Журналистика и искусство

Курсовая работа

Актуальность темы «Журналистика и искусство» обусловлена тем, что арт объекты и культура как обобщенное понятие неизменно остаются важными темами, связанными с жизнью общества и государства, как с воспитательной, так и с образовательной точки зрения.

Также актуальность выбранной темы определяется популярностью арт-идей в современном мире. Возрастающая интеллектуализация жизни и деятельности человека обусловливает необходимость в более масштабном освещении и трансляции специализированной информации, удовлетворяющей интересам аудитории. Таким образом, СМИ выступают своего рода мостом между искусством и аудиторией.

В работе рассматривается функции журналистики, а также ее назначение, связанное с популяризацией темы искусства. Журналистская деятельность представляет собой мощный рабочий инструмент социального института культуры, смыслом и задачей которого является просвещение общества. Человек, не рождаясь обладателем культурного багажа, приобретает и повышает свой интеллектуальный и культурный уровень в процессе кропотливого и тщательного воспитания. Усвоение ценностей, этических норм поведения, формирование идеалов, способов самовыражения и верований – это те ступени, по которым проходит личность в процессе своего роста, тем более успешного, когда основополагающие базовые понятия передаются из поколения в поколение.

К основным функциям журналистики относятся идеологическая деятельность и формирование высокого культурного уровня общества. Таким образом, выбранная тема освещает роль СМИ в процессе организации системы интеллектуальных и духовных ценностей.

Цель данной работы – выявление особого вида журналистской деятельности и более точного определения одной из ее граней – «культурных СМИ», а также рассмотрение СМИ как регулятора общественного сознания и инструмента повышения интеллектуального уровня населения.

Уникальность художественной журналистики состоит в том, что объекты ее деятельности не имеют срока годности – они не стареют и не теряют своей актуальности, оставаясь востребованными на неограниченное время, как это происходит с наиболее интересными и грамотными арт-публикациями.

Арт-журналистика в своей работе ставит акценты на проблемах развития и сохранения культуры и искусства, а также рассматривает способы формирования общественного сознания и удовлетворения потребностей в этой области у массовой аудитории. В данном случае речь идет о сценическом искусстве, о значении театра и, разумеется, о критическом его восприятии, то есть, о месте арт-критики и театральных изданий в целом.

5 стр., 2246 слов

Роль журналистики в обществе

... Дать определение журналистики; 2. Выявить функции журналистики; 3. Выяснить какое влияние оказывает журналистика на общество; 4. Определить роль журналистики в обществе; 5. Взять интервью у профессионального журналиста. 1. Определение журналистики Журналистика - это общественная деятельность по ...

Научная новизна данной работы заключается в анализе процесса обогащения внутреннего мира человека и синтезе выводов на основании влияния арт-журналистики на духовную среду, интеллект, образование, тягу к творчеству и искусству и их понимания.

В своем полном многообразии СМИ представляют собой значимый способ информационного воздействия на аудиторию. Впитывая определенную информацию, человек транслирует ее вовне. Именно так работает пропаганда любого характера – передачей информации своей целевой аудитории и влиянием на ее дальнейшее поведение. Создаются определенные условия, при которых аудитория подвергается воздействию информационного поля. Это явление стимулирует всестороннее развитие формирование цивилизованного общества.

Помимо этого, научная новизна данной исследовательской работы определяется стремлением и интересом к постижению закономерностей между такими явлениями, как культура, общество, искусство и журналистика.

В ходе углубленного изучения выбранной темы, найти целостной работы, посвященной непосредственно вопросам взаимодействия журналистики, искусства и их влияния на общество, не удалось, хотя совершенно очевидно, что подобная взаиморегулирующая связь существует. Данная тема не является предметом активного дискурса и не проработана достаточно детально и глубоко, несмотря на существование отдельных образовательных программ ВУЗов. Тема связи искусства и СМИ до сих пор является несколько размытой, в то время как ее влияние связано с основами общественной жизни общества.

Объектом исследования данной работы является взаимосвязь таких понятий как «искусство» и «журналистика», а также их общих целей. Речь идет о духовно-просветительской деятельности, направленной на формирование здорового, многогранного, интеллектуального и нравственно обогащенного человека.

Предметом работы является анализ воздействия театральных рецензий на читающую аудиторию, а также формирование культурно-досугового пласта как неотъемлемой части жизни человека.

Основная задача работы – детальное рассмотрение особенностей арт-журналистики, ее предназначения, главных функций и целей. Помимо этого, упоминались достойные представители профессии, проблематика и условия существования данного направления, оценивались различные закономерности и методы.

ГЛАВА I. ЖУРНАЛИСТИКА И ЕЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ В КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

1. Общая характеристика журналисткой профессии

Журналистская деятельность — это сложнейший механизм, исполняющий функции освещения, анализа и передачи информации. Говорить об этой профессии обобщенно довольно сложно, так как вся ее деятельность является отражением различных сфер и явлений, протекающих в мире и в обществе. Журналистика имеет разные жанры, подразделяется на темы, стили, способы коммуникации, а также направлена на разноплановую аудиторию и, соответственно, не может рассматриваться как общее явление, так как, в этом случае, определение и восприятие будут слишком поверхностными.

Для более точного определения, осознания ценности и тонкости профессии, важно рассмотреть хотя бы один из ее аспектов, а именно — ее идеологическую деятельность и культуроформирующую функцию.

2 стр., 536 слов

Роль журналистики в современном обществе

... мира. Поэтому я уверена, что журналистам нужно обладать не только профессиональными навыками, но и рядом качеств, воспитание которых требует трудолюбия и самодисциплины. Роль журналистики в современном обществе ... очень велика. Абсолютно это бесспорно. На протяжении последнего времени журналистика продвинулась вперед, освящает ...

