Современный урок МХК: традиции и новации в методике преподавания

Формулировка цели современного урока должна основываться на ясном понимании того, какие «шаги» (задачи) необходимо предпринять учителю, чтобы достигнуть главного. «Рамкой», главной смысловой установкой для целей, которые педагог формулирует для каждого занятия с учетом выбранной программы и возраста школьников, является основная цель всего курса МХК. Наиболее типичная ошибка, встречающаяся в работе учителей, — сведение образовательной цели урока к краткому описанию его содержания.

Такая формулировка ставит в центр занятия исторический аспект развития художественной культуры, предполагает обращение к биографиям художников, к истории создания и бытования произведений, включает элементы искусствоведческого анализа и пр.

Однако в этом контексте обозначенная цель не ориентирует на более высокий культурологический уровень осмысления содержания, не выводит общие рассуждения в плоскость осознания школьниками значения освоения этого конкретного пласта культуры для накопления собственного жизненного опыта.

Объектом нашего исследования является современный урок мировой художественной культуры в общеобразовательной школе.

Предмет исследования – методические особенности преподавания МХК.

Цель работы – проанализировать методические особенности преподавания мировой художественной культуры и выявить соотношение традиций и новаций в методике преподавания МХК на современном этапе.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

— изучить историю становления и развития дисциплины «Мировая Художественная Культура»

— проанализировать методические особенности преподавания МХК

— охарактеризовать основные формы учебных занятий по МХК

— дать определение понятию «образовательные технологии»

— проанализировать методы и приёмы инновационного преподавания МХК

Актуальность работы состоит в том, что задача педагога по МХК подготовить ученика, обладающим необходимым набор современных знаний умений и качеств позволяющих ему уверенно чувствовать себя в сфере искусства, но традиционные методы обучения не смогут решить такие задачи, для этого нужно совмещать традиционные методы с новыми педагогическими технологиями, эффективными формами организации урока, активными методами обучения.

25 стр., 12489 слов

Интегрированные уроки в процессе обучения младших школьников

... интегрированных уроков. Цель дипломного исследования: выявление влияния системы интегрированных уроков на качество обучения младших школьников. Достижение этой цели возможно при решении следующих задач: 1) Проанализировать теоретические основы интегрированного обучения; 2) Выявить особенности проведения интегрированных уроков; ...

Задачей современной системы образования является подготовка нового поколения к жизни в современных условиях. Поэтому внедрение новых современных технологий в учебный процесс — составная часть современной школы. Учителя, использующие в образовательной деятельности современные технологии, с полной уверенностью говорят о необходимости дальнейшего развития этого процесса, который не просто значительно повышает мотивацию обучения, действительно помогает более продуктивно внедрять личностно-ориентированное обучение, в частности, метод проектов, кейс-технологий. Разработка программами по МХК по традиционной системе занимались такие авторы как: , , . А уже по новым методика были авторы: , ,

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы .

Глава 1.Особенности традиций в преподавании мировой художественной

1.1 История становления и развития дисциплины «Мировая Художественная Культура»

Автором концепции преподавания «Мировой художественной культуры» и разработчиком первой программы курса была Лия Михайловна Предтеченская ().

В очерке «Немного истории» она так описывала процесс становления новой :

  • («2») «История школьного предмета «Мировая художественная культура», как в капле воды, отражает историю нашей страны последнего тридцатилетия. Предмет родился давно – в начале шестидесятых. В 50-е годы головокружительные достижения физических наук вызвали страстные дискуссии «физиков и лириков». Кто более необходим отечеству? Чья деятельность способна вырвать человека из духовного и физического рабства? Физики предлагали холодильники, машины и полеты в космос. Лирики обращались к человеческой душе, к нашему прошлому и настоящему. [17;10]

На творчество «лириков» обратило внимание высокое руководство страны и… объявило произведения самых талантливых чуждыми советскому человеку и социалистическому строю. Среди них были Пастернак, Шнитке, Эрнст Неизвестный, Вознесенский, Евтушенко, Высоцкий. В школьном учебнике истории для 9-го класса, в главе о культуре, впервые появились имена импрессионистов, Ван Гога, но их творчество наглядно демонстрировало «глубину кризиса культуры и идеологии»…

В это время предложили написать главу о культуре в книгу для учителя – так началась разработка школьного курса «Мировая художественная культура». Два замечательных человека помогли ему утвердиться: Анатолий Иванович Тодорский, директор 397-й ленинградской школы, в которой она работала, и Дмитрий Борисович Кабалевский, выдающийся композитор, общественный и государственный деятель.

Анатолий Иванович Тодорский взял на себя смелость – по тем временам неслыханную! – включить МХК в расписание уроков и позволил «официально» вести этот предмет в своей школе.

Узнал о предмете Дмитрий Борисович Кабалевский, приехал в школу, побывал на занятиях. Потом пригласил работать в Научном совете по проблемам эстетического воспитания, только что созданном по его настоянию при Президиуме АПН СССР. Там в 1968 г. состоялось первое серьезное обсуждение программы «Мировая художественная культура». В нем участвовали такие известные деятели культуры, как писатель Лев Кассиль, кинорежиссеры Григорий Рошаль, Сергей Герасимов, художники Юрий Пименов, Борис Неменский, искусствоведы, психологи, педагоги и даже министры. Много ценных советов было тогда высказано. Приняли решение программу МХК публиковать и начать ее экспериментальную проверку на факультативных занятиях в школах.[17;20]

51 стр., 25274 слов

Современные представления о культуре и культурности

... мировой художественной мысли, но и его оригинальностью, новизной взглядов, трактовок, современными ... представление об основных современных культурологических школах, направлениях и теориях; понимать и уметь объяснить феномен культуры и цивилизации; знать формы культур ... РАБОТА Работа над научным сочинением (реферат – для студентов очной формы ... века ". Название сообщает только о том, над чем работает ...

