Принципы журналистской деятельности и способ их реализации

Журналистика — это вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.), а так же одна из форм ведения массовой пропаганды и агитации. Информация, распространяемая журналистикой, должна иметь для аудитории социально-ориентирующее значение, формируя её общественное мнение и мировоззрение, давая представление о явлениях, процессах и тенденциях современной действительности во всём многообразии, о закономерностях, определяющих функционирование и развитие экономической, социально-политической, духовно-идеологической жизни общества. Журналистика имеет свои фундаментальные основания, принципы. Их действие распространяется на организацию системы СМИ и работы редакций, а также на убеждения и методы деятельности отдельных журналистов.

Принципы вырабатываются на основе исследований и опыта, привносятся в нее ее руководителями и сотрудниками редакций. Что мы и попытались рассмотреть на примере работы «Русского Радио Рязани».

В истории развития журналистики принципы менялись в соответствии с той или иной идеологией. В зависимости от превосходствующего политического режима в мире они приобретали свои особенности, о которых хотелось бы поговорить в данной работе.

Проблема профессионализма журналиста многопланова. Обособление журналистики от литературно-творческого процесса и технологизация журналисткой деятельности в наши дни отразились, во-первых, на качестве журналисткой информации: она стала упрощенной с точки зрения стиля, жанровых форм и языка. Во-вторых, — на аудитории, которая стала меньше доверять средствам массовой информации.

Актуальность и фактичность журналистики является ее естественным свойством, однако, формы реализации актуальности в связи с освоением телекоммуникационных технологий журналистикой трансформируются в направлении усиления интерактивности и ослабления влияния заданной повестки дня. Повышение качественного уровня журналистики, в том числе ее коммуникационных аспектов сейчас очень важно по многим причинам.

Общество становится все более информационным. Имеется в виду тот

факт, что люди получают огромное количество разной, иногда противоречивой информации из различных информационных источников. В силу своей высокой занятости аудитории СМИ все более не в состоянии физически воспринимать, анализировать обилие информационных потоков.

Актуальность исследований журналистской деятельности вызвана еще тем, что в последние десятилетия во многих странах мира, в частности в России, многих государствах Востока, интенсивно развиваются такие направления коммуникационной деятельности, как реклама и паблик рилейшнз (public relations).

4 стр., 1815 слов

Журналистика и ее функции

... аудитории (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности социальных институтов, различных групп, организаций, отдельных личностей, в том числе к характеру информации и к самим СМИ»11. 3. Структура журналистики Структура – это ...

Эти сферы коммуникационной деятельности конкурируют с журналистикой, стараясь выполнять те же, что и журналистика коммуникационные функции. К примеру, культурно-просветительскую, воспитательную, пропагандистскую и другие функции.

Исследования функциональных особенностей журналистики чрезвычайно актуальны в связи с проблемой оценки эффективности журналистской деятельности. Среди трудов по теории и истории журналистики, прежде всего, отметим фундаментальные работы А.Г. Беспаловой, А.А. Грабельникова, Б.И. Есина, Э.А. Лазаревич, Г.В. Лазутиной, Ю.В. Лучинского, Р.П. Овсепяна, Е.И. Пронина, Л.Г. Свитич, А. И.Станько, А.А. Тертычного, М. В Шкондина. Суждения, касающиеся развития личности журналиста как участника современного массово-информационного процесса во многом являются развитием идей, высказанных в работах И.М. Дзялошинского. В качестве теоретического ориентира в области отношений между журналистом и массовым сознанием, были приняты работы Е.П. Прохорова.

Цель исследования: изучить особенности профессии журналиста, а именно:

  • основные составляющие профессионализма;
  • особенности работы на радио (на примере «Русского Радио Рязани»);
  • проанализировать цели журналисткой деятельности.

Предмет изучения — «Особенности журналистики как профессиональной деятельности».

Объект — структура журналисткой деятельности.

Задачи исследования:

  • Раскрыть специфику журналистикой деятельности;
  • Проанализировать принципы журналисткой деятельности;
  • Охарактеризовать функции журналистики;
  • Познакомиться с принципами журналисткой этики;
  • Познакомиться с развитием журналистики;
  • Изучить профессию журналиста на современном этапе, на примере работы на «Русском Радио Рязани».

Новизна заключается в том, что в этой курсовой работе рассматриваются особенности журналистики как профессиональной деятельности.

Методологическая база.

В основе данной работы положен анализ книг о журналистике ряда ученых. Основные — это Владимиров В.М. — «Теория и методика журналистского творчества» и Корконосенко С.Г. /Ред./ — «Основы творческой деятельности журналиста».

Структура. Курсовая работа состоит из введения, трех глав с подпунктами, заключения, списка литературы и приложений.

Практическое значение. Профессия журналиста постоянно развивается, и в связи с изменением общественно-политической ситуации и развитием техники, ее специфика постоянно меняется. Поэтому необходимо изучать особенности журналистики как профессиональную деятельность.

Чтобы создать журналистское произведение надо пройти длинный путь от поиска темы до технической обработки готового материала. А для этого надо обладать высокими профессиональными качествами и учитывать ряд профессиональных факторов. Поэтому вопрос об особенностях журналистики как профессиональной деятельности остается актуальным.

Глава 1. Специфика журналистской деятельности, .1 Принципы журналисткой деятельности

Термин «журналистика» произошел от французского слова «journal», что в переводе означает “дневник”. Этот термин имеет ряд синонимов более узких по смыслу. Мы говорим «средства массовой информации» или, на западный манер — «mass media», когда подразумеваем совокупность печатных изданий, телевизионных каналов, радиостанций. «Средства массовой информации и пропаганды» — устаревший вариант из времен советской действительности. Понятие «средства массовой коммуникации» чаще фигурирует в исследованиях социологов и психологов. В качестве основного термина слово «журналистика» используется не только как самое емкое, но и не имеющее многозначных толкований. Термины: информация, пропаганда, коммуникация могут иметь различные значения. Журналистика — общественная деятельность по сбору, обработке, интерпретации и распространению массовой информации. Во-первых, профессиональная деятельность по сбору, переработке и периодическому распространению актуальной социальной информации; во-вторых, все многообразие продукции этой деятельности — газетные, журнальные, телевизионные и радиорепортажи, комментарии, очерки, обозрения и т. д.; в-третьих, все каналы распространения журналистской информации — газеты, журналы, телевидение, радио, информационные агентства, Интернет; в-четвертых, вся совокупность профессий в ее рамках; в-пятых, соответствующий предмет изучения и преподавания в учебных заведениях. Новая журналистика — это принципиально новое направление в области СМИ, которое стоит на следующих позициях:

12 стр., 5510 слов

Конвергентная журналистика: технологические и социокультурные предпосылки (2)

... приложений. 1. Технологические постулаты конвергентной журналистики 1.1 СМИ и новые цифровые технологии Впервые новый подход к деятельности СМИ и определение понятия "система средств массовой информации" были ... с информацией для повышения оперативности и качества работы издания. Наша задача выяснить, что явилось предпосылками к такому быстрому и интенсивному развитию в технологическом, социальном ...

