Мое й курсовой работы

Курсовая работа

2. Особенности культуры управленческого труда в ТО 16

2.1.Эффективность производительности управленческого труда в ТО

2.2.Основные элементы культуры управленческого труда в ТО

2.3.Критерии оценки культуры управленческого труда в ТО

2.4.Пути повышения уровня культуры управленческого труда в ТО, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Тема мое й курсовой работы звучит так: « Культура управленческого труда в таможенных организациях ».

Среди основных элементов менеджмента одним из наиболее ярких является управленческая культура.

Слово «культура» означает воспитание, образование, развитие. Термин «управленческая культура» употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития менеджера. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя.

Актуальность

Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в ее основе лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться менеджером. Наиболее важные из них:

· юридические нормы управленческого труда, которые отражены в государственно-правовых актах. Культура менеджера в этом смысле состоит в знании и выполнении юридических норм;

моральные нормы — регулируют поведение менеджера в области нравственности и морали;

организационные нормы — устанавливают структуру организации, состав и порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей; правила внутреннего распорядка и другие нормы организационного плана, принятые в организации;

экономические нормы — регулируют экономическую деятельности организации.

Объект исследования –, Предмет исследования –, Цель исследования, Для достижения главной цели исследования необходимо решить ряд з

  • изучить теоретическую литературу по данной теме
  • [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/kultura-truda/

  • рассмотреть
  • раскрыть

изучить основные критерии культуры управленческого труда в То

  • в заключении работы сделать краткие выводы по теме исследования

Методы исследования, Методологическую базу, Практическая значимость

Управленческий труд — это вид трудовой деятельности по исполнению обязанностей управления в организации, особенностью которого является руководство целенаправленной деятельностью трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач.

10 стр., 4848 слов

Критерии эффективности управленческого труда

... и полнота ее использования определяют культуру и эффективность управления. Параметры управленческого труда. Цель – создание условий для достижения целей организации, координация и согласование совместной деятельности работников организации. Предмет – люди и их ...

Объектом управленческого труда является организация и ее структурные подразделения.

Предметом управленческого труда в таком случае становится информация о состоянии объекта и необходимых изменениях в его функционировании и развитии.

Главным итогом управленческого труда являются управленческие решения и практические действия, направленные для обеспечения работы объекта в оптимальном режиме. Содержание управленческого труда применительно к конкретному объекту определяется составом и спецификой функций управления. К ним относится: [1]

1) определение целей и планирование;

2) организация исполнения;

3) координация и стимулирование деятельности исполнителей;

4) учет и контроль исполнения.

Каждый процесс отражает определенный способ руководства воздействия на управляемый объект, определяя соответствующие методы и стиль управления. Традиционными функциональными составляющими управленческого труда являются: [2]

1) постановка целей (определение целей, ситуационный анализ);

2) планирование работы (реализация поставленных целей, рациональное использование рабочего времени, сокращение сроков решения задач);

3) информация и коммуникация (организация и проведение совещаний, ведение корреспонденции).

Организация управленческого труда представляет собой сложный и многогранный процесс. Важнейшей проблемой для руководителя является рациональное использование рабочего времени, поэтому начальный этап научной организации управленческого труда — это изучение использования рабочего времени сотрудников аппарата управления, которое позволяет выявить его потери и их причины, а также разработать новые формы и методы выполнения работ. Особенность управленческого труда проявляется в следующих основных характеристиках трудовой деятельности: [3]

1) трудовая отдача (повышенные требования к результатам труда — объему, качеству);

2) особые условия труда (высокий уровень психологической и физической нагрузки);

3) высокое вознаграждение за труд (хорошо оплачиваемая деятельность, дополнительные социальные гарантии);

4) привилегированное положение в организации.

