Творческие индустрии как новое явление современного мегаполиса (на примере г. Перми)

изучения развития творческих индустрий подразумевается развитием всех процессов постиндустриального общества, но, вместе с тем, сопряжена с рядом трудностей: закрытость некоторых производств, рассосредоточенность, медленное развитие производства в России, отсутствие необходимой литературы по этой теме.

Возникает противоречие между актуальностью исследования творческих индустрий современного мегаполиса и отсутствие достаточного количества таких работ.

Проблема заключается в ответе на вопросы: что представляют собой творческие, креативные индустрии, каковы их этапы возникновения и развития, какова специфика развития творческих индустрий в России и в г. Перми?

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы побудили нас выбрать в качестве темы исследования: «Творческие индустрии как новое явление современного мегаполиса».

Объект исследования: современный мегаполис как часть постиндустриального общества.

Предмет: творческие индустрии, их зарождение и развитие.

Цель работы: исследовать основные направления творческих индустрий в России и за рубежом.

Задачи:

  • исследовать понятие творческих индустрий;
  • рассмотреть развитие творческих индустрий в мире;
  • выявить направления развития творческих индустрий;
  • рассмотреть перспективы развития творческих индустрий в России.

1. Творческие индустрии: сущность, история развития

Началом творческой экономики как теоретически осмысляемого явления принято считать ноябрь 1998 года, когда в документе Департамента культуры, медиа и спорта правительства Великобритании было сформулировано понятие творческих индустрий: «Творческие индустрии — это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности». [8, с. 9] Данное определение явилось результатом переосмысления и расширения понятия «культурные индустрии», дискуссии о котором продолжались еще многое время.

Словосочетание «творческие индустрии» неслучайно употребляется во множественном числе. Это не единая отрасль. Отрасли культурных индустрий (архитектура, мода, изобразительное искусство, кинематограф, издательское дело и т. д.) имеют разные возможности зарабатывать деньги, разную экономическую логику и динамику развития.

С точки зрения форм бизнеса, творческие индустрии основаны на приоритете малых и средних предприятий, производящих творческие продукты и услуги. В то же время, это местные производства, ориентированные на поиск выхода на глобальные рынки в условиях постиндустриальной экономики.

3 стр., 1481 слов

Творческий проект по технологии: пример. учащихся

... темы творческих направлены на приобретение навыков планирования, раскрытие творческих способностей, развитие индивидуальности. Когда появился метод проектов? В России технология проектов ... проектов по технологии В зависимости от характера проекты делят на инновационные и на поддерживающие варианты. Творческий проект по технологии «Вышивка крестом» можно отнести к поддерживающему проекту. Проект по ...

Если охватывать всю историческую перспективу, можно выделить следующие периоды развития творческих индустрий:

до второй половины XIX века — доиндустриальное распространение продуктов культуры: копирование художественных образцов, переписывание рукописей, ремесленное воспроизведение предметов прикладного искусства и т.д., в XV веке появилась первая культурная индустрия — книгопечатание.

Вторая половина XIX века- 1960-е годы — вторжение в культуру новых технических средств, возникновение новых искусств, индустриализация и массовизация культурного потребления, вызвавшие появление негативного понятия «культурная индустрия» (введенного Максом Хоркхаймером и Теодором Адорно); сближение культуры и коммерции в это время воспринимается интеллектуальной элитой как утрата статуса культуры.

конец 1960-х годов — середина 1990-х годов — тесное взаимопроникновение экономики и культуры на основе демократизации и «омоложения» культуры; перелом в позиции элиты (обозначенный появлением контркультурных молодежных движений, студенческой революцией в Европе 1968 году, Вудстокским фестивалем 1969 года и другими событиями); практическое и теоретическое оформление культурных индустрий;

— вторая половина 1990 -х — 2000-е годы — культурные индустрии осмысляются как ядро сектора творческих индустрий, последние признаются приоритетным сектором экономики в развитых странах. Можно сказать, что после 2000 года начался новый период, когда творческие индустрии стали восприниматься как ключевой сектор новой экономики — экономики творчества. [8, с. 23]

В 1970 -е годы понятие «культурные индустрии» вошло в широкий обиход и стало обозначать все отрасли экономики, которые производят и распространяют товары и услуги в сфере культуры, а именно: литературу, книгоиздание, музыку, исполнительство, звукозапись, театр, кино, телевидение и т.д.

Философы и социологи М. Хоркхаймер и Т. Адорно, говоря о понятии культурной индустрии, практически не делили ее на отдельные секторы, рассматривая явление как единое целое. Кинематограф и радио они выделяли в качестве наиболее современных и удобных для анализа образцов культурной индустрии.

На рубеже 1970-1980-х годов в Европе делались попытки систематизации сферы культурных индустрий. Здесь особое место занимают работы французского исследователя, профессора коммуникационных наук университета Стендаль — Гренобль Бернара Мьежа.

