Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров венской классической школы

На протяжении XVIII века в ряде государств (Италии, Германии, Австрии, Франции и др.) Происходили процессы формирования новейших жанров и форм инструментальной музыки, совсем сложившихся и достигших собственной вершины в так называемой «венской классической школе».

Венская классическая школа, органически впитавшая в себя передовые заслуги государственных музыкальных культур, сама была явлением глубоко государственным, коренилась в демократической культуре австрийского народа. Представителями данного художественного направления были Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Ван Бетховен. Каждый из них являлся броской индивидуальностью. Так, стиль Гайдна отличало светлое мировосприятие, ведущая роль жанрово-бытовых частей. Для стиля Моцарта более характерным было лирико-драматическое начало. Стиль Бетховена — воплощение героического пафоса борьбы. Но наряду с отличиями, обусловившими неповторимость особенности каждого из этих композиторов, их объединяют реализм, жизнеутверждающее начало и демократичность.

Искусство венских классиков внесло в мировую музыкальную культуру мощную реалистическую и демократическую струю, основанную на богатствах народного творчества, и потому оно сохранило для нас всю свою ценность и художественную значимость.

1. Венская классическая школа как художественное направление в музыкальной культуре XVIII — начала XIX века

1.1 Особенности стиля венской классической школы

Художественный стиль классицизм (от лат. classicus — «образцовый») появился в XVII веке во Франции. Основываясь на представлениях о закономерности, разумности мирового устройства, профессионалы этого стиля стремились к ясным и серьезным формам, гармоничным образцам, воплощению больших нравственных эталонов. Высшими, непревзойдёнными эталонами художественного творчества они считали произведения античного искусства, поэтому разрабатывали античные сюжеты и виды. Классицизм во многом противостоял барокко с его страстностью, изменчивостью, противоречивостью, утверждая свои принципы в различных видах искусства, в том числе и в музыке. венский классический школа

Вершиной в развитии музыкального классицизма стало творчество Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена, работавших в большей степени в Вене и образовавших направление в музыкальной культуре второй половины xviii — начала XIX столетия — венскую классическую школу.

7 стр., 3337 слов

Русская культура XVIII века

... Русская культура 18 века впитала проблематику европейской культуры 15 - 18 веков, соединив в себе черты и Ренессанса, и Просвещения. Архитектура XVIII века Особенно сильно сказалось влияние Запада на русскую архитектуру XVIII века. XVIII век для русской ... появляется еще несколько школ -- Инженерная школа, Артиллерийская и ... ансамблях России XVIII века. Храмы, дворцы, выполненные в стиле рококо, ...

Деятельность композиторов венской классической школы была подготовлена художественным опытом их предшественников и современников, включая итальянскую и французскую оперу и инструментальную культуру, заслуги германской музыки. Огромную роль в становлении венской классической школы сыграли музыкальный быт Вены — наикрупнейшего музыкального центра, музыкальный фольклор многонациональной Австрии.

Для искусства представителей венской классической школы характерны универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественной формы. В их сочинениях органично смешиваются чувства и интеллект, трагическое и комическое, чёткий расчёт и естественность, непринуждённость высказывания.

В творчестве венских классиков выражено динамическое понимание жизненных действий, нашедшее более полное воплощение в сонатной форме и обусловившее симфонизм многих их сочинений. С симфонизмом, в широком смысле, соединены расцвет ведущих инструментальных жанров эры — симфонии, сонаты, концерта и камерного ансамбля, окончательное формирование 4-хчастного сонатно-симфонического цикла.

Музыка композиторов венской классической школы — новый этап в развитии музыкального мышления. Для их музыкального языка характерны строгая упорядоченность, централизованность в сочетании с внутренним разнообразием, богатством.

Расцвет венской классической школы совпал с общим действием становления симфонического оркестра — его стабильного состава, функциональной определённости оркестровых групп. Сложились главные классические типы камерных ансамблей — фортепианное трио, струнный квартет и др. Из музыки для сольных инструментов в особенности выделилась фортепианная.