В структуре труда любого руководителя можно выделить ряд основных составляющих: производственную, социально-экономическую и организационно-управленческую. Соответственно особенность труда руководителя заключается в решении задач по производственным, экономическим, техническим и социальным вопросам, оказывая тем самым влияние на кадры, призванные решать поставленные задачи

Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в ее основе лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться менеджером. Наиболее важные из них:

16 стр., 7517 слов

Исследование фандрайзинга организаций сферы культуры

... фандрайзинга. Цель работы – исследование фандрайзинга организаций сферы культуры. Цель обозначила задачи, которые можно свести к следующим пунктам: рассмотреть теоретические аспекты фандрайзинга; определить роль фандрайзинга при формировании и функционировании организаций сферы культуры; обозначить перспективы развития фандрайзинга в России, в ...

1) юридические нормы управленческого труда, которые отражены в государственно-правовых нормативных актах. Культура менеджера в этом смысле состоит в знании и выполнении юридических норм;

2) моральные нормы — регулируют поведение руководителя

3) организационные нормы —устанавливают структуру организации, состав и порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей; правила внутреннего распорядка и другие нормы организационного плана, принятые в организации;

4) экономические нормы — регулируют экономическую деятельность организации.

Имеются и другие виды норм (технические, эстетические и т.п.), которые определенным образом формируют управленческую культуру. В конечном итоге образуется совокупность элементов, аттестующая деятельность менеджера в рамках культуры управленческого труда (рис. 1):

Личная культура. Включает в себя уровень квалификации; этическое воспитание; личную гигиену и внешний вид; форму обращения к подчиненным и т.п. [4]

Рациональное распределение рабочего времени. Рациональная организация труда руководителя немыслима без четкого представления о том, что он делает, когда он это делает, сколько времени затрачивает на различные виды работ. Речь идет о строгом планировании личной работы по следующим направлениям:

работа с документами;

  • работа с кадрами;
  • решение социально-экономических вопросов;
  • решение коммерческих вопросов;
  • совещания, переговоры;
  • непроизводительные затраты времени;
  • неуточненное время.

Руководителю в то же время следует иметь в виду, что он должен учитывать и планировать не только рабочее, но и свободное время. Ведь старая истина гласит: «Кто не умеет работать, тот не умеет и отдыхать».

Культура содержания рабочего места. Отдельные руководители считают, что в процессе работы необходимо, чтобы все находилось «под рукой», и с этой целью на рабочий стол выкладывают всю имеющуюся документацию. Это неправильно. При таком подходе трудовой процесс сильно затрудняется: уменьшается рабочая площадь стола; трудно сосредоточиться на каком-либо одном деле; ухудшаются санитарно-гигиенические условия; легко потерять нужные в данный момент документы и т.п. [5]

Следует считать идеальным такой порядок на рабочем столе, когда на нем находятся лишь нужные для работы документы.

Кроме того, в служебном помещении необходимо своевременно проводить уборку, заменять вышедшую из строя мебель.

Культура проведения массовых мероприятий. Речь идет прежде всего о культуре проведения различного рода совещаний, переговоров и бесед.

Культура приема посетителей. Она предполагает соблюдение правил и требований при приеме работников как по личным, так и по служебным вопросам. Как организовать прием посетителей? Некоторые руководители считают, что двери их кабинетов открыты для посетителей в любое время, когда он на месте (принцип «открытых дверей»).

Такой подход оправдывает себя, если руководитель имеет в своем подчинении всего несколько человек. [6]

Другие устанавливают для приема определенные дни и часы. Такая практика наиболее распространена. Если руководитель по каким-то причинам не может проводить прием, то это не значит, что прием следует перенести на другое время. Прием должен осуществлять кто-либо другой (как правило, один из заместителей).

14 стр., 6790 слов

Управление организационной культурой компании

... мировом рынке. Задачами, стоящими перед работой, являются: рассмотрение структуры организационной культуры компании «Сибнефть», анализ культуры и определение мероприятий по ее совершенствованию. 1.1 Понятие организационной культуры Организационная культура – это убеждения, нормы поведения, установки ...

