Сказка привлекала людей тем, что в ней человек легко или нелегко достигал невозможного. Поэтому часто сказки выражают вековые чаяния людей, их веру в торжество добра и справедливости. Главное в сказке — вымысел. Чтобы настроить слушателя на сказку, действие ее сразу переносится в иные земли, в иное время. Герои сказки живут и действуют в особом сказочном времени. Поэтому в корейских народных сказках часто встречаются такие зачины: «Это было в те далекие времена, когда…», или «Давным-давно…», или «Случилось это давным-давно…», «Случилось это в давние времена…».
А бытовые же сказки возникли сравнительно поздно. Герои бытовых сказок, как правило, действуют в обыденной привычной обстановке, героями чаще бывают представители из низших сословий — крестьяне или ремесленники. Им не спешат на выручку сверхъестественные силы, как в волшебных сказках. Герою сказки приходится полагаться на самого себя, свою смекалку и сообразительность. Помогают герою бытовой сказки также недогадливость и тупость его противника. Жадность, скупость, лживость и лень — обычные пороки богача в представлении сказочника.
Литература каждого народа уходит своими корнями в устное народное творчество и на всех этапах своего развития, литература сохраняет связь с фольклором.
Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов. Что насчет бытовой сказки, то в их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, купец, барин, поп. Их близость народу именно придают обыденность и простота, что делает их более популярным для обычного читателя. Это и привлекло нас, чтобы начать работу с этим жанром сказки — бытовой сказки.
В нашей работе, мы рассмотрели особенности корейских бытовых сказок.
Цель работы: выявить жанровую особенность корейской бытовой сказки.
Задачи:
1) Дать определение понятиям «сказка», «фольклорная сказка», «бытовая сказка»;
2) Дать характеристику бытовой сказке;
3) Исследовать и проанализировать корейские народные бытовые сказки;
4) Выявить основные черты, определяющие жанр бытовой сказки в корейском фольклоре.
Работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Взаимоотношения Печорина с другими героями романа Лермонтова ...
... Это качество заставляет героя действовать не совсем гуманно, но тем не менее, усиливает его влияние на персонажей. Из–за этого другие персонажи реагируют на Печорина достаточно конфликтно. Образ ... существование окружающих. Как только начинается глава «Максим Максимыч», происходит столкновение романтизма и реализма. Печорин воплощает в себе образ романтика, но Лермонтов судит его с точки зрения ...
ГЛАВА I. БЫТОВАЯ СКАЗКА КАК ОТРАЖЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И БЫТОВОГО УКЛАДА
1.1 СКАЗКА
1.1.1 ФОЛЬКЛОРНАЯ СКАЗКА — ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР ПИСЬМЕННОГО И УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Любой человек, будь он взрослым или ребенком, в своей жизни не раз встречается с этими волшебными полными ярких красок рассказами, а если и не волшебными, то обязательно поучительными текстами, которые передают мудрость народа из поколения в поколение. Примерно вот так можно дать определение столь удивительному жанру литературного творчества — сказке. Ниже дано более подробное определение сказки:
Сказка — жанр литературного творчества. Сказка делится на литературную и фольклорную.
Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.
Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора, включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Фольклорная сказка отвечает трём требованиям фольклорной бытийности:
1. Устность;
2. Коллективность;
3. Анонимность.
Фольклорная сказка, в основе которой лежит традиционный сюжет, относится к прозаическому фольклору.
Фольклорная сказка имеет свою специфическую поэтику. Тексты данного жанра, строятся с помощью установленных традицией клише:
1. Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы:
- «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины;
- «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы;
- «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало», «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», — сказочная концовка, финал;
2. «Общие места» — кочующие из текста в текст разных сказочных сюжетов целые эпизоды:
- Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге, где проза перемежается с ритмизованными местами:
- Клишированное описание портрета — «Баба-Яга, костяная нога»;
- Клишированные формульные вопросы-ответы — «куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом», и т.