Каждый из мастеров венской классической школы владел неповторимой индивидуальностью. Гайдну и Бетховену более близкой оказалась сфера инструментальной музыки, Моцарт в равной мере показал себя и в оперном, и в инструментальных жанрах. Гайдн больше тяготел к объективным народно-жанровым образам, юмору, шутке, Бетховен — к героике, Моцарт, будучи универсальным художником — к разнообразным оттенкам лирического переживания.

1.2 Музыкальные жанры

Симфония

Более сложная форма инструментальной музыки — симфония (греч. «созвучие»).

Она рассчитана на выполнение симфоническим оркестром. Способности этого жанра значительны: он дозволяет выразить музыкальными средствами философские и нравственные идеи, поведать о чувствах и переживаниях. Сформировался жанр в середине XVIII столетия в творчестве представителей венской классической школы. Композиторы разработали сонатно-симфонический цикл из четырёх частей, которые различаются характером музыки, темпом и приёмами развития темы. Первая часть, построенная в сонатной форме и традиционно исполняемая в стремительном темпе, заполнена драматическим содержанием. Время от времени ей предшествует медленное вступление. Вторая часть медленная, созерцательная; это лирический центр композиции. Третья — контрастна по отношению ко второй: подвижная, живая музыка носит или танцевальный, или шутливый характер. До начала XIX в. Композиторы употребляли форму менуэта (фр. menuet, от menu — «маленький, мелкий»), распространённого салонного танца XVIII столетия. Позже менуэт был заменён скерцо (от итал. scherzo — «шутка») — так назывались небольшие вокальные либо инструментальные произведения, быстрые по темпу и шутливые по содержанию. Четвёртая, традиционно стремительная, часть — финал симфонии; тут подводятся итоги развития тем и образов произведения.

7 стр., 3401 слов

Реферат классическая музыка

... зрения проводит В. Конен. В своей замечательной книге "Театр и симфония" она намечает следующую логику становления классической музыки: формирование театра и оперы, использование музыкальных средств (пения и ... прошлого: например, вершины французской, венской и венгерской оперетты XIX — начала XX вв., вальсы Иоганна Штрауса и т. п. В типологическом смысле «классической» часто называется в разговорном ...

Композиторы венской школы дали симфонии необычайную упругость и способность воплощать в обобщённой форме разнообразные стороны человеческого бытия. Ими сделаны разные типы симфонизма — народно-жанровый, лирико-драматический, героико-драматический, которые потом были развиты и обогащены композиторами-романтиками.

Сонатная форма

Одна из самых сложных и богатых по содержанию музыкальных форм, сонатная, начала складываться в первой половине XVIII в. И окончательный вид обрела во второй половине столетия в произведениях композиторов венской классической школы. Сонатная форма — это принцип изложения музыкального материала. Он предполагает не механическое чередование частей и разделов, а взаимодействие тем и художественных образов. Темы — основная и побочная — или противопоставляются друг другу, или дополняют одна другую. Развитие тем проходит три этапа — экспозицию, разработку и репризу. Темы появляются в экспозиции (от лат. expositio — «изложение, показ»).

основная звучит в основной тональности, которая и описывает наименование тональности всего сочинения (к примеру Симфония до мажор).

Побочная традиционно излагается в другой тональности — меж темами возникает контраст. В разработке происходит дальнейшее развитие тем. Они могут вступать в острое взаимное противоречие. Время от времени одна подавляет другую либо, напротив, уходит в тень, оставляя «сопернице» полную свободу действий. Обе темы могут стать в ином освещении, к примеру, будут исполнены иным составом инструментов, либо резко поменяют характер. В репризе (фр. reprise, от reprendre — «возобновлять, повторять») темы на первый взор возвращаются в изначальное состояние. Но побочная звучит уже в основной тональности, таковым образом приходя к единству с главной. Реприза — результат сложного пути, к которому темы приходят обогащённые опытом экспозиции и разработки. Итоги развития время от времени закрепляют в дополнительном разделе — коде (от итал. coda — «хвост»), но она необязательна. Употребляют сонатную форму традиционно в первой части сонаты и симфонии, а также (с небольшими переменами) во второй части и в финале.

