Понимание самобытности и уникальности каждой национальной культуры, создание общего культурного пространства, в котором могли бы развиваться разные народы, является сегодня одной из приоритетных задач общества и образовательной политики Российской Федерации.
Государство и общество связывают решение основных проблем сохранения и развития национальной культуры с региональным школьным образованием, которое является ресурсом развития любого этноса. В «Законе об образовании Российской Федерации» установлены общие требования к содержанию образования, которые должны обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Ребенок должен знать, что этнокультура его народа является частью российской и мировой культуры, обогащает их и является такой же уникальной, как и культуры других народов. Именно этническая художественная культура способна передать опыт нравственных чувств, знаний и поведения народа. Являясь частью национального достояния, его ценностью, живой традицией, этнохудожественная культура обеспечивает цепь преемственности поколений.
Решение сложнейшей, диалектически противоречивой проблемы приобщения ребенка к этнокультурным ценностям, одновременно с обеспечением его национальной самоидентификации, как предписывает «Национальная доктрина образования Р.Ф.», возможно через введение национально-регионального компонента образования. Необходима переориентация образовательных школ на удовлетворение национальных запросов учащихся и их родителей, построение содержания образования на основе этнопедагогики, этнокультуры и воспитание детей как продолжателей национальных традиций. В учебный процесс начальной школы должно быть включено изучение богатства народной региональной культуры.
Младший школьный возраст, вследствие повышенной эмоциональности детей, их обострённой восприимчивости к прекрасному, проявлению интереса к различным видам художественно-эстетической деятельности является исключительно важным периодом для приобщения к этнокультурным ценностям.
При ознакомлении с бурятским народным декоративно-прикладным искусством, отражающим опыт многих поколений, накопленный на протяжении веков и даже тысячелетий, исключительно важным является формирование эстетического ценностного отношения к нему. Именно этот вид искусства, как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавший в себя мудрость и талант многовекового коллективного творчества, позволяет открыть широкий простор для эстетического образования детей, делает их жизнь духовно богаче.
Отечественная наука, культура, образование в условиях перестройки
... в отраслях народного хозяйства нарушались. Достижения в области здравоохранения, образования, культуры ... значительной части обществе. В условиях монопольного господства в обществе одной партии ... продукции, активно приспосабливавшихся к рыночным отношениям и легко “ ... положению великой мировой державы и нуждалась в срочном ... в другие, чаще всего не связанные с наукой, сферы деятельности, в том числе в ...
Народное творчество способствуют развитию местных самобытных культурных традиций, выражению народного художественного мировоззрения, эстетики коллективного труда. Бурятское народное искусство имеет огромный воспитательный потенциал, способный оказать значительное влияние на формирование этнокультурной компетентности у подрастающего поколения.
Объект исследования: Бурятское народное декоративно-прикладное искусство.
Предмет исследования: Процесс формирования этнокультурной компетентности младших школьников средствами бурятского народного искусства.
Цель исследования: Изучить и выявить особенности формирования этнокультурной компетентности младших школьников средствами бурятского народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи исследования:
1.Изучить этнографическую, психолого-педагогическую литературу по исследуемой теме.
2.Выявить особенности основных видов бурятского народного декоративно-прикладного искусства для формирования этнокультурной компетентности младших школьников.
3.Выявить возрастные и психолого–педагогические особенности младших школьников.
4.Раскрыть сущность понятия «этнокультурная компетентность» и выявить особенности его формирования у младших школьников.
5. Изучить и выявить методические особенности преподавания народного декоративно-прикладного искусства у младших школьников.
Методы исследования: Теоретический анализ этнографической и психолого-педагогической литературы; наблюдение за эстетической деятельностью младших школьников; беседы; анализ и разработка методических материалов;
- Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная модель младших школьников к этнокультурным ценностям может быть использована при разработке программ и учебных пособий для начального образования;
- комплекс методов формирования у младших школьников этнокультурной компетентности может применяться учителями начальной школы для решения воспитательных задач.
ГлаваI. Теоретические основы бурятского народного декоративно-прикладного искусства
- История развития народного декоративно-прикладного искусства бурят.