д.;
- Клишированное описание места действия: «на калиновом мосту, на реке смородиновой»;
- Клишированное описание действий: перемещение героя на «ковре-самолёте»;
- Общефольклорные эпитеты: «красна девица», «добрый молодец».
бытовой сказка корейский жанр
1.1.2 ЖАНРОВАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ СКАЗКИ
Сказка о животных — это совокупность разножанровых произведений сказочного фольклора, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы.
Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.
Жанровые модификации прозаических сказок В.И. Даля
... жанра в фольклоре: волшебную, социально-бытовую и сказку о животных. В иерархии литературных сказок В.И. Даля доминирующими разновидностями являются волшебная и социально-бытовая сказки. Фольклорные сюжеты социально-бытовых сказок ... г.) впервые были названы основные принципы обработки В.И. Далем фольклорных сказок [6], которые конкретизировались в работе И.П. Лупановой [7], во вступительной статье к ...
Бытовая сказка имеет одинаковую с волшебной сказкой композицию, но качественно отличающаяся от неё. Сказка данного жанра прочно связана с реальностью, здесь существует лишь один, земной мир, и реалистично передаются особенности быта, а главный персонаж — обычный человек из народной среды, борющийся за справедливость со власть предержащими и добивающийся своего с помощью смекалки, ловкости и хитрости.
Анекдотическая сказка отличается от анекдота тем, что сказка является развёрнутым повествованием анекдота.
Небылицы — это сказки, построенные на бессмыслице. Они небольшие по объёму и часто имеют вид ритмизованной прозы. Небылицы представляют собой особый жанр фольклора, который встречается у всех народов как самостоятельное произведение или как часть сказки, скоморошины, былички, былины.
1.2 БЫТОВАЯ СКАЗКА
1.2.1 БЫТОВАЯ СКАЗКА В ИССЛЕДОВАНИЯХ РУССКИХ ФИЛОЛОГОВ-ФОЛЬКЛОРИСТОВ
Одна группа сказок, традиционно выделяемая в исследовательских классификациях — бытовые. Эти сказки отражают не чудеса и перевоплощения, а реальную действительность, повседневный народный быт. По своему строению они близки к анекдоту и обычно пронизаны острой социальной направленностью. Обычно сказочник представляет крестьянина, работника или солдата в хорошо известной ему обстановке. Для русского сказочного репертуара самыми характерными являются сатирические сказки, высмеивающие бытовое поведение барина или попа. Герой бытовой сказки всегда выходит победителем в непримиримой борьбе со своими врагами.
В истории изучения бытовой сказки исследователи заостряли внимание прежде всего на идейной, классовой направленности этих произведений. Так, Ю.М. Соколов[8,с.335], называя бытовые сказки реалистическими, писал, что внутренними темами, основными идейными проблемами этих сказок являются вопросы социального неравенства. Подобной точки зрения придерживается В.Е. Гусев, который отмечал следующее: «Особенностью реалистической сатирической сказки является ее критический пафос. Художественная сила ее — в обличении зла, в типизации отрицательного персонажа»[1,с.255]. Собиратель и исследователь бытовой сказки Д.М. Молдавский так характеризовал сказку: «Проблема социальной сущности русской сатирической сказки, несомненно, проблема центральная, тесно связанная и с генезисом, и со средой, где она бытовала»[3,с.185].
Ю.И. Юдин[13,с.2] по поводу такого подхода к бытовой сказке замечает, что исходным основанием подобных представлений о бытовой сказке является взгляд на бытовую сказку как отражение исключительно современных социальных отношений и бытового уклада. Н.И. Савушкина[5,с.39] считает, что бытовая сатирическая сказка опирается на явления действительности, сказочник черпает материал для художественного осмысления жизни и общественного устройства в самых обыденных, иногда «низменных» сферах человеческого существования.