Трудно переоценить важность вклада, который журналистика вносит в развитие общества и в процесс кристаллизации ценностей. Формирование сознания происходит непосредственно под воздействием окружающих факторов, к которым СМИ имеет самое прямое отношение. СМИ как явление наделено значимой властью и имеет возможность постоянного воздействия на аудиторию.

Несформированная личность не всегда может осознанно выбирать и разделять информацию по критериям «хорошего» и «плохого», оценивать возможную пользу или явный вред от полученных сведений. Качественная журналистика, в данном случае, становится проводником, ведущим свою аудиторию к пониманию истины.

2. Влияние журналистики на человека

Культурная журналистика, равно как и публицистика, пользуются значительно меньшей популярностью, чем любые другие направления. К примеру, аудитория федерального телеканала «Культура» составляет лишь небольшой процент от общего населения страны. Это говорит о том, что основные интересы людей не направлены на повышение культурного и образовательного уровня, тогда как темы, далекие от просветительских, вызывают большой резонанс и интерес большинства.

Влияние низкопробных СМИ негативно сказывается на развитии индивида. Их воздействие способствует ограничению в распознавании качественного материала от бесполезного и засоряющего сознание. К тому же, оно способствует снижению, а иногда и полной потере интереса у аудитории к интеллектуальным темам, что особенно печально, когда речь идет о молодом поколении.

Развитие личности и ее духовных ценностей начинаются в раннем детстве, когда человек впитывает информацию и, в каком-то смысле, отзеркаливает увиденное. При поглощении некачественной информации, транслируемой некоторыми СМИ в виде «фаст-фуда», досуговая или даже основная деятельность человека приобретает отрицательный характер и деятельность культурных СМИ не имеет успеха, ведь усвоение и переработка тонких материй требует определенных усилий и подготовки.

3. Миссионерская задача журналистики

Формирование массового сознания напрямую связано с общими культурными и идеологическими ценностями общества. Деятельность журналистики носит миссионерский характер и имеет своей целью обогащение внутреннего мира человека, формирование здоровой и целостной личности, имеющей способность мыслить и рассуждать от собственного лица, иметь собственное мнение, взгляд, позицию.

Идеологическая цель журналистики проявляется во введении человека в мир общественных отношений как активно действующей единицы, в сознании которой сформированы определенные мотивы и стимулы социальной активности.

Несмотря на то, что культура и искусство – это два отдельных понятия, они имеют тесную взаимосвязь, ведь, искусство – это вещественное проявление и квинтэссенция культуры общества и страны в целом.

Журналистика, как один из важнейших представителей социальных институтов, непосредственно участвует в распространении высоких культурных ценностей. Именно на образах общемировых культурных событий и произведений и происходит формирование и воспитание общества на всех уровнях, включая духовный, психологический и социальный аспекты развития человека как единицы общества.

ГЛАВА 2. ДОСУГ И КУЛЬТУРНОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА

1. Общее понимание досуга

Стоит затронуть тему, связанную с одной из важнейшей социальных сфер жизни человека, а именно – сферы досуга. Существует мнение, что досуговое значение журналистики связано исключительно с развлечением и не несёт никакой пользы. Однако, это мнение является ошибочным и выражает неправильное представление о роли журналистики в данной сфере.

21 стр., 10330 слов

Совершенствование социально-культурной деятельности ДК им. С.М. Кирова

... культуре, формы организации досуга. Деятельность театров, кинотеатров, музеев, концертных и выставочных залов, центров, клубов и дворцов культуры, библиотек, просветительная работа творческих союзов и фондов, Всероссийского общества ... влияют на отношение, поведение и восприятие человека к предлагаемому мероприятию. Говоря об организации программ в культурном центре, следует отметить, что эти ...

Для начала следует разобраться с тем, что подразумевает под собой слово «досуг». В сознании большинства под этим словом понимают бесцельное проведение времени, безделье и праздность. Словарь же определяет этот термин как «свободное от работы время». Сергей Ожегов: Толковый словарь русского языка АСТ, 2014 То есть, речь не идет о бессмысленном времяпрепровождении, а, напротив, имеется в виду время, которое читатель может посвятить умственным занятиям, на знакомство с чем-то новым, с тем, на что у него обычно не хватает времени.

2. Значение досуга в формировании культурной составляющей общества

Современные культурологи определяют предназначение досуга как способ разнообразного проведения времени. По их мнению досуг имеет три важных социокультурных функции: просвещение и развитие, когда речь идёт о развитии личности и интеллекта; развлечение, являющееся необходимым условием для эмоциональной разрядки и поднятия настроения у человека, что, в свою очередь, позволяет ему реализовывать первую функцию; релаксация, связанная с необходимостью возобновления эмоциональных и физических ресурсов человека.

Среди сфер культуры, интересующих прогрессивную часть общества, можно выделить архитектуру, музыку, театр, хореографию, изобразительное искусство и, конечно, литературу. Каждый из этих видов искусства может выступать в роли средства массовой коммуникации, так как они наделены определенной смысловой нагрузкой, имеют социальный характер, а темы произведений могут быть направлены на освещение различных общественных и социальных проблем, напрямую связанных с окружающей нас действительностью.

С учетом факторов, определяющих понятие досуга, перед журналистом стоит задача быть осведомленным в сферах увлечений и культурных пристрастий его целевой аудитории, чтобы иметь возможность снабжать ее соответствующей информацией и формировать ее культурный базис. Кроме того, перед культурными СМИ стоит важная задача тщательного сохранения наследия мировой культуры.

В условиях современности все вышеперечисленное составляет предмет забот художественных, просветительских и образовательных разделов газет и журналов, теле- и радиопередач, а также, разумеется, различных независимых интернет-СМИ.

