Формирование музыкальной культуры школьника

Актуальность исследования данной темы заключается в том, что музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. На уроках музыки учащиеся, знакомясь с инструментальными и вокальными произведениями, учатся понимать их, приобретают знания, умения и навыки необходимые для осознанного, эмоционального, глубокого восприятия музыкального образа.

Необходимость повышения музыкальной культуры школьников в Республике Казахстан подчеркивается в «Концепции 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан», где главной целью выступает «формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамичной, развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества».

Одним из ключевых качеств выпускника школы, как указывается в концепции, должна стать «общекультурная компетенция», которая включает в себя «обладание познанием и опытом деятельности на основе достижений общечеловеческой культуры и национальных особенностей. Владение эффективными способами организации культурно-досуговой деятельности, что позволит понимать и ценить культуру своего народа и культурное многообразие мира».

Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые в свою очередь развиваются в музыкальной деятельности. Учащиеся постепенно знакомятся с музыкальной речью и музыкальным языком по принципу постепенно раскручивающейся спирали, осваивают приемы звуковедения и звукоизвлечения, прием правильного дыхания, учатся осознанно анализировать музыкальные произведения, «рисовать» их музыкальный образ, зашифровывать данные произведения в граф-блок схемы.

В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражения многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системах общего и музыкально-профессионального образования, единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.

Однако проблемы целенаправленного формирования музыкальной культуры младших школьников в единстве классных и внеклассных форм работы изучены недостаточно полно. Таким образом, выявлено противоречие между объективной необходимостью музыкального воспитания средствами музыкальной культуры и, недостаточна разработанность содержания вкуса младших школьников.

23 стр., 11099 слов

Особенности музыкального воспитания во внеклассное время в школе глухих

... на развитие детей с нарушениями слуха. Выделить методы музыкального воспитания во внеурочное время в школе глухих. Выявить возможности коррекционного воздействия на ... культуры школьников. Перспективность направления музыкально-педагогических исследований в сфере музыкальной культуры требует своей дальнейшей разработки. Особо актуальным представляется изучение особенностей музыкального воспитания ...

Цель исследования данной темы заключается в изучении видов музыкальной деятельности на уроках музыки в школе и их роли в формировании музыкальной культуры школьника. Для достижения поставленной цели определяются следующие задачи:

  • ознакомиться с теоретико-методологическими аспектами формирования музыкальной культуры детей младшего школьного возраста;
  • изучить понятие и сущность музыкальной культуры личности;
  • рассмотреть виды музыкальной деятельности на уроке музыки;
  • ознакомиться со спецификой развития ребенка младшего школьного возраста;
  • провести опытно-экспериментальное исследование формирования музыкальной культуры детей младшего школьного возраста;
  • рассмотреть диагностику уровня сформированности музыкальной культуры детей;
  • провести анализ полученных результатов по методике развития творческих способностей.

Гипотеза исследования данной темы заключается в том, что формирование музыкальной культуры школьников будет более эффективным, если:

  • будут учтены психолого-физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста;
  • формирование музыкальной культуры будет представлять собой системный и последовательный процесс;
  • происходит систематическое расширение музыкального кругозора;
  • будет обеспечена тесная связь содержания формирования музыкальной культуры с истоками русской национальной и других видов музыки
  • целью формирования музыкальной культуры школьников будет развитие способности воспринимать и оценивать высокохудожественный музыкальный материал.

Исследование проходило на базе начальной школы № 5 «А» г. Костанай, в эксперименте участвовало 24 человека.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Понятие и сущность музыкальной культуры личности

Следует отметить, что в выборе аксиологических ориентиров в рамках общечеловеческих ценностей могут служить и ценности музыкального искусства. В реализации данного подхода важное место отводится формированию музыкальной культуры личности.

В данном исследовании под музыкальной культурой понимается сложная интегративная образовательно-просветительская деятельность, включающая в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений.

Если исходить из того, что культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, то понятно, что музыкальная культура — это, с одной стороны, часть общей культуры, с другой — показатель уровня этой общей культуры.

Мы говорим о музыкальной культуре того или иного общества, независимо от степени его цивилизованности. Собственную музыкальную культуру имеют народности, и даже племена, очень далекие от общего стиля жизни современного мира. Если у них есть песни и танцы, пусть даже самые примитивные музыкальные инструменты — все это вместе и будет их музыкальной культурой.

4 стр., 1663 слов

Музыкальная культура ребенка как показатель его общего развития

... образом способствует не только музыкальному, но и общему развитию ребенка [23, с.67]. Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. В ... дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости ...

Процесс обновления стратегии и тактики музыкального воспитания направлен на активизацию и развитие духовных сил ребенка, постигающего богатейший опыт музыкального искусства. В связи с этим главным критерием развития музыкальной культуры школьников выдвигается не точность познания, а глубина проникновения в музыку, содержанием которой является единство образов мира и звука.

Процесс формирования музыкальной культуры младших школьников можно охарактеризовать как процесс возникновения, углубления и выражения в музыке личностно-значимого для ребенка жизненного смысла. Этот смысл определен нами как магистральный путь постижения музыки и жизни в их единстве. Этот путь позволяет также объединить разнообразие подходов в классных и внеклассных формах музыкального воспитания детей на единой концептуальной основе.

В широком смысле формирование музыкальной культуры — это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, эстетической оценки жизненных явлений.

В более узком смысле музыкальное воспитание — это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание ее содержания. В таком понимании музыкальное воспитание — формирование музыкальной культуры человека.

Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.

Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо, прежде всего, воспитывать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость — два важнейших компонента музыкальности.

Главнейший показатель музыкальности — эмоциональная отзывчивость на музыку. Музыкальность предполагает также наличие запросов, интересов, связанных с художественными многообразными произведениями, разными видами музыкальной практики.

Формирование музыкальной культуры предполагает соотношение объективного, социального, общественной музыкальной среды с субъективным переживанием ребенка, приобщенного к музыке.

Именно музыкальные дарования проявляются ранее других, в яркой и якобы независимой форме у одних детей, в то время как у других — эти проявления очень скромны, робки и несовершенны. Поэтому возникают подчас сомнения в целесообразности музыкального воспитания всех детей». Отстранив менее способного ребенка от активного общения с музыкой, лишают его источника одного из самых ярких переживаний, обогащающих жизнь.

Формирование музыкальной культуры понимается как процесс передачи общественно-политического опыта музыкальной деятельности новому поколению с целью подготовки его к работе не только в данной области, но и других областях. Это объясняется тем, что усвоение способов музыкально-эстетической деятельности всесторонне обогащает личность ребенка.

В процессе передачи музыкального опыта применяется система целенаправленных и организованных воздействий. Их назначение двусторонне: обучение знаниям, способам действий и влияние на формирование личности ребенка, его музыкальных способностей.

22 стр., 10561 слов

Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре

... для дошкольника, необходимо организовать ее так, чтобы она вызывала положительное эмоциональное отношение к ней. Процесс приобщения к музыке и музыкальной деятельности должен быть основан на хорошем знании ребенка: ... и др.) Необходимость приобщения ребёнка к миру музыкальной культуры, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку подчеркивается в трудах Н.А. Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского, А.Г. ...

Музыка отражает действительность в движении, в динамике развития. Как и в других видах искусств, центром этого движения является человек с его мышлением, субъективным восприятием объективно существующей реальности.

«Музыкальная культура, писал В.А. Сухомлинский, — нуждается в слушателе, способном критически разобраться в художественных музыкальных явлениях, а не в пассивном созерцателе» [1, с.145].

Слушание музыки теснейшим образом связано с музыкально-познавательной деятельностью.

В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнают, постигают, усваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к ценностях искусства. Все это расширяет кругозор учащихся, дает возможность значительноразвить музыкальные способности детей.

Таким образом, влияние музыки на воспитание личности проявляется и осуществляется в различных формах музыкальной деятельности:

  • а) слушание музыки;
  • б) творческой деятельности, исполнительстве;
  • в) познавательной деятельности.

Все формы музыкальной деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.

Формирование музыкальной культуры не ограничивается лишь развитием отдельных способностей детей, оно предусматривает как комплексное развитие общей музыкальности, так и формирование личности ребенка в целом.

Для формирования музыкальной культуры ребенка необходима самая широкая питательная среда. В первую очередь существенно приобретение самого музыкального опыта, ведь встреча с музыкой — это всегда встреча с новыми чувствами, эмоциями, мыслями, рожденными жизнью. Вместе с тем ознакомление с другими видами искусства, с самой жизнью в ее разнообразных проявлениях обогащает эмоциональное и музыкальное переживание ребенка.

Музыкальное развитие происходит также в процессе усвоения ребенком общественно-выработанных способов и действий. Это свидетельствует о той тесной связи, которая устанавливается между воспитанием, обучением и развитием.

Прекрасная музыка пробуждает в ребенке стремление к красоте, воспитывает в нем художника, делает его соучастником творческого процесса.

Формирование музыкальной культуры понимается и как процесс передачи общественно-исторического опыта музыкальной деятельности новому поколению с целью подготовки его к предстоящей работе не только в данной области, но и в других областях. Это объясняется тем, что усвоение способов музыкально-эстетической деятельности всесторонне обогащает личность ребенка.

В процессе передачи музыкального опыта применяется система целенаправленных и организованных воздействий.

Формирование музыкальной культуры школьника понимается и как переход от проявления простых, низших форм эстетических отношений и способностей к более сложным и высшим. Если получаются новые качества в этих отношениях и способностях, то можно говорить о состоявшемся музыкальном развитии.

Музыка всегда воздействует в единстве своего содержания и формы. Она выступает в своей непосредственной целостности. Изменение музыкального звучания вызывает новое переживание у слушающего. Таким образом, восприятие даже самых простейших произведений сложный процесс для ребенка. Поэтому формирование музыкальной культуры, развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности.

9 стр., 4227 слов

Изучение музыкальной деятельности детей дошкольного возраста ...

... музыкальная деятельность, методы музыкального воспитания; изучить виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста; выявить формы организации музыкальной деятельности; разобрать методы обучения восприятию детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях. Объект исследования - музыкальная деятельность детей дошкольного возраста. Предмет - использование различных методов обучения в ...

Таким образом, в реализации данного подхода важное место отводится формированию музыкальной культуры личности.

1.2 Виды музыкальной деятельности на уроке музыки

Процесс воспитания и формирования музыкальной культуры у младших школьников предполагает широкое знакомство с музыкальными явлениями, пониманием их смысла, проблем, связанных с приобщением личности к культуре, процессом включения личности в музыкальную культуру общества и усвоения ею норм, ценностей, идеалов общества через призму музыкального искусства.

Основными видами музыкальной деятельности на уроке музыки являются:

  • Слушание, восприятие музыки;
  • Разучивание, исполнение музыкального произведения;
  • Музыкально-ритмические движения;
  • Игра на детских музыкальных инструментах;
  • Импровизация и драматизация детских песен.

