х гг., что дало возможность разделить два понятия: музыку собственно эстрадную и джазовую.

У современной эстрадной музыки и джаза есть целый ряд общих признаков: наличие постоянной ритмической пульсации, осуществляемой ритм-секцией; преимущественно танцевальный характер исполняемых эстрадными и джазовыми коллективами произведений. Но если джазовой музыке свойственны импровизационность, особое ритмическое свойство — свинг, а формы современного джаза порой достаточно сложны для восприятия, то эстрадная музыка отличается доступностью музыкального языка, мелодичностью и чрезвычайной ритмической простотой.

Понятие музыкально-творческих способностей участников эстрадных любительских коллективов — это интегративные качества личности, способствующие возникновению продуктивных, оригинальных, гибких идей и творческой самореализации участников эстрадного любительского коллектива в музыкальной деятельности. Структура музыкально-творческих способностей участников эстрадных любительских коллективов включает в себя способности к импровизации, композиции и инструментальные способности. Творчество, как объект исследования, — многосторонне. Его исследованием занимаются представители различных наук: философы, психологи, педагоги, социологи, физиологи.

30 стр., 14686 слов

Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной ...

... драматизации на уроках музыки и во внеклассной работе будет способствовать как развитию музыкальных, музыкально-творческих, так и формированию общих творческих способностей. Если исходить из ... учащихся музыкально-творческих способностей в процессе музыкальной деятельности. На основе цели и задач сформулированы объект и предмет дипломной работы. Объектом дипломной работы, Предмет дипломной работы В ...

Творческий процесс

Целью любительского музицирования является творческая самореализация участника эстрадного коллектива, что достижимо средствами эстрадной музыки, где присутствуют все исследуемые нами компоненты музыкального творчества: музыкальность рассматривается как многоуровневая совокупность общих частных музыкальных способностей, ответственных за формирование художественного музыкального образа; как комплекс индивидуально-психологических особенностей, необходимых для занятия музыкальной деятельностью, которая зависит от врожденных индивидуальных задатков и является результатом их развития, воспитания и обучения.

В содержание учебно-воспитательного процесса включаются следующие структурные элементы: знания , постоянно накапливающиеся и изменяющиеся, — это выражается в познании и осмыслении эстрадного искусства как особого типа художественного творчества; способы деятельности и опыт их осуществления, то есть совокупность уже известных способов деятельности, являющихся предпосылкой формирования профессиональных качеств личности населения в изучении основ эстрадного искусства; опыт музыкально-творческой деятельности , выражающийся в готовности к решению новых проблем, умении решать творческие задачи, предполагающие создание оригинального музыкально-художественного образа средствами эстрадного исполнительства; эмоционально-ценностное отношение к миру , друг к другу, к музыкальной деятельности, проявляющееся в формировании эмоциональной культуры, ценностной ориентации в духовной, эстетической оценке действительности и музыкального искусства.

Творческая работа в любительских музыкальных эстрадных коллективах имеет стабильную основу, характеризуется мобильностью, гибкостью, которые отражают новые стилевые изменения в современной легкой эстрадной музыке.

Способы, манеры и приемы игры в эстрадном коллективе имеют свою специфику. Для всех эстрадных исполнителей характерно использование таких способов интонации, как офф-питч, дьерти-тон, блю-ноутс. Для духовых инструментов специфическими приемами являются: субтон, фултон, флаттер, вибрато, шейк, лип-трил, глиссандо. Важной характерностью звукообразования является атака звука, акцентирование. Для пианистов характерны такие способы, как сингл-ноутс, страйд, баррел-хауз, блок-аккорды. Специфическими приемами при игре на гитаре являются: вибрато, бенд, стретч, сингл-ноутс, слеп. У исполнителей на струнно-смычковых инструментах специфическими приемами являются характерное глиссандо, пиццикато, вибрато, блю-ноутс, дьерти-тон, сул понтичелло, сул тасто. У вокалистов эстрадно-джазового жанра часто применяются приемы: шаут, скет. Ритм в эстрадной музыке имеет одно из самых важных мест. Самые распространенные виды ритма: бит, свинг, драйв, традиционные и латиноамериканские ритмы. В конце XX века появился брейк-бит с ломаным ритмом и разорванной басовой линией. Особенностью эстрадно-джазовой музыки является использование четкой рельефной ритмической схемы.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... необходимые для успешного развития музыкально - творческих способностей. Особое внимание отводится пению – как виду музыкально-творческой деятельности. Во второй главе также анализируются результаты диагностики музыкально - творческих способностей детей среднего дошкольного ...