Мьеж классифицировал культурные индустрии в зависимости от того, как они создают меновую стоимость. Он разделял физические объекты, которые несут культурное содержание и продаются отдельным лицам персонально: книги, кассеты, диски и т.д. и производство теле- и радиопрограмм, которые предоставляются пользователям бесплатно и зарабатывают деньги на рекламе и привлечении спонсоров. Для этой группы культурных индустрий характерно значительное вмешательство государства. В некоторых случаях государство изымает эти виды культурных индустрий из независимого бизнес — сектора и делает их общественным сервисом, финансируя за счет налогов. Особняком в этой группе стоят те программы, которые распространяются индивидуальным подписчикам (например, кабельное или спутниковое телевидение).

11 стр., 5456 слов

Управление культурой

... работ разрабатывал проблематику административной реформы в сфере управления культурой и культурной деятельностью. Объект исследования - современная культурная сфера. Предмет исследования - управление в сфере культуры. Цель исследования - проанализировать административно-правовой аспект управления в сфере культуры. ...

В большинстве стран телевидение и радио, с точки зрения ведения бизнеса, являются смешанным сектором, включающим и государственную, и общественную собственность. В этой классификации газеты и журналы занимают промежуточную позицию — каждый экземпляр оплачивается, но реклама также является источником дохода. В отдельную группу Мьеж выделял формы, связанные с публичным исполнением. Музыка, театр и в особенности кино — успех этих предприятий культурных индустрий напрямую зависит от стоимости входного билета и количества просмотров.

Мьеж также начал исследовать различные секторы культурных индустрий в соответствии с видами материалов и инструментов, которые они используют.

Первый сектор — это культурные индустрии, которые предполагают большую включенность технологий, высокую технологическую интенсивность и уровень капитализации. Это видеозапись, телевидение, кинематограф и т.д. Создание продукта в этих секторах невозможно без высокотехнологического оборудования. Производители этого высокотехнологического оборудования — быстроразвивающиеся бизнесы, имеющие тенденцию быть подконтрольными нескольким крупным транснациональным корпорациям, таким как Sony, Kodak, Philips и другие.

Второй сектор — это продукты, в основе которых лежит ремесленная или художественная база — вклад человека, творческого работника. Для этого сектора характерен низкий уровень капитализации, и эти предприятия, как правило, не связаны с массовым производством. Ценность продуктов этих предприятий заключается в их раритетности. Это, например, изобразительное искусство. В цену продукта изначально заложена его уникальность. Если говорить о роли государства в этих предприятиях, то она присутствует, но в косвенной форме. Государство вовлечено во многие из этих сфер через общественные субсидии художникам и культурным организациям, заказы на образовательные материалы (книги, фильмы, видео и т. д.).

[8. c. 56]

Исследователи 1980-х годов (Б. Мьеж, Дж. Майреско и др.) сделали акцент на понятии культурной индустрии и обратили внимание на то, что данное понятие охватывает совершенно разные сферы производства культурных продуктов, которые создают стоимость непохожими способами и имеют различные способы управления, различный уровень спроса, капитализации, корпоративного и государственного контроля. Ученые, попытались проследить, как они взаимодействуют с государством, выходят на свободный рынок, взаимодействуют с потребителем, и стало ясно, что нужно говорить о множестве культурных индустрий.

Каждое десятилетие второй половины XX века приносило новые формы деятельности, которые можно относить к культурным индустриям (телевидение, грамзапись, видео, компьютерный дизайн и т. д.).

Это было связано с появлением технических новинок, но самым важным являлось подключение все большего числа людей в создание культурных продуктов, проектов, востребованность творческого труда на потребительских рынках.

В 1997 году в Великобритании была создана новая структура — Группа по решению задач творческих индустрий. В Состав группы вошли чиновники, деятели культуры и представители бизнеса (среди которых Ричард Брэнсон — основатель и владелец холдинга Virgin Group, объединяющего более 350 компаний, Пол Смит — один из самых известных дизайнеров мужской одежды и др.).

4 стр., 1951 слов

Воображение и творческая деятельность человека

... как тема работы «Воображение и творческая деятельность человека», хочется остановиться подробно именно на творческой категории активного воображения. Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает ... являющихся и продуктами творческой деятельности человека и прообразами для нее. Подводя небольшой итог, можно сказать, что каждое понятие трактовано по- ...

Программа ее работы была представлена в подготовленном Департаментом культуры, медиа и спорта Документе по картированию творческих индустрий, а общие принципы новой политики Крис Смит описал в одновременно вошедшей книге «Творческая Британия». В «Документе по картированию творческих индустрий» были проанализированы 13 субсекторов: реклама, художественный и антикварный рынок, архитектура, ремесла и прикладное искусство, дизайн, мода, кино и видео, музыка, исполнительские искусства (драматический и музыкальный театр, современный танец, различные шоу), литература и книгоиздание, программное обеспечение, мультимедиа и интерактивные компьютерные программы (офисные, обучающие, игровые и т. д.), телевидение и радио. По каждому субсектору приводилась основная статистическая информация: размер рынка, его финансовая емкость, структура, количество занятых, динамика развития на протяжении 1990 — х годов и потенциал роста, влияние на развитие экономики и социальной сферы. Кроме того, были выделены основные проблемы и актуальные задачи каждого сектора.

С 1998 года развитие творческих индустрий является приоритетом британской национальной политики, а также, в большинстве случаев, — политики муниципального уровня. За последние годы эта концепция (и соответствующая практика) распространилась очень широко во всем мире и является сегодня одной из самых популярных инновационных идей, имеющих отношение, как к культуре, так и к экономике.