Восприятие музыки — сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.

Музыка воздействует на человека благодаря целому комплексу выразительных средств. Это:

  • Ладогармонический склад (лад мажорный, минорный, переменный. Гармонический склад — различные виды аккомпанементов: аккорды мелодические и гармонические в зависимости от музыкального образа произведения.)
  • Ритм (песенный, песенно-танцевальный, песенно-маршевый, танцевальный, танцевально-песенный, танцевально-маршевый, маршевый, маршево-песенный, маршево-танцевальный)
  • Тембр (окраска голоса или инструмента. В данном случае анализируется какой инструмент или группа инструментов или оркестр может воссоздать определенный музыкальный образ);
  • Темп (скорость исполнения музыкального произведения);
  • Динамика (сила; звучания: громко, средне громко, тихо средне тихо и т.д.)

Восприятие музыки происходит в результате творческой деятельности слушателя, так как включает его собственный музыкально-слуховой и жизненный опыт .

Работу над восприятием музыкального произведения можно условно разделить на четыре этапа.

Первый этап:

1. Эмоциональный рассказ учителя, подготавливающий учащихся к слушанию музыкального произведения. Подготовка школьников к эмоциональному восприятию музыки осуществляется разными методами и приёмами. К ним относятся вступительное слово учителя, использование произведений других видов искусства — литературы, живописи, которые по характеру и настроению созвучны с музыкальным произведением.

Чтобы создать определенный эмоциональный настрой в классе можно предложить учащимся прослушать стихотворение К. Оленина:

Как щедро льются эти звуки

Из необъятной вышины,

Я к ним протягиваю руки —

Ладони музыкой полны.

Замрет на миг и снова льется

Живая звонкая струя,

И солнце ласково смеётся,

16 стр., 7764 слов

Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей ...

... беседа, анализ творческой деятельности учащихся, педагогический эксперимент, анкетирование, изучение и обобщение практического опыта по использованию фольклора в системе образования. Курсовая работа состоит из введения, ... расцвета культурных традиций. Эту задачу по развитию личности ребенка помогает решить занятия школьников по фольклору. Занятия по фольклору имеют в себе большие возможности для ...

И дышит ласково земля.

Завидуя самозабвенью

Неутомимого певца,

Я у него учусь уменью

И петь, и радовать сердца…

Перед слушанием музыкального произведения можно дать учащимся задание:

  • Определить жанровую принадлежность;
  • В какие тона и оттенки можно «окрасить» данное произведение;
  • Какие из литературных или живописных фрагментов созвучны данному произведению;
  • Попробовать «увидеть» музыкальный образ.
  • Определить музыкальную форму;
  • Нарисовать граф-блок схему к произведению;
  • Музыка выразительная или изобразительная?
  • Какой инструмент или инструменты, или какой оркестр исполняет данное произведение?

Второй этап:

Непосредственное слушание музыкального произведения. (напомнить ребятам, что они в данный момент являются слушателями, а слушатели сидят в удобной для них позе).

При первом прослушивании произведения учитель слушает вместе с ребятами так, как будто слышит данное произведение в первый раз: внимательно и заинтересованно. На втором прослушивании учитель может комментировать средства музыкальной выразительности, обращая на них ребят).

Третий этап:

Третий этап включает в себя анализ прослушанного произведения. Учитель повторно задаёт учащимся вопросы, которые он задавал перед прослушанием музыкального произведения. Ответы должны быть развернутыми, подробными.

Учащиеся должны суметь отстоять свою точку зрения по тому или иному вопросу. Почему учащиеся «увидели» тот или иной музыкальный образ. Из составленных учителем двух, трех граф-блок-схем выбрать ту, которая соответствует музыкальному образу данного произведения.

Четвертый этап:

Повторное слушание, которое предполагает более глубокое и осмысленное восприятие музыкального языка произведения.

На данном этапе учитель дает учащимся задание по прослушанному произведению:

  • подобрать литературный или стихотворный текст в соответствии с данным музыкальным образам;
  • нарисовать иллюстрацию;
  • сделать граф-блок схему и т.д.

Разучивание, исполнение детских песен:

  • Хоровое пение — один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию;
  • воспитанию духовного мира;
  • становлению мировоззрения, воспитанию творческой личности. Исполнение должно быть выразительное, эмоциональное. Учащиеся должны понимать и чувствовать всю глубину музыкального образа.

Разучивание песни также делится на четыре этапа.

Первый этап:

Эмоциональный рассказ учителя о песне, её истории создания. Перед разучиванием песни можно прочитать стихотворение, небольшой отрывок, созвучные с данной песней. Предложить ребятам угадать о ком или о чем будет эта песня? Попробовать определить ее название.

Второй вариант задания: прочить стихотворение к данной песни и предложить ребятам побыть композиторами и «сочинить» к данному стихотворению мелодию по Перфокарте.

Третий вариант: Представить детям две иллюстрации и предложить им выбрать ту, которая бы соответствовала данному стихотворению.

При этом учащиеся по прослушивании песни, должны ответить на следующие вопросы:

4 стр., 1532 слов

Значение и содержание самостоятельной музыкальной деятельности детей

... самых разнообразных видах музыкальной практике. Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей многообразны. Индивидуальные самостоятельные упражнения ребенка выступают как закрепление умений и навыков, приобретенных на музыкальных занятиях. Дети повторяют не только знакомые игры, танцы, песни, но ...

  • Кто исполняет песню? (солист, ансамбль, хор: детский, народный или академический).