Специфическими особенностями музыкально-творческих способностей участников любительских эстрадных коллективов, занимающихся эстрадным творчеством, является комплекс музыкально-исполнительских и творческих навыков: слуховые; аналитические; импровизационные навыки; чувство партнеров в ансамбле; индивидуально-специфические; артистические (сценическая культура); волевые качества; самоконтроль; коммуникабельно-коммуникационные; организаторско-менеджерские; самоменеджмент.

Особенность данного процесса заключается в том, что исполнительская деятельность протекает в форме спонтанного музицирования. Музыканты договариваются о теме, обговаривают форму (количество квадратов, какой инструмент исполняет риффы, каденции, коду).

Музыкальная деятельность наиболее ярко отражает общее состояние подготовленности и обученности музыкантов в сфере эстрадно-джазового искусства, наглядно показывает уровень сформированности музыкально-творческих способностей, который проявляется в сочинении собственных импровизаций, композиций, их обработке, аранжировке.

.2 Психолого-педагогические основы развития музыкально-творческих способностей участников эстрадного коллектива

Психолого-педагогические основы формирования музыкально — творческих способностей участников любительских эстрадных коллективов освещены в философских, социально-психологических и педагогических теориях, послуживших основой развития эстрадного исполнительства.

Б.М. Теплов выделил три признака,

Способности как свойства объектов определяются структурой объектов и свойствами элементов этой структуры. Мозг, согласно данным современной науки, можно представить как суперсистему, которая формируется из отдельных функциональных систем, реализующих определенные функции, в том числе и психические. Функциональные системы специализированы благодаря своему строению и свойствам элементов, входящих в данные системы. Они обладают способностью (свойством), которая позволяет человеку ощущать, запоминать, мыслить.

Основой педагогического подхода в развитии музыкальности является идея развития индивидуальности; подход к музыкально-психологической диагностике как к систематическому процессу по исследованию слуха, памяти и ритма, способному обеспечить эффект действия метода «спирали» (С.Л. Рубинштейн), позволяющему своевременно влиять на качественное состояние музыкальных способностей личности; обретать новые свойства, которые не утрачивают возможность выходить на следующий виток «спирали»; к позитивным новообразованиям, формирующим музыкальную одаренность; с воспитанием антиципирующего мышления (прогнозирующего) обретается способность предвосхищать ход музыкального решения, формируется избирательность, музыкальный вкус; для развития музыкальности как меры синтеза интеллектуального и эмоционального в человеке требуются педагогические методики, предусматривающие параллельное воздействие на образную и рациональную сферы, которые воспринимаются гораздо легче.

4 стр., 1951 слов

Воображение и творческая деятельность человека

... — способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать. Так как тема работы «Воображение и творческая деятельность человека», хочется остановиться подробно именно на творческой категории активного воображения. Творческое воображение — это такой вид воображения, в ...

Сущностью музыкально-творческой деятельности участников музыкальных эстрадных любительских коллективов является процесс создания объективно нового материала в сфере эстрадного творчества, основанный на активизации способности рождать продуктивные оригинальные идеи и выходить за пределы стандартных видов деятельности. Специфика музыкально-творческой деятельности участников музыкальных эстрадных любительских коллективов состоит в создании оригинальных идей и музыкального материала в сфере эстрадно-джазового творчества посредством использования сформированных способностей к импровизации, композиции, аранжировке.

Организация и проведение обучающего процесса опирается на такую научно-теоретическую основу, которая смогла бы обеспечить возможность стабильного планомерного развития творческих способностей участников любительских эстрадных коллективов, поэтому оказалась полезной теория, в основе которой лежат методы поэтапного формирования навыков и умений.

1.3 Музыкально-творческая деятельность участников эстрадного коллектива в условиях учебного процесса

Необычайно стремительные изменения условий современной жизни требуют от людей адекватных оценок и быстрых решений для более успешной реализации своего потенциала. Идеальным условием подобной реализации является сочетание (синтез) творческой активности и универсальной оснащенности (знаниями и навыками).

Это позволяет, во-первых, быстро и правильно оценить ситуацию; во-вторых, выбрать необходимые средства для активного влияния на нее.

Говоря о развитии музыкально-творческих навыков как одного из важнейших элементов «организованного наблюдения (изучения)» музыки, Асафьев писал: «Я подчеркиваю слово творчество, потому что считаю, что «композиторство» не должно ограничиваться специализацией и замкнутым кругом людей, особенно одаренных. Это злейшая ошибка старой музыкальной педагогики». К сожалению, этот гениальный тезис не возымел должного воздействия на современных музыкальных педагогов (в общей массе).

Искусство, в особенности музыкальное, по существу задает структуру и законы в создании материальных ценностей, его следует считать основой в познании Мира и человека, т. к. искусство формируется по законам гармонии. Цель же воспитания и образования Человека заключается в гармоничном, целостном развитии всех природой заложенных сфер его будущей деятельности по тем же Законам.