Недолго просуществовавшее понятие «творческий» вышло за рамки сектора. В 2000 году в Англии появилась книга специалиста по городскому развитию Чарлза Лэндри «Творческий город». В ней пропагандировалось объединение творческих ресурсов людей и сообществ для формирования экономически и социально благополучной городской среды.

В этом же году в американском журнале Business Week впервые было введено в оборот понятие «творческая экономика». А уже в 2001 году выходит книга британца Джона Хокинса «Творческая экономика», в которой экономический успех связывается с предложением новых идей.

Вслед за Британией — пионером и лидером продвижения творческих индустрий — оригинальные программы и проекты появились в странах Европы, Юго-Восточной Азии, северной и латинской Америки, Восточной Европы.

С начала 2000-х годов развитие творческих индустрий в разных странах возрастало. Страны, в которых зарождались творческие индустрии, опирались на определение, сформулированное Департаментом культуры, медиа и спорта правительства Великобритании. В работе Елены Зеленцовой «Креативные индустрии. Зарубежный опыт прикладных исследований», зафиксированы несколько определений творческих индустрий, принятых в разных странах. Так, например, в Гонконге, в понятие творческих индустрий включены азартные игры, образование, спорт, туризм и консалтинговые услуги. Определение, принятое в Финляндии, включает парки аттракционов и рекреационную деятельность. Таким образом, каждом конкретном случае определение творческих индустрий «заточено» под местных политиков и бизнесменов.

Также Зеленцова в своей работе обращает особое внимание на разработку методик картирования в других странах на на основе британских технологий. «Картирование территорий — это составление карты культурных и творческих ресурсов территории для оценки потенциала творческого сектора, определения его возможностей и потребностей. На его основе формируются стратегия развития творческих индустрий и культурная политика на данной территории». Картирование может осуществляться как для творческих индустрий в целом, так и для отдельных секторов (например, только музыка и музыкальное продюсирование и т. д.).

2 стр., 836 слов

Сочинение рассуждение экономика россии

... написаны на доске. При анализе проверенных сочинений учитель обязательно скажет, как дети представили каждую часть рассуждения в своих работах. 5. Написание сочинения в тетради набело. V Подведение ...

Целый ряд исследовательских групп и институций Великобритании, Германии и других стран работали над созданием собственных методик картирования. Если анализировать эти подходы в целом, то наиболее показательной является методика, разработанная британским агентством «EUCLID». В данную методику включены четыре стадии:

  • Зарождение идей — создание культурных замыслов и проектов;
  • Производство — создание пригодных для коммерческой реализации продуктов;
  • Распространение — циркуляция продуктов путем трансляций, записей, кинопоказов и т. д.;
  • Потребление — получение определенного опыта конечным пользователем.

На стадии зарождения идей рассматриваются:

  • материальные (осязаемые) культурные предметы или продукты — чертежи, проекты, песни, рассказы, картины, игры, танцы, сценарии, одежда, украшения и другие рукотворные объекты;
  • нематериальные (неосязаемые) культурные идеи и концепции — стиль, мода, репутация, брэнд, характер, узор, цветовая гамма, сценарии и т. д.

На стадии производства происходит трансформация «сырого» культурного материала в рыночные продукты:

  • допускающие массовое воспроизводство — фильмы, телепередачи, книги, записи, компакт-диски и т.д.;
  • создаваемые однократно — картины, театральные представления, дизайнерская одежда и другие предметы, веб-сайты и т. д.

В России с 2003 года осуществляется совместная программа Совета Европы, Министерства культуры РФ и Института культурной политики (ИКП).

Она называется «План действий для России». Один из двух составляющих эту программу пилотных проектов посвящен развитию творческих индустрий в России. Продвигать эту идею ИКП уже два года помогают британские агентства Euclid и Comedia. В феврале 2004 года, при участии ИКП, был создан Координационный совет по развитию творческих индустрий в России. [13, с. 15]

Творческие индустрии позволяют широко посмотреть на все процессы, происходящие в современном мире. Сектор творческих индустрий обладает множеством характеристик, которые легко вписывается в формирующуюся структуру глобализационных взаимосвязей между странами, регионами и городами. Творческие индустрии адекватно описывают изменения, происходящие в настоящее время в культуре, экономике, городах и интеллектуальных поисках.

Таким образом, изучая развитие и историю развития торческих индустрий, можно сделать следующие выводы: «творческие индустрии» тесно связаны с понятием «культурные индустрии», в понятие которых входят следующие составляющие: архитектура, мода, изобразительное искусство, кинематограф, издательское дело и т. д. К 1970 — м годам понятие «культурные индустрии» стало обозначать все отрасли экономики, которые производят и распространяют товары и услуги в сфере культуры, а именно: литературу, книгоиздание, музыку, исполнительство, звукозапись, театр, кино, телевидение и т.д. Специалистами в области творческих индустрий были философы и социологи М. Хоркхаймер и Т. Адорно, также не малый вклад в развитие творческих индустрий вложил французский исследователь, профессор коммуникационных наук университета Стендаль — Гренобль Бернар Мьеж. Понятие «творческие индустрии», сформулированное Великобританией актуально на сегодняшний день

5 стр., 2422 слов

«Инфляция и ее социально-экономические последствия» учащихся ...