  • Какие инструменты или оркестр сопровождают данную песню?
  • В каком жанре написана песня?
  • Характер, настроение песни?
  • Попробовать определить название песни.
  • Предложить учащимся сесть как слушатели и прослушать песню. Слушатели сидят в удобной для них позе.

Второй этап:

Непосредственное слушание песни (Учитель разрешает детям сидеть как сидят слушатели, то есть в удобной для них позе).

Третий этап:

После прослушивания учащиеся отвечают на поставленные вопросы первого этапа, а затем переходят непосредственно к разучиванию песни. Учитель предлагает сесть детям, как исполнители. А исполнители сидят с ровными спинками, ножки упираются в пол. Во время разучивания нужно неоднократно напоминать детям о правильной посадке при разучивании и исполнении песни.

Разучивание песни происходит по фразам. Учитель пропевает первую фразу, обращая внимание на звуковедение и звукоизвлечение, а также на окончание фраз. Обращается внимание на отдельные гласные и согласные звуки. В конце и середине фразы вместо буквы «г» нужно пропевать «к», «а» пропевается как «о», «я» пропевать как «а», вместо «д» пропеваем «т» и т.д.

Перед исполнением первой фразы детям дается первый звук, с которого начинается первая фраза, а затем она учится с детьми в рабочем темпе.

Затем с детьми разучивается вторая фраза по принципу разучивания первой. Перед исполнением второй фразы не забываем давать детям прослушать звук, с которого начинается вторая фраза.

Соединяем первую и вторую фразу вместе. Третью и четвертую фразу разучиваем по аналогичной схеме. Следим за дыханием, ровным звуковедением, поем, не напрягая голосовые связки, следим за окончанием фраз.

При разучивании песни могут встретиться незнакомые детям слова, смысл которых нужно детям объяснить.

После работы над отдельными фразами учитель приступает к исполнению всей песни, предварительно повесив плакат с текстом песни, ее рисуночной информацией, или раздав детям листочки с текстом песни.

Четвертый этап:

На четвертом этапе учитель

— намечает исполнительский план песни (первый куплет поют мальчики, второй — девочки, третий — все вместе. Или запев дети поют по очереди, а припев вместе. Можно выбрать солистов, которым поручить спеть всю песню, а дети оценят их исполнение и т.д.).

  • работает с детьми над характером и настроением песни.
  • предлагает детям исполнить песню как на концерте.

На этом же этапе идет работа над драматизацией песни. Дети, исполняя песню, выполняют музыкально-ритмические движения. После разучивания песни детям предлагается

  • подобрать дома стихотворение к песне,
  • нарисовать рисунки,
  • придумать музыкально-ритмические движения,
  • изобразить песню в граф-блок схеме.

1.3 Специфика развития ребенка младшего школьного возраста

Детство — период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. Этапы детства человека — продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.

34 стр., 16838 слов

Формирование эстетического вкуса на х музыки как условие развития ...

... задачи: . изучить научно-методическую литературу по теме дипломной работы; 2. уточнить сущность понятий: «музыкальная культура», «музыкальные способности», «эстетический вкус» применительно к процессу развития музыкальной культуры младших школьников на уроках музыки; . разработать и проверить последовательность ...

Теоретически вопрос об историческом происхождении периодов детства был разработан в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина.

Детство — это этап развития человека, предшествующий зрелости, оно характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций. В современной философии, социологии, психологии обобщенное понятие «детство» рассматривается как сложный многомерный феномен, который, имея биологическую основу, опосредован многими социально-культурными факторами.

Согласно Д.Б. Эльконину детство возникло на этапе эволюции животного мира, когда инстинктивные формы поведения перестали соответствовать усложняющимся взаимоотношениям с окружающей средой. Своеобразие детства человека состоит в том, что младенец появляется на свет без каких-либо врожденных способов удовлетворения даже элементарных органических потребностей. Младенец — беспомощное существо, но в его беспомощности заключена огромная потенциальная сила: ребенок с помощью взрослых и во взаимодействии с ними постепенно овладевает всеми человеческими способностями удовлетворения своих органических и духовных потребностей. Овладение ребенком исторически сложившимися способами родовой человеческой деятельности — основа поэтапного психического развития.

Присвоение ребенком достижений человеческой культуры всегда носит деятельностный характер — ребенок не пассивен в этом процессе, не приспосабливается к условиям своей жизни, а выступает как активный субъект их преобразования, воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности.

В психологии выявлены и описаны различные виды детской деятельности, в процессе осуществления которых происходит овладение основами культуры и тем самым реализуется психическое развитие. Все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме, поэтому ребенок является общественным существом. Как отмечает Д.Б. Эльконин, «…ребенок присваивает общество… Все, что должно появляться у ребенка, уже существует, в том числе потребности, общественные задачи, мотивы и даже эмоции»

Обязательной предпосылкой формирования личности является на только усвоение опыта предыдущих поколений в результате воздействия на ребенка различных социальных институтов, но и обретение им способности выйти из-под такого воздействия.

Как отмечают Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, «В различных социально-исторических условиях соотношение объективно-субъективной роли имеет свои особенности. Неодинаковы влияние на ребенка тех или иных социальных институтов и критерии социально-психологического развития, по которым он воспринимается как субъект культуры и общества»

Срок окончания детства устанавливается в соответствии с нормами и традициями общества. Пределом детства следует считать срок, необходимый для формирования зрелой, активной личности, обладающей социальной ответственностью. В детстве устанавливаются основы общенаучных знаний, приобретаются начальные навыки трудовой деятельности и творческого самоопределения.

От того, насколько богатыми и разнообразными были условия развития в детстве, насколько полноценным и эмоционально насыщенным было общение, зависит весь дальнейший жизненный путь личности.