3. Исторические предпосылки возникновения «культурных СМИ»

В целом жанр публицистики утвердился в 1755 году, когда вышел первый научно-публицистический журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие». Позднее, при Академии наук начали издаваться «Академические известия», «Новые ежемесячные сочинения». Материалы перечисленных изданий включали в себя темы из различных областей науки: медицины, экономики, философии, истории, литературы.

Ключевая роль в деле просвещения Российской империи была отведена Н. И. Новикову, который, по словам А. С. Пушкина «на полвека подвинул образованность России». (Пушки. «Критика и публицистика» том шестой СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ 1824-1836 Публикации 1824-1830гг.) Новиков занимался печатанием и распространением общедоступных книг во всех отраслях знаний, а также, что немаловажно, именно он основал первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума». Развитие детской литературы создает тесную связь с созданием благоприятных условий для возможности просвещения и образования общества в целом. Ведь именно в детстве человек формирует привычки, наклонности, интересы и культуру.

2 стр., 787 слов

» Моя педагогическая деятельность» статья

... зажечь любопытство, которое не погаснет на протяжении всей его жизни. Моя педагогическая деятельность основывается на идеях поликультурного воспитания, культуроведческого образования средствами иностранного языка, ... Именно поэтому в качестве одного из направлений своей научной и педагогической деятельности я выбрала «технологию развития критического мышления через чтение», которая позволяет ...

«Обязанность журналиста – под маскою занимательного и приятного скрывать полезное и наставительное»,( Василий Жуковский Полное собрание сочинений и писем. Том 12. Эстетика и критик) — писал В. А. Жуковский в издании «Вестник Европы» за 1803 год. Тогда же, в 18 веке, в качестве дополнения при издании «Санкт-Петербургских ведомостей» стали постепенно вводиться «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания». Несмотря на то, что журнал был далек от научно-публицистической тематики, его статьи стали ничем иным, как началом развития публицистики. По преимуществу «Примечания» представляли собой статьи на темы физики, математики, геологии и прочих естественных и точных наук. Таким образом, на страницах русской прессы зародились новые направления и жанры, появилась аналитическая журналистика, возник интерес к литературно-критической стороне деятельности газет и журналов. Возникли такие издания, как «Российский магазин «Санкт-Петербургские ведомости», «Российский феатр», «Московский журнал», деятельность которых была направлена на развитие и анализ культурной стороны жизни Российской империи. Такие издания как «Современник», «Вестник Европы», «Сын отечества», «Телескоп», «Отечественные записки» и некоторые другие, размещали различные аналитические литературные произведения, принадлежащие перу ключевых фигур классической русской литературы:

Н. В. Гоголь, А. В. Кольцов, Ф. И. Тютчев, П. А. Вяземский, П. Б. Козловский, Д. В. Давыдов, Н. А. Дурова. С уверенностью можно сказать, что именно пушкинский «Современник» положил начало жизни аналитических «толстых журналов» в России, что в свою очередь, является толчком в развитии критического восприятия произведений как самими авторами, так и их читателями.

ГЛАВА 3. КУЛЬТУРНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК «ИСКУССТВО ОБ ИСКУССТВЕ»

1. Дифференцирование журналистики по назначению и темам

Для осуществления более качественной работы с материалом существует определенная локализация СМИ: деление на тематики, связанные с конкретной областью общественной жизни. Выбирая профессию, журналист выбирает и направление, в котором будет осуществляться его профессиональная деятельность. Следует отметить, что в условиях разграничения направлений деятельности СМИ, возникает определенная необходимость в двойном образовании журналиста. Важно иметь не только литературные или другие журналистские навыки, но и возможность ориентироваться и творчески углубляться в ту тему, в которой журналист задействован. Одним из наиболее ярких и известных примеров такого подхода к работе – Илья Варламов, имеющий архитектурное образование, но при этом связавший свою профессиональную деятельность именно с журналистикой. В сфере искусства также невозможно работать без специального образования или, по крайней мере без колоссальной базы знаний, позволяющей сформировать профессиональный взгляд.

24 стр., 11683 слов

Рождение и развитие искусства кино в России

... Целью данной курсовой работы является рассмотреть процесс рождения и развития искусства кино на примере России. 1. Синтез искусства и кино 1 История развития российского кино Создание советской ... культура есть, прежде всего, мера организации, порядка, "чина" человеческой деятельности, отражающая собой ее фундаментальные социально-исторические характеристики. Реализовать культурологический подход ...

2. Арт-журналистика

Арт, или художественная журналистика – это та отрасль профессии, которая занимается вопросами культуры и искусства в самом широком контексте. Эта сфера деятельности, требующая от журналиста особого культурологического мышления и осведомленности.Она предназначена не только для передачи арт-новостей, но также напрямую связана с формированием взглядов общества в отношении определенных культурных и идеологических событий и ценностей.

Арт-журналистика имеет свои тонкости: делится на жанры и формы, а также имеет и внутреннюю локализацию: литературную, музейную, театральную, музыкальную, кино- и телекритику. Примеры таких СМИ – Журнал «Театр», журнал «Искусство кино» теле передача «Белая студия» и многие другие.

Арт-журналистика, используя бесчисленное количество способов подачи и донесения информации, имеет, тем не менее, ключевое звено, а именно – театральную рецензию. Именно поэтому основным акцентом данной работы будет анализ деятельности культурных СМИ в области театрального искусства.

3. Исторический путь театральной критики

Театральная критика – это симбиоз театроведения и журналистики, это заметки и анализ, впечатления и соображения автора. Русская театральная критика возникала в трудах великих мастеров, родоначальников некоторых жанров. Н. М. Карамзин — автор первой рецензии, П. А. Вяземский — фельетона, а также одного из первых портретов драматурга (жизнеописание В. А. Озерова в посмертном Собрании сочинений).