Соната

Один из главных жанров инструментальной музыки — соната (итал. sonata, от sonare — «звучать»).

Это многочастное (традиционно из трёх либо четырёх частей) произведение; у композиторов второй половины XIX — начала XX в. Есть и одночастные сочинения. В творчестве мастеров венской классической школы соната, так же как и симфония, достигла расцвета. В различие от симфонии соната предназначена или для одного инструмента (как правило, фортепиано), или для двух (один из которых фортепиано).

Первая часть произведений такового жанра пишется в сонатной форме. Тут обозначаются главные музыкальные темы произведения. Вторая часть, традиционно спокойная, медленная, составляет резкий контраст с первой. Третья — финал, исполняемый в стремительном темпе. Он подводит итоги и совсем описывает общий характер произведения.

4 стр., 1802 слов

Этапы развития русской школы классического танца

... школа танца Становлению русского балета способствовало творчество Шарля Луи Дидло. В 1801г.он возглавил театр, который при нем достиг мировой славы. Ш. Дидло, приверженец классической школы, воспринял правила академического танца 18 века. ... как первоначально в Россию приглашали на работу педагогов и хореографов именно этих стран. Зарождение профессионального танцевального искусства в России связано ...

2. Ф.Й. Гайдн — основатель венской классической школы

О музыке Йозефа Гайдна — одного из основоположников венской классической школы — его друг и младший современник Вольфганг Амадей Моцарт писал: «Никто не в состоянии делать всё: и балагурить, и потрясать, вызывать хохот и глубоко трогать, и всё одинаково отлично, как это умеет Гайдн». С творчеством Гайдна связан расцвет таковых жанров, как симфония (их у него сто четыре, не считая утерянных), струнный квартет (восемьдесят три), клавирная соната (пятьдесят две).

огромное внимание уделял композитор концертам для разных инструментов, камерным ансамблям и духовной музыке.

Франц Йозеф Гайдн родился в Австрии в 1732 году. С восьми лет он стал петь в капелле Святого Стефана в Вене. Будущему композитору приходилось зарабатывать на жизнь перепиской нот, игрой на органе, клавире и скрипке. В 1753 году он наконец находит постоянную работу — аккомпаниатором у известного итальянского композитора Николе Порпоре (1686-1768).

Тот оценил талант Гайдна и стал преподавать ему композицию. В 1761г. Гайдн поступил на службу к богатым венгерским князьям Эстерхази и провёл при их дворе в качестве композитора и управляющего капеллы практически тридцать лет. В 90-х гг. Гайдн длительно жил и плодотворно работал в Лондоне. Он приобрёл европейскую известность, его творчество по достоинству оценили современники — композитор стал обладателем множества почётных степеней и званий. Йозефа Гайдна частенько называют «отцом» симфонии. Конкретно в его творчестве симфония стала ведущим жанром инструментальной музыки.

В симфониях Гайдна увлекательна разработка главных тем. Проводя мелодию в различных тональностях и регистрах, придавая ей то либо другое настроение, композитор таковым образом обнаруживает ее скрытые способности, выявляет внутренние противоречия: мелодия то преображается, то возвращается к начальному состоянию. Гайдн владел узким чувством юмора, и эта изюминка личности отразилась в музыке. Во многих симфониях ритмика третьей части (менуэта) нарочито тяжеловесна, как будто автор пробует изобразить неуклюжие пробы простолюдина повторить стильные движения галантного танца. Остроумна симфония №94 (1791г.).

В середине второй части, когда музыка звучит тихо и тихо, нежданно раздаются удары литавр — чтоб слушатели «не скучали». Не случаем произведение окрестили «С боем литавр, либо Сюрприз».

Представителям венской классической школы, и до этого всего Гайдну, принадлежит награда формирования устойчивого состава симфонического оркестра. До этого композиторы наслаждались только теми инструментами, которые в данный момент были доступны. Появление устойчивого состава оркестра — броский признак классицизма. Звучание музыкальных инструментов приводилось таковым образом в строгую систему, которая подчинялась правилам инструментовки. Эти правила основаны на знании возможностей инструментов и предполагают, что звук каждого — не самоцель, а средство, выражающее определённую идею. Устойчивый состав давал цельное, однородное звучание оркестра.