Таким образом, детство представляет собой очень важный этап развития человека, оно характеризуется формированием высших психологических функций. Овладение ребенком способами человеческой деятельности — это основа поэтапного психического развития. В истории социальной практики ребенок выступает в качестве объекта воспитания со стороны общества и по мере своего социального и психологического развития — в качестве его субъекта.

Ребенок 6-9 лет хочет не только самостоятельно делать, но и самостоятельно решать, что делать. Именно в этом возрасте появляются первые признаки самостоятельности, ответственности, чувство собственной значимости. Однако все эти качества весьма неустойчивы и самостоятельность носит ограниченный характер (в определенных видах деятельности, ситуациях).

В эту пору весьма высок авторитет старшего. Все его предложения, замечания с готовностью принимаются. Свойственная детям подражательность, с одной стороны, помогает усвоить пример, образец поведения, а с другой — сковывает ребенка. Нередко младший школьник хочет проявить самостоятельность, но недостаточно развитая воля, импульсивность, склонность действовать под влиянием различных побуждений, эмоций не позволяет выполнить задуманное и желаемое. Это, безусловно, тормозит развитие самостоятельности. Но в детях этого возраста огромный заряд активности и их очень огорчает отсутствие дела, определенной роли. Их просто обуревает жажда деятельности.

Не меньшее значение имеют и индивидуальные способности ребенка, которые в свою очередь, активизируют или затрудняют проявление его самостоятельности. Так, неуверенность в себе, своих возможностях, сдерживает самостоятельность; напротив, смелость, решительность, уверенность в своих силах помогают безбоязненно высказывать свое мнение, браться за новое дело.

Еще одна отличительная особенность младших школьников — удивительная любознательность. Работать с детьми из начальной школы — это, прежде всего, учить их видеть, учить открывать мир. Умение наслаждаться окружающим — залог счастья будущего взрослого человека. Чем больше вокруг ребенка предметов, очеловеченных эмоциональным восприятием, пережитых как красота окружающего мира, тем больше красоты видит ребенок, тем больше волнует, трогает его красота.

Приход ребенка в школу и связанный с этим новый образ жизни коренным образом меняет социальную ситуацию его развития, В системе общественных отношений он займет теперь новое положение — школьника — со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. В качестве необходимой основы формирования типичных для младшего школьника психологических особенностей, выступает внутреннее принятие им позиции школьника, которое в свою очередь обуславливается целым комплексом факторов.

Новое место в системе общественных отношений, которое занимает ребенок-школьник, должно сопровождаться существенными изменениями в отношении к нему взрослых. Роль взрослого на данном этапе развития ребенка — это роль организатора его жизни, особенно тех ее сторон, которые связаны с усвоением знаний, овладением учебными умениями, способами общения, критериями оценок поступков и качеств личности. Общение со взрослыми продолжает оставаться в младшем школьном возрасте основным фактором его психического развития. Особую роль в становлении личности младшего школьника начинает играть учебная деятельность, в ходе реализации которой идет интенсивное усвоение научных знаний, развитие интеллектуальных и познавательных сил ребенка

Формирование у ребенка внутренней позиции школьника во многом зависит от меры успешности его учебной деятельности. Необходимость систематического усвоения большого объема знаний интенсифицирует развитие психических процессов, становление произвольных актов поведения ребенка. Однако это не исключает направленного руководства названными процессами со стороны взрослых. Учителя, родители, воспитатели, организаторы внешкольной деятельности должны быть в курсе того, какие изменения происходят в этот период в психике ребенка.

С началом регулярного обучения в школе значительные сдвиги происходят в развитии внимания ребенка. Быстрыми темпами развивается произвольное, т.е. волевое внимание, составляющее основу всех актов самоконтроля и саморегуляции. Совершенствованию этого важнейшего вида внимания способствует наличие многообразных учебных и внеучебных заданий, выполнение требований, предъявляемых ребенку, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников.

Учебная деятельность предъявляет повышенные требования к памяти ребенка. В учении перед ребенком возникает множество проблем, требующих постановки специальных задач на запоминание, воспроизведение, тренировку разных видов памяти. Содержательный анализ связей и отношений, заложенных материалов, повышает продуктивность и оперативность памяти. Запоминание, опирающееся на такой анализ, составляет основу «хорошей памяти», которая интенсивно формируется у младшего школьника в процессе обучения.

Усложнение заданий, расширение круга самостоятельного чтения, углубление познавательных интересов, общение с одноклассниками, посещение учреждений дополнительного образования, организованный досуг расширяют воображение, сферу действия детей, вносят качественные изменения в ее функционирование. В школе значительное количество знаний ребенок получает в обобщенном виде: в виде схем, картин, макетов. Чтобы их усвоить, он должен воссоздать для себя живой облик действительности, опираясь на творческие компоненты воображения. Приобретаемые знания становятся основой развития мышления ребенка. Круг понятий, которыми овладевает младший школьник, постоянно расширяется, включает в себя все новые и новые области знаний, новое содержание, благодаря чему развиваются такие сложные формы умственной деятельности, как анализ, синтез, абстракция, обобщение, рефлексия, закладываются основы теоретического мышления. В учебной деятельности у ребенка развиваются новые способности, в первую очередь способность овладеть способами действия с научными понятиями и способами самоизменения, что в корне меняет его характеристики как субъекта деятельности и общения.