  • качание светлой, положительной энергии в мир;
  • способствование культурному и духовному развитию человека;
  • развитие у человека самостоятельного взгляда на вещи, самостоятельного мышления;
  • запуск постоянных импульсов к развитию, совершенствованию, осветлению [3].

Журналистика — это общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации (через печать, радио, телевидение, кино и т.п.); еще одно значение слова — система предприятий и средств сбора и доставки информации: редакции, телерадиокомпании, информационные агентства и их производственно-техническая база. Этим же термином обозначается продукция журналистской деятельности — произведения, из которых составляются номера газет и журналов, программы радио и телевидения. Наконец, так называется определенная отрасль научного знания и образования.

Понятие «журналистика» не надо смешивать с другими, близкими к нему по содержанию, такими, например, как «печать» и «пресса», которые обозначают лишь отдельные отрасли журналистики, отличающиеся, к примеру, от радио. Не совпадает оно и с понятием «средства массовой информации» (СМИ).

Так принято называть журналистику в социологии, политологии, правоведении, где не рассматриваются ее профессионально-творческие составляющие, а внимание сосредоточено на общественном значении тиражируемых сведений. В Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма распространения массовой информации. Сама массовая информация трактуется как предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Таким образом, массовая информация выступает как носитель содержания журналистики, ее текстов.

13 стр., 6138 слов

Создание имиджа журналиста

... общественного мнения, профессионально - творческими организациями моральные предписания - принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста. В данной работе мы более подробно рассмотрим основные права и обязанности ... свободу на неадекватную, даже ложную информацию) получают СМИ, выпускаемые этими силами. Инакомыслящие же либо вовсе не допускаются в область журналистики, либо их издания и ...

Журналистика — это общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации (через печать, радио, телевидение, кино и т.п.); еще одно значение слова — система предприятий и средств сбора и доставки информации: редакции, телерадиокомпании, информационные агентства и их производственно-техническая база. Этим же термином обозначается продукция журналистской деятельности — произведения, из которых составляются номера газет и журналов, программы радио и телевидения. Наконец, так называется определенная отрасль научного знания и образования.

Составные части журналистики тесно переплетены с социальной системой в целом. Так, руководящие органы, учредитель, социальные институты входят в структуру политических институтов общества. Журналисты представляют интеллигенцию страны и различные общественные, профессиональные организации. Массовая аудитория входит в структуру населения страны практически по всем ее срезам — региональным, национальным, профессиональным, демографическим.

Журналистика — явление однозначное, но многоаспектное. Под журналистикой мы понимаем и систему средств массовой информации, и социальный институт, и систему видов деятельности, и совокупность профессий, и систему произведений.

Журналистика как система средств массовой информации представляет собой чрезвычайно разветвленную структуру. Каждый из каналов передачи информации СМИ — печать, радио, телевидение — включает большое количество разнообразных типов — изданий, радиостанций, телекомпаний. Их классификация ведется по таким признакам, как территориальная принадлежность, форма собственности, предметно-тематическая и аудиторная направленность.

Принципы журналистики вырабатываются на основе исследований и опыта, привносятся в нее ее руководителями и сотрудниками редакций. В то же время отклонение от них ведет к изменению социальной ориентации журналистики и производимых ею эффектов. Причем это может происходить не по злому умыслу корреспондентов, а из-за незнания ими теории или неумения проводить ее в жизнь. Иными словами, принципы имеют субъективно-объективную природу.

Сочетание этих двух начал проявляется также и в том, что принципы реализуются в процессе индивидуального творческого труда, в зависимости от мировоззрения и уровня культуры журналиста. Однако на их понимании сказывается общая социально-политическая и нравственная обстановка в обществе. Так, в теории и практике советской прессы незыблемым считался принцип партийности, поскольку коммунистическая партия полновластно руководила экономической, политической и духовной жизнью страны.

В истории России пресса развивалась, начиная с 18 века. Но непосредственно принципы журналистики были разработаны в веке 19-м. В этот период как известно Российское государство претерпело политический перелом. Его политическая система приняла идеи классовости и коммунизма.

В классовом обществе журналистика приобретает классовый характер и действует прежде всего в социально-политических целях в соответствии с классовыми интересами и порождаемыми ими социальными, политическими, нравственными и другими идеями. Ф. Энгельс в статье «Коммунисты и Карл Гейнцен», характеризуя задачи партийной журналистики, отмечал, что она должна «прежде всего вести дискуссии, обосновывать, развивать и защищать требования партии, отвергать и опровергать претензии и утверждения враждебной партии».

7 стр., 3195 слов

Носители информации. Общая характеристика, классификация, принципы, ...

... ходе реферата рассмотрим основные типы носителей информации, кодирования и считывания информации, а также перспективы развития. Носители информации Исторически первыми носителями информации были перфоленточные и перфокарточные устройства ... на металлизированном несущем слое компакт-диска. Этот принцип позволяет достичь высокой плотности записи информации, а, следовательно, и большой емкости при ...

Основой теории советских масс-медиа послужили многочисленные записки и утверждения Маркса, Энгельса и Ленина о роли СМИ в политической и социальной жизни общества. Базируясь на предположениях марксизма-ленинизма, теория советских СМИ определила журналистику как «социальную деятельность, связанную со сбором, передачей и распространением информации через массовые каналы связи, нацеленную на пропаганду и агитацию».

Принципы советской журналистики включали: партийность, пролетарский интернационализм, социалистический патриотизм, гуманность и народность. Марксистско-ленинская теория журналистики исходит из того, что подлинно объективную картину действительности, служащую для верной социальной ориентации масс (знание текущей жизни общества, движущих сил его развития, социальных закономерностей), может дать только журналистика, стоящая на позициях коммунистической партийности и выражающая интересы тех сил, которые являются носителями социального прогресса, а тем самым и правды истории. Коммунистическая партийность журналистики предопределяет принципы пролетарского интернационализма, социалистического патриотизма и гуманизма.

