Лирика Бунина в детском чтении

Курсовая работа

Иван Алексеевич Бунин является одним из выдающихся писателей и поэтов XX века, последним классиком русской литературы. Даже его прозаические произведения несут в себе неповторимый отпечаток руки автора, роднящих их с поэзией.

Произведения Бунина неповторимы, они наполнены совершенно особенной поэзией и яркими, емкими образами, вошедшими в бесценную копилку мировой литературы.

Именно поэтому именно лирику, которой пропитаны все произведения И. А. Бунина активно изучают в младших классах прививая детям умение смотреть на мир красиво и ярко.

Стоит сказать, что все творчество Бунина цельно, в нем наблюдается определенная преемственность основных линий и тем, которые в нем затрагиваются. Вместе с тем, творчество И.А. Бунина периода эмиграции значительно отличается от предшествующего времени некоторой трагедийностью, а также особенно острым восприятием действительности.

Актуальность данной темы состоит в том, что даже спустя столько лет, в изменившимся мире, людям не хватает той чистоты и красоты, которые так душевно выражены в творчестве И. А. Бунина. Именно поэтому детям с младших классов начинают прививать любовь к красоте в окружающем нас мире.

Объектом исследования будут выступать произведения И. А. Бунина.

Предметом исследования является описательная лирика в произведениях И. А. Бунина для детей.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач, а именно:

  • рассмотреть особенности творчества И. А. Бунина;
  • определить место его произведений в мировой и учебной литературе;
  • охарактеризовать И. А. Бунина как поэта и писателя для получения представления о характере его произведений;
  • определить внимание лирики Бунина на процесс обучения детей.

    1.

Личность И. А. Бунина и начало творчества

бунин литература поэтика учебный

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/ivan-bunin-v-detskoy-literature/

Бунин Иван Алексеевич родился 10 (22) октября 1870 года в Воронеже в старинной дворянской, но обедневшей семье. Иван Алексеевич состоял в дальнем родстве с братьями Киреевскими, Гротами, Юшковыми, Войковыми, Булгаковыми и Соймоновыми.

Говоря о родителях писателя, стоит отметить, что его отец был весьма сумасбродным человеком, разорившимся из-за пристрастия к вину и картам. В юности он участвовал в Крымской войне 1853-1856 годов, где встречался с Л. Толстым. Мать Ивана Алексеевича была глубоко религиозной женщиной, обладала грустной поэтической душой. Согласно семейным преданиям, она происходила из княжеского рода.

8 стр., 3729 слов

Окаянные дни анализ произведения. Иван Бунин “Окаянные дни” (1926)

... Окаянные дни могут выглядеть произведением в какой-то степени мизантропическим и чрезмерно суровым. Критический взгляд Бунина на действительность может казаться мнением барина, который негодует против крепостных, позволивших себе подать голос. Тем ... рассказа Бунина Окаянные дни Все хотят, чтобы их жизнь протекла без потрясений. Иван Бунин тоже этого хотел. Но ему не повезло. Вначале первая мировая ...

Именно своим происхождением и особенностям характеров своих родителей Бунин во многом обязан основными темами своего раннего творчества — темой гибнущих дворянских гнезд.

Когда Бунину исполнилось три года, семья была вынуждена переехать из Воронежа в Елецкий уезд, в наследственное поместье на хуторе Бутырки, где и прошло детство писателя. Среди первых детских впечатлений были рассказы матери, дворовых, странников, стихия фольклорной сказки, песни и легенды, живая плоть исконной русской речи, кровная связь с природой и среднерусским ландшафтом и, наконец. В это же время будущий писатель переживает большое душевное потрясение — смерть младшей сестры. Именно из этих детских впечатлений и вырастают все основные темы будущего творчества писателя.

В 1881 Бунин поступил в первый класс Елецкой гимназии, откуда был отчислен в 1886 году 1886 за неявку с каникул. В возрасте 19 лет он покинул отчий дом, по слова матери «с одним крестом на груди».

Дальнейшая судьба Ивана Алексеевича во многом определялась двумя важными обстоятельствами. Во-первых, будучи дворянином, он не получил даже гимназического образования, а во-вторых, после ухода из-под родительского крова никогда не имел собственного дома и провел всю жизнь в отелях, чужих домах и съемных квартирах.

Одновременное тяготение к дворянским традициям и отталкивание от них во многом определили не только особенности его творчества, но весь стиль жизни. Сам Бунин так писал об этом периоде своей жизни в одном из своих произведений: «Разве есть у меня теперь родина? Если нет работы для родины, нет и связи с нею. А у меня нет даже и этой связи с родиной — своего угла, своего пристанища…И я быстро постарел, выветрился нравственно и физически, стал бродягой в поисках работы для куска хлеба, а свободное время посвятил меланхолических размышлениям о жизни и смерти, жадно мечтая о каком-то неопределенном счастье…Так сложился мой характер, и так просто прошла моя молодость».

Совершенно особенное влияние на становление личности Бунина оказал его старший брат Юлий, народник-публицист, под руководством которого Иван Алексеевич изучил гимназическую программу.

В 1889 году И.А. Бунин переехал к брату в Харьков, где попал в народническую среду, которую потом саркастически описал в романе Жизнь Арсеньева (1927-1933 гг.).

Говоря о начале творческого пути Ивана Алексеевича Бунина, стоит отметить, что первые стихи он начал писать еще в возрасте 7-8 лет, подражая Пушкину и Лермонтову. Дебют Бунина-поэта состоялся в 1887 году, когда столичная газета «Родина» опубликовала его стихотворение «Над могилой Надсона», а в 1891 г. выходит его первая поэтическая книга «Стихотворения 1887-1891 гг.».

Именно с этого рубежа начинается активное написание Буниным стихов для детей. Он очень четко отражает картины времен года, природы, а так же сюжетов не сложных по своей сути и понятных каждому ребенку. Лирические нотки в его произведениях не наводят тоску как это принято во всей мировой классике. Они направлены на «разукрашивание» серого мира окружающего поэта вокруг, в более яркие тона, дающие возможность детям получить кусочек тепла в мире где его очень мало.

14 стр., 6939 слов

Тема семейных ценностей в творчестве русских писателей второй половины XIX века

... семейные ценности. Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в рассмотрении и анализе семьи и семейных ценностей в произведениях выбранных нами писателей. Данная цель определила следующий круг задач: 1- определить специфику темы «семейных ценностей» в русской литературе; ...