Первые краткие сведения о наличии у бурят тканей, изделий из серебра встречаются в записях-донесениях служилых людей казаков-первопроходцев XVII в., в ходе освоения Сибири и вхождения Бурятии в состав России. В конце XVII — начале XVIII вв. сведения о бурятах, в частности об их украшениях, одежде, пополнились отрывочными данными дипломатов-посланников русского царя – И.Идеса, А. Бранда. Материалы, касавшиеся в той или иной мере художественной культуры бурят, продолжали возрастать благодаря предпринятым в XVIII в. академическим экспедициям, в задачу которых входил сбор сведений о коренных народах Сибири. Труды таких выдающихся исследователей как Г.Ф. Миллер, И.-Г. Гмелин, П.С. Паллас,И.Г. Георги, С.П. Крашенинников, Ф.И. Ланганс3 сыграли немаловажную роль в пробуждении научных интересов к бурятскому народу, к его истории и культуре.
Воспитание эстетических вкусов у младших школьников средствами ...
... пути формирования задач эстетического воспитания. 2. Апробировать некоторые пути и средства развития эстетических вкусов в опытно-педагогической работе у младших школьников на уроках изобразительного искусства во 3-м классе. Методы исследований: теоретическое изучение и ...
Специальные этнографические исследования культуры бурят начинаются с середины ХIХ в., что связано с организацией Восточно-Сибирского отделения Российского географического общества. Интересные сведения о материальной культуре бурят приведены в работах ряда исследователей Центральной Азии: Г.Н. Потанина, А.В. Потаниной, А.П.Щапова, Н.М. Ядринцева, В.Н. Харузиной и Н.Н. Харузина. Необходимо особо отметить труды выдающихся ученых М.Н. Хангалова5 и Д. Банзарова, в которых содержатся многие важные, подчас уникальные сведения о культуре бурят.
Однако в бурятоведческой литературе ХIХ в. декоративно-прикладное искусство не являлось предметом специального исследования, хотяматериалы указанных авторов, касавшиеся этой темы, не утрачивают своей ценности и в наши дни.
Вначале ХХв. появляются первые работы, посвященные бурятскому орнаменту. Орнаментальные мотивы кудинских бурят рассмотрены Б.Э.Петри. В 1920-х гг. П.П.Хороших продолжил изучение орнамента прибайкальских бурят середины ХХ в. число исследователей, занимающихся народной культурой бурят, в том числе их народным искусством, существенно возросло. Это отразилось в публикациях того времени.
Ценная монография И.И. Соктоевой «Изобразительное и декоративное искусство Бурятии», вышедшая в 1988 г. посвящена зарождению и развитию художественного творчества бурятского народа. В книге рассмотрены искусствоведческие аспекты материальной и духовной культуры предков бурят и их декоративное и изобразительное искусство, влияние на негорусской культуры, а также ламаизма. Ею также освещаются вопросы развития советского изобразительного искусства Бурятии. Еще в ХVII в. у предков бурятского этноса существовала высокоразвитая торевтика.
До начала ХХв. работа по металлу находилась в руках кузнецов, которым по сохранившимся преданиям и легендам приписывается божественное происхождение. Считалось, что человек, реально занимавшийся кузнечным ремеслом, обладает сверхъестественными способностями и может выполнять жреческие функции. Секреты мастерства и жреческий дар кузнеца дарханутха «кузнечное происхождение» передавались по мужской линии от отца к сыну, от дяди к племяннику, а также к другим мужчинам, принадлежавшим к одному роду. Культ огня и железа, особое отношение к кузнице и к кузнечным принадлежностям, культ онгонов(духи умерших предков и их изображения), покровительствующих кузнечному ремеслу – все это еще раз подчеркивает особое, почетное место кузнечного ремесла у бурят, сохранявшееся вплоть до начала ХХ в. Кузнецы делились на белых сагаандархади черных харадархад, это деление, как и само название кузнец – «дархан», означающее «мастер», «умелец», встречается и у других тюрко-монгольских народов. Условно белые кузнецы сагаандархад считались мастерами ювелирного искусства, работавшими с благородными металлами, а черные кузнецы харадархад- людьми, изготовлявшими лишь различные бытовые и хозяйственные предметы изчерных металлов. Вместе с тем, в отношении технологии ремесла междучерными и белыми кузнецами различия нет. Хотя, разумеется, были особоискусные кузнецы, владевшие ювелирным искусством. Впрочем, в концеХIХ – начале ХХ вв. кузнечное ремесло, как таковое, постепенно утратилосвое значение, и за потомками кузнецов сохранялись лишь жреческие илечебные функции. Однако, традиционно оформленные женские и мужские украшения, декорированные детали конского снаряжения, выполненные кузнецами, владевшими ювелирным искусством, также оставались, востребованы среди местного населения. Разумеется, дорогие украшения из серебра были доступны лишь состоятельным людям.