Для журналистов-коммунистов характерны глубокая идейность, принципиальность, наступательность, непримиримость к идейным противникам, умение применять марксистскую методологию к анализу явлений общественной жизни, оперативно разбираться в развёртывающихся событиях, обнажать причины фактов и поступков, анализировать документы, а в результате, по словам Энгельса, «… быстро схватывать вещи с надлежащей стороны…».

Современное российское журналистское сообщество ориентируется на общепринятые мировые принципы журналистики.

Обращение к понятию принципов давно уже стало нормой для существующих в мире журналистских ассоциаций. Так, МФЖ еще в середине 50-х годов приняла «Декларацию принципов поведения журналиста», которую она рассматривает как стандарт профессиональной деятельности в области приобретения, передачи, распространения и комментирования информации и описания событий. Вот содержание этой декларации:

«Международная Декларация принципов поведения журналистов» принята Конгрессом Международной федерацией журналистов в 1954 году (поправки внесены в 1986 году).

Данная международная декларация провозглашается в качестве стандарта профессионального поведения журналистов, занимающихся сбором, обработкой, распространением и комментированием новостей и информации в целях описания событий.

  • Уважение истины и права общества на истину является первым долгом журналиста.
  • В соответствии с этим долгом журналист во все времена обязан защищать принципы свободы объективного сбора и публикации новостей, а также право непредвзятого комментирования и критики.
  • Освещая события, журналист обязан оперировать только фактами, которые установлены лично им. Журналист не должен скрывать важную информацию или фальсифицировать документы.
  • Журналист обязан использовать только достойные методы получения информации, фотоматериалов и документов.
  • Журналист обязан сделать все возможное для исправления или опровержения информации, если она не соответствует истине.
  • Журналист обязан считать профессиональной тайной источник информации, полученной конфиденциально.

— Журналист обязан учитывать опасность дискриминации, которая может возникнуть для человека из-за деятельности средств массовой информации. Он должен делать все возможное, чтобы не допускать даже невольного стимулирования дискриминации, в частности, по признакам расы, пола, сексуальной ориентации, религии, политических и других убеждений, а также национального и социального происхождения.

9 стр., 4303 слов

Профессиональная этика журналиста

... герой, люди, предоставившие информацию, коллеги тоже вправе призвать журналиста к ответу. В деятельности журналиста профессиональная мораль присутствует не ... журналиста? По отношению к кому или к чему должен быть этичен журналист? Какие именно кодексы морали ... тем она включена в контур управления. Как видим между трудовой и профессиональной моралью есть существенные различия. Трудовая мораль ...

  • Журналист обязан считать недопустимыми следующие нарушения профессиональной этики:
  • плагиат;
  • намеренно неверную интерпретацию;
  • получение взятки в любой форме в качестве оплаты за публикацию или сокрытие информации.

Журналистом признается лишь тот, кто в своей деятельности руководствуется вышеперечисленными принципами. Следуя законам своей страны, в профессиональных вопросах журналист признает только юрисдикцию своих коллег, исключая вмешательство любого характера со стороны правительства и других лиц.

1.2 Источники информации и методы ее получения

Чрезвычайно важны для журналистики отношения «журналист — источник информации», благодаря которым СМИ получают сведения о происходящем в мире. Действительность для журналиста, с этой точки зрения, есть совокупность источников информации. Их надо уметь находить и правильно использовать. Существует три типа источников, и у каждого из них свои особенности.

Первый тип — документ — примечателен тем, что он представляет собой продукт чьей — то деятельности по переработке первичной информации. Она «законсервирована» в документе с помощью тех или иных знаков на том или ином материале для хранения и передачи во времени и пространстве.

Второй тип — предметно — вещественная среда — обладает способностью нести на себе естественные «отпечатки» контактов с людьми и событиями. Эти «отпечатки» предстают перед нами в виде деталей обстановки, на фоне которой происходили события, и могут рассказать о них не меньше, чем документ. Но… Предметы и вещи «разговаривают» только с теми, кто умеет их разглядеть и хочет понять их язык.

Третий тип источников — человек, ключевое для журналиста звено в информационной среде. В американской научной традиции это звено называется «живой источник». Это название имеет не только прямой, но и переносный смысл. Ведь человек — субъект деятельности, он включен в природные и социальные процессы множеством связей и потому как источник информации неиссякаем. Во — первых, он всегда является свидетелем или участником каких — то событий и потому выступает в качестве держателя информации о них. Во — вторых, он — носитель информации о себе, своем внутреннем, субъективно созданном мире. В — третьих, он — транслятор информации, полученной от других.

Но беседовать с представителями прессы или нет, каждый волен решать сам по себе, поэтому от журналиста зависит, сумеет ли он найти подход к человеку и организовать общение с ним так, чтобы тот сам выложил необходимые сведения в полном объеме. По существу, журналист вынужден трансформировать свою функционально — потребительскую заинтересованность в информации в личное отношение к ее источнику, то есть перевести его из субъект — объективного, в субъект — субъективного взаимодействия. Создание условий, способствующих сбору достоверных данных, — первая забота интервьюера. Удастся ли журналисту снять психологическую отчужденность и наладить продуктивное общение с информатором, в немалой степени зависит от первого впечатления, которое произвел журналист. В отношении информирующих лиц к журналисту существует как бы два уровня: первый образует отношение к внешней манере поведения, второй формируется на основе вопросов журналиста: их серьезности, проявленного в них знания жизни.

9 стр., 4347 слов

Профессиональная этика журналиста (2)

... сфер: общей этики, теории данного вида деятельности и ее конкретного опыта. Термин «профессиональная этика» получает порой двоякое толкование. С одной стороны, это — наука о профессиональных особенностях морали журналиста, о нравственных ... с ним различные коллизии. Чаще всего они происходят в процессе сбора информации, когда журналист выбирает между своим «я-мнением» и чужим «мы-мнением» и ...

Существуют противоречивые методы для сбора информации. Например, «методом маски» пользуются почти все опытные репортеры, в их арсенале не менее десятка таких масок — от «внимательного слушателя» до «сурового ревизора». Однако есть еще и «метод смены профессии». Этот метод используют обычно для того, чтобы лучше понять специфику того или иного занятия, а так же для того, чтобы получить от окружающих сведения не в роли представителя прессы, а в более нейтральном качестве. Здесь сложности связаны с тем, что труд, которым собирается заняться репортер, он обычно знает недостаточно глубоко и поэтому рискует нанести ущерб делу и людям, с которыми трудится.

Закон ограничивает сферу применения «метода смены профессии». Журналист не может выполнять обязанности юриста, милиционера, лиц, занимающих выборные должности и облеченных властными полномочиями, использовать как прикрытие при сборе сведений профессию врача.