Становление более высоких форм функционирования психических процессов составляет основу развития у ребенка произвольных форм поведения, связанных с развитием такого уровня мотивации, при котором в актах поведения ребенка увеличивается вес целенаправленных побуждений. Изменения в мотивационной сфере кардинальным образом перестраивают личность ребенка.

Установление тесных взаимоотношений с одноклассниками, определение своего места в группах сверстников, усвоение правил поведения в разнообразных ситуациях, необходимость предъявления их себе, своему собственному поведению — факторы, усиливающие эмоциональные и нравственные нагрузки младшего школьника.

В это время взрослый должен быть рядом с ребенком, чтобы при необходимости поддержать его.

Все эти новообразования взаимосвязаны и в конечном итоге сводятся к возникновению нового уровня самосознания, обусловленного овладением разнообразными средствами произвольной саморегуляции.

Таким образом, специфика развития ребенка младшего школьного возраста диктует нам условия того, что учителя, воспитатели, организаторы внешкольной деятельности должны ориентироваться на знание основ психологии и быть в курсе того, какие психические изменения происходят в ребенке в период младшего школьного возраста.

2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Диагностика уровня сформированности музыкальной культуры детей

Именно освоение классического наследия является основой воспитания музыкальной культуры учащихся.

Разнообразная музыкальная деятельность является одним из условий всестороннего развития музыкальных способностей детей. Важнейшая задача музыкального воспитания в школе — формирование слушателей музыкальной культуры учащихся, потому что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы. От сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством или нет.

Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников, и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Восприятие музыки на уроке является самостоятельным видом деятельности на уроке. Оно определяется как слушание или слушание-восприятие. Учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, более сложными по сравнению с теми, которые могут исполнить сами. Однако процесс слушания таких произведений не сводится лишь к знакомству с музыкой. Важно формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них интерес и музыкальный вкус. Основой воспитания у школьников музыкального вкуса являются художественно ценные произведения и активная музыкальная деятельность, направленная на их освоение.

Для проведения исследования уровня сформированности музыкальной культуры младших школьников мы подготовили рабочий план, в осуществлении которого структурными компонентами выступили четыре блока. музыкальный культура творческий способность

Первый блок. Мы определили и утвердили программу и инструментарий исследования, сформировали группу по сбору первичной информации, размножили бланки анкет с подготовленными вопросами.

Второй блок. Была выбрана начальная школа № 5 «А» г. Костанай, в эксперименте участвовало 2 класса 2 «А» и 2 «Б» из каждого класса по 12 детей (всего 24 человека) для организации и обеспечения исследования уровня музыкальной культуры школьников.

В исследовании сформированности музыкальной культуры школьников 2 «А» и 2 «Б» классов мы применили метод опроса (анкетирование).

Для детей 2 «А» и 2 «Б» классов была разработана анкета (с семью вопросами) которая представлена в Приложении 1.

Бланк оценки показателей для анкетеров представлен в Приложении 2.

Было проведено дополнительно анкетирование 2 «А» и 2 «Б» классов начальной школы № 5 «А».

На этом же этапе мы собрали централизованно все заполненные анкеты.

Третий блок. Обработали полученную первичную информацию.

Результаты по выявлению сформированности музыкальной культуры детей двух 2 «А» и 2 «Б» классов при помощи анкетирования представлены в Приложении 3.

Средняя оценка результатов анкетирования по выявлению сформированности музыкальной культуры детей двух 2 «А» и 2 «Б» классов в процентном соотношении представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 Средняя оценка результатов анкетирования по выявлению сформированности музыкальной культуры детей двух 2 «А» и 2 «Б» классов в процентном соотношении

Таким образом, исследование сформированности музыкальной культуры младших школьников показало, что уровень музыкальной образованности детей не достаточно высок.

Проанализировав результаты обработки полученных данных, мы выявили отсутствие задач по формированию музыкальной культуры учащихся в общеобразовательных школах посредством разножанровых музыкальных учреждений. Как следствием этого является недостаточность музыкального воспитания детей средствами только общеобразовательной школы.

Обсудив итоговый отчет, мы выработали следующие рекомендации:

1) Разработать программу по формированию музыкальной культуры школьников посредством ознакомления их с различными жанрами музыкального искусства силами оркестра русских народных инструментов.

2) Повысить интерес детей к русской народной музыке посредством формирования разнообразного репертуара, отвечающего зрительскому спросу детей.

3) Теоретическим обоснованием программы выдвинуть освоение культурного наследия национальных музыкальных традиций.

4) Заинтересовать ребенка постижением искусства в соответствии с его личностными качествами.

2.2 Организация исследования

В первом разделе второй главы были представлены результаты диагностики уровня сформированности музыкальной культуры детей младшего школьного возраста.

Были выделены две группы: контрольная (12 чел.) и экспериментальная (12 чел.).

При организации исследования нами было проведено диагностирование музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста. Для этой цели нами была разработана серия заданий.

Для изучения были выявлены следующие способности: а) состояние музыкального слуха; б) состояние чувства ритма; в) способность к воплощению художественного образа; г) навыки хорового пения.

Для данных заданий нами были разработаны следующие уровни развития: высокий, средний, низкий.

Все задания по диагностике проводились в игровой форме, также учитывались индивидуальные особенности каждого ученика.

Задание №1.

Цель: диагностика способности к сочинению мелодий или припевок.

Учитель зачитывает вслух небольшое стихотворение и предлагает ученику, сочинить на эти слова мелодию и воспроизвести ее голосом.

Задание №2.

Цель: выявить способность к созданию целостного художественного образа.

Учитель играет на фортепиано мелодию со словами и просит ученика создать образ и проинсценировать песню.

Задание №3.