В.Я. Пропп так определял время появления бытовой сказки: «Бытовая сказка появляется тогда, когда земледелие выходит из примитивной стадии, а родовой строй сменяется рабовладельческим государством»[4,с.251]. Е.Ф. Тарасенкова[9,с.66] отмечает, что положительный герой сатирической сказки по сравнению с положительным героем волшебной сказки является новым этапом в развитии художественного мышления народа.
Методические подходы к работе над сказкой в начальной школе
... сказки в начальной школе. Основный метод исследовательской работы: изучение и анализ теоретических работ по педагогике. Структурно курсовая работа ... работы над сказкой во 2-м классе начальной школы. Теоретические основы работы над сказкой в начальной школе, Особенности сказки как литературного жанра Сказка ... даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости. С ...
Вторая точка зрения: и бытовые, и волшебные сказки возникли в период разложения родового строя как самостоятельные сказочные жанры и развивались независимо и параллельно.
1.2.2 БЫТОВАЯ СКАЗКА В КОРЕЙСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
Богатейшее представление о жизни и чаяниях, о радостях и горестях корейского народа, о его быте и традициях дают сказки бытовые.
Герои бытовых сказок, как правило, обыкновенные люди. Они добиваются успеха не с помощью мудрецов или небесных фей, а благодаря трудолюбию, уму, смекалке, ловкости. Чаще всего это крестьяне или батраки — мосымкун или простолюдины — чхонмин. Сказки этого цикла искрятся юмором, в них высмеиваются такие человеческие пороки, как глупость, жадность и зависть. Сюжет обычно строится на несогласии между героем и его недоброжелателями. Забитый и притесняемый в жизни бедняк в сказке совершенно преображается и выходит победителем в своеобразном поединке.
Героем многих бытовых сказок выступает янбан-дворянин. Но необходимо подчеркнуть своеобразие корейского янбана. Если в европейских сказках самый «бедный» помещик имел землю, поместье, прислугу, то янбан в старой Корее зачастую был гол как сокол. Многие представители янбанского сословия прозябали в нужде и даже нищенствовали. Янбаны часто кормились за счет своих богатых родственников, живя в их доме. Прогнать янбана не разрешали строгие законы родственных отношений. Таких обедневших янбанов в Корее называли мунгэками — приживалами или прихлебателями. В ряде сказок едко высмеивается спесь и чванливость мунгэков-янбанов.
В старой Корее высоко почиталась недоступная простому народу ученость. Человек, выучивший тысячу-другую иероглифов и прочитавший несколько конфуцианских книг, считался образованным ученым. Конфуцианский ученый в корейских сказках — фигура своеобразная. Конфуцианское учение, пришедшее из Китая, в Корее было возведено в ранг государственной этико-религиозной нормы. Знание конфуцианских догм было необходимо для сдачи экзаменов и поступления на чиновничью должность. Вся образованность подобных «ученых» сводилась к заученным наизусть каноническим книгам на древнекитайском языке. Обычно эти «ученые» плохо разбирались в простейших жизненных вопросах. Недаром в народе про них говорили: «Конфуцианский ученый, а не может составить расписку об уплате налога на быка». Корейцы сложили множество сказок о таких горе-ученых, где высмеивается их невежество и полное незнание реальной жизни («Хитрый батрак Тольсве»).
Любопытной чертой корейских сказок о женихах является то, что герой желает жениться не на юной девушке, а на молодой вдове. Конфуцианская мораль проповедовала безоглядную верность жены памяти умершего мужа. Даже невесте не полагалось выходить замуж за другого, если выбранный ей родителями жених умер. И вот сказочный герой, вопреки конфуцианским запретам, ухаживает за вдовой. В этом, вероятно, выразился своеобразный протест против бесправного положения женщин в старой Корее.