9 стр., 4442 слов

Мой любимый композитор (моцарт, бетховен)

... дальше. Моцарт к тому времени уже умер, поэтому Бетховен стал заниматься с другими известными композиторами. раскрылся его дар как пианиста. Расцвет творчества и лучшие сочинения Особенно Бетховен любил ... виолончели с фортепиано, музыку к балету «Творения Прометея» — единственному у Бетховена! — и многое другое. Словно набираясь творческих сил, он сравнительно поздно обратился к симфонии Первую ...

Кроме инструментальной музыки Гайдн уделял внимание опере и духовным сочинениям, обращался к жанру оратории («Сотворение мира», 1798г.; «Времена года», 1801г.), также часто употреблял приём звукоподражания (например, пению птиц).

3. Музыкальный гений — В.А. Моцарт

Творчество Моцарта занимает особенное место в венской классической школе. В его произведениях классицистическая строгость и ясность форм соединились с глубочайшей эмоциональностью. Музыка композитора близка к тем фронтам в культуре второй половины XVIII в., Которые были обращены к чувствам человека, именно Моцарт в первый раз показал противоречивость внутреннего мира личности.

Вольфганг Амадей Моцарт родился в Зальцбурге (Австрия).

Владея необыкновенным музыкальным слухом и памятью, он уже в раннем детстве научился играться на клавесине, а в пять лет написал первые сочинения. Моцарт виртуозно обладал органом и скрипкой. В одиннадцать лет он создал первую оперу «Аполлон и Гиацинт», а в четырнадцать уже дирижировал в театре Милана на премьере своей оперы «Митридат, царь Понтийский».

Как и многие музыканты той эры, Моцарт состоял на придворной службе (1769-1781гг), зарабатывал нечастыми изданиями собственных сочинений, уроками игры на фортепиано и выступлениями (последние послужили стимулом для сотворения концертов для фортепиано с оркестром).

Особенное внимание Моцарт уделял опере. Его произведения — целая эра в развитии этого вида музыкального искусства. Опера завлекала композитора возможностью показать взаимоотношения людей, их чувства и рвения. В зрелых произведениях композитор отказался от серьезного разграничения оперы на серьёзную и комическую — возник музыкально-драматический спектакль, в котором эти элементы переплетены. Как следствие в операх Моцарта нет однозначно положительных и отрицательных героев, характеры живые и многогранные, не связанные рамками амплуа.

В опере «Дон Жуан» (1787г.) Получил музыкальное воплощение средневековый сюжет о покорителе дамских сердец. Энергичному, темпераментному, своевольному и свободному от всех нравственных норм герою противоборствует в лице Командора высшая сила, олицетворяющая разумный порядок. Философское обобщение соседствует тут с любовными интригами и жанрово-бытовыми элементами. Трагическое и комическое образуют неразрывное единство. Эту изюминка оперы выделил и сам автор, дав своему сочинению подзаголовок «Весёлая драма». Казалось бы в финале справедливость торжествует — порок (Дон Жуан) наказан. Но музыка оперы тоньше и сложнее такового упрощённого понимания произведения: она вызывает у слушателя сочувствие к герою, оставшемуся верным себе даже перед лицом погибели.

Моцарту принадлежит двадцать семь концертов для фортепиано с оркестром, семь для скрипки с оркестром. В одних произведениях слушателя поражает виртуозное мастерство, праздничность, в остальных драматизм и эмоциональные контрасты.

Музыку Моцарт придумывал совсем просто, время от времени даже без черновиков, создавая творения, непревзойдённые по художественной красе и гармоничности. Музыканты-современники высоко ценили дарование Моцарта, но большая часть аристократической публики его творчество не понимало.

Моцарт так и не успел дописать реквием, он был доработан по наброскам композитора его учеником Ф.К. Зюсмайром.