Умолчать о своей работе, кода это помогает получить необходимые сведения, не только допустимо, но и вполне оправдано. Репортер может идти повсюду как простой гражданин, не демонстрируя редакционного удостоверения и потому испытывать все то что выпадает на долю обычного человека. Ну а вообще, умалчивать о своей профессиональной принадлежности журналист вправе лишь до тех пор, пока его об этом не спросили. Но по первому же требованию он обязан предъявить редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его личность и полномочия (Закон «О СМИ», ст.49 п. 9).

К противоречивым методам добычи информации так же относятся: покупка сведений, подслушивание, скрытые видеосъемки и записи бесед, и т.д. но все же существует ряд профессионально — нравственных норм:

  • При работе с источниками информации использовать для получения сведений исключительно законные, достойные действия, допуская отступления от требований права и предписаний морали (использование «скрытой камеры», «скрытой записи», нелегальное получение документов и т. д.) только в обстоятельствах, когда налицо серьезная угроза общественному благополучию или жизни людей;
  • Уважать право физических и юридических лиц на отказ в информации, если ее предоставление не является обязанностью, предусмотренной законом, не позволять себе бестактности, давления, шантажа;
  • Указывать в материалах источники информации во всех случаях, кроме тех, когда есть основания сохранять их в тайне;
  • Хранить профессиональную тайну, относительно источника информации, если есть основания для его анонимности, отступая от этого требования только в исключительных обстоятельствах: по решению суда или согласно с информатором в случаях, когда разглашение его имени является единственным способом избежать неминуемого ущерба для людей;
  • Соблюдать оговоренную при получении информации конфиденциальность, выполняя просьбу информатора не делать определенные сведения или документы достоянием гласности во всех случаях, кроме тех, когда информация была искажена намеренно.

Существующая правовая база не обеспечивает журналистам получения необходимой информации. Доступ к ней должен быть гарантирован подробным, хорошо разработанным законодательством, учитывающим весь комплекс особенностей журналистики как деятельности и социального института. До тех пор, пока этого не будет, ненормативное поведение работников СМИ не изжить [2].

1.3 Принципы журналисткой этики

Журналистская этика — этика тех, кто пользуется информационными средствами в своей профессиональной деятельности, которая затрагивает тот или иной круг общественности; в широком смысле к этой сфере принадлежат так же редакции и издательства вместе с техническими центрами, поддерживающих работу журналистов или редакций.

Профессиональная мораль представляет собой конкретизацию общих норм нравственности применительно к особенностям того или иного вида деятельности. Поэтому любая профессиональная этика первым долгом изучает конкретные условия реализации общих нравственных требований в зависимости от своеобразия социальной роли представителя той или иной профессии.

Как известно профессиональная мораль регулирует поведение работника в трудовом процессе. При том что круг и содержание его обязанностей меняются вместе с разделением труда, научно — техническим процессом и кардинальными социальными сдвигами, есть среди них и устойчивые, непреходящие элементы. Во — первых, это обязанности по отношению к самому трудовому процессу, во — вторых, к другим его участникам и в — третьих, касающиеся взаимодействия с обществом в целом. Нравственные отношения такого рода присутствуют в любой трудовой деятельности, какую бы профессиональную форму она не принимала и в каких бы социальных условиях ни протекала. Они образуют каркас того, что принято обозначать понятием «трудовая мораль». Переломись сквозь профессиональную призму, требования трудовой морали приобретают новый статус. Профессиональное разделение труда ведет к их детализации. Таким образом, мораль трудовая конкретизируется в мораль профессиональную.

Профессий, для которых нравственные отношения входят в саму плоть трудовой деятельности, немного. В профессиях такого рода моральный выбор становится для специалиста постоянным спутником, а главные технологические операции приобретают характер поступка. И одной из таких профессий является журналистика. Ее главным принципом поведения является: правдиво и оперативно информировать читателя о текущих событиях [10].

Журналистика и мораль тесно связаны. Приведу пример таких связей:

  • Журналистское сообщество в лице каждого своего представителя в силу естественных причин является носителем моральной установки на общественно полезное поведение; следовательно, оно непосредственно включено в моральные отношения общества в качестве их субъекта.

В своих материалах журналисты рассказывают о нравах общества, о моральных коллизиях и тенденциях, значит, мораль, и моральные отношения общества являются предметом отражения журналистики.

Журналисты пропагандируют в прессе нравственные идеалы общества, популяризируют его моральные ценности и этические рекомендации, помогая нравственному просвещению общества; таким образом, журналистика выступает в качестве инструмента морали.

При оценке описываемых явлений действительности журналисты — создатели текстов, исходят из нравственного опыта человечества, из тех критериев нравственности, которые выработало общество; следовательно, в журналистике мораль используется как профессиональный «измерительный»

Многогранно связанная с моралью, журналистика оказывается «задействованной» в контуре саморегуляции общественного организма. Вместе с тем она включена в контур управления.

Как видим между трудовой и профессиональной моралью есть существенные различия. Трудовая мораль нацелена на поддержание согласованности интересов индивида и общества. Она регламентирует отношения любого человека как субъекта любой деятельности к обществу, к участникам трудового процесса и к самому этому процессу через предписания моральной установки. Профессиональная же мораль ориентирована на согласование интересов профессиональной группы и общества. Она регламентирует поведение в процессе труда субъекта конкретной деятельности на основе нормативов, сложившихся в профессиональном сознании конкретной группы [9].

Итак, профессиональная мораль не берется за разрешение социальных противоречий. Это ей не под силу. Зато она может другое: находить компромиссы, согласовывать взаимные интересы журналиста и людей, с которыми он сталкивается. Отсюда же вытекает такое понятие как долг. Долг — основное понятие в профессиональной морали. Чувство долга регулирует ответственность журналиста перед обществом, а точнее — перед читателем, зрителем, людьми, ради удовлетворения потребностей которых в правдивой социальной информации и работает журналист.

Возможность влиять при этом на судьбы людей пробуждает у журналиста чувство социальной ответственности. Журналист ответственен не только перед обществом в целом, в лице его конституционных институтов. Самый главный его судья, конечно, читатель. Но герой, люди, предоставившие информацию, коллеги тоже вправе призвать журналиста к ответу.

В деятельности журналиста профессиональная мораль присутствует не только в качестве регулятора его поведения. Она помогает ему сориентироваться на такие ценности, как правда и справедливость, предлагает благородные мотивы служения общественному благу, дает ключ к пониманию другого человека.