ГЛАВА II. ЖАНР БЫТОВОЙ СКАЗКИ В КОРЕЙСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
2.1 АНАЛИЗ КОРЕЙСКОЙ БЫТОВОЙ СКАЗКИ
Мотивы русской волшебной сказки
... уже впитавшим национальный характер и ставшим его отражением в фольклоре и литературной сказке. работы: работа состоит из 6 глав, введения, заключения и списка использованной литературы. Общий ... здесь будет рассмотрена волшебная сказка в ее эволюции от мифа к сказке, а от сказки народной к сказке литературной; - Цель работы – исследование проблем изучения сказки в русском литературоведении, также ...
У корейцев широким распространением и любовью пользуются сказки о взаимоотношениях бедняков и богачей, о хитрых и ловких людях, об умном парне, о глупцах, дураках, о монахах, о несчастной доле, о счастье и т.д. Герои бытовых сказок добиваются победы при помощи ловкости, хитрости и плутовства. Противники оказываются недогадливыми и недалекими и легко попадаются на их уловки.
Иногда в качестве героев сказок выступают ловкачи, нередко воры и разбойники. Таковым был герой сказки «Хитрый батрак Тольсве». «Хитрый батрак Тольсве» — корейская народная сказка из серии «Сказки народов мира». Классическая бытовая сказка, в которой герой действует в привычной обстановке. Сам герой — из низших сословий. Полагаться ему приходится на свою сметку, изворотливость, а помощники его — не волшебные предметы, а тупость и жадность хозяина. В сказке два раза упоминается прием пищи, который носит в Корее важный смысл (из-за особенностей традиций: при встрече чаще из вежливости спрашивают друг друга «хорошо ли Вы поели»), из-за чего и происходят ключевые повороты сюжета: во время первого приема пищи, когда богач едет сдавать экзамены взял с собой батрака Тольсве, чтобы он прислуживал его в пути, но из-за жары богач приказал своему батраку сходить в ближайшую харчевню купить куксу (лапша в холодном бульоне).
В такую жару и Тольсве хотелось кушать да охладиться и решил он проучить богача, засунул палец в чашу с куксу и сказал разьяренному хозяину, что туда муха упала, тогда богач сам отправился за куксу и приказал Тольсве остаться присматривать за ослом и быть на чеку, если придут разбойники, которые заколют ему глаза. Так и здесь хитрый Тольсве проучил хозяина, отдал осла крестьянам, работающим на поле в солнцепек, и остался с обрубками ткани. Когда вернулся богач, тот стоял с закрытыми глазами и объяснил хозяину, что закрыл глаза, побоявшись разбойников. Тут богач разъярился и написал что-то на спине Тольсве и приказал вернуться в деревню, но умный батрак догадался, что богач, что-то замыслил и попросил одного человека прочитать иероглифы, а там было написано, наказать этого батрака, как только он вернется обратно. Тольсве попросил этого человека переписать послание, написали, чтобы по его прибытию женить его на дочери богача и дать землю. Вернулся батрак в деревню и взял в жены дочь богача. Вернулся богач спустя пять месяцев и узнал об обмане Тольсве и сразу же приказал выбросить его в мешке в море. Когда слуги несли его в море, те проголодались по дороге и зашли в харчевню оставив мешок под деревом. Тольсве выбрался из мешка с помощью тех крестьян, которым помог, а те засунули в мешок кабана. Слуги ничего не подозревая бросили мешок с кабаном в море, а Тольсве вернулся обратно в деревню через два месяца и обманул богача, что в море его спасли морские жители, что морской царь Дракон зовет его хозяина в свое царство и приготовил для него дорогие подарки, а в замен просил толбко жернов с собой захватить. Так богач был обманут простым батраком Тольсве и был наказан за свою жадность, прыгнув с тяжелыми жерновами в море, а сам Тольсве возвратился в деревню и зажил там счастливо со своей женой.
Конечно, герои таких сказок не являются выразителями народных идеалов о борце с социальной несправедливостью. Но ловкачи и воры обычно обманывают только богатых, тем самым как бы выступают против эксплуататоров народа. Они очень смелы, находчивы, не считаются с стеснительными нормами старинного быта. Смелостью и независимостью своего характера и поступков они нравятся угнетенным и забитым людям. Сюжеты таких сказок достаточно занимательны, полны приключениями, чем и объясняется их популярность.