... теоретические аспекты изучения инфляции: понятие и причины инфляции, ее формы и виды. 2. Раскрыть социально-экономические последствия инфляции. 3. Проанализировать инфляцию в России. Методологической основой ... она проявилась в период проводимых ныне экономических реформ, направленных на восстановление рыночной экономики. Специфика Российской инфляции - в ее постоянной подпитке девальвацией. ...

2. Развитие творческих индустрий в России

Развитие творческих индустрий зародилось в Великобритании, в 1988 году. Остальные страны мира в направлении развития творческих индустрий стали работать с начала 2000-х годов как на региональном, так и на государственном уровне. Страны, в которых зарождались творческие индустрии, опирались на определение, сформулированное Департаментом культуры, медиа и спорта правительства Великобритании.

На сегодняшний день в России существуют различные творческие индустрии, хотя именно так мы совсем недавно стали их так называть. Давно в нашей стране существуют радио и телевидение, кинопроизводство, интернет — компании, дома моды, дизайнерские агентства и т. д. Крупные корпорации порождают множество более мелких производителей, которые выполняют по их заказу разнообразную творческую работу.

Развитие творческих индустрий тесно связано с вопросами поддержки малого и среднего бизнеса. Основным торможением развития творческих отраслей экономики в России является отсутствие настоящей свободы предпринимательства. Идеология творческих индустрий должна найти поддержку в среде бизнеса, а также у организаций, занимающихся поддержкой предпринимательства.

При рассмотрении творческих индустрий в России мы сталкиваемся с рядом проблем, связанных с экономической, культурной, политической сферами, но также и с пониманием творческих индустрий. Главная трудность заключается в дефиците статистической информации. Официальная статистика в России сгруппирована по стандартной индустриальной классификации с низким уровнем разбивки на категории, ориентированной, прежде всего, на выпуск продукции в промышленном секторе, добычу и переработку сырья. Собрать информацию по творческим секторам достаточно сложно. Производственный сектор культуры как отрасли не выделен в отдельную категорию, и данные по большинству кодов экономической деятельности, относящихся к творческим индустриям, аккумулируются в разделе «Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги». Поэтому для получения данных необходимы официальные запросы в различные ведомства и обработка большого объема статистической информации.

Экономика России в большей с степени сегодня ориентируется на сырьевую отрасль, что создает структурные барьеры для прихода творческих индустрий как сектора экономики в Россию. Творческим индустриям необходим стимул для развития, в особенности финансовый и налоговый, что также создает проблемы для корректировки стратегии социально-экономического развития.

Среди других экономических проблем, препятствующих развитию творческого сектора экономики, необходимо отметить следующие: проблема понимания роли территорий в системе экономики и распределения труда, проблема качества жизни, мобильности и адаптивности людей, проблема продвижения новой продукции и услуг, а также отсутствие творческих сетей и творческих кластеров. В отличие от ведущих стран западного мира Россия еще не стала на путь постиндустриальной экономики в полной мере.

6 стр., 2548 слов

Место и роль России в мировой культуре

... нею, оказывают влияние на ее генезис и эволюцию, связаны с русской культурой общей судьбой. Попытки понять отечественную культуру, определить ее место и роль в круге иных культур сопряжено с определенными сложностями. Их ...

По мнению зарубежных исследователей и аналитиков творческих индустрий, российская экономика обладает потенциалом роста и, соответственно, существуют огромные возможности для творческих индустрий.

Также Россия сталкивается с политическими ограничениями. Творческие индустрии как самостоятельная сфера развития экономики не стала одним из приоритетных в развитии и не нашла поддержки политики на государственном уровне для развития сфер культуры и экономики. Творческие индустрии в России пока не стали отдельным сектором экономики, как в других странах мира. Это связано, прежде всего, с тем, что творческие индустрии слабо актуализированы в публичном дискурсе не только политики, но и общества в целом. Отсутствие политики как таковой не означает отсутствие заинтересованности отдельных участников рынка, в том числе поддержка идеи творческой экономики идет пока только снизу — со стороны общественных организаций и бизнеса. При этом для бизнеса финансовые инвестиции в культуру в большей степени ориентирована на сохранение культурного наследия и традиционных культурных ценностей.

Следующими трудностями в развитии творческих индустрий являются теоретические и практические ограничения. Россия пока отстает от ведущих стран мира в плане теоретической разработки и специалистов и консультантов, экспертов, так как область обладает достаточно высокой степенью специфичности, хотя и сопряжена с разного рода профессиями и специализациями в сфере культуры, менеджмента, экономики и права. Важным моментом является и обучение новых специалистов, причем данная проблема сопряжена и с проблемой зарождения творческого класса и идентификации с ним.

К социально-экономическим трудностям относятся следующие составляющие:

  • негативное воздействие слабой экономики, а именно дефицит инвестиций;
  • высокие социальные взносы, которые налагают большую нагрузку на бизнес при привлечении сотрудников.

Когда речь идет о деятельности творческих компаний, то данный пункт очень важен, т.к. в компаниях такого рода человеческие ресурсы могут быть на порядок более значимы, чем, например, покупка оборудования;

  • отсутствие честной конкуренции;
  • теневая экономика, а именно ведение бизнеса без уплаты налогов и т.п.;
  • «молодость рынков».