Безумная идея начала реализовываться. Деятельность Совета по проблемам эстетического воспитания – особая тема, исследование которой, уверена, откроет яркую страницу становления педагогики искусства и, что не менее важно, покажет те огромные усилия, которые понадобились ученым, педагогам в деле духовного воспитания детей, обратить внимание общественности на состояние школы, пробить глухую стену просвещенческого руководства…

В 1973 г. Лия Михайловна защитила диссертацию, в которой обосновала название факультатива «Мировая художественная культура», необходимость его преподавания в школе как курса, формирующего мировоззрение старшеклассников; обосновала принципы построения программы МХК как предмета художественно-интегративного, способного выполнить актуальные задачи духовного воспитания подростков.[17;25]

С 1975 г. под руководством (куратор – ) в НИИ школ Министерства просвещения РСФСР началась научная разработка предмета «Мировая художественная культура». В 1977 г. была опубликована программа предмета и началась ее официальная экспериментальная проверка в школах как варианта обязательного предмета для всех старшеклассников.

С 1977 г. по 1987 г. новый школьный курс проверялся в городских и сельских школах СССР (сначала в эксперименте участвовало 13, потом 18, а затем 78 школ).

Учителей готовили в Центральном институте усовершенствования в Москве и в Ленинградском ИУУ. За ходом эксперимента следили и изучали его материалы сотрудники НИИ комплексных социальных исследований. Результаты эксперимента были обобщены и опубликованы. Новый предмет поддержали учителя, ученики и их родители, он вызвал огромный интерес общественности. В 1987 г. решением Коллегии Министерства Просвещения РСФСР курс «Мировая художественная культура» был включен в учебный план общеобразовательной школы.

В 1990-е годы предмет продолжал научно оснащаться, был разработан комплект по предмету: методические рекомендации для учителей, фонохрестоматия и набор диапозитивов. С середины 1990-х началась работа по изданию учебно-методических пособий по МХК в издательствах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. С конца 1980-х на базе Центрального института усовершенствования учителей осуществлялась подготовка учителей и методистов мировой художественной культуры для различных регионов России. С 1998-99 учебного года «Мировая художественная культура» является обязательным предметом в национальных образовательных учреждениях и в классах культурологического, художественно-эстетического, искусствоведческого направления[17; 40]

(«Художественная культура Нового и новейшего времени»

Задачи преподавания мировой художественной культуры

обогащать их духовный мир, воспитывать чувства и, вооружая их опытом поколений, помочь молодым людям «открыть в себе человека» (Достоевский); развивать у них понимание искусства, способность быть читателем, зрителем, слушателем, т. е. способность и стремление воспринимать художественную культуру в течение всей жизни. С этой целью – дать сумму знаний по предмету, помогающих раскрыть перед учащимся наиболее важные закономерности сложного процесса развития мировой художественной культуры, распознать особенности образного языка искусств [1; 125].

2 стр., 969 слов

Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит ...

... В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для К общим средствам художественной выразительности, как ... определенные сообщения. Слушатели, зрители, читатели, воспринимая их, «считывают» многозначную информацию, содержащуюся в художественных образах. Тем ...

Структура программы включает три части и восемь разделов: в первой части () изучается мировая художественная культура XVIII – 50-х гг. XIX в., во второй ( 10 класс ) – рассматривается художественная культура 60-х гг. XIX – начала XX в., в третьей (11 класс ) – художественная культура новейшего времени. Каждый раздел – определенная эпоха в истории человечества и этап в развитии мировой художественной культуры. Раздел начинается вводным уроком, на котором в памяти учащихся восстанавливаются важнейшие события времени, известные им из курса истории. [1, 128-129].

Большое внимание уделяла тому, что программа и методика преподавания мировой художественной культуры должны реализовывать комплексную систему классных, внеклассных и внешкольных занятий учащихся искусством. «В ходе преподавания идет процесс интеграции впечатлений и информации, полученных учащимися из внешкольных источников, их отбор, обобщение и оценка. Все это позволяет воссоздать в представлении старшеклассников целостную картину эпохи , широкое полотно жизни, активно и разносторонне влиять на воспитание чувств молодых людей» [1; 128]. В связи с этим, программой предусмотрены подходов в преподавании курса и возможность для творчества не только учеников, но и в первую очередь учителя. В качестве основополагающих принципов построения программы указывала принцип историзма и принцип опоры на творческий метод. Принцип историзма позволяет раскрыть перед учащимися закономерности развития мировой художественной культуры, обеспечивает понимание школьниками глубокой зависимости художественных явлений от явлений общественной жизни.

Принцип опоры на творческий метод позволяет развернуть перед учащимися широкое поступательное развитие различных искусств в их идейных и художественных взаимосвязях, выявить духовные, нравственные и эстетические доминанты времени, центрирующие культуру идеи, объединяющие творчество деятелей различных искусств данной исторической эпохи. Так опора на творческий метод позволяет ввести ученика в мир самого искусства, углубить его понимание языка различных искусств.