Ганс Христиан Андерсен и его сказки
... пьесу «Любовь на башне св. Николая», несколько романтических сказок… Андерсена начинают печатать, его пьесу ставят в Королевском театре… ... таких неимущих и незнатного происхождения, как Андерсен. Коллин, знавший о трудной жизни своего подопечного, разрешил ему ... одной ночи», открылся предо мной», — писал позднее Андерсен о преданиях детства. Однако воображение впечатлительного мальчика питали и ...
В основе композиции и обрисовки героев сказок на социальные темы лежит контрастность, противопоставление положительных героев отрицательным. Отрицательные персонажи, патриархальные богачи, купцы, образованные люди, изображаются в сатирическом плане. Они гибнут из-за своей жадности, глупости и невежества. Многие бытовые сказки носят ярко выраженный сатирический характер, в них народ побеждает своих врагов смехом и сарказмом. Подобное содержание носит корейская народная бытовая сказка-притча «Ядовитая хурма».
«Жили — были в одном монастыре два монаха — старый и молодой. Старый монах был очень скуп и жаден: он прятал в шкафу сушеную хурму и никогда не давал ее молодому. Даже пробовать не разрешал, а сам ел и ел — всегда один. И всякий раз приговаривал: «Не вздумай когда-нибудь съесть то, что у меня в шкафу! Сразу умрешь!»… Однажды монашек, оставшись один, съел всю сушеную хурму, разбил любимую тушечницу старого монаха и лег в постель. Вернувшись старый монах спрашивает: «Что случилось, почему лежишь?» …«Молодой монах еле слышным голосом отвечает: — Учитель! Я совершил смертный грех: нечаянно разбил вашу любимую тушечницу. Пусть, думаю, покарает меня судьба: вот я и съел все, что было у вас в шкафу… Лютая злоба искривила лицо старого скупца, а что сделаешь?». [6,с.209]
Так же широко распространены сказки-анекдоты, небольшие шуточные рассказы о человеческих недостатках и пороках: глупости, скупости, хитрости и т. п. Высмеивая глупость, сказка утверждает разум человека, осуждая скупость, поощряет щедрость и гостеприимство. Например, много сказок-анекдотов про глупцов и примером для этого послужит корейская народная бытовая сказка «О глупце»:
«Как-то один человек пошел на базар. Проголодался он и купил рисовую лепешку. Но бедняга был так голоден, что одной лепешки ему показалось мало. Что ел, что не ел — все едино. …Решил он тогда купить еще вареной картошки. Но и этим не насытился. И тогда на оставшиеся деньги купил он ёс — конфету, которую делают из риса и сахара. Съел и вдруг почувствовал, что наконец наелся. Стукнул он с досады себя по лбу и говорит: — Какой же я недогадливый! Надо бы мне сразу купить ёс, а я то лепешку покупал, то картошку. Так гогревал глупец, не понимая, что насытился не оттого, что съел ёс, а оттого, что до этого съел и лепешку и картошку». [6,с.212]
Эта сказка, скорее всего, похожа на басню, но все же чувствуется юмор, когда заголовок сказки оправдывается в том же глупце. Большинство бытовых анекдотов невелики по размеру, без каких-либо подробных описаний. Часто в них встречаются диалоги. Анекдоты отличаются иронией и юмором.
Так же не можем не выделить бытовую сказку, которая носит чисто поучительный характер и описывает семейные взаимоотношения. Такова сказка «Три брата». Эта сказка о жадности, которая порождает жестокость и о расплате за свои дела «той же монетой».
Воспитание чуткости у детей через сказку
... взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия (честность, ... забьют животворными ключами …» [4. c.29]. Цель этой работы – исследовать процесс воспитания чуткости у детей на основе сказки. Задачи исследования таковы: проанализировать учебники на предмет выявления ...