4. Творческий путь Л. Ван Бетховена

«Музыка обязана высекать огонь из груди человеческой» — это слова германского композитора Людвига ван Бетховена, произведения которого принадлежат к высшим достижениям музыкальной культуры.

11 стр., 5486 слов

Содержание и строение формы некоторых частей в Сонатах Л.В. Бетховена

... симфоническими произведениями. III часть сонатно-симфонического цикла имела танцевальный характер. В творчестве Й. Гайдна и В. А. Моцарта это был Менуэт. Л.В. Бетховен ... также авторские лады, которые были созданы самими композиторами, для создания определённого образного колорита (целотоновый ... их в одной части (сонатная форма). Таким образом, сонатно-симфонический цикл явился той универсальной формой, ...

Мировоззрение Бетховена складывалось под действием идей Просвещения и свободолюбивых эталонов Французской революции. В музыкальном отношении его творчество, с одной стороны, продолжало традиции венского классицизма, с другой — запечатлело черты нового романтичного искусства. От классицизма в произведениях Бетховена возвышенность содержания, красивое владение музыкальными формами, обращение к жанрам симфонии и сонаты. От романтизма смелое экспериментаторство в области этих жанров, энтузиазм к вокальной и фортепианной миниатюре.

Людвиг ван Бетховен родился в Германии в семье придворного музыканта. Заниматься музыкой он начал с раннего детства под управлением отца. Но реальным наставником Бетховена стал композитор, дирижёр и органист К.Г. Нефе. С одиннадцати лет Бетховен служил ассистентом органиста в церкви, позже придворным органистом, концертмейстером в оперном театре Бонна.

В 1792г. Бетховен переехал в Вену. Он брал уроки музыки у величайших музыкантов той эры. Отсюда блестящее знание композитором музыкальных форм, гармонии и полифонии. Скоро Бетховен начал давать концерты; стал популярным. Его узнавали на улицах, приглашали на праздничные приёмы в дома высокопоставленных особ. Он много придумывал: писал сонаты, концерты для фортепиано с оркестром, симфонии.

Длительное время никто не догадывался, что Бетховена поразил серьёзный недуг — он начал терять слух. Убедившись в неизлечимости болезни, композитор решил уйти из жизни и в 1802г. приготовил завещание, где объяснял мотивы собственного решения. Но Бетховен смог преодолеть отчаяние и нашёл в себе силы писать музыку дальше. Выходом из кризиса стала Третья («Героическая») симфония.

В 1803-1808гг. композитор также работал над созданием сонат; в частности Девятой для скрипки и фортепиано, она посвящена парижскому скрипачу Рудольфу Крейцеру, поэтому получила заглавие «Крейцерова»; Двадцать третьей («Аппассионатой») для фортепиано, Пятой и Шестой симфониями.

Шестая («Пасторальная») симфония имеет подзаголовок «Воспоминание о сельской жизни». Это произведение рисует разные состояния человеческой души, отстранившейся на время от внутренних переживаний и борьбы. Симфония передаёт чувства, возникающие от соприкосновения с миром природы и сельской жизни. Необычна ее структура — пять частей вместо четырёх. В симфонии есть элементы изобразительности, звукоподражания (поют птицы, гремит гром и т.д.).

Находки Бетховена потом использовались многими композиторами-романтиками.

Вершиной симфонического творчества Бетховена стала Девятая симфония. Задумана она была ещё в 1812г., Но работал над ней композитор с 1822 по 1823г. Симфония грандиозна по масштабам; в особенности необычен финал, представляющий собой нечто вроде большой кантаты для хора, солистов и оркестра, написанной на текст оды «К радости» И.Ф Шиллера.

В первой части музыка жестока и драматична: из хаоса звуков рождается точная и совсем масштабная тема. Вторая часть — скерцо по характеру перекликается с первой. Третья часть, исполняемая в медленном темпе, — это спокойный взор просветлённой души. Дважды в неторопливое течение музыки врываются звуки фанфар. Они напоминают о грозах и битвах, но изменить общий философский образ не в силах. Эта музыка — вершина лирики Бетховена. Четвёртая часть — финал. Темы прошлых частей проплывают перед слушателем как будто уходящее прошедшее. И вот возникает тема радости. Удивителен внутренний строй темы: трепетность и строгая сдержанность, большая внутренняя сила, высвобождающаяся в грандиозном гимне добру, истине и красе.