Идти на срыв приема руководитель не должен ни при каких обстоятельствах. Для небольших предприятий прием может осуществляться без предварительной записи. [7]

Культура в работе с письмами. Сюда входит обязательная регистрация писем, определение сроков их рассмотрения, персональная ответственность руководителя за своевременное и правильное реагирование на них, обязательный ответ на каждое письмо.

Культура речи. Около 80 % рабочего времени руководителя связано с контактами с людьми. Поэтому умение говорить (общаться) является важной составной частью культуры труда руководителя.

Организационная культура руководителя. Она определяет степень владения знаниями теории управления, методами организаторской работы, опыт, навыки, умение осуществлять разнообразные организационные процедуры, составляющие значительный удельный вес в структуре рабочего времени руководителя. К числу организационных процедур можно отнести подбор и расстановку кадров, работу с кадрами; разработку организационных норм и нормативов, планов личной работы; постановку задач и доведение их до исполнителей, распорядительство, контроль исполнения и др.

Культуру управленческого труда принято подразделять на:

1. Личную культуру руководителя, включающую в себя: уровень квалификации,

2. Рациональное распределение рабочего времени. Рациональная организация

а) работа с документами. Как правило, руководители перегружены

б) работа с кадрами и решение социально — экономических

вопросов.

в) решение коммерческих вопросов;

  • г) совещания, переговоры;
  • д) непроизводительные затраты времени, не уточненное время.

Руководителю в то же время следует иметь в виду, что он должен

учитывать и планировать не только рабочее, но и свободное время;

3. культуру содержания рабочего места. Отдельные руководители считают,

4. культуру проведения массовых мероприятий. Речь идет, прежде всего, о

чёткое определение темы совещания, разработка повестки дня, своевременное

5. культуру приема посетителей. Она предполагает соблюдение правил и

6. культуру в работе с письмами. Сюда входит обязательная регистрация

7. культуру речи. Около 80 % рабочего времени руководителя связано с

8. Организационную культуру, к числу процедур которой можно отнести:

а) подбор и расстановку кадров:

  • прежде всего, производится анализ предполагаемой работы, общие к ней

уборка номеров за единицу времени; минимальное, максимальное или среднее

  • продолжением процесса подбора является спецификация кадров, то есть
  • далее следует процесс отбора кадров, включающий тесты, собеседования,

На сегодняшний день собеседование является особо важным и

  • последним этапом является процесс введения или адаптации нового

Работа любой организации неизбежно связана с необходимостью

б) работу с кадрами, разработку организационных норм и нормативов, планов

20 стр., 9871 слов

Дом культуры как субъект организации культурно-досуговой деятельности

... особенности организации культурно-досуговой деятельности населения в домах культуры. .Проанализировать социально-культурную среду агрогородка. .Провести анализ культурно-досуговой деятельности клубного учреждения в организации досуга населения. .Выработать рекомендации по совершенствованию культурно-досуговой деятельности. Объект исследования: Культурно-досуговая деятельность дома культуры. ...

Она определяет степень владения знаниями теории управления, методами, Как правило, для наиболее полной характеристики организационной, Менеджмент – это творчество, основанное на определённых принципах,, Стиль работы руководителя представляет собой совокупность приёмов и, Принято выделять 3 группы методов:

  • экономические методы управления. Это система приемов и способов
  • организационно – распорядительные методы управления. Это методы
  • социально — психологические методы управления. Поскольку участниками

Таким образом, подытоживая всё выше сказанное, мне остаётся

добавить следующее:

Влияние культуры управленческого труда на трудовые процессы в

Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организую ­ щего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им. «Отдельный скрипач, — писал К. Маркс, — сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».

Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудни ­ ков таможенных органов. Система должна работать в одном на ­ правлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее. Практика показывает, что управление без специальных уп ­ равленческих знаний иногда приводит в таможенных органах к существенным просчетам в оперативно-служебной деятельнос ­ ти, наносит определенный вред в деле обеспечения экономичес ­ кой безопасности Российской Федерации и защиты ее экономи ­ ческих интересов. [13]

Для того чтобы оптимально организовать выполнение задач и функций, возложенных на, Управление

В совокупности субъект управления, объект управления и взаимосвязи между ними образуют систему управления в та ­ моженных органах.