Она постоянно подчеркивала, что знания, раскрываются в курсе в процессе непосредственного общения учащихся с искусством, «изнутри» искусства и с опорой на законы искусства. Характеризуя особенности методики преподавания Мировой художественной культуры, Лия Михайловна писала: «на уроке МХК на первый план выдвигается не задача управления учащихся, а задачи воспитания личности ученика, формирования ценностных отношений средствами искусства. Значит, урок МХК как целостное педагогическое произведение должен иметь свои специфические методические особенности, которые обеспечат ведущую роль на уроке организации переживаний, а затем уже получение знаний, умений и навыков. <…> «Взволновав, заставить задуматься» – эта формула стала концентрированным выражением сущности методики преподавания МХК» [1; 236-237.]

«Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения (6/7 — 8/9 классы)»

28 стр., 13719 слов

Декоративно-прикладное и художественное искусство в системе трудового ...

... сохранены, как памятники культуры (человеческой и природной)". К декоративно-прикладному искусству, использующему красоту естественных, природных форм, относятся садово-парковое искусство, т.е. художественное оформление участков "дикой" ... Известно, что проблема взаимосвязи искусства и творческого труда была фундаментально обоснована уже в античной литературе и в работах теоретиков и художников Эпохи ...

Мировая художественная культура: Программа и методические материалы: 6-9 кл

(«3») Обосновывая структуру и содержание программы, подчеркивает, что в школьном процессе обучения мировая художественная культура занимает особое положение. С предметами «литература», «музыка», «ИЗО» МХК объединяют общие цели: нравственно-эстетическое и духовное воспитание, воспитание художественного вкуса, знание художественной культуры, приобщение к общечеловеческим и национальным художественным ценностям, развитие широкого, целостного мышления. Курс истории (программа под руководством , ) является базисным для МХК и выстраивается параллельно с ним, что позволяет решить проблему интеграции предметов с сохранением самостоятельности каждого курса.

Однако начинать изучение МХК автор рекомендует не с 5, а с , так как учащиеся более подготовлены к восприятию предмета.

Характеризуя новизну данной программы, можно сказать что Кошмина далеко не отходила от традиций, созданных Лией Михайловной, и отметим, что русской художественной культуре уделяется примерно половина объема курса. В этой программе предполагается вариативность программы и самостоятельность педагога в выборе конкретных произведений.[17; 240]

Мировая художественная культура: программа для 10-11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)

Авторская программа по мировой художественной культуре составлена на основе Государственного стандарта среднего (полного) образования (базовый уровень) с учетом рекомендаций примерной программы. Сохраняя преемственность с примерной программой, предлагает свой подход к раскрытию содержания и последовательности изучения тем и разделов предмета.[17;256]

Итак, из выше всего сказанного, можно сделать вывод, что история образования курса МХК была очень насыщенная, и родоначальником программы по курсу МХК была , но так же много было продолжателей традиции Лии Михайловны, например, , , и кто-то вводил свои новые методики, но основывались прежде всего на программу Л. М Предтеченской.

1. 2 Методические особенности преподавания МХК

Логика конструирования любой программы по МХК задает параметры отбора содержания образования. Некоторые из них начинают погружение в проблемы художественной культуры с первобытного общества, Древнего мира, Средневековья, Возрождения, другие — со знакомства с искусством Нового или Новейшего времени.

Есть программы, которые обеспечивают предпочтение отечественной художественной культуре, другие опираются преимущественно на зарубежное искусство. То же можно сказать и о разнообразии видов и жанров, полнота представления которых в программе отражает пристрастия авторов.

Как правило, все программы по МХК предлагают объем содержания, не вполне вписывающийся в учебное время: авторы перечисляют в тексте гораздо больше произведений, чем можно освоить за урок. Отметим, что в задачи курса не входит исчерпывающее изложение истории отдельных видов искусства или рассказ обо всех выдающихся произведениях.[12; 15]

модельные ситуации

центре изучения культуры

Вместе с тем учитель всегда стоит перед выбором: с какими именно произведениями, перечисленными в программе, он будет работать. Их выбор и количество диктуются конкретной ситуацией урока: эффективностью работы с произведением для достижения целей занятия, уровнем общей культуры учеников, пристрастиями самого педагога, наконец, наличием текстов культуры (зрительные образы — слайды или компакт-диски; аудиозаписи; кинофрагменты; литературные тексты и др.).

5 стр., 2161 слов

Корпоративная культура в дошкольном образовательном учреждении

... исследования: развитие корпоративной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения. Предмет исследования: процесс управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения. Цель: Разработать технологию управления организационной культурой дошкольного образовательного учреждения. Задачи: определить миссию ДОУ, «Модель выпускника»; ...

критерий —

принципы отбора

  • Отбор произведений осуществляется в соответствии с содержанием программы курса МХК, по которой работает педагог, целями и задачами конкретного урока с учетом их адекватности возрасту и общему культурному уровню учащихся.

— При отборе произведений прежде всего оценивается их способность содействовать в процессе их освоения и последующего обсуждения осмыслению тех проблем, которые определены как ключевые для данного занятия. Педагог имеет право расширить круг произведений (заменить некоторые из них), но выбор должен подчиняться общей логике программы и органично вписываться в контекст занятия.

  • Отобранные для работы тексты культуры должны представлять собой «панорамное поле» — произведения отечественного и зарубежного искусства, созданные в разное время представителями различных школ.
  • Произведения, предлагаемые для изучения, должны отличаться неоднозначностью, наличием проблемы, обсуждение которой провоцирует дискуссию.

— Классические и современные произведения, обсуждаемые на занятиях, должны быть созвучны тем жизненным проблемам, которые каждый школьник решает для себя «здесь и сейчас», должны волновать, задевать за живое, что создаст условия для их превращения в предмет заинтересованного обсуждения.