На обретение элементарных навыков сочинения и исполнения собственной музыки каждым ребенком направлена, в частности, программно-методическая разработка «Звукообразная импровизация» т.е. на раскрытие творческого потенциала каждого человека, независимо от его природных задатков (в т.ч. с ограничением возможностей) и профессиональных устремлений в будущем. В этой разработке заложены важнейшие дидактические и методические принципы, а также психофизиологические механизмы, обеспечивающие:

14 стр., 6955 слов

Развитие музыкальных способностей с использованием музыкально-компьютерных ...

... исторического развития в результате трудовой деятельности человека. Интеллектуальные способности формировались по мере того, как, изменяя природу, человек познавал ее, художественные, музыкальные и т.п. формировались вместе с ... своих трудах идею наследования способностей и талантов человека с принципами естественного отбора и выживаемости видов. Но с момента выхода работ Гальтона, идеи, выраженные в ...

оптимальный режим продуктивной деятельности человека при сохранении принципов игры — возможности изображения придуманных им образов звуками без знания нотной грамоты и законов построения музыкальной формы;

раскрепощение творческой фантазии каждого ребенка;

перевод из подсознательной сферы в сферу ощущений механизма чуткости (пробужденного на занятиях по музыкальному движению и закрепление в сознании бережного отношения к окружающему миру как важнейшего фактора этического воспитания);

формирование рефлексивного звукоизвлечения на фортепиано на основе механизма чуткости, реализованного в тактивно-двигательном навыке в режиме самореализации;

включения механизмов формирования мыслеобразов и перевод их в звукообразы посредством рефлексивного опыта звукоизвлечения;

выход на самомотивацию: во-первых, к изучению нотной грамоты (в игровой форме) для записи собственных сочинений и развитию слуха (на основе игрового сольфеджио); во-вторых, к разучиванию нотного текста произведений профессиональных композиторов и последующему их исполнению.

Таким образом, обеспечивается:

— возможность рождения музыканта (в душе) независимо от его дальнейших предпочтений (в т.ч. профессиональных);

— закладка музыкальной и общей культуры личности (потенциально — слушателя филармонических концертных и театральных залов);

— привитие вкуса и потребности к музыкальному творчеству и отстранение от асоциальных форм общения в социуме;

— формирование гуманистического мировоззрения и соответствующей шкалы истинных культурных и социальных ценностей.

В исследовании музыковеда В.Ю. Озерова отмечается, что, по мнению многих зарубежных исследователей, музыкальная деятельность — один из наиболее ярких, устойчивых и жизнеспособных видов современного искусства, обнаруживающий тесные связи с фольклором разных народов и с новейшей экспериментальной академической музыкой, и с большинством жанровых и стилевых разновидностей массовой популярной музыки, который может выполнять роль промежуточного, центрального звена в педагогической системе современной музыкальной культуры. Важные аспекты искусства отражены в работах исследователя Е.В. Овчинникова. Он отмечает, что, появившись как развлекательная музыка, через непродолжительное время сформировался как серьезный и сложный вид искусства, вобрав в себя творческие поиски не только джазовых мастеров, но и использовав достижения современных композиторов. Специфика эстрадного исполнительства требует от инструменталиста-музыканта, аранжировщика, композитора, руководителя ансамбля или оркестра, педагога умения творчески — убедительно и нестандартно перерабатывать различный тематический материал, развивать его, выражать свою индивидуальность в создании музыкальных композиций, аранжировок, импровизаций.

10 стр., 4728 слов

Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей

... состоит в конкретизации понятий «музыкальные способности», «музыкальный фольклор»; выявление компонентов, критериев, показателей, уровней музыкальных способностей младших школьников. Практическая значимость исследования заключается в нахождении путей развития музыкальных, Дипломная работа состоит из введения, двух глав, ...

Одно из главных мест в эстрадном исполнительстве занимает искусство артикуляции. В работе Е.А. Савина отмечается, что, даже прекрасно зная, как интерпретировать восьмые ноты в свинге, зная, как синкопировать, все равно нельзя добиться настоящего чувства свинга без артикуляции нот, что, в свою очередь, является важнейшей проблемой музыки.