4 стр., 1827 слов

Инструментальное творчество Л. В. Бетховена

... педали — все эти приемы создали из бетховенской сонаты симфонию для фортепиано. [9] Сонаты предвосхищают некоторые другие жанровые композиции Бетховена, например форма увертюры подготовлена в сонатных allegro Пятой, ... и одухотворенное творчество Бетховена стало знаменем для молодых композиторов ХГХ века, которые пытались найти ответы в том кровавом мире войн, в котором протекала их жизнь, и понять ...

Премьера симфонии состоялась в 1825г. в Венском оперном театре. Для воплощения авторского плана театрального оркестра оказалось недостаточно, пришлось пригласить любителей: двадцать четыре скрипки, десять альтов, двенадцать виолончелей и контрабасов. Для венского классического оркестра таковой состав был необыкновенно массивным. Не считая того, любая хоровая партия (басы, тенора, альты и сопрано) включала двадцать четыре певца, что также превосходило привычные нормы.

При жизни Бетховена Девятая симфония для многих осталась непонятной; ею восторгались только те, кто близко знал композитора, его ученики и просвещённые в музыке слушатели, но со временем симфонию стали включать в свой репертуар знаменитые оркестры мира.

Для произведений позднего периода творчества композитора характерны сдержанность чувств и философская углубленность, что отличает их от страстных и драматических ранних сочинений. За свою жизнь Бетховен написал 9 симфоний, 32 сонаты, 16 струнных квартетов, оперу «Фиделио», «Торжественную мессу», 5 концертов для фортепиано и один для скрипки с оркестром, увертюры, отдельные пьесы для различных инструментов.

Удивительно, но многие сочинения (в том числе Девятую симфонию) композитор написал, будучи уже совсем глухим. Но и его последние произведения — сонаты для фортепиано и квартеты — непревзойдённые шедевры камерной музыки.

Заключение

Итак, художественный стиль классицизм появился в XVII столетии во Франции, основываясь на представлениях о закономерности, разумности мирового устройства. Профессионалы этого стиля стремились к ясным и серьезным формам, гармоничным образцам, воплощению больших нравственных эталонов. Высшими, непревзойдёнными эталонами художественного творчества они считали произведения античного искусства, поэтому разрабатывали античные сюжеты и виды.

Вершиной в развитии музыкального классицизма стало творчество Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена, работавших в большей степени в Вене и образовавших направление в музыкальной культуре второй половины XVIII — начала XIX столетия — Венскую классическую школу. Отметим, что классицизм в музыке во многом не похож на классицизм в литературе, театре или живописи. В музыке нереально опираться на античные традиции, так как они практически неопознаны. Не считая того, содержание музыкальных сочинений частенько связано с миром чувств человека, которые не поддаются жёсткому контролю разума. Но композиторы венской классической школы создали совершенно новую стройную и логичную систему правил построения произведения. Благодаря таковой системе самые сложные чувства облекались в ясную и совершенную форму. Страдания и радости становились для композитора предметом размышления, а не переживания. И если в остальных видах искусства законы классицизма уже в начале XIX в. многим казались устаревшими, то в музыке система жанров, форм и правил гармонии, разработанная венской школой, сохраняет своё значение до сих пор. Искусство венских классиков представляет для нас огромную ценность и художественную значимость.

18 стр., 8813 слов

Музыка, искусство

... и безысходная угнетённость). Тип работы: Реферат Раздел: Музыка, искусство Скачиваний: 3883 Содержание Стр. Введение I Музыкальная культура XVIII века 1) Влияние петровских реформ на развитие музыкальной культуры 2) Влияние театра ... с творчеством композиторов т. н. новой венской школы - А. Шёнберга (глава школы), А. Берга и А. Веберна. Шёнберг, начавший свой путь с произведений, близких позднему ...