(«4»)

— Количество произведений, рассматриваемых на занятии, строго не регламентировано и зависит от содержания конкретного урока и степени подготовки класса. Если в ходе урока не получается обсудить все намеченные по плану тексты культуры (например, разгорелась дискуссия, школьники задали много дополнительных вопросов, высказывали собственные суждения), не стоит любой ценой стремиться «выполнить план».

  • Ни одна программа не дает возможности полностью прослушать монументальные музыкальные произведения (оратория, опера, концерт, симфония) от начала до донца, читать полный текст литературных произведений, смотреть кинофильм целиком.[12;125-126]

Следовательно, учитель должен выбирать фрагменты, определять минимум, который будет необходим и достаточен.

Практика показывает, что целесообразно использовать не более двух-трех фрагментов на одном уроке, планируя, чтобы время их звучания или просмотра было соотносимо со временем, отведенным на их обсуждение.

Все фрагменты должны иметь законченный характер и не обрываться на полуслове. При этом важно учесть, что отобранный фрагмент позволяет почувствовать специфику художественного языка всего произведения, стиль и особенности авторской манеры.

— Допустимо сочетать на уроке знакомство с признанными шедеврами и образцами массового искусства, в том числе произведениями молодежной субкультуры (даже если они раздражают педагога и воспринимаются как воплощение китча в искусстве).

Однако такое сочетание предполагает соблюдение меры в соотношении элитарного и массового, связь с основным содержанием занятия, подчинение логике общего замысла.

13 стр., 6327 слов

«Технология проблемного обучения» статья по русскому языку (3 класс)

... и методической литературе, но в практике школы должного внимания не получила. Поэтому я выбрала для своей работы следующую тему: «Проблемное обучение на уроках русского языка». Целью работы стоит изучение и раскрытие теоретических аспектов проблемного обучения ...

  • Можно и даже желательно расширять круг обсуждаемых произведений, включив те, которые учащиеся видели или слышали или которые они сами хотели бы обсудить на занятии.

Это позволит сделать предметом обсуждения то, что им знакомо и интересно, фактически превратив в поле для дискуссий все пространство мирового искусства.[11; 130]

1.3 Характеристика форм учебных занятий по МХК

Курс МХК новый в школьной программе, и это позволяет ему уже на этапе становления вобрать методические инновации, накопленные в педагогической науке, быть открытым для новых педагогических технологий, форм и методов, способствующих саморазвитию как учеников, так и педагога.

коммуникативные формы

Специфика урока МХК заключается в том, что интерактивное взаимодействие происходит не только на уровне традиционный формы ученик — ученик или ученик — учитель, полноправным участником диалога становятся сами произведения искусства. Обмен высказываниями строится на основе рассматривания, изучения, исследования объектов культуры или их репродуктивных изображений.

В силу этого уроки МХК могут проходить вне стен школы (в библиотеке, театре, музее, выставочном зале, городском пространстве), где в качестве объектов исследования выступают подлинные памятники культуры. Но это возможно и в рамках традиционной классно-урочной системы, где учитель ограничивается предъявлением «копий» — репродукций, аудио — и видеоматериалов, компьютерных программ.

Обозначим возможные коммуникативно-диалоговые формы организации урока в каждом из названных вариантов.

1. Уроки МХК в рамках традиционной классно-урочной системы рекомендуется проводить в виде:

  • дискуссий, способствующих формированию собственного мнения школьников, их личностного эмоционально-ценностного отношения и к искусству, и к миру в целом;
  • семинаров, позволяющих расширить и углубить знания, формирующих умение доказывать, убеждать, отстаивать свое мнение;
  • педагогических мастерских, мотивирующих развитие интереса к изучаемым произведениям искусства и создающих условия для обобщения приобретаемого опыта и его «присвоения»;
  • уроков с элементами театрализации, позволяющих учиться видеть, чувствовать, понимать искусство через призму собственного опыта с привлечением различных каналов восприятия, прежде всего кинестетических;
  • экспериментальных исследований вещей, предметов, материалов и др., предполагающих включение всех каналов восприятия, в результате которых складывается образ вещи (предмета);

(«5»)

  • , завершающейся сотворением собственных «текстов культуры».[19;150]

2. Занятия по мировой художественной культуре, проходящие вне школы, могут быть выстроены в форме:

  • образовательных путешествий, в основе которых лежит самостоятельная работа учащихся, связанная с освоением культурных смыслов, заключенных в объектах городской и музейной среды;
  • музейно-педагогических занятий, позволяющих приобрести опыт освоения музея и музейных , формирующих навыки музейного зрителя;

— историко-культурных реконструкций, целью которых является «погружение в эпоху» на основании изучения разнообразных памятников культурного наследия эпохи и актуализации различных каналов восприятия, что в результате позволяет сформировать собственный «образ эпохи».

4 стр., 1827 слов

Саша-творческий проект ночная сорочка

... №7 Ночная сорочка с необычными бретельками Ночная сорочка с необычными бретельками. Бретелька на этой сорочке выполнена в виде одной бретельки из ленты. 8.Модель №8 Ночная сорочка на тоненьких бретельках Ночная сорочка на тоненьких ... за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура. Следить за правильной установкой положения терморегулятора. По окончании работы выключать утюг. ПРИ РАБОТЕ НА ШВЕЙНОЙ ...