В. А. Жуковский изобрел жанр «актер в роли» и описал девицу Жорж в Федре, Дидоне и Семирамиде. А. С. Пушкин создал «замечания» и заметки, П. А. Плетнев написал едва ли не первую теоретическую статью об актерском искусстве с тезисами буквально «от Станиславского».

Театральная критика России прославилась выдающимися литераторами — от А. А. Григорьева и А. Р. Кугеля до В. М. Дорошевича и Л. Н. Андреева. Литературный дар критиков, как правило, выражался не в одном лишь театрально-критическом творчестве, они были писателями в широком смысле, так что есть все основания считать российскую театральную критику частью отечественной словесности, определенным художественно-аналитическим ответвлением прозы, существующим в точно таких же различных жанровых и стилистических трансформациях, как и любой другой вид литературы. Театральные рецензии, пародии, портреты, эссе, мистификации, проблемные статьи, интервью, диалоги, памфлеты, вирши — могут быть квалифицированы как полноценные литературные произведения.

3. Значение театральной критики

Арт критика – это не просто сухой анализ произведений искусства. Намного точнее ее можно было бы описать известным выражением «искусство об искусстве». Это может показаться парадоксальным, учитывая основные функции критики, ведь, само по себе искусство является формой отражения субъективного восприятия человек, а условия рамок и закономерностей ставят под вопрос саму суть творчества и его свободы, как в процессе создания, так и в процессе восприятия и осознания работ. Несмотря на это, критика действительно необходима. Она представляет собой тонкий способ воздействия и коммуникации с аудиторией. При этом, высококачественные критические статьи оставляют за читателем право оценивать, анализировать, воспринимать и выносить из прочитанного собственное мнение. Именно сила воздействия, способ изложения, форма, качество, стиль и прочие особенности являют собой воплощение творческой деятельности и могут быть восприняты как отдельное произведение искусства.

41 стр., 20386 слов

Развитие советского театра в 20-30-е гг. XX в

... вопросы теории сценического искусства, а также государственные вопросы по управлению театрами. Историографический обзор. Историография трудов о становлении советского театра в 1920-1930-е гг. ... авторы стремятся придать значимость своей фигуре, приукрасить свою деятельность, зачастую, отбирая только выгодную информацию. К таким работам мы будем относить воспоминания советского театрального критика ...

Искусство – это особый вид деятельности человека, отражающий реальную действительность, какой ее видит автор, воплощенный в художественных формах и образах. Это разговор автора и читателя, зрителя и режиссера. Рождение спектакля начинается с выбора темы и пьесы. Далее следует долгий путь созидания, в котором, при участии актеров, режиссер выстраивает диалог со зрителем. Зритель, пришедший на спектакль, занимает роль соучастника действия. Каждый раз спектакль проходит несколько иначе, аудитория меняется, рождается новая атмосфера, но суть театрального представления остается прежней. Задача, поставленная режиссером и исполнителями, каждый раз выполняется заново, из рассказанной истории зритель получает особые впечатления, наполненные собственным смыслом.

Уже не одно столетие театр активно влияет на сложный процесс становления личности. Он ставит перед собой непростые задачи. Наряду с журналистской деятельностью, одной из основных целей его функционирования в качестве социального института, является воспитательная и просветительская деятельность, которые позволяют сохранять и развивать мировые культурные ценности, влияющие на моральный облик общества. В спектаклях поднимаются вечные философские вопросы – о добре и зле, любви и ненависти, дружбе и предательстве, о конфликте отцов и детей, религии, войнах, патриотизме, познании себя и своего места в мире.

Критик – это ученый-искусствовед, своего рода эксперт, деятельность которого способна оказывать влияние на процесс восприятия искусства обществом. Ответственность, которую возлагает на себя критик, колоссальна. Речь идет не только о жизни и судьбе произведений, последующей карьере авторов, подвергающихся критике, но и о восприятии, мышлении и формировании художественного вкуса и интеллектуального развития аудитории. По словам А. А. Якубовского, критик – «это специально подготовленный, высокоэрудированный, всесторонне образованный, в предельной степени профессиональный театральный зритель». (Книга А.А. Якубовского «Профессия: театральный критик»)

Театр вовсе не единственный адресат работы критика, важно понимать, что его статьи реализуются в процессе передачи информации аудитории, для которой он их и пишет. Назначение его работ выражается в реальном диалоге с читателем и формированием его восприятия, передавая тот эмоциональный и интеллектуальный отклик, который ощутил сам автор, находясь в театральном кресле. Можно сказать, что критик – это передаточный механизм между зрителем и режиссером. Он выполняет ответственную роль в создании и поддержании высокого культурного уровня общества.

4. Ответственность театрального критика

Существует две формы деятельности театрального критика, выражающих сущность диалога автор-читатель.

В первом случае критик терпеливо «разжевывает» аудитории некоторые приемы автора, проясняя новаторские идеи и давая перевод специфического языка, упрощая картину в виде аналитического пересказа для лучшей возможности понимания произведения. При этом, давая возможность воспринимать суть спектакля индивидуально. Таким образом, зритель учится понимать и каждый раз готовится к более сложному материалу, за счет чего происходит и образовательное, и духовное совершенствование личности.

34 стр., 16795 слов

Особенности работы А.Я. Головина над спектаклем ‘Маскарад’

... творчество Головина и Мейерхольда в общем контексте культуры Серебряного века; выявить роль художника в театре того времени; рассмотреть сценическую историю драмы "Маскарад" и отражение ее в театральной критике для ... становится философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше с его культом сверхчеловека. В искусстве господствующим стал стиль модерн (от французского "современный"); наиболее радикальным из всех ...