В 1890-е Бунин пережил серьезное увлечение толстовством, «переболел» идеями опрощения. Он посещал колонии толстовцев на Украине и даже сам желал «опроститься», занявшись бондарским ремеслом. От подобного шага молодого писателя отговорил сам Лев Николаевич Толстой, встреча с которым произошла в Москве в 1894 году. Стоит сказать, что несмотря на неоднозначную оценку толстовства как идеологии, художественная мощь Толстого-прозаика навсегда осталась для Бунина безусловным ориентиром, как и творчество А.П. Чехова.

В начале 1895 года в Петербурге, а затем и в Москве, Бунин постепенно входит в литературную среду, знакомится с А.П. Чеховым, Н.К. Михайловским, сближается с В.Я. Брюсовым, К.Д. Бальмонтом, Ф. Сологубом. У них он узнает, что красоту в творчество можно вносить описательным образом, что практически тут же отражается на многих его произведениях, которые становятся яркими словесными картинами. Особенно это коснулось детского направления его творчества. Его стихи и раньше носившие описательный характер теперь и вовсе становятся воплощением яркости и активно развивают воображение юных умов.

В 1901 году Бунин даже издает в символистском издательстве «Скорпион» сборник лирики «Листопад», но на этом близости писателя к модернистским кругам пришел конец, и в дальнейшем его суждения о модернизме были неизменно резкими. Иван Алексеевич Бунин осознавал себя последним классиком, отстаивающим заветы великой литературы перед лицом «варварских» соблазнов «серебряного века».

1890-е — 1900-е годы стали временем напряженной работы и бурного роста популярности Бунина. В этот период выходит в свет его книга «На край света и другие рассказы» (1897 г.), стихотворный сборник «Под открытым небом» (1898 г.).

Самостоятельно выучив английский язык, Бунин переводит и издает в 1896 году поэму американского писателя Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Эта работа сразу была оценена как одна из лучших в русской переводческой традиции, и за нее в 1903 году Российская академия наук присудила Бунину Пушкинскую премию, а уже в 1902-1909 гг. издательство «Знание» выпускает его первое собрание сочинений в пяти томах.

В ноябре 1906 года Бунин познакомился с В.Н. Муромцевой (1881-1961 гг.), ставшей его женой. Весной 1907 года Бунин с супругой отправляются в путешествие в Египет, Сирию и Палестину. Впечатления от путешествий разных лет впоследствии сложились в книгу «Тень птицы» (1931 г.).

Стоит отметить, что уже к этому времени в сознании читателей и критиков Бунин был одним из лучших писателей России. В 1909 году ему вновь присуждается Пушкинская премия, его избирают почетным академиком Российской академии наук.

1.1 Особенности литературного стиля И. А. Бунина

Исследователи творчества Бунина считают, что важнейшее этапное произведение прозы Бунина дооктябрьского периода масштабного содержания и важнейших проблем — «Деревня». Одной из особенностей этой повести является философский характер. Однако философско-романтические поиски высокой духовности в прозе начались еще в 1890-1900 годах.

Конец XIX и начало XX в. в России — период революционного подъема, роста демократических устремлений в реалистической литературе и одновременно идейных шатаний части интеллигенции. Предреволюционный характер эпохи наложил отпечаток на все искусство. Когда обозначился кризис буржуазности идеологии, произошло расщепление «старой» литературы на ряд враждующих направлений, отчетливо сказалось воздействие на многие значительные явления литературы идей декадентства и в то же время, когда велись поиски выхода из круга отмирающей идеологии, совершались художественные эксперименты и открытия. В цветении таланта находилась плеяда художников, ставших гордостью русской литературы и искусства — A.M. Горький, А. Блок, молодой В.Маяковский, А.Ахматова; живописцы И.Репин, В.Серов, Н.Рерих, М.Нестеров; композиторы С.Рахманинов, А.Глазунов, А.Скрябин; оперные певцы Ф.Шаляпин и Л.Собинов и так далее — и одновременно само искусство пережило потрясения, едва ли не самые крупные за все время существования реализма.

8 стр., 3560 слов

«История православной книги и отражение христианских мотивов, ...

... Глава III История православной книги на примере русской литературы XX века в творчестве А. А. Блока, А.А.Ахматовой, И. А. Бунина. Александр Александрович Блок (1880-1921) Жизнь – без ... возникшим в последние десятилетия интересом к философско - нравственным и религиозным аспектам в русской литературе, требующим переоценки сложившихся в отечественном литературоведении, представлений о художественном ...

Сам Бунин оценивал сложившуюся ситуацию критически, не понимая ажиотажа публики вокруг произведении декадентского направления.

«С начала нынешнего века началась беспримерная в русской жизни вакханалия гомерических успехов в области литературной, театральной, оперной…Близился большой ветер из пустыни… И все-таки — почему так захлебывались от восторга не только та вся новая толпа, что появилась на русской улице, но и вся так называемая передовая интеллигенция — перед Горьким, Андреевым и даже Скитальцем, сходила с ума от каждой премьеры Художественного театра, от каждой новой книги «Знания», от Бальмонта, Брюсова, Андрея Белого, который вопил о «наставшем преображении мира», на эстрадах весь дергался, приседал, подбегал, озирался бессмысленно-блаженно, с ужимками очень опасного сумасшедшего, ярко и дико сверкал восторженными глазами? «Солнце восходит и заходит — почему эту осторожную песню пела чуть не вся Россия, так же, как и пошлую разгульную «Из-за острова на стрежень»? Скиталец, некое подобие певчего с толстой шеей, притворявшийся гусляром, ушкуйником, рычал на литературных вечерах на публику: «Вы — жабы в гнилом болоте!» и публика на руках сносила его с эстрады; Скиталец все позировал перед фотографами то с гуслями, то в обнимку с Горьким или Шаляпиным! Андреев все крепче и мрачнее стискивал зубы, бледнел от своих головокружительных успехов; щеголял поддевкой тонкого сукна, сапогами с лакированными голенищами, шелковой рубахой навыпуск; Горький, сутулясь, ходил в черной суконной блузе, в таких же штанах и каких-то коротких мягких сапожках».

И. А. Бунин пытался сохранить на фоне окружающего мира ту возможность быть людьми которую отражал абсолютно во всех своих произведениях. И видел Бунин начало такого не только в произведениях написанных им в периоды революционных лет в России и в эмиграции, но и в детском творчестве. Он активно пишет стихи для детей, пытается донести их до широкой массы путем публикаций, раз, за разом переходя дорогу властям, оценивавшим его творчество как непотребное. Даже к лирике Бунина в детском творчестве относились с пренебрежением и настороженностью. Не давая широкого распространения его стихам.