Ценность таких «выездных» уроков заключается в том, что они позволяют в полной мере использовать богатейший педагогический потенциал, которым обладают подлинные памятники (тексты) культуры: письменные источники, театральные постановки, музейные объекты, городские памятники архитектуры и скульптуры.[4; 95]

При разработке такого рода занятий по МХК необходимо иметь в виду, что они не должны быть калькой школьного урока, проведенного в другой обстановке. Так, например, если педагог вместе с детьми осваивает городское пространство, то школьникам необходимо самостоятельно исследовать городские объекты, а не слушать лекции о них.

Занятие на экспозиции музея не стоит ограничивать пересказом мнений специалистов о произведениях, наоборот, надо всячески стимулировать диалоговое взаимодействие учеников с артефактами, формирование собственного обоснованного мнения.

Этими формами, безусловно, не исчерпываются возможности организации учебной деятельности школьников в преподавании мировой художественной культуры, и потому все творческие находки учителей, способствующие саморазвитию и учащихся, и их самих, должны приветствоваться. [21]

diskussio —

Дискуссия лучше всего отвечает специфике курса МХК, его целевым установкам, направленным на развитие и личностный рост ребенка, дает возможность всем участникам образовательного процесса взаимодействовать свободно и открыто.

Организация дискуссии требует соблюдения определенных правил ее ведения. Жанр дискуссии предполагает достаточно высокий уровень коммуникативной культуры учащихся, признание и соблюдение некоторых общих «правил». Так, все участники должны хорошо усвоить, что не следует говорить одновременно и тем более перебивать одноклассников; давать резкие оценки или делать критические замечания, если высказанные версии не соответствуют собственной позиции.

Желательно избегать голословных утверждений и аргументировать любой тезис. До начала дискуссии полезно еще раз напомнить участникам своеобразный «кодекс дискутанта».

  • Я критикую идеи, а не людей.
  • Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
  • Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.
  • Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен.
  • Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к разным позициям.
  • Я стремлюсь осмыслить и понять различные взгляды на проблему.
  • Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

[4; 15]

Глава 2. Современные образовательные технологии в преподавании мировой художественной культуры

2.1. Понятие образовательные технологии в педагогике

11

принципы изучения явлений искусства

О становлении «образовательной технологии» как направлении зарубежной педагогики «Педагогической технологией обычно называют направление зарубежной педагогики, которое имеет целью повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное достижение обучаемыми запланированных результатов обучения (, 1989).

8 стр., 3954 слов

Экологические проблемы московского и подмосковного регионов

... занимающаяся исследованиями в области ядерной промышленности. Экология Подмосковья. Самые загрязнённые города: ь Электросталь - самый грязный город Подмосковья. Здесь на улицах Поселковая и Мичурина ... и сотни дорогостоящих проектов по охране природы. Московский регион, как часть мирового экономического пространства, в этом плане не является исключением. Проблемы неблагополучия природы являются ...

Собственно словосочетание «педагогическая технология» является неточным переводом английского an educational technology — «образовательная технология». До недавних пор эта неточность не вызывала никакого дискомфорта. Но в последнее время под названием «педагогическая технология» все чаще фигурируют в России работы, посвященные проблемам воспитания. В связи с этим появляется нужда в размежевании. Можно принять термин «дидактическая технология», как это имеет место, например, в Болгарии, или «образовательная технология», что наиболее точно соответствует изначальному смыслу. В рамках настоящей работы будет использоваться второй вариант. [3; 85,87]

Попытки внести технологию в учебный процесс не прекращались все наше столетие. Приблизительно до середины 50-х годов они были связаны с созданием некоей технической среды, комплекса автоматизированных средств для традиционного обучения. С середины 50-х годов появился подход к построению самого учебного процесса. Но и первый подход продолжает развиваться по пути освоения новых информационных технологий . Оба направления все более смыкаются, меняя саму парадигму образования. Сегодня понятие образовательной технологии может рассматриваться широко как область педагогической науки и как конкретная образовательная технология.[5;8]

Определение «образовательной технологии»

представление о том, что

Образовательной технологией будем называть комплекс, состоящий из:

  • некоторого представления планируемых результатов обучения,
  • средств диагностики текущего состояния обучаемых,
  • набора моделей обучения,
  • критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий. [5;137]

О «педагогической технике» как элементе нижнего яруса дидактики и объекте (преимущественном) современной зарубежной образовательной технологии

Рассмотрение образовательной технологии мы начнем с модели обучения, как новации в методике преподавания. В ней можно выделить два яруса. Верхний ярус — методы и формы — относится к дидактике, нижний ярус составляет педагогическую технику (средства и приемы) и, будучи дополнен личностными особенностями учителя (интуиция, манера поведения, мимика, жесты, отношения и так далее), является педагогическим искусством. «Говоря, что это искусный педагог, что его искусство преподавания велико, мы и подчеркиваем именно это наличие интуиции, основанное на опыте, которое мы не научились передавать, т. е. не превратили в объект научного рассмотрения». [1; 385] [5; 8-9]

Педагогические приемы независимы от применяемых средств. Лучшим доказательством этому могут служить приемы, используемые без применения каких бы то ни было средств вообще. Даже такая мелочь, как умение задать вопрос, может заметно повысить качество работы. Вокруг подобных «мелочей» нередко сосредоточены исследования современной зарубежной образовательной технологии.

Многие рекомендации западных технологов искушенным российским специалистам кажутся наивными и примитивными. Следует, однако, заметить, что, в отличие от наших умозрительных и искусственных «педагогических экспериментов», за всеми советами, предлагаемыми, например, американским учителям, стоит обобщение опыта их лучших коллег на огромных выборках.