В другом случае критик категорично определяет смысл, навязывая авторское прочтение читателю завуалированно или же в прямой форме, в зависимости от подготовленности аудитории, собственного литературного таланта и стиля. Таким образом, у читателя не формируется собственное мировоззрение, он занимает позицию ведомого, и его собственные взгляды, как правило, приравниваются к мнению «авторитета». За счет привычки регулярного сравнения с уже готовой точкой зрения, формирование, и тем более, высказывание своего собственного взгляда становится сложным, возникает чувство неуверенности, вследствие чего человек вынужден снова обращаться к якобы достоверным источникам.

Эта форма диалога автор-читатель возникла вследствие того, что экспертное сообщество стало не таким закрытым, каким было, например, в 20 веке. За счет активного освоения медиапространства и общедоступности информации в целом, за последнее десятилетие критика, как и журналистика вообще, значительно эволюционировала.

Если прежде мы определяли критика, как ученого искусствоведа, то теперь таким статусом обладает далеко не каждый представитель профессии. Роль критика свободно примеряет на себя журналист без специального образования или даже блогер, не имеющих профессиональных навыков в области журналистики и искусства вообще.

В условиях доступности информации возникает вопрос качества предлагаемых работ и правдивости сведений. Неразборчивой и массовой аудитории сложнее ориентироваться в таком изобилии материалов. В процессе поиска информации человек не всегда отличает профессиональные и высокие работы от средних или даже низкопробных. Довольно часто полученные знания оказывают неблагоприятное влияние, журналист может иметь низкий уровень владения языком, искажать или неверно интерпретировать факты в виду недостаточной осведомленности в этой области. В такой ситуации теряется аналитический характер театральной критики в целом.

На данный момент существует огромная конкуренция, появляются новые авторы, проекты и идеи, но вместе с этим стирается подлинное назначение журналистской профессии. В борьбе за славой и в погоне за признанием, у журналиста может развиться определенный стиль работы, который, с одной стороны мотивирует его к действиям, помогает заявить о себе, а с другой же – уничтожает его творческую свободу и уникальность. Речь идет об угодничестве перед публикой, заказчиком или государством. В таких условиях сложно сохранить подлинность слов и чистоту мысли, а цель приобретает коммерческий характер и, в результате, реализуются иные функции. Чего стоит мнение критика, если содержание его рецензии не соответствует действительности или хотя бы его субъективным взглядам в отношении предмета. Работа теряет смысл, а журналист – репутацию. С другой стороны, существуют случаи, когда журналист получает незаслуженную популярность среди посредственной публики, возможно, за счет «удобного» мнения и упрощенного материала, выдаваемого им за «высокоинтеллектуальный».

Все это не может существовать в параллели с функциями арт-журналистики, так как качество критики и контроля теряется. Необходимо понимать степень ответственности автора, мнение которого в массовом сознании общества считается авторитетным.

25 стр., 12155 слов

Культурно-просветительская журналистика современные проблемы ...

Цель дипломной работы Задачи исследования: 1. Теоретическое осмысление проблем культурно-просветительской журналистики в современном обществе. 2. Исследование профессионально-психологического портрета журналиста, работающего в сфере культурно-просветительской журналистики (на примере электронного информационно-аналитического ресурса "Культура в Вологодской области"). 3. ...

5. Значимость критики для искусства

Необходимость в профессиональном оценочном мнении относительно предмета искусства возникает в связи с отсутствием возможности ориентироваться в вопросе основной массы людей. Любовь к искусству начинается неосознанно, связана с развитием чувства прекрасного и относится к эстетическому восприятию. Однако, у людей возникает потребность в осознании скрытого смысла произведений, что требует от аудитории определенной подготовки, психологического состояния и интеллектуальной базы.

Единственно просмотр спектакля вовсе не гарантирует неподготовленному зрителю понимания, даже при условии позитивного восприятия увиденного. Для определенного вида и стиля искусства существуют каноны, традиции, собственный язык, наряду с классическими вариациями воспроизведения, возможно присутствие новаторских приемов автора. Понимание темы связано с процессом погружения, который возможен при предварительном изучении предмета и всестороннем его анализе. Кроме того, не следует забывать, что автор произведения всегда нуждается в отклике со стороны публики. Сама суть создания любого произведения искусства – это встреча автора и читателя. Автору необходимая реакция, определенная отдача, которую возможно получить благодаря труду критика. И именно в этом и состоит суть профессии театрального критика, выступающего связующим звеном между автором и аудиторией. По отношению к зрителю, критик – «переводчик» мысли автора, для автора же он – вестник зрительской оценки.

По словам М.М. Бахтина, «Творческое понимание продолжает творчество, умножает художественное богатство человечества».

(«Эстетика словесного творчества» М.М. Бахтин)

Критик раскрывает многообразие смыслов, сохраняет то исключительное впечатление от спектакля, которое было замечено им во время представления. Иногда, для большего понимания спектакля, критик приходит на него не один раз, смотрит с разных мест зала для большего проникновения и возможности уловить тончайшие детали постановки.

Для создания грамотного анализа театральных постановок чаще всего необходимо театральное образование, а именно – специальная подготовка на театроведческом факультете. По аналогии, для работы с кинематографом – на киноведческом, и так далее. Базового образования для того, чтобы стать экспертом в вопросах искусства, как правило, недостаточно.

Возникновение профессионала – это результат большого творческого пути и приобретения кругозора и эрудиции. Таким образом рождается грамотный журналист-критик, способный ответственно и деятельно подойти к проблеме культурной бедности общества, сохранению существующих ценностей и их дальнейшей жизни. Это относится ко всем видам искусства: архитектуре, изобразительному искусству, графике, живописи, скульптуре, декоративно-прикладному искусству, литературе, музыкальному искусству, хореографии, театральному искусству, фотоискусству, киноискусству.

Только в этом случае мнение авторов рецензий становится ключевым, отражающим точное восприятие произведений искусства, формирующим мнения массового сознания.