К субъектам управления в

В качестве объектов управления в таможенных органах выступают исполнители решений, приказов, поручений управ ­ ляющей подсистемы, специалисты таможенного дела, таможен ­ ные коллективы, организационные структуры, технологические таможенные процедуры, все виды деятельности по осуществле ­ нию функций, возложенных на таможенные органы, ресурсы таможенной деятельности и др.

Система управления в таможенных органах состоит из сле

Механизм управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления. Структура управления включает: органы управления, кадры управления и технические средства управления. Процесс управления — это деятельность всех звеньев управления по достижению целей управления. Механизм совершенствования системы управления включает организацию изменений в ней в результате развития объекта управления. [15]

15 стр., 7133 слов

Государственное управление в области культуры в РФ

... - рассмотреть понятие и сущность государственного управления; - изучить сущность государственного управления в области культуры в РФ, его административно-правовые аспекты; - исследовать структуру органов управления в сфере культуры; - рассмотреть государственную политику в области культуры. Методологическую основу исследования составляет ...

Для более глубокого понимания сущности управления в таможенных органах необходимо знать особенности, которые присущи этому управлению. К ним можно отнести: ярко выра ­ женную нацеленность управления на конечный результат слу ­ жебной деятельности; сочетание управленческой деятельнос ­ ти внутри системы с работой с участниками ВЭД; осущест ­ вление полномочий органа государственного управления; допус ­ тимость разумного риска в процессе управления; динамичность процессов управления в условиях противоборства сотрудников таможенных органов с недобросовестными участниками ВЭД, контрабандистами и их пособниками; относительная неопреде ­ ленность условий, в которых осуществляется управление. [16]

Управление в таможенных органах опирается как на объ, В практике управления таможенными органами применя, Общие принципы управления, Системность, Чем сложнее задачи, стоящие перед таможенными органа, Принцип информационной достаточности

Достижение в таможенных органах поставленной цели в возможно более короткие сроки при наименьших материаль ­ ных, финансовых и трудовых затратах является сутью принци ­ па оптимальности управления.

Оптимальность управления в таможенной системе обеспе, Важное значение в таможенной системе имеют и находят

Частные принципы управления в таможенных органах подразделяются на две большие группы: принципы, применяе ­ мые в экономической, социально-политической и духовной сфе ­ рах таможенной деятельности, и принципы, имеющие место в системе таможенных органов как государственной правоохрани ­ тельной организации, обеспечивающей в пределах своей компе ­ тенции экономическую безопасность РФ.

К частным относятся принципы управления:

Законнос ­ ти

Централизации в сочетании с разумной децентрализацией, Непрерывности, Оперативности

Гибкости

Ответственности

Пре ­ емственности

Нацеленности на конечный результат и др.

Управление в таможенной системе опирается и на группы таких частных принципов, как принципы организации и дея ­ тельности государственной службы; принципы подбора кадров, их обучения и воспитания; принципы осуществления оператив ­ но-розыскной деятельности и ряд других.

Организационно-технологические принципы управ, К ним можно отнести принципы управления:, Единонача, Конкретности, Разделения труда, Скалярный

Иерархии

Единства распорядительства и одного начальника, Делегирова, Диапазона управления и др., Особо необходимо подчеркнуть значение принципа едино

Организационная культура — это система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с предприятием и перспективами его развития. [20]

Организационная культура выражается в конкретных ценностях, задающих людям ориентиры их поведения.

К субъективным элементам организационной культуры относятся верования, ценности, ритуалы, табу, образы и мифы, связанные с историей организации и жизнью ее знаменитых членов, принятые нормы общения. Они являются основой управленческой культуры, характеризующейся стилями руководства, методами решения проблем, поведением руководителей.