Приведем типичный пример американской образовательной технологии — технику «послушать — сговориться — обсудить», о которой рассказала Дайана Ричарде из Нью-Джерси.

Учитель задает вопрос, предлагает продумать ответ, сказать соседу и после согласования с ним общее мнение предложить всему классу для обсуждения. Рассматриваются разные варианты, предлагаемые парами учеников. Вопрос, конечно, должен быть таким, чтобы ответ предполагал размышления, анализ, сравнение. Запись ответа до его проговаривания усиливает эффект.

Пример.

(Д. Ричардс, курс «Русская литература»).

Эта техника имеет очевидные преимущества: способствует активному усвоению знаний, в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки. При этом внешний рисунок поведения учащихся одинаков, что также способствует гуманизации обучения. Столь же заметны и ограничения этой техники: прием удобен для работы над отдельными деталями, фрагментами знаний, но увлечение им может привести к разрушению целостной картины, к бессистемности содержания.

С образцами зарубежной, особенно американской образовательной технологии, мы еще не раз встретимся. Нетрудно обнаружить, что она, как правило, состоит в том, что мы назвали педагогической техникой, которая понимается как форма организации поведения учителя в обстоятельствах школьного урока и представляет собой комплекс профессиональных умений — в том числе актерских и режиссерских, связанных с умением управлять собой и умением взаимодействовать в процессе решения педагогических задач, искусством приема [11; 127 ]

(«7») Пополнение арсенала педагогических приемов очень важно для становления молодого учителя. Нетрудно указать надежный источник. Это посещение уроков по другим предметам. В этом случае задача администрации школы — организация такого обмена. Здесь важно заметить, что этот обмен тем эффективнее, чем дальше отстоят друг от друга преподаваемые учителями предметы». [5; 9-10] педагогами необходимо использовать в своих уроках современные технологии, потому что в современном обществе дети воспринимают информацию уже по-другому, не много отходя от традиционной формы преподавания, а нужно заинтересовать учащихся к изучению предмета, поэтому нужно вводить что-то новое.

2.2 Анализ методов и приёмов в инновационном преподавании МХК

Использование современных образовательных технологий на уроке МХК позволяет на основе личностно-ориентированного подхода к каждому ученику развивать его индивидуальные способности, прививать интерес к предмету, помогает лучше понять и усвоить учебный материал, организовать самостоятельную работу . Рассмотрим несколько методов использующие на уроке МХК.

Метод проектов

Очень часто в современном обществе используют метод проектов. Поэтому мы решили его включить в свою курсовую.

История метода проектов

«Метод проектов» возник еще в начале нынешнего столетия в США Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика . Основная идея, закладываемая в метод авторами: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение сообразное личному интересу учащегося в том или ином предметном знании. «Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести». [19;125]

Cуть метода проекта – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления).

… Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».

Метод проектов всегда предполагает, во-первых, решение какой-то проблемы, и, во-вторых, направлен на получение результата .

«Метод проектов… способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.… В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.» «Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.» «Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).»[19;130]

Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, с репортажами с места событий и т. п.

Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом.» [1; 195, 198]

«Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии,

«Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования)».«Метод проектов становится «интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Популярность метода проектов обеспечивается возможностью сочетания в нем теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем. [19;150]

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями».«Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Но специалисты из стран, имеющих обширный опыт в этом деле, предупреждают, что проектное обучение отнюдь не должно вытеснить традиционную систему и другие методы обучения». [1; 156]

Типология проектов

В основу проектов кладутся следующие признаки:

1. «Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность проекта».

(«8») «Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным)

Если проект монопредметный «он вполне «вкладывается» в классно-урочную систему Другие виды проектов чаще используются как дополнения к Межпредметные проекты могут стать интегрирующими факторами в альтернативной школе, преодолевающих традиционную дробность и обрывочность нашего образования». [6;198-200]

Этапы работы над проектом (возможные варианты описания)

В методе проектов выделяют следующие этапы работы над проектом: поисковый, конструкторский, технологический, заключительный.

«Поисковый этап.

Поиск и анализ проблемы.

Выбор темы проекта.

Планирование проектной деятельности по этапам.

Сбор, изучение и по теме проекта.

Конструкторский этап.

1. Поиск оптимального решения задачи проекта.

1.1 исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна.

1.2 выбор технологии изготовления

1.3 экономическая оценка,

1.4. экологическая экспертиза.

2. Составление конструкторской и технологической документации.

Технологический этап.

1. Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования.

2. Выполнение запланированных технологических операций.

3. Текущий контроль качества.

4. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.

Заключительный этап.

1. Оценка качества выполнения проекта.

2. Анализ результатов выполнения проекта.

3. Изучение возможностей использования результатов проектирования (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация)».

«Этапы работы над проектом:

Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т. д.).

Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.

Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

Защита проектов, оппонирование.

Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы».

«В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения.

Вся деятельность учащихся сосредоточивается на следующих этапах: подготовка, планирование, исследование, результаты и/или вывод, оценка результатов и процесса.

1) Подготовка

а) определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач;

  • б) выдвижение гипотезы их решения;
  • в) обсуждение методов исследования;

2) Планирование

а) определение источников информации;

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/mirovaya-hudojestvennaya-kultura/

  • б) определение способов сбора и анализа информации;
  • в) определение способа представления результатов;
  • г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
  • д) распределение задач (обязанностей) между членами команды.

(«9») 3) Исследование

а) сбор информации;

  • б) решение промежуточных задач.

4) Результаты и/или выводы.

а) анализ полученных данных;

  • б) формулирование выводов.