Кузнецов художник
... художник. 2.7.2. Кузнецов, Игорь Кузнецов, Игорь Александрович (род. 1938) — российский художник. Кузнецов, Игорь Дмитриевич (род. 1931) — российский художник. Кузнецов, Игорь Михайлович — белорусский историк.[30] Кузнецов, Игорь Робертович (1959) — журналист, писатель. 2.8. Кузнецов, К Кузнецов, ...
Родина многих известных в конце ХIХ – начале ХХ вв. дарханов, специализировавшихся на изготовлении ювелирных украшений и культовых ламаистских предметов, – Закаменский район. Немало мастеров было в Тункинском и Окинском районах Бурятии, славившихся особым мастерством в оформлении конского снаряжения. Кижингинский район был известен потомственными дарханами-ювелирами. Уникальные центры художественных ремесел находились в Иволгинском районе. Хоринские, агинские, селенгинские, еравнинские мастера издавна занимались литейным ремеслом.
Бурятские умельцы дарханы в конце ХIХ – начале ХХ в. Использовали различные технико-художественные приемы: насечку серебром по железу, гравировку, художественную ковку, литье, чеканку, филигрань золочение и серебрение, инкрустацию полу драгоценными камнями. Комплекс технических приемов и инструментов, используемых бурятскими мастерами металлообработки, показывает, что торевтика бурят во многом близка художественной обработке металла других кочевых скотоводческих
Традиции художественной металлообработки в современности сохранены благодаря талантливым ученикам мастеров — «дарханов» прошлого, однако их искусство в большинстве своем характеризуется как профессиональное.
В селах же Бурятии мастеров, занимающихся художественной обработкой металла, остались единицы. Исчезновение мастеров металлообработки в отдаленных районах республики объясняется почти полным отсутствием потребности у населения заказывать и покупать художественно оформленные изделия мастеров, что в свою очередь связано с утратой ряда национальных традиций.
Художественная обработка дерева являлась неотъемлемой составляющей культуры кочевых бурят. Ее развитие объясняется, прежде всего, простотой обработки материала, его доступностью. Деревянные предметы быта могли сделать мужчины в каждой бурятской семье, но требовавшие большого мастерства – сундуки, покрытые росписью, седла и остовы юрт — изготовляли ремесленники-столяры. Также были мастера по изготовлению предметов домашней утвари, которые нередко являлись и искусными резчиками и художниками, расписывавшими изделия. В конце ХIХ–начале ХХвв. бурятские мастера деревообработки достигли определенных высот в этом виде искусства. В этот период возникают ремесленные центры. Опытный мастер обычно приучал к ремеслу своего родственника, который вначале помогал ему как подмастерье, нередко становясь позднее мастером деревообработки.
В конце ХIХ–начале ХХ вв. основным украшением интерьера юрты являлась специфическая «кочевническая» деревянная мебель, украшенная росписью, – божница, шкафчик для посуды, двустворчатая подставка под сундук, на которую сверху ставились сундуки абдар (у агинских бурят ханза) для хранения одежды, сундучки, на которых размещались седла. Стоит добавить, что убранство жилища зависело во многом от состоятельности семьи. Вся мебель делалась без гвоздей и металлических стержней, насыромятном клее, деревянных шпунтах и угловых креплениях в шип. В конце ХIХ–начале ХХ вв. для росписи мебели мастера использовали в основном готовые покупные краски, лишь для дорогих и особо важных произведений культового назначения использовали минеральные и растительные краски собственного приготовления. Бурятские мастера обычно пользовались самодельными кистями. Роспись наносили, зачастую применяя бумажные трафареты. После революции произошли коренные изменения в хозяйственном укладе бурят – коллективизация сельского хозяйства и переход бывших кочевников и полукочевников к оседлости, все это оказало существенное влияние на их материальную культуру и быт. Смена традиционного жилища– юрты — на новое – избу — привела к изменению внутреннего убранства.
Художественная ковка металла в изделиях и интерьерных конструкциях
... Решающую роль в развитии художественной металлообработки сыграло основание Петром I в начале XVIII века первого государственного ... ремесла убедительно свидетельствуют о том, что старые мастера наряду с чисто утилитарными целями старались достичь ... Фантазия и мастерство, изобретательность, виртуозное владение технологией художественной ковки, прекрасное знание особенностей и возможностей металла ...