Объективные элементы отражают материальную сторону жизни организации. Это, например, символика, цвета, удобство и оформление интерьеров, внешний вид зданий, оборудование, мебель и пр.

Обобщая можно выделить следующие основные элементы организационной культуры:

  • осознание себя и своего места в организации;
  • коммуникационная система и язык общения;
  • внешний вид, одежда и представление личности на работе;
  • чем и как питаются люди, привычки и традиции в этой области;
  • осознание фактора времени, отношение к нему, его использование;
  • характер взаимоотношений между людьми;
  • особенности ценностей и нормы, как эти ценности сохраняются;
  • трудовая этика и мотивирование;
  • критерии принятия на работу, продвижения и увольнения;
  • организационные символы и обрядность.

Рассмотрим более подробно некоторые из элементов культуры. Так, под организационными ценностями, системой которых должна обладать каждая преуспевающая организация, понимаются свойства тех или иных предметов, процессов или явлений, позволяющие им служить образцами, ориентирами, мерилом поведения организации в целом и ее участников и признаваемые в качестве таковых большинством из них. К ценностям относятся в первую очередь цели, характер внутренних взаимоотношений, ориентированность поведения людей, дисциплина, исполнительность, новаторство, инициатива, степень конформизма, трудовая, профессиональная этика и пр. Согласно исследованиям, проводимым в западных фирмах, сегодня все меньшую роль играют такие ценности, как послушание, власть, централизм, и все большее: коллективизм, ориентация на потребителя, личное творчество, умение идти на компромиссы, децентрализация, служение обществу. [23]

Ключевые ценности, будучи объединенными в систему, образуют философию организации, отвечающую на вопрос, что является для нее самым важным. Философия отражает восприятие организацией себя и своего предназначения, задает главные направления деятельности организации, формирует позицию в отношении ее управления (стиль, мотивационные принципы, порядок разрешения конфликтов и пр.) и создают основу ее имиджа, то есть представления о ней у окружающих. Обряд это стандартное мероприятие, проводимое в определенное время и по специальному поводу. [24]

Ритуал представляет собой совокупность специальных мероприятий (обрядов), оказывающих психологическое влияние на членов организации с целью укрепления преданности ей, затушевывания истинного смысла тех или иных сторон ее деятельности, обучения организационным ценностям и формирования необходимых убеждений. Работники многих японских компаний, например, начинают трудовой день с пения их гимнов. Ритуалы могут быть связаны с принятием в члены организации, проводами на пенсию и пр., но иногда они превращаются в самоцель. [25]

Образы, легенды и мифы являются элементом знаково-символической подсистемы культуры. Мифы отражают в нужном свете и в закодированной форме историю организации, унаследованные ценности, а образы — портреты ее известных деятелей. Они информируют (каков главный босс, как он реагирует на промахи; может ли простой сотрудник стать руководителем и пр.), снижая неопределенность, советуют, учат, направляют поведение персонала, создают образцы для подражания. Во многих западных фирмах в ходу легенды о бережливости и рачительности их основателей, которые за счет этих качеств сумели разбогатеть, их заботливом, отеческом отношении к подчиненным. [26]

Обычай, как элемент культуры, есть форма социальной регуляции деятельности людей и

В качестве элемента культуры могут рассматриваться принятые в организации нормы и стиль поведения ее членов — их отношения друг к другу, внешним контрагентам, осуществлению управленческих действий.

Наконец, элементом организационной культуры являются лозунги, то есть призывы, в краткой форме отражающие ее руководящие задачи, идеи. Сегодня в форме лозунга часто формулируется миссия организации. Ценности, обычаи, обряды, ритуалы, нормы поведения членов организации, привнесенные из прошлого в настоящее, получили название традиций. Последние бывают как позитивными, так и негативными. Так, в качестве позитивной традиции можно рассматривать доброжелательное отношение ко всем новым сотрудникам, приходящим в организацию, а в качестве негативной — печально известную дедовщину. [27]

Образ мышления членов организации, определяемый традициями, ценностями, сознанием членов организации называется менталитетом. Он имеет огромное влияние на их повседневное поведение и отношение к своим рабочим или служебным обязанностям.