Однако это не останавливало поэта, и его стихи попадали к людям в обход механизма цензуры и критики со стороны властей. Стихи Бунина читали детям и взрослым. Людям в революционные годы не хватало той доброты, которая была в его стихах. Голодные дни, постоянные ссылки и эмиграции, смерть и разруха вот что видели как взрослые, так и дети. На фоне всего этого описательная лирика Бунина выглядела очень ярко. Взрослые старались отгородить детей от всех ужасов войны и стихи Бунина на тот период времени были одним из способов достижения этой цели. Именно после революционных времен, по окончании кровопролитных стычек и голода, смене правительства творчество Бунина было введено в школьную программу и впервые охарактеризовано как «реабилитирующее».

15 стр., 7127 слов

Роман И. Бунина «Жизнь Арсеньева» в контексте биографии писателя

... условности классической автобиографической логики) в автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева». Есть основание говорить генезисе автобиографической поэтики Ивана Бунина как романиста. Бунин не раз говорил, что одно из побуждений к Творчеству -- стремление «оставить в мире до ...

Одним из спорных является вопрос о так называемом «кризисе критического реализма» в литературе и искусстве того времени. Эта проблема точно сформулирована Л.И. Тимофеевым: «…критический реализм XIX в. и критический реализм XX в. — это не однозначные понятия по отношению к общественному прогрессу. Реализм Бунина, например, или Куприна по отношению к ходу истории своего времени стоит на ином уровне, чем реализм XIX в. …»3 Речь идет не об исчерпанности возможностей реализма в художественном отражении и изображении жизни, но из конкретно-исторического содержания его противоречивой эволюции в литературе начала XX в., об исторической позиции критического реализма в его отношении к общественному и историко-литературному прогрессу эпохи. Эти противоречия сказались и в творчестве И.А. Бунина.

Характеристика Бунина-художника невозможна вне установления его литературной генеалогии, места в ряду как предшественников великих писателей XIX в. так и современников — прозаиков и поэтов нашего столетия, а, кроме того, тех, кто и сам испытал воздействие Бунина. В сплаве эпохи, насыщенной революционными потрясениями, жизненного опыта писателя, социальных и эстетических традиций, своеобразия таланта выявляются основные тенденции бунинского творчества, заметно меняющиеся от 1890-х гг. к началу 1900-х и далее — в 1910 гг.

В месте с Горьким, Куприным, Шмелевым, А.Толстым Бунин находился на генеральном направлении предреволюционной литературы и противостоял своими произведениями волне декадентства. Всех их объединяет при различии социального взгляда глубоко национальное начало, характерное для реализма. Однако Бунин оставался крупнейшей и совершенно особой фигурой в литературе.

Творческий метод Бунина в своей основе глубоко реалистический, а его поэтика и стиль прочно опирались на традиции русской классики.

В начале 900-х гг. Бунин для Горького был продолжателем традиций Тютчева, Фета, Майкова, наследником лучших традиций «усадебной культуры (в этот период Горький ценит у Бунина выше всего его поэзию и в частности поэзию для детей).

Естественно и органично влились в поэтику и стиль Бунина глубокий психологизм, ослабленная традиционная сюжетика, повышенная экспрессивность детали и образа — все эти и другие особенности искусства рубежа XIX-XX вв. Однако Бунин не был «традиционным» писателем. Ощущению катастрофичности бытия, суетной и нелепой обыденности бунинских рассказов 1900-х гг. можно противопоставить жизнелюбие, тягу к сильным натурам, душевность, мечтательность, пылкое воображение, наполняющие рассказы Куприна. Бунин познакомился с Куприным в конце 90-х г. XIX в. В их жизни и судьбе было много общего, они были ровесниками, поделили в 1909 г. академическую Пушкинскую премию. Художественный мир Куприна, имеющий реалистическую основу, отличается от бунинского доверием к жизни, страстностью художественного темперамента, светлыми, оптимистическими тонами. Бунин и Куприн словно два полюса восприятии окружающей действительности. Если же рассматривается вопрос о преемственности бунинской прозы, то чаще всего всплывает имя А.П. Чехова. Критика рубежа века ставила прозу этих авторов в один ряд, А Измайлов пишет: «О Бунине нельзя говорить, не беспокоя прекрасной тени Чехова, Бунин больше, чем «его школы». Он плоть от плоти, кровь от крови чеховского чеховского настроения, чеховских симпатий». Основанием служило, прежде всего, то: что Бунин, как и Чехов, — прежде всего рассказчик (сходство типов художественного мышления).

17 стр., 8162 слов

«Концепт любовь в повести И.Бунина «Митина любовь»»

... Митина любовь». «Любовь прекрасна» и «Любовь обречена» – эти понятия, окончательно совместившись, совпали, неся в глубине, в зерне каждого рассказа личное горе Бунина-эмигранта. Любовная лирика Бунина ... с произведениями искусства слова, полноценному эстетическому восприятию, пониманию индивидуального стиля писателя. Объект исследования, Предмет исследования, Цель курсовой работы Для реализации ...

Именно описательная сюжетная линия так часто пропитывает творчество Бунина и именно она играет ведущую роль в детской лирику этого автора. Описательностью он старался заставить людей думать и фантазировать, особенно по части детских стихов. И. А. Бунину было важно, чтобы дети видели не только драматизм жизни, но и имели нестандартное и яркое мышление. Бунин, как и все писатели, был в определенной степени максималистом, и как следствие старался изменить жизнь изнутри. Он видел изменение жизни с детских лет и поэтому старался вложить как можно больше чистоты, красоты и доброты именно в детские стихи.

2. Сложность сохранения поэтики для детей в период эмиграции

Еще в конце 1916 года у Бунина начался творческий кризис, продолжившийся несколько лет: с конца 1916 года до января 1920 г. у Бунина с трудом можно набрать даже десяток мелких произведений. Некоторые из них представляют собою этюды, переделанные из дневниковых записей («Последняя весна», «Последняя осень», «Брань»).

Другие являются пересказами легенд, исторических событий, построены на книжном материале («Готами», «Андре Шенье»).

Что же касается поэтики для детей и лирических описательных образов она на этот период времени из творчества Бунина пропадают совсем. Сложные условия, в которых оказывается писатель, вообще не располагают к творчеству, и даже на одно из важных по мнению писателя направлений, а именно на детские стихи, просто не находится ни времени не возможности. Все усилия поэта, писателя, лирика и словестного художника направлены на фактическое выживание в эмиграции.