Процесс работы в музыкальном исполнительстве выглядит следующим образом: партитура — замысел — воплощение, где первый этап — это общее ознакомление с произведением — прочтение текста, определение структуры и характера, разработка начальной трактовки произведения, выявление технических и исполнительских трудностей, выбор исполнительских средств. Второй этап — работа над деталями, фрагментами произведения в разных темпах, проникновение в исполнительский замысел. На этом этапе важно проработать все нюансы звука, интонации, аппликатуры, фразировки, динамики, агогики. Третий этап — работа над целостностью формы и окончательный вариант создания законченного, продуманного и отработанного исполнения. На этом этапе внимание должно быть сосредоточено на глубине эмоциональной выразительности, индивидуальной трактовке, отработке контрастности музыкальных образов, психологической подготовке к концертному исполнению.

Эта последовательность этапов работы характерна для больших оркестровых коллективов музыкальной эстрады: эстрадно-симфонических оркестров и биг-бендов.

Процесс работы в эстрадном коллективе имеет другую последовательность этапов работы: замысел — партитура — воплощение.

В практической деятельности исполнителей встречается такое явление, когда творческий процесс начинается с просмотра видеообразца и заканчивается созданием партитуры в связи с тем, что в ходе творческой работы на репетициях над деталями, концепцией выступления происходят изменения, иногда кардинальные, и конечный вариант партитуры создается на завершающем этапе: видеообразец — замысел — воплощение — партитура.

Нередко в практике музыкального исполнительства структура музыкально-творческой деятельности выглядит так: замысел — воплощение — партитура. Партитура может быть создана после выступления или может отсутствовать, а произведение остается воплощенным в музыкальной записи на определенном носителе.

2. Методика формирования музыкально-творческих способностей на основе принципов эстрадной музыки

2.1 Развитие музыкальных способностей как педагогическое средство управления творческих способностей

Важнейшей в теории способностей является проблема их развития. С.А. Рубинштейн писал, что вопрос способностей должен быть слит с вопросом развития. Развитие человека в отличие от накопления опыта, овладения знаниями, умениями, навыками, — это и есть то, что представляет собой развитие как то новое, в отличие от «накопления» знаний и умений. Б.М. Теплов очень четко проводил мысль о том, что способности существуют лишь в развитии, и назвал абсурдным понятие «неразвивающаяся способность».

15 стр., 7212 слов

Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора

... анализ продуктов детской деятельности, подбор диагностических заданий. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА 1.1. Психолого-педагогический аспект развития способностей детей дошкольного возраста ... области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наи­более благоприятно, так как ...

Способности — это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приемами деятельности.

В своей книге «Психология музыкальной деятельности» Л.Л. Бочкарев пишет о том, что некоторые исследователи отождествляют проблему пригодности к музыкальной деятельности с проблемой способностей, понимая под способностями комплекс необходимых мер для успешного осуществления деятельности, включая свойства личности, особенности эмоциональной сферы, характера.

Другие авторы разграничивают понятие способностей и пригодности к деятельности, включая в структуру пригодности не только способности, но и общие психологические условия, необходимые для успешного выполнения деятельности, к числу которых относятся мотивация, характерологические особенности, психические состояния, знания, умения, навыки.

Способности можно классифицировать следующим образом:

Н.А. Римский-Корсаков в своей статье «О музыкальном образовании» делил музыкальные способности на 2 группы: 1) технические (игра на данном инструменте или пение); 2) слуховые (музыкальный слух).

В слуховых способностях, в свою очередь, выделялись элементарные и высшие; к элементарным относятся гармонический и ритмический слух.

Н.А. Ветлугина в монографии «Музыкальное развитие» делит музыкальные способности на музыкально-эстетические и специальные.

Соглашаясь в целом с этой классификацией, В.Д. Остроменский предлагает расчленить музыкально-эстетические способности на эмоционально и рационально-познавательные, т.е. фактически выделяет эмоциональную сторону музыкальности. В ряде работ в качестве самостоятельных способностей фигурирует и музыкальная память. Г.М. Цыпин пишет о том, что наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память образует триаду основных ведущих музыкальных способностей… По существу, никакой род музыкальной деятельности не был бы возможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти.

Музыкальные способности в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, т.е. таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. Эту мысль сформировал Б.М. Теплов.

Встречаются случаи, когда в комплексе музыкальности индивида имеет место рассогласование некоторых признаков: отличные творческие способности при плохой музыкальной памяти, общая любовь к музыке при слабом слухе.

Уроки музыки направлены на то, чтобы развивать у учащихся способности чувствовать, любить, оценивать явления искусства, создавать в меру своих сил и творческих возможностей музыкально-художественные ценности.

Известно, что творчество помогает человеку раскрыть его музыкальные способности, музыкальность. Изучая проблему музыкальности и музыкальных способностей, необходимо рассмотреть такие важнейшие теоретические вопросы, как соотношение биологического и социального в музыкальных способностях, структура, онто- и филогинез музыкальности, возможность и закономерность ее формирования.