Культура организации многоуровневая. По Э. Шайну ее поверхностный уровень образуют поведение людей и вещественные атрибуты — ритуалы, эмблемы, дизайн, униформа сотрудников, язык, лозунги и пр. Промежуточный уровень составляют укоренившиеся ценности и верования. Глубинный представлен философией. Культура организации многоаспектна. Во-первых, она состоит из локальных субкультур отдельных подразделений или социальных групп, существующих под «крышей» общей культуры. Они могут как бы конкретизировать и развивать последнюю, могут мирно существовать наряду с ней, а могут ей противоречить (так называемые контркультуры).

Во-вторых, организационная культура включает субкультуры тех или иных направлений и форм деятельности (отношений).

Правомерно, например, говорить о культуре предпринимательства, культуре управления, культуре делового общения, культуре проведения тех или иных мероприятий, культуре взаимоотношений.

Так, элементами управленческой культуры, обобщенно характеризующей уровень организации социально-экономической системы, являются: компетентность, профессионализм, навыки межличностного общения, способ организации производства, выполнения трудовых функций, технология управления и информационного обеспечения, делопроизводства, техника личной работы и пр. [28]

Таким образом, создание эффективной организационной культуры возможно тогда, когда:

  • существует четкое видение направления движения организации;
  • высшее руководство активно привержено новым ценностям и осознает необходимость перемен;

— руководители всеми своими поступками и поведением символизируют происходящие в организационной культуре перемены;

  • культурные перемены должны быть поддержаны всеми существующими системами в организации;
  • создается команда единомышленников.

Организационная культура выполняет ряд функций:

  • коммуникационная — взаимодействие работников через общие ценности;
  • регламентирующая — применение норм поведения как регулятора дисциплинарной политики;
  • стимулирующая к развитию, приверженности;
  • преобразующая — продуцирование новых ценностей;
  • воспроизводственная — воспроизводство накопленного опыта традиций;
  • маркетинговая — формирование имиджа компании и ее репутации.

Организационная культура рассматривается нами как специфическая форма существования взаимосвязанной системы, включающей в себя: [30]

1) иерархию ценностей, доминирующую среди сотрудников предприятия и 2) совокупность способов их реализации, преобладающих в организации на определенном этапе ее развития.

1) система личных ценностей и индивидуально-своеобразных способов их реализации;

2) способы, формы и структура организации деятельности, которые объективно воплощают некоторые ценности, в том числе и личные ценности руководителей предприятия;

3) представление об оптимальной и допустимой модели поведения сотрудника а коллективе, которые отражают систему стихийно сложившихся внутригрупповых ценностей.

Механизм формирования организационной культуры заключается во взаимном воздействии ее источников. Взаимопересекаясь, они ограничивают область реально возможных на данном предприятии способов реализации личных ценностей и тем самым определяют их доминирующее в коллективе содержание и иерархию. Иерархическая система выделенных таким образом ценностей порождает наиболее адекватную уже именно ей совокупность способов их реализации, которые воплощаясь а способах деятельности формируют внутригрупповые нормы и модели поведения. [31]

2.3.Критерии оценки культуры управленческого труда в ТО

Одной из ключевых проблем является выбор оптимального количества критериев оценки результативности таможенной деятельности. Если их будет слишком много, то сложность оценки и издержки на мониторинг большого количества показателей могут превысить положительный результат от практического применения показателей результативности.

Если же, наоборот, показателей недостаточно, то может проявиться «результат искажающего поведения» со стороны сотрудников таможенных органов, когда они переносят все внимание на виды деятельности, которые в конечном итоге будут измерены показателями и «забывают» об остальных должностных обязанностях. [32]

Таким образом, показатели результативности таможенной деятельности должны отвечать следующим основным критериям:

Быть четко увязаны с целями и задачами органов власти;, Отражать степень вклада каждого сотрудника в достижение целей и задач;, Полностью отражать выполнение основных должностных обязанностей сотрудником таможенного органа;

Быть сформулированы таким образом, чтобы в максимальной степени воспроизводить непосредственное влияние сотрудника таможенного органа на динамику показателей результативности.