Начиная с 1920 и последовавших затем двумя годами сохранили бунинские записи, свидетельствующие о разъедавшей его тоске, безнадежности написать что-нибудь значительное и какой-то сладкой грусти по оставленной родине. Однако на данный период времени практически не осталось ни одного произведения для детей, что в свою очередь повлекло существенный отток позитивного и лирического в душах постоянных читателей И. А. Бунина того времени.

К детскому творчеству Иван Алексеевич начинает возвращаться очень медленно. При этом, настроения его пессимистичны и неустойчивы — больше всего в это время ему хотелось бы забыть об окружавшей действительности. Он погружается в свои старые записи о поездке на Цейлон, пишет рассказы «Третий класс», «Ночь отречения».

Постепенно все же в творчестве писателя появляется и начинает звучать и новая нота: «Нет разлук и потерь, доколе жива моя душа, моя Любовь, Память! В живую воду сердца, в чистую влагу любви, печали и нежности погружаю я корни и стебли моего прошлого…». Эти слова становятся своеобразным бунинским художественным девизом, теперь любовь и память все чаще начинают вдохновлять его на воссоздание прошлого, которое видится писателю в ином, преображенном виде. Снова начинается написание лирических стихов, в том числе в значительной степени И. А. Бунин снова уделяет написанию детских произведений.

9 стр., 4215 слов

Тема смысла жизни в произведениях бунина

... совести. Сочинения » Сочинение » Тема смысла жизни в произведениях бунина («господин из сан-франциско») (нет оценок) Loading… http://sochinenienatemupro.ru/sochinenie/tema-smyisla-zhizni-v-proizvedeniyah-bunina-gospodin-iz-san-frantsisko/ Тема жизни и смерти в рассказах И. А. Бунина http://www.bolshoy-beysug.ru/sochineniya/bunin/311-zhiznismert.html ActionTeaser.ru — тизерная реклама Тема жизни и ...

Родина далеко не всегда является творческому взору писателя в розовом свете, память дарит ему и другую Россию. Бунин отлично помнит и заостренно то, что можно обозначить словом «суходольщина» — в лице некоего опустившегося помещика, сына беглой дворовой девки и барина («Сосед»).

На данном этапе написания своих произведений И. А. Бунин снова отвлекается от написания лирической поэзии для детей углубляясь в более серьезные произведения характеризующие его состояние.

Очень интересен в социально-историческом плане рассказ «Слава» — о русских мошенниках, плутах и жуликах, выдававших себя за юродивых и даже святых, торжествующе шествующих по темной, дремучей России, одурачивая народ.

В первой половине 1920-х годов особенно сильна в творчестве Бунина борьба двух начал: мрака и света. Так, в рассказах «Город царя царей» (о стертой с лица земли древнецейлонской столице), «Огнь пожирающий» (о смерти прекрасной женщины, от которой осталась лишь горстка пепла) писатель побежден чувством безнадежности. Появляется пара детских произведений однако ввиду сильной сравнительно-философской оценки поэтом окружающего мира они носят социальный характер и поэтому практически не сохранились и не использовались при изучении творчества И. А. Бунина в школьных учреждениях в более позднее время.

Вместе с тем, рассказ «Несрочная весна», не знающий себе равных по страстности выраженной в нем любви и тоски, представляет собой переломный момент в мировоззрении автора. Пожалуй, это единственный рассказ, написанный Буниным как бы из далека и высока, он подобен сну, где описываемое не воссоздано с натуры, а придумано. После этого рассказ еще на очень длительно время Бунин пропадает для детской литературы как лирик писатель.

Здесь, при всей кажущейся конкретности деталей, все в творчестве Бунина, в сущности, абстрактно и условно. Все это как будто страшный сон, а не реальность. Болью одиночества пронизан весь бунинский рассказ, болью человека, не только утратившего родину, но и знающего, что никакой второй родины или хотя бы подобия домашнего «гнезда» ему не обрести, что ему просто нет места в современной ему действительности.

Именно в этом рассказе проще и легче всего усмотреть реквием по прекрасному разрушенному прошлому и анафему зловещему и неуютному настоящему. Однако, главное в «Несрочной весне» в порыве из тьмы к свету, от разрушения — к жизни, поиски человеком опоры в мире, изначально подверженном катастрофам, насилию и жестокостям. Такой опорой, таким выходом является природа, не подвластная никакому злу. Такой опорой является также то прекрасное, созданное на земле руками и духом человека, начиная от изумительных дворцов и кончая волшебными стихами; все та же красота, которая спасет мир, — эту «формулу» Достоевского Бунин, сам того не ведая (поскольку Достоевского не любил и не принимал), как бы подхватывает и утверждает.

А в финале рассказа «Богиня разума» (1924 г.) прямо сказано то, что не досказано в «Несрочной весне»: «от жизни человечества, от веков, поколений остается на земле только высокое, доброе и прекрасное, только это. Все злое, подлое и низкое, глупое в конце концов не оставляет следа: его нет, не видно. А что осталось, что есть? Лучшие страницы лучших книг, предание о чести, о совести, о самопожертвовании, о благородных подвигах, чудесные песни и статуи, великие и святые могилы, греческие храмы, готические соборы… и Смертию смерть поправ».

2 стр., 851 слов

Чему учат жизнь и произведения В. Г. Короленко?

... полноты жизни и чувство своей нужности в жизни народа. Слепой музыкант будет “напоминать счастливым о несчастных” — таков выбор героя повести. Произведения Короленко учат не бояться жизни, ... в “Слепом музыканте”, и в “Парадоксе”. В этом вопросе для Короленко соединяется философское решение проблемы с “неотвязным вопросом серой мужицкой жизни”. Вступая в полемику с религиозно-аскетическими идеями ...

В рассказе «Скарабеи», написанном в том же году, природное бунинское жизнеутверждение одерживает окончательную победу. Иван Алексеевич здесь уже не горько усмехается по поводу того, что от пятитысячной истории Египта осталась лишь горстка царских скарабеев, а, наоборот, радуется тому, что его сердце, сердце живого человека, связано с умершим много столетий назад сердцем египтянина, связано верой в жизнь, а не в смерть.

Данные рассказы в настоящее время хоть и не получили большого распространения при изучениях в школах, однако в старших классах иногда используются на уроках литературы дабы показать всю сущность того периода времени когда они были написаны.