16 стр., 7506 слов

Музыкальные занятия в процессе внеурочной деятельности как условие ...

... курсовой работы: «Музыкальные занятия в процессе внеурочной деятельности как условие общего музыкального развития детей». 4 ЦЕЛЬ работы – выявить специфику внеклассной музыкальной работы ... школы. При этом дети в студии занимаются дети разного возраста, и имеющие разные стартовые способности. В ... детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, ...

Является ли музыкальность комплексом отдельных музыкальных способностей или это единое целое, не поддающееся членению? Если это комплекс способностей, то каковы ее компоненты? Всем ли людям присуща музыкальность или только избранным? Как ее измерить? Каковы закономерности ее развития? Эти вопросы все еще дискутируются в большинстве исследований, посвященных проблемам музыкальности.

Большинство исследователей признает решающую роль обучения и воспитания в развитии биосоциального свойства личности — музыкальности, в котором роль знатоков велика по сравнению с другими видами способностей. Музыкальность понимается большинством исследователей как своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности.

Значение музыкальности очень важно не только в эстетическом и нравственном воспитании, но и в развитии психологической культуры человека. Включаясь в слова личности в целом, вызывая полноценное переживание музыкальных образов, музыкальность укрепляет эмоционально-волевой тонус человека, помогает ему овладеть очень важной для психологического развития формой активного эмоционально-творческого познания. Эту точку зрения представил Л.Л. Бочкарев.

Подход к музыкальности, начиная с работ К. Штумфа, Т. Биллорта, А. Файста и т.д., определялся теоретическими представлениями о ней как о психическом образовании. Так А. Файст сводил ее к чувству интервалов, а К. Штумф и Т. Митер — к способности анализировать аккорды. К. Спинор, напротив, рассматривал музыкальность как совокупность отдельных, не связанных между собой «талантов», которые сводятся в 5 большим группам: музыкальные ощущения и восприятие, музыкальное действование, музыкальная память и музыкальное воображение, музыкальный интеллект, музыкальное прочувствование. Однако в основе музыкальных склонностей, по мнению К. Спинора, лежат сенсорные музыкальные способности, которые могут быть представлены у индивидов в различной степени и точно измерены с помощью специальных тестов.

Среди работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимает книга Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей». В ней предложена оригинальная концепция музыкальности. Главным показателем музыкальности Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнес те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, — музыкальный слух и чувство ритма. При этом, в музыкальном слухе он выделил два компонента — перцептивный, связанный с восприятием мелодического движения (ладовое чувство) и репродуктивный (способность к слуховому представлению мелодии).

Неосновными компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух.

14 стр., 6803 слов

Музыкальные способности, их значение. Методы развития музыкальных способностей

... тем, как его воспринимают родители. Проверка музыкальных данных Эмоциональная отзывчивость ученика на музыку - важнейший показатель его музыкальных способностей. ... музыкальности ученика будет являться для педагога главным ориентиром в поиске индивидуальных путей ее развития. ... использовать их в практике. Способности к определенному виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных ...

Вопрос о структуре музыкальности, который Б.М. Теплов считал одним из самых сложных, остается открытым до сих пор. Сейчас, правда, уже не спорят о том, единое ли свойство музыкальность, или это комплекс способностей.

Дискуссионным остается вопрос- из каких компонентов состоит этот комплекс. Современные исследователи сходятся на том, что способности, входящие в «ядро» музыкальности — это ладовое чувство, способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, музыкально-ритмическое чувство.

Как уже было сказано, вопрос о структуре музыкальности и музыкальной одаренности не решен окончательно. Исследователи, предлагающие расширить «ядро» музыкальности, дополняют список специальных способностей такими, которые не являются «общими» по отношению ко всем видам музыкальной деятельности (в том числе слушательской).

Нельзя считать немузыкальным человека, эмоционально воспринимающего музыку, любящего и обладающего хорошими музыкально-сенсорными способностями, но у которого не сформирована специальная способность — музыкальная память.

Педагоги-музыканты пришли к выводу, что задатки музыкальной деятельности (т.е. физические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого.

Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность — природой данное человеку свойство.

Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.

Напомним, что музыкальные способности бывают специальные (исполнительские, композиторские) и общие — необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности. Для учителя музыки важны, в первую очередь, общие музыкальные способности учащихся: ладовое чувство (эмоциональная отзывчивость на музыку), способность произвольно оперировать музыкально-ритмическое чувство и чувство целого (музыкальной формы).

Эти способности в сочетании с умением почувствовать содержание музыки составляют музыкальность.

Представляю краткую характеристику музыкальных способностей.

Последовательность развития звуковысотного слуха и чувства лада.