Цель: выявить развитие ритмических ощущений; умения импровизировать на заданную тему.

Учитель играет на инструменте (фортепиано) какую-либо мелодию и просит ребенка придумать к ней ритмический аккомпанемент (с помощью треугольника, бубна и т.д.).

Обработанные и проанализированные результаты, полученные в ходе диагностики, находят свое отражение в таблице (Приложение 4).

Более наглядно уровень развития творческих способностей в ходе диагностики в процентном соотношении представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 Уровень развития творческих способностей в ходе диагностики в процентном соотношении

На формирующем этапе эксперимента была предложена методика развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Она заключалась в следующем: поскольку на занятия музыкальной деятельностью в этой школе отводится всего один час в неделю, мною было предложено проведение дополнительных внеклассных занятий, где можно было использовать индивидуальный подход к каждому ученику.

На основе констатирующего анализа творческих способностей младших школьников мною было предположено, что для осуществления индивидуального подхода и с целью эффективного формирования творческой активности важно организовать работу в следующем направлении: поддерживать и закреплять интерес детей к занятиям музыкальной деятельностью и к музыкальным произведениям, который уже проявился у детей; формировать интерес к музыкальной деятельности и музыкальным произведениям у тех, кто еще не проявляет к ним положительного отношения.

Во время эксперимента нами были использованы следующие принципы организации музыкальной деятельности:

1) принцип принятия эмоциональных реакций другого, требующий создания психолого-педагогических условий для свободного проявления детьми эмоционального состояния;

2) принцип поддержки творческой инициативы детей, предполагающий использование разнообразных видов деятельности на занятиях музыки, которые стимулируют музыкальную активность ребенка на доступном ему уровне;

3) принцип персонификации, обусловливающий индивидуальную ориентированность процесса воспитания, учет задатков и возможностей каждого ребенка.

В рамках экспериментальной программы на занятиях по хору, а также на внеклассных занятиях нами был использован игровой метод.

Музыкальная игра «Осень» (Приложение 5) очень понравилась детям. Целью данной игры явилось раскрепощение детей, развитие воображения, умения находить нужный образ, развитие пластичности.

Занятия по развитию творческих способностей включали в себя: сочинение кратких мелодий или небольших попевок на заданный текст; выполнение образных упражнений; составление пляски-импровизации; проведение сюжетных игр и придумывание их вариантов; сюжетных и несюжетных этюдов; инсценирование незнакомых песен под исполнение учителя.

На занятии, посвященному формированию и развитию у детей представлений об изобразительности ритма, темпа, мелодических интонаций использовались многочисленный музыкальный материал. Детям очень понравилась нетрадиционная форма занятий, которая включала в себя игровые методы, они с удовольствием участвовали во всех заданиях, старались, как можно активнее проявить свои творческие способности (Приложение 6).

На контрольном этапе эксперимента была разработана методика выявления уровня развития творческих способностей младших школьников средствами музыкальной деятельности.

Диагностика проводилась в двух группах: контрольной и экспериментальной. Нами было проведено занятие «Разыгрываем сказочный сюжет» (Приложение 7).

2.3 Анализ полученных результатов по методике развития творческих способностей

Обработанные и проанализированные результаты диагностики, проведенной на контрольном этапе в экспериментальной и контрольной группах, представлены в таблицах 1 и 2 (Приложение 8).

Сравнительный анализ результатов диагностики на контрольном этапе в процентном соотношении представлен на рисунке 3.

Рисунок 3. Сравнительный анализ результатов диагностики на контрольном этапе в процентном соотношении

Как видно из диаграммы, уровень развития творческих способностей у детей в экспериментальной группы выше, чем в контрольной. Дети, входящие в состав экспериментальной группы, показали, что достаточно хорошо усвоили предложенный им материал. Ученики, занимавшиеся в игровой форме обучения, лучше чувствуют динамику, интонацию, характер, ритм звучащей мелодии, легче придумывает разнообразные попевки, танцевальные движения, четко воспринимают и создают новые художественные образы в инсценировках, Сравнивая первые и последние результаты, мы видим скачок в развитии творческих способностей учеников экспериментальной группы.

В контрольной группе уровень развития творческих способностей значительно ниже экспериментальной. Изменения не так значительны.

Ученики экспериментальной группы восприняли предложенный материал как яркий, красочный, разнообразный мир музыки. А ученики контрольной группы сделали маленький шаг в освоении музыкального инструмента и музыкальной грамоты.

Исходя из полученных результатов, можно с уверенностью сказать, что наша гипотеза об эффективности занятий музыкальной деятельностью нашла свое подтверждение в ходе экспериментальной методики. Формирование и развитие творческих способностей детей, а также их музыкальное развитие осуществляется более эффективно, если учтены индивидуальные психолого-физиологические особенности учеников, а также используются различные формы познавательной, репродуктивной и творческой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящий момент в казахстанском обществе актуализируется потребность в воспитании самостоятельной личности, обладающей ответственностью, имеющей свою точку зрения на то или иное социальное явление.

Кроме того, современное многообразие музыкальных стилей предопределяет широчайшие возможности в выборе личностью индивидуальных путей для самоактуализации и самоутверждения. В связи с этим необходимо изменение как целей, задач, содержания музыкального образования, так и методов формирования музыкальной культуры современной личности, которые закладываются в детском возрасте.

Музыкальное воспитание призвано воздействовать и формировать духовный мир человека, его мировоззрение, нравственность, культуру. Народные музыкальные традиции формировались в течение веков, в них отражается весь накопленный поколениями опыт художественного восприятия мира.