5) Оценка результатов и процесса;

  • а) оформление конечных результатов;
  • б) подведение итогов, корректировка, окончательные выводы. [5;194-197]

«Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других — инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные».

«Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний». [5;160]

Характер педагогической деятельности в методе проектов

«Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера, но педагог не должен сильно увлекаться таким методом, должен помнить и о традиционной системе преподавания, как бы совмещать.

«Самое сложное для учителя в ходе проектирования это роль независимого консультанта»

«Трудно удержаться от подсказок, особенно, если педагог видит что учащиеся “идут не туда”. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников».

«Учитель при этом выполняет следующие (задачи) функции: помогает ученикам в поисках источников информации; сам является источником информации; поддерживает и поощряет учеников; поддерживает непрерывную обратную связь».

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так как учащимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернатив.[5;186]

Границы и трудности использования метода проектов

“Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему: проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах, пр.)» [1;200]

Ещё один иноновационный метод преподавания МХК метод case study («разбор конкретных ситуаций”)

Метод CASE STUDY способствует развитию различных практических навыков. «Они могут быть описаны одной фразой – творческое решение проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения»

Метод CASE STUDY развивает следующие навыки:

1. «Аналитические навыки.

К ним можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.

2. Практические навыки.

Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кэйсе способствует формированию на практике навыков использования , методов и принципов.

3. Творческие навыки.

Одной логикой, как правило, CASE ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

4. Коммуникативные навыки.

Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа – средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

5. Социальные навыки.

В ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т. д.

6. Самоанализ.

Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения».

Заключение

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования технологий преподавания характеризуются переходом:

  • от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
  • от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
  • от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным ;
  • от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей образовательных структур и научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. В этих условиях руководителю по МХК, нельзя держаться только за традиции или увлекаться излишне новациями. Необходим баланс и оптимальное соотношение того и другого. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

Также было отмечен немало важный факт, что новые методы преподавания в современной школе требуют от педагога высокого уровня компетенции в его профессиональной области. Учитель должен идти в ногу со временем и не отставать в развитии, иначе, его уроки станут менее полезными и интересными для школьников. К тому, необходимо сказать, что рассматриваемые технологии показывают возможности МХК в области выполнения различных самостоятельных заданий.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/mirovaya-hudojestvennaya-kultura/

Алексеев осознанного решения учебной задачи //Педагогика и логика. —М.: Касталь, 1993. Атутов и современное образование // Педагогика, 2012, №2. Беркаев образования: оценка практики школ. – СПб.: Новая литература, 2009 Васильева проблемной дискуссии. – СПб.: Специальная литература, 2009 Гузеев технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. Гузеев результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. С веком наравне. — М.: Педагогика, 2009 Захаренко и школа // Народное образование, 2011, №1. («11») Зембицкий разработки концепций воспитания. – СПб.: Специальная литература, 2011 Иващенко и развитие личности школьника. — М.: Педагогика, 2009 Ильев театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока: Уч. пособие для студентов пединститутов, учителей лицеев, колледжей, гимназий и

— — М., 1993. Колмогорова вопросы педагогики и психологии образования. – Материалы II научной конференции молодых учёных и аспирантов, 2011 Кулиненко для всех: инновации. – М.: Педагогика, 2009 Материалы всероссийской педагогической конференции. – 2011 Материалы II психолого-педагогической конференции молодых учёных. – Барнаул, 2012 Пашков . — М.: Педагогика, 2010 Предтеченская культура Нового и Новейшего времени. 9 – 11 классы. – В сб.: Солодовников художественная культура: Сборник программ и методических материалов: 6 – 11 классы. – М.: ГИЦ « ВЛАДОС», 2001. – С. 124 – 226 Селевко методики преподавания МХК. – СПб.: Специальная литература, 2011 Селевко образовательные технологии: прикладной аспект. – СПб.: Специальная литература, 2010 воспитание коммуникационной культуры на уроках МХК. – СПб.: Специальная литература, 2011 Сенько деятельность учителя // Педагогика, 2011, № 2

Приложение

Использование метода проектов на уроках мировой художественной культуры может быть осуществлено в форме урока-экскурсии, так как не каждый учитель имеет возможность организовать посещения музея. Результатом работы учащихся может стать проект «Создание художественного музея». Данный проект даёт возможность привлечь к работе всех учащихся класса и создать условия для формирования у них различные компетентности: рефлексивную, проектную, информационную, коммуникативную.

На уроке используется групповая форма работы. Во время работы над проектом учащиеся выполняют разные функции: подбирают «экспонаты», разрабатывают экскурсию, оформляют «выставку», проводят «экскурсию», отвечают на вопросы «посетителей».

«Экспонаты» одной эпохи можно разместить на одном стенде и, обращаясь к ним, «экскурсовод» будет рассказывать о памятниках культуры. Если есть возможность использовать компьютерные технологии, то работа для учеников будет еще интереснее.

Урок мировой художественной культуры в 8 классе по теме:

«Искусство от Древнего Египта до Возрождения»

Тип урока: повторение и систематизация знаний.

(«12») Форма урока: урок-экскурсия.

Цели урока:

— обобщение и систематизация изученного материала,

— формирование проектной и коммуникативной компетентностей,

— воспитание художественно-эстетичского вкуса и культуры восприятия произведений искусства.

Оборудование урока: демонстрационные стенды, таблички с названиями эпох, таблицы для заполнения учащимися, наборы иллюстраций произведений различных видов искусства по эпохам.

Запись на доске: Музеи – хранители прошлого.