Этот вид музыкальных способностей подразумевает под собой восприятие регистров в процессе слушания произведений, так же и восприятие, и воспроизведение звуков по высоте в ярких образных интонациях, мотивах, мелодиях; осознание выразительности направленности движения мелодии. Последовательное знакомство со ступенями лада и освоение лада через характерные ладовые интонации (V, и III, I и III) в несложных песнях и пьесах для простейших звуковысотных инструментов. Осознание роли лада в создании общей эмоциональной окраски музыки, противопоставления мажора и минора как средства отражения света и тени, радости и горя. Осознание значения лада как средства воплощения музыкального образа, связи лада с другими элементами музыкального языка (эти представления можно формировать на основе наблюдения за развитием).

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод: музыкальность представляет собой комплекс способностей, необходимых для занятия музыкальной деятельностью. Ее характерным признаком является эмоциональная отзывчивость на музыку, переживание ее содержания. Поэтому с первых занятий эмоциональную и слуховую стороны музыкальности необходимо активировать в единстве. Только тогда учитель сможет в комплексе решать воспитательные, образовательные и развивающие задачи.

Изучая материалы, представленные различными авторами, я обогатил себя ценными знаниями, которые помогли мне в профессиональной деятельности осуществлять работу по музыкальному воспитанию жителей Усть-Кута с позиций углубленного понимания вопросов способностей, в том числе, музыкальных. И я реализовал его на практической части работы — проведении конкурса исполнителей эстрадной песни «Звуковая дорожка» на базе МБУК ДК «РЕЧНИКИ» (см приложение).

В нашем городе немало по настоящему талантливых людей, которые любят заниматься вокальным певческим искусством, желают реализовать свои творческие способности, показать их другим людям. В учреждениях культуры проводятся конкурсы самодеятельных артистов, смотры талантов. Но не всякий желающий имеет возможность выступить на них, так как для качественного выступления необходим ряд важных условий: качественная фонограмма или инструментальное сопровождение, вокальная подготовка, репетиции в студии и на сцене. Наш проект предусматривал такие мероприятия, которые помогли бы всем желающим начинающим артистам выступить в конкурсе по возможности достойно, развивали бы их творческий вкус и способности. Кроме того, реализация проекта способствовала организации культурного досуга людей, а особенно — молодежи города, объединению творческих людей, повышению заинтересованности населения в культурной жизни города. Это, в конечном итоге, способствовало воспитанию художественного вкуса и привлечению большого числа участников художественной самодеятельности и зрителей на мероприятия.

Мы считаем, что в год молодежи особенно актуальными становятся вопросы поддержки деятельности молодых людей по различным направлениям. Одно из таких направлений — это поддержка творческой, талантливой молодежи. Это одна из главных целей данного проекта. Проект также предусматривает развитие творческих способностей не только молодых людей, но и творческих людей различного возраста.

В реализации проекта приняли участие учреждения города Усть-Кута: МБУК ДК «Речники», Отдел культуры администрации УКМО, радио «Лена-FМ», развлекательный комплекс «Медуза», телерадиокомпания «Диалог», районная газета «Ленская вести». Он был реализован в течение 6 месяцев в два этапа. На первом этапе состоялся отборочный тур, который определил участников конкурса «Звуковая дорожка — Усть-Кут — 2009». С участниками, прошедшими в первом этапе, работали специалисты МБУК ДК «Речники». Подготовленные участники выступали на различных концертных площадках города, в развлекательном комплексе «Медуза». Их песни также транслировались на радио «Лена-FM», слушатели приняли участие в отборе лучших конкурсантов путем голосования. Лучшие участники конкурса выступили на гала-концерте, который состоялся в МБОУ ДК «Речники» в декабре 2009 г. Цель и задачи, которые мы перед собой ставили, были достигнуты: выявлены одаренные исполнители эстрадной песни, развитие связи между творческими коллективами и средствами массой информации для повышения уровня культуры населения города, воспитание у слушателей и исполнителей художественного вкуса, поддержка талантливых солистов и творческих коллективов, повышение интереса населения к культурным мероприятиям города, привлечение внимания общественности, предпринимателей к творчески одаренной молодежи, финансовая поддержка вокального творчества.

2.2 Организация и руководство процесса развития музыкально-эстрадного коллектива

Когда эстрадный коллектив сформирован, распределены инструменты и руководитель определил для себя основное направление работы, проводится организационное собрание самодеятельного коллектива, на котором руководитель разъясняет участникам цели, задачи, порядок и формы работы эстрадного оркестра или ансамбля.