С 1924 года в творчестве Бунина усиливается мотив доброты. «Все мы в сущности своей добры, — пишет он в маленьком этюде «Слепой», — Я иду, дышу, вижу, чувствую, — я несу в себе жизнь, ее полноту и радость. Что это значит? Это значит, что я воспринимаю, приемлю все, что окружает меня, что оно мило, приятно, родственно мне, вызывает во мне любовь. Так что жизнь есть, несомненно, любовь, доброта, и уменьшение любви, доброты есть всегда уменьшение жизни, есть уже смерть». Таким образом, природное жизнелюбие художника пытается преодолеть издавна мучившую его проблему жизни и смерти.

Противопоставление же смерти Бунин видит в любви. Начиная с середины 1920-х годов, тема любви входит в его творчество, а к концу 1930-х и в 1940-е годы, становится ведущей темой творчества писателя. Именно эти произведения активно используются при изучении в школах детьми творчества Бунина, так как они снова начинают носить красочный описательно-лирический характер и помогают оценить детям воздействие красоты на внутренний мир человека и окружения в целом.

Самым большим рассказом 1920-х годов двадцатых годов является «Дело корнета Елагина». Главный герой его влюблен в актрису, он переживает мучительную и сокрушающую любовь — ту первую любовь, которая, по словам писателя, «сопровождается драмами, трагедиями, но совсем никто не думает о том, что как раз в это время переживают люди нечто гораздо более глубокое, сложное, чем волнения, страдания, обычно называемые обожанием милого существа; переживают, сами того не ведая, жуткий расцвет, мучительное раскрытие, первую мессу пола».

Эта «первая месса пола», в понятии. Бунина, — явление космического масштаба, поскольку в человеке, в этом микромире, частице природы, происходят катаклизмы, потрясающие до основания его хрупкую телесную основу, когда в ощущениях человека преображается весь мир, когда до предела обострена чувствительность ко всему вокруг.

Отношения Елагина и Сосновской, горячее чувство его и переменчиво, капризно, переходы от равнодушия к отчаянию и к внезапным проявлениям нежности автобиографичны (та же ситуация в повести «Митина любовь», в романе «Жизнь Арсеньева»).

8 стр., 3948 слов

Местное самоуправление в жизни граждан России

... базы, регламентирующей деятельность основных институтов местного самоуправления, продолжается. Несмотря на то, что местное самоуправление в России имеет исторические корни, современная ситуация ... местного самоуправления, определить роль в местнго самоуправления в жизни граждан и рассказать о современном состоянии местного самоуправления. Глава 1. Понятие и сущность местного самоуправления ...

Ревность героя не только естественна, она неизбежна, поскольку «героиня» постоянно дает повод к ней.

В этом рассказе Бунин развивает свою давнишнюю мысль о том, что жестокую ревность, как и страстную любовь, чаще всего вызывают такие типы женщин, которые являют собою олицетворение «типичнейшего женского естества». Именно они всегда кажутся «загадочными», их невозможно понять, — да они и сами себя не понимают; они мятущиеся, неустойчивые, неопределенные, «недолепленные» природой душевно и духовно. Как правило, такие женщины страдают сами и заставляют страдать других. При этом, люди с особенно обостренной чувствительностью, с повышенным воображением тянутся к таким женщинам, как тянется корнет Елагин к изломанной и истеричной Сосновской.

В рассказе «Солнечный удар» философия любви Бунина находит свое дальнейшее развитие. Здесь стоит отметить, что в произведениях, написанных раньше, любовь была трагедийна потому, что она была неразделена, одинока. Здесь же ее трагедийность заключается именно в том, что она слишком сильна для того, чтобы продлиться, а значит обрыв встречи закономерен и неизбежен. Более того, оба любящих человека знают о том, что, если их встреча продлится, их жизни соединятся, то чудо, озарение, «солнечный удар», поразивший их, исчезнет.

По убеждению Бунина, любовь является неким высшим, напряженным моментом бытия, который, как зарницы в ночи, озаряет всю жизнь человека. Эта мысль особенно важна для жизни и творчества Бунина, с его повышенным, обостренным чувством жизни. В свои лучшие минуты писатель создавал настоящие лирико-философские эссе, похожие на стихотворения в прозе. Он постоянно перерабатывал на собственный лад мудрость древних, выбирая из нее все, что служило утверждению жизни, говорило об ее прелести и очаровании, при этом, отбрасывая то, что призывало к отрицанию ее радости и смысла.

Именно в такие светлые минуты были написаны рассказы «Ночь», «Воды многие» — настоящие гимны красоте, гармонии и загадочности мироздания, бесконечного во времени и пространстве, пронзительно передано ощущение самого себя как крохотной частицы вселенной. Именно эти произведения И. А. Бунина и по сей день не оставляют равнодушными читателей литературы и они же преподаются во многих школах детям как примеры поведения в жизни и обществе.

Вполне справедливо причисляя себя к людям «мечты, созерцания, удивления себе и миру, людям умствования», Бунин не устает испытывать это удивление и задавать вопрос о том, чем же все-таки является земная жизнь хрупкого человеческого организма. Так, герой рассказа «Алексей Алексеевич», ощутив неладное в своем сердце, успел зайти к врачу и услышать от него небрежное заключение, после чего сел на извозчика и скоропостижно скончался. Стоит заметить, что речь идет в данном случае отнюдь не о пессимизме писателя, а все о том же его безмерном и неистощимом изумлении перед жизнью.

Начиная с июля 1927 года, Бунин с головой уходит в работу над романом «Жизнь Арсеньева» и рассказов пишет довольно мало. В 1930 году он печатает под рубрикой «Краткие рассказы» и «Далекое» множество (свыше сорока) миниатюрных эскизов, сценок и пейзажей.

В эти миниатюры различные воспоминания, которые приходили писателю в голову во время работы над романом, но не вошли в него. В отточенной, совершенной форме Бунин умел буквально в нескольких строках представить множество выразительных картин. Чаще всего эти картины отражали жизнь старой, дореволюционной России.

Эти бунинские «крохотки» принадлежат к совершенно особому жанру: маленькие стихотворения в прозе, затрагивающие самые различные темы и выраженные в разных формах. Они представляют собой зарисовки виденного («Ландо», «Обреченный дом», «Идол», «Красные фонари», «Ущелье»); живые сценки («Слон», «Телячья головка»).

Есть среди них и диалоги («Слезы», «Капитал», «Коренной»), портреты («Убийца», «Небо над стеной», «Марья», «Старуха», «Дедушка»).

К ним же относится и монолог («Постоялец»), анекдоты, остросюжетные новеллы, которые писатель вмещает в объем одной-двух страниц («Грибок», «Роман горбуна», «Молодость»).

Среди этих «крохоток» есть миниатюры размером не более восьми-десяти строк: «Петухи», «Полдень», «Бродяга» и другие.