Российские рынки строятся по типу зарубежных моделей, образцов. Соответственно, заказчик имеет примитивное представление о творческом производстве, что сказывается на его ожиданиях и уровне оплаты творческого труда;

  • неразвитое профессиональное образование и дефицит кадров. При наличии большого количества образовательных предложений, особенно — в секторе рекламы, комплексное практико-ориентированное образование в сфере творческих индустрий получить можно только в Москве и Санкт-Петербурге. На это указывают результаты почти всех экспертных интервью;
  • И, наконец, трудности возникают в культурных ограничениях. В России до сих пор существует проблема одностороннего понимания культуры и традиционный взгляд на культуру связан с понятием «культурное наследие».

В России, как отмечает Елена Зеленцова в статье «Культурные индустрии. Зарубежный опыт прикладных исследований», в продвижении творческих индустрий стали два центра: Центр развития творческих индустрий в Санкт-Петербурге, созданный в 2001 году, и Институт культурной политики в Москве, где с 2003 года в рамках соглашения с Министерством культуры Российской Федерации и Советом Европы развивался проект, направленный на внедрение технологий креативных индустрий в регионах. Обе организации работают в тесном сотрудничестве с международными организациями, в контакте с европейскими экспертами, также с британскими агентствами.

3 стр., 1144 слов

Творческая работа

... формирование умений и навыков как репродуктивной, так и продуктивной (самостоятельной, научной, творческой) деятельности. Творческая работа - это персональное исследование по сегодняшним проблемам, на его основе делается вывод ... работать и учиться на поотяжении жизни, застерегать и приумножать ценности национальной культуры и гражданского общества. И именно для этого в учебных заведениях необходимо ...

Творческие индустрии в России еще не стали отдельным сектором экономики, как в других странах мира. Это связано с тем, что творческие индустрии слабо актуализированы в публичном дискурсе не только политики, но и общества в целом. Отсутствие политики как таковой не означает отсутствие заинтересованности отдельных участников рынка, в том числе поддержка идеи творческой экономики идет пока только снизу — со

стороны общественных организаций и бизнеса. При этом для бизнеса финансовые инвестиции в культуру в большей степени ориентирована на сохранение культурного наследия и традиционных культурных ценностей.

Однако в последние годы наблюдается широкий интерес к теме творческих индустрий в России, в особенности на региональном и муниципальном уровнях власти. Выше было сказано, что центром развития творческих индустрий стали два постиндустриальных города — Москва и Санкт — Петербург, соответственно и предприятия творческих индустрий сконцентрированы преимущественно именно в данных городах, в меньшей степени — в других региональных центрах. Но на основе программы Московского института культурной политики и его партнеров, развитие творческих индустрий осуществлялось в провинциальных городах, таких как Архангельск, Петрозаводск, Тольятти, Сургут и т. д. Это было обусловлено тем, что мировая политика поддержки творческих индустрий обычно реализуется на региональном или местном уровне. В то же время, на российском опыте стало очевидно, что без федеральной поддержки креативные индустрии, как инновационный сектор в культуре и экономике, могут надолго остаться маргинальными.

Представители городских администраций заинтересованы в формировании эффективной культурной политики, позволяющей обеспечить их гармоничные взаимоотношения с горожанами и подержание высокого уровня социального благополучия. Политика властных структур в области культурного развития представляет направления политики государства (органов местного управления), связанной с проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества.

Сегодня важно постоянно доказывать значимость творческих индустрий в контексте культуры, обосновывать их актуальность и экономическую, социальную эффективность организуемых мероприятий. Творческие организации переходят от пассивной, обособленной позиции к роли полноправного партнера государственных институтов.

Первое агентство творческих индустрий было создано в Москве в 2004 году — агентство «Творческие индустрии», в задачи которого входят реализация проектов творческой экономки, а также привлечение бизнеса в творческую сферу, а также формирование сектора творческих индустрий в России. В Санкт-Петербурге при поддержке программы Европейского союза TASIS был создан «Центр развития творческих индустрий».

3 стр., 1413 слов

«Стихотворение А. Блока «Россия», его историческая тема, современное ...

... называется “Россия”. Запишите тему нашего урока: Стихотворение “Россия”. Его историческая тема, современное звучание и смысл. У : Записывает тему на доске. Д : Смотрят видеоролик “Россия” (А.А. Блок). У : В стихотворении “Россия” поэт ... по ней вместе с народом – таков смысловой итог стихотворения А.А. Блока. VI. Творческая работа. У : В заключение нашего урока вы, ребята, объединитесь по группам и ...

В России, с 2003 года насчитывается более двух десятков семинаров и круглых столов, поддержано ряд проектов. Несколько семинаров, проведенных британскими экспертами из агентства EUCLID, были посвящены технологиям картирования. На основе этих методик в Архангельске и Петрозаводске были проведены исследования по оценке потенциала предприятий креативных индустрий города. Также в рамках программы «Творческие индустрии» в 2003-2008 годах была проведена работа по исследованию российской модели «творческого кластера». Небольшие специализированные независимые производители часто располагаются вблизи друг от друга и образуют «кластеры». В зарубежной практике такие объединения-«кластеры» часто обосновываются на территории заброшенных фабрик или заводов, обновляя и давая новую жизнь «отработанным» индустриальным пространствам. Такое объединение предприятий творческих индустрий способствует экономическому росту, улучшает имидж территории, помогает решать проблемы трудоустройства. Сегодня в Москве действует, по крайней мере, пять творческих кластеров. В 2006 году Институтом культурной политики совместно с Международным университетом в Москве было проведено исследование, посвященное столичным креативным кластерам.