Для успешной организации учебно-воспитательного и творческого процесса в эстрадных коллективах надо выбрать на общем собрании совет или бюро. Совет может состоять из 3 — 5 человек. Количественный состав зависит от числа участников коллектива и масштабов его деятельности. Каждый член совета имеет свои функции. Председатель руководит всей его работой. Он вместе с руководителем планирует темы и время заседаний, которые проходят, как правило, два раза в месяц, контролирует работу отдельных членов совета или бюро.

Председатель подбирается с учетом всех требований, необходимых в данной работе. Это должен быть человек инициативный, хороший организатор, пользующийся уважением всех участников оркестра или ансамбля.

Заместитель председателя, если коллектив большой по составу участников, следит за посещаемостью, записывает вновь поступающих, ведет всю документацию.

Один из членов совета отвечает за хозяйственные вопросы. В его ведении находятся нотная библиотека, инвентарь, костюмы. Он следит за подготовкой помещения к занятиям.

Член совета по культурно-массовой работе организует посещения концертов других самодеятельных эстрадных коллективов, профессиональных артистов, музыкальных и драматических спектаклей, кино, выставок.

Совет ежегодно отчитывается о проделанной работе на общем собрании коллектива, которое является высшим органом оркестра или ансамбля. Он помогает руководителю в организационных вопросах, осуществляя выполнение определенных функций. Руководитель направляет работу совета, а иногда и сам входит в состав совета с целью помочь участникам овладеть методами работы с коллективом.

В практике деятельности эстрадных оркестров и ансамблей встречаются руководители — «диктаторы» и руководители — «либералы». Одни подавляют всякую инициативу членов совета, другие полностью устраняются от организационных вопросов, занимаясь только творческой работой. Лучше всего стремиться к демократическому стилю руководства, в котором сочетаются строгость и доброжелательность по отношению к участникам. Руководитель всегда должен быть в курсе всех дел, планов и решений совета, уметь вовремя подсказать путь решения возникших проблем.

Важность правильного проведения организационного оформления коллектива определяется тем, что именно здесь закладываются основы создания добрых традиций, благоприятного психологического микроклимата, атмосферы товарищества, формирования межличностных отношений участников и управления этим процессом, развитие общественных начал и т.д. Словом, создаются условия для многогранного воспитательного воздействия на личность, для формирования высоких эстетических вкусов, культуры общения, творческой активности.

Работа эстрадного коллектива будет протекать успешно при условии правильного планирования различных форм деятельности оркестра или ансамбля.

Прежде всего, необходимо составить общий план работы на год. В нем должны быть отражены следующие направления:

организационные мероприятия;

учебно-воспитательная работа;

концертная деятельность.

Общий план работы обсуждается всем коллективом. На основе общего плана руководитель составляет календарный, в котором определяются дни и часы общих репетиций, групповых и индивидуальных занятий, темы занятий (изучение определенных разделов музыкальной грамоты, освоение инструмента, разучивание музыкальных произведений и т.д.), намечаются лекции, беседы, экскурсии, диспуты, посещение театров, концертов, репетиций других самодеятельных коллективов, концертных выступлений и т.д.

Вся работа, которая проводится в эстрадном коллективе, должна фиксироваться в дневнике или журнале, так как без учета нет возможности проверить деятельность руководителя и участников, сделать анализ, выявить недостатки. В дневнике или журнале руководитель должен фиксировать содержание и форму проведения каждого занятия, а также отразить свою деятельность по повышению квалификации (посещение методических совещаний, семинаров руководителей художественной самодеятельности, участие в конференциях работников культуры, формирование репертуара и т.д.).

2.3 Условия эффективности формирования музыкально-творческих способностей участников эстрадного коллектива

Молодежный возраст от 17 до 20 лет занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности подростка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Занимая переходную стадию между юностью и взрослением, отрочество представляет исключительно сложный этап психического развития. По уровню и особенностям психического развития отрочество — это типичная эпоха юности, с другой — перед нами растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни, в усложненной деятельности которого реально намечается направленность на новые формы общественных отношений. Актуальность исследования темы определяется реалиями времени, тем, что сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески, музыкально мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Среди большинства людей распространено мнение, что творчество и музыкальная фантазия у молодежи отсутствуют. Но это неверно, потому что любое проявление самостоятельности, интереса — это и есть, по нашему мнению, зачатки творческой деятельности. Недостаточность развития познавательных процессов не позволяет использовать весь музыкальный потенциал, заложенный в молодом поколении. На протяжении всей своей жизни мы стремимся научить их видеть прекрасное в обыденном, сделать что-то самостоятельно, своими руками. Тем самым мы способствуем их дальнейшей социальной адаптации. Участие молодежи в творческой деятельности в немалой степени способствует развитию их личностных качеств.