В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации школьников в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками. Это приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия (незамысловатая мелодия, танцевальный ритм, элементарная простота гармонического языка, близость тематики содержания текстов).

Такие разновидности современной музыки, как эстрадная песня, “ПЭП”, “диско”, и другие сугубо развлекательные направления, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в детской и подростковой среде широкой популярностью, в то время как классическая, народная и современная академическая музыка, несущие определенную смысловую нагрузку, остаются за пределами внимания школьников.

Младший школьный возраст характеризуется стремлением к взрослению, к самоутверждению, поиску собственного места в жизни, к самооценке. Именно в этом возрасте происходит становление определенных ценностных ориентаций, формируются художественно-эстетические предпочтения, в частности — музыкальные вкусы и пристрастия.

Если внимательно присмотреться к тому, как входит музыка в жизнь наших учащихся, то мы заметим и многообразие путей, форм и в то же время нередкое отсутствие их взаимосвязи, последовательности, приводящее к серьезным проблемам в музыкальном развитии и воспитании подрастающего поколения.

Казалось бы, что современная жизнь благодаря кино, радио- и телепередачам, широкому распространению современной аудио-видео техники настолько насыщена музыкой, что беспокоиться о музыкальной культуре детей не приходится. И стихийно, путем «самодеятельного» удовлетворения личных вкусов и интересов, и планомерно, поскольку музыкальной пропагандой ведают многие организации, музыка постоянно сопровождает современного школьника (человека).

Но все же сказать, что в этой области духовной культуры ничто не вызывает тревоги, никак нельзя.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/muzyikalnaya-kultura-rebenka-kak-pokazatel-ego-obschego-razvitiya/

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. — М., 2009. -231 с.

2. Алиев Ю.Б. Песня на уроках музыки. — М., 2009. — 98 с.

3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. — M., 2010. — 221 с.

4. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. — СПб, 2010. — 341 с.

5. Беляева Л.С, Трудков A.M. Музыкально-педагогическая диагностика в общеобразовательной школе. Учебно-методическое пособие. — Мурманск, 2010. — 83 с.

6. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 2009. — 451 с.

7. Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д., Чертков Ю.Д. Из жизни людей школьного возраста. Дети в изменяющемся мире. — М., 2011. — 239 с.

8. Музыка. Программно-методические материалы. 5-9 классы, 2012

9. Науменко Т.И. Формирование музыкальности у младших школьников. — М., 2009.

10. Педагогиическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Кочетова. — Минск, 2010. -114 с

11. Пецко Л П. Эстетическая культура и восприятие человека. — М., 2009. — 211 с.

12. Самсонидзе Л.С. Особенности развития музыкального восприятия. — Тбилиси, 2010. — 116 с.

13. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. — М., 2009. — 231 с.

14. Старовойтова О.А. Специфика музыкальной культуры ребенка // Воспитание школьника. — 2009. — №4. С. 11-14.

15. Стулова Г.А. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. — М., 2010. — 98 с.

16. Суслова Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития. — М., 2010. — 216 с.

17. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М., 2011. -221 с.

18. Талызина Н.Ф., Лобанова О.П. Психология музыкальных способностей. — М., 2010. — 244 с.

19. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. — М., 2009. -354 с.

20. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. — М., 2008. -453 с.

21. Школяр Л.В. и др. Теория и методика музыкального образования детей. — М., 2010. -312 с.

22. Эстетика: Словарь / Под ред. А.А. Беляева и др. — М., 2010. — 411 с.

23. Эстетическое воспитание школьника / Под ред. П.В. Чепаловой. — М., 2009. — 251 с.

24. Этрау Дж. Музыкальное воспитание детей в семье. — СПб., 2012. — 121 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для детей 2 «А» и 2 «Б» классов (с семью вопросами)

Вопрос

Ответ

1. Какие русские народные инструменты ты знаешь?

2. Знаешь ли ты, какие из перечисленных инструментов самые древнейшие: барабан, дудочка, саксофон, рояль.

3. Знаешь ли ты инструмент, на котором можно играть ногами?

5. Какие из перечисленных звуков являются музыкальными: шорох листвы, звуки скрипки, гул самолета, звук рожка.

6. На каком инструменте играет пастушок: барабан; горн; дудочка.

7. Какой из инструментов сопровождает военный парад?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Бланк оценки показателей для анкетеров

Вопрос

Оценка выполнения

высокий уровень

средний

уровень

низкий

уровень

1. Какие русские народные инструменты ты знаешь?

6 инструментов

4 инструмента

2 инструмента

2. Знаешь ли ты, какие из перечисленных инструментов самые древнейшие: барабан, дудочка, саксофон, рояль.

барабан, дудочка

один из ответов

другие ответы

3. Знаешь ли ты инструмент, на котором можно играть ногами?

орган, рояль

один из ответов

другие ответы

4. Знаешь ли ты музыкальные инструменты, из которых мы едим?

ложки, тарелки

один из ответов

другие ответы

5. Какие из перечисленных звуков являются музыкальными: шорох листвы, звуки скрипки, гул самолета, звук рожка.

звуки скрипки, звук рожка

один из ответов

другие ответы

6. На каком инструменте играет пастушок: барабан; горн; дудочка.

дудочка

другие ответы

7. Какой из инструментов сопровождает военный парад?

барабан

другие ответы

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Результаты по выявлению сформированности музыкальной культуры детей 2 «А» и 2 «Б» классов при помощи анкетирования

Вопрос

Уровни

высокий

средний

низкий

1. Какие русские народные инструменты ты знаешь?’