Проекты Института культурной политики, осуществляемые в российских регионах, помогли внедрить в умы идею развития творческих индустрий. Там, где проводились дискуссии и семинары с участием экспертов Совета Европы, удалось преодолеть глубоко ускоренное в российском сознании представление о невозможности соединить культуру и коммерцию, которое разделяют у нас не только люди творческих профессий, но и власти. Таким образом, в 2004 году в Архангельской области представители Комитета по культуре и Комитета по экономическому развитию впервые попробовали сообща обсудить проблемы региона — и быстро выяснили, что у них может быть общая повестка дня. В 2005 году Министерство культуры Карелии решило объявить специальную программу поддержки творческих индустрий в республике.

С каждым годом развитие творческих индустрий в России возрастало и к 2005 году, в Москве появился первый настоящий творческий кластер. Это Центр дизайна ARTPLAY. Здесь находятся уже несколько десятков творческих компаний — в большей степени, дизайнеры и архитекторы, — а также кафе, ресторан, выставочный зал и прочая инфраструктура, необходимая для того, чтобы кластер был не только производственной площадкой, но и клубом, и публичным местом.

Также существуют и другие проекты такого рода, такие как: «Арт-Стрелка», «Фабрика», который обещает стать самым крупным творческим кластером в Москве.

За последние годы, как отмечают авторы книги «Творческие индустрии: теории и практики» Елена Зеленцова и Николай Гладких появился ряд исследований российской ситуации в области развития творческих индустрий, реализован ряд проектов. Появились оригинальные российские публикации, посвященные развитию творческих индустрий в России, в частности издания института политики в серии «Культурные стратегии: экспертный клуб» (Новые форматы партнерства, 2003; Творческие индустрии в России, 2004; Творческие индустрии: модель для сборки, 2005).

Появились исследования, посвященные творческому освоению бывших промышленных пространств в Москве и городах Российской Федерации (Зеленцова, Гладких, Пушкина, 2008).

В рамках конференций и форумов начали обсуждать вопросы, связанные с развитием творческих индустрий (2004, 2005 и 2006 — Международный форум «Культура плюс», Москва; 2008 -Международная конференция «Фабрики воображения», Москва и др.).

[8, с.142]

В России творческие индустрии существуют сегодня изолированно, разрозненно и не складываются в единый сектор творческой экономики. При этом интегральное восприятие этого сектора отсутствует не только на политическом уровне — федеральном, региональном или муниципальном. Сами творческие предприниматели тоже не ощущают себя частью единой творческой сферы. В России творческие индустрии пока не объединили креативную экономику и культурную политику. Комплексное восприятие ареала творческих индустрий отсутствует и на муниципальном уровне. Инициатива в отношении формирования благоприятного культурного облика города переходит к сфере предпринимательства.

Есть риск, что политика поддержки творческих индустрий в России не будет проводиться на федеральном уровне. Тогда, возможно, свою роль сыграют региональные или муниципальные власти или бизнес. В любом случае, роль властей здесь подсобная, хотя и важная. Их задача — создать благоприятные условия, а развитие самих творческих индустрий — дело независимых людей и организаций. Неважно, коммерческих или не коммерческих.

Изучая материал по развитию творческих индустрий, мы пришли к выводу, что Россия не первая страна, которая стала поддерживать творческие индустрии. В отличие от других стран, в России творческие индустрии зародились гораздо позднее. Их развитие в нашей стране сталкивается с рядом проблем: политическими ограничениями, практическими, теоретическими, социально -экономическими, культурными. К сожалению, творческие индустрии в России не стали отдельным сектором экономики, как в других странах мира. Связано это с тем, что творческие индустрии слабо актуализированы в публичном дискурсе не только политики, но и общества в целом.

3. Развитие творческих индустрии в городе Перми

творческий индустрия пермский культура

В России за 1990-е годы ХХ века изменилось отношение к искусству и культуре. После распада СССР и появления нового молодого государства стали возможны ранее запрещенные формы художественного творчества. Демократизация и либерализация общества позволила развиваться искусству не только в русле одной принятой государством идеологии. Появилась возможность для развития и поддержки самобытных талантливых авторов со всей страны, деятельность которых стала видна на общероссийском уровне.

Экономический и политический кризис в стране вначале 1990-х повлиял на все сферы жизни общества. В провинции социальные противоречия этого периода были не менее болезненны. Тревожным оказалось положение в сфере культуры. Самый низкий уровень заработной платы в стране и в городе отмечается в 1990-е именно у работников культуры и просвещения. Одна из наиболее острых проблем пермской культуры — отсутствие материальной базы. Также вопрос о помещении для новых творческих коллективов, творческих и авторских мастерских решается очень медленно.