По статистическим данным Иркутской области, 25% молодых людей имеют ярко выраженные творческие музыкальные способности, у 60% имеются их зачатки и у 15% способности отсутствуют. В городе Усть — Куте имеются все необходимые музыкальные студии, кружки, которые помогут молодежи реализовать себя. Тем самым снизится рост алкоголизма, наркомании, уличной преступности среди молодежи.

Заключение

Таким образом, создание нормативно-правовой базы конкурса, учитывающей региональные особенности и не идущей вразрез со Всероссийским положением; знание ее всеми организаторами конкурса, опора на нее; доступность нормативно-правовой базы для каждою желающего принять участие в соревновании; безусловный авторитет и признание главного менеджера (координатора) регионального конкурса — ответственного секретаря оргкомитета как компетентного управленца массовыми эстрадно-музыкальными мероприятиями руководителями всех уровней; наличие оптимального количества служб, обеспечивающих четкий ход конкурса, и четкое распределение функциональных обязанностей каждой службы; четкое видение руководителями служб и членами команд единой структуры конкурса, его направлений, содержания, научного, дидактического, методического обеспечения; налаженность и осуществление между всеми службами мобильных горизонтальных и вертикальных связей; владение всеми руководителями служб и членами команд конкурса теоретическими и практическими основами управления массовыми эстрадно-музыкальными мероприятиями; восприятие всеми членами оргкомитета организационной службы как системообразующей в управлении соревнованием, способной четко, поэтапно, слаженно реализовать в ходе конкурса такие управленческие функции в их совокупности, как целеполагание, прогнозирование, планирование, организация, контроль, учет, регулирование, координация, анализ; умение оргкомитета нестандартно и оптимально использовать материальные, базово-технические, людские и прочие ресурсы в ходе проведения конкурса; творческий и в то же время ответственный подход каждого члена оргкомитета к выполнению своих функций: полная слаженность, синхронность в работе команды, ответственность, дисциплинированность, четкость, отсутствие суеты, паники в критических и экстремальных ситуациях, находчивость; психологическая совместимость членов служб конкурса; хорошо выраженные коммуникативные данные у организаторов состязания; предварительное знакомство членов оргкомитета с будущими участниками — с их интересами, возможностями, способностями (это необходимо для составления неформального сценария, в центре внимания которого педагог); наличие гласности, открытости всех этапов конкурса, оперативной информационной системы соревнования; наличие научно обоснованных критериев и показателей оценки деятельности участников на всех этапах; возможность творческого профессионального и неформального общения всех участников конкурса, возможность обмена опытом и его внедрения; наличие творческой, благожелательной атмосферы.

Библиография

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/muzyikalnyiy-kollektiv/

музыка творческий способность эстрадный

  1. Особенности развития способностей участников музыкальных любительских эстрадных коллективов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -2006. — №4. — С. 123-125.
  2. Активизация музыкально-познавательной деятельности учащихся общеобразовательных школ // Актуальные проблемы музыкальной педагогики. Опыт, современные тенденции развития: Тезисы научно-практической конференции. — М., 1997. — С. 38-39.
  3. Гершвин и весь этот джаз // М.: Нимб, 1997. — Июль-август. — С. 44-45.
  4. Музыка для свободных людей // М.: Нимб, 1997. — Сентябрь. — С. 42-43.
  5. Ах, мюзикл, мюзикл // М.: Нимб, 1997. — Декабрь.-С. 40-43.
  6. Становление джазового образования в России // Духовные ценности и молодое поколение: Тезисы научно-практической конференции. — М., 1998. — С. 219-220.
  7. Основные тенденции развития отечественной образовательной школы и ее отношение к вопросам гармонического развития личности // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Духовное и физическое воспитание подрастающего поколения на основе национальных и культурных традиций», Московская государственная академия физической культуры. — П. Малаховка, 2002. — Вып. 1. — С. 38-39.
  8. Музыкальное искусство в современной культуре // 75 лет творчества и созидания: наука, культура, образование XXI века: Сборник текстов докладов международного «круглого стола» / Под ред. Черниченко В.И., Жарковой Л.С., Тихоновой В.А. — М.: МГУКИ, 2005. — С. 52-57.
  9. Моделирование музыкальности как педагогический метод управления развитием творческих способностей участников эстрадного музыкального коллектива // Науки о культуре: Современный статус: Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых 13-14 декабря 2006 года / Научно-исследовательский институт МГУКИ. — 4.1 — М.: МГУКИ, 2007.-С. 139-144.
  10. Вопросы продюсирования вокальных проектов: Исторический аспект // Вокальное образование XXI века: Материалы научно-практической конференции вокального факультета МГУКИ. — Вып. 4. — М.: МГУКИ., 2007. — С. 302-306.