Поскольку в журналистике человеческие контакты включены в саму ткань деятельности, профессиональная мораль постоянно побуждает журналиста к самооценке и предлагает ее критерии. А в целом она представляет собой особый, оценочно императивный способ освоения целей и содержания профессиональной деятельности.

А основные профессионально — нравственные ценности и нормы поведения российского журналиста получили закрепление в кодексе профессиональной этики, принятом на конгрессе журналистов России 23 июня 1994 года в Москве. Именно общественное мнение профессиональной среды гарантирует обществу выполнение его требований. Оно — гарант действенности профессиональной морали [1].

Под эгидой ЮНЕСКО представители СМИ в 1980-е годы выработали Международные принципы профессиональной этики в журналистике.

Принципы журналистской этики, принятые на основе международных норм.

Международные принципы профессиональной этики журналиста приняты на консультативной встрече международных и региональных организаций профессиональных журналистов в Париже 20 ноября 1983 года

Международные и региональные профессиональные организации, объединяющие более четырехсот журналистов из всех частей света, провели под эгидой ЮНЕСКО несколько консультативных встреч.

На основе вышеизложенного и были выработаны перечисленные ниже принципы, которые должны стать общим базисом для создания национальных и региональных этических кодексов:

Принцип 1. Право людей на получение правдивой информации

Народы и люди имеют право получать объективное изображение действительности посредством точной и исчерпывающей информации, а также право свободно выражать свою точку зрения при помощи различных форм культуры и коммуникации.

Принцип 2. Верность журналиста объективной реальности

Первейшая задача журналиста — гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности. Журналист излагает факты добросовестно, сохраняя их подлинный смысл, вскрывая важнейшие связи и не допуская искажений. Он максимально использует свои творческие способности для того, чтобы общественность получила достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное и связное представление о мире. Так, чтобы происхождение, природа и сущность событий, течение и положение дел были понятны как можно более объективно.

Принцип 3. Социальная ответственность журналиста

В журналистике информация понимается как общественное благо, а не как предмет потребления. Это означает, что журналист разделяет ответственность за переданную информацию. Он ответствен не только перед теми, кто контролирует СМИ, но прежде всего перед широкой общественностью, принимая во внимание различные социальные интересы. Социальная ответственность журналиста требует, чтобы во всех обстоятельствах он действовал в соответствии со своим нравственным сознанием.

Принцип 4. Профессиональная честность журналиста

Общественная роль требует от журналиста высокой профессиональной честности, которая предполагает его право воздерживаться от работы, противоречащей его убеждениям, отказ раскрыть источники информации. Профессиональная честность не позволяет журналисту принимать частные интересы, противоречащие всеобщему благу. В этические принципы журналиста входит уважение интеллектуальной собственности, в частности недопустимость плагиата.

Принцип 5. Общедоступность средств массовой информации и участие общественности в их работе

Характер профессии требует, чтобы журналист способствовал общедоступности информации и участию общественности в работе средств массовой информации. Это предполагает обязанность исправления ошибки и право на ответ.

Принцип 6. Уважение частной жизни и человеческого достоинства

Нормы профессиональной морали требуют от журналиста уважать достоинство человека и его право на частную жизнь, в соответствии с требованиями международного права и национальных законов защищать права человека и его репутацию от оскорблений, клеветы, ложных обвинений.

Принцип 7. Уважение общественных интересов

Профессиональные нормы предписывают журналисту уважать интересы общества, его демократические институты и общественную мораль.

Принцип 8. Уважение всеобщих ценностей и многообразия культур

Истинный журналист выступает за всеобщие ценности гуманизма, прежде всего за мир, демократию, социальный прогресс, права человека и национальное освобождение. Он с уважением относится к отличительным особенностям, ценностям и достоинству каждой национальной культуры, а также к праву народов свободно выбирать и развивать свою политическую, социальную, экономическую и культурную системы. Таким образом, журналист активно участвует в социальных преобразованиях, направленных на расширение демократии. Посредством диалога журналист способствует созданию в международных отношениях климата доверия, содействующего миру и справедливости, разрядке международной напряженности, разоружению и национальному развитию. Профессиональная этика обязывает журналиста быть в курсе соответствующих международных соглашений, деклараций и резолюций.

Принцип 9. Устранение войн и других зол, противостоящих человечеству

Нравственная обязанность уважать всеобщие ценности гуманизма требует от журналиста воздерживаться от любой формы подстрекательства или оправдания агрессивных войн, гонки вооружений, особенно ядерных, от апологии иных форм насилия, ненависти и дискриминации, в частности расизма и апартеида. Она настаивает на противодействии тираническим режимам, колониализму и неоколониализму, а также другим бедствиям, причиняющим человечеству страдания, такие, как нищета, недоедание, болезни. Действуя таким образом, журналист поможет устранять неосведомленность и непонимание в отношениях между народами, пробудит у соотечественников восприимчивость к нуждам и желаниям народов других стран, обеспечит уважение прав и достоинства всех наций, всех народов и всех людей вне зависимости от пола, расы, языка, национальности, религиозных взглядов и философских убеждений.

Принцип 10. Содействие новому международному порядку в области информации

В современном мире журналист действует в рамках движения за установление новых международных отношений в целом и нового международного информационного порядка в частности. Этот новый порядок, понимаемый как неотъемлемая часть нового международного экономического порядка, направлен на деколонизацию и демократизацию в области информации и коммуникации (как в национальном, так и международном плане) на базе мирного сосуществования народов и полного уважения их культурной самобытности. Долг журналиста — способствовать процессу демократизации международных отношений в области информации и коммуникации, в особенности охранять и укреплять мир и дружеские отношения между народами и государствами [14].

В 1997 году группа влиятельных американских журналистов, обеспокоенных неблагоприятным воздействием СМИ на общественность и снижением доверия к ним, сформировала Комитет обеспокоенных журналистов (Committee of Concerned Journalists).

В течение последующих нескольких лет Комитет провел ряд встреч, семинаров и опросов журналистов, редакторов и читателей. Более 3000 специалистов приняло участие в этих дискуссиях. Основываясь на итогах проделанной работы, Комитет определил девять основных принципов журналистики в современном мире. Вот они:

  • Правдивость является первостепенной задачей журналистики.
  • Журналистика должна быть лояльной, в первую очередь, к гражданам.
  • Сущностью журналистики является достоверность.
  • Журналисты должны сохранять независимость от освещаемых ими событий и людей.
  • Журналистика должна делать независимый мониторинг деятельности властей.
  • Она должна предоставлять свою информационную площадь для открытых дискуссий с целью освещения общественной критики и нахождения компромиссов.
  • Журналистика должна стараться делать материалы интересными и актуальными.
  • Она должна освещать новости всеобъемлюще и пропорционально.
  • Журналистам должны быть созданы условия, позволяющие им действовать по совести.