«Краткие рассказы» Бунина И.А. образуют своеобразную мозаику, из которой складывается широкая и яркая панорама старой России, в красках, контрастах, многоголосии.

2.1 Творчество Бунина в учебном процессе

Анализируя программы по литературе, можно прийти к выводы, что творчество Ивана Алексеевич Бунина, и, в частности, проза и лирика недостаточно представлены в рамках школьного курса.

Например: в программе по литературе для 5-11 классов под редакцией проза писателя представлена лишь повестью «Суходол», где больше говорится о вымирании и одичании дворянских гнёзд и небольшим количеством стихов для детей, вместо того чтобы преподносить детям значительное количество той описательной лирики которая отражает красоты жизни несмотря на происходящие в ней перемены.

К 10-11 классу изменяется характер читательского восприятия. Это «эпоха связей», осознание причин и следствий. Происходит усиление сопричастности (не только стихийной, но и сознательной) с событиями и героями произведения, с поставленными в нём проблемами. Возрастает интерес не только к нравственному, но и шире — философскому, социальному аспекту этих проблем. Читатель стремится в этот период к сближению с широким миром жизни.

Необходимо ответить важность чтений некоторых стихов Бунина в младших классах как источника формирования фантазии и образного мышления у маленьких детей. Этот эффект описательной лирики замечен многими учеными и следствием которого являются высокая развитость внимания памяти и эрудированности детей.

В действующей программе по литературе для младших и средних общеобразовательных учреждений в XI классе в разделе «Проза конца XIX- начала XX веков » предлагается ряд тем («И.А. Бунин», «А.И. Куприн», «В.Г. Короленко», «А.Т. Аверченко»), которые рекомендованы преподавателю давать с изучением одной из монографических тем (по выбору учителя учащихся).

Необходимо сделать обязательным изучение темы «И.А. Бунин», ибо в противном случае творчества великого писателя, внесшего огромный вклад в отечественную литературу, пройдет мимо учеников.

Справедливое утверждение, что всё творчество И.А. Бунина — это песнь о России, крестьянской, мужицкой Руси. Без Родины не мыслил он своей жизни. Судьбу России писатель связывал с судьбой русского крестьянства, что не случайно, т.к. Россия была аграрной страной и от того, куда пойдёт крестьянство, зависело многое. Писатель пытается понять, каков путь его родной страны, для этого он„ исследует душу, характер народа, его тёмные и светлые стороны. И.А. Бунин приходит к неутешительным выводам: трагичен и безысходен путь России, где всё проникнуто катастрофичностью вырождением. Гибнет всё святое и лучшее. И писатель глубоко страдает, мучительно переживает за свою великую родину, хотя его часто обвиняли в нелюбви к России. Но Бунин всегда, всем сердцем своим был рядом с ней, и в эмиграции он писал:

«Если бы я эту «икону», эту Русь не любил, не видал, из-за чего же бы так сходил с ума все эти годы, из-за чего страдал так непрерывно, так люто?»

Однако все эти высказывания будут непонятны при ознакомлении учащихся младших классов с творчеством Бунина. Необходимо соблюдать четкое разграничение по времени, ситуациям и настроению писатель при ведении чтений его произведений в младших классах.

И.А. Бунин обращается уже в ранних своих произведениях, таких, как «Танька», «Кастрюк», «На краю света», и своих первых стихах, которые впоследствии стали признавать стихами для детей, к ярким лирическим образам природы, деревни и красоты именно в них он показывает настоящую доброту и искренность, которые и должны закладываться в восприятие человека с раннего возраста, и именно поэтому достаточно часто данные и подобные рассказы используют при детских чтениях.

Эта тема раскрывается в повести «Деревня», рассказах «Весёлый двор», «Ночной разговор», «Захар Воробьёв», «Князь во князьях», «Древний человек», «Худая трава», а так же ряде стихов.

Далее необходимо 5-7 минут урока уделить разговору о самом произведении И.А. Бунина с целью познакомить детей с этим произведением (так как с ним будет ещё работа на уроке) и вызвать интерес к этой книге; постараться, чтобы ребята прочитали её. Существует несколько путей реализации этой идеи (речь здесь идет о средних классах, так как в младшей школе кроме рассказов учителя, его чтений и презентаций дети еще не в состоянии выразить свои мысли для созданий организованного литературного вечера):

а) 1-ый ученик делает доклад по научным источникам на одну из тем, связанных с темой творчества И. А. Бунина

б) 1-2 ученика заранее читают повести и пишут краткую рецензию на эту книгу (они пытаются почувствовать себя критиками и рассмотреть проблематику изнутри, что очень положительно влияет на развитие абстрактного мышления).

После прочтения рецензии сравниваются (этот вид работы должен присутствовать и на предыдущих уроках, не обязательно по данной теме).

Важно, чтобы все в классе знали законы этого жанра.

в) 1-2 ученика (по выбору учителя или по желанию) пишут краткие эссе, раскрывая собственные впечатления о прочитанных ими книгах. Далее целесообразно кратко обсудить эти письменные работы (как остальные по ним увидели книгу, что в ней заслуживают внимания).

Варианты работы учитель выбирает в зависимости от степени подготовленности конкретного класса, наличия учеников, способных сделать такую работу.

Отвечая на вопросы учителя, ученики начинают размышлять пытаться анализировать и предугадывать развития событий. Очень много е в данном контексте зависит от умения преподавателя общаться с детьми .

Учитель может дать задание группе учеников (3-4 человека) или всему классу провести исследование этого вопроса. Предлагаемые темы: «Кто такие … (вставляются имена главных или второстепенных героев произведения)?», «Когда случилось… (событие)?». Такие вопросы помогают детям ориентироваться в тексте и тренировать не только воображение но и память.

Докладчику или докладчикам обычно отводится около 2-10 минут на изложение краткой сути произведения.

Ученики начинаю запоминать, фиксировать, представлять и пересказывать действия. В данном случае начинается активное обучение с учетом вовлечения учеников в сюжетную линию произведения и активизация их умственных способностей.

Учителю нужно постараться подвести детей к мысли, что именно осознание и восприятие ими творчества Бунина дает им возможность чувствовать и понимать красоты окружающего мира и его образное мышление и описательную лирику, которая отражает черты жизни русского народа, сложности, выпавшие на его судьбу и пр.

Учитель должен в процессе обучения так же воздействовать на детей путем нехитрых игр, например он может попросить закончить фразу или дорисовать в воображении портрет того или иного героя, а так же попросить описать местность, в которой происходит действие, указанное в произведении. Так же учитель должен переключать внимание ребенка, просить его иногда вернуться в начало произведения или попросить «напомнить» кукую либо деталь из другой части рассматриваемого произведения.