6. Проблематика арт-критики

Существует довольно острая проблема актуальности культурной деятельности журналистики. В обычных изданиях как правило имеется раздел, посвященный миру искусства как неотъемлемой части общественной и социальной жизни общества. При условии, что каждый журнал имеет определенную тематику и ориентируется на интересы своей целевой аудитории, редакторы имеют четкое понимание того, какие темы наиболее востребованы и привлекают массовое внимание, а какие уходят на второй план. Культурная составляющая изданий не является основной, а интерес у публики к мировым культурным событиям невелик. Наибольшее внимание культурного раздела уделяется особенно громким и ярким событиям, способным заинтересовать максимальное количество людей, и в подавляющем большинстве к таким событиям относятся вручение премий и некрологи. То есть издания совершенно не нацелены на развитие в обществе внимания к культуре, а скорее работают на «обслуживание» его интересов и создания поверхностной осведомленности легкими светскими событиями. В связи с этим, заинтересованность людей действительно ценными сведениями оказывается минимальна и остаётся значимой лишь для узкой прослойки – аудитории элитарных СМИ.

Театральные статьи стоят особняком и кажутся читателю чем-то далеким и не слишком актуальным. Вынос на отдельные страницы и закладки в изданиях способствует тому, что не имеющий профессионально интереса читатель просто не обращает на них внимания, эта информация проходит мимо него, потому что не вписывается органично в категорию его возможных интересов. В этих темах присутствует ощущение чего-то недосягаемого, легкая нотка снобизма, отпугивающая людей. Живой интерес рождается только тогда, когда есть собственная принадлежность и связь с предметом. В других же случаях заинтересованность людей минимальна.

В. Третьяков писал: «Если общество полностью отказывается от высокой культуры и оставляет ее для какой-то элиты, а для себя – современную массовую культуру, то этому обществу наступает конец». (Третьяков В. Мы пытаемся обучать так, будто все наши выпускники будут работать на ТК «Культура». Интервью Н. Дорошкевич (электронный ресурс))

В 2010 году еженедельник «Русский репортер» предоставил ключевые темы года. Плачевный рейтинг выглядел так: на первом месте – спорт, на втором – природные катаклизмы, третье «почетное» место досталось осьминогу Паулю. Культурная тематика исчерпывалась новостями из мира массового кино и поп-музыки, а интеллектуальные и художественные темы оказались факультативными и не вызывали большого интереса.

Нынешняя театральная литература состоит из пестрой громады газетных анонсов, аннотаций, гламурных интервью — и все это нельзя считать критикой, ведь в центре этих публикаций не стоит художественный объект. Это простая и не всегда качественная журналистика.

СМИ, специализирующиеся на театральной теме, существуют, в основном, в Москве, Санкт-Петербурге и в ряде других крупных городах, так как позволить себе выпускать газеты или журналы о театре возможно только при помощи стороннего финансирования, добиться которого достаточно сложно.

Отсутствие у региональных СМИ специализированных кадров влияет на качество оценки спектакля, а вместе с этим меняется уровень восприятия. Журналисты без должного образования пишут рецензии, высказывая свое субъективное мнение, от которого зависит, пойдут ли зрители в театр. В таких условиях, культурная журналистика находится на стадии стагнации, не выполняя образовательной функции и существуя только фиктивно.

Театральные тексты региональной прессы выходят в общем потоке материалов о культуре. Они не выделяются и не попадают в особые рубрики или разделы, а их авторами являются не критики-театроведы, а журналисты, пишущие на всевозможные непрофильные темы и редко имеющие достаточное образования для работы в этой среде.

По словам Евгения Каменьковича, художественного руководителя театра «Мастерская Петра Фоменко», количество театральных изданий нужно не сокращать, а увеличивать и при этом всячески их поддерживать. Ведь для того, чтобы привлечь максимум зрителя, театральные темы должны быть широко освещены и распространяться не только среди профессионалов, но и быть легко доступными для любителей. При этом Каменькович заостряет внимание на том, что издания должны быть посвящены разным направлениям сценического искусства: музыкальному театру, современному и классическому.

6. Достижения современной арт-критики

В современном российском сообществе театральных критиков имеются талантливые и значимые представители профессии. Они занимаются изучением, анализом и освещением важных событий театрального мира, как российского, так и зарубежного.

Тематика журнала «Театр» всецело направлена на обозрение театральной жизни России. Он издается с 1930 года по настоящее время. Несмотря на финансовые трудности, которые возникли в период с 1990 по 2000 год, уже с 2010 года выходит обновленная версия «Театра», которая всячески способствует развитию театральной жизни России и по сей день. Издание журнала осуществлено при поддержке Фонда Михаила Прохорова, а учредителем является Союз театральных деятелей Российской Федерации. На данный момент пост главного редактора занимает Марина Давыдова – известный российский театровед и критик, кандидат искусствоведения, в прошлом, преподаватель ВГИКа и РГГУ.

На страницах издания публикуются статьи на самые разнообразные темы, волнующие людей, чья жизнь каким-либо образом связана с театром. Они иллюстрируют историю становления русского театра от ее основателей – величайших деятелей искусств Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко, до современного понимания театра, анализа постановок, развития театральной русской школы, освещают актуальные проблемы, яркие события, открывают новые тенденции и имена.

Редакция журнала – это коллектив профессионалов-искусствоведов. Одна из них, Мария Шимадина, журналист, театральный критик, руководитель литературной части в Московском детском театре теней. Автор изданий «Театрал-online», «КоммерсантЪ», «Известия», «Ваш Досуг», «Театр», «Эксперт», «Петербургский театральный журнал», OpenSpace, Colta и др. Создатель портала «Театр – детям». Член экспертного совета премии «Золотая Маска» и фестиваля «Арлекин».