    Глава 2.

Реализация журналистской деятельности, .1 Содержание и специфика работы журналиста в службе информации

Каждый день огромному миру необходимо придавать «форму» и лепить его в виде моментального снимка — выпуска новостей с наилучшими историями, имеющимися в распоряжении журналистов. Редакторы сталкиваются с невероятным выбором между войной, идущей где-то заграницей, внутренним скандалом в больнице, демонстрацией в защиту прав животных и очередном витке европейских дебатов, разрывающем на части правительство. Выявить рейтинг значимости историй — непростая задача, решение никогда не бывает жестким и быстрым. История, которая выглядит весомой в один день, на другой день может оказаться слабой в сравнении с другими более значимыми событиями.

Среди серьезных газет и вещательных компаний существует необыкновенное единодушие взглядов. Большинство газетных передовиц и выпусков новостей чаще всего рассказывают об одних и тех же событиях, рассматривая их как главные. Только в очень бедные новостями дни они все идут собственным путем в поисках темы. Во всей журналистике имеет место тенденция освещать одно и тоже лишь потому, что подобная деятельность укладывается в определение стереотипа.

На телевидении настоящей проблемой является краткость выпусков, отсутствие времени на свежие подробности, получасовой выпуск может дать чуть больше чем обычный анонс. Большинство зрителей не хотят смотреть телевизор больше получаса и просто выключают его, если эта граница превышена.

В газетной журналистике часто приходится выбирать между обращением к узкому кругу читателей, любящих «глубокие» статьи, и многими миллионами тех, кто предпочитает краткость.

Четырехминутные новостные сюжеты как новостной жанр на радио — это своего рода искусство. Необходимо в отпущенное время дать максимум информации и при этом быть понятным. Несомненно, в отведенное время, можно выдать совсем незначительное количество информации, но в других случаях «говорящая картинка» или сильное интервью с места событий донесет до каждого слушателя знание истории гораздо эффективнее, чем печатное издание [12].

В целом, считается, что радио заставляет авторов писать лучше, взвешивая буквально каждое слово, тратить время на поиск интонаций, пауз и акцентов. И это не случайно, поскольку именно радио более других СМИ воздействует на воображение человека. Слушатель неизбежно пытается перевести звуковые впечатления в зрительные; по мнению специалистов, процесс этот неизбежен. Слушатели таким образом являются активными участниками процесса, и задача радиожурналиста рассказывать о новостях, стимулируя тем самым воображение человека.

Основой любого информационного выпуска является, как правило, небольшое текстовое изложение события. В практике радиостанции используется такие названия, как «новость», «информация» и т.д., но суть при этом остается неизменной — рассказ о событии. Причем слово рассказ здесь играет не менее значимую роль, чем событие. О том, что происходит необходимо рассказывать, то есть излагать сообщение доступно так, чтобы подавляющее большинство аудитории могло воспринять информацию, понимая, о чем идет речь. В одной из классических теорий рекламы («рекламного поля») есть такое правило: уровень понятности сообщения должен быть, примерно, на десять пунктов ниже среднего индекса IQ того социального слоя, для которого оно предназначено. При этом сообщение не должно требовать усилий по запоминанию текста. Новости по стилю своего изложения должны быть рассчитаны на самых обыкновенных людей, иначе нет смысла давать такую новость. Существует несколько другой подход, который заключается в необходимости считать, что слушатели также интеллигентны как авторы и дикторы и единственная разница между ними и слушателями состоит в том, что первый имеет доступ к большей информации, чем второй.

2.2 Отношение журналистов «Русского Радио Рязань» к содержанию профессиональной деятельности

Абсолютно справедливо мнение о том, что талантливый журналист всегда знает и чувствует как преподнести материал и что сказать. В современный период любое СМИ, в том числе электронное, является сложным механизмом, не столько в техническом отношении, сколько в плане организации работы. Без знания технологии производства даже самый талантливый журналист, с трудом сможет вписаться в производственный процесс, его «неформатные» материалы будет сложно, иногда даже невозможно, ставить в эфирную сетку, и в целом он внесет в работу радиостанции элементы хаоса. Именно поэтому необходимо уделять особое внимание тому, как писать для радионовостей.

Этот вопрос глубоко изучается при подготовке радионовостей на информационно-музыкальной станции «Русское Радио Рязань», которая по количеству эфирных лет является довольно молодой, но вместе с тем, сумевшей завоевать расположение сотен тысяч слушателей не только в нашем городе, но и во всем сибирском регионе. На радиостанции четырнадцать штатных сотрудников, восемь из которых являются музыкальными ведущими (ди-джеями), а остальные пять — корреспондентами и ведущими информационных выпусков.

Чтобы оценить специфику работы в студии, процесса подготовки радионовостей, репортажей, синхронных записей в эфире, мы обратились к сотрудникам службы информации «Русское Радио Рязань», чтобы задать им ряд вопросов. Вопросы были составлены таким образом, чтобы респондент смог поразмыслить, анализируя свой профессиональный опыт, обличить подводные камни, как всего процесса подготовки радионовостей, так и каждого из его этапов [13].

Прежде всего, мы спросили сотрудников службы информации «Русское Радио Рязань», что такое новость. Суммировав ответы респондентов, получилось следующее определение: новость — это важное, веское, — то, что имеет значение; новость — это то, что произошло, чего не было минуту или час назад. Все радиожурналисты едины во мнении, что по-настоящему хорошая история сама проложит себе дорогу, даже если она не совсем отвечает критерию значимости.

Проблема локальной радиостанции заключается в том, что ее главный продукт — музыка (70% эфирного времени); новостям, как правило, отводится 20% и около пяти минут эфира в час. Опыт радиожурналистов «Русское Радио Рязань» показывает, что сделать новости в пятиминутном отрезке гораздо сложнее, чем сделать их на тридцать минут, так как необходимо сказать о главном также емко, как те, кто делает это за полчаса.