Пермская культура, как и в советские времена, зависит от работы государственных структур, созданных при местных органах власти — при администрации Пермской области — Департамент искусства и культуры, при городской администрации — Комитет по культуре и искусству. Культура напрямую зависит от государственного попечительства и финансирования.

Город Пермь является одним из крупных городов России. В нашем городе живет немало талантливых творческих людей: поэтов, музыкантов, художников, режиссеров и т.д. На сегодняшний день городская среда ведет активную деятельность в развитии творческих индустрий. С каждым годом развитие культурных мероприятий на площадках города возрастает. Появляются различного рода проекты, фестивали, различные мероприятия и т. д., направленные на развитие культурного человека. Но, с возникновением культурного развития возникает и ряд проблем, связанных с ограничениями площадок для выступлений. Многие талантливые люди не находят площадки для своей самореализации, не имеют возможности представить продукт своей творческой деятельности широкой пермской публике.

В 2006 году Пермь получила статус «Культурной столицы Поволжья». В рамках программы «Пермь — культурная столица Поволжья 2006» был проведен ряд мероприятий, которые показали, что Пермский край обладает высоким культурным потенциалом. В рамках программы «Пермь — культурная столица Поволжья 2006» было проведено более тридцати различных проектов. Среди них есть уже традиционные (Арт-салон, в выставочном центре «Пермская ярмарка», международный фестиваль документального кино «Флаэртиана», фестиваль рок-музыки « Rock — Line », международный джазовый фестиваль и др.), а также осуществляются и новые для города проекты, такие как форум пермской скульптуры, акция «Картина в витрине» (выставки художников), фестиваль перформанса «СКВЕР», бьеннале «Архитектурная весна-2006», и многие другие. Конкурс «Пермь — Культурная столица Поволжья — 2006» ориентирован на поддержку и демонстрацию лучших инновационных проектов в сфере культуры, объединение усилий по созданию единого культурного пространства и развитию социокультурных коммуникаций в г. Перми, Пермском крае и Приволжском федеральном округе. Целью данного проекта является выявление творческих инициатив и значимых проектов для развития культуры на территории города Перми; Установление и развитие партнерских отношений между различными организациями в целях совершенствования социо-культурного пространства города Перми.

Россия активно сотрудничает с различными странами, обмениваясь культурным опытом. В 2010 году был реализован международный сетевой проект «Европейские акценты в Перми», нацеленный на проведение одноименного фестиваля и создание эффективного и устойчивого партнерства между деятелями культуры, менеджерами культуры и учреждениями культуры из Перми и европейских городов, в том числе Дуйсбурга (Германия) и Печа (Венгрия).

Также, в 2010 году состоялся фестиваль «День Европы», нацеленный на укрепление культурных связей Пермского края с европейскими странами.

С 2010 года информационное обеспечение Перми как культурной столицы Европы уже сейчас осуществляет четырехъязычный интернет-портал о культурной жизни региона «OpenPerm». Портал формирует образ Пермского края как динамичной и конкурентоспособной территории, открытой для осуществления совместных с европейскими странами программ в области культуры и социальной политики.

С 2010 года в городе Перми проводится фестиваль «Живая Пермь, придуманный Маратом Гельманом, нынешним директором Пермского музея современного искусства. Данный проект объединяет музыку, театр, кино, изобразительное искусство, поэзию, прозу и другие проекты в новых направлениях современного искусства, на стыке жанров. Мероприятия проводятся как на традиционных площадках города, так и в самых неожиданных местах.

С 2011 года ежегодно проводится фестиваль «Белые Ночи в Перми» — это двадцать шесть дней фестивалей, выставок, спектаклей, танцевальных постановок, мастер-классов и форумов, семинаров и лекций для жителей и гостей города любого возраста. Целью проведения Фестиваля является содействие созданию благоприятной среды для проживания, пребывания на территории г. Перми и Пермского края и самореализации личности.

Не так давно, в нашей стране стартовала программа, которая посвящена какой — то определенной стране.

Основной задачей Пермского края является важность получения статуса Культурной столицы Европы. Россия ведет активную деятельность в экономической, политической, информационной, и, конечно, же культурной сфере.

Не так давно в России существует программа — Международный фонд «Планета людей». Планета людей» — это плод многолетней деятельности по продвижению творческого опыта известных европейских и мировых исполнителей, педагогов, художников, театральных педагогов на территории Пермского края. Основными задачами программы являются: рост взаимопонимания и взаимоуважения между народами; противодействие расовое, этническое, религиозное, политический экстремизм в любой форме; развитию миротворческих процессов; устранению двойных стандартов в международной политике; воспитанию новых поколений в духе демократических ценностей и гражданской активности. По всей России в течение года проходят десятки мероприятий по культурной и экономической тематике — музыкальные и танцевальные представления, фотовыставки и выставки картин, показы фильмов, семинары и круглые столы по вопросам внутренней и внешней политики обеих стран.

год является годом Германии в России. Проект носит объединенное название — «Германия и Россия — вместе строим будущее» — это более тысячи мероприятий в области образования, науки, искусства, культуры, политики, гражданского общества и экономики. На территории города Перми были проведены мастер-классы полюбившего Пермь всей душой композитора Грегора Дю Букле и показ оперы «Китаянка», представление кукольного театра oNи поэтическое ателье Норы Гомрингер, шоу театра Renegadaи выставка Паулы Модерзон-Беккер, творческая лаборатория Катрин Кацубко и музыкальный фестиваль «Свадебный полет», а также были проведены мастер классы аккордеонистки Катрин Пфайфер и т.д.