Подготовка к уроку:

1. Сформировать 5 групп.

2. Дать каждой группе задание по повторению ранее изученного материала искусство Древнего Египта, Древней Греции. Древнего Рима, Средневековья, Возрождения.

Ход урока:

1. Актуализация знаний.

Мы изучили большой период развития мировой художественной культуры и сегодня повторим изученное. Работать будем в группах, результатом вашей деятельности будет проект.

В стихотворении Сергея Михалкова «В Музее » есть такие строки:

В воскресный день с сестрой моей

Мы вышли со двора.

«Я поведу тебя в музей»,- сказала мне сестра.

Вопросы к учащимся:

Что такое музей?

Как вы понимаете эпиграф урока?

(«13») Чем занимаются сотрудники музеев?

Какие музеи вы знаете?

Какие музеи есть в Кирове?

Музей (др. греч.) – место, посвященное музам. Музы – покровительницы поэзии, искусства, наук.

В современном мире музей — это научно-просветительное учреждение, где хранятся памятники истории и материальной культуры.

«Музеи – хранители прошлого».

Французский писатель Андре Мальро сказал: «Музей – одно из тех мест, что дают возвышенное представление о человеке».

2. Мотивация и планирование деятельности.

Мы с вами живем в п. Костино, на территории нашего поселка нет художественного музея, но у вас есть знания, которые помогут создать музей на уроке. Каждая группа получит экспонаты (иллюстрации), изучит их, отберет самые важные и ценные (так как площади для экспозиции ограничены), разместит в своем зале (на стенде) и проведет для нас экскурсию, познакомив с основами мировоззрения эпохи и самыми важными достижениями искусства. Начнем с того, что представители каждой группы разместят на стендах названия залов нашего музея в хронологическом порядке, и приступим к работе.

3. Реализация проекта.

Учащиеся работают в группах (выбирают иллюстрации, размещают их на стенде, готовят экскурсию, выбирают экскурсовода).

Учитель наблюдает за работой учащихся, при необходимости консультирует, помогает.

4. Презентация проектов.

Итак, в результате вашей работы в классе появился художественный музей, в «залах» которого мы прослушаем лекции «экскурсоводов». Во время лекции учащиеся (посетители музея) будут заполнять таблицы (заранее разложенные на парты).

В таблицу можно вносить не только те памятники культуры, которые будут представлены на стендах, но и те, которые интересны вам.

Искусство от Древнего Египта до Возрождения

Др. Египет

Др. Греция

Др. Рим

Средневековье

Возрождение

Основы мировоззрения

Достижения в архитектуре

Достижения в скульптуре

Достижения в живописи

Уважаемые посетители, приглашаю вас на экскурсию в наш музей. Далее экскурсоводы рассказывают об экспонатах своего зала.

(«14») Для примера приведена одна из экскурсий:

Приглашаю вас в зал нашего музея, который посвящён искусству Древней Греции. Сегодня у вас есть уникальная возможность прикоснуться к выдающимся достижениям античности и ещё раз убедиться, что греческое искусство на века определило пути развития европейского искусства. Древние греки опирались в своём творчестве на такие понятия, как гармония, красота, мера.

Сначала я хочу обратить ваше внимание на греческие вазы. Это и посуда, которая использовалась в быту, и произведение искусства. Нас, прежде всего, привлекает красивая форма сосудов, наверное, и сегодня эти вазы могли бы стать украшением любого современного интерьера. Кроме формы вазы привлекают наше внимание и красивейшей краснофигурной и чёрнофигурной росписью. Мы видим и мифологические сюжеты, и бытовые сцены.

Сейчас перед нами выдающиеся памятники архитектуры. Мы видим Афинский акрополь, давайте войдём в него через монументальные ворота – Пропилеи и полюбуемся на Парфенон, посвящённый богине Афины. Даже разрушенный храм поражает своей красотой и величием. Фризы храма прославляют народ Греции и его историю. Обратите внимание на храм Эрехтейон, украшенный кариатидами.

А сейчас мы имеем возможность полюбоваться великолепными греческими скульптурами, к сожалению не все из них дошли до нас в первозданном виде. Перед нами скульптура атлета «Дорифор» Поликлета. Это образец совершенного человека. Сила и красота человека воплощены в знаменитом «Дискоболе» Мирона. Атлет приготовился метать диск и в то же время сосредоточен и спокоен.

Перед нами крылатая богиня победы «Ника Самофракийская». Складки одежды и могучие крылья передают ощущение полёта.

Мы с вами стоим перед одной из самых известных в мире скульптур, в которой отражён идеал женской красоты. – богиня любви, но красота её очень человечна.

К сожалению, наша экскурсия оканчивается, мы рассмотрели только небольшую часть экспонатов из Древней Греции, но они дают возможность понять, какой огромный вклад в мир художественной культуры внесла Древняя Греция.

5. Перспективы проекта.

Сегодня на уроке вы начали работу по созданию замечательного музея. Изучая следующие темы, мы будем добавлять в него новые залы. Впереди нас ждут встречи с многочисленными шедеврами мирового искусства.

Жизнь представляет человеку много возможностей. Я думаю, что многие из вас побывают в различных городах нашей страны и за рубежом и смогут оценить произведения мировой культуры. А пока я предлагаю вам помечтать. Представьте себе, что после сегодняшнего урока у вас появилась возможность съездить в одну из стран, об искусстве которых мы говорили. Напишите название этой страны и разместите на соответствующем стенде.

Желаю вам, чтобы ваши мечты осуществились.

preview_end()