На следующую серию вопросов о том, в чем заключается основная задача деятельности радиожурналиста и по какому принципу они отбирают в эфир радионовости, все интервьюируемые были единодушны в мнении, что главная задача, которая стоит перед журналистами, работающими с информацией — оперативно сообщить главную новость. Респонденты обращают внимание, что радио на данный момент — самый оперативный источник информации и это, несомненно, является преимуществом, за которое надо бороться, не засоряя эфир событиями, которые были вчера. Необходимо говорить людям о том, что происходит сейчас. Что же касается критерия отбора радионовостей, респонденты отмечают, что в эфир «Русское Радио Рязань» практически никогда не проходят новости о криминальном мире, боевых действиях, террористических актах (если это не экстренный выпуск), актах насилия, о разжигании расовой и межэтнической ненависти, не затрагиваются религиозные и национальные темы. «Русское Радио Рязань» старается озвучивать «плохие» новости в небольшом объеме, так как назначение информационно-музыкальной радиостанции — нести слушателям как можно больше позитивной информации, формируя настроение каждого из них. Гораздо больше времени отводится новостям полезным и развлекательным, но это не значит, что все новости веселые и легкие. Интересная и полезная информация может быть самой разнообразной: спорт, зарплаты и строительство дорог, книжные новинки и налоги.

2.3 Исследование качественно-количественной характеристики новостных выпусков

Нами было проведено исследование качественно-количественной характеристики новостных выпусков радиостанции «Русское Радио Рязань»

Таблица 1 — Оценка тематики новостных выпусков на «Русское Радио Рязань»

Тематика новостных выпусков

Отношение к общему объему новостей

Городская жизнь

39%

Катаклизмы и стихийные бедствия

15,3%

Культура и развлечения

21,7%

Спорт

16%

Политика

8%

Хронометраж выхода новостей в эфир 4-5 минут, с девяти часов утра до полудня — каждые полчаса, с полудня до семи часов вечера — каждый час. В структуру каждого выпуска радионовостей входят 5-7 новостных блоков.

Анализ тематической направленности новостных выпусков показал, что освещению городской жизни, спектр которой достаточно широк — от пробок на автострадах города, до цен на производственные товары — отводится 39 % от общего количества эфирного времени новостных выпусков. И это вполне закономерно, ведь настроившись на «Русское Радио Рязань» вы слышите настроение города. Следующая цифра — 15,3% — показывает реальное количество информации о катаклизмах и стихийных бедствиях. Зачастую можно услышать мнение, что во всех СМИ звучат только плохие новости, катастрофы, трагедии. Но любые чрезвычайные происшествия, которые происходят в той или иной стране — природные, политические, техногенные — могут коснуться любого из нас, и именно поэтому люди должны об этом знать. Но главной задачей информационно-музыкальной станции является задача удовлетворения потребностей радиослушателей в информации развлекательного характера. В связи с этим, новости культуры и мира развлечений занимают 21.7% от общего количества эфирной информации. Новости из мира внутренней и внешней политики составили 8% времени всех новостных блоков. Теме спорта отводится 16% от общего количества новостных выпусков. Кроме того, в эфирной сетке радиостанции определено время, в которое читаются блоки спортивных новостей, это 10.00, 14.00, 17.00. Также на «Русское Радио Рязань» существуют специальные тематические программы о культивируемых видах спорта, таких, как футбол и хоккей. Именно героям хоккейных и футбольных баталий, сенсационным и драматическим событиям на площадках, стадионах посвящены спортивные тематические блоки, имеющие место в эфире по выходным дням, продолжительность которых составляет один час, включая музыкальные блоки. На диаграмме № 2 (приложение 2) отражено количественное соотношение информационных выпусков о спорте и новостей любой другой тематики. За период с сентября 2005года по май 2006 года в эфире прозвучало 726 выпусков о спорте, в то время как общее количество всех новостей составило 2128 выпусков [5].

2.4 Изучение интересов аудитории «Русское Радио Рязань»

Специалистами в области массовых коммуникаций всегда подчеркивается огромное значение обратной связи при функционировании средств массовой информации. Обратная связь в системе массовой коммуникации является реакцией на сообщение источника, а источник, в свою очередь, учитывая обратную связь, в дальнейшем может изменить последующее сообщение. Поэтому редакции радиовещательных компаний регулярно изучают свои аудитории, чтобы знать, кому адресован материал, как к нему относится аудитория. Знание потребностей, интересов своей аудитории в значительной степени помогает создать нужные потребителям материалы СМИ. В целях изучения характеристики аудитории «Русское Радио Рязань», ее настроений, тематических и жанровых предпочтений нами был проведен опрос на улицах города, в ходе которого было интервьюировано 315 человек, представителей разных профессий и учащихся различных учебных заведений. Возраст респондентов варьировался от 18 до 40 лет.

С целью определения, является ли интервьюируемый потенциальным слушателем «Русское Радио Рязань», мы сформулировали наш первый вопрос таким образом: «Как давно и как часто Вы слушаете «Русское Радио». Если респондент отвечал, что никогда не слушает или слушает очень редко, мы благодарили его за внимание и прощались. Потенциальными слушателями считаются те, кто настраивается на волну «Русское Радио» не реже трех-четырех раз в неделю в течение года. Если респондент таковым являлся, мы просили назвать свой возраст, кратко рассказать о своей профессиональной деятельности, об увлечениях. Далее мы переходили к тематическим предпочтениям слушателей и спрашивали их о том, какая информация является для них интересной и полезной. Оценка тематических предпочтений аудитории «Русское Радио Рязань» и их соответствие с тематикой материалов информационного жанра, выходящих в эфир в рамках новостных блоков, представлена в таблице 2 (приложение 3).

Таблица 2 — Соотношение тематических предпочтений респондентов с тематикой новостей на «Русское Радио Рязань»

Тематика новостных выпусков

Реально существующие объемы

Предпочтения респондентов

Городская жизнь

39%

25,1%

Катаклизмы и стихийные бедствия

15,3%

26,8%

Культура и развлечения

21,7%

21,8%

Спорт

16%

17,2%

Политика

8%

9,1%

Результаты показывают, что новости о чрезвычайных происшествиях очень сильно привлекают аудиторию, поэтому их можно рассматривать как «интересные». Заинтересованность в такого рода новостях составила 26,8% от общего количества предпочтений слушателей. В американском вещании есть такой термин, появившийся в последние годы: «news-you-can-use» или «новости, которые вы можете использовать». Характер такой информации может быть самым разным — повышение тарифов на телефон и изменение налогового законодательства.

Мнения респондентов, которые хотят слышать практическую информацию с целью ее использования в повседневной жизни составляют 25,1% от общего количества тематических предпочтений исследуемой аудитории. Респонденты также хотят слышать в эфире информацию легкого развлекательного жанра (новости о знаменитостях, развлечениях и стиле жизни) — 21,8%, в то время как традиционные новости (политика, войны, исторические перспективы) слушатели условно относят к числу «серьезных» и считают, что в формате информационно-развлекательного вещания новостям такого вида должно отводиться небольшое количество времени. Мнения респондентов, среди которых политические темы пользуются популярностью, составили 9,1% от общего количества тематических предпочтений слушателей. Таким образом, наблюдается сдвиг в пользу новостей развлекательных, которые помогают несколько «подсластить» информационную пилюлю. В информационном теле- и радиовещании Европы в последнее десятилетие наметилась устойчивая тенденция к постепенному изменению функции новостей: от информирования к развлечению потребителя. Постепенно все тенденции развития медиарынка находят своё применение в отечественной радиожурналистике [4].