Ее статья «Цирк наш», написанная в 2017 году для журнала «Театр», посвящена спектаклю российского режиссера Максима Диденко – «Цирк». В ней автор подробно и тонко описывает действие и предлагаемые обстоятельства, характеризует героев, эпоху и замысел, отталкиваясь от собственного впечатления, но, при этом анализируя и сопоставляя постановку с фильмом Григория Александрова «Цирк», снятым в 1939 году. Эта картина была взята за основу спектакля, который, несомненно, целиком и полностью соткан из отсылок и цитат, оставаясь при этом весьма оригинальным.

Мария Шимадина емко сплела в одну небольшую журнальную рецензию все необходимое, что нужно знать зрителю о «Цирке» Диденко. Она не упустила из виду ни одной важной детали, указала на все особенности и подробности постановки. В статье были упомянуты сценографы и художники – Мария Трегубовой и Илья Старилова, композитор – Иван Кушнир, актерский состав, исторические элементы, подчеркнуты жанровые особенности, была передана атмосфера и точное отражение идеи режиссера.

В качестве следующего примера, речь пойдет о Нике Пархомовской и о ее статье с оригинальным названием «Тщательно продуманный беспредел», написанной о спектакле Сергея Женовача «Мастер и Маргарита.

Ника Пархомовская – театральный критик и продюсер, постоянный автор журнала «Театр», сотрудничает с «Петербургским Театральным журналом» и порталом «Такие дела». Помимо драматического, интересуется социальным и танцевальным театрами. http://oteatre.info/tshhatelno-produmannyj-bespredel/

Статья, о которой пойдет речь, написана очень подробным, но простым языком, что отражает одно из правил театрального искусства – театр не должен казаться чем-то слишком далеким и малодоступным для любой аудитории: прежде всего именно простой человек является адресантом авторской речи, а значит, язык обязан быть доступным и понятным каждому.

Пархомовская детально разбирает разные этапы творческого пути режиссера и зарождения постановки, начальный этап которой был заложен еще в 1979 году в Краснодаре, в бытность Женовача студентом. Автор упоминает о шагах, которые, в конечном счете, привели к созданию спектакля. При этом Пархомовская не отягощает текст лишними деталями и не уходит от темы, а напротив, дополняет рецензию теми фактами, которые заставляют читателя еще больше заинтересоваться и углубиться в действие спектакля.

После премьеры на постановку обрушился шквал негативных рецензий, требующих большего совпадения с романом Булгакова. Именно близкое знакомство Пархомовской с работами Женовача, ее профессиональная и зрительская готовность к новым творческим веяниям и специфическому режиссерскому языку, позволили ей увидеть в спектакле особую глубину и перенести собственные впечатления и оценку в статью, которая способствовала развитию у читателя интереса к личному просмотру «Мастера и Маргариты».

Автор объясняет читателю то, что возможно не удалось понять прежде, уделяет внимание профессиональным подробностям – работе сценографа Александра Боровского, который участвует в создании практически каждого спектакля Женовача, упоминает другие постановки романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», позволяя читателю расширить свой театральных кругозор, научиться анализировать и воспринимать искусство шире.

Следующий пример удачного сотрудничества СМИ и их влияния на ход театральной жизни – «Петербургский театральный журнал», который был учрежден 6 июля 1992 года российским государственным институтом сценических искусств, Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства, межсоюзным творческим объединением «Бродячая собака».

Главный редактор журнала в течение всех лет – Марина Дмитровская, кандидат искусствоведения, профессор СПбГАТИ, театральный критик и составитель ряда книг.

«ПТЖ» – единственный толстый профессиональный журнал России, который за все время существования выходил без пауз и фактически является энциклопедией российского театра последних десятилетий. На своих страницах он объединяет жизнь русского и европейского театров, давая возможность ориентироваться не только в мире отечественного искусства, но и расширяя границы обзорами зарубежных постановок. Что немаловажно – журнал входит в пятерку лучших изданий Европы по версии немецкого журнала «Theatr Heute».

В редакции «Петербургского театрального журнала» работают авторы, целиком и полностью связавшие свою жизнь с театром. Анастасия Арефьева – театровед, театральный критик, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, преподаватель истории зарубежного театра в ГИТИСе, руководитель «Лектория на Хитровке». Печатается в журналах «Сцена», «Вопросы театра», в газете «Экран и сцена».

Ее статья ««Варшавские мелодии» с вариациями» заслуживает отдельного внимания и интереса с точки зрения анализа зарождения и последующей судьбы пьесы Л. Зорина «Варшавская мелодия». Это произведение появилось в очень непростое в идеологическом отношении время. С большим трудом удалось выпустить два спектакля, сначала в Москве – Рубеном Симоновым, с Михаилом Ульяновым и Юлией Борисовой, а чуть позже и в Санкт-Петербурге – Игорем Владимировым с Алисой Фрейндлих и Анатолием Семеновым. Оба спектакля становятся культовыми и получают огромную популярность в СССР. Несмотря на политический подтекст пьесы, режиссерам удается «замаскировать» его под личной историей двух героев.

Спустя 40 лет, в двух столицах снова выходят спектакли, которые тоже становятся культовыми постановками своего времени. Первой увидела свет постановка Льва Додина в 2007 году, в Санкт-Петербурге, на сцене Малого драматического театра. В 2009 – Москва, Театр на Малой Бронной, Сергей Голомазов выпускает свою «Варшавянку».

Арефьева проводит параллель с историческими событиями и культурными переменами, повлиявшими на произведение. Она отмечает важные детали, дающие возможность понять не только сам спектакль, но и творческий подход режиссеров. Ее рецензия сплетена из цитат критиков времен первых постановок, что дает полноту восприятия исторической картины театрального триумфа «Варшавской мелодии».

Благодаря этой рецензии, можно увидеть как изменилось видение и прочтение пьесы Зорина, как время влияет на восприятие человека, но, при этом, оставляет какие-то темы вечными и близкими зрителю спустя годы.