«Жили три брата на свете, и захотели они нарыть женьшеню, чтобы стать богатыми. Счастье улыбнулось им, и вырыли они корень ценой в сто тысяч кеш. Тогда два брата сказали: — Убьем нашего третьего брата и возьмем его долю. Так и сделали они. А потом каждый из них, оставшихся в живых, стал думать, как бы ему убить своего другого брата. Вот подошли они к селу. — Пойди, — сказал один брат другому, — купи сули (водки), а я подожду тебя. А когда брат пошел в село, купил сули и шел с ней к ожидавшему его брату, тот сказал: — Если я теперь убью своего брата, мне останется и вся суля и весь корень. Он так и сделал: брата застрелил, а сулю выпил. Но суля была отравлена, потому что ею хотел убитый отравить брата. И все трое они умерли, а дорогой корень женьшень сгнил. С тех пор корейцы не ищут больше ни корня, ни денег, а ищут побольше братьев». [6,с.217]
Как видим, во многих бытовых сказках и анекдотах сильно развит критический подход к действительности — критика консервативных порядков патриархального быта. Образы угнетателей народа показываются в сатирическом плане. В сказках выражены настроения и мечты трудящихся о лучшей жизни, об установлении справедливости на земле.
Вместе с тем в сказках выявляется ограниченность крестьянского мировоззрения, мечта о заступнике за бедных и обездоленных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сказка — один из интереснейших жанров корейского устного творчества. Борьба добра со злом, любовь к родному краю, вера в торжество справедливости, светлое будущее — все это нашло свое отражение в корейских сказках.
Корейским бытовым сказкам присуще подробное, реалистическое описание общества, одежды героев, обычаев страны. В сказках народ разоблачал паразитов-помещиков, порочных монахов, тупых и хищных чиновников. Народная смекалка, наблюдательность и остроумие нашли свое выражение в многочисленных пословицах и поговорках.
Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, повторений эпизодов нет, события в них можно определить как нелепые, смешные и странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. Также в них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/koreyskie-skazki/
1) Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л., 1967.
2) Костюхин Е. А. Типы и формы животного эпоса. Москва,1987 г.
3) Молдавский Д. М. Русская сатирическая сказка // Русская сатирическая сказка. М.-Л., 1958.
4) Пропп В.Я. Русская сказка.
5) Савушкина Н.И. Гиперболизация в социально-бытовых сатирических сказках // Фольклор как искусство слова. Вып. 3. М., 1975.
6) Сказки народов Азии/ Сост., вступит. ст. и примеч. Н. И. Никулина; Ил. М. Ромадина.-М.: Дет. лит., 1988.-718 с.: ил.- (Сказки народов мира в 10 томах, т. III ).
7) Словарь литературоведческих терминов под. ред. С. П. Белокуровой. M., 2005.
8) Соколов Ю.М. Русский фольклор. М., 1941.
9) Тарасенкова Е.Ф. Жанровое своеобразие русской сатирической сказки // Русский фольклор. Т. 2. М. Л., 1957.
Чем авторская сказка отличается от народной?
... царевне» — печальная, грустная и нежная. Заключение Подводя итоги того, чем отличается русская народная сказка от литературной, отметим еще одну особенность, обобщающую все остальные. Авторское произведение всегда ... Европе, которые способствовали началу авторских обработок фольклора. Народные сюжеты стали собирать и записывать. Первыми такими писателями были братья Гримм, Э. Гофман, Ш. Перро, Г.Х. ...
10) Феи с Алмазных гор: Корейские нар. сказки — М.: Худож. лит., 1991
11) Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. — М.: Наука, 1974. — 404 с.
12) Юдин Ю. И. Дурак, шут, вор и чёрт (Исторические корни бытовой сказки).
— Москва, 2006.
13) Юдин Ю. И. Русская народная бытовая сказка: Автореф. дисс. докт. филол. наук Л., 1979.