Новости спортивной жизни, как показывают результаты опроса, интересуют немалую часть аудитории. Желание респондентов слышать в эфире сводки спортивных новостей эквивалентны величине 17,2% от общего количества тематических предпочтений слушателей. Специально для такой аудитории в эфирной сетке радиостанции «Русское Радио Рязань» отведено время для специализированных спортивных программ и новостных блоков.

Как показывают цифры, не во всех случаях потребности и предпочтения аудитории в какой-либо информации в полной мере реализуются в эфире «Русское Радио Рязань» в рамках новостных выпусков. В этом случае особую важность приобретают специальные исследования аудитории радио с целью разрешения противоречий между желаемым и действительным.

При подготовке выпуска новостей радиожурналисту необходимо знать, что хотят слушатели не только в тематическом плане. Стоит заглянуть чуть более глубже и попытаться понять, нужны ли им оперативные сообщения, как они должны быть изложены и т.д. Мы обратились к слушателям «Русское Радио Рязань» с вопросом «Что является для вас главным в подаче информации в выпуске новостей?» и предложили респондентам назвать в порядке значимости несколько характерных признаков качественной новости: точность, оперативность и своевременность, эксклюзивность и практическая польза. Результаты отражены в таблице 3 (приложение 4), которые показывают, что главным в освещении текущих событий является точность преподносимой информации — 90% респондентов поставили этот признак на первое место, далее по значимости — оперативность и своевременность информации — 88%. Эксклюзивность — 74% и практическая значимость новости — 61% занимают третью и четвертую позиции, соответственно, в рейтинге важности характерных признаков качественной новости.

Таблица 3 — Рейтинг признаков качественной новости

Характерные признаки качественной новости

Количественный показатель

Точность

90%

Оперативность и своевременность

88%

Эксклюзивность

74%

Практическая значимость

Заключение

журналист новостной выпуск аудитория

В данной работе я привела несколько примеров принципов журналистской деятельности. В основном в каждой группе принципов существует схожесть, несмотря на то, что составлена каждая группа была в разные исторические периоды.

В каждой группе принципов на первом месте находится уважение истины, правдивости информации, собираемой журналистами. Отводится обязательное место соблюдению профессиональной этики, честности. Так же идет речь об уважении человеческого достоинства и общественных интересов. Профессиональные принципы составлены так же и для того, чтобы уберечь сотрудников от неверных шагов, которые могут вызвать негативное волнение общественности. Принципы журналистики в своей основе призваны развивать у сотрудников чувство профессионального долга, уважения и преданности своей профессии.

Так же в нашей работе был проведен анализ реализации журналистской деятельности работы на радио:

Специфика и содержание профессиональной деятельности радиожурналиста представлена в исследованиях отечественных авторов: Я. Н. Засурского, Л.В. Иваницкого, М.Н Кима, В.Г. Костомарова, Л.Г. Свитич, А.А. Шерель и др.

Полифункциональность деятельности является доминирующей составляющей профессиональной деятельности журналиста на локальной информационно-музыкальной радиостанции.

Качественно-количественная характеристика новостных выпусков по освещению текущих событий представлена на радиостанции следующим образом: городская жизнь — 39%, катаклизмы, стихийные бедствия — 17,3%, спорт — 16%, культура и развлечения — 21,7%, политика — 8%.

Исследование информационных потребностей и интересов аудитории показало несоответствие между тематическими предпочтениями слушателей и тематикой новостных выпусков: в сторону увеличения количества информации: о политике — на 1,1%, о спорте — на 1,2%, о культуре и мероприятиях развлекательного характера — на 0,1%, о катаклизмах и стихийных бедствиях — на 11,5%; в сторону уменьшения количества информации: о событиях городской жизни — на 13,9%.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/printsipyi-rabotyi-soyuza-jurnalistov-rossii/

1. Аллахвертов А.К. Радио: мы говорим, нас слушают? — М.: Фонд независимого радиовещания, 2004. 672 стр.

. Большая Советская Энцеклопедия, 2001-2009г, «яндекс».

. Виноградов П.А. Телевидение и пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни // Труды Всеросс. научн. — практ. конф. — Томск, 1996.

. Ворошилов В.В. Журналистика — СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2000. 360 стр.

. Грушин Б.А. Средства массовой коммуникации и средства массовой устной пропаганды в системе органов социального управления // Массовая информация в советском промышленном городе: Опыт комплексного социологического исследования. — М.: Политиздат, 1980. 440 стр.

. Гуськов С.И. Любитель или профессионал. М.: Знание, 1988. 288 стр.

. Засурский Я.Н. Роль средств массовой информации в обществе // Вестник Московского университета: Серия журналистика. — 1995. — №2. 254 стр.

. Иваницкий Л.В. Трудный хлеб телекомментатора // Спорт в зеркале журналистики. — М.: Мысль, 1989. 220 стр.

. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения — СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2001. 320 стр.

. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества- СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2004. 496 стр.

. Ковачич Е.Л. Радио «Эхо Москвы» как явление новой журналистики // Журналистика и культура русской речи — М.: Издательство ИКАР, 2006.- №2. 381 стр.

. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики Изд-во: «Аспект-пресс», 2004г. 287

. Костомаров В.Г. Тексты в масс-медиа // Журналистика и культура русской речи — М.: Издательство ИКАР, 2004. — №2. 288 стр.

. Самолетов С.А. Пресса и рынок: современные тенденции в производственно — экономической деятельности редакций- М.: Мысль, 1993. 543 стр.

. Шерель А.А. Радиожурналистика. — М.: Издательство Московского университета, 2000. 304 стр.

. Филимоновых Е.Н. Время работать на радио. — М.: Фонд независимого радиовещания, 2002. 432 стр.

. Электронная библиотека центра экстремальной журналистики, 2000-2009г.

Приложение 1, Оценка тематики новостных выпусков радиостанции

Приложение  1

Приложение 2, Отношение объема спортивных новостей к объему всех новостей

Приложение  2

Приложение 3, Соотношение тематических предпочтений респондентов с тематикой новостных выпусков

Приложение  3

Приложение 4, Рейтинг признаков качественной новости (%)

Приложение  4