Нужно так же указать школьникам на проблему, которая поднимается в том или ином произведении И. А. Бунина, и дать детям возможность самим попытаться оценить ситуацию. Так же необходимо акцентировать внимание на деталях выражающих человеческие чувства, психологические аспекты произведения и прочие важные моменты. Однако делать это необходимо с непосредственным осознанием того что изложение детям должно быть простым и понятным языком. В этом и заключается суть рассмотрения лирики Бунина в детских чтениях. Преподаватель обязан уметь доносить до детей смысл таким образом чтобы он был легок в восприятии и интересен школьникам.

Учитель должен объяснять затруднительные моменты, в произведениях приводя более простые примеры для понимания детей, особенно если речь идет о восприятии ими произведений И. А. Бунина в младших классах.

Необходимо так же осознавать, что при изучении творчества Бунина в школе необходимо руководствоваться четкими временными рамками, в которых писал свои произведения И. А. Бунин. Например, его раннее творчество, творчество в период литературных гонений творчество в период эмиграции и реабилитации его внутреннего состояния. Каждый временной рубеж характеризовался своими особыми отличительными чертами в его произведениях, особенно это касалось его лирических описательных произведений для детей стихов и прозы.

Хороший ход делать своего рода перекличку между прошлым и настоящим, сравнивая определенные произведения Бунина, написанные в разных временных условиях. Таким образом, ученикам представляется фактическая возможность вести сравнительный анализ на первоначальном уровне их подготовки. Чем раньше такие способности начнут развиваться учителем в школьниках, тем легче и быстрее будет происходить их умственное развитие, и как ни крути творчество И. А. Бунина для этой цели подходит лучше, чем многое другое. Потому что сравнение разных произведений позволяет не только запоминать детализацию одного произведения, но и по ходу чтения сравнивать их с другой жизненной ситуацией, и запоминать образы о разных сюжетных линиях. В конце восприятия как раз и будет осуществляться поиск похожих и отличных моментов, что является первоначальным опытом сравнительного анализа для школьников.

Возвращаясь к основной теме урока, учитель всегда повторяет вопрос, прозвучавший в начале занятия и слушает ответы которые возникали у учеников в процессе чтения.

Произведения И.А. Бунина о деревне, судьбе России звучат сегодня современно, заставляют задуматься о вечных проблемах, бедах России.

Поэтому изучение их необходимо в школе и особенно в старших классах, чтобы получить у детей личностною и гражданскую активность. Список изучаемых произведений 1910-х годов можно расширить, взяв для подробного изучения повесть «Деревня». Рассказы «Весёлый двор», «Ночной разговор» и ряда стихов, потому что изучение одного рассказа не дает представления об этом этапе творчестве писателя.

В связи с тем, что проза И.А. Бунина фрагментарно представлена в курсе средней школы, наиболее актуально преподавать И. А. Бунина факультативным курсом для детей.

Целями такого факультатива обозначим следующие компоненты:

1. Наиболее полное и широкое ознакомление учеников с творчеством писателя в этот период.

2. Изучение проблем России того времени на стихотворениях для детей

3. Ознакомление со взглядами писателя на судьбу России.

4. формирование у детей понятия о настоящей красоте и доброте.

Для того, чтобы не замыкаться в рамках факультатива ученики младших классов с помощью учителя по окончании занятий могут подготовить некоторое подобие литературного вечера, посвященного творчеству И.А. Бунина и, в частность, его стихам.

Данный факультатив может войти составной частью в более широкий факультативный курс, посвященный творчеству И.А. Бунина но уже в старших классах. На первом же этапе может стать начальным этапом, первым шагом в большом разговоре о судьбе России и русской душе, с привлечением произведений великих классиков русской литературы, мастеров живописи, деятелей русской философии. Это даёт возможность школьникам осмыслить то, что происходит с Россией, вникнуть в суть русской души, русского характера, вырастать собственную позицию относительно исторического пути России, разобраться в противоречиях русской жизни.

Факультативный курс может изучаться параллельно основному курсу, или независимо от него, если программа достаточно обширна. В последнем случае мы изучаем творчество И.А. Бунина углубленно, одновременно охватывая эту эпоху, и литературный процесс, и т.д. Факультативный курс всегда будет сопровождаться так же дополнительными мероприятиями, докладами, презентациями, и образными материалами, поэтому факультативные занятия активно применяются не только в средних и старших классах но и в младшей школе.

Список изучаемых произведений может быть дополнен (или изложен) в зависимости от потребности школьников, желания учителя и учебного времени.

Первое занятие посвящено более глубокому изучению биографии писателя, с усиленным вниманием к вопросам, раскрывающим истоки обращения писателя к «деревенской» прозе, его взгляд на судьбу России и русского крестьянства, лирическим описаниям, а так же образам красоты и доброты в произведениях И. А. Бунина.

На этом занятии целесообразно познакомить школьников с отдельными ранними произведениями И.А. Бунина. Это необходимо для того, чтобы проследить эволюцию взглядов писателя на разные бытовые моменты а так же на жизни на красоты и многое другое.

Чтобы заинтересовать школьников повестью или стихами следует использовать следующий приём.

Прочитать классу несколько выдержек из повести или стихов и попросить ребят определить, к какому времени можно отнести эти высказывания.

Далее задать ряд соответствующих вопросов например: Справедливы ли эти строки сегодня? Согласно ли вы с ними? Почему?

Так может завязаться разговор о проблемах русского национального интереса.

Целесообразно предложить ученикам прочитать повесть и постараться определить, как видит И.А. Бунин русский национальный характер, русскую душу, какие особенности в его произведениях.

А для выявления первичного восприятия произведения рекомендуем попросить ребят письменно ответить, как, они увидели в повести концепцию русского национального характера.

На основании полученных данных о читательском восприятии произведения, учитель строит свою дальнейшую работу.

Первый этап второго факультативного занятия должен быть в обязательном порядке посещён истории создания повести. Каждый из учеников факультатива (или небольшая группа членов) готовит доклад (3-4 минуты) по одной из предложенных тем:

1. Замысел повести

2. Особенности повести

3. Образ …..(герой)

Жизненную историю героев можно изучать по отдельности, а затем подвести к тому, что жизненные итоги у них общие и попытаться ответить на вопрос, в чём причина этого?

При анализе нельзя оставлять без внимания такие образы — символы, которыми пропитано любое произведение И. А. Бунина.