Перечисленные проекты и еще целый ряд других — реальные достижения новой культурной политики, заметные далеко за пределами края. Российские и зарубежные СМИ не только систематически пишут о культурных событиях, происходящих в городе, но и рассматривают «пермское чудо» как целостное явление. Можно констатировать, что на уровне СМИ «пермский прорыв» культуры в экономику уже осуществлен — культурная жизнь региона стала предметом внимания экономических и общественно-политических СМИ.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод: культурная жизнь города Перми с каждым годом насыщается все большим количеством проектов, различных мероприятий, фестивалей, проводимых на различных площадках города Перми. Это повышает культурный имидж нашего города и приобщает молодежь к культурному отдыху. В дальнейшем город Пермь обогатится еще большими культурными проектами, и нынешняя молодежь будет осуществлять, и принимать активное участие в реализации и участии культурных индустрий города Перми.

Заключение

Изучение литературы дает основание сделать следующие выводы:

Культурные индустрии — это все отрасли экономики, которые производят и распространяют товары и услуги в сфере культуры, а именно: литературу, книгоиздание, музыку, исполнительство, звукозапись, театр, кино, телевидение.

В Великобритании (1997) в понятие «творческие индустрии» входило 13 субсекторов: реклама, художественный и антикварный рынок, архитектура, ремесла и прикладное искусство, дизайн, мода, кино и видео, музыка, исполнительские искусства (драматический и музыкальный театр, современный танец, различные шоу), литература и книгоиздание, программное обеспечение, мультимедиа и интерактивные компьютерные программы (офисные, обучающие, игровые и т. д.), телевидение и радио.

В Гонконге (2000-е), в понятие творческих индустрий включены азартные игры, образование, спорт, туризм и консалтинговые услуги. В Финляндии включает парки аттракционов и рекреационную деятельность. Творческие индустрии позволяют широко посмотреть на все процессы, происходящие в современном мире. Творческие индустрии адекватно описывают изменения, происходящие в настоящее время в культуре, экономике, городах и интеллектуальных поисках. В России — радио и телевидение, кинопроизводство, интернет — компании, дома моды, дизайнерские агентства

В 2006 году Пермь получила статус «Культурной столицы Поволжья». Воплотились в жизнь большое количество творческих проектов. Например: Арт-салон, в выставочном центре «Пермская ярмарка», международный фестиваль документального кино «Флаэртиана», фестиваль рок-музыки « Rock — Line », международный джазовый фестиваль. В 2010 году был реализован международный сетевой проект «Европейские акценты в Перми», нацеленный на проведение одноименного фестиваля и создание эффективного и устойчивого партнерства между деятелями культуры, менеджерами культуры и учреждениями культуры из Перми и европейских городов, в том числе Дуйсбурга (Германия) и Печа (Венгрия).

С 2010 года в городе Перми проводится фестиваль «Живая Пермь. С 2011 года ежегодно проводится фестиваль «Белые Ночи в Перми» — это двадцать шесть дней фестивалей, выставок, спектаклей, танцевальных постановок, мастер-классов и форумов, семинаров и лекций для жителей и гостей города любого возраста. На территории города Перми были проведены мастер-классы полюбившего Пермь всей душой композитора Грегора Дю Букле и показ оперы «Китаянка», представление кукольного театра oNи поэтическое ателье Норы Гомрингер, шоу театра Renegadaи выставка Паулы Модерзон-Беккер, творческая лаборатория Катрин Кацубко и музыкальный фестиваль «Свадебный полет», а также были проведены мастер классы аккордеонистки Катрин Пфайфер.

Мы считаем, что культурная жизнь в дальнейшем обогатится еще большими культурными проектами, и нынешняя молодежь будет осуществлять и принимать активное участие в реализации и участии культурных индустрий города Перми.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/industriya-kulturyi/

1. Браун Дж. Культурные индустрии. Выявление культурных ресурсов территории / Презентация на семинаре «Культурные индустрии. Выявление культурных ресурсов территории». 14-18 июля 2003 года.

.Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России [Электронный ресурс] // www.strana-oz.ru

.Гнедовский М., Зеленцова Е. Культура в России: государственный проект или гражданские инициативы?

.Гнедовский В. Современные проблемы развития постиндустриального общества в городах США и Европы [Электронный ресурс] // www.archipelag.ru

5.Зеленцова Е. Культурные индустрии. Зарубежный опыт прикладных исследований [Электронный ресурс] // www.mista.in.ua <#»justify»>16.ОКоннор Дж. Культурная политика как влияние: Экспорт идеи «творческих индустрий» в Санкт-Петербург // Творческие индустрии в России. Культурные стратегии: Экспертный клуб. Вып. 3. М.: Институт культурной политики, 2004. С. 12-34.

.Хлопина О. Трансформация культурной политики Европы в конце XX столетия // Культурная политика: проблемы теории и практики. — Спб.: Дмитрий Буланин, 2009. — С. 13-53.