Показатели результативности таможенной деятельности могут представлять собой набор индикаторов различного характера. Они могут выражаться как в качественной, так и количественной форме, быть как слабоформализуемыми, так и четко квантифицируемыми. Наиболее распространенной является практика, при которой органы власти устанавливают определенные требования к показателям результативности.

В большинстве зарубежных практических руководств по разработке показателей результативности отмечается, что они должны удовлетворять основным критериям «4С» [33]

Четкость (Clearness),, Полнота (Completeness),, Комплексность (Complexity),, Непротиворечивость (Consistency).

2.4.Пути повышения уровня культуры управленческого труда в ТО

Ключевым аспектом повышения результативности таможенной деятельности во многих странах становится создание объективной и комплексной системы индикаторов, отражающих выполнение должностных обязанностей и степень достижения поставленных целей, позволяющих сфокусировать внимание сотрудников на основных приоритетах органов власти. Для этих целей широко используются всевозможные показатели результативности.

Показатели результативности могут служить как для оценки деятельности таможенного органа в целом, так и для оценки деятельности сотрудников. Основное направление совершенствования систем показателей результативности в последнее десятилетие в большинстве западных стран было связано с нахождением оптимального баланса между определением показателей для органов власти и гражданских служащих и установления тесной взаимосвязи между ними. В настоящее время наиболее распространенным является подход, при котором на уровне органов государственной власти используются интегральные показатели результативности, отражающие основные политические или экономические параметры его деятельности. [34]

Тем не менее, одна из самых больших трудностей при построении комплексных систем показателей результативности состоит в следующем. Ориентация на конечные результаты, которые выражаются в социальном и экономическом эффекте, приводит к сложности определения конечного вклада отдельно взятого сотрудника таможенного органа в достигнутый результат, а для объективной оценки его деятельности необходимо сформировать как можно более четкие показатели. [35]

Также следует отметить, что показатели результативности во многом зависят и от внешних эффектов, на которые государственный служащий не может оказать значительного влияния. На практике оказывается очень трудным оценить конечные результаты деятельности сотрудников таможенных органов в чистом виде, без учета воздействия внешних факторов. Таким образом, необходимо сформулировать и выбрать такие показатели результативности, которые максимально отражали бы «степень причастности и вклада» конкретного сотрудника по отношению к определенному фактору.

Выполнив анализ предложенных источников по выбранной теме, изучив и обобщив необходимый материал, в заключении можно сформулировать основные выводы теоретического и практического характера, сделанные мной по результатам данного исследования.

Основная цель управления состоит в создании необходимых условий (организационных, технических, социальных, психологических и т.д.) для реализации задач организации (предприятия), установлении гармонии между индивидуальными трудовыми процессами, координации и согласовании совместной деятельности работников ради достижения конкретных запланированных результатов. Следовательно, управление – это, прежде всего, работа с людьми, а их трудовая деятельность служит объектом управляющего воздействия.

Сущность управления, его функции и специфика определяются, с одной стороны, задачами, которые оно решает, с другой, – содержанием «простых» моментов процесса управленческого труда, т.е. его предметом, средствами и самим трудом. Управленческий труд – это разновидность умственного труда. Этот труд, хотя непосредственно и не выступает созидателем материальных благ, является неотъемлемой частью труда совокупного рабочего. Следовательно, управленческий труд – это производительный труд, выполнять который необходимо при всяком комбинированном способе производства. Таким образом, управленческий труд – это вид трудовой деятельности, операции и работы по выполнению административно-управленческими работниками функций управления в организации. В таблице систематизированы основные характеристики управленческого труда:

Характеристики