Что толкнуло Бунина на такое лирическое описание жизни в своих стихах и произведениях? Ответ на этот вопрос можно получить в любом из его произведений, но с учетом того что все произведения им писались в разное время и жизненных ситуациях ответ на данный вопрос будет разным.

Ответы на эти вопросы — ещё один шаг на пути постижения взглядов И.А. Бунина на Россию, её судьбу, реальная возможность для учеников выработать свою позицию.

Заключительное факультативное занятие по изучению каждой повести, о восприятию её современниками может проходить в форме круглого стола или в форме дискуссий. Один из возможных путей построения занятия: каждый из учеников выбирает себе роль какого-либо критика, писателя, отозвавшегося о деревне, уясняет себе его позицию и затем на занятии ведёт разговор от имени этого критика. Или можно построить дискуссию на основании обсуждения какой-либо проблемы. Или третий вариант возможно каждому из школьников выбрать роль героя той или иной повести или стиха в творчестве И. А. Бунина и попытаться объяснить с его точки зрения «свою» логику поведения в произведении.

Бунин в своих повестях сталкивает две концепции русской культурной жизни, которые он считал ошибочными: идеализацию народа интеллигенцией и её приверженность реалистическим традициям в русской литературе. Именно на этом стыке возникает та уникальная описательная лирика Бунина, которая находит свое отражение прежде всего в социальных произведениях и детских произведениях. Бунин подчёркивал свою точку зрения в портретах героев, их рассказах и фоне. Это те узловые моменты, на которых строится анализ произведения.

Разговор о русской душе, судьбе России и его описательной лирике для детей, начатый при изучении творчества Бунина, можно продолжить изучением русской философской мысли, поднимающей проблему души народа, судьбы страны. Это может быть и отдельный факультативный курс, если ученики захотят наиболее глубоко и полно ознакомиться с творчеством русских философов.

Концепции литературного вечера, посвященного творчеству И.А. Бунина, его прозе, могут быть различны, например:

а) портрет писателя глазами его современников,

б) представление картины которые представлены в описательной лирике.

Заключение

В результате проведенного, довольно подробного анализа всех направлений творчества Бунина И.А. в разные периоды его жизни, можно сделать ряд немаловажных выводов.

Прежде всего следует сказать о том, что главными темами творчества писателя в это время оставалась тема любви, достигнувшая в его позднем творчестве наивысшей остроты и шедевральности. Стоит заметить, что тема любви рассматривалась Буниным в это время не только в аспекте отношений между мужчиной и женщиной, но и в контексте любви к отечеству, природе. Именно в произведениях, написанных в период эмиграции тема любви в бунинских рассказах достигает своего высшего совершенства раскрытия, когда автор всего в нескольких страницах, а зачастую и предложениях, мог передать тончайшие оттенки этого чувства.

Так же он пытался в своем творчестве (и в большей степени это отразилось в детских стихах) отразить доброту, не смотря на тяжелые времена, и попытка отразить яркую образность красоты окружающего мира.

В то же время тоска по родине, куда писатель так и не смог вернуться, но горячо ее любил до конца своих дней, отразилась в его произведениях этого периода с особенной остротой. В своих поздних произведениях Бунин часто обращается к истории и собственной памяти для выражения своих чувств. В то же время, подобные обращения имеют своей целью также напомнить людям (прежде всего, установившим в его горячо любимой России чуждую и неприемлемую писателем советскую власть) о высших ценностях и достижениях культуры и истории страны.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/ivan-bunin-v-detskoy-literature/

1. Афанасьев В.А. И.А. Бунин. Очерк творчества, М., «Просвещение», 2010 г. 372 стр.

2. 2. Баборенко А.И. , И.А. Бунин, Материалы для биографии (с 1870 по 1917), М. «Эксмо» 2011 г. 314 стр.

3. Бердяев И.А. Судьба России. — М. 1990. Переизд. 2011 г. М. «Эксмо» Сборник русской классики. 897 стр.

4. Боровский В. Литературно — критические статьи. — М.1956. 419 стр.

5. Бунин И.А. Собрание сочинений в 5-ти томах, т-2 М.1958. 703 стр.

6. Бунин И.А. Собрание сочинений в 9-ти томах, т.9, изд. «Художественная литература», М., 1967, 694 стр.

7. Волков А. Проза И. Бунина для детей, М., 2008 г., 471 стр.

8. Горелов А. Три судьбы, — СПБ., «Литературный стиль» 2011 г. 359 стр.

9. Ковалёва А. Факультативные занятия по литературе в школе. — М. «Просвещение», 2011 г. 310 стр.

10. Кочеткова Т.С. Роль просторечия в процессах освоения говорами лексики литературного языка. //В кн.: Литературная норма и просторечие. (Сб. Ст.) — М, 2008 г. 590 стр.

11. Крутикова Л. Из творческой истории «Деревни» И.А. Бунина «Русская литература». СПб. «Полиграф» 2010 г. 316 с.

12. Кучеровский Н. Эстетическая концепция жизни в каприйских рассказах И.А. Бунина // в кн.: Русская литература «XX века (дооктябрьский период ).

Сборник третий. Калуга, 2008 г. 615 стр.

13. Кучеровский Н. Повесть Бунина «Весёлый двор» //»Русская литература», 2007 г. № 11 215 стр.

14. Михайлов О. И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Тула. 2009 г. 412 стр.

15. Муромцева — Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. — М., советский писатель. 2009 г. 500 стр.

16. Никулин Л. В. «Чехов. Бунин. Куприн. Литературные портреты». — М., 2009 г. 378 стр.

17. «Новое время», 1912, №12928, 9 марта // Цитируется по книге: Бунин И.А. Собр. сочин. В 6-ти томах, т.3, М., «Художественная литература», 2010 г., с.631.

18. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11кл. — М., «Просвещение», 2011 г. 319 стр.

19. Смирнова Л.А. И.А. Бунин: Жизнь и творчество: Кн. для учителя. — М.: Просвещение. 2011 г. 512 стр.

20. Современный мир. , №11,// Бунин И.А. Собр. сочин. В 6-ти томах, т.3, М., «Художественная литература», 2010 г, 642 стр.

21. Солоухина О.В. О нравственно — философских взглядах И.А. Бунина // «Русская литература», 2010, №4, 277 стр.

22. Твардовский А.Т. О Бунине // в кн.: Бунин И.А. Собрание сочинений в шести томах, т. 1, М., 1965, переизд. «Сборник критических статей о Русской литературе» М. «Слово»2010 г. 1274 стр.