Театр всегда обращался к «вечным» темам, а авторы испытывали интерес к изучению человеческих чувств. На протяжении нескольких веков режиссеры возвращаются к драматургии Шекспира, Островского, Чехова, Горького и многих других великих литераторов. Но каждая последующая постановка заставляет по-новому взглянуть на историю и судьбы героев, рождает новые мысли и никогда не перестает быть актуальной для общества. Произведения не должны надоедать или морально устаревать, а также видоизменяться на современный лад. Диалоги и образы остаются прежними, но их огранка и способ подачи каждый раз удивляют зрителя.

Именно это и составляет смысл театрального искусства. Цитируя Гамлета:

«Слыхал я, иногда преступники в театре

Бывали под воздействием игры

Так глубоко потрясены, что тут же

Свои провозглашали злодеяния…» (Гамлет – Уильям Шекспир)

Эта мысль во многом совпадает с общим пониманием предназначения театра и именно поэтому развитие театрального искусства должно стремиться вперед, а вектор его направлен на больший охват аудитории. Без журналистики и труда критика это практически невозможно.

Особую ценность статья, ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Театральная критика рассматривает искусство в непосредственной связи с жизнью, историческим контекстом и состоянием общества. Театральное искусство и искусство вообще представляют собой «дорожную карту», намечая вехи ценностей и эстетических ориентиров, а культурные СМИ становятся отражением этих процессов. Именно поэтому очевидна не только взаимосвязь стиля рецензии и основных языковых тенденций времени, но и параллель между ними и эстетическими особенностями постановок. Современный театр оказывает огромное влияние на духовное развитие общества.

Индекс интереса к серьёзной литературе, который, в свою очередь, порождал бы импульс к нравственному преобразованию человека, чрезвычайно низок. В настоящее время театральная журналистика переживает новый этап своего развития, связанный с возникновением мультимедийных технологий. Различные социокультурные исследования показали, что более 40% жителей Санкт-Петербурга не читают художественную литературу вообще. Остальная часть опрошенных в среднем уделяет чтению около 8,5 часов в неделю. Таким образом, возвращаясь вновь к вопросу о том, что является основным в сложном процессе формирования духовной среды общества в условиях перехода от книжной культуры к медийной (экранной), становится очевидным, что именно действия СМИ играют ключевую роль во всяческом развитии индивида и общества.

Медиа пространство вместе с цифровыми технологиями неуклонно растет, вторгаясь в жизнь каждого человека. Чтение новостей и интересующих изданий осуществляется мгновенно, они публикуются на различных платформах, в социальных сетях и мессенджерах. Ознакомление с интересующей информацией упрощается и в плане его нахождения, и в плане ознакомления.

Театральная журналистика активно развивается в сфере масс-медиа, отражает различные тенденции и явления, происходящие в российском и зарубежном театре. «Культурные» СМИ являются индикатором общественных настроений, зеркалом перемен, градиентом развития художественной мысли авторов. Театральная журналистика открыла миру великое множество уникальных изданий, имен, ряд специфических жанров, укрепила традиции взаимодействия театра и публики.

Сами театры активно следят за тем, что пишут о них в СМИ, и часто размещают эти публикации на своих сайтах, что выражает их заинтересованность в журналисткой деятельности в области искусства, а в какой-то мере и благодарность авторам. По словам Л.Н. Толстого «искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их». (Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?»1897) Именно эта заразительность, которая приводит к сопереживанию и сочувствию, заставляет зрителя, читателя, слушателя расширять свой внутренний мир и эмоциональную сферу. Искусство облагораживает дух и пробуждает разум, и именно эти уникальные свойства искусства выражают необходимость всяческой его популяризации.

Задача высших успешных заведений подготовить достойных и грамотных специалистов, которые смогут всецело посвятить свою профессиональную деятельность развитию и укреплению интеллектуальных и культурных основ общества.

Сверхзадача профессиональной театральной критики – взять на себя роль воспитателя зрителя и, сохранив принцип нравственности и эстетики, выделить действительное ценные произведения, отсеивая плевелы коммерческих и конъюнктурных опусов.

А.А. Тертычный «Аналитическая журналистика» учебное пособие

А. А. Якубовский — «Профессия: театральный критик «ГИТИС» Москва 2008

«Журналистика сферы досуга

Учебное пособие»

Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой

А.С. Пушкин «Критика и публицистика»

Анна Новикова

НИУ Высшая школа экономики (Москва)

д. культ., профессор

«ОТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КРИТИКИ К ПРОДЮСИРОВАНИЮ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИ»

Груздева Маргарита Михайловна,

«СОВЕТСКАЯ И СОВРЕМЕННАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ РЕЦЕНЗИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ СТИЛИСТИКИ СВОЕГО ВРЕМЕНИ»

Сергеева Татьяна Сергеевна

АРТ-ЖУРНАЛИСТИКА И СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА: ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ДОМИНАНТЫ И ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Марина Дмитриевская« О ПРИРОДЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ КРИТИКИ» — статья в «Петербургском театральной журнале» (возможно использовать как источник?)

Л. Н. ТОЛСТОЙ

«ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?»

1897

Сергей Ожегов: Толковый словарь русского языка АСТ, 2014

СОВРЕМЕННАЯ АРТ-РЕЦЕНЗИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ АРТ-СОЗНАНИЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ КУЛЬТУРЫ

(К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА)

Груздева Маргарита Михайловна

Эстетика словесного творчества

Василий Жуковский Полное собрание сочинений и писем. Том 12. «Эстетика и критик”

“Гамлет” Уильям Шекспир

Третьяков В. Мы пытаемся обучать так, будто все наши выпускники будут работать на ТК «Культура». Интервью Н. Дорошкевич (электронный ресурс)